04.05.2020

Ресурсы необходимые для полноценной войны. Кризис и всемирная ресурсная борьба


Да, третья мировая война: великая война за сырьё покончит со всеми войнами. Мы слышали это раньше. Вспомните Первую мировую, известную как войну, которая положит конец всем войнам — 37 миллионов жертв. Вторая мировая унесла больше, 60 миллионов. Покончит ли третья мировая со всеми войнами? Или с миром, цивилизацией, планетой?

И это уже началось, падение Великой Американской Мечты.

Пристегните ремни, скоро мы все будем в шоке от лишений. Некий непредсказуемый чёрный лебедь. Глобальный сигнал тревоги спустит курок предсказания Пентагона в Fortune 10 лет назад, сделанного на старте войны в Ираке: «К 2020 году … будут бушевать всеобъемлющие, тотальные войны за пищу, воду и источники энергии… война, определяющая человеческое существование».

И это также чёткий сигнал в «Гонке за то, что осталось: глобальная схватка за последние мировые ресурсы», последняя книга известного эксперта по национальной безопасности Майкла Клэра.

Ранее, примерно одновременно с предсказанием Пентагона, Клэр опубликовал своё классическое «Войны за ресурсы: новый ландшафт глобального конфликта», взгляд на мир, который как он теперь надеется, не закончит «войной, распространением голода или масштабной экологической катастрофой». Хотя они являются «вероятными результатами продолжающейся гонки за оставшееся». К сожалению, надежда не способна превозмочь реальность в сегодняшней гонке за то немногое, что осталось.

Нам нужны люди, которые не стараются смягчить удар при описании предстоящего, как это ни называй — «война за ресурсы» или «третья мировая война, великая сырьевая война, которая может положить конец всему». Клэр делает это с таким предупреждением:

«Действительно, нельзя в одночасье избавиться от нашей зависимости от ископаемого топлива и других ограниченных источников энергии — наша теперешняя зависимость от них слишком велика», — предупреждает Клэр, хорошо осведомлённый о том, что силы капитализма ушли в отказ, не способны видеть опасность прямо перед собой, ориентируясь только на своё обогащение и не принимая во внимание последствий для планеты.

«Но независимо от того, сколько корпоративные или государственные служащие желают это отрицать, на планете далеко не достаточно невозобновляемых ресурсов, чтобы постоянно удовлетворять растущие потребности увеличивающегося населения мира.

Все основные страны спокойно готовятся к войне за ресурсы. Хуже того, в сегодняшнем мире отрицающих климатические изменения миллиардеров, по словам Клэра, «существующие промышленные методы причиняют недопустимый ущерб окружающей среде. В конце концов продолжать такую промышленную практику станет просто невозможно. И именно потому, что внедрение нового промышленного порядка будет долговременной задачей, любая отсрочка её начала дорого обойдётся, так как ресурсы истощаются, а цены на них растут».

Если это гонка, то спуск по склону к третьей мировой, великой сырьевой войне. Великие мировые державы ускоряют подготовку к войне, они находятся на начальном этапе накопления средств, сбора ресурсов и оружия, с целью послать войска в бой.

И они делают это в мире, ушедшем в отказ от реальности, всё глубже погружающемся в коллективную иллюзию, что наши проблемы могут быть решены магией капитализма и свободного рынка, не желающем признать, что он не только больше не существует, он превратился в анархию, управляемую странным заговором сверхбогатых нарциссов.

Добро пожаловать в новую эру истощения ресурсов и жёсткой экономии

Планета находится в исторической поворотной точке. Ждите чёрных лебедей, важных тревожных сигналов — полный ураган из мировых войн, массового голода, эпидемий, экологических катастроф.

Создаётся критическая масса. Мы просто не слушаем, особенно консервативные политики, директора с Уолл-стрит и сверхбогачи, игнорирующие предупреждения таких людей, как специалист по окружающей среде Билл МакКиббен, финансовый менеджер Джереми Грэнтем, антрополог Джаред Даймонд и эксперт по глобальной безопасности Майкл Клэр. Все они призывают проснуться, иначе будет поздно реагировать, не говоря уже о планировании.

Послушайте эти предостережения: «Мир стоит перед беспрецедентным кризисом истощения ресурсов, который выходит за рамки «нефтяного пика» и включает в себя нехватку угля и урана, меди и лития, воды и пахотных земель. Все легко доступные ресурсы быстро приближаются к истощению, отчаянная охота за ресурсами стала безумием экстремальных разработок новых месторождений, так как правительства и корпорации спешат закрепить за собой области, ранее считавшиеся слишком опасными или отдалёнными».

Войны за то, чтобы захватить оставшееся… Клэр вспоминает 2007 год, рискованную миссию российской мини-субмарины, использующей робот-манипулятор, чтобы установить титановый флаг глубоко под полярной шапкой, на две с половиной мили ниже поверхности Северного полюса. Зачем?

Забудьте о национальной гордости. В последние годы, когда климатические изменения подогревают эти ледяные пустыни, Россия, Канада, США и другие государства предъявляют свои права на эти ранее игнорируемые «обширные запасы нефти, природного газа и полезных ископаемых».

Перед лицом невозможного уравнения — неконтролируемый рост населения плюс быстрое сокращение невозобновляемых ресурсов равнозначно мега-катастрофе — большие игроки эгоистично захватывают и накапливают дефицитные товары… подобно отчаянным диктаторам банановой республики, когда весь мир тонет в чистой анархии, дерясь за долю того немногого, что осталось, пока уже ничего никому не достанется.

Вот пять важнейших причин, по которым ближайшие несколько десятилетий являются такими важными для выживания планеты и цивилизации:

Скудные невозобновляемые ресурсы быстро и постоянно исчезают

Не существует «новых рубежей», которые можно открыть, когда существующие запасы исчезнут навсегда

Рост населения создаёт угрозу «внезапного появления новых хищных потребителей»

Экономика, технологии и экология накладывают растущие ограничения на разработку месторождений

Изменения климата оказывают разрушительное непредусмотренное воздействие на энергетику

Семь других факторов риска увеличивают вероятность глобальной катастрофы.

Быстрый рост новых конкурентов в борьбе за ресурсы, Китая, Африки, Саудовской Аравии.

Новый рост воинственных настроений с целью захватывать и отвоёвывать новые территории и границы

Консервативная стратегия предпочтения существующих промышленных методов вместо развития новых менее дорогостоящих технологий и инновационных альтернатив

Недостаток политической воли для инвестирования в правительственные фонды для поощрения инноваций

Время для подготовки к известным угрозам быстро уходит

Америка быстро превращается из демократии в анархию сверхбогатых

Неспособность к пониманию того, что новая эра «кризиса ресурсов» приведёт к усилению дефицита и жёсткой экономии во всех странах

И наконец, полный отказ принять и поощрять контроль над населением, даже контроль рождаемости, без которого все стратегии будут бесполезны.

Вскоре даже близорукие динозавры промышленности ископаемого топлива, которые хвастались о запасах на более чем 200 лет, проснутся по сигналу тревоги, так как факторы риска растут до критической массы и температуры вспышки, созданной войной за ресурсы, пандемией, глобальным голодом, экологическим кризисом, резким повышением цен на товары и ускоряющимся ростом населения.

В 2030 г. Россия колонизирует Луну: космонавты построят лунную базу и лабораторию, а дальнемагистральные луноходы будут исследовать лунную поверхность. Таковы совсем недавно были планы «Роскосмоса» (их, правда, пришлось скорректировать). Президент Владимир Путин, которому в 2030 г. будет 78 лет, возможно, отойдет от активной деятельности, а может, пойдет на четвертый (подряд) президентский срок. Россиян к тому времени станет на 5 млн меньше, экономика будет больше, но не намного. Каковы будут позиции России на международной арене?

Непредсказуемость, очевидно, стала неотъемлемой составляющей российского образа действий в мире. Столь же очевидна и тенденция к ужесточению и милитаризации внешней политики. За этой жесткостью стоит стремление пересмотреть принципы архитектуры европейской безопасности и превратить Россию в державу, с которой каждый должен считаться.

Вторым – и равно существенным – основанием решительной внешней политики России является необходимость новой легитимации режима Путина во внутрироссийском контексте. Экономический рост, который когда-то служил опорой легитимности Путина, прекратился и никогда уже не будет таким интенсивным. Путин стремится отвлечь внимание от экономических проблем и сделать своей новой опорой российский милитаризм. В определенной степени противостояние с Западом отвечает интересам Кремля; существование враждебно настроенного мира служит отличным предлогом как для решительных действий во внешней политике, так и для укрепления контроля во внутренней ситуации.

Хорошая новость в том, что Россия, по нашему мнению, не ищет полноценной военной конфронтации с Западом. Россия готова к конфликтам среднего уровня, достаточно серьезным, чтобы служить отвлечением от внутрироссийских дел и рычагом достижения высокого международного статуса, но не представляющим рисков и расходов, связанных с полномасштабной войной. Плохая новость в том, что ошибки и просчеты неизбежны и напряжение вряд ли будет спадать, если только Кремль не найдет альтернативную модель легитимности.

В новом докладе Европейского совета по международным отношениям предпринята попытка понять, как будут развиваться Россия и ее (и европейские) соседи вплоть до 2030 г. Метод состоит в том, чтобы экстраполировать сегодняшние тенденции. Это не попытка предсказать будущее. Единственное, в чем мы можем быть уверенными по поводу 2030 г., так это в огромном количестве непредвиденных событий. Задача нашего исследования в том, чтобы подчеркнуть нынешние тенденции и их логические последствия. Некоторые из выделенных нами трендов таковы.

1. Внутренние проблемы будут нарастать, и Кремль будет разыгрывать карту конфликтов.

С тех пор как Путин стал президентом в 2000 г., неписаный общественный договор с россиянами предполагал непрерывное улучшение качества жизни. На восемь лет россияне получили невероятно быстрый экономический рост, основанный на высоких ценах на нефть. Средний заработок подскочил с $60 в 1999 г. примерно до $940 в 2013 г. (данные доклада Кирилла Рогова «Выживет ли путиномика?»). По данным Всемирного банка, в 2002 г. четверть россиян жили за чертой бедности, а через 10 лет – лишь около 10% населения России.

Но сегодня этот общественный договор распадается. Российская экономика выйдет из периода негативного роста в течение двух лет, но рост, по расчетам Economist Intelligence Unit, будет держаться на уровне 1% в год. К 2030 г. Россия по размерам экономики переместится на пять ступенек ниже, став 15-й в мире. По данным ООН, население России сократится к тому времени на 5 млн – до 139 млн человек.

Санкции сыграют некоторую роль в этом сокращении. Но главные российские проблемы носят структурный характер. Россия не провела модернизации и диверсификации и вряд ли займется этим в ближайшем будущем. Коррупция, недостроенность правового государства и провалы в управлении мешают притоку инвестиций. Чтобы изменить это, нужны болезненные меры, которые Кремль не будет принимать, особенно учитывая президентские выборы 2018 г. Путин показал, что не интересуется экономическими вопросами. Даже если цена нефти вернется к уровням $50–60 за баррель, улучшений в качестве жизни, похожих на улучшения 2000-х, россиянам ждать не стоит.

Кремль решает эту проблему, стремясь сделать опорой легитимности национализм и авантюризм во внешней политике. Маленькие победоносные войны, такие как в Крыму и Сирии, дают легитимность, отвлекают внимание от экономики и рисуют для населения картину возвращения России в статус великой державы. Но они должны оставаться низкобюджетными – как сирийская, которая, по словам самого Путина, была осуществлена на средства, ранее заложенные в бюджет Министерства обороны на проведение учений и боевую подготовку в 2015 г. «Отвлекающие» войны не обязаны быть по-настоящему боевыми. Российская псевдовойна с Турцией – пример «невоенной войны».

2. Россия будет все больше полагаться на силу.

Основываясь на опыте, полученном в Грузии, на Украине и в Сирии, Москва осознала, насколько эффективным инструментом внешней политики является военная сила. Москва убедилась также в том, с какой неохотой Запад идет на противостояние, не говоря уже об ответном применении силы. Сегодняшние руководители Кремля вообще лучше умеют действовать с помощью жесткой, чем с помощью «мягкой силы», которой у России в любом случае немного. Несмотря на то что Россия испытывает сейчас трудности с продолжением модернизации вооруженных сил, накопленной мощи достаточно, чтобы создавать перевес по отношению к большинству государств региона.

Россия будет наращивать возможности дислоцирования экспедиционных сил, но этот потенциал будет ограничен постсоветским пространством и теми регионами Ближнего Востока и Северной Африки, где у России есть связи, – Сирией, Ливией, возможно, Египтом.

Российские вооруженные силы продолжат фокусироваться на НАТО и регионе. Учитывая неподъемные издержки и реальный риск ядерной конфронтации, Россия вряд ли будет стремиться к полноценной войне с Западом. Но Кремль, несмотря на это, заинтересован в том, чтобы посылать сигналы о готовности к масштабной эскалации. Опасность в том, что просчеты и непредвиденные ситуации могут быстро перерасти в военное противостояние.

Каковы потенциальные возможности для «бюджетных» конфликтов среднего уровня в восточной части Европы?

Балтийское море. Вероятность того, что Россия рискнет проверить натовские взаимные обязательства на прочность, невелика. Скорее всего, будут предприниматься действия, которые «не дотягивают» до порога военной конфронтации уровня главы 5 устава НАТО. Продолжение конфронтационных действий со стороны России приведет только к усилению поддержки вступления Швеции и Финляндии в НАТО со стороны гражданского общества этих стран.

Балканы. На протяжении двух последних лет Москва выстроила стратегический альянс с Сербией и усилила свою поддержку Республике Сербской. Этот проект одновременно и бюджетный, и перспективный с точки зрения «гибридных» враждебных действий, мешающих реализации целей ЕС в регионе.

Центральная Азия. Кризис наследования власти в любом из государств региона может спровоцировать этнические конфликты и заставить Россию вмешаться. Еще одна возможность: оправданием военной интервенции со стороны России может послужить угроза появления джихадистов в регионе.

3. Главной целью России останется Восточная Европа.

Россия продолжит предпринимать попытки установить контроль над ближайшими соседями. Послушные соседи представляются ключевым условием безопасности России и условием восстановления статуса великой державы. Программа-максимум – это кольцо дружественных государств, послушных Москве. Программа-минимум – это дисфункциональные государства, управляемые коррумпированными элитами, не способными ни провести реформы, ни вступить в НАТО и ЕС и тем самым подвластные Москве.

На сегодня Москва обеспечила высокий уровень зависимости для Армении, Азербайджана и Белоруссии. Зависимость эта, впрочем, не абсолютная. Москва продолжит преследовать свои «минималистские» цели в Грузии, Молдавии и на Украине, не смиряясь при этом с потерей «дружеских чувств» со стороны населения этих стран. Москва продолжит использовать различные методы в достижении этих целей: политическое давление, региональные институты (ОДКБ, «Евразэс»), гибридные враждебные действия, информационные атаки, кибератаки.

Москва не сможет реализовать программу-максимум на Украине, конфликт в Донбассе будет заморожен. Это снизит напряжение, но создаст нестабильную ситуацию в регионе. На сегодня стратегия состоит в том, чтобы использовать минские соглашения для продвижения повстанцев Донбасса в украинскую политику. «Горячие» военные действия тоже будут продолжены ради давления на Киев, сжигания украинских ресурсов и снижения готовности бороться.

Заключение. Европа может сделать крайне мало для того, чтобы как-то помочь в разрешении экономических проблем России. Модернизацию российской экономики должны инициировать россияне. Как только придет время ослаблять санкции, целью этого шага должна быть попытка сделать голоса российских реформаторов слышнее.

Европа должна усиливать свои средства сдерживания, но при этом она сталкивается с дилеммой безопасности. Жесткий ответ будет играть на руку Кремлю: усиление напряженности заставит Запад принимать Россию всерьез и возвести ее в то самое качество, которого она сама желает, попутно подпитывая нарратив враждебного мира, окружающего Россию.

Диалог остается крайне важным, но он должен быть выстроен верно. Если нынешний фон конфликтов среднего уровня сохранится, открытые каналы коммуникации с Москвой будут необходимы для избежания фатальных просчетов. Политика Запада должна обеспечивать удержание тех красных линий, пересечение которых может перевести конфликты со среднего уровня на более высокие. Необходимо и создавать поощрения за любые действия, ведущие к снижению напряженности.

Запад должен относиться к суверенитету стран Восточной Европы серьезно. Но это отношение будет вызовом местным элитам, на которые нужно оказывать давление ради преобразования патрональных политических систем в полноценные демократии. Самое сложное для Украины, Грузии и Молдавии – преодолеть себя и провести реформы, а не преодолеть Россию. Они не могут принимать европейскую траекторию развития как нечто само собой разумеющееся. ЕС должен быть гораздо откровеннее в отношении целей, которыми он обусловливает свою поддержку. Возможности Европы поддержать реформы в Армении, Азербайджане и Белоруссии крайне ограниченны, хотя Европа должна быть готова к тому, чтобы обеспечить такую поддержку и сближение с этими странами, если они предпримут соответствующие реформы. Европа вместе с тем должна обеспечить дипломатическую поддержку усилению суверенитетов этих стран в определении их принадлежности альянсам – и политическим, и в сфере безопасности.

В структуру мобилизационного потенциала страны входят людские и материальные ресурсы, которые государство может привлечь для мобилизационного развертывания в случае военного положения. Но в самой основе, в базисе так сказать, стоят именно людские ресурсы, сам народ, ведь без людей ни автомат не выстрелит, ни танки не поедут, ни самые современные заводы в тылу не заработают. Как же обстоят дела с людскими ресурсами в России в случае форс-мажора?

Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства.

Сейчас население России - 143 975 923 чел. Численность армии 1 млн. 200 тысяч, что составляет примерно 0,8% ее населения, то есть для мирного времени численность ВС России адекватна.

Считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

К началу 1945 года Красная Армия имела в своем составе 11 365 000 человек при населении СССР где-то 170 548 000 человек. Что составляло примерно 7% от всего населения страны. И вела при этом эффективные боевые действия на одном фронте против очень сильного врага.

Если бы гипотетически, против нашей страны был бы открыт второй или третий фронт нашими другими вероятными противниками (Японией, Турцией) или союзники бы ударили в спину, то мобилизацию пришлось бы довести и до 20%.

На сегодняшний день 10-20% населения страны - это армия в количестве от 14.000.000 до примерно 28.000.000 человек.

Эти 14.000.000-30.000.000 человек в идеале должны быть здоровыми, годными к военной службе - категория "А" или годными к военной службе с незначительными ограничениями - категория "Б" молодыми людьми. В крайнем случае, в военное время допускается призыв категории "В" - ограниченно годен к военной службе.

Как видно из графика, группа теоретически боеспособных мужчин от 20-ти до 60-ти лет составляют 27% населения России.

Необходимо учитывать, что например сейчас, при призыве молодых людей от 18 до 28 лет, примерно 22-30% призывников не годны к военной службе в мирное время (это категории "В" и "Д"), то есть где-то 1/4 част ь. Понятно, что многие, кто не могут служить в мирное время будут пригодны служить в военное, но во 2-м эшелоне, так же как и большая часть женщин.

Данных какой процент составляет полностью не годные к военной службе - категория "Д", к сожалению я не нашел. С повышением возраста призывников процент категории "В" и "Д" будет расти.

Численность женщин в армии можно довести до 10% от общего количества личного состава ВС, это добавит еще 2-3%. То есть если все мужчины от 20 до 60% плюс еще 10% женщин от этого числа пойдут на фронт, то мобилизационный потенциал России может достигать 30% от ее населения. Но это в идеальном случае, при условии, что тылу останутся только старики, женщины и дети.

В практическом плане ВС целесообразно комплектовать наиболее молодыми и здоровыми молодыми людьми от 20 до 39 лет, которые составляют 14,7% и частично 40-50 летними, что дадут еще 2-3% в лучшем случае, плюс 1,5% женщин. Если среди молодых мужчин от 20 до 39 лет не окажется категории "Д", что маловероятно. Итого максимум 14,7+3+1,5= 19,2% .

А менее молодые, часто уже с хроническими заболеваниями, но достигшие большого личного профессионализма средневозрастные мужчинами будут более полезны в тылу, чем на фронте, особенно если их возраст ближе к 50-60 годам.

В реальности же считая, что тыл не сможет обеспечивать потребности военной экономики, если всех трудоспособных мужчин забрать на фронт, а также учитывая, что такие организации, как милиция, ВВ и МЧС тоже будут нуждаться в новобранцах для защиты правопорядка и стабильности внутри страны, то мобилизационный потенциал России может покрыть нижнюю границу в 10% от количества населения страны, но не способен покрыть верхнюю в 20%.

Это, можно сказать, не столько количественная, сколько качественная прикидка. Чтобы посчитать точнее нужны более точные статистические данные.


На Ближнем Востоке назревает новый кровопролитный конфликт. Эта новость не станет для вас какой- либо сенсацией, так как этот регион уже давно обезображен войнами и революциями. История потенциального конфликта банальна до безобразия – это борьба за ресурсы. В 2010 году американская нефтяная компания Noble Energy обнаружила на шельфе в Средиземном море нефтегазовое месторождение, ресурсы которого, как подсчитали американцы, равны 453 миллиардам кубометров.

Первое время Ливан и Израиль из-за споров о границах достаточно сдержано относились к «разделу свалившегося богатства». Но все изменилось в уже в январе 2017 года, когда правительство Ливана выдало лицензию на разведку месторождения (Блок 9) франко-российской компании Total.

Хотя представители компании Total заявили, что будут вести работы на расстоянии не менее 25 км от границы с Израилем, министр обороны А. Либерман назвал факт выдачи лицензии на разработку месторождения провокационным, а согласие таких компаний, как Total начать добычу газа на ливанском шельфе «большой ошибкой», так как «Блок 9» принадлежит Израилю. А после того когда правительство с «улыбкой» отнеслось к его словам, Либерман начал угрожать войной между Ливаном и Израилем.

Когда накал страстей достиг предела в Бейрут пожаловал глава американской дипломатии Рекс Тиллерсон. Но вместо того, чтобы смягчить накал, он заявил, что обвинил во всех проблемах Ливана «Хизбаллу». На что лидер движения Хасан Насралла заявил, что если совет обороны Ливана решит уничтожить израильские нефтяные установки, то «Хизбалла» готова выполнить приказ.

Ситуацию осложняет тот факт, что Ливан путем приглашения компании Total заручился поддержкой в лице России, Франции и Ирана, а Израиль в свою очередь обратился к своему большому брату из Северной Америки, который называется не Канада. Развивающаяся ситуация потенциально может вести к новой большой войне.

В случае начала боевых действий контроль за энергоресурсами уже будет главной целью, в этом конфликте будет подниматься вопрос контроля за всем Ближним Востоком.

Важность месторождения Блок 9 для Ливана с Израилем трудно переоценить. Никогда прежде они не получали таких возможностей. И правительство обеих стран готово «загрызть» любого за него.

Например, ещё в сентябре прошлого года израильские военные провели ряд учений, которые имитировали столкновение с «Хезболлой», включая имитацию захвата южного Ливана. А история с переносом посольства США в Израиле в Иерусалим лишь подлила масло в огонь. Видимо поняв, что у Палестины и Хамас банально нет возможностей и ресурсов противостоять Израилю, поэтому последнему нашли другого противника. Объективно остаётся лишь одна страна, способная удержать ситуацию от взрыва. Страна, направившая одну из самых крупных своих энергетических компаний в Ливан и планирующая заключить межгосударственное соглашение о военной кооперации с этой страной – Россия.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты