09.03.2024

Основные экономические институты. Собственность как экономический институт


Институтами называют устойчивые формы (в том числе нормы и правила) взаимодействия людей.

К основным экономическим инсти­тутам относят экономических агентов, собственность, рынок. Каждый из этих институтов представля­ет собой сложное образование, имеющее долгую историю становле­ния и развития.

Причем все экономические институты в жизни вза­имосвязаны, отчасти дополняют друг друга, отчасти заменяют.

Права собственности в современной экономической теории - это совокупность (пучок) прав, то есть санкционированных обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческих норм, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Субъект (S) собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект (О) собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде веществ природы, энергии, информации, имущества, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение длительного времени. В римском праве ведущую роль игра­ли права владения, пользования, распоряжения.

Владение - начальная, первичная форма собственности, отражающая момент фиксации (закрепления) субъекта за объектом собственности, это статичная характеристика отношений собственности, номинальное право, а не сущностная их реализация.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением, использование его полезных качеств.

Распоряжение дает субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Особое значение имеет совокупность прав, именуемая частной собственностью. Возможны две односторонние трактовки собственности, ориентированные либо на объекты права, либо на субъекты: функцио­нальное - что можно делать с объектом любому, кто имеет на это пра­во, и субъектное - кто может делать что-либо с объектом.

Согласно функциональному пониманию частная собственность - это право отчуждения своих прав на объект, т.е. право продать их другому лицу, неважно, физическому или юридическому.

Согласно субъектному пониманию частная собственность - это собственность, субъект которой персонифицирован как физическое лицо (или семья) - «частник».

На бытовом уровне у нас в стране преобладает субъектное понимание частной собственности, хотя сути дела больше соответствует функцио­нальное понимание.

При функциональном, содержательном понимании нет смысла го­ворить о рынке отдельно от частной собственности. Рынок без частной собственности просто не существует, хотя частная собственность существовала и без рынка, до его появления.

От права частной собственности следует отличать исключитель­ные права, имеющие большое значение для рационального ведения дел, эффективного управления хозяйством.

Смысл исключитель­ных прав состоит в том, что наличие определенного права на объект у одного субъекта исключает возможность существования такого же права на этот объект у другого субъекта.

Обычно в рамках пучка прав собственности выделяются два вида экономических прав:

Во-первых, права, связанные с использовани­ем полезных свойств объекта (его потребительной ценности) для оп­ределенных целей, - права хозяйствования (в простейшем случае - право пользования);

Во-вторых, права, связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим агентам, - права собственно­сти в узком смысле (в простейшем случае - право распоряжения).

Эти права могут двигаться от агента к агенту относительно неза­висимо друг от друга. Например, собственником легковой автома­шины может быть один человек, а пользоваться ею по довереннос­ти - другой. При этом первый может передать свои права собствен­ника третьему человеку, не интересуясь мнением второго - непо­средственного пользователя.

Главный интерес пользователя объектом в отно­шениях с собственником состоит в следующем. Заплатив за право пользования, он получает право при­своения результатов такого пользования, часто именуемых остаточ­ным доходом.

На практике это часто выглядит так. Хозяйствующий агент полу­чает на время права пользования объектом. По окончании этого времени он расплачивается из полученных результатов с собствен­ником в заранее установленном размере, а остальное присваивает. Иначе говоря, получает в собственность остаточный доход. Дальше он может делать с этим доходом все исключительно по своему усмотрению, как и полагается собственнику. При этом собственник использован­ного объекта никаких прав на остаточный доход не имеет - все, что полагается ему, он уже получил.

Рынок - это форма общения равноправных лиц, физических и юри­дических, - производителей (собственников) и потребителей (пользо­вателей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также по­средников между ними. Результатом такого общения являются дого­воры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, каче­ству, количеству и другим параметрам.

При этом происходят добровольное отчуждение - полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Следова­тельно, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собст­венности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.

В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и обще­ственная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные по­требности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов про­изводства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.

Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйству­ющих субъектов, использующих передовую технологию. С точки зрения теории прав собственности рынок специфицирует права, т.е. создает условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. А задача спецификации заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения.

Среди двусторонних рыночных сделок наиболее массовыми яв­ляются купля-продажа и аренда.

Купля-продажа - это одновремен­ная взаимная передача агентами полных прав собственности на обме­ниваемые блага.

Большинство потребительских благ (товаров и услуг) вовлекаются в хозяйственный оборот с помощью купли-продажи. Схематически этот акт можно изобразить так:

Аренда - это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту (рентный платеж).

С помощью аренды в хозяйственный оборот вовлекаются многие ресурсы (факторы производства). Схематически аренду можно изобразить так:

Домашнее хозяйство - собственник фактора производства (труда, земли, капитала) лишь на время передает покупателю (фирме) права хозяйствования фактором за определенную плату.

Еще по теме 2.3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных

правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:

  • группа лиц, олицетворяющая институт;
  • организация, призванная выполнять определенные функции;
  • некие посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
  • совокупность учреждений;
  • сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.

Структура социальных институтов содержит следующие элементы:

Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.

Экономические социальные институты: примеры и сущность

Общественные социальные институты: примеры и сущность

Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.

Политические социальные институты: примеры и сущность

Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства - гражданское общество. Представленные здесь институты - это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.

Духовные социальные институты: примеры и сущность

Это вотчина культуры и нематериальных науки, образования, религии, искусства и так далее.

1) Понятие института, проблема его происхождения и роль в экономике.

2) Формальные и не формальные институты.

3) Понятия трансакции и ее параметры.

4) Классификации трансакций Дж. Комонса и концепция трансакций Уильямсона.

До настоящего времени не существует общепринятого определения института. К их числу относят такие явления как государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, мораль, право и другое. Веблен например относил к институтам традиции и нормы поведения основанные на обычаях, а так же порядки закрепленные в законах и в деятельности различных учреждений. Наиболее распространенное определение институтов предложил Дуглас Норд, согласно которому институты это создаваемые людьми рамки, структурирующие отношения между ними. Основными элементами институциональной среды являются: неформальные ограничения, формальные правила и механизмы принуждения обеспечивающие их соблюдение. Основой институциональной среды является норма, которая предписывает как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение нормативного предписания может быть добровольным или основанным на санкциях. Санкции в свою очередь бывают юридическими и связанные с остратизмом со стороны социального окружения.

Различают три вида норм: совместные стратегии, неявные соглашения и правила.

Совместные стратегии – это спонтанно выбираемые всеми индивидами вариант поведения в конкретной ситуации. Такой вариант в свою очередь предполагает наличие так называемой фокальной точки. Пример: люди потерявшиеся в большом магазине обычно надеются встретится у выхода.

Неявные соглашения – общеизвестные варианты поведения. Пример: принятый порядок общения между попутчиками в вагоне поезда.

Правила – это рамки имеющие обязательным характер, их не соблюдение влечет применение санкций.

Происхождение институтов связанно с закреплением норм и правил обеспечивающих рациональные варианты поведения в конкретных ситуациях. Институты можно разделить на группы в зависимости от типа ситуации. Всего выделяют три типа ситуации: 1) Ситуации выбора, в них институты призваны минимизировать потери группы партнеров. 2) Ситуации координации (Пример: правила ПДД). 3) Ситуации закрепляющие неравенство (Пример: спецификация прав собственности).

Роль институтов в экономике состоит в улучшении процессов взаимодействия экономических агентов. Хорошо отлаженная система экономических институтов ведет к снижению неопределенности и риска и соответственно к экономии издержек и как следствие ускоряет оборот капитала, улучшает инвестиционный климат, повышает производительность труда и стимулирует экономический рост.

К неформальным институтам относят: обычаи, традиции, привычки, правила приличия, общественную мораль, этические кодексы. Существуют два подхода к разграничению формальных правил и неформальных норм. Согласно первому подходу для соблюдения неформальных норм участие государства не обязательно. Согласно второму подходу отличия между формальными правилами и неформальными нормами состоит в том, что первые устанавливает государство, а вторые возникают спонтанно.

За несоблюдение неформальных норм могут применяться следующие санкции:

1) Автоматическая санкция.

2) Чувство вины, что и побуждает соблюдать неформальную норму.

4) Информационная санкция, связанна с прекращением общения.

5) Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны.

6) Многосторонние санкции.

К формальным правилам относят: конституция, своды законов, различные административные акты, писанные контракты.

Типы взаимодействия формальных и неформальных институтов:

1) Они находятся в гармонии, прекрасно сочетаются друг с другом. (Пример: закон пресекает воровство).

2) Формальные и не формальные институты могут принуждать к разным видам поведения, но быть совместимыми, поскольку содействуют достижению одних социальных целей

3) Они не согласованны друг с другом, обычно в данной ситуации работают неформальные нормы, а формальные правила не применяются.

4) Они противоречат друг – другу, в этом случае неформальные нормы подталкивают к несоблюдению формальных правил.

Трансакция – это обмен или отчуждение или присвоение прав собственности и свобод принятых в обществе, таким образом трансакция это не обмен товарами, а обмен правами. Такое понимание сущности трансакции сформулировал Дж. Коммонс, после чего оно и вошло в экономический оборот. Трансакция является неявным отражением трех видов социальных отношений: конфликта, порядка, взаимозависимости. Конфликт является выражением несовпадения интересов экономических агентов. Взаимозависимость есть понимание возможностей повышения своего благосостояния по средствам взаимодействия. Порядок есть завершение конфликта как выражение достигнутого соглашения по распределению выигрыша от взаимодействия. Существуют некоторые общие параметры трансакции: 1) Повторяемость (частота трансакции), чем она выше тем больше стимулов к обеспечению заинтересованности партнеров в продолжении сотрудничества. 2) Неопределенность ожидаемых выгод или издержек, чем она выше, тем меньше заинтересованности в осуществлении трансакции. 3) Специфичность активов вовлеченных в трансакцию, чем она выше, тем больше заинтересованность в сохранении сотрудничества.

В настоящее время в институциональной теории применяют две основные классификации трансакций. Автором первой из них является Коммонс, автором другой Ульемсон. Классификация Коммонса основана на различении трансакций по характеру процесса обмена, это позволило выделить три различные группы трансакций, а именно:

1) Трансакции сделки.

2) Трансакции управления.

3) Трансакции рационирования.

Трансакция сделки состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, основными примерами таких трансакций являются во-первых обмен между продавцом и покупателем товара или услуги, особенность данного вида трансакций состоит в том, что из рук продавца в руки покупателя переходит не только весь набор прав собственности на определенный товар, но и сам товар в своей физической сущности. Другим примером трансакции сделки являются отношения между работодателем и наемным работником, в данном случае физическая сущность того экономического ресурса, который приобретает работодатель остается неизменный, ее непосредственным носителем как был, так и остается наемный работник, однако право распоряжения услугами труда предоставляемыми наемным труженикам переходят к работодателю на срок и на условиях зафиксированных в трудовом контракте. Еще одним видов трансакции сделки имеющие свои особенности, являются отношения между кредитором и заемщиком, в этом случае происходят прямая передача покупательной способности эквивалентной соответствующей денежной сумме из рук кредитора в руки заемщика одновременно к заемщику переходят часть прав связанных с распоряжением и использованием соответствующей покупательной способности, но при этом право собственности на нее остается за кредитором, кроме того в результате данной трансакции кредитор приобретает дополнительные права связанные с обязанностью заемщика выплатить кредитору определенный процент в качестве платы за пользование предоставленных ему кредитных ресурсов.

Трансакции управления, в этом случае происходит передача права принятия решений от одной стороны в пользу другой стороны в обмен на определенные выгоды, решения в этом случае принимаются по средствам команд, которые отдает сторона приобретшая такое право. При этом передачи права на принятие решений, может происходить посредством как экономического так и внеэкономического принуждения. Примером внеэкономического распределения прав по принятию решений являются отношения раба и рабовладельца в античную эпоху, в данном случае выгоды раба состоят в том что рабовладелец обязуется сохранять рабу жизнь и здоровье да еще и кормить его, а выгода рабовладельца в том что он использует труд раба с минимальными для себя издержками. Примером трансакции управления основанные на экономическом принуждении являются отношения между начальником и подчиненным в рамках современной деловой организации эти отношения строятся на основах свободного найма когда подчиненный дает согласие подчиняться распоряжениям начальника в обмен на денежное вознаграждение. Особенностью данного вида трансакций является так же и то в современных условиях является так же и то, что начальник может отдавать только те распоряжения которые соответствуют его компетенции и строго регламентированы соответствующими формальными институтами. Данные обстоятельства принципиально отличает данный вид трансакций, от аналогичных трансакций в эпоху рабовладения, когда распоряжения рабовладельца характеризовались почти абсолютным произволом, правда такой произвол существовал только с точки зрения формальных институтов, на сомом же деле и тогда действовали определенные неформальные нормы ограничившие произвол рабовладельца. Подтверждению данному факту можно найти в частности в произведении древнегреческого автора Ксенофонта под названием “Домострой”.

Трансакция рационирования, это такой вид распределения правомочий, которое осуществляется третьей стороной в отношении двух или более претендентов на приобретения прав. Примерами трансакции рационирования являются разрешение арбитражным судом хозяйственных споров. Принятие государственной думой принятие бюджета на очередной финансовый год, в данном случае претендентами на права являются все потенциальные получатели средств из расходной части бюджета страны. Любой конкурс, в частности конкурс красоты.

В основе классификаций трансакций разработанной Уильемсом лежит разделение труда. Согласно его определению трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологичного процесса к исходной точки другого смежного с первой, говоря иначе в данной трактовке трансакция есть переход от одной стадии изготовления продуктов к другой стадии. Подобный вид трансакций хорошо описан еще Адамом Смитом в его исследовании о природе и причинах богатства народов на примере разделения труда внутри предприятия. Важной особенностью такого понимания трансакций является то, что речь идет непременно о физическом перемещении ресурсов, притом оно может быть основано на единичном, частном, или общем разделении труда и осуществляться как внутри фирмы, так и на рынке. Внутрифирменные трансакции опосредуют единичное разделение труда, границами такого разделения труда является фирма, оно отражает специализацию между отдельными участниками единого процесса изготовления конечного для данной фирмы продукта. Общее и частное разделение труда связанно с рыночными трансакциями, поскольку частное разделение труда отражает специализацию между отдельными видами производств и отраслями в рамках национальной экономики. Общее разделение труда это уже специализация между крупными секторами национального хозяйства. Например между умственным и физическим трудом, между производством овеществленных продуктов и производством услуг, а так же между городом и деревней. Общее и частное разделение труда как правило опосредуется рыночным обменом, что и ведет к доминированию рыночных трансакций в данном случае, хотя даже в случае общего разделения труда имеют место внутрифирменные трансакции поскольку в любой современной фирме можно встретить работников умственного и физического труда.

Рассмотренные здесь концепции трансакций не противоречат, а дополняют друг друга. Процессы обмена в экономике являются составной частью всего множества социальных трансакций, под которыми понимают социальные действия необходимые для создания и поддержания институциональных в которых осуществляется экономическая деятельность.

Любая норма может включать в себя ряд элементов. Первым элементом нормы являются атрибуты которые определяют группу людей на которых распространяется норма. Вторым элементом нормы может являться фактор долженствования, говоря иначе он определяет что может, должен или не должен делать индивид на которого распространяется данная норма. Еще одним элементом конструкции нормы является цель. Четвертый элемент это условия при которых действует норма. Пятый элемент – это санкции.

Совместная стратегия = Атрибуты + Цель + условия.

Неявное соглашение = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия.

Правило = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия + Санкции.

“Чарку пить – здорову быть, повторить – ум развеселить, утроить – ум устроить, много пить – нестройну быть”

Лекция №3

Трансакционные издержки

1) Подходы к определению трансакционные издержки.

2) Факторы возникновения трансакционных издержек.

3) Классификация трансакционных издержек.

4) Трансакционные издержки и проблема аллокативной нейтральности институтов. Налоги как трансакционные издержки.

Трансакционные издержки - это издержки возникающие при осуществлении трансакций. При том они могу возникать до, во время и после осуществления трансакций. И принимать форму денежных затрат, затрат времени или упущенной выгоды.

Существует целый ряд определений трансакционных издержек, одно из наиболее известных принадлежит К. Эрроу, который определил их как издержки поддержания экономических систем в ходу. Поясняя свою мысль, Эрроу сравнивает трансакционные издержки с трением механических систем. Подобно трению они препятствуют перемещению ресурсов пользователям оценивающем эти ресурсы наиболее высоко.

Стивин Чен определил трансакционные издержки как издержки существования которых невозможно в экономике Робинзона Крузо. В экономике, где действует не один, а двое или несколько человек возникают дополнительные издержки взаимодействия между участниками на ряду с собственно производственными издержками.

Дуглас Норт и Уоллес согласно их определению трансакционные издержки для покупателя это все издержки, которые не входят в цену уплачиваемые продавцу, а для продавца это издержки которых не было бы, продавай он товар самому себе.

Трансакционные издержки необходимо отличать от производственных издержек. Производственные издержки связаны с изменением физических свойств блага, а трансакционные издержки с перераспределением прав собственности. Например издержки фирмы связанные по непосредственному преобразованию ресурсов в готовую продукцию являются производственными, а издержки связанные с ведением бухгалтерского учёта продвижением товара на рынок, заключением контрактов и покупателями готовой продукции, с осуществление взаиморасчётов относятся к трансакционным. Деление издержек на трансакционные и производственные относительно. Например для предприятий реального сектора экономики. Затраты на банковское обслуживание являются элементом трансакционных издержек, однако издержки самого банка также делятся на производственные и трансакционные.

Производственные издержки иногда называют трансформационными поскольку это издержки связанные с трансформацией ресурсов в готовую продукцию, однако этим же термином обозначают затраты на трансформацию институтов, которые имеют место при переходе от одной модели национальной экономики к другой.

Возникновение трансакционных издержек обусловлены целым рядом факторов:

1. Неполнота информации и асимметричность её распределения между контрагентами, что ведёт к неопределённости в экономических отношениях и выражается в неполноте контрактов. Недостаток информации всегда требует дополнительных затрат на поиск дополнительных сведений о контрагенте, а не полнота контрактов в свою очередь вызывает дополнительные расходы, на введение контроля за соблюдением договорённостей, а так же на согласование позиций в случае возникновения ситуаций непрописанных в контракте.

2. Не совпадение экономических интересов взаимодействующих сторон что порождает проблему надёжности обязательств. Расхождение интересов служит источником оппортунистического поведения, что всегда вызывает дополнительные издержки. Сопряжённые с контролем и обеспечением гарантий соблюдения контракта.

3. Недостаточность гарантий прав собственности и связанная с этим проблема её защиты от незаконных посягательств со стороны третьих лиц.

4. Не совершенство институтов что определяет существование различных препятствий, поведению экономической деятельности выходу на рынок, взаимодействию с потенциальными партнёрами, потребителями и инвесторами.

5. Ограниченная рациональность экономических агентов и связанные с этим риски.

Общепринятой классификацией трансакционных издержек сегодня не существует. Тем не менее есть несколько наиболее популярных классификаций одна из них принадлежит Милгромову и Робертсу. Милгромов и Робертс делят трансакционные издержки на издержки координации и издержки мотивации. Издержки мотивации в свою очередь подразделяются на издержки связанные с неполнотой информации и издержки являющиеся следствием оппортунистического поведения.

Эггертсон Раури основываясь на подходе Дугласа Норта выделяет следующие виды издержек:

1.Издержки поиска информации

2.Издержки ведения переговоров

3.Издержки составления контрактов

4.Издержки мониторинга договорённостей

5.Издержки принуждения

6.Издержки защиты от 3-х лиц

Классификация Далмана наиболее широко используется в публикациях по институциональной экономики. Классификация Далмана похожа на классификацию Норта Эгенсона, однако в ней классификации Далмана некоторые виды издержек объединены, а другие напротив разделены.

Всего в ней фигурирует следующие пять видов издержек:

1. Издержки поиска информации.

2. Издержки измерения.

3. Издержки введения переговоров и заключения контрактов.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения.

В виду своей простоты и удобства именно классификация Далмана приводится в большинстве учебников по институциональной экономике.

Главное назначение экономических институтов состоит в обеспечении оптимального распределение ограниченных ресурсов. Оптимальность в данном случае понимается, как возможность перемещения ресурсов к тем экономическим агентам которые способны использовать их наиболее эффективно, и соответственно оценивают более высоко. Однако в реальной экономике функционирование институтов всегда связано с трансакционными издержками. Чем выше издержки совершение трансакций тем дольше и сложнее перемещаются ресурсы к тем лицам, которые способны к их наиболее эффективному использованию. Поэтому любая самая совершенная система институтов не обеспечивает полностью оптимально распределения ресурсов. Задача состоит только в том, что бы минимизировать трансакционные издержки функционирования системы институтов. Самостоятельной проблемой являются налоги и сборы сопряжённые с функционированием отдельных экономических институтов, они прямо увеличивают затраты связанные с осуществлением трансакций кроме того на ряду с официальными налогами и сборами присутствуют теневые выплаты отражающие коррупционную составляющую функционирования государственного аппарата, при этом чем выше административные барьеры тем больше и величина трансакционных издержек.


Лекция №4

Теория контрактов.

1) Базовые принципы экономической теории контрактов.

2) Совершенные (полные) и не совершенные (неполные) контракты.

3) Классификация контрактов.

Контракт в юридическом смысле – это договор устанавливающий права и обязанности сторон, а так же сроки его действия. Под контрактом понимают так же гражданское правоотношение, возникающие из договора и документ в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме. В узком смысле это документ. Контракты как обязывающие соглашения защищенные законом в первые появляются в Европе в 16 веке, до этого права и обязанности сторон зависели главным образом от их места в социальной иерархии.

Контракт в экономической теории рассматривается не только как чисто рыночное соглашение, но и как отношение, которое стороны стремятся поддерживать, в силу взаимной заинтересованности. В первые подход к контрактам, как к отношениям был сформулирован Австрийским экономистом Е. Бём - Баверком, он подчеркнул. Что в экономическом смысле, контракт – это любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. В отношенческой трактовке такие соглашения могут иметь неопределенную длительность, быть неявными, подразумеваемыми, невыраженными словами и незафиксированными в документе в письменном виде.

В качестве примеров подобных контрактов Бём – Баверк приводил отношения между хозяином магазина и его постоянными клиентами, между врачом и его пациентом, между юристом поверенным в делах семьи и его клиентами.

Центральное значение для эффективной аллокации ресурсов, имеет принцип свободы контракта, что позволяет собственнику ресурса передавать правомочия по пользованию ресурсом, тому лицу, которое ценит его наиболее высоко. Важными принципами экономической теории контракта, являются так же доверие, эмпатия и целерациональность.

В отношенческой трактовке примерами контрактов являются отношения раба и рабовладельца, крепостного крестьянина и феодала, но разумеется в этих случаях свобода контракта может быть только относительной.

Совершенный или полный контракт, должен четко определять что обязана делать каждая сторона при любых обстоятельствах, четко распределять издержки и выгоды, при любых случайностях, а так же предусматривать санкции в случае неисполнения обязательств одной из сторон, однако предусмотреть все возможные обстоятельства тем более случайности практически не возможно, поэтому подавляющее большинство реальных контрактов являются не полными. Основными причинами несовершенства контрактов служат ограниченная рациональность, асимметрия информации и оппортунистическое поведение.

Ограничение определяющие природу ограниченной рациональности согласно классификации Саймона:

1)Ограниченность прогностических способностей человека и невозможность в силу этого предвидеть все будущее обстоятельства.

2)Издержки осуществления расчетов и ведения переговоров, при заключении контрактов.

3)Неточность и сложность языка которым написаны контракты.

4)Наличие ненаблюдаемых третьей стороной обстоятельств, способных существенно повлиять на выгоды сторон заключивших контракт.

Асимметрия информации. Это означает что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющие отношение к сделке.

Выделяют три типа оппортунистического поведения, каждый из которых соответствует разным видам информационной асимметрии:

1)Имеют место, когда покупателю не известны скрытые характеристики приобретаемого блага, что может привести к неблагоприятному отбору.

2)Скрытые действия вызывающие моральный риск у стороны не обладающей всей полнотой информации.

3)Скрытые намерения партнера по сделке, чреватые вымогательством с его стороны.

Таким образом не полные контракты позволяют сторонам гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства, но одновременно они таят проблему несовершенства обязательств и чреваты проявлениями оппортунистического поведения.

Контракты подразделяются на:

1)Эксплицитные и имплицитные.

2)Классические, неоклассические, отношенческие.

Эксплицитный (явный) контракт - это взаимные обязательства сторон, определяющие их будущие действия в течении периода исполнения договоренности, при этом их действие основано на использовании механизмов принуждения.

Имплицитный (неявный) контракт – это ожидания индивидов находящихся во взаимодействии с кем либо относительно будущих действий партнёра, эти ожидания воздействуют на поведение до тех пор, пока реальные действия не расходятся с ожидаемыми.

Классический контракт является полным и целиком специфицирует характеристики предмета обмена и условия осуществления контракта. Типичен для сделок купли-продажи уже имеющейся продукции.

Неоклассический контракт отличается большей неопределенностью и поэтому включает в себя характеристики вариантов условий реализации контрактов. Типичен для производства новой продукции и строительства.

Отношенческие контракты отличаются высокой неопределенностью, поэтому они фиксируют лишь общую направленность совместной деятельности, а так же внутренние механизмы контроля и улаживания конфликтов, которые создаются сторонами сделки.

Лекция №5


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Институт: понятие, признаки, виды, регулирование

Ключевыми элементами любой экономической системы являются общественные (социальные) институты - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, регламентированные какими-нибудь нормами, правилами. Дулас Норт в своей книге «Институт, институциональные изменения и эффективность экономики» дает такое определение понятию социального института: «Институт - это правила игры в обществе , или, более формально, это ограничения, сконструированные людьми, чтобы придавать форму человеческому взаимодействию».

Институты возникли в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда , формирования специфических видов общественных отношений. Их появление обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социально-экономических отношений.

Всякий институт в своем существовании опирается на систему норм поведения . Норма – предписание определенного поведения, обязательного для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий. Выполнение такого предписания может быть добровольным либо основанным на санкциях (социальных, экономических, юридических). Нормы поведения в семье, хозяйственной и других важнейших сферах жизни общества позволяют поддерживать определенный порядок, делают жизнь более предсказуемой и безопасной.

К числу общих признаков социального института можно отнести :

  • выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • определенную организацию;
  • наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;
  • наличие социально значимых функций института.

Существуют различные классификации общественных институтов. Обычно выделяют два критерия классификации институтов: предметный (содержательный) и формализованный.

На основании предметного критерия выделяются следующие виды институтов :

  • политические институты (государство, партии, армия);
  • экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.);
  • институты родства, брака и семьи;
  • институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.).

На основании формализованного критерия институты делятся на формальные и неформальные . Деятельность формальных институтов основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Конституция, законы, распоряжения, постановления, контракты, соглашения о намерениях и т.п. - это формальные правила. Государство, армия, суд, институт брака, школа и т.п. - это формальные институты.

Источником неформальных институтов является культура. В неформальных институтах регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулирующие функции.

Регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений - первая и важнейшая функция социальных институтов. Институты осуществляют регулирование поведения людей таким образом, чтобы люди не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался. Вторая функция институтов – минимизация усилий , которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой. Институты призваны облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом. Третья функция институтов – информационная - организация процесса передачи информации, или обучение. Таковы основные функции институтов, независимо от сферы их деятельности.

Экономические институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и,нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические институты - это механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями. Они включают в себя:

  • · систему социальных регуляторов взаимодействия между людьми (правила и нормы поведения);
  • · организации или структуры управления, определяющие способ кооперации или конкуренции хозяйственных единиц.

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, например фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом (р. 1910). Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

В современных западных обществах уже сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получили возможность быстро расти и развиваться.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми -- сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакционные издержки путем создания и прояснения прав собственности.

Эффективность способов координации необходимо рассматривать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты