22.02.2022

Прогрессивность и регрессивность налога понимают по разному. Прогрессивное и регрессивное налогообложение в современных условиях


Текущая страница: 5 (всего у книги 14 страниц)

Шрифт:

100% +

14. Как измеряется уровень благосостояния граждан страны?

Средний жизненный уровень населения страны определяется показателем ВВП на душу населения, который равен ВВП, деленному на численность населения страны. Поэтому ошибочны следующие положения:

Чем выше темпы роста населения, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.

Чем выше ВВП страны, тем выше уровень благосостояния граждан этой страны.

Для сравнения уровней экономического развития данной страны в разные периоды времени следует применять номинальный ВВП.

15. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?

Нет. Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Знание этого определения экономического роста позволяет судить об ошибочности следующих положений:

Экономический рост – любое увеличение реального ВВП.

Экономический рост – многолетнее увеличение номинального ВВП.

Экономический рост не связан с изменением численности населения.

Экономический рост может быть обусловлен тем, что в стране происходит увеличение количества ресурсов и / или повышение их качества. Экстенсивный рост обусловлен увеличением количества факторов производства: это увеличение количества трудовых ресурсов; увеличение количества доступных природных ресурсов; увеличение капитальных ресурсов. Интенсивный рост обусловлен повышением качества факторов производства: это повышение производительности труда; доступность природных ресурсов более высокого качества; совершенствование техники и технологии; повышение качества управления.

16. Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла?

Экономический цикл – это периодические колебания деловой активности. Экономический цикл имеет четыре основные фазы: подъем, пик, спад, низшая точка спада (дно). Когда экономика достигает уровня максимальной деловой активности в области точки пика, наступает период сверхзанятости и высокой инфляции. В этом состоянии экономика оказывается «перегретой».

Во время спада деловая активность начинает сокращаться, вплоть до низшей точки спада. При этом предприятия закрываются, безработица возрастает. Область вокруг низшей точки спада называется кризисом. Это период недоиспользования экономических ресурсов, высокой безработицы.

На стадии подъема экономика начинает выходить из кризиса, деловая активность растет, пока не достигнет максимума в точке пика. При этом занятость тоже растет, а безработица, соответственно, снижается.

17. Какие функции выполняют деньги?

Деньги – это особый товар, всеобщий эквивалент. Деньги должны признаваться как деньги всеми. В современной экономике деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления. Стоимость денег определяется количеством товаров и услуг, которые можно на них приобрести. Ошибочно считать, что стоимость денег определяется правительством.

18. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники, выгоднее сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией. Инфляция усиливает риск, связанный с нововведениями, с долгосрочными вложениями. Становятся невыгодными долгосрочные проекты и долгосрочные кредиты. Рост банковского процента тормозит развитие производства и ведет к дальнейшему росту цен.

Инфляция также обесценивает накопленные фонды предприятий и накопления граждан. Ослабляется мотивация к высокопроизводительному труду, так как номинальный рост доходов не связан с затратами и результатами труда. Особенно сильно негативное воздействие инфляции сказывается на беднейших слоях населения. Результатом всех этих процессов является обострение социальных противоречий в обществе, забастовки, народные волнения, смена правительств, государственные перевороты.

Не все и не всегда проигрывают от непредвиденного роста цен. В ряде случаев возможен выигрыш от инфляции. Так, в выигрыше окажется любой человек, получивший кредит, оплативший какие-то услуги вперед под фиксированный процент, если реальный рост цен превысит этот процент. В выигрыше оказывается и государство, когда оно не спешит индексировать пенсии, стипендии, зарплату бюджетникам в соответствии с темпом роста цен.

19. Каковы цели монетарной политики?

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это меры по регулированию денежной массы с целью стабилизации экономики. Проводником монетарной политики государства выступает Банк России. Монетарная политика направлена на сглаживание циклических колебаний: повысить деловую активность в экономике страны во время спада, а во время экономического бума – предотвратить высокую инфляцию, «перегрев экономики». Цели монетарной политики: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.

20. Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями монетарной политики, это: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.

Для проведения фискальной политики государство может использовать два инструмента: изменение государственных расходов и изменение ставок налогообложения. Во время спада требуется стимулирующая политика, т. е. увеличение фактического ВВП страны. Во время экономического бума нужна сдерживающая политика, т. е. сокращение фактического ВВП страны.

Рассмотрим в качестве примера, как проводится стимулирующая политика. Государство может увеличить расходы на товары и услуги: повысить пенсии, социальные пособия; может увеличить расходы на государственное строительство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоемких производств и др. Снижение ставок налогов приведет к тому, что доход, остающийся в распоряжении людей, и чистая прибыль фирм возрастут. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут выше. В целом, рост государственных расходов и снижение налогов приведет к увеличению ВВП.

21. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам. Так, прогрессивная система повышает ставку налога для высокооплачиваемых граждан, снижая тем самым реальный доход этой группы населения; при этом ставка налога для малообеспеченных граждан ниже, что повышает их реальный доход. Таким образом, достигается уменьшение степени неравенства в обществе. Регрессивная система налогообложения оказывает противоположное действие на распределение доходов отдельных групп населения. Пропорциональная система налогообложения не изменяет соотношение уровней доходов отдельных групп населения.

Обратимся к примеру задания.


Задание. Определите, какой вид налоговой системы принят в данной таблице: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная?

Ошибочно считать представленную шкалу пропорциональной: в первых трех строках ставка налога постоянная – 10 %, но в четвертой строке появляется «ступенька»: с малообеспеченных взимают лишь 5 %. В целом, шкала становится прогрессивной.

Ответ: прогрессивная.

22. Каковы причины и последствия глобализации?

Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик; это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Причины глобализации многообразны: это экономические, научно-технические, информационные, организационные и социокультурные причины. Так, основными факторами, ускоряющими глобализацию, являются: открытость рынков товаров и услуг, рынков факторов производства, единство инструментов и методов проведения экономической политики, развитие наукоемких технологий, развитие средств транспорта, связи и интернет-технологий, усиление роли международных экономических организаций, в том числе, транснациональных корпораций.

Противоречивость процесса глобализации:

С одной стороны, она ведет к более эффективному распределению ресурсов между странами, развитию конкуренции и стимулированию научно-технического прогресса. Это способствует росту всеобщего благосостояния.

С другой стороны, глобализация приводит к дальнейшему усилению неравномерности распределения доходов, усилению технологического отставания многих стран. Растет зависимость стран от ситуации на мировых товарных и финансовых ранках, растет структурная безработица из-за падения конкурентоспособности многих отраслей национальных хозяйств.

Таким образом, ошибочным является суждение о том, что рост открытости национальных экономик имеет исключительно негативные последствия.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?

социальная стратификация и мобильность

социальные группы

молодежь как социальная группа

этнические общности

межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

социальный конфликт

виды социальных норм

социальный контроль

свобода и ответственность

отклоняющееся поведение и его типы.

социальная роль

социализация индивида

семья и брак

2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

Большинство заданий, направленных на проверку знаний по названным содержательным элементам, не вызывает особых затруднений при выполнении. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия наполнены содержанием, известным не только по урокам обществоведения, но и из личного социального опыта. Каждый человек имеет определенный социальный статус, он связан множеством невидимых нитей с другими людьми, представителями разных социальных групп. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений.

Социологическая наука – это логически стройная и обоснованная система достоверного знания об обществе в целом. Поэтому для правильного ответа на экзаменационные вопросы одного социального опыта явно недостаточно, необходимо владеть основами научных знаний об обществе.

Как уже отмечалось, часть учащихся в своих ответах подменяет научное знание явлений и процессов житейскими представлениями о них. Применительно к социальной сфере это прежде всего касается следующих вопросов: многообразие критериев выделения социальных групп; социальная стратификация и социальное неравенство; виды социальной мобильности; социальные нормы и отклонения в поведении.

3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?

Напомним, что социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.

Демографический критерий. Распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные) и др.

Этнический критерий. Он определяет принадлежность человека к этносу (племени, народности, нации).

Расовый критерий. Единство происхождения и области расселения, общность наследственных физических особенностей позволяют выделить три основные (большие) группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы.

Поселенческий критерий предполагает выделение социальных групп в зависимости от места жительства (горожане, сельские жители и т. п.).

В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определенной подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию (врачи, учителя, архитекторы, инженеры и т. п.).

По уровню образования выделяют группы тех, кто имеет, например, начальное, неполное среднее, среднее или высшее образование и т. п.

По своей величине, численности , а также характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на малые и большие.

Человек, как известно, может состоять сразу в нескольких группах. Это могут быть, например, семья, школьный класс или трудовой коллектив, компания сверстников и т. п.

4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?

Такой подход является ошибочным: эти понятия необходимо различать. Под социальной стратификацией понимают расположение социальных групп (слоев, страт) в общественной структуре с учетом прежде всего размеров доходов, уровня образования, доступа к власти, престижа профессии. Представители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями, ценностными приоритетами, часто осознанно относят себя к данной группе.

Социальное неравенство означает, что между различными группами (стратами, слоями) населения существует неравномерное распределение доходов, власти, образования, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Иными словами, отдельные индивиды, социальные слои, классы, находясь на разных ступенях социальной иерархии, обладают неравными возможностями удовлетворения потребностей.

Таким образом, социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Неравенство является критерием, при помощи которого мы можем разместить социальные группы относительно друг друга.

5. Что мы знаем о социальных ролях?

Среди заданий единого экзамена есть задания, связанные с усвоением понятия «социальная роль», со знанием типичных для нашего времени социальных ролей человека, например:


Задание . После расторжения брака гражданин К. продолжал по выходным дням совершать с сыном автомобильные прогулки за город. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли

2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социальной политики

4) проявления социальной мобильности

1.3 Опыт зарубежных ученых в раскрытии основ прогрессивного и регрессивного налогообложения

Для рассмотрения идей в области прогрессивного и регрессивного налогообложения зарубежных ученых – экономистов обратимся к общим и частным теориям налогообложения. Несомненно, основоположником зарождения теорий налогообложения является экономист классической школы – Адам Смит. Его научная деятельность в данной сфере имеет огромное значение. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства». То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита». Самый первый принцип – это принцип справедливости – состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше» . Налоговая система России не соответствует принципу справедливости, одному из четырех основополагающих принципов научной мысли выдающегося ученого Адама Смита. В таком случае делать вывод о её эффективности и объективности – не приходится. Примечательно, что в этом отношении Адам Смит оказывается единомышленником еще одного не менее известного ученого – Карла Маркса. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Для реализации «деспотического вмешательства в право собственности» среднего класса, К. Маркс предлагает программу «мероприятий» из десяти пунктов. Эти мероприятия будут, конечно, различны в разных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  • Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  • Высокий прогрессивный налог.
  • Отмена права наследования.
  • Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  • Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  • Централизация всего транспорта в руках государства.
  • Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  • Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  • Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  • Общественное и бесплатное воспитание всех детей . Карл Маркс считал главным злом капитализма частную собственность и капиталистическую эксплуатацию. Нельзя недооценивать тот факт, что есть разные пути, по которым частные собственники могут расходовать свою прибыль. Это определяет структуру и противоречия в обществе, от этого зависят уровень и качество жизни людей. Инструментом ограничения антиобщественных сверхвысоких доходов стала прогрессивная система налогообложения, действующая ныне в большинстве экономически развитых стран. На практике попытки установления прогрессивного обложения встречаются очень рано: во Флоренции в 1442 г., в Голландии в 1742 г., в Саксонии в 1742 г. и т. д. В то же время наши законодатели не спешат прибегнуть к такому инструменту ограничения сверхвысоких доходов, как прогрессивная ставка. Дело в том, что они их не считают антиобщественными, так как мы давно не при коммунизме живем. Тем не менее, Карл Маркс – ученый с мировым именем и его суждения о высоком прогрессивном налоге для богатых не потеряли свою значимость и сегодня.

Теоретические защитники принципа справедливости в налогообложении появляются весьма рано, к числу их принадлежали, например: Виктор Рикети маркиз де Мирабо – один из основоположников теории единого прогрессивного подоходного налога. Её суть заключалась

во взимании единой поголовной подати с изменяемого оклада по степени зажиточности плательщика. Также следует упомянуть Жана Шарля Леонарда Симонд де Сисмонди – одного из представителей теории пропорционального и прогрессивного налогообложения. Он полагал, чем богаче гражданин, тем более он обязан государству своим богатством. Друг и соратник К. Маркса – Фридрих Энгельс являлся основоположником теории радикальной социалистической направленности. Основная задача данной теории заключается в нижеследующем: целесообразно ввести прогрессивное налогообложение с целью кардинального изменения в распределении национального богатства. Теория социально-политической направленности характеризует введение прогрессивного налогообложения исходя из интересов буржуазии, так как она должна ратовать за введение прогрессивного налогообложения, поскольку оно позволяет ограничивать прирост их доходов и как следствие падение норм прибыли на капитал. Данной теории в какой-то степени придерживался в своих суждениях мыслитель Томас Гоббс . Не менее интересны еще две частные теории, а именно теория общего возмездия и теория специального возмездия. В основе первой лежит идея преимущества прогрессивного налогообложения, ориентировавшего деятельность государства в пользу обеспеченных слоев населения и необходимости соответствующего возмездия с их стороны. Вторая аргументирует необходимость прогрессии в прямых налогах как некой компенсации за невозможность её установления в косвенных налогах. К сторонникам этих теорий можно отнести известного немецкого статистика Эрнста Энгеля. Итак, у богатых остатки в бюджете на удовлетворение необходимых потребностей больше не только абсолютно, но и относительно. Между тем у бедных ничего не остается на удовлетворение культурных потребностей, не говоря о неполном удовлетворении физиологических потребностей. На основании закона Энгеля пришли к выводу, что «надо брать там, где есть большие излишки». Джон Стюарт Милль сформулировал теорию равенства жертвы, в которой он обосновал принцип прогрессивного обложения. Он считал, что каждый гражданин обязан доставлять государству определенную долю своего дохода, в виде которой он приносил бы жертву, равную жертве других граждан, с таким расчетом, чтобы по уплате налога граждане оставались в том же самом хозяйственном положении, в каком они были раньше, до уплаты. Это и есть критерий относительного равенства, в силу которого нормой обложения становится принцип, что налог должен представлять для каждого гражданина одну и ту же ценность, то есть одинаковую жертву. Немецкий экономист Адольф Вагнер является идеологом социально-политического направления, которое в прогрессивном налогообложении видело средство нивелировки имущественного неравенства. Фактически прогрессивное обложение вошло в практику под давлением рабочего класса и аграриев. Расхождение во взглядах на пропорциональное и прогрессивное обложение объясняется не только классовой принадлежностью их представителей, но и содержанием понятия платежеспособности. Представители пропорционального обложения под платежеспособностью понимали доход и имущество плательщика налога, сторонники прогрессивного обложения – такую способность уплаты, которая соизмеряется, с одной стороны, с доходам и имущественным состоянием, а с другой – с лишением и жертвою, которая должна быть одинаковой для всех плательщиков. Итак, А. Вагнер считает, что государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели, смягчать неравенство, влиять определенным образом на распределение имуществ и доходов . Анализируя мнения вышеперечисленных ученых-экономистов, важно отметить, что прогрессивное налогообложение будет полезным для экономики страны только в том случае, если не превратиться в конфискацию доходов населения. Для более полного отражения информации по данному вопросу, необходимо отметить и критику прогрессивных ставок некоторыми учеными. Так, современные либеральные экономисты убеждены, что прогрессивный подоходный налог замедляет экономическое развитие. Современная либеральная критика прогрессивного налога выстраивается по нескольким направлениям. Во-первых, либералы считают, что прогрессивное налогообложение неприемлемо, поскольку оно резко увеличивает количество способов ухода от налогов. Во-вторых, теоретики либерализма убеждены, что прогрессивный налог мешает не столько богатым, сколько обогащающимся. Другими словами, речь идет о том, что прогрессивный налог мешает экономической инициативе, что в конечном счете оборачивается замедлением экономического развития. Высказанные одновременно, эти два аргумента очевидно противоречат друг другу. Действительно, либо прогрессивный налог способствует уходу от налогов и, таким образом, увеличивает экономическую активность, либо он ей препятствует и ведет к стагнации. Что касается регрессивного налогообложения, то его исследование как зарубежными, так и русскими учеными сводилось в основном к понятию и определению термина «регрессия». При этом экономисты многих стран выделяют всего одну основную положительную черту регрессивного налогообложения, а именно – результатом данного вида налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов. Если обратиться к истории налоговой системы в России, можно проследить отрицательную тенденцию введения регрессивного налогообложения. Так, особенностью косвенного налогообложения является – регрессивный характер – чем меньше доход, тем большую его часть занимает налог. Не стоит забывать, что именно косвенные налоги вызывали наибольшее недовольство, наподобие знаменитых «соляных бунтов».

Подводя итоги первой главы курсовой работы, обобщаем и выделяем по пунктам все полученные сведения о прогрессивном и регрессивном налогообложении. Во-первых, тот факт, что положительную оценку прогрессивному налогообложению, в своих суждениях давали ученые с мировым именем, уже говорит о многом. А именно, налоговая система любой страны косвенно построена на основополагающих принципах,

заложенных еще в период становления налогообложения. Одним из данных принципов является принцип справедливости. Чем российская налоговая система хуже налоговой системы, например, Германии? Тем, что она не соответствует принципу справедливого налогообложения. Во-вторых, опасения многих рассматриваемых нами ученых о том, что прогрессивное налогообложение может привести к торможению экономического роста в стране – совершенно напрасно для России. И вот почему – не спешат российские олигархи вкладывать свои денежные средства в развитие инновационных проектов и науку. Ведь от вложений в финансовую сферу положительный эффект виден почти сразу, а вложения в инновации требуют немалого времени до появления видимого результата. В-третьих, довольна интересна теория равенства жертвы. Отрицательный результат от взимания налога должен быть одинаковым для любого налогоплательщика, иначе это будет противоречить не только Налоговому кодексу, но и Конституции Российской Федерации. Налогоплательщики равны в своих правах и обязанностях, в таком случае, почему для одних уплата налога является незаметной, хотя и малоприятной потерей части дохода, а для других – это невосполнимая утрата денежных средств и дальнейшая невозможность нормального существования и осуществления даже первоочередных потребностей? Это существенная ошибка налогового законодательства России, которую давно пришло время исправлять.

2 Исследование наиболее эффективных методов налогообложения на современном этапе становления и развития российской экономики

2.1 Сравнительный анализ законодательной базы, регулирующей регрессивное и прогрессивное налогообложение в России и за рубежом

Прогрессивная ставка налога на доходы считается правильной во всем мире, она способствует сглаживанию в обществе неравенства и перераспределению доходов. На момент начала налоговой реформы в России существовала прогрессивная шкала ставок подоходного налога в соответствии с Законом СССР от 23.04.1990 № 1443-1 «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Данный закон вступил в силу с 1 июля 1990 года и в статье 8 устанавливал налоговые ставки на подоходный налог, указанные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Налоговые ставки подоходного налога, 1990 год.

Налогооблагаемая сумма

Сумма налога

От 101 до 150 рублей

0 р. 29 коп. – 14 р. 70 коп.*

От 151 до 700 рублей

14 р. 70 коп. + 13 % с суммы, превышающей 150 руб.

От 701 до 900 рублей

86 р. 20 коп. + 15 % с суммы, превышающей 700 руб.

От 901 до 1100 рублей

116 р. 20 коп. + 20 % с суммы,

превышающей 900 руб.

От 1101 до 1300 рублей

156 р. 20 коп. + 30 % с суммы, превышающей 1100 руб.

От 1301 до 1500 рублей

216 р. 20 коп. + 40 % с суммы, превышающей 1300 руб.

От 1501 до 3000 рублей

296 р. 20 коп. + 50 % с суммы, превышающей 1500 руб.

От 3001 р. и выше

1046 р. 20 коп. + 60 % с суммы, превышающей 3000 руб.


* От 101 до 129 рублей – 29 копеек за каждый начисленный рубль; от 130 до 150 рублей – 30 копеек

При этом основными плательщиками данного налога являлись лица, которые получали легальную заработную плату. Административные и институциональные условия ведения экономической деятельности в России таковы, что для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы ставок использование целого ряда возможностей для уклонения от налогообложения гораздо выгоднее исполнения в полном объеме налоговых обязательств. Среди таких возможностей на момент начала налоговой реформы можно назвать трансформацию заработной платы в проценты по вкладам и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами, и др. В результате, подоходное налогообложение носило регрессивный характер при прогрессивных налоговых ставках. Преодолеть такое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога было невозможно. Вопрос о реформировании налогового законодательства встал на повестке дня еще в 1997 году, когда в Государственной Думе обсуждался проект Налогового кодекса, внесенный Правительством Российской Федерации. Практическое же воплощение реформы началось с принятием в июле 1998 года первой части Налогового кодекса. Однако собственно реформирование порядка исчисления и взимания конкретных налогов стало реализовываться по мере принятия, начиная с 2000 года, первых глав второй части Налогового кодекса. Таким образом, Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» была изменена налоговая ставка на доходы физических лиц. Вторая часть Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года установила единую ставку налога на доходы физических лиц – 13 %, самую низкую в мировой практике налогообложения. Введение плоской шкалы налогообложения обосновывалось необходимостью повышения уровня собираемости налогов, искоренения схем сокрытия реальных зарплат, снижения количества лиц, уклоняющихся от налогов. Сторонники плоской шкалы в качестве основного аргумента достигнутого эффекта приводят цифры существенного прироста поступления по данному налогу в 2001-2002 годах, то есть сразу после принятия соответствующего закона. По данным тогда еще Министерства по налогам и сборам, ведомство было переименовано в Федеральную налоговую службу в 2004 году, в 2001 году поступления НДФЛ в казну возросли на 46,7 %. При этом, по данным Росстата, рост реальных доходов населения составил всего 8,8 %. То есть в первый год после нововведения результат был, и существенный – 37,9 %. В таблице 2.2 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по НДФЛ в 2000-2006 гг. как в реальном выражении (в ценах 1998 г.), так и в процентном отношении к ВВП.

Таблица 2.2 – Поступление НДФЛ в бюджет расширенного правительства Российской Федерации 2000-2006 гг. (в реальном выражении и в % ВВП)

Налоговые поступления в реальном выражении (трлн. р.)

Налоговые поступления в % ВВП


"Налоговая (фискальная) политика "

На-ло-ги — обя-за-тель-ные удер-жа-ния в поль-зу го-су-дар-ст-ва с на-се-ле-ния и пред-при-я-тий. Они ус-та-нав-ли-ва-ют-ся за-ко-ном, а все ме-ро-при-я-тия, свя-зан-ные с по-ряд-ком их взи-ма-ния, раз-ме-ра-ми ста-вок, оп-ре-де-ле-ни-ем их ко-ли-че-ст-ва, на-зы-ва-ют-ся на-ло-го-вой по-ли-ти-кой. Ис-то-рия на-ло-гов на-счи-ты-ва-ет бо-лее 5 ты-сяч лет (от жерт-во-при-но-ше-ний и при-ну-ди-тель-ных по-вин-но-с-тей к со-вре-мен-ным сбо-рам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.

Ис-то-рия на-ло-го-об-ло-же-ния на Ру-си на-ча-лась с по-лю-дья кня-зя Оле-га — не-упо-ря-до-чен-но-го сбо-ра да-ни кня-зем с дру-жи-ной. В 945 г. кня-ги-ня Оль-га про-ве-ла важ-ную ре-фор-му — ус-та-но-ви-ла фик-си-ро-ван-ное на-ло-го-об-ло-же-ние в зем-лях вос-точ-но-сла-вян-ских пле-мен, вве-ла уро-ки (раз-мер да-ни), по-го-с-ты (ме-с-та сбо-ра да-ни), дым (еди-ни-цу на-ло-го-об-ло-же-ния). Со-би-рать на-ло-ги ста-ли спе-ци-аль-ные лю-ди — ем-цы, мыт-ни-ки, меч-ни-ки.

Го-су-да-ре-во тяг-ло — так име-но-ва-ли в Рус-ском го-су-дар-ст-ве весь ком-плекс де-неж-ных и на-ту-раль-ных пла-те-жей го-су-дар-ст-ву.

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов: фискальная(на-пол-не-ние го-су-дар-ст-вен-но-го бю-д-же-та, что-бы власть мог-ла вы-пол-нять свои обя-за-тель-ст-ва пе-ред об-ще-ст-вом), распределительная или социальная со-ци-аль-ную (пе-ре-рас-пре-де-ле-ние до-хо-дов в поль-зу ма-ло-иму-щих сло-ев на-се-ле-ния) , стимулирующая (сти-му-ли-ро-ва-ние эко-но-ми-че-с-кой де-я-тель-но-с-ти). Важ-ное зна-че-ние име-ют на-ло-ги для оп-ре-де-ле-ния по-ли-ти-ки го-су-дар-ст-ва в ре-ги-о-нах. От то-го, ка-кие в стра-не на-ло-ги, за-ви-сит очень мно-гое. На-при-мер, ес-ли они слиш-ком вы-со-ки, то про-из-во-дить про-дук-цию, ока-зы-вать ус-лу-ги ста-но-вит-ся про-сто не-вы-год-но.

1. Фискальная функция (от латинского слова fiscus - государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.

2. Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

3. Стимулирующая функция налогов - это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги . Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы - то есть налоги на отдельные товары и услуги - широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.

Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.

С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог - это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной - большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.

Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот . Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.

Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой - 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

· налог на добавленную стоимость,

· налог на прибыль,

· акцизы,

· платежи за пользование природными ресурсами,

· подоходный налог с физических лиц,

· таможенные пошлины,

· налог на имущество организаций.

Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Глав-ной фор-мой ос-нов-но-го на-ло-га на граж-дан яв-ля-ет-ся по-до-ход-ный, его став-ка в раз-ных стра-нах ко-леб-лет-ся от 10 до 50%. Уп-ла-та по-до-ход-но-го на-ло-га — од-на из обя-зан-но-с-тей граж-дан, она осу-ще-ств-ля-ет-ся как по ме-с-ту ра-бо-ты, так и на ос-но-ва-нии лич-ных на-ло-го-вых дек-ла-ра-ций — до-ку-мен-тов, ко-то-рые долж-ны пред-став-лять-ся в спе-ци-аль-ное ве-дом-ст-во — на-ло-го-вую ин-спек-цию. В этом до-ку-мен-те ука-зы-ва-ют-ся все сум-мы, по-лу-чен-ные в те-че-ние го-да (на-при-мер, го-но-ра-ры за кни-ги, вы-пол-нен-ные ра-бо-ты, до-пол-ни-тель-ные за-ра-бот-ки не по ос-нов-но-му ме-с-ту ра-бо-ты). Ес-ли же граж-да-нин ра-бо-та-ет толь-ко на од-ном ме-с-те и уп-ла-чи-ва-ет по-до-ход-ный на-лог с за-ра-бот-ной пла-ты, ему не нуж-но по-да-вать на-ло-го-вую дек-ла-ра-цию. В Рос-сии став-ка по-до-ход-но-го на-ло-га с граж-дан (фи-зи-че-с-ких лиц) со-став-ля-ет 13%.

Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая - по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.

Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия - 20%, Англия - 15%, ФРГ - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам - до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.

На-ло-гом на кор-по-ра-ции (фир-мы) об-ла-га-ет-ся не толь-ко при-быль пред-при-я-тий, но так-же и часть из-дер-жек (на-при-мер, осо-бый на-лог пред-при-я-тия вы-пла-чи-ва-ют с на-чис-ле-ния зар-пла-ты сво-им со-труд-ни-кам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде - 38-43,5%, Японии - 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году - до 24%.

Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами "на грехи", имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - поставщики этих товаров.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

По-сто-ян-но уве-ли-чи-ва-ет-ся в на-ло-го-об-ло-же-нии часть ко-с-вен-ных на-ло-гов — это ак-ци-зы (на-ло-ги, как бы скры-ва-ю-щи-е-ся в це-не оп-ре-де-лен-ных то-ва-ров, на-при-мер, в ал-ко-голь-ных на-пит-ках, та-баке), та-мо-жен-ные по-ш-ли-ны и не-ко-то-рые дру-гие. От то-го, на-сколь-ко ис-прав-но уп-ла-чи-ва-ют-ся на-ло-ги, за-ви-сит бла-го-со-сто-я-ние все-го об-ще-ст-ва — уро-вень ме-ди-цин-ско-го об-слу-жи-ва-ния, об-ра-зо-ва-ния, пен-си-он-но-го обес-пе-че-ния и т. д. Не слу-чай-но во всех стра-нах пре-ду-с-мо-т-ре-ны стро-гие на-ка-за-ния для тех, кто со-зна-тель-но за-ни-жа-ет свои до-хо-ды и ук-ло-ня-ет-ся от уп-ла-ты на-ло-гов.

При раз-ра-бот-ке на-ло-го-вой по-ли-ти-ки го-су-дар-ст-вен-ные ор-га-ны оп-ре-де-ля-ют, ка-ким на-ло-гам от-дать пред-по-чте-ние: пря-мым или ко-с-вен-ным, ка-ки-ми долж-ны быть став-ки на-ло-го-об-ло-же-ния. Пре-ду-с-ма-т-ри-ва-ет го-су-дар-ст-во и оп-ре-де-лен-ные на-ло-го-вые льго-ты. На-при-мер, в ря-де стран те фир-мы, ко-то-рые тра-тят сред-ст-ва на бла-го-тво-ри-тель-ность, об-ра-зо-ва-ние и со-ци-аль-но-е обес-пе-че-ние, вы-пу-с-ка-ют важ-ную для го-су-дар-ст-ва про-дук-цию (до-пу-с-тим, дет-ские то-ва-ры), по-лу-ча-ют зна-чи-тель-ные на-ло-го-вые льго-ты. В на-шей стра-не на-ло-го-вые льго-ты рас-про-ст-ра-ня-ют-ся на пред-при-я-тия, ис-поль-зу-ю-щие труд ин-ва-ли-дов.

Главным источником формирования бюджета всегда были налоги, поэтому от того, насколько правильно будет построена налоговая система, будет зависеть благополучие страны. Все граждане и компании, получающие доход, обязаны уплачивать в казну государства налоги, рассчитанные по установленной модели налогообложения.

В экономике существует несколько методов регулирования поступающих начислений. Каждый из них несёт различный экономический смысл и имеет характерные особенности.

Плоское, прогрессивное и регрессивное налогообложение – в чём разница

В связи с тем, что основной задачей налоговой системы является эффективное пополнение государственной казны, законодатели постоянно придумывают различные модели, которые отвечают условиям того или иного экономического периода страны. Среди принятых вариантов существует три наиболее удачные системы налогообложения, которые в своё время применялись, а некоторые применяются в настоящее время для начисления сборов:

  • Плоское налогообложение используется на территории нашей страны в настоящее время. Такой метод предполагает начисление и уплату равных налогов для всех слоёв населения. В такой системе не учитываются социальные интересы граждан и коммерческих структур, но она на сегодняшний момент является наиболее простой и оптимальной.
  • Прогрессивная система предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Причём при переходе от одной ступени к другой налогом облагается только та часть прибыли, которая превысила установленные показатели. Такой налог применялся в России по отношению НДФЛ. В основе метода лежит перераспределение налогового бремени с бедных слоёв населения на более богатые.
  • Регрессивное налогообложение является полной противоположностью прогрессивному, так как в связи с ростом дохода налоговые ставки системы снижаются. Такая модель проявила себя как наиболее эффективный метод взимания налоговых платежей.

Почему пониженная ставка способна приносить высокий доход

Рассмотрим более подробно регрессивную модель построения налоговых отчислений. Для того чтобы налогоплательщик был уверен в справедливости применения той или иной системы, а также для снижения сокрытия части доходов, законодатели разработали регрессивное налогообложение.

Такая система стала мощным стимулом к тому, чтобы в стране началась массовая легализация получаемых доходов, в связи с этим явлением государство стало получать дополнительный доход, несмотря на то, что ставки налогов были снижены.

Чем опасна регрессивная шкала

Регрессивная система налогообложения имеет довольно тонкую грань между плюсами и минусами. Длительное применение модели может нарушить социальное равновесие и привести к некоторому недовольству различных слоёв общества. Такие настроения общества неблаготворно влияют на пополнение бюджета страны.

Кроме того, если правительство пытается залатать бюджетные дыры, то регрессивная модель будет это делать довольно медленно, а в условиях кризисной экономики такие темпы неприемлемы.

Для кого система регрессии налоговых платежей наиболее выгодна

Если рассматривать в виде примера сферу малого бизнеса, то для ее представителей регрессивное налогообложение означает систему, которая обязывает платить равный налог с дохода независимо от обеспеченности компании. Иными словами, чем состоятельнее предприятие, тем меньше оно начисляет платежи. С точки зрения равноправия это выглядит довольно несправедливо. Но, с другой стороны, такая модель мотивирует руководство фирмы к увеличению доходной части и легализации заработной платы сотрудников.

В отношении каких налогов может применяться регрессивное налогообложение: примеры

Несмотря на то что регрессивная модель является довольно выгодной системой начисления платежей, она не считается особо популярной. В России регрессивное налогообложение применялось в начале двухтысячных годов по отношению к единому социальному налогу. Также в виде примера можно привести косвенные налоги, которые уплачивают в конечном счёте потребители.

НДС и акцизы по отношению к определённым видам товаров имеют пониженные номинальные ставки. Благодаря этому население имеет возможность приобретать товары первой необходимости, сезонную продукцию и вещи, попадающие под льготный акцизный режим, по наиболее приемлемой цене. В этом случае регрессивная система налогообложения имеет очевидные плюсы.

Государственная пошлина тоже носит регрессивный характер, так как имеет определённую шкалу ставок. При подаче исковых заявлений по имущественным делам сумма пошлины уменьшается в зависимости от размера иска.

Какая система налогообложения наиболее приемлема для современных условий экономики

В настоящее время наше государство испытывает некоторый дефицит бюджета, который можно частично закрыть налоговыми платежами. В связи с этим экономисты тщательно продумывают новую модель налогового режима, которая будет идеально подходить к условиям современного бизнеса.

Регрессивная шкала налогообложения в такие времена не совсем приемлема, так как она не способна восстановить довольно большой недобор. В связи с этим законодатели разработали законопроект, имеющий прогрессивный многоступенчатый характер начисления сборов. В его основе заложены строго определённые нормативы, по которым будут определяться налоговые ставки. Затрагивать такое налогообложение будет подоходный налог граждан. Если углубиться в реальные числа модели, то можно увидеть, что предлагаемая система имеет довольно низкую стартовую ставку налога (5%). В какой-то мере это даже напоминает регрессию по сравнению с действующим режимом.

Разрабатываемая система пока не находит общего согласия законодателей, и поэтому отложена до лучших времён. Возможно, в связи с изменением экономической ситуации в стране такой законопроект получит свою путёвку в жизнь.

Налоговые системы служат для официального изъятия части дохода в пользу государственного бюджета. От того, насколько действующая модель вызывает доверие населения, зависит размер поступающих взносов. Регрессивное налогообложение зарекомендовало себя как стимулирующая модель легализации дохода, но тем не менее система создана для определённого экономического курса и не может применяться в условиях выхода из кризиса.

Принципы налогообложения реализуются через методы налогообложения. Теории налогов известны четыре метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

При равном методе для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога. Примером может служить подушное обложение. В настоящее время данный вид налогообложения не применяется.

При пропорциональном – для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога. Другими словами, при любой величине налоговой базы (В) налоговая ставка (Т/В) остается неизменной (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы (В) налоговые ставки (Т/В) возрастают. В зависимости от того, остается ли постоянным рост налоговой ставки при возрастании функции налоговой базы, увеличивается или уменьшается, говорят об ускоряющейся (а ), линейной (b ) или замедляющейся (с) прогрессии (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

При регрессивном налогообложении с ростом налоговой базы (В) налоговые ставки (Т/В) снижаются. В зависимости от того, остается ли постоянным рост средней налоговой ставки при убывании функции налоговой базы, увеличивается или уменьшается, говорят об ускоряющейся (а), линейной (b) или замедляющейся (с) регрессии (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Налоговая регрессия (дегрессия) характерна, главным образом, для косвенных налогов, в частности, для НДС, налога с продаж, акцизов. В экономическом смысле данные налоги представляют собой надбавку к цене товара, и покупатели одного и того же товара уплачивают одинаковую сумму налога. Но доля данных налогов в доходах налогоплательщика уменьшается с ростом его дохода. Регрессивный характер носят прямые реальные налоги, используемые во многих странах. Регрессивная система налогообложения, с одной стороны, обеспечивает бюджет гарантированными налоговыми поступлениями, с другой стороны, приводит к росту инфляции, спаду производства, сужению внутреннего рынка.

Покажите регрессивный характер какого-либо налога (по выбору), взимаемого по пропорциональной ставке. Ответ лучше представить в виде графика.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ

Организационно-правовые принципы построения налоговой системы Российской Федерации нашли отражение в ст. 3 НК:

  • 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  • 3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  • 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

  • 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Соблюдение принципов налогообложения при построении налоговой системы государства призвано создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность населения, ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан, осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности, обеспечить рост и укрепление доходной базы бюджетов бюджетной системы государства.

Основными участниками налоговых правоотношений выступают налогоплательщики. НК наделяет налогоплательщиков широким перечнем прав, а также налагает на них определенный круг обязанностей. Помимо налогоплательщика, существуют такие субъекты, как налоговый агент, представитель налогоплательщика (законный и уполномоченный) и носитель налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

При установлении налогов руководствуются определенными правилами или принципами налогообложения. Различают всеобщие (классические и фундаментальные) принципы налогообложения и организационно-правовые принципы построения налоговой системы. Всеобщие принципы являются основополагающими и универсальными для всех стран, они способствуют гармонизации налогообложения. Организационно-правовые принципы налогообложения являются внутринациональными, на них базируется налоговая система государства, благодаря им обеспечивается взаимодействие ее структурных элементов.

Принцип справедливого налогообложения реализуется через методы налогообложения. Исторический процесс развития налогообложения позволил сформировать четыре метода налогообложения: равное налогообложение, пропорциональное налогообложение, прогрессивное налогообложении и регрессивное налогообложение.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты