11.04.2020

Что не является экономической системой. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, сме­шанная экономика


Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

На всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Понятие экономической системы

Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой.

Основными в любой экономической системе выступают следующие процессы:


Производство в любой из существующих экономических систем осуществляется на основе соответствующих ресурсов. некоторые элементы все же отличаются в разных системах. Речь идет о характере механизмах хозяйствования, мотивации производителей и т. п.

Экономическая система и типы экономических систем

Важным моментом в анализе любого явления или понятия является его типология.

Характеристика типов экономических систем, в общем и целом, сводится к анализу пяти основных параметров для сравнения. Это:

  • технико-экономические параметры;
  • соотношение доли государственного планирования и рыночного регулирования системы;
  • отношения в сфере собственности;
  • социальные параметры (реальный доход, количество свободного времени, охрана труда и т. д.);
  • механизмы функционирования системы.

Исходя из этого, современными экономистами выделяются четыре основных типа экономических систем:

  1. Традиционный
  2. Командно-плановый
  3. Рыночный (капитализм)
  4. Смешанный

Рассмотрим более детально, чем отличаются все эти типы друг от друга.

Традиционная экономическая система

Для этой системы экономики характерно собирательство, охота и низкопродуктивное фермерство, основанное на экстенсивных методах, ручном труде и примитивных технологиях. Торговля развита слабо или не развита вообще.

Пожалуй, единственным плюсом такой экономической системы можно назвать слабое (практически нулевое) и минимальные антропогенные нагрузки на природу.

Командно-плановая экономическая система

Плановая (или же централизованная) экономика является историческим типом хозяйствования. В наши дни она нигде не встречается в чистом виде. Ранее была характерна для Советского Союза, а также некоторых стран Европы и Азии.

Сегодня чаще говорят о недостатках данной экономической системы, среди которых стоит назвать:

  • отсутствие свободы для производителей (команды "что и в каких количествах" производить посылались сверху);
  • неудовлетворенность большого количества экономических потребностей потребителей;
  • хронический дефицит некоторых товаров;
  • возникновение (как закономерная реакция на предыдущий пункт);
  • невозможность быстро и эффективно внедрять новейшие достижения научно-технического прогресса (благодаря чему плановая экономика всегда остается на шаг позади остальных конкурентов глобального рынка).

Тем не менее, были у этой экономической системы и свои преимущества. Одним из них являлась возможность обеспечения социальной стабильности для всех и каждого.

Рыночная экономическая система

Рынок - это сложная и многогранная экономическая система, которая характерна для большинства стран современного мира. Также известна под другим названием: "капитализм". Основополагающими принципами этой системы является принцип индивидуализма, свободного предпринимательства и здоровой рыночной конкуренции, основанной на соотношении спроса и предложения. Здесь доминирует частная собственность, а главным стимулом к производственной деятельности выступает жажда прибыли.

Тем не менее, и такая экономика - далеко не идеальна. Рыночный тип экономической системы также имеет свои недостатки:

  • неравномерное распределение доходов;
  • социальное неравенство и социальная незащищенность отдельных категорий граждан;
  • нестабильность системы, что проявляется в виде периодических острых кризисов в экономике;
  • хищническое, варварское использование природных ресурсов;
  • слабое финансирование образования, науки и других неприбыльных программ.

Кроме также выделяют четвертый - смешанный тип экономической системы, в котором и государство, и частный сектор имеют равнозначный вес. В подобных системах функции государства в экономике страны сводятся к поддержке важных (но убыточных) предприятий, финансированию науки и культуры, контролированию безработицы и т. п.

Экономическая система и систем: примеры стран

Осталось рассмотреть примеры для которых характерна та или иная экономическая система. Для этого ниже представлена специальная таблица. Типы экономических систем в ней поданы с учетом географии их распространения. Стоит отметить, что данная таблица весьма субъективна, так как по многим современным государствам бывает сложно однозначно оценить, к какой из систем они относятся.

Какой тип экономической системы в России? В частности, профессор МГУ А. Бузгалин охарактеризовал современную экономику России как "мутацию позднего капитализма". В целом же, экономическую систему страны принято сегодня считать переходной, с активно развивающимся рынком.

В заключение

Каждая экономическая система по-разному отвечает на три "что, как и для кого производить?" Современные экономисты выделяют четыре их основных типа: это традиционная, командно-плановая, рыночная, а также смешанная система.

Говоря о России, можно сказать, что в этом государстве конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Страна находится на переходном этапе между командной и современной рыночной экономикой.

Общество, в котором власть в руках

богатых, все равно лучше общества,

в котором богатыми могут стать

только те, в чьих руках власть.

Фридрих Хайек,

австро-англо-американский экономист.

Плановая экономика учитывает в своих

планах все, кроме экономики.

Кэри Макуильямс,

американская журналистка.

Демократия, разумеется, - скверная штука,

но дело в том, что все другие «штуки» ещё хуже.

Уинстон Черчилль,

британский государственный деятель.

Понятие экономической системы общества, её структура

Греческое слово systema означает целое, составленное из частей.

Впервые экономическую систему рассматривал Адам Смит в 1776 году.

Существуют различные подходы к определению экономической системы, например,

экономическая система – это способ производства, т.е. единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений (это марксистский подход);

или это сообщность людей (социум), объединенных общими экономическими интересами;

или это единство человека и общественного производства и др.

Экономическая система – совокупность принципов, правил и законодательно закреплённых норм в стране, определяющих форму и содержание экономических отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономическая система общества состоит из элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Данные элементы составляют структуру экономической системы.

Структура экономической системы:

ü производительные силы;

ü производственные отношения;

ü система хозяйствования.

Рассмотрим элементы структуры экономической системы.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных факторов производства и определённых форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования.

Элементы производительных сил:

ü средства производства, т.е. средства труда (то, с помощью чего осуществляется деятельность) и предметы труда (то, на что направлена деятельность).

Структура производительных сил:

ü материальные – совокупность личного и вещественного факторов производства. Средства производства включаются в производство людьми, поэтому главной производительной силой являются люди, обладающие опытом и навыками.

ü духовные – наука как всеобщая производительная сила;

Уровень производительных сил определяется высотой квалификационного, образовательного, культурно-технического уровня работника, степенью развитости технологий, уровнем внедрения научных достижений в производство и др.

Производственные отношения – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства экономических благ, а также отношения людей к средствам производства в процессе их применения для удовлетворения потребностей.


Производственные отношения показывают, в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (наёмный, свободный), в чьих интересах и как распределяются продукты и доходы.

Субъектами производственных отношений являются трудовые коллективы, индивиды, социальные группы, общество.

Виды производственных отношений:

ü между государствами (международные производственные отношения);

ü между государством и фирмами (предприятиями);

ü между предприятиями;

ü между государством и домашними хозяйствами;

ü внутри предприятия;

ü между предприятиями и домашними хозяйствами.

Любой экономической системе свойственен свой, национальный механизм функционирования. Это и есть система хозяйствования – совокупность органов управления и регулирования экономики конкретной страны, группы стран. Она включает в себя отношения собственности, механизм координации и уровень государственного регулирования.

Типы экономических систем

В истории экономики известны различные методы, подходы к классификации экономических систем. Согласно Карлу Марксу экономические системы разделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Обусловлено это уровнем развития производительных сил, который опережает развитие производственных отношений. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями могут достигнуть конфликта, в результате чего происходит смена формаций.

В ХХ в. формационный подход к эволюции экономических систем подвергался неоднократной критике. Так, американский экономист, социолог и политический деятель У. Ростоу создал теорию экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны можно отнести к одной из пяти стадий экономического роста: традиционное общество – в основе лежит ручной труд, ручная техника, аграрное производство, низкая производительность труда; переходное общество – развитие науки, техники, ремесел, рынка; экономическая система сдвига – значительный рост капитальных вложений, быстрый рост производительности труда в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры; общество экономической зрелости – быстрый рост производства и его эффективности, развитие всего хозяйства; общество высокого массового потребления – производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее место занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.

Смена стадий происходит в связи с изменениями в ведущей группе отрасли. Эта его теория получила распространение в 60-е годы ХХ века, в 70-е годы Ростоу предложил дополнить эту теорию еще шестой стадией, которую он назвал «поиском новой жизни».

Близкая теория выдвинута в начале 70-х годов американским социологом Д. Беллом в работе «Приход индустриального общества». Он разделил общество на доиндустриальное (отличается низким уровнем развития), индустриальное (организовано на основе машинно-промышленного производства) и постиндустриальное (характеризуется следующими признаками: центр тяжести перемещается с производства товаров к производству услуг, важную роль играют наука, информация, нововведения, главное место принадлежит специалистам).

Немецкий экономист Б. Гильдебранд в качестве критерия уровня производства использовал меновые отношения и поэтому выделял три исторических типа экономических систем: натуральный, денежный, кредитный.

Современные экономисты, представители экономикса, обычно экономические системы классифицируют по нескольким критериям. Первый из них – собственность на средства производства, второй – способ, при помощи которого координируются экономические решения. Наиболее общепринята классификация, предложенная американским экономистом К.Р. Макконнеллом. Эта классификация основана на решении трех основных проблем экономики.

Перед любой экономической системой стоит три основных проблемы :

- что производить , т.е. какие товары и услуги;

- как производить , т.е. с помощью каких средств производства;

- кто будет потреблять .

В зависимости от того, как общество отвечает на эти основные вопросы, различают типы экономических систем.

Рассмотрим модели экономических систем, предложенные К.Р. Макконнеллом.

Традиционная экономика ответы на основные вопросы даются по традиции, базируясь на обычаях (в племенах Африки, Австралии). В такой экономике технологии традиционны и устойчивы, ассортимент производимых благ почти не меняется. Молодой человек делает то же, что и его отец, а молодая девушка – то же, что и ее мать.

Командная экономика (плановая или централизованная) ответы на все вопросы даются с помощью планов (в СССР, странах Восточной Европы, Китае, на Кубе), характерна общественная собственность на средства производства.

Рыночная экономика (чистый капитализм) ответы на все вопросы даются с помощью действия рыночных механизмов, присуща частная собственность на средства производства. Но рыночной экономики в чистом виде нет, т.к. чистый капитализм предполагает невмешательство государства в дела экономики, а этого нет нигде в мире.

В странах Западной Европы, Америке смешанная экономика.

Смешанная экономика – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики, есть различные формы собственности.

Можно выделить различные виды смешанной экономики: например, плановый капитализм, т.е. экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть планирование, активное вмешательство государства в дела экономики (например, Япония, Франция).

Рыночный социализм (или социально ориентированная рыночная экономика) – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики и активное воздействие на социально-экономические процессы (например, Швеция, Германия). В Германии, например, действует принцип: «Как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». В странах с рыночным социализмом действует разветвлённая сеть социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным, помощь тем, кто пострадал от банкротства предприятий, пособия на детей, малоимущим и др.

В настоящее время еще выделяют страны с переходной экономикой. Переходный период это время перехода от одной системы к другой.

Рассмотрим более подробно командную и рыночную экономики.

Основные черты командной системы:

ü господство общественной или государственной собственности на средства производства;

ü диктатура Госплана в экономике;

ü административные методы управления экономикой;

ü финансовая диктатура государства.

Основные плюсы :

ü более стабильная экономика;

ü больше уверенности людей в будущем;

ü полная занятость;

ü меньше неравенства в обществе;

ü гарантия минимального жизнеобеспечения всем.

Основные минусы:

ü неудовлетворительная работа госсобственности (она плохо использовалась, техника не обновлялась годами, развито воровство, бесхозяйственность);

ü нет стимулов к усердному труду (нет стимулов к усердному труду, отлынивание от работы, ибо, как говорил А.С. Пушкин «человеческая натура ленива (русская природа в особенности»);

ü безответственность, безынициативность работников (существовала даже поговорка: «Инициатива бьёт инициатора по голове»);

ü неэффективность экономики и всеобщие дефициты;

ü диктат производителей над потребителями (производилось то, что былозапланировано в Госплане, а не то, что нужно было народу);

ü низкий уровень жизни народа.

Опыт ни одного десятка лет показал, что командная экономика оказалась несостоятельной, т.к. «сознательные порядки» (по выражению австро-англо-американского экономиста Фридриха фон Хайека), т.е. заданные сверху, противоестественны для развивающихся, многосложных систем. В.И.Ленин писал о коммунизме: «всё общество будет одной конторой, одной фабрикой». Но нельзя создать желаемый порядок «как мозаику из понравившихся кусочков». Салтыков-Щедрин сказал: «одной распорядительностью никого накормить нельзя».

Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой взаимообмен «даёт людям то, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы» (по словам Мильтона Фридмана – американского экономиста, сторонника либерализма или неоклассицизма).

Основные черты рыночной экономики:

ü частная собственность на средства производства;

ü свобода и материальная ответственность предпринимателей (каждый человек может заняться любым законным видом деятельности, сам решает, что, как и для кого производить, «сам куёт своё счастье», сам несёт материальную ответственность за результаты своей деятельности). Например, американские табачные фабрики вынуждены выплатить многомиллионные средства жертвам курения за то, что недостаточно предупреждали о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков различным заболеваниям. Или выплата миллионного штрафа фирмой, производящей микроволновые печи, бабушке, которая по незнанию высушила свою любимую собачку в такой печи);

ü свобода выбора экономических партнёров (каждый производитель, потребитель вправе сам выбирать своих экономических партнёров, причём, благодаря большому разнообразию продуктов, решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор, в конечном счёте, определяет, что производить и сколько. Как образно выразился Мильтон Фридман, «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»);

ü личная выгода участников экономических связей (она является лучшим стимулятором человеческой инициативности, изобретательности, активности. Адам Смит писал о ней: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму, и никогда не говорим им об наших нуждах, а об их выгодах».);

ü саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов (свободно складывающихся цен, конкуренции, взаимодействия спроса и предложения и др.);

ü минимум вмешательства государства в дела экономики (чем меньше вмешательство государства в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегуляции. Как сказал Егор Гайдар: от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе, потому что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»);

Основные достоинства:

ü стимулирует высокую эффективность и предприимчивость;

ü отторгает неэффективное и ненужное производство;

ü распределяет доходы по результатам труда;

ü даёт больше прав и возможностей потребителям;

ü не требует большого аппарата управления.

Основные минусы:

ü усиливает неравенство в обществе (частная собственность позволяет отдельным гражданам накапливать огромные богатства и не обязательно своим трудом);

ü вызывает большую нестабильность в обществе (ей свойственны подъёмы и спады, периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей и др.);

ü не интересует бесприбыльное производство (производителей не интересуют такие проблемы, как всеобщее образование и здравоохранение, безопасность страны, охрана общественного порядка, освещение улиц и др., т.к. это не приносит прибыли);

ü безразлична к ущербу, который может нанести бизнес человеку и природе.

Рыночная экономика отличается тем, что в ней «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей. Рынок никто не придумывал и не строил, он складывался веками, усиливал и развивал только те социальные институты, которые прошли естественный отбор, проверку опытом и временем. Рыночная экономика – это экономика, в которой «человек зависит только от самого себя, а не от милости сильных мира сего» (Фридрих фон Хайек). Он же сказал: «общество, в котором власть в руках богатых, всё равно лучше, чем общество, в котором богатыми могут стать лишь те, в чьих руках власть».

Собственность в экономической системе

Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Гегель называл их той осью, «вокруг которой вращается всё законодательство и с которой, так или иначе, соотносится большая часть права граждан». Именно отношения собственности определяют реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведённый продукт. От них во многом зависят материальное благосостояние, свобода и независимость человека. В повседневном общении собственностью называют имущество, т.е. совокупность вещей, ценностей, которыми владеет человек, предприятие, общество.

Между тем, имущество - это лишь часть объектов собственности.

Собственность - это объективно возникающая и юридически закреплённая совокупность отношений между людьми по поводу присвоения жизненных благ в процессе их производства, распределения, обмена, потребления.

Собственность - экономическая основа системы общества, её главный элемент . Она обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества и т.д.

Существуют два разных подхода к собственности в марксистской и западной экономической теории. Согласно марксизму : собственность занимает основное место в том или ином способе производства, и их смена осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности, главное зло капитализма - в существовании частной собственности. Поэтому реформирование капиталистического общества он связывал с заменой частной собственности общественной.

В западной экономической теории понятие собственности связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностью в них. Это противоречие разрешается путём исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность.

Для бизнеса ключевое значение имеют отношения собственности на средства производства . Эти отношения очень сложны и многогранны, но в них можно выделить три момента:


Рис.3. Структура отношений собственности

Рассмотрим каждый из моментов:

Присвоение средств производства – это установленное и юридически закреплённое право различных объектов быть собственником соответствующих средств производства, а именно владеть ими, пользоваться и распоряжаться.

Владение это юридически узаконенное право субъекта собственности самостоятельно и в своих интересах решать задачи применения объектов собственности, которые находятся в его власти; распоряжение т.е. управление, хозяйствование, пользование – т.е. присвоения полезных свойств блага, отчуждения – т.е. действия, связанные с передачей прав собственности (дарение, наследство, залог и т. д.).

Отношения хозяйственного использования возникают тогда, когда собственник данных средств сам их не применяет, а сдаёт во временное владение и пользование другим лицам или организациям, оставляя за собой право распоряжаться.

Отношения экономической реализации собственности возникают, когда используемые средства производства приносят их собственнику доход.

Таким образом, собственность рассматривается как право контролировать использование определённых ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Объектом изучения, поэтому является поведенческие отношения между людьми, санкционированные законами, распоряжениями, традициями, обычаями общества, которые возникают в связи с существованием и использованием благ.

Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности.

Субъекты - этоюридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы:

ü частные лица

ü коллективы

ü общество (государство)

Частными лицами выступают, как правило, отдельные физические лица, которым принадлежит собственность. Коллектив – это объединение людей, которым принадлежит собственность. Общество является самым крупным субъектом собственности, оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим гражданам данной страны.

Объекты это то, по поводу чего складываются отношения собственности . К ним относятся средства производства, предметы потребления, ресурсы, рабочая сила.

Состав объектов собственности может изменяться. Изменяется он под воздействием НТР, развития производительных сил. Вместе с тем как бы не менялись объекты собственности, среди них всегда можно выделить главные, ключевые, обладание которыми дает реальную экономическую власть. К ним относятся средства производства. Их владелец и является реальным хозяином производства и его результатов.

Виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет).

В зависимости от того, кто является субъектом собственности , выделяют различные типы собственности. Важнейшими из них (по Конституции Республики Беларусь ст. № 13 и Гражданскому кодексу Республики Беларусь ст. №213) являются государственнаяи частная собственность.

Частная собственность тип собственности, при котором исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо.

Характерным признаком её является то, что она может передаваться по наследству.

Частная собственность имеет две формы в зависимости от субъектов собственности:

ü собственность самих граждан;

ü собственность юридических лиц (предприятий, фирм, организаций, учреждений и др.).

Различают два вида частной собственности: трудовую и нетрудовую.

а) трудовая : от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства, от других форм, в основе которых лежит труд данного лица;

б) нетрудовая : от получения имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг, от других средств, не связанных с трудовой деятельностью.

Государственная собственность – тип собственности, при которой средства производства, произведённая продукция, имущественные ценности принадлежат государству. Различают две формы государственной собственности: республиканская и коммунальная.

Субъектом республиканской собственности является все население республики. В собственность республики входят земля, её недра, республиканские банки, средства республиканского бюджета, предприятия, народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и другое имущество.

Коммунальная (муниципальная) собственность состоит из средств местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и др.

Управление и распоряжение объектами собственности осуществляется от имени народа органами государственной власти. Особенность этой собственности - неделимость её объектов между субъектами. В разных странах удельный вес государственной собственности различный.

В своё время К.Маркс и Ф.Энгельс называли частную собственность «высшей причиной зла» на земле и «собственническим свинством», порождающим эксплуатацию человека человеком.

Идеальной формы собственности нет, но всё же лучшую оценку и в жизни, и в бизнесе получила частная собственность. Потому что она:

ü порождает заинтересованность людей в усердном труде, т.к. как сказал Александр Герцен: «человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя»;

ü служит источником материального благополучия человека, а значит, и благополучия всего общества, т.к. чем богаче граждане, тем больше процветает и общество;

ü это гарант свободы и независимости;

ü поднимает человека морально, она наполняет его жизнь созидательным, творческим смыслом.

Ещё Аристотель писал, что «каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит».

Но частная собственность имеет и свои минусы: она усиливает в обществе индивидуализм, эгоизм, тягу к стяжательству, усиливает разобщенность людей.

Государственная (общественная) собственностьна деле означает для людей «ничейная», поэтому она используется менее эффективно и даже растаскивается. Как утверждал А. Маршалл «коллективная собственность на средства производства убьёт энергию человечества и остановит экономическое развитие». Вместе с тем государственная собственность совершенно необходима в таких сферах, как военная, космическая, энергетическая и др.

Вторая линия видов собственности предполагает различать их по объектам собственности, т.е. в зависимости от того, что находится во владении. В связи с этим различают:

ü вещественную собственность, т.е. собственность на материальные блага – предприятия, оборудование, денежные ресурсы, дома и др., основными собственниками являются землевладельцы, фабриканты, торговцы и другие предприниматели;

ü интеллектуальная, т.е. собственность авторов (учёных, изобретателей, писателей, композиторов, архитекторов и др.) на созданные ими духовные, невещественные ценности;

ü собственность на управление (власть), т.е. собственность на процесс управления обществом, на руководящую роль в нём. Этот вид собственности может быть назван собственностью лишь условно, т.к. её объект не имеет формы. Это власть тех, кто осуществляет госуправление.

Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь

Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.

Национализация (от лат. natio племя, народ) это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).

Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.

В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:

ü повышение эффективности производства и структурная перестройка;

ü развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;

ü рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;

ü повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

ü привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;

ü содействие в развитии социальной защиты населения.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.

Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.

Цели разгосударствления:

ü обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;

ü создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.

Разгосударствление собственности в двух направлениях:

ü путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

ü путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.

Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.

В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.

Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:

ü обеспечение экономической свободы граждан;

ü разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;

ü передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);

ü повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;

ü сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Принципы приватизации:

ü сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;

ü право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;

ü предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

ü контроль за проведением приватизации со стороны государства;

ü обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

ü постепенность, поэтапность, соблюдение законности;

ü дифференциация методов, форм и процедур приватизации.

Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.

Субъекты приватизации это граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.

В мировой практике существуют различные способы приватизации:

ü реституция (возврат собственности бывшим владельцам);

ü продажа собственности сторонним лицам;

ü продажа собственности работникам предприятия;

ü ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);

В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:

ü безвозмездная передача объектов гражданам;

ü возмездная (денежная) приватизация.

Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.

При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.

Различны и способы приватизации:

ü превращение государственного предприятия в акционерное общество и в ООО;

ü выкуп собственности арендным предприятием;

ü продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;

ü преобразование государственного предприятия в коллективное;

ü выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».

Источником финансирования приватизации могут служить:

ü средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);

ü средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);

ü банковские кредиты, денежные средства страховых компаний ;

ü средства иностранных инвесторов;

ü средства от выпуска ценных бумаг;

Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.

В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.

Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малая приватизация» , объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);

второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.

Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво-бодной конкуренции (чистый капитализм ) и современная ры-ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика это экономическая система, основаная на принципах свободного предпринимательства, многооб-разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи-ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо-зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче-ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад , рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль-но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред-ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:
1) основа экономики — частная собственность на средства про-
изводства;
2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
3) свободная конкуренция;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
тами;
7) минимум вмешательства государства в экономику
Основные достоинства: Основные недостатки:
1) стимулирует высокую эффек- тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера- венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре-менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции ;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капи-тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне-шним условиям.

Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики.

Традиционная экономика это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.


Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об-работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизо-ванно-плановая экономика) — это экономическая система,в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо-зяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государ-ства. Для административно-командной экономики характер-но централизованное директивное планирование, предприя-
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной эконо-мики:

1)основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на эконо-мические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ре-сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред-принимательства.

Положительные стороны административно-командной эко-номики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости-жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обес-печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз-растающая заработная плата, бесплатное образование и меди-цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен-ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и рас-пределение продукции, в результате чего исключаются свобод-ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе пре-имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе-ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри-цательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-эко-номической системы, складывающийся в развитых странах За-пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу . Смешанная экономика но-сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб-ственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функциониру-ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп-ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свой-ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно-стями выдвигаются в центр социально-экономического разви-тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко-номика в США характеризуется тем, что государственное ре-гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте-пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик.

Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте-пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ-ственно-частного предпринимательства через систему прави-тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист-ративно-командной экономики в форме государственного со-циализма . На современном этапе Россия начинает использо-вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

Американская,шведская, японская. Российская модель переходной экономики.

Для каждой экономической системы характерны свои на-циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не-которые наиболее известные национальные модели экономи-ческих систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз-ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно-сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе-ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национально-го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос-нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю-чая занятость, образование, социальное страхование) и мно-гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ-ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно вы-соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос-та производительности труда. За счет этого достигают сниже-ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку-рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере-сам конкретного человека, готовности населения идти на опре-деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен-ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро-ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко-мендательный характер. Планы представляют собой государ-ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель-ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После дли-тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий-ской модели переходной экономики — это формирование эффек-тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились не-благоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики ;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб-ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где веду-щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо-зяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель-ского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за-щиту прав собственности и создающее условия для эффек-тивного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того , насколько оно бога-то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка-кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют-ся решающими (рис. 2.1).

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка-ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес-ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо-тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан-ный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много де-шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу-дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным . Существу-ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль-шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ-ства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Су-ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель-ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске авто-мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про-дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об-щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь-бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти-мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль-но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло-жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом , голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела-ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу-чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон-куренции производитель должен произвести и продать как мож-но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите-лей с учетом их доходов.

Краткие выводы

1. В последние полтора-два века в мире действовали сле-дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд-ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся-тилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные моде-ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа-ются уровнем экономического развития, социальными и на-циональными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст-ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз-личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа-ция экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают-ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Экономическая система ; типы экономических систем: тради-ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко-рейская, американская, шведская; российская переходная эко-номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной эко-номики (в отличие от административно-командной к рыноч-ной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка-кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает-ся их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо-мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра-тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических сис-тем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само-регулирование, неравенство, план, планирование, администри-рование, централизация, концентрация, государство, модели.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты