09.05.2020

Что такое дотации бюджета. Что такое дотация


Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

Определение термина "дотация"

1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.

Дотация — это вид трансферт, переводимых между бюджетами для поддержки частных лиц и убыточных предприятий. Согласно действующему БК РФ финансовые операции осуществляются в рамках отечественной бюджетной системы безвозмездно и безвозвратно.

Законодательство обеспечивает возможность перечисления денежных средств из федерального бюджета в пользу субъектов РФ (областей, краев, в том числе автономных) в следующих формах:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • субсидии (финансовые льготы) и субвенции (целевая материальная помощь);
  • иные трансферты.

Бюджетные средства могут предоставляться властями субъекта в пользу местных бюджетов. В этом случае финансирование поступает в поселения и муниципальные районы.

Дотационную помощь любого уровня можно заменять дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, действующими до 3-х лет.

Особенности приема федеральной дотационной помощи

Отдельные субъекты РФ, получающие дотации в сумме от 10% от доходов от 2-х отчетных периодов, не могут:

  • принимать и исполнять обязательства, не касающиеся их полномочий согласно действующему законодательству;
  • превышать нормативы расходов на содержание органов государственной власти, утвержденные Правительством РФ.

Если дотационная доля составляет более 40% от доходов, вводят следующие меры:

  • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
  • контроль исполнения бюджета;
  • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
  • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

Приостановление или сокращение перечисляемых межбюджетных трансферт происходит в случае, если:

  • власти субъекта РФ нарушают условия выдачи дотаций;
  • превышают предельные значения по расходам;
  • не выполняют обязательства, возложенные при перечислении средств на выравнивание местного бюджета.

Установление размера федеральных дотаций

Список получателей дотаций ежегодно утверждается уполномоченными органами Минфина РФ в срок до 15 ноября. Средства направляют в специализированный финансовый фонд. Окончательный размер дотационной помощи устанавливается с учетом бюджетной обеспеченности населения конкретного российского региона.

При установлении этого существенного показателя государственные власти учитывают:

  • структуру населения;
  • размеры налоговых доходов граждан;
  • факторы, действующие на стоимость государственных услуг (климатические, географические и социально-экономические).

До 1 августа должностные лица Минфина РФ передают в исполнительные органы субъектов информацию, необходимую для распределения дотационной помощи.

Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

Особенности приема дотационной помощи от субъектов

Если сумма дотаций более 5% от общих доходов, то власти муниципального образования не могут превышать нормы по:

  • оплате труда депутатов;
  • расходам на выборных должностных лиц;
  • содержанию муниципальных служащих.

Если размер дотаций превышает 20% от дохода местного бюджета в течение 2-х лет, то властям запрещается иметь расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

При повышении доли дотаций до 50% осуществляются следующие дополнительные меры:

  • подписание соглашений с руководством субъектов РФ;
  • подача представления в исполнительные органы. Местная администрация представляет данные для формования заключения о корректности проекта принятого бюджета;
  • проверка контрольно-счетными органами бюджетной отчетности не реже 1 раза в полгода.

Расчет размера финансирования от субъектов

Дотации в пользу отдельных поселений РФ поступают из бюджета субъекта. Перечисление денежных средств социальной направленности происходит с целью стабилизации показателя бюджетной обеспеченности в:

  • городских округах;
  • внутригородских районах;
  • городских и сельских поселениях.

Выделенные финансы перечисляются в региональный фонд. Объем дотационных поступлений рассчитывается с учетом:

  • численности и структуры жителей;
  • степени развитости экономики;
  • налогового потенциала региона;
  • климатических, социально-экономических и географических предпосылок.

Дотации, выплачиваемые в пользу районов, закрепляются в бюджете субъекта. Объем и особенности распределения денежных средств отражаются в законе о бюджете, принятом властными органами на уровне субъекта.

Особенности приема дотаций из местных бюджетов

Социальная помощь из местных бюджетов поступают в районы, поселения и городские округа.

Финансы, полученные от муниципальных районов, составляют районный фонд. Денежные средства, переведенные из округов с внутригородским делением, зачисляют в окружной фонд.

Цель и последствия предоставления дотаций

Дотации вносятся без указания направлений и условий использования денежных средств. Местное законодательство может предусматривать выдачу дотаций на питание определенных категорий работников, на проезд, на выплаты в пользу несовершеннолетних детей.

В сферу дотируемых включаются такие направления государственной экономики как сельскохозяйственная промышленность и научно-исследовательская деятельность. Выплата дотаций в пользу убыточных компаний позволяет избежать банкротства или значительного повышения розничных цен на популярные товары и услуги.

Принятие решений о выдаче дотаций влечет за собой дефицитность государственного бюджета, дополнительную денежную эмиссию и инфляцию.

Это форма государственной поддержки предприятий, занятых в отраслях с низкой рентабельностью: сельское хозяйство, фундаментальная наука, искусство, ЖКХ и т.д. Получатель вправе расходовать сумму по своему усмотрению, он не обязан отчитываться перед «донором» или возвращать ранее полученные средства.

Виды

В зависимости от категорий получателей дотации разделяют на три вида:

Межбюджетные трансферты

Это средства, выделяемые из федерального центра регионам или из казны субъекта городам и районам. Цель таких трансфертов — поддержать бюджетную обеспеченность, стимулировать развитие производства в отдельных территориальных единицах. Сумма направляемых средств рассчитывается с учетом численности населения района-получателя, его налогового потенциала, структуры экономики, климатических и географических особенностей.

Действующее бюджетное законодательство предусматривает ограничения для регионов, которым направляются федеральные дотации. Например, они не вправе повышать расходы на содержание аппарата управления, брать на себя обязательства, не предусмотренные имеющимися нормативно-правовыми актами. Министерство финансов полномочно контролировать исполнение бюджета в субъекте, продумывать программы по увеличению его налоговых и неналоговых поступлений.

Дотации отдельным организациям

Это форма государственной поддержки предприятий и организаций, издержки которых превышают уровень дохода. Потенциальные получатели бюджетных средств имеют низкий показатель рентабельности, но их значение для экономики или общества высоко. Цель финансовой помощи — поддержать функционирование этих структур, дать им возможность выйти на самообеспечение.

Денежная помощь населению

Государство оказывает финансовую поддержку социально незащищенным категориям граждан, например, многодетным семьям, пенсионерам и инвалидам. Предоставляемые им дотации проявляются в форме льгот по оплате коммунальных услуг и билетов на общественный транспорт, установлении специальных цен на товары повседневного спроса, медицинские изделия.

Вторая форма дотаций гражданам — финансовая поддержка, которую фирмы-наниматели оказывают персоналу. Ее меры прописываются в трудовых договорах сотрудников. Они могут включать частичную или полную оплату проезда, питания, дополнительное медицинское страхование и т.д.

Цели, преимущества и недостатки

Цели оказания финансовой помощи — компенсировать повышенные издержки хозяйствующего субъекта, не позволить ему оказаться на грани банкротства. Результат перечисления дотаций — поддержка местного производителя, развитие социально значимых, но низкорентабельных отраслей, недопущение повышения розничных цен, так как государство фактически берет на себя часть расходов производителей товаров и услуг.

Преимущества дотаций относится:

  • простота механизма их предоставления;
  • возможность поддержки разных получателей (регионов, граждан, отдельных предприятий);
  • способность стимулировать внутренний спрос и повышать занятость населения.

Основной минус дотаций — их непрозрачность. Получатель не отчитывается перед «донором», как он тратит выделяемые средства, поэтому значительная доля направляемых сумм утекает «в никуда», оседает в карманах чиновников. Финансовая помощь, оказываемая разным категориям хозяйствующих субъектов, повышает нагрузку на государственный бюджет. Дополнительные расходы финансируются за счет средств налогоплательщиков.

Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.

Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.

Основные типы бюджетных дотаций:

* угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР

* выплата разницы на топливо, отпускаемое населению (газовая промышленность)

* жилищно-коммунальное хозяйство

* транспортные организации.

На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов, определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.

Многим людям приходилось слышать о таких понятиях, как субвенция, дотация и субсидия. Некоторые даже лично с этим сталкивались, когда возникала необходимость в денежной помощи. Однако не все знают точное определение этих терминов, а тем более различия между ними. Подобное знание может оказаться полезным, поэтому стоит разобраться в вопросе. На самом деле отличие субсидии и субвенции, а также дотации, очевидно. И нужно запомнить раз и навсегда, что же означают данные термины.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости. Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты