18.02.2024

Сборник готовых эссе по обществознанию егэ. Как писать эссе по обществознанию на егэ


На протяжении нескольких последних лет обществознание уверенно лидирует среди предметов по выбору, ведь добавив к данному сертификату хорошие балы ЕГЭ по русскому и математике, можно уверенно подавать документы в самые разные ВУЗы страны на такие направления, как:

  • право (требуется также ЕГЭ по истории);
  • психология и педагогика;
  • социология;
  • медиакоммуникации;
  • гостиничное дело;
  • издательское дело.

Особенности КИМов по обществознанию

На первый взгляд ЕГЭ по обществознанию кажется выпускникам намного легче, чем физика, химия или история, но сдать экзамен на 100 баллов в 2019 году на самом деле будет непросто, ведь экзаменационный билет содержит вопросы из самых разных областей знаний, а одно из заданий – это написание эссе.

Так, в экзамен по обществознанию в 2019 году будет проверять знания выпускников по таким модулям, как:

  • право;
  • политика;
  • социология;
  • экономика;
  • философия.

Задания в билетах будут распределены следующим образом:

Всего участник ЕГЭ по обществознанию может набрать в 2019 году 62 первичных балла, из которых 5 баллов начисляются за правильно написанное эссе, поэтому стоит заблаговременно ознакомиться с возможными темами мини-сочинений, подготовить примеры и продумать, какой информацией оперировать в рассуждениях.

Лучше понять структуру билета можно, ознакомившись с реальным КИМом, который был предложен выпускникам 2018 года на досрочной сессии ЕГЭ.

Темы эссе на 2019 год

На этапе подготовки к ЕГЭ ФИПИ никогда не разглашает узкий круг тем, которые войдут в экзаменационные билеты. И экзаменуемые и учителя, работающие в точках проведения Единого Государственного Экзамена, узнают их одновременно в момент распечатки официального конверта.

Но, существует своеобразный сборник, в котором указаны все возможные темы эссе, охватывающие проблемы пяти основных тематик, входящих в билеты по обществознанию, и в 2019 году этот документ должен быть для вас одним из основных при подготовке к ЕГЭ.

В список тематик входят:

  • Философия:
  • Социальная психология: Внутриличностный конфликт / Межличностное общение – суть и возможные барьеры / Особенности общения людей в социуме и выстраивание социальных отношений / Межличностная коммуникация – суть и задачи / Коллектив как явление и психологический климат внутри него;
  • Социология: Прогресс как условие организации общества /Объективные и Субъективные факторы, которые влияют на общественные процессы – их соотношение / Дифференциация мужских и женских ролей в социуме – ее закономерность / Стабильность жизни обществ а- ее сохранение / Духовные и материальные ценности в общественной жизни и их роль. Борьба и социальное неравенство – в чем суть явлений;
  • Экономика: Труд – особенности вида деятельности и экономическая польза / Капитал как ресурс экономики /Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей человека – в чем противоречия / Факторы производства – их значение в экономическом развитии / Вопрос экономического выбора – в чем проблема данного явления;
  • Правоведение: Мораль и Право: в чем различия и сходства этих понятий / Государство – его суть и признаки / Политическая система – какую роль в ней играет государство / Право и его социальная ценность / Право как инструмент регулирования жизни общества;
  • Политология: Мировая политика и анализ международных отношений / Партии и общественные движения в политической системе современного общества / Политическая система и ее роль в жизни современного общества / Государство, его место и роль в политической системе / Особенности политических отношений в современном обществе.

Все pdf документы в любой момент будут доступны на данной страничке, но при желании, вы можете скачать их для удобства работы в режиме offline . Открыть документы формата pdf можно специальной программой или любым установленным на устройстве браузером (даже без подключения к интернету).

План написания эссе

Ознакомившись с тем, какие основные темы могут встретиться в 29 задании на ЕГЭ 2019 года по обществознанию, необходимо приступить к практике по написанию эссе. Мини-сочинение должно иметь такую структуру:

Прорабатывая каждую тему из модулей «Философия», «Социальная психология», «Социология», «Экономика», «Политология» и «Правоведение», необходимо:

  • понять суть проблемы;
  • подобрать цитату;
  • построить логическую цепочку рассуждений;
  • найти аргументы;
  • привести примеры.

Для облегчения работы над структурой мини-сочинения можно использовать готовые клише. Примерный план эссе по обществознанию, применимый для любой темы в 2019 году, будет иметь вид:

Конечно, это только базовый шаблон, который необходимо дополнить и расширить, используя собственные мысли, базу знаний, мысли и высказывания, на которые можно ссылаться, а также опыт (можно и собственный, но лучше описанный в учебниках).

Для большинства выпускников, выбравших в 2019 году ЕГЭ по обществознанию, составить план к эссе – не проблема. Но все же, стоит помнить такие простые, но полезные советы педагогов:

  • Помните – от вас требуется не длинный и бессмысленный текст, а лаконичное рассуждение, подкрепленное фактами.
  • Не уходите в сторону от основной мысли, периодически возвращаясь к ней в разных пунктах сочинения.
  • Не забывайте упомянуть несколько слов об авторе использованного в эссе высказывания.
  • Избегайте высказываний и суждений, не относящихся к заданной теме.
  • Постарайтесь описать все существующие взгляды на рассматриваемую проблему, рассмотрев все возможные пути ее решения.

Важно! Основным критерием при оценивании эссе остается соответствие заданной тематике и полнота раскрытия вопроса. Если комиссия решит, что сочинение не по теме, оно будет оценено в 0 баллов.

Помощь в подготовке

Что делать, если в процессе самоподготовки возникли трудности?

Самый простой и правильный выход – обратиться к опытному репетитору, который поможет грамотно составить план написания эссе, выявит и устранит пробелы в знаниях по обществознанию и разработает индивидуальную программу подготовки к ЕГЭ с учетом особенностей билетов 2019 года.

Если такой возможности нет, воспользуйтесь готовыми вариантами эссе, которые тоже можно найти в интернете. Но, не поленитесь не просто выучить чужие тесты, а понять их и по возможности доработать с учетом собственного виденья проблемы.

Полезны будут также онлайн уроки в формате видеороликов, которые также несложно найти в интернете. Вот один из таких уроков, посвященный написанию эссе по обществознанию:

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Что изменилось в тексте задания?

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин)

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе

В современном информационном обществе нам дорога каждая минута. Поэтому, нет ничего удобнее, чем готовиться к ЕГЭ по обществознанию онлайн, консультироваться с экспертом и получать его «живой отклик». Как это сделать при написании эссе по обществознанию?

Итак, Вы в 10-11 классе и Ваша цель — сдать на Высокий балл! Отлично, с Вы уже научились справляться, но.. что делать с (письменной)? Особенно, с ее творческими заданиями, например, с

Сразу вспомним, что от нас требуется на ЕГЭ при написании этого задания! Для этого берем

Отлично, нам нужно написать мини-сочинение по одной из пяти представленных цитат, а САМОЕ ГЛАВНОЕ — выполнить три критерия проверки эссе:

В. Швебель «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся»

Полагаю, что в вышеприведенном высказывании автором поднимается такая проблема как роль закона в регулирование поведения определенных групп людей.
Закон является одним из источников норм права, которые в свою очередь входят в число социальных норм. Исходя из определения источника права, можно сказать, что закон — это официальный способ выражения и закрепления правовых норм, с целью придания им общеобязательного, юридического значения. Естественно, закон обладает определенной юридической силой и выражает государственную волю. Также одним из наиболее важных признаков закона является регулирование общественных отношений. Но что если, как выразился автор, «люди ни куда не годятся»? Что если люди не руководствуются правовыми нормами в силу ряда причин? Для таких людей закон попросту не работает. Среди них люмпены, деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). Это люди без социальных корней, нравственного кодекса, они находятся на самой низшей ступени общества и, по сути, им нечего терять. Также сюда можно отнести анархистов – людей со свободным мышлением, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Из самого определения видно, что для таких людей закон не играет никакой роли. Так, в ходе Второй мировой войны на Украине анархисты организовывали сопротивление как национал-социалистам, так и сталинистам.
Но не всегда именно люди являются причиной бессилия закона регулировать поведение людей. Такой причиной может послужить сложная жизненная ситуация (например, война, голод, экономический кризис). Резкие социальные трансформации способствуют размытию социальных ценностей и ориентиров. История помнит, как во время войны люди голодали, умирая от истощения, но выдавать больше положенного количества еды было под запретом, так как всё необходимое, в том числе продовольствие, шло на фронт. Однако встречались и такие случаи, когда стоял вопрос жизни и смерти, люди преступали закон, чтобы спастись.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что законы, да и в целом правовые нормы на протяжении достаточно долгого времени имеют большое значение для людей во всем мире.

(в эссе полностью сохранены текст и пунктуация автора).

Проверка эссе онлайн

Итак, рассмотрим данное эссе. Сразу бросаются в глаза те «мелкие» нюансы и недостатки, которые, к сожалению, портят общую картину (отсутствие занятых, например). Конечно, нужно стремиться к максимальной грамотности эссе, что привлекает эксперта.

Что серьезнее. Не в явном виде представлен ответ на ключевой критерий 1. Не увидев фразу «Смысл высказывания я вижу в том, что…», эксперт, в случае, если содержание эссе посчитает не соответствующим цитате, поднятой проблеме, ошибочным с точки зрения теории, может выставить 0. За остальные критерии баллов Вы тогда не получите.

В данном случае, я бы выставил это балл именно с формулировкой Но, лучше не балансировать здесь на грани и не рисковать. Чего стоило просто написать в начале:

«Смысл высказывания В. Швебеля я вижу в том, что при следовании нормам права важны моральные качества индивида, его нравственные устои».

Применен был простой перифраз, — «люди — «люди никуда не годятся — они безнравственны».

«Полагаю, что в вышеприведенном высказывании автором поднимается такая проблема как роль закона в регулирование поведения определенных групп людей».

Есть понимание закона, нет ничего о группах людей, общественных отношениях. Поднятая проблема это плюс, также как то, что система аргументации теоретической увязана с аргументацией практической. Но, недостаточен набор терминов. Выставил бы здесь 1 балл из 2 возможных.

Критерий 3. Здесь очевиден один пример из истории Второй мировой войны на Украине, все остальное — общие рассуждения, опять же, связанные большей частью с военными действиями. Есть пример из истории (смежной науки), других нет. Также 1 балл из 2.

Итого, считаю логичным выставить здесь достаточно высокий балл 1-1-1.

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

Эксперт проверит ваше эссе!

К сожалению, не всегда в силу занятости, удается оперативно прийти на помощи абитуриенту и быстро проверить его эссе. Для этого у нас есть услуга разбора 1 Ваше эссе по обществознанию (задание 29) с рекомендациями по исправлению ошибок.

Посмотрим на еще один пример написанного в нашей группе
эссе:

Полина Дранникова 22 сен 2016 в 17:23

«Прогресс — красивая, но ложная идея». (к сожалению, автора не знаю)

Автор этого высказывания имеет в виду, что последствия такого явления, как прогресс, гораздо более существенны, чем его преимущества, и я с ним полностью согласна. В словах автора выражена актуальная проблема современности: противоречивость общественного прогресса.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса с разных сторон, определимся с ключевым понятием. Что же такое прогресс? Прогресс — это движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. У этого общественного явления существуют критерии, по которым мы можем судить, прогрессирует данное общество или нет. О прогрессе свидетельствуют прежде всего изменения человеческой природы: человек становится духовно более развитым, так как в результате интеграции (объединения, сближения сфер жизни общества) и глобализации (усиления интегративных связей между людьми, организациями, государствами) он имеет неограниченные возможности для саморазвития и раскрытия творческого потенциала. Каждый из нас может путешествовать в любую точку земного шара, с изобретением Интернета стала доступна практически любая нужная информация. Среди других немаловажных критериев можно назвать благоприятные условия жизни,то есть рост благосостояния общества и продолжительности жизни, развитие производительных сил (науки и техники), мера свободы, которую общество предоставляет личности. Все перечисленные преимущества общественного прогресса, несомненно, важны, но так ли они существенны, если положить эти плюсы на одну чашу весов вместе с последствиями развития общества?
Безусловно, перевес будет на стороне последних. Последствия прогресса вылились в настоящую угрозу жизни человечества как таковой.
Во-первых, загрязнение окружающей среды приближается к критической отметке. Экологическая ситуация во всем мире очень плачевна. Ярким примером может служить следующий факт: озеро Байкал, бывшее некогда самым большим и чистым источником пресной воды в нашей стране, в наши дни загрязнено сточными водами различных заводов и фабрик. Как результат, жители близлежащих деревень вынуждены массово закупать пресную воду.
Во-вторых, развитие науки приводит к созданию таких страшных видов оружия, что это может уничтожить все человечество. Невольно вспоминаются события Второй мировой войны, когда в результате атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибло более 100 тысяч человек.
В-третьих, в результате глобализации рушатся традиции, национальные обычаи и культура, исчезают языки. Например, в республике Чувашия большинство людей разговаривают на русском языке, даже люди из деревень и сел в наши дни практически не знают чувашского языка, что ведет к его вымиранию и,как следствие, культурному оскудению нации.
Таким образом, правота автора бесспорна, что мы и подтвердили вышеизложенными доводами. Несмотря на выгоды, которые обеспечивает общественный прогресс, мы не можем поставить на карту жизнь всего человечества, и людям следует немедленно начать действовать в направлении устранения гибельных последствий прогресса.

Автор четко выражает смысл высказывания и поднятую в нем проблему. Он точно дает понимание самого его критериев и противоречивости, что достаточно, вкупе с тремя верно подобранными аргументами, максимальной оценки за критерий 2 — 2 балла.

Также в достоверном виде представлены аргументы, иллюстрирующие проявления трех — и мира и Также 2 балла за критерий 3.

Оценка здесь максимальна — 5 из 5 возможных!

И в завершении поста разбор еще одного эссе.

Эльвира Упатина

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

В экономической сфере жизни мы часто сталкиваемся с ограниченностью ресурсов. В противовес поэтому мы имеем потребности человечества, который неустанно растут. Удовлетворить их полностью невозможно, ученые и другие субъекты экономической жизни стараются найти наиболее приемлемое решение этой проблемы.
Ресурсы производства – это совокупность материальных и финансовых благ, которые используются в производстве товаров и услуг. Ресурсы производства – это почти синоним другого экономического термина — фактора производства. Всего выделяют 5 факторов: труд, земля, капитал, предпринимательские способности и относительно новый – информация. Все они имеют свойство заканчиваться, приходить в негодность – мы ограничены в их использовании.
В то же время потребности — это необходимость, нужда человека в том, что составляет условие его существования. С улучшением качества жизни потребности человека растут. Если в традиционной экономической системе преобладает натуральное хозяйство, а основная потребность людей заключалась только в выращивание еды, нахождение ночлега, то есть в удовлетворении биологических потребностей, то в условиях рыночной экономики и постиндустриального общества люди стремятся жить в достойных условиях, питаться качественными продуктами, путешествовать, то есть удовлетворять социальные и личностные.
Потребности растут, а ресурсы все уменьшаются. Всем членам экономической сферы жизни приходится делать выбор: какими-то путями сокращать потребление или создавать новые ресурсы, использовать уже имеющиеся более рационально.
Ученые предполагают, что имеющихся запасов нефти хватит на ближайшие 30 лет. Нефть является источником производства бензина, и, чтобы после истощения запасов нефти, людям не пришлось отказаться от своих автомобилей, внедряются альтернативные источники сырья, например, газ. Уже сейчас многие автомобилисты перешли на метан, так как такой вид топлива считается экологически чистым и выгодным для покупателя.
С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также и на государственном уровне. Например, правительства РФ при распределении бюджета должно учитывать ситуации в стране, распределять деньги на разные нужды: перевооружение армии, поддержка малообеспеченных и многодетных семей, повышение пенсии. Сделать это очень трудно особенно в ситуации валютного кризиса в России, когда российский рубль ослабевает по отношении к иностранным валютам. Он вызван снижением мировых цен на нефть, от которой во многом и зависит доходная часть бюджета РФ.
Таким образом, проблема ограниченности ресурсов является очень актуальной в современном мире, к сожалению, разрешить ее полностью не удастся никогда. Но человечество должно направить свои усилия для улучшения сложившейся ситуации.

Как говорится, классика жанра, наиболее очевидное из высказываний, относящихся к проблемам Все верно, начинать писать эссе рекомендую с самого простого.

Опять мы не видим прямого раскрытия смысла высказывания, опять абитуриент рискует получить 0 за к1. Хотя, в целом, эссе написано грамотно. Спасает, например, это предложение:

«Удовлетворить их полностью невозможно, ученые и другие субъекты экономической жизни стараются найти наиболее приемлемое решение этой проблемы».

За критерий 1 опять же, выставляю балл с формулировкой «Содержание ответа даёт представление о его понимании».

Теоретический блок выписан верно, есть система аргументов и термины. А вот конкретный пример приведен только 1 (из реалий современной российской экономики), прогнозы ученых в счет как отдельный пример не принимается. Также, в любом случае, аргументы здесь «одного поля ягоды» — из современной социальной информации (сообщений СМИ). Примеров из смежных наук, собственного жизненного опыта нет.

Хотя, опять же, очень просто было взять себя как пример, написать несколько своих потребностей (получение образования, престижной профессии) и выписать те ресурсы (ограниченные), которые у Вас есть в наличии сейчас для этого. Идти «через себя», как говорится, в блоке «экономика» — оптимальный путь.

Таким образом, оценил бы это эссе на 1-2-1.

Напомним, что учиться писать обществоведческое эссе можно по моему авторскому курсу «Мастер эссе», которое включает в себя опыт нескольких лет подготовки к ЕГЭ и эссе:

Наиболее подходящую Вам методику написания эссе;
примеры отличных и «нулевых эссе»;
заглянуть «на кухню» экспертов, которые будут проверять Ваше эссе на ЕГЭ 2018;
узнать, как проходила апелляция на ЕГЭ 2014, 2015, 2016, 2017по эссе;
самостоятельно проверить эссе Ваших конкурентов;
ПОЛУЧИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОВЕРКУ СВОЕГО ЭССЕ ОТ ЭКСПЕРТА?


Удачи Вам при подготовке к написанию обществоведческого эссе на ЕГЭ, увидимся онлайн

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Практические советы по написанию эссе по обществознанию

  • Самое главное – регулярно тренироваться в написании эссе, сдавая их на проверку преподавателю, и, уделяя внимание проработке его замечаний.
  • Соблюдать логическую последовательность изложения, не перепрыгивать от одного к другому примеру.
  • Не писать все эссе на черновик: набросать только план и основные идеи.
  • Приводить пример для каждого теоретического постулата.
  • Учиться адекватно и объективно оценивать как свои, так и чужие эссе.
  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе по обществознанию и уделять внимание каждому пункту в процессе написания.
  • Не путаться в понятиях и терминах обществознания.
  • Тренироваться раскрывать смысл высказывания на любых афоризмах.
  • Смотреть новости, запоминать примеры с уроков, которые можно использовать в качестве доказательств своей позиции.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ в 2018 году

Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ

Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.

Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты