13.11.2022

Почему российские регионы не могут выбраться из долгов. Госдолги регионов: в числе самых крупных должников Краснодар, Красноярск и Татарстан Региональный долг


МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

Доля бюджетных кредитов снова выросла

Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

В лидирующей группе снова смена состава

По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

Обзор ситуации с закредитованностью субъектов РФ

«Реальное время» изучило ситуацию с размером государственного долга регионов России и обнаружило, что Татарстан - один из самых закредитованных субъектов федерации. Максимальный долг, впрочем, у Краснодарского края, а вот столичные регионы стараются избавиться от задолженности. Санкт-Петербург, к примеру, за последний год отдал половину своего госдолга.

Госдолг начал медленно уменьшаться

Как показало исследование «Реального времени», государственный долг регионов России в среднем начинает уменьшаться - впервые за 10 лет. Правда, очень незначительными темпами. В частности, по данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Отметим, впрочем, что если сравнивать показатели не июля с аналогичным месяцем прошлого года, а января, то госдолг регионов растет. При этом самый значительный скачок был зафиксирован в 2013 году. К слову, указанные цифры включают долги только непосредственно регионов; долги муниципальных образований в них не входят.

Цена Олимпиады

Безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край. Здесь сумма составила 143,3 млрд рублей - это в полтора раза больше, чем у региона, находящегося на втором месте. Сумма эта примерно поровну распределена между бюджетными кредитами из других бюджетов (60,2 млрд рублей) и кредитами от кредитных организаций и международных финансовых организаций (55,2 млрд рублей). Еще 22,6 млрд рублей долга Кубани - государственные гарантии, а 5,3 млрд рублей - государственные ценные бумаги. Сумма долга действительно огромна - для сравнения, все регионы Уральского федерального округа задолжали «всего» 137,9 млрд рублей. При этом Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России, - за год он сократился лишь на 2,9%. Что тут скажешь, наследие Олимпиады дорогого стоит.

Второе место, с суммой чуть менее 100 млрд рублей, занимает Красноярский край. Интересно, что структура самого долга при этом значительно отличается от структуры у «лидера». Основная масса здесь накоплена не по кредитам от других бюджетов, а по государственным ценным бумагам - на них приходится 56 млрд рублей. Кредиты из других бюджетов составляют лишь 39,6 млрд рублей, а кредиты от организаций - незначительную сумму в 4,3 млрд рублей. Отметим, что Красноярский край - один из двух регионов в топ-5 по общей сумме госдолга, который, по сравнению с прошлым годом, не снизил, а увеличил этот показатель на 5,5%. Этот край, к слову, не избалован спортивными мероприятиями, но Красноярск готовится принять у себя зимнюю Универсиаду в 2019 году.

А вот замыкает тройку Татарстан, показатель которого равен 93,5 млрд рублей. У республики также довольно примечательная разбивка: здесь совсем нет долгов по государственным ценным бумагам и кредитам от организаций. Почти 85 млрд рублей приходится на бюджетные кредиты (здесь Татарстан вообще безоговорочный лидер), а 8,7 млрд рублей - на государственные гарантии. За год госдолг Татарстана снизился, но не очень значительно - на 2,9%. Напомним, недавно «Реальное время» писало , что РТ претендует на максимальный срок реструктуризации бюджетных долгов после того, как субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета и уже сумел реструктуризировать частично долги по ЧМ-2015.

Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России - наследие Олимпиады дорогого стоит. Фото ru.wikipedia.org

Четвертое место и показатель, на 1,4 млрд рублей меньше, чем у Татарстана, - у Московской области. Здесь долги в основном приходятся на кредиты от организаций (47,8 млрд рублей), государственные ценные бумаги (25 млрд рублей), бюджетные кредиты (19,3 млрд рублей). За год Московская область сократила размер своего долга на 6,6%.

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья - Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год - здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Возможно, с показателем Самарской области по государственному долгу связан и один из мотивов недавней отставки губернатора области Николая Меркушкина. На 1 января 2012 года - года, когда он возглавил область, - госдолг составлял 33,4 млрд рублей. Через год показатель вырос до 36,8 млрд, к 2015-му достиг 53 млрд, к 2016-му – 62,6 млрд, а сейчас, напомним, составляет 75 млрд рублей. Таким образом, за время правления Меркушкина госдолг области вырос в 2,3 раза. Впрочем, напрямую связывать уход Меркушкина с увеличением госдолга, конечно, нельзя - в России очень много регионов, задолженность которых за прошедшие пять лет выросла выше (к примеру, в находящемся неподалеку Пермском крае - вообще, почти в 14 раз).

Среди регионов Поволжья лидерами по размеру государственного внутреннего долга также являются Нижегородская область (73 млрд рублей), Удмуртия и Саратовская область (51,5 млрд и 50,4 млрд рублей, соответственно), а также Мордовия с 44,6 млрд рублей. Для сравнения, у сравнимого с Татарстаном региона - республики Башкортостан - сумма внутреннего государственного долга составляет на июль 2017 года всего 23,6 млрд рублей - в три раза меньше, чем у Татарстана.

Отметим при этом еще три региона - Республику Крым, Севастополь и Сахалинскую область. У последних двух вообще нет государственного долга, а у Крыма он составляет всего 200 млн рублей, причем все они приходятся на бюджетные кредиты.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Краснодарский край 5.280.000,00 55.210.581,90 60.245.637,25 22.605.009,39 0,00
Красноярский край 55.663.000,00 4.320.353,60 39.642.440,19 237.304,99 3.234,73
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00 0,00 84.860.921,45 8.666.930,62 0,00
Московская область 25.000.000,00 47.800.000,00 19.262.495,22 43.466,86 0,00
Самарская область 40.940.000,00 11.363.270,00 22.631.657,52 0,00 0,00

Топ-5 по росту: депрессивные регионы увеличивают долговую нагрузку

За последний год (с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года) количество регионов, снизивших и увеличивших свой государственный долг, оказалось примерно равным. При этом пять субъектов РФ увеличили свой показатель более чем на четверть.

Безоговорочным лидером тут является Кабардино-Балкарская республика, сумма госдолга которой выросла в полтора раза - с 7,9 до 12,4 млрд рублей. В основном этот рост обусловлен увеличением кредитов от кредитных организаций - годом ранее показатель составлял 2,4 млрд, сейчас же он равен 9,7 млрд рублей. А вот основной прежде вид долга - бюджетные кредиты - здесь, напротив, снизились, с 5,1 до 2,3 млрд рублей.

Второе место по росту госдолга занимает Тюменская область - около 40%. Годом ранее госдолг составлял 1,34 млрд рублей, сейчас он вырос до 1,87 млрд рублей. Этот рост полностью обусловлен увеличением размера госгарантий - с 1,02 млрд до 1,55 млрд рублей.

Почти такой же рост госдолга - на 39% - и у Еврейской автономной области. За год он вырос с 3,86 до 5,37 млрд рублей. Тут примерно на одинаковую долю выросли оба основных видов долга региона - кредиты от организаций и бюджетные кредиты.

Четвертое место по росту - на 38% - у Курганской области. Тут сумма увеличилась с 11,7 млрд до 16,2 млрд рублей. Как и в случае с Еврейской автономной областью, увеличились кредиты и от организаций, и из других бюджетов России.

Замыкает пятерку Тамбовская область, где сумма долга выросла почти на 28% - с 12,2 млрд до 15,7 млрд рублей. При этом в регионе не изменилась сумма кредитов от организаций, но выросла сумма бюджетных кредитов (с 3,4 млрд до 5,5 млрд рублей), а также добавились государственные ценные бумаги на сумму 1,6 млрд рублей.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (рост)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Кабардино-Балкарская Республика 0,00 9.740.280,00 2.333.444,47 368.783,90 0,00
Тюменская область 0,00 0,00 321.322,42 1.551.392,59 0,00
Еврейская автономная область 0,00 2.651.882,21 2.718.146,00 0,00 0,00
Курганская область 0,00 10.909.162,60 5.289.559,84 0,00 0,00
Тамбовская область 1.600.000,00 8.552.234,50 5.510.622,77 0,00 0,00

Топ-5 по снижению долга: столицы избавляются от кредитов

Среди снизивших размер своих долгов регионов можно выделить также пять субъектов федерации - их показатели за год уменьшились более чем на треть. Почти все эти регионы - богатые и развитые.

Больше всего размер обязательств уменьшился в Санкт-Петербурге. Тут размер долга сократился почти в два раза - на 46%, с 14,7 млрд до 7,9 млрд рублей. Регион полностью погасил долги по государственным ценным бумагам (они составляли 5,9 млрд рублей), а также снизил сумму долга по кредитам бюджета - с 8,9 до 7,9 млрд рублей.

Похожая ситуация и с Ленинградской областью - сумма долга тут уменьшилась на 45%, с 9,5 млрд до 5,2 млрд рублей. За год область полностью погасила долги перед организациями на сумму в 4,1 млрд рублей, в два раза сократила обязательства по госгарантиям (с 1,5 млрд до 868 млн). Правда, немного увеличились бюджетные кредиты (с 3,7 млрд до 4,2 млрд).

Третье место по снижению долга - у Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь сумма снизилась на 39,5% - с 33,1 млрд до 20 млрд рублей. При этом любопытно, что регион полностью погасил госгарантии на 7,4 млрд рублей и кредиты организаций на 25,7 млрд рублей, но получил обязательства по государственным ценным бумагам на 20 млрд.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (снижение)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Камчатский край 0,00 0,00 3.317.332,94 0,00 0,00
г.Москва 34.347.558,00 0,00 13.449.074,58 0,00 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 20.000.000,00 0,00 0,00 4.480,65 0,00
Ленинградская область 137.500,00 0,00 4.161.972,19 867.181,06 0,00
г.Санкт-Петербург 0,00 0,00 7.904.680,00 0,00 0,00

Четвертое место - у столицы России, Москвы. Ее государственный долг уменьшился на 39% - с 78,3 до 47,8 млрд рублей. Город-регион снизил долги по бюджетным кредитам с 21,5 млрд до 13,5 млрд рублей, по государственным ценным бумагам - с 56,9 млрд до 34,3 млрд рублей.

Замыкает пятерку Камчатский край, снизивший сумму долга на треть - с 5 млрд до 3,3 млрд рублей. Регион полностью погасил долги перед организациями (1,1 млрд рублей) и снизил сумму бюджетных долгов (с 3,9 млрд до 3,3 млрд рублей).

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Центральный федеральный округ 118.451.023,25 116.375.764,96 229.908.435,86 11.997.241,29 0,00
Белгородская область 17.925.000,00 4.662.500,00 10.654.014,09 10.988.845,28 0,00
Брянская область 0,00 2.241.092,76 8.686.004,79 0,00 0,00
Владимирская область 0,00 0,00 3.258.246,77 0,00 0,00
Воронежская область 7.028.465,00 1.400.000,00 19.388.266,24 0,00 0,00
Ивановская область 0,00 7.860.793,00 8.354.697,58 111.679,27 0,00
Калужская область 0,00 0,00 30.207.622,45 492.567,27 0,00
Костромская область 1.050.000,00 12.496.953,00 7.778.539,33 0,00 0,00

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В общую систему долга Российской Федерации помимо суверенного долга входит субфедеральный и муниципальный долг. Он является следствием накопленного дефицита бюджетов регионов и местных бюджетов. Дефицит, превышающий 5% доходов, имеют более 20 субъектов Федерации, среди них такие крупные, как Краснодарский и Красноярский края.

Совокупная доля регионального и муниципального долга стабильно находится на уровне 20% общего долга страны. Размер долга представлен в табл. 7.9.

Таблица 7.9. Субфедеральный и муниципальный долг

Наибольшую долю (85%) в долге территорий занимает долг субъектов Федерации. За последние 5 лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался в среднем на 25% ежегодно (рис. 7.13). По состоянию на 1 ноября 2013 г. долг субъектов Федерации составил 1,47 трлн руб., или 2,2% ВВП.

Рис. 7.13.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов бюджета субъекта Федерации и муниципалитета без учета безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда РФ) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, предельный объем государственного долга ограничен 50% вышеназванных доходов.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в финансовом году не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета (исключая расходы за счет субвенций из других бюджетов).

По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля бюджетных кредитов в структуре регионального долга превышала 37%, доля ценных бумаг составила почти 30%, на долю банковских и других кредитов пришлось около 24%, на долю государственных гарантий субъектов – почти 10% (рис. 7.14).

Рис. 7.14.

Рыночный долг территорий в виде эмиссий бумаг регионов и муниципалитетов на конец 2012 г. составлял 345 млрд руб. (табл. 7. 10). Это 7,5% общего объема рынка государственных ценных бумаг. Портфель региональных облигаций, обращающихся на Московской бирже, состоял из 92 выпусков 36 эмитентов. Самым крупным заемщиков является Москва (44% всех выпусков).

Таблица 7.10. Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных облигаций, млрд руб.

Особенностью структуры регионального долга является то, что в последние годы доля рыночного долга падала, а доля кредитов от других бюджетов росла.

Рост бюджетных кредитов объясняется сознательной общегосударственной политикой; в ближайшие годы бюджетное кредитование регионов будет снижаться, что даст регионам большую свободу в проведении эмиссий бумаг.

Регионы имеют право заимствовать и за рубежом. По условиям Бюджетного кодекса сейчас могут заимствовать за рубежом шесть субъектов – Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало- Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Но фактически только г. Москва и Республика Башкортостан имеют долги в иностранной валюте перед зарубежными банками. С целью выхода на внешние рынки только финансово устойчивых регионов планируется ввести следующую норму. Для внешних займов необходимо иметь кредитные рейтинги минимум от двух ведущих международных рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня суверенных рейтингов России. Требуемые кредитные рейтинги имеют лишь четыре субъекта из шести, коим разрешается занимать за рубежом.

Вместе с тем многие облигации субъектов Федерации и муниципалитетов имеют высокое качество: 35 выпусков включены в Ломбардный список Банка России. Это список высококачественных надежных активов, под которые Банк России выдает кредиты коммерческим банкам.

Накопленные долги требуют от регионов проведения взвешенной долговой политики. Большое значение имеют регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов РФ и муниципального долга. Планируется жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга. Для облегчения финансового напряжения в регионах открыта программа реструктуризации долгов регионов по бюджетным кредитам, включающая консолидацию кредитов, списание штрафов и пени и погашение ссуд равномерными долями до 2016 г.

С целью укрепления финансовой устойчивости региональных бюджетов возможно создание резервных фондов субъектов РФ по аналогии с суверенными фондами. Особенно это важно для тех субъектов, чьи доходы подвержены изменениям макроэкономической конъюнктуры и где зарегистрированы крупные налогоплательщики. Регион сможет покрывать из средств своего резервного фонда дефицит свыше 10% размера доходной части – без учета федеральных трансфертов и средств от приватизации и регионального имущества.

Специалисты разведывательно-аналитической компании Stratfor о том, что происходит в российских регионах.

После двух с половиной лет в условиях глубокой рецессии экономика России наконец начала восстанавливаться.

Москва затянула пояс, и ее усилия приносят свои плоды, хотя цены на нефть так и не вернулись к прежним заоблачным высотам, да и экономические санкции против страны никуда не делись.

На самом деле у России есть все шансы выйти из рецессии уже в этом году. Согласно прогнозам Всемирного банка , в 2017-м экономика страны снова начнет расти - на 1,5%; это стало возможным благодаря более тщательному планированию бюджета, в который наконец-то были заложены реалистичные цены на нефть. В страну возвращаются и иностранные инвестиции - мир начал понимать, как работать с Россией в условиях санкций. Западные кредитные рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor"s, даже повысили прогноз для страны с негативного до стабильного.

Но, несмотря на общий экономический подъем, россияне все еще находятся в отчаянном положении. Четверти российских компаний в 2016 году пришлось сократить зарплаты или даже отложить их выплату на неопределенный срок. Среднемесячная зарплата снизилась на 8% (после падения на 9,5% в 2015 году) и теперь составляет менее $450 - это меньше среднемесячной заработной платы в Китае, Польше или Румынии. Уровень бедности вырос почти до 15%. И, к ужасу Кремля, у местных властей дела обстоят ненамного лучше.

Сокрушительные трудности

Огромная территория России разделена на 85 регионов различных форм и размеров (причем два из них, Севастополь и Крым, которые до 2014 года принадлежали Украине, так и не признаны частью России международным сообществом).

По данным Минфина России, только 10 из 85 регионов России сумели сохранить экономическую или финансовую стабильность; в основном речь идет или о крупных промышленных центрах, или о мегаполисах со значительной налоговой базой. В 2015 году таких регионов было вдвое больше.

Из 75 оставшихся 30 выживают лишь благодаря тому, что прямые федеральные субсидии составляют не менее 33% их бюджетов. Каждый год Кремль выделяет дотационным регионам 3,5 млрд долларов, причем половина этих средств достается лишь 10 из них: Дагестану, Чечне, Якутии, Камчатке, Крыму, Алтаю, Туве, Бурятии, Ставропольскому краю и Башкирии.

Таким образом, более чем половине регионов России с трудом удается выполнять социальные обязательства и бюджетные требования федерального правительства.

70 регионов России направляют 63% своих доходов в федеральный бюджет. Федеральное правительство возвращает в виде субсидий и межбюджетных трансфертов не более 20% полученных средств. За последние четыре года сумма, подлежащая перечислению в бюджет, выросла на 12%; в этом году Кремль планирует повысить ее еще на 2%.

Что еще хуже, после финансового кризиса 2008−2009 годов Москва переложила на региональные правительства большую часть бремени социальных расходов . В 2011 и 2012 годах, после выхода на третий президентский срок, Владимир Путин издал ряд указов, которые были призваны повысить уровень жизни в стране, - от замены ветхого жилья до повышения заработной платы для врачей и учителей. Так называемые майские указы повысили региональные бюджеты на десятки миллиардов долларов. Всего несколько лет спустя страна оказалась в финансовом кризисе.

Сочетание рецессии и растущих финансовых обязательств привело к значительному дефициту бюджета для большинства регионов России. Ходят слухи, что в период с 2016 по 2018 год Минфин позволил нескольким региональным правительствам довести дефицит бюджета почти до 10% под обещание к 2019-му вернуть его к официально разрешенному уровню в 3%. Однако у 17 регионов дефицит даже превысил 10%; бюджетный дефицит Республики Хакасия, к примеру, сейчас составляет 43%.

Региональные органы власти активно занимают средства, чтобы заполнить дыры в бюджетах и финансировать существующую задолженность. Для этого они обращаются к госбюджетному кредитованию, коммерческим ссудам, ценным бумагам и облигациям и финансовым кредитам.

Поскольку федеральный бюджет тоже с трудом сводит концы с концами, регионам приходится все больше и больше полагаться на коммерческое кредитование, в основном со стороны российских банков - 75% таких займов выдал Сбербанк (MICEX : SBER). Хотя показатели задолженности российских регионов постоянно меняются и по-разному оцениваются различными агентствами, Standard & Poor"s считает, что совокупный долг регионов страны составляет более 100 млрд долларов. Если эта оценка верна, региональные органы власти России ответственны за большую часть общего долга страны.

Региональный рост

Тяжелое положение регионов не сулит ничего хорошего для Кремля, и не только с финансовой точки зрения. На протяжении всей истории России Кремль обеспечивал руководителям многих регионов достаточную автономию, чтобы компенсировать тот факт, что Москва не может уделять одинаковое внимание каждому из них. Эта система облегчила бремя контроля над чудовищно огромной территорией, но в результате Кремлю постоянно приходится думать о том, как обеспечить лояльность региональных властей федеральному правительству.

После распада Советского Союза десятки регионов старались отделиться от России или получить больше автономии; попытки Чечни получить независимость в 90-е привели к двум войнам. Во время финансового кризиса 1998 года многие региональные руководители воспротивились требованиям федерального правительства к финансированию бюджета, объявив приоритетной задачей собственное выживание.

Сегодня Кремль сталкивается с похожей проблемой. В конце 2016 года отношение долга к доходам для более чем 25 регионов России оказалось выше 85%; для Республики Мордовия это отношение приближается к 200%. Более того, у регионов не осталось иного пути к восстановлению экономики , кроме увеличения заимствований - а это вряд ли жизнеспособное решение.

По оценке Standard & Poor"s, региональным органам власти придется занять еще 20 млрд долларов только чтобы заплатить за обслуживание имеющегося долга в этом году. Семь регионов балансируют на грани финансовой нестабильности. Тем не менее Кремль продолжает требовать все больше денег, и многие регионы начинают сопротивляться.

Все чаще региональные органы власти оказываются не в состоянии погасить свои федеральные или банковские кредиты. Минфин признал, что за последние два года более десятка регионов перестали платить по своим государственным кредитам, а четыре даже объявили дефолт по международным кредитам. К тому же растущий финансовый стресс вызвал негативную реакцию со стороны некоторых региональных лидеров.

27 декабря Президент Татарстана Рустам Минниханов осудил план Кремля по изъятию региональных доходов как «крайне опасный» и «глупый». Минниханов даже сравнил текущую экономическую политику Москвы с раскулачиванием сталинской эпохи и созданием колхозов, в результате которого погибли миллионы крестьян.

В ответ на тираду Минниханова, которая транслировалась по национальному телевидению, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «Татарстан должен знать свое место».

Москва ищет ответ

Не считая резкой реплики Медведева, реакция Кремля на экономические потрясения и недовольство регионов была неоднозначной. На пресс-конференции в декабре Путин назвал растущую задолженность регионов «серьезным» вопросом, но при этом явно склонялся к тому, что регионы сами виноваты в нарушении установлений федерального правительства по бюджетному дефициту.

Министерство экономического развития, тем временем, предложило повысить финансовую поддержку регионов в этом году на 9% (30 млрд долларов) - весьма впечатляющий рост по сравнению с 300 тыс. долларов, заложенными в текущем бюджете.

Но Москва не решилась скорректировать бюджет и намерена и дальше навязывать жесткую экономическую политику в регионах. Путин призвал министра финансов Антона Силуанова к 2019 году реализовать новый бюджетный кодекс, который позволил бы эффективнее соблюдать существующие стандарты в отношении дефицита регионального бюджета и уровня долга. Любой регион, не выполнивший федеральные требования, рискует навлечь санкции (хотя пока неясно, какие именно). План быстро набирает популярность в Думе.

Тем временем Москва расправляется с неподконтрольными региональными лидерами. Менее чем за два года трое российских губернаторов были арестованы по обвинению в коррупции. Один из них, бывший губернатор Кировской области , был связан с либеральными кругами, которые в последние годы часто становятся мишенью Кремля. Однако другой региональный руководитель, бывший глава Республики Коми , был членом правящей партии «Единой России».

Российские СМИ подробно освещали каждый арест - на экранах мелькали кадры столов, заваленных деньгами, инкрустированных бриллиантами авторучек и дорогих подарков, которые лидеры якобы делали девушкам по вызову.

Путин нанес еще один удар по региональным лидерам 23 января, подписав закон, обязывающий всех губернаторов раскрывать свои активы и доходы. Кроме того, несмотря на то что Кремль, как правило, активно вмешивается в губернаторские выборы, в последнее время среди руководителей российских регионов значительно выросло число сотрудников службы безопасности. Кроме того, чтобы сократить власть губернаторов, Путин начал назначать судей региональных и районных судов.

Несколько рассеянная реакция Кремля на возмущение регионов отчасти обусловлено соперничеством между российскими спецслужбами, контролирующими региональную политику. В 2016 году Федеральная служба безопасности (ФСБ) разработала новую систему оценки работы губернаторов на основе уровня экономической стабильности в подконтрольных регионах, поддержки электората и отношениях с Кремлем.

Вскоре после этого Федеральная служба охраны (ФСО) - которая предельно лояльна Путину и последние несколько лет конфликтует с ФСБ - придумала собственную цветовую схему оценки работы губернаторов и уровня стабильности в регионах. Затем Путин приказал Национальной гвардии объединиться с сотрудниками ФСО, чтобы оценить уровень одобрения политики региональных руководителей среди населения. ФСБ тем временем тоже начала наращивать свое присутствие в регионах.

Финансовая нестабильность российских регионов вызвана не только сложным экономическим положением страны, но и борьбой за власть в Кремле. Хотя Москва и располагает средствами для предотвращения финансовых кризисов в регионах, она никак не может решить, что именно ей следует предпринять. И пока федеральное правительство не разрешило внутренние споры, оно мало чем поможет своим региональным субъектам.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты