19.07.2020

В чем заключается суть внутреннего регионального продукта. Основные показатели и методы расчета валового регионального продукта


Сравнительный анализ экономического развития регионов и прогноз их эволюции являются на данный момент актуальными задачами науки и практики Республики Беларусь. Регион как сложное территориальное образование предполагает аналитический обзор большого объема информации. Система национальной статистики предоставляет науке большой набор данных, однако для межстрановых и межрегиональных сопоставлений необходимы некоторые специфические показатели, например, валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП). ВВП является центральным макроэкономическим показателем, на основе которого, по существу, строится система национальных счетов (СНС). На уровне Республики в целом методология расчета ВВП введена с 1993 г., это так называемая СНС-93.

Однако последние исследования в области региональной экономики и устойчивого её развития показывают, что анализ существующих статистических показателей только на республиканском уровне является недостаточным для описания глубинных причин и особенностей функционирования национальной экономики. Для углубленного анализа региональной экономики Республики Беларусь требуется опираться на мировой опыт территориального управления, работы отечественных и зарубежных ученых.

Например, Н.Э. Точицкая проводит оценку конкурентоспособности областей Беларуси по ряду официальных статистических показателей, отмечая, что общепринятым является измерение конкурентоспособности регионов на базе ВРП. Известный российский экономист А.Г. Гранберг указывает на особую ценность ВРП как показателя регионального анализа. А.П. Панкрухин в своей книге «Маркетинг территорий» считает показатель ВРП средством оценки развития и привлекательности регионов. Г. Гожеляк, Б. Яловецкий, А. Евтухович проводят оценку конкурентоспособности и уровня развития регионов Польши при помощи ВРП в расчете на душу населения. В то же время использование таких показателей на региональном уровне у нас в стране только начинается.

  1. Методика расчета ВРП на основе доступной статистической информации.

В рамках данной статьи считаем необходимым остановиться на анализе возможностей расчета и применения показателя валового регионального продукта (ВРП) как важнейшего индикатора конкурентоспособности и экономического развития отдельного региона. ВРП является показателем, аналогичным ВВП, но определяемым на региональном уровне. Сегодня показатель ВРП в Республике Беларусь не рассчитывается официальными органами статистики, тогда как в Российской Федерации этот опыт уже имеется. Можно лишь отметить, что в НИИ Министерства статистики и анализа ведутся определенные теоретические исследования, имеются авторские расчеты ВРП для отдельных областей Республики Беларусь.

Например, Г.Н. Плаксина в своем диссертационном исследовании осуществила расчет валового регионального продукта для Могилевской области (в формулировке автора) тремя основными способами, определенными в системе национальных счетов (СНС). Однако все они описаны без указания форм отчетности и особенностей расчета итогового показателя. Следует еще назвать статью научного коллектива в составе Н.Ч. Бокуна Н.Н. Бондаренко, Ю.Ю. Гнездовского «Пробные расчеты валового регионального продукта в Республике Беларусь». К ее достоинствам можно отнести наличие подробного описания последовательности проведенного расчета ВРП Гродненской области с указанием источников данных и специфики расчета для отдельных отраслей.

Костерова и Н.Г Берченко в своей работе критикуют ВРП за отсутствие единой методики подсчета показателя, больших затрат на осуществление сбора, обработки материала. Авторы использовали около 60 форм отчетности и отчеты об исполнении местных бюджетов. Но в статье отсутствует описание методики расчета, даются только конкретные значения ВРП области и районов, некоторые выводы по особенностям расчета показателей.

Мы согласны с утверждением, что ВРП является не единственным обобщающим показателем, отражающим состояние экономики региона. Важным можно считать замечание о специфике учета деятельности областных организаций. В настоящий момент часть такой информации является коммерческой тайной. Это вызывает необходимость признания факта, что итоговое значение ВРП области будет отличаться от суммы ВРП всех входящих в нее районов.

Учитывая особенности статистического учета в Республике Беларусь, перечень разрабатываемых форм отчетности и содержащихся в них показателей, можно сделать вывод, что рассчитать ВРП на уровне области или районов можно производственным методом. Валовой региональный продукт, вычисленный по производственному методу, должен отражать совокупный продукт, производимый всеми предприятиями и организациями данного региона.

Согласно методике СНС, при расчете производственным методом ВВП равен разности между выпуском товаров и услуг в целом по республике и промежуточным потреблением или сумме добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом согласно по методологии СНС объемы добавленных стоимостей рассчитываются по отраслям в основных ценах. Для предприятий и организаций промежуточное потребление в стоимостном выражении, таким образом, представляет часть затрат.

В идеальном случае для расчета ВРП конкретного района необходимо обобщить данные в разрезе секторов (отраслей), относящихся к данному региону. Однако существующая методика учета данных сектора «Домашние хозяйства» не позволяет выделять показатели на уровне отдельных областных районов. Кроме того, учет деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляется статистическими органами не на постоянной основе. Данные об объемах предпринимательской деятельности находятся в областных союзах предпринимателей, что еще больше затрудняет получение информации. Вследствие этого сектор «Домашние хозяйства» при расчете ВРП по области и районам не учитывается. По остальным секторам информация более доступна.

Методология, систематизация и унифицированность форм статистической и финансовой отчетности позволяют сделать вывод о том, что итог показателей ВРП, рассчитанных для областей или районов

Таких данных на региональном уровне либо нет, либо их распределение по отдельным регионам представляется затруднительным и требует больших затрат. Поэтому, анализируя аналогичные данные на уровне Республики Беларусь, можно сказать, что отсутствие их в показателе ВРП не повлечет принципиальных изменений.

В свою очередь показатель ВРП, полученный как сумма ВРП отдельных районов, будет меньше на часть ВРП, производимую областными организациями.

Так как одной из главных целей обоснования методики расчета ВРП является обеспечение экономической целесообразности, то исходя из вышесказанного, можно предложить:

  1. Считать форму № 5-3 «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)», и форму № 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства» основными для расчета ВРП, так как показатели деятельности предприятий в этих формах учитываются в отраслевом разрезе. Использование единых для всех отраслей форм отчетности позволяет снизить затраты по сбору и обработке информации, практически исключает вероятность двойного счета.
  2. Не включать данные о деятельности организаций республиканского значения в ВРП района.
  3. Считать «Отчет об исполнении местного бюджета» основной формой отчетности для расчета показателей выпуска и промежуточного потребления бюджетных организаций.

Для бюджетных организаций и фондов по нашим расчетам: В=Расходы на закупку товаров и оплату услуг + Потребление основного капитала.

Источником информации о расходах бюджетных организаций, бюджетных и внебюджетных фондов является «Отчет об исполнении местных бюджетов». В данной форме не учитывается потребление основного капитала бюджетных организаций и фондов. В качестве источника такого показателя можно использовать либо форму № 1 -«баланс» заполняемую бюджетными организациями, либо сводные отчеты «О наличии и движении основных и оборотных средств бюджетных организаций области» областных управлений статистики.

Показатель потребления основного капитала рассчитывается как разность между суммой износа основных фондов на конец и начало года (в последние годы износ основных фондов называется «амортизацией»).

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Hа национальном уровне валовой региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Существует несколько методов расчета ВРП . Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

Перечислим элементы, не учитываемые при расчете валового регионального продукта (ВРП) :

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
- добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
- добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне;
- часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне.

Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.

Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам.

Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).

Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.

Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество.

Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России. В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.

Такой элемент расчета ВВП, как «косвенно измеряемые услуги финансовых посредников», также не представляется возможным распределить по отдельным территориям. Как известно, по методологии СНС стоимость этих услуг включается в промежуточное потребление их получателей. Но вопрос отнесения стоимости услуг финансовых посредников на промежуточное потребление конкретных потребителей этих услуг до настоящего времени не решен даже теоретически, их объем измеряется косвенно в целом и, соответственно, не распределяется ни по отраслям, ни по территориям.

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обуславливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Очевидно то, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Определенные проблемы связаны и с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации в бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых из федерального бюджета.

В полном объеме таких данных нет не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется Минфином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятия. Проследить весь путь таких субсидий до регионов практически невозможно, поэтому для определенной части чистых налогов на продукты удается сделать только общую оценку по экономике в целом.

Таким образом, в силу ряда методологических и организационных причин ряд важных позиций ВВП может быть рассчитан только на федеральном уровне для экономики в целом и сумма ВРП по всей территории России объективно меньше, чем ВВП . Объективно обоснованное расхождение между ВВП и ВРП составило в 2002 году 12,6 процентов.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в основных ценах, ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время в России идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). Уже за 2007 год ВРП был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. К сожалению, до последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам.

В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

К сожалению, подсчет ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Так, например, данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте 2009 года.

Страница 2 из 2

Показатель – валовой региональный продукт (ВРП) – используется для характеристики результатов производства в регионе, для оценки уровня экономического развития, темпов экономического роста и анализа производительности труда. Общий ВРП – стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в регионе за год. Согласно кейнсианской модели, общий ВРП рассчитывается по следующей формуле :

ВPП = C + I + S + E – M, (1)

где, С – потребление; I – инвестиции; S – региональные и муниципальные расходы; E – экспорт; M – импорт.

Формула (1) показывает от чего зависит экономический рост в стране и каким образом можно на него влиять. Основным источником роста ВВП являются потребление (C) и инвестиции (I). Для того чтобы стимулировать потребительский спрос и уровень инвестиций, центральный банк снижает процентные ставки, а правительство уменьшает налоги. Увеличение региональных и муниципальных расходов (S) также приводит к увеличению ВВП. Для анализа производительности труда и сравнения регионов используется ВРП на душу населения, который определяется делением общего ВРП на численность населения региона. Нами рассматривались 80 регионов России за 2012-2013 гг. .

В результате использования метода главных компонент наибольшее влияние оказывают удельные факторы: I, С, S, E, M, которые располагаются в порядке убывания вариаций . Под вариацией понимается дисперсия и среднеквадратичное отклонение. Факторы влияния – независимые показатели, стоящие в уравнении справа.

Для общего ВРП было построено следующее регрессионное уравнение, которое значимо на 5 %-м уровне:

ВРП= exp(5,136+0,000001 INV_OK+0,000076 UCH-0,000307 ACP+0,0095 DOC-0,00008 Z_NIR +0,000013 Z_TEHN) при коэффициенте корреляции R = 0,82,

где INV_OK – объём инвестиций в основной капитал; UCH – численность персонала, занятого научными исследованиями; ACP – прием и выпуск из аспирантуры: DOC – прием и выпуск из докторантуры: Z_NIR –затраты на научные исследования; Z_TEHN – затраты на технологические инновации.

Положительный эффект дают увеличение INV_OK, UCH, DOC, Z_TEHN. Наибольший эффект приносит увеличение числа докторов наук.

Удельные доходы в регионах России рассматривалось в статье . Регионы были разбиты на кластеры. Все регионы были разбиты на 4 класса. Для каждого кластера, были построены значимые регрессионные уравнения.

Влияние среднедушевого потребление продуктов питания в регионах рассматривалось в статье . В построенном регрессионном уравнении факторы, оказывающие положительно влияния на ВРП на душу населения это: среднедушевое годовое потребление мяса, молока, растительного масла, картофеля и овощей. Факторы, оказывающие отрицательное влияния на ВРП это: потребление яиц, сахара и хлеба.

Сравнение состояния образования и валового регионального продукта рассмотрено в статье . По построенным регрессионным уравнению можно сделать выводы: при увеличение количества студентов на 1 человека из 10 тыс. человек удельное значение ВРП на душу населения в регионе увеличится на 11,5 руб.; при увеличении инвестиций в образование на 1 рубль каждому жителю региона удельное значение ВРП возрастёт на 16,3 рублей. При увеличении инвестиций в образование в «средних по доходам» регионах на 1 рубль, то ВРП на душу населения увеличивается на 11,69 руб.

Уравнения демографически показателей в зависимости от доходов и ВРП приводятся в статье . В статье приводится кластеризация регионов по доли активного населения, безработных, доли служащих и среднедушевыми доходами. Объёмы экспорта и импорт в регионах незначительно влияют на ВРП, что можно наблюдать по коэффициентам построенного регрессионного уравнения:

ВРП = exp(5,064-0,00323 IND_P+0.0013 IND_CX+0.000001 E-0.000002 M-0.0112 INF +0.0244 UEA) (2)

при коэффициенте корреляции R = 0.75,

где IND_P– индекс промышленного производства; IND_CX – индекс производства сельскохозяйственной продукции; E – удельный экспорт; M удельный импорт; INF – индекс инфляции; UEA – уровень экономической активности населения.

Регрессионное уравнение (2) значимо на уровне 0,05, но остатки уравнения (разность между значениями уравнения и статистическими данными) не соответствуют нормальному закону распределения.

Литература

  1. Плотницкий, М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Макроэкономика: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2002. 462 с.
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. // Росстат. М., 2014. 990 с.
  3. Магнус Ф.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика: Учебник. М.: Дело, 2005. 504 с.
  4. Игнатьев В.М. Доходы и демографические показатели населения в регионах // Экономика. Управление. Финансы: сб. статей. Киев: Экономист. 2013. С. 68-72.
  5. Игнатьев В.М. Потребление продуктов питания населением регионов // Стратегия устойчивого развития регионов России: сб. статей. Новосибирск, 2015. № 25. C. 132–137.
  6. Игнатьев В.М., Ерошина Э.А., Земкова А.С. Сравнение состояния образования и валового регионального продукта / Развитие научной мысли в современном мире: актуальные вопросы, перспективы, инновации: сб. статей. Ростов-на-Дону: НИЦ «Summa-Rerum», 2014. С.78-83.
  7. Истомина К.С.
  8. Игнатьев В.М., Баканова С.А. Поляризация регионов России по занятости и доходам населения // Nauka i inowacja. Pezemysl: Nauka i studia. 2013. Vol. 3. P. 15-18.
  9. Игнатьев В.М., Борисова Д.М Прогнозирование занятости населения региона // Наука, техника и образования. 2015. № 3(9) .C. 40-43.
  10. Игнатьев В.М., Чеботарева А.Ю. Факторы инновации и её диаграмма Ишикавы // Наука, техника и образования. Иваново, 2014. № 4. С.21–24.
  11. Истомина К.С. Влияния показателей на коэффициент рождаемости в регионах // Вестник науки и образования. 2015. № 2(4). C. 60-64.

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

1.4 Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП

ВРП является центральным макроэкономическим показателем. Он характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц данной территории за определенный период времени. Он может быть рассмотрен на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

На стадии производства ВРП характеризует добавленную стоимость, созданную резидентами в текущем периоде в процессе производства товаров и услуг.

На стадии образования доходов ВРП представляет собой сумму первичных доходов, полученную резидентами в процессе производства, и подлежащую распределению между участниками процесса производства.

На стадии использования доходов ВРП отражает сумму расходов всех секторов национальной экономики на конечное потребление и накопление и чистого экспорта товаров и услуг.

Соответственно различают три метода исчисления ВРП: производственный метод, метод формирования ВРП по источникам доходов и метод конечного использования.

ВРП является агрегированным показателем объема производства. Он предназначен для измерения стоимости, созданной в процессе производства за тот или иной период времени резидентами данной территории. В основе производственного метода исчисления ВРП лежат следующие показатели:

· выпуск товаров и услуг;

· промежуточное потребление;

· валовая добавленная стоимость.

Выпуск (В) сектора, отрасли или экономики в целом представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде резидентными производственными единицами, входящими в состав соответственно сектора, отрасли или национальной экономики. Поскольку выпуск институциональной единицы складывается из выпусков принадлежащих ей заведений, выпуск всех секторов национальной экономики равен выпуску всех отраслей. Выпуск принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость товаров и услуг, использованных в процессе производства. Для того чтобы получить стоимость, вновь созданную в текущем периоде в процессе производства, необходимо из выпуска товаров и услуг вычисть промежуточное потребление. Под промежуточным потреблением (ПП) понимается стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в данном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Оно включает следующие составные элементы:

· материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, материальные услуги, расходы собственников жилья на его текущий ремонт; покупки домашними хозяйствами инструментов, строительных материалов, семян, кормов для собственной хозяйственной деятельности; покупки продуктов питания и медикаментов больницами и др.)

· оплата нематериальных услуг (оплата научно-исследовательских и экспериментальных работ, оплата финансовых услуг, затраты на обучение и повышение квалификации кадров, плата за юридические услуги, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи за использование производственных активов (зданий, сооружений, машин, оборудования и др.)

· расходы на командировки (в части оплаты проезда и услуг гостиниц);

· другие элементы промежуточного потребления, включающие как материальные затраты, так и оплату нематериальных услуг (представительские расходы, расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий и бюро, расходы по набору кадров, стоимость доставки работников на работу и с работы, оплачиваемой производителем).

Для расчета промежуточного потребления используются данные, содержащиеся в формах статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), данные отчета об исполнении сметы доходов и расходов бюджетных организаций, выборочные обследования домашних хозяйств (для получения данных о сельскохозяйственном производстве в хозяйствах населения и другой предпринимательской деятельности) и другие источники информации.

Промежуточное потребление оценивается в рыночных ценах (ценах покупателей) на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство. Разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением называется валовой добавленной стоимость (ВДС):

ВДС = В – ПП.

Термин «валовая» означает, что при исчислении показателя добавленной стоимости из выпуска не вычитается потребление основного капитала, которое, так же как и стоимость других потребленных в производстве товаров и услуг, является результатом производственной деятельности предшествующих периодов. Потребление основного капитала (А) определяется в СНС как уменьшение стоимости основного капитала в процессе производства товаров и услуг в результате физического и морального износа или обычных повреждений. Оно должно рассчитываться исходя из фактических сроков службы и восстановительной стоимости элементов основного капитала, например на основе метода непрерывной инвентаризации. Если из валовой добавленной стоимости исключить потребление основного капитала, то получим показатель, называемый чистой добавленной стоимостью (ЧДС). Он более точно отражает вновь созданную в текущем периоде стоимость, добавленную к стоимости потребленных в процессе производства товаров и услуг:

ЧДС = ВДС – А.

Поскольку выпуск измеряется в основных ценах, валовая добавленная стоимость и чистая добавленная стоимость также оцениваются в основных ценах, включающих субсидии, но исключающих налоги на продукты. Из этого вытекает, что одним из компонентов добавленной стоимости являются другие налоги на производство. Сумма валовой добавленной стоимости всех секторов национальной экономики равна сумме добавленной стоимости всех отраслей. Для определения ВРП в рыночных ценах сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики уменьшается на величину косвенно измеряемых услуг финансового посредничества Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества - разность между процентами, полученными и выплаченными банками. Эти услуги рассматриваются в СНС как промежуточное потребление. Поскольку данные услуги трудно отнести к издержкам какой-либо конкретной отрасли (сектора), их исключают из итога ВДС по экономике в целом И увеличивается на величину чистых налогов на продукты (ЧНП):

ВВП = ЧНП + ВДС.

где ВДС - суммарная величина валовой добавленной стоимости за вычетом косвенно измеряемых услуг финансового посредничества. Исключая из валового внутреннего продукта потребление основного капитала, получают чистый внутренний продукт (ЧВП) Поскольку получение точных оценок потребления основного капитала, соответствующих концепции СНС, связано с большими трудностями, на практике чаще пользуются показателями валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта, хотя с аналитической точки зрения большее значение имеют показатели чистой добавленной стоимости и чистого внутреннего продукта:

ЧВП =ВВП –А.

Распределительный метод исчисления ВРП

На стадии формирования доходов ВРП может быть исчислен как сумма первичных доходов, подлежащих распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы являются компонентами добавленной стоимости текущего периода, созданной в процессе производства. К ним относятся следующие доходы от производства:

· оплата труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), определяемая как вознаграждение в денежной и в натуральной форме, выплачиваемое резидентами наемным работникам за работу, выполненную в течение текущего периода. При этом учитываются все начисленные работникам суммы (до исключения налогов на доходы и других вычетов из заработной платы), а также отчисления страховых взносов в фонды социального страхования и обеспечения;

· чистые налоги на производство и импорт, являющиеся доходами государства. В этом элементе учитываются не только налоги и субсидии на продукты, но и другие налоги на производство, которыми облагаются производственные единицы как участники процесса производства (исключая налоги на прибыль и другие доходы);

· валовая прибыль и валовые смешанные доходы, полученные резидентами в результате их участия в производстве до расчетов с другими хозяйственными единицами за использование заемных финансовых или нефинансовых непроизведенных активов в процессе производства (т.е. до выплаты дивидендов по акциям, процентов по вкладам, ренты за пользование землей и т.п.). Выплаты за использование заемных активов называются в СНС доходами от собственности. Если из этого элемента исключить потребление основного капитала, то получим чистую прибыль и чистые смешанные доходы.

Данный метод расчета ВРП используется для анализа его стоимостной структуры. В процессе распределения первичных доходов принимают участие не только резиденты региона, но и нерезиденты (остальной мир). Часть первичных доходов должна быть передана нерезидентам в виде оплаты труда и в виде доходов от собственности (дивидендов, процентов и др.). Вместе с тем резиденты могут получить первичные доходы от прямого или косвенного участия в производстве ВРП других регионов также в виде оплаты труда и доходов от собственности. Если из ВРП исключить первичные доходы, переданные остальному миру, и прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, то получим валовой национальный доход региона (ВНД) в рыночных ценах.

Национальный доход (валовой или чистый) характеризует сумму всех первичных доходов, полученных резидентами страны в результате прямого или косвенного участия в производственной деятельности как в пределах национальной экономики, так и за ее пределами.

Исчисление ВРП методом конечного использования

ВРП представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.

Под конечным потреблением понимается использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. Доходы одних институциональных единиц могут использоваться для финансирования расходов на потребительские товары и услуги, потребляемые другими институциональными единицами.

Расходы на конечное потребление имеют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства, государственные учреждения и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

В составе расходов на конечное потребление государственных учреждений могут быть выделены две группы:

· расходы на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам (). Они включают стоимость нерыночных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, искусства, физкультуры и спорта, а также стоимость товаров и услуг, приобретенных ими для передачи домашним хозяйствам в качестве социальных пособий в натуральной форме (бесплатные лекарства, учебники, средства передвижения для инвалидов и услуги по их ремонту и др.);

· расходы на коллективные услуги () охватывают стоимость нерыночных услуг бюджетных организаций в области управления, обороны безопасности, науки, защиты окружающей среды и т.п.

Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потреблённых товаров и услуг независимо от источника финансирования. Оно включает:

· стоимость всех индивидуальных товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами-резидентами (фактическое конечное потребление домашних хозяйств);

· стоимость коллективных услуг, предоставленных государственными учреждениями обществу в целом (фактическое конечное потребление государственных учреждений).

Для отдельных секторов расходы на конечное потребление не равны фактическому конечному потреблению. Для экономики в целом конечное потребление может быть исчислено двумя методами:

· как сумма расходов на конечное потребление всех секторов;

· как сумма фактического конечного потребления домашних хозяйств и государственных учреждений;

Помимо расходов на конечное потребление основными компонентами конечного использования ВРП являются валовое накопление и чистый экспорт товаров и услуг. Валовое накопление охватывает следующие три элемента:

· валовое накопление основного капитала;

· прирост запасных материальных оборотных средств;

· чистое приобретение ценностей Покупка за вычетом продаж для каждого сектора. На уровне экономики в целом - чистое потребление вновь произведенных или импортированных ценностей.

Валовое накопление основного капитала - это вложение средств институциональными единицами-резидентами в объекты основного капитала с целью получения экономической выгоды от использования их в производстве в последующих периодах. Оно выражается в увеличении стоимости основного капитала институциональных единиц за счет приобретения (за вычетом выбытия) новых и существующих основных фондов. В качестве компонентов валового накопления основного капитала рассматриваются также затраты на улучшение непроизведенных материальных активов и расходы, связанные с передачей права собственности на непроизводственные активы. При расчете валового накопления основного капитала базой служат данные об объеме инвестиций в основной капитал, которые корректируются с учетом методологии СНС.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.

Компонентов: · конечное потребление товаров и услуг, · валовое накопление, · чистый экспорт товаров и услуг. Статистическое расхождение между произведенными и использованным валовым региональным продуктом может возникнуть ввиду различия источников данных и классификаций, используемых в расчетах разными методами, недостатка необходимой информации и других причин объективного и...


Регионов в сложившихся условиях невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в Российской Федерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы. Глава 3. Основные пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Российской Федерации Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов...


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты