22.02.2024

Организация финансирования системы обязательного медицинского страхования. Страховой консультант


Ни для кого не секрет, что медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения зачастую испытывают недостаток в финансировании. Это напрямую сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Вокруг много критики, некоторые считают такие медицинские организации плохим наследием советских времен. При этом мало кто задумывается о причинах плачевного состояния государственной и муниципальной медицины. Между тем, «бомба замедленного действия» заложена в самой системе их финансирования.

Как используются деньги на оказание медицинской помощи по ОМС

В большинстве своем государственные и муниципальные поликлиники и больницы оказывают медицинскую помощь населению бесплатно, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), являющегося основной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи . Таким образом, основной доход эти медицинские организации получают из средств ОМС, которые перечисляются им медицинскими страховыми организациями или непосредственно ТФОМС на основании соответствующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и по ценам на медицинские услуги, утвержденным тарифным соглашением в соответствующем субъекте РФ. И дело даже не в том, что тарифы на большую часть медицинских услуг по ОМС гораздо ниже средней рыночной стоимости аналогичных платных медицинских услуг, а в том, что полученные в рамках ОМС денежные средства медицинская организация (относящаяся как к государственной/муниципальной , так и к частной системе здравоохранения ) может потратить только определенным образом, поскольку эти денежные средства являются целевыми (согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.2009 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС).

Структура тарифа, определяющая целевое использование, предусмотрена п. 7 ст. 35 закона об ОМС, п. 157 Правил ОМС, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 года № 158н, и включает в себя:

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

При этом базовая программа ОМС не предусматривает дополнительные элементы структуры тарифа по сравнению с установленной законом об ОМС (такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 35 закона), а субъекты РФ не торопятся в территориальных программах дополнять структуру тарифа (такая возможность предусмотрена п.п. 5, 6 ст. 36 закона об ОМС).

Разумность ограничений по использованию средств из ОМС

Вы полагаете, что действующие ограничения по целевому использованию средств из ОМС логичны и разумны, потому как в противном случае есть риск того, что полученные деньги будут расходоваться на что угодно, кроме медицины?

Анализ действующих ограничений по использованию ОМС-х денежных средств дает основание предполагать, что как раз на развитие медицинской организации (и, соответственно, медицины в целом) эти денежные средства из ОМС использовать вряд ли получится. На поддержание медицинской организации «на плаву» – может быть, получится.

Медицине для развития необходимо использовать новейшие технологии, современное оборудование.

При этом на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) медицинская организация по полученным в рамках ОМС денежным средствам вправе потратить только до 100 000 руб. за каждую единицу. И ни рубля больше. Превышение этого ограничения расценивается как нецелевое использование средств ОМС, что влечет обязанность медицинской организации возвратить в бюджет территориального фонда потраченные денежные средства в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС (ТФОМС) соответствующего требования, а также уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (п. 9 ст. 39 закона об ОМС).

Причем возврату в бюджет ТФОМС подлежит не сумма превышения установленного ограничения, а вся сумма, потраченная на приобретение основного средства. Например, если медицинская организация в нарушение установленного лимита закупила медицинское оборудование стоимостью 105 000 руб. за единицу, то по требованию ТФОМС она должна вернуть не 5 000 руб., а все 105 000 руб. (в подтверждение такой позиции Определение ВС РФ №301-КГ17-9179 от 26.07.2017 года по делу А29-2185/2016).

Вот еще некоторые примеры из судебной практики:

  • медицинская организация, оказывающая скорую медицинскую помощь , была не вправе использовать средства ОМС на покупку автомобиля скорой помощи (стоимость свыше 100 тыс. рублей!) и на погашение задолженности за приобретенный автомобиль скорой помощи по исполнительному листу (Определение ВС РФ от 07.12.2016 года №301-ЭС16-12338).
  • медицинская организация на средства ОМС приобрела терминал для выбора услуг и печати талонов стоимостью 105 078,43 руб. и фасадную вывеску стоимостью 129 800 рублей и вынуждена была вернуть потраченные деньги и оплатить штраф и пени (Определение ВС РФ от 27.04.2017 года №307-КГ16-17712 по делу А21-9950/2015).

Сколько стоит современное медицинское оборудование и что из основных средств вообще стоит меньше 100 000 рублей? Получается абсурдная ситуация: например, у медицинской организации (неважно, государственно или частной ) есть потребность в модернизации медицинского или иного оборудования, есть ОМС-ные деньги, но приобрести на них что-то стоящее вряд ли получится.

В итоге, медицинским организациям в системе ОМС приходится придумывать, как потратить полученные деньги так, чтобы впоследствии не пришлось их возвращать в связи с нецелевым использованием и не стать должником по требованию ТФОМС: приобретаются мелочи вроде кофеварок, чайников, утюгов, холодильников и т.п. вещей, которые стоят за 1 ед. меньше 100 тыс. руб. При этом их можно купить в большом количестве с превышением суммы в 100 тыс. руб., не нарушая требований о целевом использовании средств ОМС (Определение ВС РФ от 15.05.2015 года №303-КГ15-4262 по делу №Ф03-206/2015).

Медицине для развития необходимы помещения и здания:

  • в которых можно разместить современное оборудование (как инженерное, так и медицинское);
  • соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые должны учитываться уже на этапе проектирования.

Наличие помещений (зданий), медицинского оборудования и иных медицинских изделий являются составной частью лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности. Однако затраты на строительство новых объектов медицинской организации, на реконструкцию и даже капитальный ремонт не могут быть оплачены из средств ОМС, потому как они не предусмотрены в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС.

Как указал суд в Постановлении от 11.09.2015 года по делу № Ф03-3648/2015: «из буквального содержания указанных нормоположений, в том числе Правил медицинского страхования, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования ». Верховный суд РФ поддержал эту позицию (Определение от 18.01.2016 года)

Для работы на современном оборудовании с использованием новейших технологий нужен квалифицированный обученный персонал. Для такого персонала необходимо обеспечить достойный уровень зарплат и выплат стимулирующего характера. Разумно предположить, что руководству медицинской организации лучше знать, какому врачу и в каком размере целесообразно осуществлять денежные выплаты, в том числе, стимулирующего характера. Однако и в этом аспекте есть нюансы, если указанные выплаты осуществляются за счет поступлений денежных средств по ОМС.

Во-первых, Правила ОМС устанавливают, что денежные выплаты из средств ОМС должны предназначаться тому персоналу, которое принимало непосредственное участие в оказании медицинской помощи по ОМС. Это означает, что средства ОМС запрещено использовать на зарплаты и выплаты стимулирующего характера врачей, которые, например:

  • оказывают населению платную медицинскую помощь (Определение ВС РФ №301-КГ15-1980 от 31.03.2015 года по делу А43-1988/2014);
  • осуществляют медицинскую деятельность, не предусмотренную территориальной программой ОМС, к примеру, по освидетельствованию на состояние опьянения (Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 14.12.2015 года по делу А21-10229/2014).

Во-вторых, при осуществлении выплат стимулирующего характера должны учитываться нормы действующей системы оплаты труда, в т.ч. локальных актов организации. Так, например, ТФОМС при проверке медицинской организации были выявлены факты завышения зарплат, отсутствия снижения надбавки по основанию наличия в отделении внутрибольничного инфицирования, выплаты премии в отношении сотрудника, который имел дисциплинарное взыскание. Доводы медицинской организации об отсутствии причинно-следственной связи между действиями работников, связанными с выполнением ими должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции, суд посчитал необоснованными, сославшись на требования действующего локального акта – Положения о выплатах стимулирующего характера и об оплате труда (Определение ВС РФ от 11.04.2018 года №304-КГ18-3011 по делу А81-3252/2016). Кроме того, в рамках указанного судебного спора суд признал обоснованной позицию ТФОМС о нецелевом использовании денежных средств ОМС, потраченных медицинской организацией на обучение по программе профессиональной подготовки (специализации) в отношении медицинской услуги, которая не предусмотрена территориальной программой ОМС.

В-третьих, даже если коллективным договором предусмотрены льготы и преимущества для работников-врачей, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами (ст. 43 ТК РФ), такие выплаты за счет средств ОМС признаются нецелевым использованием. Например, по результатам проверки медицинской организации ТФОМС установил, что работникам медучреждения представлялся краткосрочный отпуск с сохранением среднего заработка в связи с бракосочетанием, смерти родственников и т.п. (в соответствии с действующим коллективным договором). При этом работникам были выплачены из средств ОМС денежные средства на общую сумму 54 131 руб. ТФОМС отнес такие выплаты к выплатам стимулирующего характера и посчитал, что они не соответствуют целям, установленным Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания населению. Суд поддержал позицию ТФОМС (Определение ВС РФ от 13.12.2017 года по делу А55-16801/2016).

Стоит упомянуть, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы на приобретение продуктов питания, организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). При этом ФОМС считает, что приобретенные за счет средств ОМС продукты питания могут использоваться только для организации питания пациентов по ОМС. Например, в ходе одной из проверок ТФОМС выявил, что медицинская организация на средства ОМС закупила мясо для организации питания пациентов, которым оказывались платные медицинские услуги. Такое расходование средств ОМС ТФОМС посчитал нецелевым. И суд согласился с таким выводом (Определение ВС РФ №309-ЭС17-9175 от 31.07.2017 года по делу А60-27646/2016).

Вывод: действующая система целевого использования средств ОМС тем более не привлекательна для медицинских организаций частной системы здравоохранения (коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли). Как результат, в сфере ОМС присутствует недостаточное формирование конкуренции , что в свою очередь негативно сказывается на доступности качественной медицинской помощи по ОМС. Представляется, что давно назрела необходимость исключить ряд ограничений по целевому использованию денежных средств ОМС , а в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения – вообще исключить такие ограничения: ведь речь идет не о субсидиях или дотациях из бюджета, а оплаты за оказанную медицинскую помощь.

Основной целью ОМС является сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

1. Средства бюджетов.

2. Страховые взносы работодателей (3,6% от фонда заработной платы, начисленного по всем основаниям: из них 0,2% - в ФФОМС, 3,4% - в ТФОМС).

3. Безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования.

4. Доходы от ценных бумаг.

5. Иные источники, незапрещенные законодательством.

Средства направляются на:

  1. Финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в рамках ОМС.
  2. Обеспечение профессиональной подготовки кадров.
  3. Финансирование научных исследований.
  4. Развитие материально-технической базы, учреждений, здравоохранения.
  5. Субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС.
  6. Оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи.
  7. Финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (туберкулез, СПИД).
  8. Оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства Фондов здравоохранения, не использованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Устойчивые остатки Фонда здравоохранения могут использоваться на коммерческих началах для развития системы здравоохранения.

В соответствии с ФЗ «О медицинском страховании» существует 3 группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС.

Первым уровнем страхования в системе ОМС является ФФОМС который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Фонд сам не осуществляет страховые операции и в целом не финансирует систему ОМС граждан. Основной финансовой функцией Фонда является предоставление субвенций ТФОМС для выравнивания условия обеспечения медицинскими услугами население различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются различные целевые программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями.

Организационной управление системой ОМС Фонд осуществляет за счет разработки нормативных документов по ведению медицинского страхования в регионах, подготовке типовых или примерных правил страхования населения, участие в создании ТФОМС.

Второй уровень организации ОМС представлен ТФОМС и их филиалами. Этот уровень законодательно является основным в системе, поскольку осуществляет аккумуляцию и распределение финансовых ресурсов ОМС, который формируется в основном за счет 2-х источников:


  1. Части страховых взносов, уплачиваемых работодателями на ОМС работающего населения (3,4%) в рамках Единого социального налога.
  2. Средств, предусмотренных бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения (размер платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ).

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости.

На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

В связи с велением в действие Единого социального налога ТФОМС страховые взносы не собирает, контроль за их уплатой не осуществляет, эти функции возложены на налоговые органы.

Территориальные программы ОМС утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ, а ТФОМС только участвует в их разработке.

Третий уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организаций ТФОМС разрешено осуществлять ОМС, то есть аккумулировать страховые взносы и вести расчеты с медицинскими учреждениями.

Основной функцией страховой медицинской организации является оплата страховых случаев. Свою деятельность страховые медицинские организации строят на договорной основе, заключая три группы договоров:

1. Договоры страхования с работодателями и местной администрацией, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется список и половозрастной состав застрахованного страховыми медицинскими организациями контингента населения.

2. Договоры с ФФОМС на финансирование ОМС населения в соответствии с количеством и категориями застрахованных. ТФОМС не вправе отказать страховой компании в финансировании ОМС если у нее имеются страховые договоры, заключенные со страхователями, уплатившими взносы в данный ТФОМС. Финансирование осуществляется по дифференцированному подушевому нормативу, который отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и половозрастную структуру застрахованного контингента.

3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставленных застрахованным данной страховой медицинской организацией гражданам. Порядок оплаты медицинских услуг фиксируется в Федеральной программе ОМС.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон).

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В 2018 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 12 722,4 рубля, что на 1 081,4 рубля (9,3 %) больше, чем в 2017 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 19 544,1 рубля, что на 1 802,5 рубля (10,2 %) больше, чем в 2017 году, на 1 неработающего - 7 789,1 рубля, что на 532,3 рубля (7,3 %) больше, чем в 2017 году.

Доходы бюджетов ТФОМС в 2018 году сформированы в объеме 2067,6 млрд. рублей, что на 340,8 млрд. рублей или 19,7 % больше, чем в 2017 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1870,6 млрд. рублей (90,4%), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 95,4 млрд. рублей (4,6%).

В 2018 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9303 медицинских организаций, 36 страховые медицинские организации (СМО) и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур.

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в 2018 году поступило 1 784,0 млрд. рублей (что на 19,4% больше, чем в 2017 году) или 95,4 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела СМО поступило 18,1 млрд. рублей (1,0 %).

В общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования СМО в 2018 году 98,5 % (1 834,4 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств СМО в сфере обязательного медицинского страхования было направлено 20,3 млрд. рублей, или (1,1%).

В 2018 году в медицинские организации поступило 1 933,1 млрд. рублей, что на 19,3% больше по сравнению с 2017 годом. Расходование средств ОМС медицинскими организациями в 2018 году составило 1 908,4 млрд. рублей, что на 18,4% больше, чем в 2017 году. В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила – 70,7%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств – 10,0%, продуктов питания – 1,1%, мягкого инвентаря - 0,1%, иные расходы 18,1%.

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2017 года составила 146,4 млн. человек, в том числе 61,4 млн. работающих и 85,0 млн. неработающих граждан.

Многие граждане РФ знают, что имеют полное право совершенно бесплатно лечиться в государственных и муниципальных больницах и клиниках при условии предъявления полиса ОМС. Однако не каждый понимает, откуда берутся деньги на финансовое обеспечение медицинского страхования. И если с работающим населением все понятно – основной источник предоставления им безвозмездных медуслуг – это уплачиваемые их работодателями страховые взносы, то как дело обстоит с нетрудящимися гражданами? Ответы на все вопросы – далее в нашем материале.

Законодательное закрепление

Основной нормативно-правовой акт, который регулирует финансирование ОМС – это 326-ФЗ от 29. 11. 2010 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326), а именно Глава 5.

Частные положения содержатся в следующих НПА:

  • Глава 34 НК РФ (о порядке, сроках уплаты, размерах перечислений на ОМС за работающих граждан, в том числе, по пониженным тарифам для некоторых категорий плательщиков);
  • ФЗ № 354 от 30. 11. 2011 года “О размере…” (о том, как рассчитывается тариф страхового платежа на медицинское страхование за неработающих граждан);
  • Приказ Минздрава № 182н от 30. 04. 2013 года “Об утверждении…” (о форме справки, который предоставляют страхователи ежеквартально о начисленных и уплаченных страховых взносах за неработающих граждан);
  • Приказ ФФОМС № 229 от 1. 12. 2010 года “Об утверждении…” (об унифицированной форме акта, который составляется должностными лицами ФФОМС или территориальных фондов при нарушении законодательства РФ в части финансового обеспечения обязательного медицинского страхования);
  • Приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 1229н от 30. 12. 2010 года “Об утверждении…” (о порядке расходования средств нормированного страхового запаса, предусмотренного в составе расходов бюджета ФФОМС);
  • иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты о финансовом обеспечении ОМС.

Источники финансирования

Обязательное медицинское страхование – один из самых важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством, следовательно государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумулирования взносов на обязательное медицинское страхование.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных взносов различных категорий страхователей. 

Все хозяйствующие субъекты не зависимо от форм собственности организационно-правовых форм деятельности  , обязаны платить страховые взносы за работающие население в составе ЕСН  . Тарифы страховых взносов установлены по регрессивной шкале в зависимости от категории налогоплательщика.

Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных пользу работников в денежной натуральной форме за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных: выплат, социальных выплат и некоторых других. Суммы начисленных взносов уплачиваются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на вы дачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета соответствующих фондов ОМ С. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели.

Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу на неработающее население, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако в настоящее время обязательства местных администраций по уплате этих страховых платежей весьма неопределенны, тай как полностью отсутствуют какие-либо законодательные или нормативные акты, регулирующие эти вопросы. Если для страхователей хозяйствующих субъектов тарифы устанавливаются Налоговым кодексом, то для органов исполнительной власти нормативных документов по расчету платежей на ОМС неработающего населения не существует. Расчет взносов производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте РФ. Методика определения платежей за неработающее население, предлагаемая федеральным фондом ОМС, при определении региональных нормативов страховых платежей за неработающее население рекомендует исходить из разницы между стоимостью территориальной программы ОМС и объемами ее финансирования за счет взносов хозяйствующих субъектов и прочих поступлений.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» управление финансовыми средствами системы ОМС осуществляется фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. 8 Финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования представлен на рис. 1

Рис. 1 Схема организации и финансирования ОМС


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты