14.12.2021

Воспитательный дом флоренция. Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции


Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) – историческое здание во Флоренции на площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, выдающийся образец архитектуры Раннего Возрождения в Италии. Здание было спроектировано в 1419-м году Филиппо Брунеллески по заказу гильдии шерстянщиков «Арте делла Лана» - одной из самых богатых во Флоренции. Долгое время в здании размещался сиротский приют – иногда детей оставляли прямо в бассейне, расположенном перед портиком. Но в 1660-м году бассейн убрали, а на его месте соорудили механизм для тайного убежища: дверь имела специальное вращающееся колесо, с помощью которого ребенок попадал внутрь, а принесший его взрослый оставался незамеченным. Эта система работала вплоть до закрытия приюта в 1875-м году.

Здание Оспедале дельи Инноченти строилось в несколько этапов, и только первый из них – с 1419-го по 1427-й годы – проходил под руководством Брунеллески, который опирался на идеи древнеримской, готической и романской архитектуры. Новаторством было использование круглых колонн с классическими и добавочными капителями, а также круговые арки и сферические купола. Над каждой колонной видны керамические тондо – круглые картины или барельефы. В дальнейшем к приюту был пристроен чердачный этаж, а само здание было расширено с помощью дополнительного крыла с южной стороны. Формально воспитательный дом был открыт в 1445-м году, и уже десять дней спустя в нем появился первый сирота. В конце 1520-х годов со стороны улицы Виа де Фиббиаи было пристроено крыло, предназначавшееся для девочек, которые не вышли замуж или стали монахинями. Сегодня в здании Оспедале дельи Инноченти размещается небольшой музей, посвященный эпохе Возрождения, с работами Лука делла Роббиа, Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо и Доменико Гирландайо.

Оспедале дельи Инноченти определяет восточную границу площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, два других примечательных здания здесь были построены позже по образцу лоджии Брунеллески. На западной стороне стоит Лоджия дей Серви ди Мария, спроектированная Антонио да Сангалло-Старшим в 1520-х годах для нищенствующего ордена. Сегодня в этом здании открыта гостиница. С северной стороны возвышается Базилика делла Сантиссима Аннунциата, фасад которой моложе остального здания – он был добавлен в 1601-м году архитектором Джованни Баттиста Каччини. В 1608-м году на площади была установлена конная статуя Фердинанда Тосканского I, выполненная выдающимся скульптором Джанболоньей, а в 1640-м году – фонтан.

Ансамбль Воспитательного дома, капеллу Пацци, базилику Сан Лоренцо, etc. Что нам известно о нем и почему его постройки приковывают столь пристальное внимание?

"Многие, кому природа дала малый рост и невзрачную наружность, обладают духом, исполненным такого величия, и сердцем, исполненным столь безмерного дерзания, что они в жизни никогда не находят себе успокоения, если не берутся за вещи трудные и почти что невозможные и не доводят их до конца на диво тем, кто их созерцает".
Джорджо Вазари

Если город велик, то у потомков возникает непреодолимое желание погреться в лучах его славы, так как нет лучшего способа подчеркнуть значение нового города, чем уподобить его одной из легендарных столиц. Так, после признания Константинополя "Римом вторым" уже несколько городов с гордостью называют себя "третьим Римом ". Россиянам ближе всего пример Москвы; ну что же, имея исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку, столица России вполне может применить к себе выражение, что "все дороги ведут в Рим ", а если для окончательной правдоподобности городу не хватает своих холмов, то можно посчитать и окрестные - лишь бы их в конечном счете стало семь.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре проектировался как раз с таким расчетом, чтобы внутри могло поместиться все население города (на тот момент - 90000 человек): нечто вроде громадной крытой площади. Получилось и вправду впечатляющее сооружение: длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров. По величине - четвертая церковь в мире, после римского Святого Петра, лондонского Святого Павла и Дуомо в Милане . Сами по себе эти цифры, возможно, ничего не говорят, но стоит обойти собор кругом, как сразу станет понятно, насколько он огромен.

Но есть и совершенно справедливые сравнения. Испокон веков "колыбелью архитектуры" считаются греческие Афины, древние эллины оставили после себя несокрушимые архитектурные принципы, которые римский теоретик Витрувий объединил тремя словами "польза, прочность, красота". Очень много столетий спустя, в небольшом тосканском городе Флоренция местные гуманисты возродили греческие каноны, переработав их ровно настолько, чтобы на Земле появился принципиально новый, революционный стиль Ренессанс, а Флоренция получила право называться "новыми Афинами".

Периодом расцвета вновь возрожденного стиля считается эпоха Кватроченто, т.е. XV век, но первые постройки, идущие вразрез с романскими и готическими понятиями о красоте, появились во Флоренции еще в XIV веке. Среди тесной средневековой застройки возникали (сперва разрозненными вкраплениями) сооружения новой эпохи. Сначала это были непривычные здания промышленных мануфактур, затем появились первые дома гильдий и, наконец, напротив баптистерия Сан Джованни на высоту 84 метра взметнулась колокольня Джотто . Ее строительство было начато в 1334 году рядом с недостроенным собором Санта Мария дель Фьоре . Когда Джотто предложили продолжить строительство Дуомо, он предпочел направить свои усилия на возведение колокольни, но ему принадлежат основные идеи трехцветного мраморного декора и восьмигранных пилястр*, перенесенных впоследствии и на весь Собор.

Купол собора

Давнее соперничество между Флоренцией , Пизой , Сиеной и Луккой выражалось по-разному, но в области архитектуры первая немного отстала. До конца XIII века главным церковным сооружением Флоренции была древняя церковь Санта Репарата, в то время как конкуренты уже давно обзавелись новыми большими соборами. Только в 1294 г. зодчий Арнольфо ди Камбио получил от гильдии искусств задание построить новую величественную церковь на месте старой (интересно, что во время строительства Дуомо, за его стенами долго сохраняли первую церковь, в которой продолжались богослужения). Архитектор приложил немало усилий, чтобы оправдать доверие сограждан, и заложил собор длиной 169 м, а шириной в средокрестии 42 м. На момент завершения постройки (в 1434 году) это здание было самым большим в Европе.

Триумфальное окончание строительства приходится на конец XV века, а до этого времени собор долго стоял обезглавленным. Неоднократно Синьория города объявляла конкурс на проект возведения купола, но со времен императора Адриана и архитектора Аполодора Дамасского (118-128 гг.) ни один зодчий не смог построить сооружения, равного римскому Пантеону по диаметру купола. Множество проектов было представлено на суд отцов города, но самым остроумным среди них было предложение одного конкурсанта: засыпать внутреннюю часть собора землей вперемежку с серебряными монетами. Оригинальность идеи заключалась в том, что после окончания возведения купола на земляной опалубке, в здание следовало запустить горожан, которые в поисках денег вынесут всю землю из собора.

Очередь на вход в собор Санта-Мария-дель-Фьореогромная, но для тех, кто хочет ее обойти, есть способ. Для этого нужно найти вход в купол и надпись Priority line - за 7 евро с человека вы проходите сразу в начало очереди в купол, а затем через специальный вход отдельно в сам собор. 7 евро и вы не получите солнечный удар и сэкономите время на то, чтобы посмотреть еще что-то в этом прекрасном городе. Стоимость входа в собор - 8евро. В кассе принимают только наличные

Неизвестно, сколько времени продолжались бы конкурсы, и чем бы завершилось строительство Санта Мария дель Фьоре , если бы в 1417 году представители Опера дель Дуомо (строительного управления собора) не обратились к мастеру Филиппе Брунеллески за советом . Зодчий не только согласился со всеми опасениями строителей, но и назвал дополнительно множество других трудностей, о которых главные мастера и не подозревали. Когда же обескураженный начальник строительства убедился в полной невозможности возвести когда-либо грандиозный купол, Филиппе остроумно заметил: "Когда все будет подготовлено, непременно найдется кто-нибудь, чтобы возвести свод; так как здание это священное, то Всемогущий Господь, для которого нет ничего невозможного, нас не оставит".

Так уж было угодно Всевышнему, что именно Филиппе Брунеллески стал тем самым человеком, который смог возвести купол собора Санта Мария дель Фьоре , Начав свою архитектурную деятельность решением самой значительной и трудной задачи, стоявшей перед строителями его родной Флоренции , бывший ювелир разрушил средневековые строительные догмы и вывел архитектуру на новую ступень развития. Сначала идеи Брунеллески многим показались фантастическими, но архитектор сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти Флоренции . Он начал возведение купола без каких-либо строительных лесов, что позволило значительно сэкономить на средствах и материалах, при этом купол должен был стать не сферическим, а стрельчатым, вытянутым. Всю основную нагрузку приняли на себя восемь ребер купола.

Строительство купола диаметром 42 метра в основном было завершено к 1436 году, тогда же (25 марта) состоялось освящение собора Папой Римским Евгением IV. В 1471 году, уже после смерти Филиппе, был сделан "последний штрих" - фонарь купола собора увенчал шар с крестом. Сооружение собора, посвященного Деве Марии с цветком Лилии в руке, обошлось Флоренции в 18 миллионов золотых флоринов и продлилось 175 лет.

Значение новаторской роли Брунеллески для новой архитектуры невозможно переоценить. Посвящая флорентийскому архитектору свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это "...великое сооружение, вздымающееся к небесам, настолько обширное, что оно осеняет собою все тосканские народы и воздвигнутое без всякой помощи подмостей или громоздких лесов, - искуснейшее изобретение, которое поистине, если я только правильно сужу, столь же невероятно в наше время, сколь, быть может, оно было неведомо и недоступно древним".

Воспитательный дом

Филиппо Брунеллески прославился как строитель, водрузивший купол на октагон средневекового собора, тем самым изменив силуэт родного города. Но планировка Флоренции при этом оставалась неизменной; по-прежнему узкие улочки опоясывали грандиозный объем Дуомо, который, вырываясь из цепких объятий, стремился ввысь к чистому небу Тосканы . А новые принципы гуманизма требовали не только новых форм, но и совершенно другого, более свободного пространства.

Как архитектор-градостроитель Филиппе впервые выступает при создании совершенно необычного для средневековой архитектуры ансамбля Воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти - приюта невинных).

Нужно сказать, что флорентийские власти и раньше заботились о брошенных детях и больных. Еще в конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции обязал крупнейшие промышленные гильдии организовать приюты для своих незаконнорожденных младенцев. Для этих целей использовались уже существующие госпитали, которые сочетали в себе функции больницы, странноприимного дома и детского приюта. Комплекс Оспедале дельи Инноченти стал учреждением нового типа - Воспитательным домом. В его стенах не только принимали и выкармливали подкидышей; дети-сироты жили там до 18 лет и выходили из ворот приюта, получив образование и специальность.

В 1410 году богатый купец Франческо Датини да Прато оставил по завещанию значительную сумму именно на строительство Воспитательного дома, через девять лет гильдия шелкопрядильщиков Арте делла Сете выкупает у частного лица большой участок земли рядом с церковью Сантиссима Аннунциата и 17 августа того же года приступает к строительным работам. Для руководства строительством были избраны три человека, из которых только Филиппе Брунеллески являлся архитектором, двое других уважаемых граждан Флоренции должны были осуществлять наблюдение над работами и контролировать расходы.

Составить проект, естественно, доверили Филиппе, но, к сожалению, мастер не любил рисовать, хотя и получал по 15 фьорини за рисунки для отдельных элементов здания, так что теперь никто не берется точно сказать, что в этом здании выполнено по замыслу Брунеллески, что принадлежит его последователям, а что искажено при реставрации. Тем не менее, общий замысел ансамбля, безусловно, принадлежит первому архитектору эпохи Возрождения .

Композиция этого сложного комплекса, объединившего в себе жилые, хозяйственные и культовые помещения строится вокруг центрального двора. Внутренний двор - неотъемлемая часть итальянских жилых домов - был мастерски использован Брунеллески для объединения всех помещений. Главный фасад здания, выходящий на площадь Сантис-сима Аннунциата, украшен легкой и прозрачной лоджией; архитектор сумел придать древнему мотиву арочной колоннады облик приветливого, гостеприимного вестибюля.

К июню 1427 года значительная часть ансамбля была уже завершена, но в это время комиссия, курирующая строительство, принимает решение о значительной переделке строящегося Воспитательного дома. Оскорбленный Брунеллески оставляет строительную площадку, так как не хочет мириться с невежественными предложениями о кардинальной перестройке созданного им архитектурного комплекса, практически уже завершенного. Гордый флорентиец, как всегда, резко отреагировал на очередную несправедливость, отказавшись от дальнейшего надзора за строительством своего детища. Однако из документов известно, что к нему неоднократно обращались за советом и консультацией вплоть до 1445 года, когда Воспитательный дом был торжественно открыт. Это событие состоялось 25 января, а уже 5 февраля в восемь часов вечера на крыльцо нового приюта принесли первого младенца - девочку, которую при крещении назвали Агата Смеральда.

Спокойное гармоничное здание Воспитательного дома и сегодня привлекает к себе внимание ценителей прекрасного. Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение сооружения, простота форм и четкость пропорций роднят этого первенца нового направления в зодчестве с архитектурой античной Греции. Именно по этому Оспедале дельи Инноченти принято считать первым примером архитектуры Ренессанса.

Капелла Пацци

За рассмотрением крупных работ маэстро Брунеллески было бы несправедливо оставить без внимания некоторые работы мастера, небольшие по размерам, но выдающиеся по значению. Самым характерным для Брунеллески и самым совершенным его произведением специалисты единодушно называют маленькую капеллу Пацци, семейную молельню в монастыре Санта Кроче. По замыслу архитектора, двор монастыря должен был превратиться в церковь под открытым небом, а этому небольшому сооружению, заказанному Брунеллески семейством Пацци, предстояло сыграть роль главного алтаря. Окончательному замыслу Филиппе так и не суждено было осуществиться, но мастер сумел достичь удивительного единства капеллы и монастырского двора, подчеркнув самостоятельность маленькой семейной молельни.

В этом случае Брунеллески выступает не только как мастер нового направления, свободно владеющий объемом, но и как дизайнер, способный грамотно организовать внутреннее пространство. Одним из достижений Филиппе в области интерьера, на примере капеллы Пацци, следует считать тот факт, что он смог несколькими приемами добиться совершенно неожиданного впечатления - внутреннее пространство капеллы кажется значительно больше, чем оно есть на самом деле.

В интерьере капеллы Брунеллески пользуется новым приемом выявления основы композиции материалом и цветом ордера. При взгляде на легкую, изящную отделку внутреннего пространства этого сооружения даже в голову не приходит, что всего несколько лет назад церковные сооружения только подавляли и унижали людей, пришедших в храм, а здесь стало возможно общаться с Богом почти на равных.

Одновременно со строительством купола Дуомо и Воспитательного дома Брунеллески перестраивал старую базилику Сан Лоренцо (приходскую церковь семьи Медичи), участвовал в создании проектов для палаццо Парте Гвельфа и палаццо Пацци, церкви Сан Спирито и многих других. Основная часть этих проектов была осуществлена уже после смерти маэстро его учениками, но во всех его работах чувствуется тот неукротимый дух новатора-бунтаря, который позволил ему перевернуть все существующие представления об архитектуре и предложить миру новый человеческий стиль зодчества.

Остается добавить, что, несмотря на то, что маэстро Брунеллески довольно часто покидал родной город, большинство его произведений посвящены Флоренции . Этому городу судьбой суждено было стать "Новыми Афинами" и "колыбелью Возрождения ", так что архитектора Фи-липпо Брунеллески можно считать мастером, вырезавшим эту колыбель из камня.

*Пилястра - (от лат. Piles - столб) - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель база) и пропорции, что и колонна.

Ирина Нехорошкина. Italica №3 2000 года.

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Капелла Пацци


Местонахождение:
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Палаццо Питти


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы:

Церковь Санто-Спирито

(XIV-XVI века, Средние века, базилика, Италия, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция, храм)


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: 1436-1487 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Сакристия церкви Санто-Спирито
Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. Закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.

Создание: 1472-94

Архитектор: Альберти и др


Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа, в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел. Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров - большого и малого - подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения

Источники:

П.П. Гнедич
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва


И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Нил Стивенсон
“Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира”
Издательство “Дорлинг Киндерсли” Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.

П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Лисовский «Архитектура эпохи возраждения Италия » Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО«АЗБУКА-КЛАССИКА»2007Г

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески (1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Будущий зодчий родился во Флоренции.

Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, общественное здание, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны - мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери. Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот - он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.Следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типудворцов-особняков

Капелла Пацци

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, купольный, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция храм)
Местонахождение:
Флоренция (Италия), во внутреннем дворе базилики Санта-Кроче
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо, и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Брунеллески удалось создать церковное здание восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам.

В архитектурном отношении последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами. Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Палаццо Питти

(XIV-XVI века, Средние века, дворец, Италия, палаццо, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)
Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы: Филиппо Брунеллеско, Амманати и др.

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо.

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.


Годы жизни: 1377 — 1446
Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески.


Presunto ritratto di Brunelleschi, Masaccio , San Pietro in cattedra (1423-1428), Cappella Brancacci , Firenze

Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. Манетти так рассказывает о детстве и ранней юности Брунеллески: «Как это принято у людей состоятельных и как это в большинстве случаев делается во Флоренции, Филиппо с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни. Отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же, потому что среди тех, кто не собирался становиться доктором, или юристом, или священником, мало кто в то время изучал латынь или кого заставляли ее учить.

Филиппо был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и это ему служило на пользу больше, чем угрозы, - в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо добиться. С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно.

Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппо выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился.

Благодаря своим занятиям живописью Филиппо скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле и, на удивление всем, очень преуспел. В черни, и смальте, и в рельефе по камню, и в резьбе, гранении и полировке драгоценных камней он в короткое время стал превосходным мастером, и так было во всем, за что он брался, и в этом искусстве и во всяком другом он добивался успеха гораздо большего, чем это казалось возможным в его возрасте».

Sacrificio di Isacco , Brunelleschi

В 1398 году Брунеллески вступил в «Арте делла сета» и стал золотых дел мастером. В этом цехе, занимавшемся производством шелковых тканей, пряли также золотые и серебряные нити. Однако вступление в цех еще не давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году. До этого он проходил практику в мастерской известного ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Когда объявили конкурс на вторые двери флорентийского Баптистерия, он, по-видимому, жил уже во Флоренции, ему исполнилось двадцать четыре года.

Северные двери флорентийского баптистерия
Лоренцо Гиберти

Поездка в Рим вместе с Донателло, где оба мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе своего главного дела. Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой. Филиппо располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики, с 1400 по 1405 год - в Совет дель Пополо или Совет дель Коммуне. Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из «палат» - дель Пополо или дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания.

Джованни Бандини

Вся строительная деятельность Брунеллески, как в самом городе, так и за его пределами, проходила по поручению или с одобрения Флорентийской коммуны. По проектам Филиппо и под его руководством была возведена целая система укреплений в завоеванных Республикой городах, на границах подчиненных ей или контролируемых территорий. Крупные фортификационные работы велись в Пистойе, Лукке, Пизе, Ливорно, Римини, Сиене и в окрестностях этих городов. Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей. Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты. Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами. В краткие промежутки перемирий его посылали в Милан, Мантую, Феррару - по-видимому, не только в связи с его профессиональными обязанностями, но и с дипломатической миссией.

Mura di Lastra a Signa
Брунеллески

Если до конкурса на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре Брунеллески оставался «частным» человеком, свободным в выборе занятий и развлечений, то теперь он стал человеком государственным, жизнь которого была расписана по часам. Он работал сразу на нескольких объектах, руководил большими группами мастеров и рабочих. Параллельно со строительством собора в том же 1419 году Брунеллески приступил к созданию комплекса Воспитательного дома.

Воспитательный дом

Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции; он почти не строил для частных лиц, выполнял преимущественно правительственные или общественные заказы. В одном из документов флорентийской Синьории, который датируется 1421 годом, его называют: «…муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью…».

Воспитательный дом

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.

Купол Санта-Мария дель Фьоре

Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года торжественным завтраком. По винтовой лестнице на барабан собора было поднято угощение: бочонок красного вина для рабочих и мастеров, фьяска белого треббиано для руководства и корзины с хлебом и дынями.

Санта-Мария дель Фьоре

С октября этого года Брунеллески и Гиберти стали получать жалованье, правда, весьма скромное, поскольку считалось, что они осуществляют лишь общее руководство и не обязаны бывать на строительной площадке регулярно.

Санта-Мария дель Фьоре

Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия Брунеллески были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя - защитной. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом - приданием своду стрельчатого очертания.

Альберти чутьем художника понял и оценил этот дерзкий замысел, сказав, что Филиппо «воздвиг свое огромное сооружение над небесами», то есть выше небес. Именно в этом заключался замысел Филиппо, за осуществление которого он бился до последнего дня, - создать второе, рукотворное небо, «неслыханное и невиданное», огромную небесную конструкцию, обращенную, как вызов, к небесам и с небесами соперничающую.

Санта-Мария дель Фьоре

Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его определяется не только гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, - барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.

Санта-Мария дель Фьоре

В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол явился тем выдающимся архитектурным произведением эпохи, без которого немыслимы были бы ни купол Микеланджело над римским собором Святого Петра, ни восходящие к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.

Собор Святого Петра

Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. Так что первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом во Флоренции.

Воспитательный дом

В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», который включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, в отличие от средневековых сооружений такого типа, выделяется исключительной простотой форм и ясностью пропорционального строя.

Воспитательный дом

Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1421—1428). Интерьер старой сакристии - первый в архитектуре Возрождения пример центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное в плане помещение. Внутреннее пространство сакристии отличается большой простотой и четкостью: кубическое по пропорциям помещение перекрыто ребристым куполом на парусах и на четырех подпружных арках, опирающихся на антаблемент пилястр полного коринфского ордера. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Такое сочетание ордера, арок и сводов с поверхностями несущих стен создает ощущение легкости и прозрачности архитектурных форм.

Сакристия церкви Сан-Лоренцо

Одновременно с перестройкой церкви Сан-Лоренцо Брунеллески работал на менее ответственных строительных площадках - в капелле Барбадори в церкви Санта-Феличита по другую сторону Арно и в Палаццо Барбадори.

Капелла Барбадори

В 1429 году представители флорентийского магистрата направили Брунеллески под Лукку для руководства работами, связанными с осадой города. После осмотра местности Брунеллески предложил проект. Замысел Брунеллески состоял в том, чтобы, возведя систему плотин на реке Серкио и подняв таким способом уровень воды, открыть в нужный момент шлюзы, чтобы вода, хлынув по специальным каналам, затопила всю местность вокруг городских стен, принудив Лукку к сдаче. Проект Брунеллески был реализован, однако потерпел фиаско, вода, хлынув, затопила не осажденный город, а лагерь осаждающих, который пришлось спешно эвакуировать.

Капелла Барбадори

Возможно, Брунеллески и не был виноват - Совет Десяти не предъявлял к нему никаких претензий. Однако флорентийцы считали Филиппо виновником провала луккской кампании, они не давали ему прохода на улицах. Брунеллески был в отчаянии. В сентябре 1431 года он составил завещание, по-видимому, опасаясь за свою жизнь. Существует предположение, что в это время он уехал в Рим, спасаясь от позора и преследований.

Капелла Барбадори

Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова «вступить в бой, не боясь риска». В 1434 году он демонстративно отказался платить взнос в цех каменщиков и деревообработчиков. Это был вызов, брошенный художником, осознавшим себя независимой творческой личностью, цеховому принципу организации труда. В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Заключение не заставило Брунеллески покориться, и вскоре цех вынужден был уступить: Филиппо освободили по настоянию музея Опера дель Дуомо, поскольку без него не могли продолжаться строительные работы. Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки.

Капелла Барбадори

Филиппо считал, что он окружен врагами, завистниками, предателями, старавшимися его обойти, обмануть, обокрасть. Было ли так на самом деле, сказать трудно, но именно так воспринимал свое положение Филиппо, такова была его жизненная позиция.

Капелла Барбадори

На настроение Брунеллески, без сомнения, повлиял и поступок его приемного сына - Андреа Лаццаро Кавальканти по прозванию Буджано. Филиппо усыновил его в 1417 году пятилетним ребенком и любил как родного, воспитал, сделал своим учеником, помощником. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности. Из Флоренции он уехал в Неаполь. Что произошло, неизвестно, известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим единственным наследником. По-видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано.

Капелла Барбадори

Придя к власти, Козимо Медичи очень решительно расправился со своими соперниками Альбицци и со всеми, кто их поддерживал. На выборах в Советы в 1432 году Брунеллески впервые был забаллотирован. Он перестал принимать участие в выборах и отказался от политической деятельности.

Капелла Барбадори

Еще в 1430 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци, где нашли свое дальнейшее усовершенствование и развитие архитектурные и конструктивные приемы сакристии церкви Сан-Лоренцо. Эта капелла, выстроенная по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче, является одним из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески. Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.

Капелла Пацци

Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.

Капелла Пацци

Интерьер капеллы Пацци - один из наиболее характерных и совершенных образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены, что является особенностью архитектуры раннего итальянского Возрождения. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел правдиво показать несущие функции стены и условность ордерных форм.

Капелла Пацци

В 1436 году Брунеллески начал работать над проектом базилики Сан-Спирито. Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий церковь по всему периметру, за исключением западного фасада. Подобное построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.

Базилика Сан-Спирито

Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции (заложена в 1434 году). Здание это не было закончено.

Оратория Санта-Мария дельи Анджели

Вопрос о роли Брунеллески в создании нового типа городского дворца чрезвычайно усложняется тем, что единственным произведением подобного рода, для которого авторство мастера засвидетельствовано документально, остается недостроенный и сильно испорченный палаццо ди Парте Гвельфа. Однако и здесь Брунеллески достаточно ярко проявил себя как новатор, порвав со средневековой традицией гораздо решительнее, чем большинство его современников и преемников. Пропорции здания, его членения и формы определяются системой классического ордера, что составляет наиболее примечательную особенность этой постройки, представляющей самый ранний пример использования ордера в композиции городского палаццо Возрождения.

Палаццо ди Парте Гвельфа

Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не непосредственное участие Брунеллески, то, во всяком случае, его непосредственное влияние. К ним относятся палаццо Пацци, палаццо Питти и Бадия (аббатство) во Фьезоле.

Палаццо Питти

Ни одно из начатых Филиппо больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно И не только во Флоренции. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато - в эти города ездил регулярно, иногда несколько раз в год. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан-Джованни Валь д"Арно он возглавлял фортификационные работы. Брунеллески заседал в различных советах, комиссиях, давал консультации по вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его приглашали в Милан в связи с постройкой собора, спрашивали его совета относительно укрепления Миланского замка. Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре.

Миланский замок

Брунеллески очень точно описал обстановку, в которой ему приходилось работать на протяжении всей своей жизни. Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. Поэтому работа Брунеллески на всех ее стадиях контролировалась разного рода комиссиями и назначавшимися коммуной чиновниками. Каждое его предложение, каждая модель, каждый новый этап в строительстве подвергался проверке. Его снова и снова заставляли участвовать в конкурсах, получать одобрение жюри, состоявших, как правило, не столько из специалистов, сколько из уважаемых граждан, зачастую ничего не понимавших в существе вопроса и сводивших при обсуждениях свои политические и частные счеты.

Брунеллески приходилось считаться с новыми формами бюрократии, сложившимися во Флорентийской Республике. Его конфликт - это не конфликт нового человека с пережитками старого средневекового устройства, но конфликт человека нового времени с новыми формами организации общества.

Посмертная маска Брунеллески

Могила Брунеллески

Текст Дмитрия Самина


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты