Логин:


Пароль:


Регистрация  Вход

2016 г. 

 

В  2016 г. Абдулагатовым З.М., зав. Отделом социологии ИИАЭ ДНЦ РАН по результатам социологического опроса было  проведено социологическое исследование по теме: «Современные особенности экстремистской деятельности в Республике Дагестан».  

Опрос проведен в мае – сентябре 2016 г. в 3 городах - Махачкала, Дербент, Буйнакск и 4 сельских районах республики  Дагестан: Казбековский (с. Дылым), Каякентский  (с. Усемикент, с.  Новое Викри), Унцукульский (с. Шамилькала, с. Унцукуль), Магарамкентский (с. Магарамкент). Опрошено 800 человек.

Краткие выводы:

1.     В Дагестане  имеет место достаточно мощная поддержка участвующих в деятельности ИГИЛ мусульман Республики. В пропорциональном пересчете доли выборки на генеральную совокупность, таковых в РД  не менее 80 тысяч человек взрослого населения, преимущественно молодежного возраста. То есть тех, кто могут реально оказаться в Сирии.

2.     Наличие большого количества лиц, из Дагестана (около 4000 по данным ФСБ),  которые участвуют в деятельности ИГИЛ, также, как и  лиц, которые считают, что они могут оказаться в ИГИЛ – около 55 тысяч человек в пересчете на генеральную совокупность, как и лиц,  одобряющих участие дагестанцев в событиях в Сирии (4,1%) говорит о том, что ИГИЛ не суть, а всего-навсего возможность проявления наших внутренних проблем. Это означает, что с ликвидацией ИГИЛ на Северном Кавказе появится новая организация, подобная «Имарат Кавказ».

3.     Войной с ИГИЛ, силовыми операциями в республике, на Северном Кавказе, эту проблему не решить. Ислам как доминирующая траектория социализации молодежи в светском государстве,  на данном этапе ее развития себя не оправдал. Это касается как решения актуальных вопросов мирного сосуществования граждан между собой,  взаимоотношений различных направлений в исламе, так и общества и государства.

 

В 2016 г. н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Гебеков Г.Ф. провел экспедиционное социологическое исследование  по теме: «Общественное мнение по проблемам модернизации государственного образования».

Для решения поставленной цели в 7 городах и 13 районах Дагестана опрошено 1129 респондентов.

Были сделаны рекомендации по исследуемой проблеме.

 

В 2016 г. и.о. м.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Мамараев Р.М. провел  социологическое исследование  по теме: «Электоральные предпочтения в Республике Дагестан», изучив электоральных предпочтений в Республике Дагестан накануне выборов депутатов федерального и регионального уровня 18 сентября 2016 г

 

В 2016 г. в.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Шахбанова М.М. провела социологическое исследование по теме ««Межэтническая напряженность в Республике Дагестан: состояние и динамика».

Целью исследования являлось изучение факторов, обеспечивающих межэтническую стабильность, оценка потенциала межэтнической напряженности как стабильной/конфликтной характеристики взаимоотношений между народами, выявление базы формирования  дезинтеграционных процессов и факторов межэтнической конфронтации.

 

 

2015 г. 

 

В  2015 г. Абдулагатов З.М., зав. Отделом социологии ИИАЭ ДНЦ РАН провел два социологических опроса: массовый и  экспертный по теме: "Светское и религиозное в школьном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Массовый опрос был проведен среди родителей учащихся по курсу ОРКСЭ. Экспертный опрос проведен среди учителей того же курса.

           Вопрос о том, каково содержание отдельных модулей курса ОРКСЭ относительно понятий светское-религиозное, остается спорным. Предполагалось, что опрос даст ответ населения на вопрос о том,  является ли содержание конфессиональных модулей ОРКСЭ культурологическим или оно имеет вероучительный характер. Способствует ли курс ОРКСЭ интеграции нашего населения, или он разделяет нас еще в школе на верующих и неверующих, православных и мусульман и т.д. Какой из модулей курса родители считают наилучшим для преподавания в Дагестане.  

Краткие выводы:

Анализ затребованности, обоснованности, внедрения конфессиональных модулей курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе со ссылками на общественное мнение показал:

1.       По оценкам основной массы опрошенных родителей, конфессиональные модули имеют вероучительный, а не культурологический характер.

2.       Несмотря, на то, что основная масса опрошенных (66,5%) желают, чтобы их дети обучались по исламскому модулю, родители не видят предназначение курса в воспитании религиозности.

3.       С точки зрения интересов стабильности и согласия в обществе большинство респондентов считают необходимым преподавать в школе «Основы мировых религиозных культур».

1.       Опрошенные в абсолютном большинстве не считают религиозность человека необходимым условием его нравственности, добропорядочности.

2.       Респонденты склонны к оценке религиозных норм как нравственных в смысле их культурологических, десакрализованных ценностей.

3.       Основной смысл нравственности дагестанцы видят в совершении добрых дел, сострадательности, сочувствовании другому человеку. Это мораль антропоцентристская, хотя может внешне принять религиозные формы.

4.       Уроки по курсу ОРКСЭ разделяют детей по нишам локально-религиозной, светской этик. В условиях дефицита в РФ общегражданской идентичности, они способствуют дальнейшему усилению религиозной, этнической идентичности.

 

В 2015 г. в.н.с. Отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН Шахбанова М.М. проводила социологическое исследование по теме «Формирование государственно-гражданской идентичности дагестанских народов: состояние и тенденции».

Целью исследования являлось изучение динамики государственно-гражданской (российской) идентичности дагестанских народов, определение ее места в структуре социальной идентичности, установление структурных элементов воспроизводства российской идентичности, выявление этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаков и их статус в процессе воспроизводства государственно-гражданской (российской) идентичности, совместимость/несовместимость государственно-гражданской идентичности с иными типами социальной идентичности, влияние государственно-гражданской идентичности на характер межэтнической коммуникации и формировании межнациональной толерантности дагестанских народов.

 

 

2014 г. 

 

В 2014 г. социологические опросы в Отделе социологии  ИИАЭ ДНЦ РАН проводились по следующим направлениям исследований:

а) «Особенности формирования религиозной идентичности в современном дагестанском  обществе в условиях трансформации российского  общества». (Шахбанова М.М. с.н.с., д.соц.н.). Целью социологического исследования являлось изучение религиозной идентичности дагестанских народов, определение ее места в структуре социальной идентичности, установление факторов ее усиления, степени и уровня религиозности дагестанских верующих, характеристика их религиозного поведения, выявление корреляции между степенью религиозности и культовым поведением дагестанских верующих, характеристика состояния религиозной ситуации в республике, отношение к деятельности Духовного управления мусульман Дагестана, определение значимости религиозной принадлежности в процессах коммуникации и факторов формирования религиозной толерантности/интолерантности.

Опрос проведен в Ботлихском (с. Ботлих), Дербентском (п. Белиджи), Казбековском (с. Дылым), Кизилюртовском (с. Зубутли-Миатли), Хасавюртовском (c. Муцалаул), сельских районах, в гг. Дербент, Кизилюрт, Кизляр, Махачкала, Хасавюрт.  Выборка – 904 респондента.

б) Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного  населения республики Дагестан. (По гранту РГНФ   N 14 – 03 – 00104). Руководитель Шахбанова М.М., исполнители: Лысенко Ю.М., Мамараев Р.М.

Опрос проведен в Буйнакском, Дербентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Хасавюртовском, Тарумовском сельских районах, в гг. Дербент, Дагестанские Огни, Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт. Выборка 1641 респондент.

в) «Поствыборная ситуация в Республике  Дагестан: перспективы и риски». (Мамараев Р.М.-С., и.о. м.н.с.).

Опрос проведен в Каякентском,  Кулинском, Магарамкентком, Ногайском, Чародинском сельских районах, гг. Махачкала, Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск. Выборка 383 респондента.

Как показал опрос, дагестанцы крайне отрицательно относятся к прошедшим протестным движениям: 53,5% – т.к. это приводит к дестабилизации в стране, 17,0% – т.к. это было «спонтанное, неорганизованное движение и лидеры данного движения не пользуются у меня авторитетом».  Тем более, не готовы поддержать (47%) и принять участие в революционных движениях против федеральной власти (93%), мотивируя тем, что это приведет к развалу страны и к гражданской войне.

г) Исламское образование в религиозных учебных заведениях Республики Дагестан в контексте интересов светского государства. (Абдулагатов З.М., зав. отд., к. филос. н.).

Опрос, посвященный проблемам исламского образования мусульман РД. Опрос проведен среди учащихся и студентов Исламских учебных заведений в Дербентском, Хасавюртовском, Буйнакском, Казбековском сельских районах, гг. Махачкала, Дербент, Буйнакск, Хасавюрт. Выборка – 444 респондента. Из них 49 – обучавшиеся  в зарубежных исламских учебных заведениях.

д) «Война в общественном сознании дагестанцев». (Курбанов Х.Т., к полит. н., и.о. м.н.с).  Выборка 435 респондента.

В исследовании рассмотрены вопросы исторической памяти и преемственности поколений в вопросах понимания наследия Великой Отечественной войны, как события прививающего основы патриотического воспитания. Посредством социологического опроса показано, что молодые дагестанцы обладают основательным патриотическим стержнем и впитывают информацию о войне как о мощнейшем, антифашистском, освященном кровью миллионов людей, событии. Вместе с тем, существует, в латентной форме, в «нижних этажах» дагестанского общества, опасность проявления не только равнодушия, но и неуважения к памяти о Великой Отечественной войне. Это регистрируется как при политологическом анализе, так и по результатам нашего социологического исследования. Немногочисленная прослойка – 2,4% дагестанцев не согласны с патриотической парадигмой России. Можно предположить, что до 5% дагестанцев выпадают из патриотического курса страны, и могут составлять «группу несогласия».

е) «Общественное мнение по проблемам  национально-религиозного компонента в государственной системе образования». (Гебеков Г.Ф., м.н.с., к.и.н.).

Ответы респондентов свидетельствуют о неудовлетворительном материально-техническом и кадровом обеспечении преподавания дисциплин, относящихся к национально-региональному компоненту, подтверждая, тем самым их неравноправное положение в сравнении с другими предметами и слабый контроль знаний по этим дисциплинам. Результаты опроса 2014 г. показывают, что предметы национально-регионального компонента пользуются большей популярностью в сравнении с предметами общероссийской значимости (за исключением соотношения учебных дисциплин по русскому и родным языкам). Прослеживается тенденция и на постепенное усиление в общественном сознании дагестанцев важности изучения родных языков.

Опрос проведен  в 29 сельских районах и во всех 10 городах Республики Дагестан. Выборка 1072 респондента.

 

Научные сотрудники Халилова А.С., Гебеков Г.Ф.  в 2014 г. также участвовали в экспедициях по гранту РГНФ, проект № 12-31-01201, тип-а2 - «Общественно-политические взаимоотношения, миграционные контакты и социально-бытовое сотрудничество Республики Дагестан с Краснодарским краем, Ставропольем и Ростовской областью в 1980-2010 г.», посетили гг. Ростов-на-Дону, Краснодар,  Ставрополь, Ростовскую область, Краснодарский  и Ставропольский край. 

 

В 2011 г.  была проведена социологическая экспедиция на средства гранта РГНФ, проект «Светская культура и ислам в современном Дагестане (по материалам молодежной среды)». Руководитель проекта - Абдулагатов З.М. Экспедиционный проект продолжил исследования по изучению исламского массового сознания в республиках Северного Кавказа. Опросом было охвачено в Республике Дагестан – 60 респондентов, в Чеченской республике – 60 респондентов, в Кабардино-Балкарской Республике – 320 респондентов. Всего было опрошено – 1040 респондентов.

HotLog