02.12.2019

Формы расходов бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции: понятие, классификация, принципы планирования и реализации


Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в бюджетную программу.
Бюджетные инвестиции - финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов госу-дарства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юриди-ческих лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета.
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюд-жетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
В соответствии с бюджетным законодательством РК бюджетные инве-стиции осуществляются посредством:
1) реализации бюджетных инвестиционных проектов;
2) софинансирования концессионных проектов;
3) участия государства в уставном капитале юридических лиц.
По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные и концессионные проекты подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвести-ционных и концессионных проектов являются:
1) вид собственности, определяющий бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного ин-вестиционного или концессионного проекта;
2) получатели выгод, определяющие бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский, если получателями экономи-ческих выгод от реализации бюджетного инвестиционного и (или) концес-сионного проекта являются субъекты двух и более областей, города рес-публиканского значения, столицы, и как местный, если получателями эко31-1467 473
номических выгод от реализации бюджетного инвестиционного или кон-цессионного проекта являются субъекты одной области, города республи-канского значения, столицы.
Республиканские бюджетные инвестиционные и концессионные проекты реализуются центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета. Местные бюджетные инвестиционные и кон-цессионные проекты реализуются местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не явля-ющимся государственными или муниципальными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием государства (в лице госорганов или акиматов) в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, на-правленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию име-ющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.
Планирование бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета осуществляется в три этапа:
1) разработка инвестиционных предложений на стадии разработки про-ектов стратегических планов государственных органов;
2) разработка технико-экономических обоснований бюджетных инвес-тиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансирования из бюджета, и проведение необходимых экспертиз;
3) отбор бюджетных инвестиционных проектов и концессионных про-ектов, требующих софинансирования из бюджета, на стадии разработки бюджета.
Инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ в целях дальнейшей подготовки бюджетного инвестиционного проекта. Разработка инвестиционных предложений осу-ществляется администраторами бюджетных программ на стадии разработки стратегических планов государственных органов. Инвестиционные предложения подлежат отраслевой экспертизе.
Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию перечень ин-вестиционных предложений, которые содержат:
1) общую информацию по бюджетному инвестиционному проекту или концессионному проекту на условии софинансирования из бюджета;
2) информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программ-ными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в отрасли (сфере);
3) альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвести-ционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета;
4) возможные варианты ситуаций в отрасли (сфере) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета и отсутствия такой реализации;
5) информацию о распределении выгод от реализации бюджетного ин-вестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета.
Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестици-онных проектов является наличие:
- утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением про-ектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
- положительного заключения экономической экспертизы по технико-экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта;
- положительного решения соответствующей бюджетной комиссии.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономи-ческого анализа выгод и затрат. По проектам, являющимся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, разработка технико-экономического обоснования не требуется.
Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта про-водится на основе отраслевой экспертизы и является обязательной формой комплексной оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта. Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами. По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта утверждается администратором бюджетных программ.
Финансово-экономическое обоснование бюджетных инвестиций пред-ставляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц. Увеличение уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств допускается на цели развития или расширения деятельности юридического лица.
При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия го-сударства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций данных холдингов, могут оплачивать эмиссию акций этих холдингов. Дан-ные администраторы республиканских бюджетных программ обеспечивают планирование, обоснование и реализацию соответствующих бюджетных программ, отчетность, мониторинг и оценку результатов по ним.
Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по финансово-экономическому обоснованию бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.
Изменение стоимости бюджетных инвестиционных проектов в сторону увеличения без рассмотрения и предложения бюджетной комиссии не про-водится. Разработка проектно-сметной документации по бюджетным ин-вестиционным проектам, не включенным в республиканский или местный бюджет, не допускается. Все изменения проектно-сметной документации бюджетного инвестиционного проекта должны пройти согласование с бюд-жетной комиссией.
Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юриди-ческих лиц осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.
В целях определения местных бюджетных инвестиционных проектов администратор местных бюджетных программ формирует инвестиционные предложения, которые включают в себя:
- информационный лист Проекта - документ, содержащий основную информацию по бюджетному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;
- пояснительную записку;
- информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта;
- техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Про-екта;
- отраслевую экспертизу инвестиционного предложения - оценка инве-стиционного предложения и/или технико-экономического обоснования бюд-жетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта;
- оценку предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвес-тиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики - оценка инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;
- по инвестиционным проектам, не требующим разработки ТЭО - обес-печивается разработка ПСД, по имеющим единые технические параметры
- осуществляется разработка типового проекта.
После формирования инвестиционных предложений администраторы местных бюджетных программ направляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию (областное управление) до 15 февраля года. Здесь проводится рассмотрение и экономическая экспертиза путем привлечения юридического лица, определяемого областным управ-лением. На основании проведенной экономической экспертизы областное управление готовит заключение и составляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов. При составлении перечня местных бюджетных инвестиционных проектов областное управление совместно с ад-министраторами бюджетных программ изначально должно определить источники финансирования бюджетных инвестиционных проектов. То есть, определяется какие проекты за счет собственных средств местных бюдже-тов, по каким проектам необходимо выделение средств из вышестоящего бюджета.
К примеру, согласно методики определения потребности по объектам образования, здравоохранения и социальной защиты за счет средств рес-публиканского бюджета финансируются:
- строительство специализированных учреждений образования респуб-ликанского и региональных значений;
- сельских общеобразовательных школ взамен аварийных и подлежащих сносу, решающее проблему 3-4 сменного обучения в селах и городах, с предполагаемой мощностью более 300 мест в регионах с низкой обеспечен-ностью сетью;
- объектов здравоохранения республиканского и регионального значе-ния, региональные медико-социальные учреждения (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей);
- за счет средств местных бюджетов финансируются:
- мероприятия по строительству общеобразовательных школ в городах, сельской местности (мощностью менее 300 мест);
- развитие сети детских дошкольных учреждений, начального и средне-го профессионального образования;
- объекты первичной медико-санитарной помощи, консультативно-ди-агностических и стационарных организаций, в том числе требующих рас-ширения или реконструкции, домов-интернатов для престарелых и инвали-дов, территориальных центров по обслуживанию одиноких престарелых и инвалидов и т.д.
Местный исполнительный орган (областное управление) направляет заявку на выделение целевых трансфертов на развитие с технико-экономи-ческим обоснованием и заключением экономической экспертизы по мест-ным бюджетным инвестиционным проектам в соответствующий цент-ральный государственный орган. МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государ-ственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта - документ, содержащий результаты маркетинговых, технико-техно-логических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наи-более эффективных организационных, технических и экономических реше-ний с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.
Проверка и отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом:
- приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;
- местонахождения и плотности населения региона,
- существующих сетей организаций соответствующей отрасли;
- наличия решения акимата об отводе земельных участков;
- наличия местных бюджетных средств на реализацию местных бюд-жетных инвестиционных проектов;
- достижения прямых и конечных результатов за предыдущие годы.
Перечень инвестиционных проектов формируется с учетом включения в предстоящий финансовый год завершения строительства переходящих объектов. Объемы финансирования объектов определяются по годам исходя из нормативной продолжительности строительных работ.
Соответствующий центральный государственный орган направляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов в МЭРТ и Минфин РК. МЭРТ рассматривает представленные администраторами рес-публиканских бюджетных программ перечни местных бюджетных инвес-тиционных проектов на соответствие:
- отраслевым программам и программам развития территорий;
- стратегическим планам госорганов;
- Государственной программе форсированного индустриально-иннова-ционного развития;
- реализации прогнозной схемы территориально-пространственного раз-вития страны.
Далее МЭРТ готовит заключения по экономическому обоснованию местных бюджетных инвестиционных проектов для внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Минфин РК рассматривает инвестиционные проекты на:
- предмет их обеспеченности финансовыми средствами;
- наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством;
- по строительству объектов, по которым имеются типовые проекты проверяет на соответствие стоимости;
- готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Общая сумма целевых трансфертов на развитие по каждым регионам для включения в проект бюджета на соответствующий год и на плановый период осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию. Одной из основных норм, введенных в Бюджетный кодекс, является финансирование за счет средств местного бюджета увеличения сметной стоимости местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств целевых трансфертов на развитие вышестоящего бюджета.
Важнейшими принципами выделения бюджетных инвестиций через бюд-жет развития являются:
1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;
2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;
3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Повышению эффективности расходования инвестиционных средств че-рез бюджетные инвестиции способствует, прежде всего, конкурсное разме-щение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта. Рост эффективности использования бюджетных инвестиций зависит от развития системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для при-влечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью - принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом, а также предоставления средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе и безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.
Бюджетные инвестиционные проекты воздействуют на социально-эко-номическую ситуацию в стране, создание условий для нормального функ-ционирования и обеспечения необходимых условий для общества, способ-ствуют:
- обеспечению доступности медицинской помощи населению;
- созданию транспортно-логистической и оптово-розничной инфраструк-туры, отвечающей потребностям сельхозтоваропроизводителей региона;
- удовлетворению потребностей населения области в культурном до-суге и повышению культурного уровня населения области;
- ликвидации аварийных школ и увеличению дошкольных учреждений;
- ведению здорового образа жизни и проведению оздоровительных ме-роприятий, повышению сейсмоустойчивости объектов образования;
- повышению эффективности и уровню безопасности транзитных пере-возок на территории республики путем дальнейшего развития централизо-ванной базы данных по перевозкам всеми видами транспорта;
- бесперебойному и стабильному обеспечению газом растущих потреб-ностей внутреннего рынка(газификации новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, автотранспорте);
- созданию социально-бытовых условий военнослужащим по контракту, поднятию престижа и привлекательности военной службы по контракту и т.д..
Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуще-ствляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд.тенге, или 62,3%.Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили
5,1 млрд.тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным про-ектам в пять раз.
Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сель-ском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).
Основными замечания по предоставлению отчетности по оценке эф-фективности бюджетных инвестиций являются:
- неполная и некачественная информация, предоставляемая админист-раторами бюджетных программ;
- низкий уровень ответственности администраторов бюджетных про-грамм за реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
- не предоставление администраторами бюджетных программ необхо-димой отчетности в установленный срок.
Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Так, если в 2008г. введено 428 объектов социально-культурного назначения, то в 2009г. почти наполовину меньше - 236 объектов.
Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.
1. Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной дея-тельности в Республике Казахстан» и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ. В частности, имеются факты одобрения и реализации инвестиционных проектов без соответствующих ПСД и технико-экономи-ческого обоснования, государственных экспертиз, локальных смет и рас-четов.
2. Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государствен-ных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками буду-щих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустрой-ство, ремонт объектов и другие).
3. На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявля-ются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.
К примеру в Акмолинской области установлено, что, в результате некачественного проведения изыскательских работ подземных источников питьевой воды, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения неэффективно использованы средства республиканского бюджета в сумме 333,4 млн.тенге. Вода из источников в населенных пунктах освоения средств не соответствует санитарным нормам и для питья не пригодна.
4. Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов.
При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой ТЭО, ПСД и запуском проекта.
5. Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ран-жированы по степени важности и выгодности проектов.
Ежегодно растет количество нереализованных инвестиционных проек-тов, ТЭО и ПСД к ним, хотя на их разработку и экспертизу направляются значительные средства из республиканского бюджета.
6. Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное про-ведение строительно-монтажных работ.
При строительстве районных больниц в селах Тарбагатай и Катон Восточно-Казахстанской области местными исполнительными органами необоснованно выплачено 157,3 млн.тенге.
7. Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.
Государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционных проектов, в отдельных случаях не применяют к подрядчикам соответ-ствующие меры и рычаги воздействия в виде штрафных санкций, пени, неустоек за несвоевременное выполнение договорных обязательств и нека-чественное проведение строительно-монтажных работ.
8. Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестици-онных программ, на другие мероприятия.
Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты. Сред-ства республиканского бюджета, предусмотренные на 2009 год по проекту «Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными тер-миналами)», в сумме 1 млрд.тенге, решением Республиканской бюджетной комиссии перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для про-ведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.
9. Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.
Наращивание издержек происходит следующим образом:
1) приобретение оборудования задолго до окончания строительства;
2) искусственное создание проблем по сохранности оборудования.
10. Рост дебиторской задолженности.
Наибольший объем дебиторской задолженности по инвестиционным программам в размере 15,5 млрд.тенге числится по бюджетной программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне», админист-рируемой Министерством транспорта и коммуникаций.
11. Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответ-ственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Ключевыые слова: инвестиции, инвестиционный проект, концессионный проект, технико-экономическое обоснование, уставный капитал, конкурсностъ, эффективность.

Государство активно участвует в экономической жизни страны – без поддержки средств из государственной казны многие предприятия оказались бы на грани исчезновения или не смогли бы начать деятельность. Что же такое бюджетные инвестиции, и почему они так важны для экономического здоровья страны?

1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием "бюджетные инвестиции" принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

2 Бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности

В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:

  • капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
  • покупку новой государственной и муниципальной собственности;
  • основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
  • обновление и реконструкцию имеющихся объектов.

Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств. Есть также и технический регламент, в котором определено несколько категорий объектов собственности, подлежащих инвестированию со стороны бюджета:

  1. Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
  2. Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  3. Жилища – муниципальная жилплощадь.

Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны. Примером можно считать всем известную монополию ОАО "РЖД", которая частично принадлежит государству, частично находится под управлением частного бизнеса.

Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед. Это непозволительная роскошь. Поэтому государство регулярно выступает с инициативами по привлечению частного местного и иностранного капиталов.

3 Капиталовложения государства в негосударственные объекты

Узкая "специализация" государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег. На федеральном уровне такие проекты появляются очень редко и обычно касаются гигантов экономики, в которых уже размещена часть государственных капиталов.

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году. Вышедший 28 марта региональный закон "О перечне видов имущества..." перечислил те объекты собственности, на которые могло потратить выделенные из бюджета средства юридическое лицо.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

4 Как происходит учет инвестиций?

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2010 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов. Мы не будем разбирать пошагово учет бюджетных инвестиций на предприятии, это уже дело бухгалтерии государственных и муниципальных предприятий.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

5 Другие источники бюджетных инвестиций

Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:

  • региональные и муниципальные бюджеты;
  • государственные банковские организации;
  • государственные кредитные организации;
  • государственные фонды.

Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе. Если в финансировании проекта приняли участие разные источники, то перед каждым предприятие отчитывается отдельно. В законе строго определено, что именно называется бюджетными инвестициями, и как вести их учет.

Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.

6 Важность государственных ассигнований для экономики

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на . В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, "подарены" участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

В ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции трактуются как бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В общем виде бюджетные инвестиции можно подразделить на две группы, рис. 11.1.1:


Рис.11.1.1. Классификация бюджетных инвестиций

К первой группе относятся капитальные вложения или приобретения недвижимого имущества (далее – бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений), ко второй – любые инвестиции, не относящиеся к первой группе. Применительно ко второй группе можно, скорее, говорить о ее допустимости в рамках бюджетного законодательства, нежели о широкой практике применения. Так, бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут быть направлены на любые цели. При этом информация о них (только если это не капитальные вложения) должна в обязательном порядке включаться в соответствующий закон о бюджете Объемы бюджетных ассигнований по таким инвестициям малы, а цели инвестирования носят индивидуальный характер.

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, наоборот, являются ключевым фактором экономического развития страны и представляют значительную величину в общей структуре источников финансирования (табл. 11.1.1).

Таблица 11.1.1. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %% к итогу

Показатель 2012 г. 2013 г.
В процентах к итогу
Инвестиции в основной капитал - всего
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 44,5 46,1
привлеченные средства 55,5 53,9
из них:
кредиты банков 8,4 9,3
в том числе кредиты иностранных банков 1,2 0,9
заемные средства других организаций 6,1 6,2
бюджетные средства 17,9 18,8
в том числе из:
федерального бюджета 9,7 9,8
бюджетов субъектов Российской Федерации 7,1 7,7
средства местных бюджетов 1,1 1,3
средства внебюджетных фондов 0,4 0,3
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 2,7 3,0
прочие 20,0 16,3

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, имеют единый, законодательно закрепленный и отработанный на практике механизм реализации. Характерные особенности бюджетных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, обусловлены ограничениями как градостроительного, так и бюджетного законодательства. Данные ограничения касаются, в первую очередь, статуса субъектов инвестиционной деятельности и взаимоотношений между ними, что наглядно представлено на схеме рис. 11.1.2.



Рис. 11.1.2. Субъекты инвестиционной деятельности в бюджетном процессе

Заказчик является ключевым субъектом при осуществлении бюджетных инвестиций. В соответствии со своими стандартными функциями он осуществляет согласование проектно-сметной документации в различных инстанциях, включая органы государственной экспертизы, утверждает и направляет подрядчику рабочую документацию, получает разрешение на строительство и отчитывается перед службой государственного архитектурно-строительного надзора о соблюдении действующего законодательства в сфере строительства, осуществляет технический надзор, приемку выполненных работ, сдачу готового объекта в эксплуатацию. Поскольку при реализации бюджетных инвестиций финансирование работ осуществляется только через счет организации заказчика, он дополнительно к вышеперечисленным функциям осуществляет функцию инвестора, к которой добавляется прерогатива выбора организаций, выполняющих работы, поставляющих товары, оказывающих услуги, продающих объекты недвижимого имущества, в соответствии с федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ.



Деятельность поставщиков регулируется градостроительным и гражданским законодательством и определяется контрактом. Контракт должен содержать сведения о гарантийных обязательствах, величине авансов (не более 30%), применяемой сметно-нормативной базе, соответствующие бюджетному законодательству. Функции поставщиков определяются технологической структурой капитальных вложений , представленной в табл. 11.1.2.

Таблица 11.1.2. Технологическая структура капитальных вложений

В соответствии с табл. 11.1.2, капитальные работы производят подрядчики, капитальные приобретения осуществляют поставщики оборудования. В выполнении прочих работ участвуют проектные и изыскательские организации, инжиниринговые компании, а также специализированные государственные организации, включая органы власти и естественные монополии, осуществляющие согласования и присоединения к инженерным коммуникациям, органы государственной экспертизы. Функция технического надзора может быть поручена заказчиком сторонней организации по отдельному контракту.

Введение в действие с 1.01.2014 г. Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ призвано увеличить объем гарантий для государства, отрегулировать процедуры проведения конкурсов и аукционов с целью повышения их прозрачности. Положения данного закона применяются абсолютно ко всем заказчикам, включая коммерческие организации, получающие целевое бюджетное финансирование на расчетный счет в коммерческом банке, что, безусловно, расширяет горизонты действия бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ можно выделить три способа финансового обеспечения капитальных вложений:

1. Бюджетные инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Субсидии из бюджета на осуществление капитальных вложений автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) предприяти.

3. Бюджетные инвестиции, предоставляемые негосударственным организация.

Первый способ является наиболее отрегулированным и распространенным на практике. Заказчик имеет статус государственного заказчика и является получателем бюджетных средств. Можно выделить два вида государственных заказчиков - получателей бюджетных средств:

Получатели согласно ст.6 БК РФ, к которым относятся органы власти и государственные казенные учреждения;

Автономные и бюджетные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, заключившие с главным распорядителем бюджетных средств Соглашение о передаче полномочий;

При этом получателю бюджетных средств в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на основании Порядка, утвержденного приказом от 1.09.2008 г. № 87н.

Второй способ является законодательным нововведением. На практике он пока распространен меньше, чем приведенный выше первый способ, а период 2014-2016 гг. считается переходным. В этом случае осуществляется предоставление бюджетных средств в форме субсидий на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Объясняется такой способ отсутствием у перечисленных учреждений и предприятий статуса получателя бюджетных средств согласно новой редакции БК РФ. Это обусловлено реформой правового положения государственных и муниципальных учреждений, проводимой согласно Федеральному закону от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ. Данный способ предусматривает заключение Соглашения о предоставлении субсидии между получателем бюджетных средств (как правило, органом власти) и бюджетным (автономным) учреждением или государственным (муниципальным) унитарным предприятием. Стандартной передачи функций государственного заказчика от органа власти, который является в данном случае и главным распорядителем и получателем бюджетных средств, к учреждению или предприятию не происходит. Соответственно статуса государственного заказчика они не получают. Субсидии по такому соглашению поступают на счет органа Федерального казначейства, учитывающий операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и, соответственно, лицевой счет учреждения или предприятия. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с представленными организациями Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год, утвержденными органом власти.

Третий способ заключается в предоставлении бюджетных средств на инвестиционные цели юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, передающим права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов государству по договору с Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими органами исполнительной власти, а также местной администрацией муниципального образования. Ключевым действием здесь является заключение договора передачи коммерческими организациями эквивалентной части уставных (складочных) капиталов государству в обмен на денежные средства, предоставленные для осуществления капитальных вложений или приобретения недвижимого имущества. В рамках данного договора бюджетные средства поступают на счет организации в коммерческом банке. Статуса государственного заказчика данные организации не получают. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на этапе выполнения обязательств по договору передачи уставных капиталов на основании Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1.09.2008 г. № 87н.

Практической формой реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы, формируемые соответственно в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов.

Рассмотрим федеральную адресную инвестиционную программу – ФАИП. Формирование и реализация ФАИП осуществляется на основании утвержденных Правительством РФ Правил. Согласно данным Правилам, формирование и методическое сопровождение ФАИП осуществляет Минэкономразвития России, которое доводит до субъектов бюджетного планирования методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований. К субъектам бюджетного планирования относятся все федеральные министерства. После утверждения Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета субъекты бюджетного планирования совместно с предполагаемыми главными распорядителями и с учетом предложений государственных заказчиков формируют предложения о распределении бюджетных ассигнований по объектам. К главным распорядителям относятся федеральные министерства, федеральные службы и агентства им подведомственные, а также наиболее значимые учреждения культуры, науки, образования и здравоохранения. К государственным заказчикам могут относиться как сами главные распорядители, так и учреждения и предприятия, находящиеся в их ведении. Указанные предложения поступают в Минэкономразвития России для обработки и составления проекта ФАИП.

Подготовка таких предложений является ключевым этапом в процессе формирования ФАИП и именуется на практике заявочной кампанией. Государственные заказчики (заказчики) вместе с заявкой представляют главному распорядителю копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и документы об ее утверждении, копию положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, титульные списки вновь начинаемых или переходящих объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде. Если государственный заказчик подает заявку на проведение проектно-изыскательских работ, то вместо вышеназванных документов он представляет задание на проектирование. Заявки с перечисленными выше приложениями являются основной первичной документацией. Краткий алгоритм формирования ФАИП представлен на рис. 11.1.3.

Поскольку инвестиционные проекты сопряжены с множеством рисков, их результаты далеко не всегда соответствуют изначальным параметрам. Очевидно, что чем ближе проект к своему завершению, тем выше вероятность, что ожидания будут оправданы. В связи с этим вновь начинаемые стройки и объекты менее приоритеты. Вероятность же согласования заявки на проектно-изыскательские работы самая низкая и требует одобрения Правительства РФ. Кроме того, проекты стоимостью свыше 1,5 млрд руб. отдельно рассматриваются Правительством РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Минэкономразвития России (функция утверждения)
Государственные заказчики (заказчики)

Рис. 11.1.3. Алгоритм формирования ФАИП

ФАИП состоит из программной и непрограммной частей. В программную часть включаются объекты, которые уже представлены в разделах капитальных вложений федеральных целевых программ (ФЦП). Соответственно внесение объектов в программную часть ФАИП происходит автоматически для всех объектов, представленных в соответствующей ФЦП. Алгоритм формирования ФЦП в части объектов капитальных вложений, также организуемый Минэкономразвития России, аналогичен вышеизложенному, но является при этом отдельной процедурой. У объектов, не попавших в ФЦП по разным причинам, существуют возможности ежегодно осуществлять попытки включения в непрограммную часть ФАИП.

В 2014 г. программная часть ФАИП составляет 507,4 млрд руб., непрограммная – 282,8 млрд руб. Укрупненно структура ФАИП на 2014 г. представлена в табл. 11.1.3.

Таблица 11.1.3. Структура ФАИП по комплексам на 2014 г., млрд руб.

Процесс подготовки и формирования адресных инвестиционных программ (далее – АИП) субъектов федерации аналогичен федеральному. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации представлены в табл. 11.1.4.

Таблица 11.1.4. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации, млн руб.

Новации бюджетного законодательства, вступившие в силу с 2014 г., безусловно, призваны усилить борьбу с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, снизить уровень коррупции путем повышения прозрачности информации о бюджетных инвестициях, оптимизировать процедуры отбора инвестиционных проектов. Например, заявки бюджетных и автономных организаций, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий на финансирование из ФАИП при отсутствии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы приниматься не будут, что должно повысить вероятность исключения сомнительных и непроработанных проектов. Повышение информационной прозрачности, несомненно, относится к позитивным изменениям механизма осуществления бюджетных инвестиций. Например, ФАИП представлена в электронном виде на сайте Минэкономразвития по ссылке: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1.

Однако есть и нерешенные проблемы, например, несовершенство системы выбора инвестиционных проектов. Критерии, установленные в соответствии с методикой Минэкономразвития России, не позволяют осуществить подбор оптимальной комбинации проектов, которая обеспечила бы устойчивый экономический рост. Все проекты подлежат сравнению по уровню приоритетности, объективное установление которой сомнительно даже при наличии интегральной оценки, установленной данной методикой. Так, сложно сказать при прочих равных условиях, что важнее для города, дом культуры или стадион. Предпосылки для подготовки единой электронной базы инвестиционных проектов и внедрения математических методов оптимизации выбора пока отсутствуют.

Отдельного рассмотрения требуют государственные инвестиционные фонды , представляющие собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства . К таким фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ РФ) и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации. Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ИФ РФ был сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». За предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда отвечает Минрегионразвития России. Инвестиционные проекты ИФ РФ подразделяются на инвестиционные проекты общегосударственного значения и региональные инвестиционные проекты. Перечень инвестиционных проектов ИФ РФ представлен на сайте Минрегионразвития России: http://www.minregion.ru/invest_phound?locale=ru. Согласно данным сайта на 1.01.2014 г. из средств Фонда израсходовано 23,4 трлн руб. При этом средства инвесторов на ту же дату составили 64,3 трлн.руб. Например, стоимость строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км за весь период реализации проекта (2008-2013 гг.) составила 66,1 млрд руб., где доля бюджетных ассигнований ИФ РФ равна 29,5 млрд руб. Инвестором выступило ООО «Северо-Западная концессионная компания». Такой проект, как строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга демонстрирует более значительное участие инвестора. Общая стоимость составила 8,5 млрд руб., доля бюджетных ассигнований ИФ РФ не превысила 2 млрд руб. Инвестором выступило ОАО «Компания «Усть-Луга».

В целом проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, имеют серьезные перспективы для развития. При этом современная государственная инвестиционная политика направлена на недопущение конкуренции таким проектам со стороны бюджетных инвестиций. Ожидается, что положительный эффект будет получен от реализации механизма проведения обязательного публичного технологического и правового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, обеспечивающий повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, повышение конкурентоспособности производства.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Государство, как и любой субъект, заинтересовано в увеличении имущества и дохода от него. С этой целью осуществляются инвестиции, хотя не всегда они достигают своей цели.

У нас не все то инвестирование, что так называется.

Есть несколько разновидностей бюджетных инвестиций:

    В объекты государственной (муниципальной) собственности – на вновь создаваемые объекты возникает право государственной (муниципальной) собственности.

    В уставные капиталы коммерческих организаций – государство получает право на эквивалентную долю в капитале и прибыли.

    Предоставление бюджетных инвестиций унитарному предприятию – влечет увеличение его уставного фонда или основных средств (соответственно при праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Когда речь идет об инвестициях в организации, то часто эти организации коммерческими назвать сложно, так как они нерентабельны. Поэтому иногда инвестиции в организации напоминают скорее финансовую помощь. Программу бюджетных инвестиций нужно пересмотреть, так как бюджетная инвестиционная политика требует более прозрачного и четкого правового регулирования.

Как правило, бюджетные инвестиции предусматриваются долгосрочными целевыми программами. Эти программы носят адресный характер. Решение принимает высший ОИВ или главный распорядитель соответствующего бюджета. Правительством РФ принимаются решения об инвестициях, когда это капитальные вложения, вложения в ФГУ сметной стоимостью более 1,5 млрд руб, в объекты капитального строительства ФГУП в случае отсутствия их в долгосрочных программах. В иных случаях – главный распорядитель.

Постановление Правительства от 2008 г. № 324 – порядок принятия решения об инвестициях в объекты капитального строительства. Проект решения готовится главным распорядителем, направляется в Минфин, Минэкономразвития, Минрегионразвития, далее – в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам.

Целью инвестиций всегда должно оставаться получение доходов или приращение имущества.

БК предусматривает не только инвестиции в ходе адресной инвестиционной программы. Ст. 179.1 БК. Постановление Правительства № 619 2008 года.

Пример применения норм об инвестициях – Определение Верховного суда от 04.08.2010 № 30-Г10-9.

Определение ВС РФ от 28.01.2009 № 75-Г08-9: о разграничении полномочий по принятию решения относительно инвестиций.

В тех случаях, когда бюджетные инвестиции нужно осуществлять на территории субъектов РФ, то может быть механизм субсидий со стороны РФ на софинансирование капитального строительства объектов государственной собственности субъекта. Федерация может участвовать и в инвестировании объектов собственности МО. Бюджетные инвестиции разнообразны. Если речь идет об объектах собственности субъектов или МО, то регулирование инвестиций в первую очередь со стороны субъекта (МО). В каждом конкретном случае Правительство регулирует порядок предоставления субсидий на инвестиции, есть много актов.

Инвестиционный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Это некий объем средств, выделяемый в расходной части бюджета на произведение бюджетных инвестиций. Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда, не используемые в текущем году, идут на финансирование ИФ в следующем финансовом году и плановом периоде.

Постановление Правительства от 1.03.2008 г. № 134 – правила формирования и использования инвестиционного фонда. Годовой объем фонда предусматривается в федеральном бюджете. Средства ИФ могут быть направлены:

    в объекты капитального строительства (в т. ч. оплату документации, проведения конкурсов, выкуп земельных участков),

    в бюджет субъекта РФ для финансирования объектов его собственности или предоставления субсидий МО на инвестиции,

    на предоставление субсидий субъектам РФ для финансирования концессионных соглашений,

    на финансирование уставных капиталов ООО,

    на предоставление гос гарантий,

    на направление в инвестиционные фонды субъектов РФ.

Отбор проектов осуществляется в зависимости от наличия инвестора, ожидаемого эффекта по инновационному развитию экономики, соответствие целям…

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы: появляется право государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала, оформляется участием РФ, субъектов РФ и МО в уставном капитале ЮЛ в соответствии с гражданским законодательством. Должно быть оформление доли в уставном капитале, чтобы средства бюджета не пропали зря.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы утверждаются путем включения в закон (решение) данных о ЮЛ, сумме и цели инвестиций. Оформляются договором об участии, который заключается между высшим исполнительным органом и ЮЛ, в течение 3 месяцев после принятия закона (решения) о бюджете. Нет договора – нет инвестиций.

Пример, когда не было надлежащего оформления инвестиций в уставный капитал - Постановление ФАС СЗО от 4.12.2008 № Ф04-677/2008. Может ли субъект РФ оформить инвестиции, использованные нецелевым образом, как неосновательное обогащение. Очень во многих случаях, когда бюджетное законодательство не регулирует возврат средств, обращаются к ГЗ. В данном случае в конечном итоге суд говорит, что раз ОАО надлежащим образом не исполнило обязательства, возникло неосновательное обогащение в размере инвестиции. Это вызвано отсутствием соответствующего бюджетного механизма.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты