25.11.2023

Создание государственного банка российской империи. Государственный банк российской империи Государственный банк российской империи был учрежден в


Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже “Клятвенное обещание” служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.

Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать “упрочению кредитной системы” и “оживлению торговых оборотов” в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е.И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее “государственно-акционерной компании”, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о “временных выпусках” небольших объемов кредитных билетов.

Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны.

Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный -- 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал -- до 5 млн. рублей.

Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. -- Петроградская контора).

Как известно, Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (“за счет Государственного казначейства”). Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.

До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи “народного кредита” -- широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.

Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать “промышленные ссуды”, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX -- начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу -- 600 рублей.

Успешная индустриализация в России “по Витте”, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.

В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.

Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.

Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

В результате проведения денежной реформы 1895--1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой -- зеленый, пятирублевой -- синий, десятирублевой -- красный, сторублевой -- снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).

В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.

На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции -- учетно-ссудной -- достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были “средства казны” -- 951 216 тыс. руб., а также “Вклады и текущие счета” -- 263 110 тыс. рублей.

Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних “военных” займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.

Крылатая фраза “история хочет видеть людей” на примере Государственного банка Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком Российской империи в разные годы были барон Александр Людвигович Штиглиц (1860--1866) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4); Евгений Иванович Ламанский (1866--1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881--1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889--1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894--1903); Сергей Иванович Тимашев (1903--1909); Алексей Владимирович Коншин (1910--1914); Иван Павлович Шипов (1914--1917). Среди них, конечно, выделяется фигура Евгения Ивановича Ламанского, автора первого Устава Государственного банка, инициатора создания системы акционерных коммерческих банков.

После октябрьских событий 1917 г. согласно подписанному В.И. Лениным декрету “О национализации банков” от 27 декабря 1917 г. Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия банковского дела. Акционерные коммерческие банки подлежали национализации и были слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики. Электронный ресурс http://bg-znanie.ru/

Таким образом, к особенностям формирования и функционирования Государственного банка в России с 1861 г. вплоть до октябрьской революции 1917 г. можно отнести следующие:

а) Государственный банк находился в полной зависимости от Министерства финансов, что придавало его деятельности весьма своеобразный характер;

б) Государственный банк являлся крупнейшим коммерческим банком страны. В рассматриваемый период в Государственном банке сосредоточилось более 48% денежных капиталов, привлеченных всей системой коммерческих банков;

в) Государственный банк в течение всего периода своего существования не только усиливал свою политику в области централизации кредитов, но и выступал самым крупным кредитором всей банковской системы России вплоть до своего упразднения;

г) Государственный банк, несмотря на его специфическую деятельность в области денежного регулирования, в то же время являлся центральным эмиссионным банком и одновременно учреждением, осуществляющим аккумуляцию золотовалютного запаса России.

Учреждён Государственный банк Российской империи

31 мая (12 июня) 1860 г. Указом императора Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк (Госбанк) - центральный и крупнейший банк Российской империи, основная задача которого состояла в регулировании денежного обращения в стране. Первым его управляющим стал крупный российский финансист и промышленник, барон А. Л. Штиглиц. Одновременно с организацией Государственного банка императором был утверждён его Устав.

Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относятся к XVIII в. В 1733 г. императрица Анна Иоанновна в связи с «совершенным отсутствием кредитных учреждений и огромным вследствие этого лихоимством ростовщиков» повелела выдавать ссуды из Монетной конторы, кредитные операции которой были весьма незначительны и вскоре прекращены. Позднее видную роль в ведении денежно-кредитных операций стали играть Соляная контора, сохранные казны при Петербургском и Московском воспитательных домах, приказы общественного призрения, Санкт-Петербургская и Московская банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег.

В 1769 г. в Петербурге и Москве были созданы банки «для вымена государственных ассигнаций»; в 1786 г. они были преобразованы в Государственный ассигнационный банк, которому была поручена функция эмиссии бумажных денег. В 1797 г. при Банке были основаны три учётные конторы - вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая. В 1786 г. для содействия дворянскому землевладению был учрежден Государственный заёмный банк.

В январе 1818 г. в России был учреждён Государственный коммерческий банк, который фактически выполнял функции эмиссионного банка, но в те годы ещё не имел статуса центрального. Его создание стало одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений страны, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства. Государственному коммерческому банку была придана акционерная форма.

В 1860 г. для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы» России на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк, деятельность которого была подконтрольна Министерству финансов и находилась под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Совет Банка был также совещательным органом при Министерстве финансов в области финансовой политики. Госбанку было предоставлено право производить учёт векселей и других срочных бумаг, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей за счёт доверителей, приём вкладов на хранение, на текущий счёт и на обращение из процентов, выдачу ссуд (кроме ипотечных), покупку и продажу процентных бумаг за счёт доверителей и за свой счёт.

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком Российской империи и важным звеном государственной системы, органом проведения экономической политики российского правительства. Банк активно участвовал в создании банковской системы всей страны - при его поддержке были созданы акционерные банки и общества взаимного кредита. Госбанк, являясь, в соответствии с его Уставом, банком краткосрочного коммерческого кредита, был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности он осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. Местные учреждения Госбанка были представлены конторами, утверждаемыми по особым Высочайшим повелениям, и отделениями, открываемыми непосредственным распоряжением Министерства финансов - все они непосредственно были подчинены Правлению Госбанка.

Первый период деятельности Госбанка с 1860 до середины 1890-х гг. характеризовался большой централизацией управления со стороны государства, т. е. Банк не обладал полной самостоятельностью управления. Главным источником средств Госбанка до середины 1880-х гг. являлись оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, а позднее - средства государственного казначейства.

В начале 1880-х гг. стало очевидно, что Устав Госбанка и основанная на нём деятельность перестали отвечать изменившейся экономической ситуации в стране. Основной причиной, стеснявшей деятельность Банка, являлся недостаток денежных средств. В июне 1884 г. императором Александром III был утверждён новый Устав, в котором существенно была дополнена формулировка о цели Банка, состоявшая не только в облегчении денежных оборотов и упрочении денежно-кредитной системы, как это было зафиксировано ранее, но и в «содействии посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». В новый Устав были включены операции по кредитованию сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности, а также ремесленников и кустарей. Однако Банк по-прежнему оставался в подчинении Министерству финансов.

С середины 1880-х гг. основное внимание Госбанка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Задачами учреждения в это время стали накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса при помощи девизной политики. С середины 1890-х гг. основным источником развития коммерческих операций Госбанка являлись уже не вклады частных и казённых учреждений, как это было до 1894-1895 гг., а казначейские средства. Указом императора Николая II от 29 августа (9 сентября) 1897 г. Госбанк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом эмиссии кредитных билетов, сохранив, в отличие от центральных эмиссионных банков других стран, положение ведущего в Российской империи коммерческого банка.

Значительный рост операций Госбанка наблюдался в период предвоенного промышленного подъёма. В эти годы он стал одним из крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений, имел большой золотой запас, осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчётов России, принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли. Концентрируя денежные ресурсы через широкую сеть филиалов, и пользуясь средствами казначейства, Банк продолжал финансировать народное хозяйство, однако проявил тенденцию к превращению в центральный банк европейского типа, прибегая к опосредованным формам кредита через акционерные коммерческие банки. С 1910 г. Госбанк активизировал деятельность в хлебной торговле - ведущей отрасли российского экспорта; осуществлял строительство элеваторов и зернохранилищ. В значительных размерах Банк кредитовал торгово-промышленный оборот на периферии, субсидировал кредитную кооперацию, сельских хозяев, и в меньшем объёме - промышленные предприятия. В эти годы под управлением Госбанка находилась также сеть государственных сберегательных касс с правительственной гарантией вкладов.

Во время Первой мировой войны деятельность Банка в основном была направлена на финансирование армии за счёт выпуска кредитных билетов, и одновременно на полное прекращение операций на рынке коммерческого кредита. Из должника казначейства Госбанк превратился в крупнейшего кредитора российского правительства, «счета казны» стали основной статьёй активов Банка, увеличившись в 1914-1916 гг. более чем в 150 раз. К осени 1917 г. кредиты, связанные с войной, занимали свыше 90% баланса Банка.

14 (27) декабря 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Госбанк был объединён с национализированными акционерными коммерческими банками в Народный банк Российской Республики, а затем - в Народный банк РСФСР.

Лит.: Бугров А. В. Московская контора Государственного банка Российской империи: Развитие сети учреждений Государственного банка Российской империи: Исторический очерк. М., 1999; Он же. Очерки по истории государственного банка Российской империи. М., 2001; Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861-1892). М., 1960; Главный банк страны: история и его руководители. М., 2011; История Банка России, 1860-2010: В 2 т. М., 2010; История Министерства финансов России. Т. 1. М., 2002; Кредит и банки России до начала XX в.: Санкт-Петербург и Москва. СПб., 2005; Татаринов С. В. Финансово-экономические кризисы второй половины XIX века и государственный банк Российской империи: автореф. дис. … к. и. н. М., 2012.

См. также в Президентской библиотеке:

Государственный Банк // Энциклопедический словарь/ под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 2а. СПб., 1891. С. 922-926 ;

Государственный Банк: видовая фотография. Киев, б. д. ;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка. СПб., 1872 ;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка.. СПб., 1884 .

Сегодня, во втором десятилетии ХХI века, жизни банков мешает внедрение норм Базеля III и виртуозное воровство денег клиентов со счетов банков его менеджерами или акционерами. Век назад развитию банков мешали Первая мировая война и революция с большевиками.

А между тем в начале ХХ века с банковской системой в России все было очень даже неплохо. Она была многообразна. К 1914 году в Российской империи работали 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков. Все финансовые организации делились на три категории: государственные, общественные и частные. К государственным относились Государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, Государственные сберегательные кассы, Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк.

А не Центробанк ли ты?

Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял как напрямую - через сеть своих контор и отделений, так и через выделение денег коммерческим банкам

Государственный банк - главный банк в дореволюционной России - был учрежден в 1860 году в соответствии с указом Александра II на базе реорганизованного Государственного коммерческого банка. Он был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы».

Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн рублей, резервный - 3 млн рублей. Согласно своему уставу, банк был органом краткосрочного коммерческого кредита. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял как напрямую - через сеть своих контор и отделений, так и через выделение денег коммерческим банкам. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли семь контор. В начале 1917 года в состав Государственного банка входили 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах.

Также банк поддерживал финансами Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.

Государственный облигационный центр вся Руси

Комиссия погашения государственных долгов, работавшая в царской России, была учреждена 27 мая 1810 года, и тоже была государственным органом. Подчинялась комиссия министерству финансов. Имела в своем составе три отделения. Первое и второе ведали учетом долгов, их погашением и выплатой процентов. А третье осуществляло прием, хранение и выдачу необходимых для этого денежных средств, получаемых от казначейства. Комиссия вела первый экземпляр Государственной долговой книги, в которой учитывались срочные и бессрочные внутренние и внешние долги царской России. Второй экземпляр этой книги находился в министерстве финансов.

Предтеча Сбербанка

Накануне Первой мировой войны около 46% суммы взносов принадлежало деревенским вкладчикам

Сбербанк России привык называть себя преемником Государственных сберегательных касс. Именно поэтому Сбербанк рекламирует себя как банк, разменявший второй век. На входе в главное здание Сбербанка на улице Вавилова в Москве даже стоит памятник первому вкладчику России. Так, самый первый взнос в размере 10 серебряных рублей 1 (13 по новому стилю) марта 1842 года положил на счет в только что открывшуюся в Санкт-Петербурге сберкассу Николай Кристофари.

Накануне Первой мировой войны около 46% суммы взносов принадлежало деревенским вкладчикам. Сеть из 1000 государственных сберегательных касс, включающая 1286 отделений, глубоко разрослась именно в сельской местности. Талант Государственных сберкасс приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям проявился в годы Первой мировой войны. Так, в 1914 году была упрощена процедура выдачи средств солдатам на фронте - из полевых касс с тех счетов, которые были открыты в отделениях, находящихся в тылу. В 1915 году полевым кассам было разрешено принимать взносы по «тыловым» сберегательным книжкам, также были отменены предельные суммы частичных выдач. В том же 1915 году русским военнопленным разрешалось переводить деньги со счета на счет без предоставления сберегательной книжки - по письменному требованию пленного солдата.

В 1916 году была разработана программа по привлечению к сберегательному делу православных храмов, и в 1917 году было открыто 900 касс при православных приходах.

Несмотря на эвакуацию десятков отделений из полосы боевых действий, в период 1914–1917 годов число сберкасс выросло на 65%. А объем размещенных в них денег увеличился в 2,3 раза. В портфеле сберегательных касс к 1917 году было 88 900 страховых договоров. Государственные сберегательные кассы работали бесперебойно и в дни февральской революции 1917 года, оставаясь очагами стабильности.

Россельхозбанк: один для дворянства, другой для крестьян

Государственный дворянский земельный банк был основан в 1885 году для поддержания землевладения потомственных дворян. Располагался банк в Санкт-Петербурге по адресу: Адмиралтейская набережная, дом 14.

Банк работал на европейской части Российской империи, но при этом не кредитовал дворян с «периферии». Так, он не работал в Великом княжестве Финляндском, Царстве Польском, Прибалтийских губерниях и Закавказье. Ссуды выдавались помещикам под залог их земельных владений и достигали 60–75% от стоимости земли. При этом стоимость земли считалась не в чистом выражении, а с обременением налогами. Сроки кредитов были очень велики: сначала 48 лет четыре месяца, позже кредиты выдавались и на 51 год, а затем и до 66 лет шести месяцев. Процент, уплачиваемый по ссуде, составлял в 1880-х годах 5–6%, а к 1897 году был снижен до 3,5%.

Кредит Крестьянского поземельного банка имел строго определенное назначение - только на покупку земли

Крестьянский Поземельный банк был учрежден в 1882 году. В 1911 году в России началась аграрная реформа - вышло положение о землеустройстве, на основании которого формировались отрубные и хуторские хозяйства. Они создавались за счет ликвидации так называемой чересполосицы. Отрубом назывался участок, взятый взамен разрозненных полос на многих полях и земельных угодьях, на участок в одном месте, который считался равноценным. При этом у крестьянина оставался также двор в деревне. Хутор же представлял собой место, куда крестьянин переходил со всем своим хозяйством на свой участок.

У Крестьянского поземельного банка было право самостоятельно скупать земли, в первую очередь у помещиков, а затем продавать их крестьянам. Срок выдаваемых банком ссуд первоначально устанавливался от 24 лет шести месяцев до 34 лет шести месяцев. Ссудный процент равнялся 7,5–8,5% годовых. Кредит Крестьянского поземельного банка имел строго определенное назначение - только на покупку земли.

И многообразие финансово-денежных союзов

Общественных и частных банков было в России великое множество. К ним относились 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, а также земские банки, общества взаимного поземельного кредита, начавшие работу еще в 1866 году.

Центром государства в ту пору был Санкт-Петербург, поэтому «впереди России всей» шли именно петербургские банки

Имелись у нас в 1914 году и 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15 450 ссудо-сберегательных товариществ, 16 000 кредитных товариществ, а также сельские, волостные и станичные банки и кассы Наиболее крупными банками в ту пору были Петербургский международный банк, основанный в 1869 году, Русский банк для внешней торговли - работал с 1871 года, Петербургский учетный и ссудный банк - основан в 1869 году, Петербургский частный коммерческий банк - открылся в 1864 году, Азовско-Донской коммерческий банк - работавший с 1890 года, и Волжско-Камский банк, основанный за 30 лет до XX века.

Были финансовые учреждения помельче, чем банки и ссудные кассы. В России перед революцией работало 11 кредитных союзов, которые объединяли 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита.

Бурный расцвет банковской системы начался в России в 90-е годы XIX века - именно тогда начался экономический подъем страны. Центром государства в ту пору был Санкт-Петербург, поэтому «впереди России всей» шли именно петербургские банки. Этот период экономического процветания России в советской истории принято было называть термином «сращивание банковского и промышленного капитала». Крупнейшие банки в те годы начинали бурно финансировать промышленность. Так, в 1900 году Петербургский международный банк был заинтересован в участии деньгами более чем в 30 концессиях, Петербургский учетный и ссудный банк тоже проявлял интерес к финансированию порядка трех десятков предприятий. В деятельности различных промышленных обществ активно участвовали такие банки, как Русский банк для внешней торговли, Русский торгово-промышленный банк и Петербургский частный. На основе совместного финансирования промышленности начали складываться банковские группы.

Большую роль в развитии процесса сращивания банковского и промышленного капиталов сыграл экономический кризис 1900–1903 годов. В условиях крайне неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры банки стремились порвать контакты с предприятиями, в финансировании которых они участвовали в годы подъема. Однако сделать это удавалось далеко не всегда. Более того, зачастую приходилось поддерживать такие предприятия новыми кредитами. В результате в период кризиса при количественном сокращении связей банков с промышленностью прочность уцелевших контактов повысилась.

В этой ситуации важное место в период с 1903–1914 годов занимает деятельность крупных банков, причем центрами интересов этих банков становятся, помимо Санкт-Петербурга, города торговли и промышленности. Одновременно с этим происходит исчезновение многих провинциальных банков. Начало XX века стало периодом их вымирания.

В России накануне Перовой мировой войны акционерные коммерческие банки за сравнительно короткие сроки выросли в гигантские учреждения, взявшие в свои руки всю промышленность и торговлю страны

Причина исчезновения банков - сильная конкуренция со стороны крупных банков, открывавших свои филиалы в тех городах, где были провинциальные. Большинство этих банков закрывались, некоторые становились филиалами крупных банков. Наряду с процессом централизации банковского дела в Петербурге разворачивается процесс концентрации, то есть слияния двух и более банков. Сегодня вся банковская система развивается примерно по такому же сценарию. Разве только наш ЦБ еще лицензии придумал - как выдавать, так и отзывать.

В итоге в России накануне Перовой мировой войны акционерные коммерческие банки за сравнительно короткие сроки выросли в гигантские учреждения, взявшие в свои руки всю промышленность и торговлю страны. Несмотря на кризисы, у них был заметен существенный рост бизнеса - капиталов, вкладов, сети отделений и активных операций.

Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы. А в 1917 году к власти пришли большевики.

Продолжение цикла публикаций, в которых сайт вспоминает про устройство и состояние финансовой системы России ровно сто лет назад, читайте в ближайшие дни.

История наличных денег в России начала XX века удивительна, стремительна и даже в чем-то трагична. После непродолжительного, но столь блестящего периода расцвета финансовой системы пришла разруха. К 1917 году было уничтожено все: и российский золотомонетный стандарт, и покупательная способность денег, и, пожалуй это самое печальное, доверие населения к наличным.

Введение.

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.

Изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка и стало основной целью данной работы. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1.Изучить историю становления Центрального банка России;
2.Цели, задачи и функции Центрального Банка;

3.Выявить основные инструменты, понятия и цели, методы, проблемы денежно-кредитной политики Центрального банка России;

4.Изучить основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации.

Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся истории развития и становления Центрального банка в Российской Федерации.

Во второй главе подробно рассмотрим основные функции, цели, задачи и операции Центрального банка. В третьей главе выявим основные инструменты, понятия и цели, методы, проблемы денежно – кредитной политике банка. В четвертой изучим направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации.

Методом работы является изучение законодательных материалов Российской Федерации по данной теме, материалов периодических изданий и научно-методической литературы.



Теоретическую основу поставленных в работе задач составляют труды россий

ких экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, а так же ресурсы с официального Интернет-сайтаЦБРФ:www.сbr.ru . Среди российских авторов, занимающихся данными вопросами можно выделить следующих: И.Т. Балабанов, В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкая Г.Н. Белоглазова, Г.Г.Коробова. Определённый интерес представляют работы О.И.Лаврушина. Фундаментальное значение при написании данной работы имели труды А.М. Тавасиева, В.П. Бычкова.

I. История становления центрального банка в России.

Государственный банк Российской империи.

Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. в процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное особенностями экономического развития России, обусловило генезис

Государственного банка как органа экономической политики правительства.
Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году.

На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-1906 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, коэффициент которого, за исключением кризисного 1906 г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.

Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование. Большая часть его активов накануне Октябрьской революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.) . История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа.

1.2. Народный банк РСФСР.

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем они стали реально контролировать работу банка. Утром 14 (27) декабря были захвачены Петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР) .

Формально до своего упразднения в 1920 г. Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.


1.3. Государственный банк СССР.

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР. Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только” при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал сов знака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1: 100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.

В течение 1922-1924 гг. в обращении одновременно находились сов знак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей сов знаками 1923г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина. С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредита все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.

В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком).

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.

Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутри банковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10: 1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.) . В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1: 10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР) , Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).


Современный банк.

В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.).

Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже “Клятвенное обещание” служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.

Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать “упрочению кредитной системы” и “оживлению торговых оборотов” в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский, сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е.И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее “государственно-акционерной компании”, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о “временных выпусках” небольших объемов кредитных билетов.

Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны.

Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный - 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал - до 5 млн. рублей.

Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. - Петроградская контора).

Как известно, Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (“за счет Государственного казначейства”). Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.

До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи “народного кредита” - широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.

Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать “промышленные ссуды”, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX - начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу - 600 рублей.

Успешная индустриализация в России “по Витте”, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.

В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.

Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.

Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

С именем С.Ю. Витте связана еще одна яркая страница в истории Государственного банка - денежная реформа 1895-1897 годов. По воспоминанию Сергея Юльевича, она была проведена с личного одобрения императора Николая II вопреки отрицательному мнению большинства сенаторов. С.Ю. Витте вспоминал, что реформа прошла быстро и естественно, без особых потрясений в обществе. В действительности она широко обсуждалась в печати и экономической литературе. Осуществляя девальвацию рубля, С.Ю. Витте подумывал о введении новой денежной единицы в России. По примеру франка он хотел назвать ее “русом”. Однако в сознании народа понятие “рубль” означало уже так много, что от замены этого слова пришлось отказаться.

В результате проведения денежной реформы 1895-1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой - зеленый, пятирублевой - синий, десятирублевой - красный, сторублевой - снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).

В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.

На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции - учетно-ссудной - достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были “средства казны” - 951 216 тыс. руб., а также “Вклады и текущие счета” - 263 110 тыс. рублей.

Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних “военных” займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.

Крылатая фраза “история хочет видеть людей” на примере Государственного банка Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком Российской империи в разные годы были барон Александр Людвигович Штиглиц (1860-1866); Евгений Иванович Ламанский (1866-1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881-1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889-1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894-1903); Сергей Иванович Тимашев (1903-1909); Алексей Владимирович Коншин (1910-1914); Иван Павлович Шипов (1914-1917). Среди них, конечно, выделяется фигура Евгения Ивановича Ламанского, автора первого Устава Государственного банка, инициатора создания системы акционерных коммерческих банков.

После октябрьских событий 1917 г. согласно подписанному В.И. Лениным декрету “О национализации банков” от 27 декабря 1917 г. Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия банковского дела. Акционерные коммерческие банки подлежали национализации и были слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики.

139 лет со дня основания Государственного банка Российской империи Банк России считает своим праздником. Мы гордимся богатым историческим опытом Государственного банка, который не утратил своего значения и сегодня.

Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей ЦБ РФ

образовании Государственного банка

На подлинном собственною

Его Императорского

Величества рукою написано:

“Александр”.

Указ правительствующему Сенату

Указом нашим правительствующему Сенату, данным в 1-й день сентября 1859 г., повелев подчинить Министру финансов сверх государственных банков Заемного и Коммерческого кредитные обороты Сохранных казен и Приказов общественного призрения, мы постановили предварительные меры к дальнейшим по кредитной части преобразованиям.

На сей конец с целью постепенного улучшения банковой системы разрешен тем же указом выпуск государственных 5% банковых билетов в обмен на выданные из Кредитных установлений билеты по вкладам; допущен по повелению нашему в 26 день декабря 1859 г. последовавшему, прием частных вкладов только в государственном Коммерческом банке и его конторах и затем благотворительные и воспитательные заведения, содержавшиеся на счет доходов Сохранных казен и Приказов общественного призрения, обеспечены особыми мерами независимо от кредитных операций.

Ныне, утвердив рассмотренные в Государственном совете предположения Министра финансов относительно преобразования государственных кредитных установлений, мы признали за благо принять следующие меры:

1. Государственный Заемный банк упразднить, передав из оного в санкт-петербургскую Сохранную казну дела, счеты, книги и документы по ссудам. Министр финансов имеет сделать по сему предмету все зависящие от него распоряжения с тем, чтобы по делам, превышающим его власть, было испрашиваемо наше утверждение.

2. Сохранным казнам санкт-петербургской и московской состоять в непосредственном ведении Министра финансов наравне с другими государственными кредитными установлениями, ему подчиненными.

3. Приказ общественного призрения в отношении возложенных на них действий по кредитной части оставить подведомственными Министру финансов.

4. Государственному коммерческому банку согласно с утвержденным нами уставом дать новое устройство и наименование Государственного банка с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений Коммерческого банка, коим именоваться впредь конторами и отделениями Государственного банка и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем Министр финансов имеет войти с особым представлением установленным порядком.

5. В Государственный банк передать все вклады, принятые государственными кредитными установлениями, с возложением на оный платежа процентов и возврата капиталов на основании условий, на коих сии капиталы были приняты.

6. За передачею из Сохранных казен в Государственный банк всех вкладов упразднить в сих учреждениях отделения по вкладам и с тем вместе вследствие прекращения производства ссуд из Сохранных казен предоставить Министру финансов войти установленным порядком с представлением о сокращении штатов сих учреждений по ссудам.

7. Экспедицию государственных кредитных билетов присоединить к Государственному банку, на который возлагаются все обязанности сей Экспедиции, в манифесте 1-го июня 1843 г. определенные.

8. На устройство Государственного банка и его контор отделить в основной капитал оного 15 000 000 руб. из капиталов Заемного и Коммерческого банков и сверх того отчислить 1 000 000 руб. в резервный капитал Государственного банка. За сим по пересмотре общего баланса банков и за списанием из оного всех долгов сомнительных и неблагонадежных в Государственный банк передать наличные кассы банков и все торговые залоги, принятые Коммерческим банком.

Сумму вкладов, передаваемых Государственному банку, превышающую торговые залоги и наличность и розданную в долгосрочные ссуды под залог недвижимых имуществ, обеспечить банку впредь до окончательного погашения сих ссуд особыми обязательствами со стороны государственного казначейства.

9. Разрешенные Государственному банку по уставу оного операции вводить постепенно, сперва в самом банке, а затем в банковых конторах по ближайшему усмотрению Министра финансов с объявлением к общему сведению правил о производстве банковых операций.

10. Об открытии новых банковых контор в городах, имеющих важное значение во внутренней торговле и промышленности, Министру финансов войти в ближайшее соображение и представить на утверждение наше установленным порядком.

11. Обязанности Коммерческого банка и его контор, определенные Положением о государственных 5% банковых билетах относительно платежа процентов, тиража сих билетов и возврата по оным капиталов возложить на Государственный банк и его конторы на предписанных в означенном положении основаниях.

12. Возврат вкладов и уплату по оным процентов на основании прежних правил производить

а) из Государственного банка по билетам бывших банков Коммерческого и Заемного и санкт-петербургской Сохранной казны;

б) из Московской конторы банка по билетам московской Сохранной казны, которая имеет передать в первую все дела по вкладам и

в) по билетам Приказов общественного призрения в тех губерниях, где имеются банковые конторы, - из местных контор, а по билетам прочих приказов не иначе, как из того Приказа, коим те билеты были выданы.

13. Из числа вверенных упомянутым кредитным установлениям частных вкладов те, которые внесены на вечное время, перевести со счетов сих установлений в разряд внутреннего бессрочного долга, записав в Государственную долговую книгу.

14. Ссуды из кредитных установлений, выданные государственному казначейству и казенным местам, соединить в один общий счет долга государственного казначейства Государственному банку с тем, чтобы банк сей получал впредь назначаемые по тому долгу ежегодные платежи из Государственного казначейства.

15. На том же основании перенести на счет банка со счетов государственной Комиссии погашения долгов сумму государственного внутреннего срочного долга, записанную в государственной долговой книге на имя сохранных казен.

16. Прием платежей от частных заемщиков по ссудам, выданным из государственного Заемного банка, Сохранных казен и Приказов общественного призрения, а равно и все распоряжения по взысканию сих платежей предоставить по принадлежности санкт-петербургской и московской Сохранным казнам и Приказам общественного призрения на существующих для сего правилах.

17. Суммы, поступающие в означенные установления от частных заемщиков в уплату процентов и погашения по выданным им из тех установлений ссудам, передавать

а) из санкт-петербургской Сохранной казны в Государственный банк;

б) из московской Сохранной казны в московскую банковскую контору и

в) из Приказов общественного призрения тех губерний, где банковые конторы имеются, в местные конторы банка, а из всех прочих приказов в Государственный банк или по его распоряжению, куда будет назначено.

18. Передаваемые в Государственный банк и его конторы платежи по ссудам, произведенным из кредитных установлений, обращать в зачет суммы, потребной на выдачу процентов и капитала по государственным 5% банковым билетам и по вкладам, вверенным кредитным установлениям; в случае же недостатка для сей операции имеющих поступать в банк платежей по упомянутым ссудам потребные на то суммы отпускать из государственного казначейства.

19. Разрешение частных вопросов, могущих возникнуть как по взаимным расчетам банковых установлений и государственного казначейства с Государственным банком и его конторами, так и снабжение сих учреждений надлежащими инструкциями по производству возложенных на них операций предоставить Министру финансов.

Препровождая Устав Государственного банка в правительствующий Сенат, повелеваем: к приведению сего устава и всех вышеизложенных мер в исполнение сделать надлежащее распоряжение.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты