27.04.2020

Финансы как сфера денежных отношений. Финансы: конспект лекций ()


В экономической науке, как ни в одной другой, существует терминологическая путаница, приводящая не только к непониманию экономических школ различных государств, но и к междисциплинарной путанице, к противоречиям в основных определениях научных школ разных городов, вузов. Так, до сих пор не существует однозначного толкования термина «финансы». Приведем некоторые, наиболее часто употребляемые из них.

Термин «финансы» произошел от латинского слова Jlnancia, что означает доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. 1 Позже получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства .

Финансы - это отношения, формирующие денежные фонды, необходимые для функционирования общегосударственного органа управления. Обычно эти отношения обозначаются в экономической науке термином «государственные (публичные) финансы». В советское время, когда превалировала общегосударственная собственность, понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одну и ту же группу отношений. Ввиду совпадения понятий объекта исследования, особых противоречий в теории нс возникало .

Более расширенное толкование финансов дается в следующем определении. Финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов .

Исходя из теоретической предпосылки о том, что финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, было сформулировано еще одно определение финансов. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач .

Исходя из необходимости обеспечения расширенного воспроизводства и реализации функций государства посредством финансового обеспечения общественных потребностей, можно привести сшс одно определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения - денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства 1 .

Весьма сходно с приведенным и определение финансов, предложенное научной школой ГУУ. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства .

Современная академическая теория и практика развитых государств признает и осуществляет жизнедеятельность в системе смешенных экономик, т.е. в той или иной степени, в предпочтении одних или других форм, регулируемых государством. Поэтому, несмотря на наличие диаметрально противоположных точек зрения по комплексу вопросов государственного регулирования, в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука - экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов .

Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. А под государственными ресурсами подразумевается вся собственность и все денежные (в основном бюджетные) фонды . Но так как любые действия государства в условиях рынка опосредуются финансовыми инструментами, то, нс умаляя роли государственной собственности, наиболее универсальным инструментом воздействия признается бюджет. Поэтому в центре внимания экономики общественного сектора находятся в первую очередь общественные финансы.

В соответствии с теорией обшсствснного выбора и теорией спроса на общественные блага можно дать следующее определение общественных финансов.

Общественные финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, которые связаны с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, для обеспечения населения общественными благами, финансирования общественно значимых потребностей и создания условий для расширенного воспроизводства 1 .

Общественные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы, целевых программ Правительства РФ. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

С позиции общественных финансов государство рассматривается даже не в качестве регулирующей структуры, а в общем ряду субъектов экономической деятельности, который должен поставлять обществу конкретные экономические блага с необходимой эффективностью производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана также объяснить, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной . Однако, помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, учитывая его принципиальное отличие от других субъектов рыночных отношений, заключающих свои сделки добровольно, следует учесть, что государство и его органы всегда обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.

Общественные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 4.1).

Финансы (в более широком смысле) - это система отношений по поводу образования и использования денежных фондов в соот-

Рис. 4.1.

Распределительная функция общественных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, происходит обеспечение населения общественными благами в соответствии с требованиями социальных стандартов, достигается сбалансированность бюджетов и социальных внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Общественные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (прибыль, доход в сфере производства) на микроуровне и перераспределение стоимости - части стоимости ВВП на макроуровне.

Перераспределительный процесс части стоимости ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты как бюджетные расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные


Рис. 4.2.


Рис. 4.3. Функции финансов в социально-ориентированной рыночной ЭКОНОМИКС фонды - бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция общественных финансов заключается в реализации бюджетно-финансового контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, а также формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Поскольку финансы «пронизывают» все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее сигналам, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько эффективна та или иная хозяйственная модель, насколько экономно и оптимально расходуются централизованные фонды денежных средств.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, социальный внебюджетный фонд, предприятие или учреждение. Контрольная функция общественных финансов имеет две формы прояапсния: контроль за изменением бюджетно-финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии бюджетного финансирования.

Стимулирующая функция общественных финансов основывается на деятельности, направленной на реализацию целей в сфере бюджетного менеджмента. С помощью этой функции интерпретируются факторы, атияюшие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Реализация этой функции тесно связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства.

На макроуровне (государство) эта функция прояатястся через финансовые стимулы - выделение наиболее приоритетных эффективных направлений инвестирования бюджетных средств, включая бюджетные стимулы и налоговые льготы, и финансовые санкции - штрафы, пени, привлечение к административной ответственности главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей в случае нарушения бюджетного и налогового законодательства.

На микроуровне (субъекты хозяйствования) эта функция стимулирует его деятельность посредством создания различных фондов, получения рассрочек и отсрочек по налоговым платежам, налогового кредита, бюджетных ссуд и кредитов, а также применением штрафных мер и административных санкций в случае нарушения действующего бюджетно-налогового законодательства и платежной дисциплины.

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Общепризнанным считается, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями.

Финансы являются одной из таких стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства, наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, как деньги и финансы, трудно различимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово финансы, которое произошло от латинского слова financia и в переводе означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги» , но не аналогично ему.

В экономических кругах, практически, все денежные отношения и расчеты стали причислять к финансовым – организаций всех форм собственности, инвестиционных институтов, банковской сферы, домашнего хозяйства и другие, имеющие стоимостное выражение.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Для определения сущности финансов необходимо выделить отличительные признаки финансов от денег, как экономических категорий, выражающие определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, а также на имеющие и не имеющие стоимостную оценку. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы между собой и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Денежные отношения подразделяются на обслуживающие воспроизводственный процесс, то есть отношения, являющиеся объективно необходимыми для воспроизводственного процесса. Это такие отношения как: рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства, как органа управления экономикой, и выполнения им своих функций. Именно эти последние, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления обозначаются как финансовые. К финансам относят и отношения по распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.


Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) - имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) – не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.

В зарубежной экономической литература вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента и составной его частью является финансовый менеджмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих субъектов и финансами. Причем, следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели).

Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансы, как система экономических денежных отношений, формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов, как экономической категории, проявляется в ее функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

1. Формирования денежных фондов (доходов) и средств . Под содержанием этой функции понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (вернее совокупного общественного продукта). Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом случае проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих субъектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т.п. Во втором случае – в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

2. Использования денежных фондов (доходов) и средств . В этой функции через организацию финансовых отношений общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности и в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

3. Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности по отношению к категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, эта функция присуща управлению, в том числе государственному. Так как финансы являются категорией тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция, которая проявляется в деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Именно в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и обличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Роль финансов в системе денежных отношений, как категории состоит в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.

Итак, финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

Субъектами управления финансами являются руководящие органы и руководимые ими хозяйствующие субъекты (см. рис. 1.1).

Контрольные вопросы:

1. Дать определение финансов как экономической категории.

2. Какие функции выполняют финансы.

4. В чем заключается роль финансов в системе денежных отношений.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 1

Сущность и функции финансов

1. Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

2. Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

5. Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

6. Финансовая политика

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

1. Финансы: их сущность и роль в системе денежных отношений рыночной экономики

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования,распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В общей совокупности финансов могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; государственные финансы, финансы населения.

Финансы обладают некоторыми признаками:

Финансы носят денежный характер;

Финансовые отношения носят распределительный характер;

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

Функции финансов:

-Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства;

- Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

- Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы;

- Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансы представляют собой экономическую категорию , существующую в различных общественно-экономических формах.

Сущность финансов, их роль в товарно-денежных отношениях определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль .

Распределительная и перераспределительная роль . Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики

Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления.

Учетно-контролирующая роль . По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом.

Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, в определенных объемах и в установленные сроки.

Регулирующая роль . Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы.

Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения

2. Финансовая система: понятие, структура основные подсистемы и элементы.



Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.

В зависимости от механизма формирования и использовании финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:

Финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

Публичные финансы (государственные и муниципальные),

Финансы домашних хозяйств.

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет . В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы.

Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.



Государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром и оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Вторым по своему значению звеном финансовой системы выступают местные финансы. Местные финансы имеют свою внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода.

Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность.

3. Государственные внебюджетные фонды: ПФ, ФСС, ФОМС: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов, роль внебюджетных фондов в системе финансов

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях.

1. Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

Назначение и выплата пенсий;

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан;

Выдача сертификатов на получение материнского капитала;

Управление средствами пенсионной системы; и др.

В задачи фонда входят:

Обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

Организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;

Проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.

2.Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Ставка страховых взносов в ФСС РФ составляет 2,9%. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Средства Фонда образуются за счет:

Страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью.

Средства Фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности,

Беременности и родам,

При рождении ребенка,

При усыновлении ребенка,

По уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,

А также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг и др.

3.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются для

Оплаты медицинской помощи;

На приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС.

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Ставка страховых взносов в 2015 году ФФОМС составляет 5,1%.

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета.

4. Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Проблемы становления и развития финансовых рынков в РФ, их роль в перераспределении финансовых ресурсов

Финансовый рынок - особая форма денежных операций, где объектом купли-продажи выступают свободные денежные средства субъектов хоз-ия, гос-ва и населения. Это институт, кот. осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировалось две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование (так называемая континентальная модель), и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) - так называемая англо-американская модель.

Финансовый рынок подразделяется на:

- Рынок капиталов: Рынок акционерного капитала (рынок акций) и Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

- Денежный рынок

- Рынок производных инструментов (деривативов)

- Валютный рынок (форекс)

Рынок капиталов (рынок капитала) - часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы; акции; облигации; финансовые деривативы;

коммерческие бумаги.

Денежный рынок - система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств в долг. Чаще всего срок денежного займа меньше года. На более длительные сроки заём может сопровождаться выпуском дополнительных ценных бумаг (векселей, закладных, облигаций, акций), и тогда он переходит в рынок капитала.

Валютный рынок - это совокупность кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка.

Валютный рынок - это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся : - иностранная валюта (денежные средства на счетах в денежных единицах иностранного государства)

- ценные бумаги (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

-драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды).

В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают: банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе . Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, органы государственной власти – для финансирования государственных расходов.

На развитие финансового рынка значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение , процесс формирования и использования местного бюджета , а также роль городских органов власти в стимулировании развития региональной экономики и формирования финансовой инфраструктуры.

Российский финансовый рынок продолжает оставаться противоречивым: несмотря на определенное движение вперед, рынок не отражает состояние экономики, не обеспечивает ее финансирование, так как идут продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице.

Развитию рынка мешают неплатежи, недоверие населения финансово-кредитной системе, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

5. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты