25.12.2019

Проблема занятости населения в китае. Занятость населения Китая в промышленности? в сельском хозяйстве? Угольная и сталелитейная промышленность в упадке


На сегодняшний день промышленность Китая представлена 360 отраслями. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. Китай – крупный производитель нефти и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефти разнообразны по качеству – от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых. Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения. Самыми развитыми в данной отрасли машиностроения являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях. Сырьевая база химической промышлености обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты) , растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире. Легкая промышленность – традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей – текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная. Число занятого населения Китая в промышленности составляет 215,09 млн. человек, что составляет 27,2% от занятого населения в стране. По масштабам производимой продукции сельское хозяйство Китая является одним из крупнейших в мире. Одной из основных особенностей сельского хозяйства становится постоянная нехватка угодий. Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растенееводчиская, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубниплоды и соя. Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. Основные рисоводческие районы находятся южнее реки Хуанхэ. За многовековую историю выращивания риса в Китае было выведено около 10 тыс. сортов. Пшеница - вторая по значению зерновая культура в стране, стала распространяться с VI-VII века. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат) , клубни которого богаты крахмалом и сахаром. Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, что составляет 39,6% занятого населения в стране.

Занятость и безработица в Китае,Японии и России


Традиционно важным показателем успешногоразвития странысчитается занятостьнаселения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайскогоправительства на ближайшее время. Несмотря на хорошиетемпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается.Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн.человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности истроительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн.человек.

Официальная безработица в городев 2005 г. составляла4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%,затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5и 8,4%. По международным стандартам безработица недолжна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживаетсяполная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровеньбезработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всегонаселения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированныекак безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган»)получают пособие по безработице, но не входят вкатегорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе естьеще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», нив «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числугородских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городебезработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца послеувольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти людиперестают числиться безработными и больше не получаютпособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такаяполитика направленана стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенныес государственных предприятий). Обеспечениеработой людей,перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием«системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особымявлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%,в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%.В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочихмест избыточной рабочейсиле из деревни- третьей категории, которая пополняетармию неработающих.Впрочем, уже сейчасбезземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всейстраны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграцияприбыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов,потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанногокапитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если ещеучесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из домадо места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. Сдругой стороны,мигранты из деревни неимеют никаких гарантий своего существования,уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на однойстройке, не знают, придется ли искать новую работуили пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. Уисследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае

Развитие системы социального обеспечения напрямую связано сбезработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенноенаселение». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые нагосударственных предприятиях и соответственно неполучающие никакой поддержки в случае увольнения или наступлениянетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3)сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в«системе (государственных)предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования,следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охваченыею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыреуровня:

1. Социальное страхование по безработице,по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием,пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельнымслоям населения.Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточногоминимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическоеформирование началось во времяседьмой пятилетки1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемысоцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов.«Положением о страховании по безработице», «Временным положениемо взносах социального страхования», «Положением о прожиточномминимуме жителей городов» была сформирована юридическаябаза системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкоеподразделение на работников государственных и негосударственных предприятий.Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охваченыне только государственные предприятия, но и 51,5%предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видовсобственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано174 млн. человек, из них работающиесоставляют 131 млн. человек, пенсионерыоколо 43 млн. В 1998 г. это было 85млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятийсвоевременно и в полном объеме получали пенсии постарости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складываетсяиз взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платысамого работника. Сумма пенсиизависит от местаработы, постановлений местных правительств. Работникизакрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточнымминимумом местнойадминистрацией.

Пособие по безработице выдаетсяофициально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поискахработы. Пособие побезработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточногоминимума, самый длительный срокполучения пособия побезработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городераспространилась на 103 млн. человек(в 1998 г. этотпоказатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондовнакопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фондазаработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн.человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников,имевших базовое медицинскоестрахование, составляламеньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введенатолько для городскихжителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. Всоответствии с обменнымкурсом он должен быть около 250 юаней вмесяц на человека. По паритетампокупательнойспособности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13млн. человек по всей стране были обеспечены пособиемпрожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн.человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Длясравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточногоминимума дифференцированпо различным городам. В 1993 г. Шанхайпервым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалосьмалообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человекасоставляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кромеЧунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, вгородах уездного уровня- 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главныеиз которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один изважнейших критериев состояния общества, следовательно и экономическогоразвития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоитсерьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий вмасштабах всейстраны.


Новое на рынке труда и вуправлении рабочей силой в Японии

Те огромные изменения, которые произошли в экономике Япониив течение XX века, казалось, совсем не затронули область трудаи трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесьнаходились в зачаточном состоянии. Крупныйбизнес по существу монополизировал значительную частьрабочей силы, как бы«закрыл» ее от внешнегомира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствиемпожизненного найма стала разделенность рынка труда надве части - закрытую и открытую, впределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точкизрения стабильности найма.На закрытом рынкемобильность рабочей силыосуществляется в пределах системы управления каждойфирмы. В силу значительнойвзаимосвязанностикрупных японских компаний эти системы взаимодействовалидруг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и среднийбизнес. Здесь рабочая сила не была столь строгопривязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельныхкомпаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынкатруда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда,также попадал в сферу влияния крупного. Несмотряна значительные различия и существование между этими двумя частями рынка трудавполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собойсвоеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийноеположение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытыйрынок, были обеспечены разнообразные привилегии и,прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированноеположение закрытого рынка по отношению к открытому,доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государствопрактически никогда не вмешивалось. До сих пор здесьдействуютособые системытрудоустройства и профессионального обучения, которыеконтролируются самими компаниями. Открытый рынок труда,напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так,государство «из-за потенциальной возможности значительныхзлоупотреблений» не допускало частный бизнес в областьтрудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке,и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное правона посреднические услуги в области трудоустройствапринадлежало государственной службе занятости (Public Employment Service Office - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжалпредставлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийноготруда, для которого были характерны специфическиеформы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-еи, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономическогоположения в стране и с возникновением угрозыповышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочихмест. Эта форма занятости постепенноприобретала среди женщин особую популярность. Кконцу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятыхработников, что составляло примерно 12% от общейчисленности лиц наемного труда. В общем числе частично занятыхоколо 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагалисьтакже и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятостьполучила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большойгибкостью и могла быстро реагировать на еженедельныеи даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда.Однако постепенно спрос на частичнуюзанятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, дажевысокотехнологичные отрасли промышленности и производства,а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятыхпоявляются специалисты свысшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыкови подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичнойзанятости в Японии, связана с продолжительностью рабочеговремени. В отношении частично занятых приемлемаобычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам,что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одногоиз обязательных условий найма. Такое положениепрактически размывало суть самого понятия «частичная занятость»и стирало принципиальные типологические отличия этогоявления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практическивсе фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, чтоавтоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений,весьма распространенныхв японских фирмах в отношениипостоянного персонала и составляющих до 50% в общей суммеего заработка. Наоборот, здесьнаблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компаниипроявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровняоплаты труда частично занятых все компании согласовывалидруг с другом, что превращало работодателей нарынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальномдоговоре, и дискриминационные условия использования их труда сочеталисьс лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенныхпостоянным работникам.

В настоящее время условияфункционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой насобственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - двадесятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящиеструктурный, непреходящий характер и вызывающиекардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этихфакторов - перестройка производственно-экономической структурыв условиях глобализации экономики, формирование информационногообщества, быстрое старениенаселения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновениеновых качественных характеристик рабочей силы, усилившийсяпереход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии вкачестве самостоятельного субъекта трудовых отношенийвсе более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник,пытающийсяпротивопоставить своиинтересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже несвязывает всю своютрудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своимифункциями, деятельность PESOво многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящеевремя даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка трудадруг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка,поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытыйрынок труда.Все больше и большепредприятий и наемныхработников переставалиобращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, втом числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнениюспециалистов, должнабыла оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковойорганизовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда иобеспечиватьпомощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решенопроводить поэтапно, чтобырадикальная перестройка существующейсистемы трудоустройства не привела к ее полному разрушению.На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочейсилы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройствомнаселения. На основании специально выдаваемогоразрешения или путемподачи отчетаинспекционной службе Министерства труда такие компанииполучали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем споследующимпредоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условияхподнаймачерез лизинговыепредприятия не ограничивались. Это повышало статуснанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влиялона их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченныйсрок трудового договора автоматически давал правона страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенноезаконом, отличалось в лучшую сторону от положениясоответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР)получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлогостолетия. В отличие от Японии там этот бизнес практическине ограничивается законодательством с точки зрения охвата имрынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться вЯпонии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу каксредство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольноразвитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределахзакрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе,«делегирование»кадров из однихсекторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, вдругие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер.Эти перемещения не ограничивались рамками головнойкомпании, а распространялись на все ее филиалы и дажена субконтракторов. Основной причиной такого явления былостремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своегокадрового ядра в условиях низких темпов ростаи структурнойперестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынокквалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях.После легализации деятельности частных агентств потрудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немалоспособствовало ухудшение социально-экономической ситуации.Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственныйконтроль за исполнением этого запрета. Рост безработицысреди служащих крупных компаний, особенно среди лицсредних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она сталарассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японскогоправительствапо дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкомукругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишьнекоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, состроительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензийбыл существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этихпредприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениямсо стороны Министерства труда. За нарушение установленногопорядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательствов 1999 г., дляразвития открытого рынка труда считаются настолько большими, что частоназываются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены надерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты.Полная либерализация рынкатруда, снявшая всеограничения на деятельность коммерческих агентствпо трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, быладостигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентствапринимают на себя расходыпо подбору кадров, ихобучению и социальной защите, компании, прибегающиек лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочуюсилу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти натреть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал,полученный через лизинг,в целях, уже напрямую связанныхс решением основных и специализированных задач. По даннымМинистерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качествеосновных причин, по которым они используют временный персонал, называлистремление иметь под рукой достаточно компетентныхработников для исполнения основных (39,6% ответа) испециализированныхфункций (25,9% ответа).Это свидетельствует отом, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно передкомпаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этотперсонал точно так же, как и основной контингент,т.е. какравноценный объектуправления, обладающий высоким уровнем трудовоймотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами.Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу дваработодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимаетчеловека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другойработодатель(производственная, торговая или другая фирма) берет его уагентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Посколькууправленческие функциипо условиям действия такой моделидублируются двумя не связаннымимежду собой работодателями,во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временнымперсоналом, имеет прямое отношение к срокамего использования. Как известно, с временным персоналом вЯпонии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строгоустановленным сроком действия. Имея в виду, что рано или позднотакой персонал будет уволен,работодатель (в данном случаеоба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него.В результате, какую бы ценность собой нипредставляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия,которые возникаютв результате ее двойного подчинения,не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменноотражается на эффективности управления временнымперсоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляютсятребования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют емуисполнять производственные задачи, более или менее общиедля широкого круга компаний.Второй уровень предполагает,что работник может выполнятьработы, специфичные для какого-токонкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Этаквалификация требует детальныхзнаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Дляобретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться ккомплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японскихкомпаниях уже во многом организуется на тех жепринципах, что и вовсем мире. Приисчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных дляЯпонии факторов, как возраст истаж работника. Напервый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процессстимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценкивложенного трудапо совокупностивлияющих на него факторов, с одной стороны, и вознагражденияпо результатам этой оценки - с другой. Трудоваямотивация персонала в условияхтакой системыстимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения,но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего науровень оплаты.

В сложившейся системестимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввидуналичия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда былиразделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниями видам работ осуществляют агентства потрудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного трудаосуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесьвозможно отследить поведение работника в процессе труда, оценитьего отношение к нему, с наибольшей точностьюопределитьмеру этого труда иполучить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения орезультатах оценки труда работникафирма подает вагентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулированииего труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеместимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может неотражаться самым пагубнымобразом на трудовоймотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовойотдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующеевознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновлениетрудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, онипостепенно теряют интерес ктруду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригоднымик исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взглядряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороныбизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности насовременном этапе, они призывают видеть в открытомрынке труда постоянныйи надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворенияновых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы вЯпонии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличиямногих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структурпо трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры состороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.

Перспективы развития российского рынка труда и путиусовершенствования его функционирования

В социально - трудовойполитике первоначально превалировали меры, направленные на выработку иреализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности иструктурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов наоптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и ростабезработицы. В русле демократизации общества было модернизированозаконодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии смеждународно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличенаминимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятостибезработных, началось реформирование социального страхования. Регулированиесоциально - страховых отношений способствовало их нормализации во времяприватизации экономики.

Неуклонный ростструктурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондовзанятости в полноценную систему социального страхования. Безработица изнегативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынкатруда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ееобъективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики,искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны наступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целоми отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, чтопривело к возникновению ряда проблем.

Безработица являетсяфактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствиябезработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить поцелым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткамулучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага иобеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной являетсясоциальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформутрудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночнойэкономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет нарынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования,квалификации, опыта.

Государственные гарантиинезанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональнойбезработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социальногострахования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице,повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря офункционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышениядоли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться кподдержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальномсоотношении, что является условием социально - экономическойсбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическаяоснова для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективнойзанятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы,понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становитсявозможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной кглубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынкатруда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточноэффективной работы службы занятости наблюдается рост численностинезарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться вслужбу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Этосвидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственнойстатистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменитьполитику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Преждевсего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотяв настоящее время для нашей страны одним из главных требований притрудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастуюявляется преградой в поисках работы.


Список литературы

1. МакароваЭ. А. Социальноеобеспечение // Труд зарубежом. 2007. № 4(76).

2. МакароваЭ. А. Занятостьи безработица// Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. АюшиеваЕ.Б. Реформа социальной сферы: проблемыи последствия реализации // Труд и социальныеотношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А.Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А.Рынок труда в Японии// Труд за рубежом. 2007. № 3(75).

С января по сентябрь текущего года количество работающего в китайских городах населения увеличилось на 10 млн 660 тыс человек. Это означает, что установленная в начале года цель годового увеличения занятости в городах на 9 миллионов была достигнута досрочно. Об этом на днях сообщил официальный представитель Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Инь Чэнцзи на очередной пресс-конференции.

Директор исследовательского института Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Мо Жун отметил, что большой масштаб китайской экономики обеспечил стабильность уровня занятости даже в условиях замедления экономического роста.

"В 2012 году общий объем китайской экономики превысил 50 трлн юаней, и даже при 8-процентном росте ВВП, прирост составит 4 трлн юаней, -- сказал Мо Жун. -- А при объеме экономики в 40 трлн юаней для достижения прироста в 4 трлн необходим 10-процентный рост ВВП".

С увеличением объема экономики, даже при снижении темпов роста, прирост занятости будет оставаться стабильным.

Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Синь Чансин подчеркнул, что оптимизация экономической структуры также расширила возможности трудоустройства. С точки зрения отраслевой структуры, наиболее велик потенциал трудоустройства в сфере услуг. В третьем квартале текущего года этот сектор китайской экономики вырос на 8,4 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив показатели роста сельского хозяйства, промышленности и ВВП. Общий объем добавленной стоимости сферы услуг также превысил промышленный сектор, что активно стимулировало занятость.

Кроме того, начало проведения в этом году децентрализации системы органов управления, уменьшения вмешательства государства в экономику и других реформ способствовало бурному развитию частного сектора экономики с приростом занятости. В первом полугодии было зарегистрировано 985,3 тыс новых частных предприятий /увеличение на 8,59 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года/. Число зарегистрированных за первые 6 месяцев это года индивидуальных торгово-промышленных хозяйств достигло 3 млн 895,8 тыс /увеличение на 7,26 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года/. Благодаря этому было создано большое количество рабочих мест.

Синь Чансин сказал, что согласованное развитие экономики регионов также способствует увеличению занятости населения. Что касается региональной структуры, то в наиболее развитом с точки зрения занятости населения восточном регионе экономика была достаточно стабильной. Уровень занятости в городах здесь повысился на 5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост занятости в западных и центральных районах страны хотя и замедлился, но все же повысился по сравнению с прошлым годом на 1 и 6 проц соответственно.

"Структурные противоречия являются главной проблемой занятости населения в Китае, -- заявил Мо Жун. -- Особенно это стало заметно в текущем году: студенты не в состоянии найти работу, а предприятия -- квалифицированных работников".

По мнению специалистов, в последние годы структурные противоречия привели к тому, что выпускники некоторых специальностей столкнулись с перенасыщением рынка, предложение превысило спрос. Это может повлечь снижение заработной платы.

Перенасыщенность китайского рынка труда рабочей силой -- еще одна из существующих проблем. Синь Чансин заявил, что, начиная с 2012 года, количество трудоспособного населения уменьшилось более чем на 3 млн, однако это только что начавшееся снижение после достижения пика. Количество рабочей силы все еще велико. Согласно прогнозу, примерно к 2030 году число рабочей силы достигнет постоянного уровня в более чем 800 млн человек.

По мнению специалистов, у Китая уже есть определенный опыт по обеспечению работой уволенных с госпредприятий, и на сегодняшний момент основной задачей должно стать решение проблемы трудоустройства студентов.

Инь Чэнцзи сказал, что в настоящее время основным направлением работы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения является предоставление услуг по трудоустройству безработных выпускников вузов, регистрация желающих трудоустроиться выпускников вузов,консультирование.

Он также отметил, что в следующем году трудоустройство выпускников вузов по-прежнему останется приоритетной задачей работы Министерства.

В то же время, Мо Жун обратил внимание на то, что для урегулирования структуры занятости необходимо в первую очередь развивать стратегически важные новейшие отрасли, создавать новые возможности для роста занятости, усиленно развивать передовые производственные отрасли и производство с применением новых высоких технологий, создавать современную сферу услуг, современное сельское хозяйство и др., разрабатывать более приспособленные для молодежи, особенно для выпускников вузов, программы трудоустройства.

С другой стороны, необходимо развивать систему профессиональной подготовки, пересмотреть кадровую структуру. В настоящее время спрос на студентов профессиональных академий и технических училищ очень высок, так что предприятиям приходится "бронировать" специалистов еще во время их обучения. Это свидетельствует о том, что предприятия нуждаются в большом количестве квалифицированных кадров, а значит, необходимо создать больше профессиональных училищ, готовить больше квалифицированных кадров. -0-

Несмотря на все подъемы и падения китайской экономики в последние десять лет, ее официальная безработица остается поразительно стабильной. Под словом "поразительно" имеется в виду "невозможно поверить". Сегодня зарегистрированный уровень безработицы в городах Китая всего 4,1%.

Столь низкую цифру можно было бы, конечно, объяснить мощью экономики Поднебесной, но проблема в том, что этот уровень не меняется с конца 2010 г. Более того, он сохраняется примерно в тех же рамках (4-4,3%) с 2002 г., в том числе во время глобального финансового кризиса.

Между тем, новое исследование утверждает, что реальный уровень безработицы в Китае может быть более чем в два раза выше официального показателя. В своей работе для Национального бюро экономических исследований США (NBER) Фенг Шуажанг из Шанхайского университета финансов и экономики и Хю Йингао и Роберт Моффитт из Университета Джона Хопкинса определили альтернативную цифру на основе данных государственного жилищного опроса.

Ученые полагают, что средний уровень безработицы в Китае с 2002 по 2009 гг. был 10,9%, или почти на 7 процентных пунктов выше, чем официальный показатель за тот же период, пишет британский журнал The Economist.

Однако можно ли доверять названной учеными цифре? Исследование NBER опирается на данные жилищного опроса, который проводит Национальное бюро статистики КНР во всех больших и малых городах страны (что, в принципе, делает его репрезентативным и заслуживающим доверия).

Кстати, их индекс безработицы более волатильный, чем официальный, что точнее отражает экономические циклы Китая.

Но если никто не верит в официальные данные о непоколебимом уровне безработицы в 4,1%, то и заключение ученых о том, что Китай страдает от хронической безработицы выше 10%, также вызывает скептицизм.

Авторы исследования признаются, что в их работе имеется значительный пробел данных. Жилищный опрос включает лишь тех людей, которые имеют хукоу, или документ, разрешающий проживать в городе (своего рода прописка), и, таким образом, не учитывает десятки миллионов сельских мигрантов.

Так, например, в Шанхае 14 млн жителей имеют хукоу, а еще 10 млн человек живут и работают в крупнейшем городе страны без каких-либо разрешительных документов.

Есть еще одна причина поставить под сомнение безработицу в 10,9%. Этот уровень, по версии ученых, был тогда, когда темпы роста китайской экономики превышали 10%, а ежегодный рост зарплат в городах составлял 15%. Маловероятно, что при таком активном росте зарплат могла существовать высокая безработица.

Итак, какова же реальная безработица в Поднебесной? Для ее определения можно воспользоваться проверенным методом измерения безработицы в развитых экономиках (соотношение количества соискателей работы и всего трудоспособного населения).

Министерство людских ресурсов и социальной безопасности КНР ежеквартально публикует данные городских центров занятости.

Если использовать эту методику, то сегодняшний уровень безработицы в Китае составляет 5,1%. Это цифра точнее отражает ситуацию на рынке труда, но и она, скорее всего, неполная: китайские власти сообщают статистику лишь из 31 крупнейшего города страны.

Кроме того, следует помнить, что далеко не все соискатели работы обращаются за помощью в официальные центры занятости.

Имеется еще один нюанс, который характерен для Китая. В последнем исследовании Международного валютного фонда отмечается, что китайская экономика искусственно создает впечатление стабильности на рынке труда.

Государственные компании, как правило, не увольняют сотрудников во время экономического спада, так как имеют четкую политическую установку властей: сохранение социальной стабильности в обществе намного важнее прибыли.

Кроме того, сельская местность до сих пор остается своего рода "защитным клапаном" для мигрантов, потерявших работу в городах в период спада. Китайские СМИ подсчитали, что во время финансового кризиса 2008 г. около 45 млн человек вернулись в свои сельские дома, что, безусловно, снизило давление на рынок труда в городах.

Вся эта неразбериха со статистикой не стоила бы внимания, если бы уровень безработицы не являлся чрезвычайно важным экономическим индикатором. На фоне замедления темпов роста Китая и отчаянных попыток китайского правительства стимулировать экономику недостаток информации об истинном положении дел на рынке труда становится серьезной проблемой.

Как недавно заметила газета Financial Times, пришло время, когда Пекин, наконец-то, должен нанять армию экспертов, которые бы подсчитали истинное количество безработных в Китае.

 - 94.94 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. БАРНАУЛЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Барнаул, 2010

Введение………………………………………………………… ………………...3

Современное социально-экономическое состояние Китая…………………….4

Человеческие ресурсы Китая: основные проблемы……………………………6

Пути решения проблем занятости населения в КНР………………………….12

Заключение…………………………………………………… ………………….18

Список использованных источников и литературы…………………………..20

Приложения…………………………………………………… ………………...21

Введение

Гигантские ресурсы Китая – природные, демографические и цивилизационные – делают его сегодня одним из потенциальных лидеров мировой экономики. «Использовать древность во благо современности» - этот девиз, провозглашенный Мао Цзе Дуном, продолжает оставаться актуальным, поскольку он подчеркивает единство управленческой культуры Китая и современных требований мирового рынка, что выгодно и эффективно.

Огромные человеческие ресурсы Китая нуждаются в качественно новой, социологической оценке, позволяющей прогнозировать их видоизменение и развитие и рационально использовать традиционные китайские принципы управления в оптимальном сочетании с современными требованиями управленческой культуры.

В данной курсовой работе отражены основные проблемы занятости в современном Китае, которые обладают рядом специфических черт и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Речь идет, в первую очередь, о безработице и путях снижения ее уровня; во-вторых, о структуре занятости населения, характерной для КНР. Кроме того, в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности страны является обеспечение высокого качества кадрового потенциала.

Таким образом, организация человеческих ресурсов в целях достижения максимальной эффективности управления государством, а также исследование человеческого капитала в Китайской Народной Республике и освещение проблемы занятости населения являются важнейшими задачами настоящей курсовой работы.

Современное социально-экономическое состояние КНР

Китайская Народная Республика в своем развитии, несмотря на коммунистическую идеологию, всегда опиралась на мощные ресурсы древнейшей китайской цивилизации и подходила к выбору инструментов реформ очень прагматично. Гигантские демографические, природные ресурсы Китая делает его одним из потенциальных лидеров мировой экономики, а продемонстрированная им в ходе реформ конца ХХ века динамика экономического развития позволяет прогнозировать его выход на лидирующие позиции уже к 2020-2030 гг.

Китай – это третье по величине государство после России и Канады. Площадь Китая – 9,572 млн. кв.км, население составляет – 1,205 млрд. человек. Китай разделен на 23 провинции, включая Тайвань, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Чунцин) и 2 специальных административных района. Значительная часть населения КНР проживает в столице – Пекине – более 12,5 млн.человек, а также других крупных городах: Шанхай (7,86 млн. чел.), Тяньцзин (5,9 млн. чел.).

Следует помнить, что фактически «Большой Китай» состоит из трех частей. Во-первых, это Китайская Народная Республика (КНР), которая собственно и является основным и, как считают ее руководители, единственным китайским государством. Во-вторых, это Гонконг, ставший частью КНР в 1997 году, но в течение еще 50 лет сохраняющий статус автономии и собственное законодательство. В-третьих, это пока независимый Тайвань, на присоединении которого постоянно настаивает Пекин.

Природно-климатические ресурсы страны чрезвычайно разнообразны. Северо-западные окраины Китая богаты природными ископаемыми, в центре КНР протекает великая река Янцзы, на западе страны располагается высокое плоскогорье Тибет, которое часто называют «Крышей мира». На юге же Китай ограничивается горным хребтом Гималаев, где находится самая высокая в мире вершина, гора Эверест. Кроме того, Китай обладает земельными ресурсами, долгое время позволявшими ему осуществлять самодостаточное развитие. КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля и древесины. У страны имеются большие запасы нефти, угля и железной руды, однако многие из них находятся в труднодоступных местах. Земельные ресурсы позволяют полностью обеспечивать население продуктами питания. Китай является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов.

Китай занимает около 1/5 площади Азии. Это самая многонаселенная страна в мире. Всего в мире живет 1350 млн. китайцев, что в 1,5 раза больше, чем индусов, и примерно в 4 раза больше, чем англосаксов и арабов. Китайские диаспоры имеются почти во всех крупных странах мира. Они сохраняют свой национальный жизненный уклад, живут обособленно и сохраняют экономические связи с родиной. Это делает диаспору важнейшим фактором экономического развития Китая. КНР – весьма этнически однородное государство: 90% населения составляют собственно китайцы. Кроме того, в стране проживают представители примерно 50 других этнических групп, в том числе монголы, тибетцы, казахи и корейцы. Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания не только китайского правительства, но и всего мирового сообщества. Быстрый рост населения страны долгое время вызывал серьезные опасения, поэтому были приняты законы, призванные снизить уровень рождаемости.

Человеческие ресурсы Китая: основные проблемы

Как известно, Китай является самой многонаселенной страной на нашей планете. Так, с начала 50-х до конца 70-х годов прошлого века численность КНР увеличилась с 600 млн.человек до 1 млрд.человек, т.е. почти в 1,5 раза. Столь значительное и быстрое увеличение численности населения обернулось для страны серьезными проблемами в сфере занятости.

Правительство Китая, озабоченное стремительным ростом населения, провозгласило политику его «планового воспроизводства» и, пользуясь поддержкой народа, добилось позитивных результатов в стабилизации и прогнозируемости численности жителей. Вместе с тем очевидным является разрыв между количеством создаваемых рабочих мест и численностью трудоспособного населения. Назревающая кризисная ситуация – следствие резкого прироста населения, вступившего в возраст максимальной трудоспособности.

Перепись населения в Китае проводилась в 1953, 1964, 1982, 1990 и 2000 годах, что служит солидной базой для прослеживания его динамики (Приложение 1). Согласно проведенной в 1964 г. второй всеобщей переписи населения, в Китае насчитывалось 387,1 млн. человек трудоспособного возраста. В 1982 г. третья всеобщая перепись зафиксировала увеличение его численности до 621,6 млн., т.е. за 18 лет прирост трудоспособного населения составил 234,4 млн. человек (50,56%). По данным четвертой всеобщей переписи населения, в 1990 г. численность трудоспособного населения КНР достигла 757,6 млн. человек (17,1%). Пятая перепись населения показала, что прирост трудоспособного населения продолжился, хотя уже и не такими темпами, и составил 131,2 млн. человек.

Таким образом, темпы прироста населения трудоспособного возраста уменьшились, но абсолютные его показатели остаются высокими, поскольку базисная численность населения велика.

В 1964 г. численность населения составляла 694,6 млн., в 1982 г. – 1046 млн., в 2000 г. – 1267 млн., в 2006 г. – 1314 млн. человек. С 1964 г. по 1982 г. среднегодовой прирост рабочей силы достигал 3,36%, что выше прироста населения на 0,55%. С 1982 г. по 1990 г. этот показатель еще больше возрос, превысив прирост населения на 1,7%, а с 1991 г. по 2006 г. – на 0,31%.

Эти показатели свидетельствуют о том, что в последние годы численность граждан трудоспособного возраста увеличивалась быстрее, чем общий прирост населения. Поскольку со второй половины 70-х годов показатели рождаемости быстро снижались, темпы прироста населения уменьшались. Но в результате того, что лица, появившиеся на свет в период наиболее высокой рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста, уровень предложения рабочей силы очень высокий.

На возрастную структуру трудоспособного населения влияет, как известно, динамика воспроизводства населения. На данном этапе отчетливо прослеживается общее снижение доли населения молодого и среднего возраста в составе трудоспособного населения.

Но нельзя сводить все кризисные явления в области занятости к одной лишь безработице, хотя этот аспект затрагивает наибольшее количество населения. Несмотря на то, что безработица, а следовательно, и высокая конкуренция на рынке труда, обеспечивает Китаю одно из важнейших его экономических преимуществ – низкие цены на выпускаемую продукцию из-за крайней дешевизны рабочей силы, ситуация в социальной сфере от этого постоянно ухудшается, наращивая потенциал для взрывов социального недовольства.

Хотя, если следовать официальной статистике, уровень безработицы не так уж и высок и составляет всего 4% (около 30 млн. человек). Но в свою очередь большинстве исследователей сходится на том, что статистические данные, характеризующие ситуацию в сфере трудоустройства, говорят лишь о состоянии проблемы среди городского населения Китая. Так, в 2007 г. количество занятого населения составило 769,9 млн. человек, из которых 38,1% являются лицами, работающими в городах, а 61,9% - сельские труженики (приложение 2, рис. 1).

Сам по себе состав работающего населения – только один из параметров, характеризующих трудовой потенциал страны. Для его качественной оценки важны состояние и уровень профессиональной подготовки населения страны. Профессиональный уровень населения – показатель, отражающий трудовой потенциал страны. В целом, в КНР он стал выше, чем 10 лет назад, но все еще недостаточно высок, что затрудняет освоение и использование экономических ресурсов, повышение эффективности народного хозяйства.

Так, в 2000 г. в расчете на 100 тыс. жителей только 3611 человек имели высшее образование. Несмотря на то, что с каждым годом число людей с высшим образованием увеличивалось, уровень неграмотности населения продолжает оставаться высоким. На данном этапе удельный вес высококвалифицированных рабочих не достигает и 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80%.

Сложная экономическая ситуация, дефицит многих естественных ресурсов, незавершенность формирования современной системы управления хозяйством – все это ограничивает возможности обеспечения эффективной занятости людей. Эти проблемы затрагивают почти все направления экономического развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы. Решение указанного вопроса неминуемо должно сопровождаться модернизацией системы образования, изменением ключевых принципов китайского менеджмента, а также созданием соответствующей инфраструктуры, способствующей практической реализации знаний, умений и творческой деятельности данного квалифицированного персонала. Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………..20
Приложения……………………………………………………………………...21


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты