16.09.2021

Экономика и ее роль в жизни общества. Экономика и ее роль в жизни общества Твердый валютный курс характерен для экономики


Экономика - это область знаний, изучающая

1) природные процессы и явления

2) поведение человека

3) методы рационального хозяйствования

4) способы защиты окружающей среды

Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1) потребление духовных ценностей

2) распределение материальных благ

3) создание правовых норм

4) обмен культурными достижениями

Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

Экономическая сфера помимо производства, об­мена, распределения материальных благ вклю­чает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика изучает действие объективных законов истории.

Б. Экономика изучает законы развития хозяйства.

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

1. Существование проблемы экономического выбора об­условлено

1) безграничностью потребностей человека и ограни­ченностью производственных возможностей

2) изменчивостью человеческих потребностей

3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов

4) ограниченностью природных ресурсов

2. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор

Проблема ограниченности ресурсов существует толь­ко для бедных стран.

Б. Производители и потребители вынуждены совер­шать экономический выбор в условиях ограниченности ре­сурсов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

А. Существование проблемы ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хо­зяйственной деятельности человека.

Б. Проблема ограниченности ресурсов заключается в том, что потребности людей всегда превосходят имеющиеся для их удовлетворения ресурсы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресур­сов?

А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.

Б. Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетво­рения потребностей общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Экономические системы и собственность

1. В государстве Н. производственные ресурсы рас­пределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы про­изводства

2) устанавливается твердый курс официальной ва­люты

3) ведущие позиции занимает государственная соб­ственность

4) складываются хозяйственные пропорции

4. Верны ли следующие суждения о частной собст­венности?

А. Передача государственной собственности в ча­стные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой ко­мандной экономики.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

1) приватизацией

2) национализацией

3) модернизацией

4) социализацией

В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) произведенная продукция

4) теплицы и оборудование

Обмен, торговля

Рынок и рыночный механизм.

Деньги

К прямым налогам относится

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог с продаж

Косвенным налогом является

1) подоходный налог

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог на прибыль

3. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

4. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвен­ных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядко­вые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые но­мера черт отличия.

1) взимание с конкретного лица

2) зависимость от размеров дохода

3) безвозмездные отчисления

4) обязательные платежи

Задания ГИА линия «ЭКОНОМИКА»

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономические ресурсы — это средства, необходимые для производства товаров и услуг. Они обладают одним общим свойством — ограниченностью.

Ограниченность ресурсов означает их недостаток по отношению к существующим в них потребностям людей.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает недостаточность экономических ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.

Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно — это и есть относительная ограниченность ресурсов.

Экономисты пришли к выводу, что абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению. Этот факт лег в основу второй аксиомы экономики:

Ограниченность ресурсов имеет физический (объективный) и экономический (субъективный) характер. Это можно объяснить на примере основных категорий экономических ресурсов:

Природные ресурсы (фактор «земля»). Такие природные ископаемые, как нефть, уголь, цинк, ограничены физически. Пахотные, плодородные земли ограничены их площадью. Но большинство природных ресурсов ограничено в результате правительственных мер, запрещающие свободную добычу полезных ископаемых, или из-за низкого уровня технических возможностей добывающих предприятий. Это следствие экономической ограниченности ресурсов.

Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества ограничен численностью трудоспособного населения. Ресурсы предприятия ограничены лимитом рабочей силы. Способности людей к труду ограничены их физическими, умственными и психическими возможностями.

Капитальные, или инвестиционные ресурсы. Физический капитал общества ограничен числом работающих предприятий и организаций, а также величиной налоговых поступлений в государственный бюджет.

Проверочная работа по теме «Рыночное общество» 10 класс

Это препятствует осуществлению крупных капиталовложений (инвестиций) в национальное хозяйство.

Предпринимательство (или предприимчивость). Это очень редкий ресурс, под которым понимают способность некоторых людей организовать эффективную работу предприятия. Эти люди отличаются от других наличием новой идеи, полной свободой действий, неограниченной ответственностью и большой степенью риска.

Экономисты в результате анализа проблемы ограниченности ресурсов сделали 2 вывода:

1.Поскольку ресурсы общества ограничены, объем производства товаров и услуг в каждый конкретный момент времени также ограничен, поэтому для увеличения производства одних благ следует сократить производство других благ, требующих тех же самых ресурсов.

2.Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей людей практически невозможно. Поэтому они должны делать выбор в пользу наиболее эффективного варианта производства, обмена и потребления благ.

Проблема выбора в экономике

В каждый конкретный период времени имеющиеся ресурсы ограниченны, и это выдвигает проблему выбора. Выбор приходится делать и отдельному человеку, и фирме, и государству.

Суть проблемы выбора в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Определением проблемы выбора в рыночной экономике являются постановка и решение следующих экономических вопросов: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?». Первый вопрос означает, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени. Общество в целом не может получить все и немедленно: оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Второй вопрос призван определить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги.

Наконец, вопрос «для кого производить?» сводится к тому, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума продукта при минимуме затрат.

Галина Булыгина

В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов?

Приведите не менее трех положений.

ОТВЕТ:

v ограниченность пахотной земли

v исчерпаемость полезных ископаемых

v ограниченность трудовых ресурсов

Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трех примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд.

ОТВЕТ:

1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения работы приходится организовывать вахтовым методом.

2) В регионе А при низкой рождаемости численность населения пенсионного и предпенсионного возраста составила уже около 40% всего населения. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих.

3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для ее выполнения приходится привлекать работников из других регионов.

В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

ОТВЕТ:

1) в поддержку:

ü большая часть земель, пригодных для обработки уже находится в сельскохозяйственном обороте;

ü строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

2) в опровержение:

ü в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).

Ответ:

1) в ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции;

2) у индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин;

3) супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.

Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

Ответ:

Ø Контроль над производством и распределением со стоны государства;

Ø преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;

Ø централизованное ценообразование;

Ø административные методы управления и т. д.

В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Ответ:

1)Как решаются основные вопросы экономики?

2)Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

3)Какова роль государства в экономической жизни страны?

«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», — писал Л.Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системы пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

В ответе указываются, что речь идет о командной (административной) экономике. Аргументы:

Ø осуществление централизованного планирования.

Среди других черт командной экономики могут быть названы:

Ø государственно регулирование цен на товары и услуги;

Ø преобладание государственной собственности.

Статья 5 Конституции СССР 1977 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Назовите три формы собственности, которые закреплены действующими законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

ОТВЕТ:

1) формы собственности : частная; государственная; муниципальная;

2) причина произошедших изменений – переход к рыночной экономике.

Познакомьтесь с высказыванием ученого – экономиста В.Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что они иногда дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьв.

Тема 2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике

Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

Ответ:

Тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьев, — рыночная экономика.

Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно :

  1. Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объемом и структурой потребностей);
  2. Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;
  3. Ограничение возможностей возникновения монополий;
  4. Создание стимулов к труду.

Экономические проблемы, которые эта система способна не может решать самостоятельно :

  1. Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);
  2. Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;
  3. Регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо – или перепроизводством / потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

ОТВЕТ:

1) Причины цикличности:

ü Периодическое обновление капитала, связанное с достижениями НТП и инновационной деятельностью;

ü Нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;

2) Конкретизация: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъему, росту спрос на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всё сферу экономики.

Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономических цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

ОТВЕТ:

Экономический цикл — попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

Существует четыре стадии или фазы цикла .

1) Экономический подъем . Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производства, сокращение совокупного спроса.

3) Депрессия (дно) . Показатели: безработица и производство достигает максимального низкого значения.

4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населения.

В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) смешанной

РЕШЕНИЕ:

Традиционная экономическая система (аграрная) - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. В экономической жизни прежде всего ценится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Господствует натуральное сельское хозяйство, товарно-денежные отношения развиты слабо, развит бартер (обмен), преобладает экстенсивный тип экономического роста.
Однако налицо и недостатки данного способа хозяйствования - отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.

Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефицитупотребительских товаров на прилавках.

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Вариант 1

1. К основным факторам (ресурсам) производства относится:

а) капитал б) торговля в) цена г) спрос

2. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы

производства. Такая ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) командной в) кризисной г) рыночной

3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

а) зарплата 1) земля

б) прибыль 2) труд

в) рента 3) капитал

4. Верны ли следующие суждения о сферах экономической жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей

общества

5. К косвенным налогам относится:

а) налог на прибыль б) акциз в) подоходный налог

6. Доход в государственный бюджет приносит:

б) дотации предприятиям

в) льготы общественным фондам

г) таможенные пошлины

7. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые

8. К расходной части государственногобюджета относится:

а) обслуживание государственного долга

б) государственная пошлина

в) акцизный сбор

г) подоходный налог

9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и

мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) рыночной в) командной г) смешанной

10. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-

гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства.

В этом проявляется процесс:

а) приватизации б) национализации в) монополизации

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в

каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между

работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы.

Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится

в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием

«фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это

возникает из- за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую

силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками,

оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад

высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения

станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной.

Число безработных растет и в определенной фазеэкономического цикла, в условиях кризиса

производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется

безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы

при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда,

когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу

превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С

другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой

ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и

социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и

стимулирующее развитие экономики в целом.

озаглавьте каждый из них.

на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций,

при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного

С5. В 80- е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно

10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной

группе 16- 19 лет –23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на

обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь

высокого уровня безработицы среди молодежи.

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как

положительное явление. Согласны ли выс такой точкой зрения? Приведите два аргумента в

обоснование своей точки зрения.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 2

а) объемы промышленного производства б) расходы и доходы

в) народнохозяйственные пропорции г) показатели роста экономики

2. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.

Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

3. В рыночной экономике, в отличие от командной:

а) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

б) устанавливается твердый курс официальной валюты

в) ведущие позиции занимает государственная собственность

г) складываются хозяйственные пропорции

4. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы –

357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о:

а) сохранении плановых начал в экономике б) увеличении налоговых поступлений

5. Что из перечисленного относится к факторам(ресурсам) производства:

а) труд б) товары в) обмен г) спрос

6. Отличительной чертой рыночной экономики является:

а) централизованное распределение ресурсов б) свободное ценообразование

в) введение подоходного налога в) товарный дефицит

7. К прямым налогам относится:

а) акциз б) таможенная пошлина

в) налог на имущество г) налог с продаж

8. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных

условиях возрастет:

а) цены снизятся б) цены останутся неизменными

в) цены возрастут г) произойдет инфляционный скачок цен

9. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления

материальных благ включает:

а) создание духовных ценностей б) обмен культурными достижениями

в) распределение материальных благ г) сохранение традиций и обычаев

10. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь:

а) снижение налога на прибыль

б) увеличение размеров государственной пошлины

в) расширение финансирования образования

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или

отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные

эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для

формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции,

равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение

традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных

ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды

потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна

полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях

производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной

суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле

свойственнаограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и тоже

время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей

промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по- разному.

Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической

моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки.

Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где

рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный

транспорт, оборона и др.).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой

вид ресурсов не упомянет? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида

ресурсов.

национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной

экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость.

Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той

экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30 - е годы XX века.

С6. Втексте ук азывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе

серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и

обществоведческие знания приведите два аргумента в защиту своей позиции.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 3

1. Что свойственно командной экономической системе:

а) многообразие форм собственности в) свобода предпринимательской деятельности

б) преобладание сельского хозяйства г) централизованное ценообразование

2. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относится:

а) ковры, которые чистит фирма б) руководство фирмы

в) оборудование и чистящие средства г) налоговые отчисления

3. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической систем свойствен высокий уровень развития

товарно- денежных отношений

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение

факторов производства

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

4. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к

экономике как науке:

а) производство экономических средств в) продажа объектов недвижимости

б) прогнозирование цен на энергоносители г) постепенное обесценивание денег

5. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других

фирм в стране М.осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги.

Какое экономическое явление отразилось в данном примере:

а) спрос б) безработица в) инфляция г) монополия

6. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивают саженцы плодовых деревьев и

кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право

сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности

представляет данная фирма:

а) акционерную б) частную в) кооперативную г) государственную

7. Как потребитель человек выступает, когда:

а) покупает продукты б) сочиняет музыку в) пишет книгу

8. Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они

оплачивают:

а) косвенный б) акцизный в) прямой г) федеральный

9. К косвенным налогам относят:

а) налог на прибыль предприятия б) таможенные пошлины

в) подоходный налог г) налог на имущество

10. В государственный бюджет доходы поступают от:

а) акцизных сборов б) обслуживания государственного долга

в) дотаций предприятиям г) проведение социальных программ

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Конкуренция и монополия

несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством

производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества.

Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции

является редким исключением (рынок сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). Он

Часть 1

А1 . Что свойственно и человеку, и животному?

А2 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

А3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

А4 . Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

А5 . Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

3) льготы общественным фондам

2) дотации предприятиям

4) таможенные пошлины

2) право жить в семье

4) избирательные права

А18 . Президент Российской Федерации является главой

2) дисциплинарный проступок

4) уголовное преступление

А20 . Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

4) создает правовую базу для развития конкуренции

В2 . Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________________

В3 . Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

1) демократический

Б) власть единой массовой партии

2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

С5 С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

С6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Ключи Вариант 3

№ задания

№ задания

№ задания

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей;

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты