28.11.2019

Точки зрения на кризис года. Мировые экономические кризисы и их последствия на рыночную и переходную экономику


Финансово-экономический кризис в России, начавшийся в 2014 году - ухудшение экономической обстановки в России, вызванное валютным кризисом, начавшимся в середине 2014 года, который усугубил структурный кризис российской экономики.

Валютный кризис, который разразился в связи со снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России, вызвал значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, что привело к усилению инфляции, значительному ухудшению социального положения граждан и, как следствие, падению рынка кредитования и розничной торговли.

Большинство отраслей экономики оказались подвержены кризису, в результате чего наступил спад производства.

В декабре 2014 года Алексей Улюкаев, министр экономического развития Российской Федерации выдвинул гипотезу, что мы имеем дело с тремя кризисами, наложившимися один на другой, причем каждый кризис имеет свою причину: структурный кризис, геополитический кризис (санкции Запада) и кризис, связанный с ограничениями по спросу (на сырье). В феврале 2015 года эта идея появилась в отчете Центра Восточных исследований (Варшава): «Нынешняя ситуация является результатом одновременного появления трех неблагоприятных тенденций: структурные проблемы сырьевой экономической модели, резкое снижение цен на нефть и влияние западных экономических санкций».

Позднее, в апреле 2015 года, эксперты Всемирного Банка также подтвердили, что, помимо структурного кризиса, начавшегося в 2012 году, России пришлось пережить ещё два потрясения в 2014 году, которые существенно повлияли на её экономику: приведшее к валютному кризису падение цен на нефть и экономические санкции Запада.

Структурный кризис в российской экономике

Структура экспорта товаров из России за август 2012 года. 70 % - энергоносители.

Главной причиной финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Суть проблемы состоит в следующем: при наступлении экспортного бума в экономике возникают изменения ее структуры в направлении деиндустриализации и упадка сельского хозяйства, а при его окончании – как правило, внезапном и неожиданном – наблюдается невозможность быстрого восстановления деградировавшей обрабатывающей промышленности и аграрного сектора. Для преодоления такого «порочного круга» требуются серьезные усилия, прежде всего, в области развития технологий.

Начиная с середины 2012 года, наблюдалось замедление российской экономики. По мнению минэкономразвития, эти явления были связаны со структурными проблемами.

Рост ВВП в 2013 году составил всего 1,3 %, что было втрое ниже ранее запланированного (3,6 %). Международный валютный фонд и Всемирный банк отметили замедление экономического роста и снизили прогнозы по росту ВВП в 2013 и 2014 годах . Только к концу 2013 года президент Российской федерации Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и глава минэкономразвития Алексей Улюкаев официально признали стагнацию в экономике. В 2013 году эксперты Всемирного Банка отмечали, что структурные проблемы российской экономики и ее роста – в частности, наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков выходят на передний план. Глава минэкономразвития Алексея Улюкаева тогда признал, что структурный кризис - это «результат недореформированной экономики». Позднее, Президент Владимир Путин отметил факт, что внутренней причиной кризиса 2014-2015 годов стал структурный фактор: опережающий рост зарплат при недостаточной производительности труда. В августе 2015 года агентство Bloomberg статистически подтвердило факт низкой производительности труда россиян, признав их самыми неэффективными работниками Европы.

Эксперты Высшей школы экономики заявили, что замедление роста экономики в 2012 году было связано с тем, что источники роста в ориентированной на сырьевую ренту экономике России оказались исчерпаны в связи с окончанием роста цен на нефть, а институциональные ограничения (усиление чрезмерного участия государства в экономике, откладывание реформ и кризис доверия к государству) не позволяли возникнуть новым источникам роста. Ряд изданий также признавали причиной стагнации 2012-2013 годов излишнюю зависимость страны от нефти.

Падение цен на нефть и валютный кризис

Основная статья: Валютный кризис в России (2014-2015)

Динамика курса доллара к рублю за 2013-2015 годы

Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 %. Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса. В докладе Всемирного банка подчёркивается, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики из-за ослабления рубля повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. Аналитический центр при Правительстве РФ также считает, что появление финансово-экономического кризиса произошло из-за девальвации рубля.

ВВП России по итогам ноября 2014 года ушел в минус, впервые с 2009 года. Падение составило 0,5%, сообщило Минэкономразвития 29 декабря. Это не единственный антирекорд года - 15 декабря курс рубля к доллару за несколько часов обвалился более чем на 8,5%. К тому моменту российская валюта с начала года обесценилась почти в два раза. Прошлый антирекорд по рублю был зафиксирован в январе 1999 года. Девальвации предшествовало снижение нефтяных цен на протяжении пяти месяцев, ужесточающиеся санкции ЕС и США и российские «антисанкции». Усугубило ситуацию решение стран ОПЕК не снижать квоту по добыче нефти. После этого цены на сырье рухнули, ускорились отток капитал и инфляция. Золотовалютные резервы продолжали тратиться, а рейтинг одобрения президента - расти. РБК решил продемонстрировать, как менялась ситуация в течение года, на примере девяти графиков.

В этом году Минэкономразвития пересматривало официальный прогноз по инфляции трижды. Первоначальный прогноз к концу года был увеличен почти в два раза - с 4,8 до 9% . В реальности же, как заявил 25 декабря министр финансов Антон Силуанов, «по году, скорее всего, она будет где-то 11,5% , может быть, чуть больше».

Если в начале года экономический блок правительства и банки в целом сходились во мнении, что за 12 месяцев ВВП увеличится на 2-3% , то уже весной даже минимальный рост был поставлен под сомнение. Причины сокращения ВВП — в снижении притока инвестиций в связи с ситуацией на Украине, существенное замедление роста производственных и торговых запасов и низкий внутренний спрос.

До середины 2014 года цены на нефть оставались стабильными в пределах $105-115 за баррель. В сентябре котировки пошли вниз и к декабрю упали до $60/барр . В самых пессимистических прогнозах аналитики предрекали снижение цены до $85/барр . Кроме того, бюджет России на 2015 год сверстан исходя из среднегодовой цены нефти Urals в $80/барр .

Всю первую половину года число россиян, одобряющих работу Владимира Путина на посту президента, росло. В июне рейтинг президента побил свой пятилетний рекорд. Этому предшествовали олимпийские успехи России и присоединение Крыма. Благодаря патриотическому подъему и мобилизации против «врагов» в октябре рейтинг президента взлетел на новый максимум — 88% .

Объем золотовалютных накоплений России превысил отметку в $500 млрд в январе. Как оказалось, всего на несколько дней. В течение года Россия лишилась почти пятой части своих золотовалютных резервов и достигла по этому показателю четырехлетнего минимума. При этом тратилась в основном валюта. Причиной стало проведение ЦБ валютных интервенций, призванных поддержать рубль.

Первую половину года рубль вел себя так же стабильно, как и нефтяные цены. С середины года его курс к ведущим мировым валютам начал снижаться вместе с ценами на нефть. 10 ноября ЦБ отменил валютный коридор и отпустил рубль в свободное плавание. Неконтролируемое падение привело к тому, что 16 декабря на бирже евро стоил более 100 руб ., доллар - более 80 руб .

Импорт начал сокращаться втором полугодии, после введения санкций ЕС и США. Похожим образом вел себя и экспорт - его снижение замедлилось лишь на фоне обесценения рубля в последние месяцы года. Эксперты снижение импорта объясняют кризисом на Украине, санкциями и общим ухудшением инвестиционного климата, экспорта - политическими причинами и падением нефтегазовых цен.

Доходы граждан на протяжении почти всего года были близки к прошлогодним значениям. Но декабрьский обвал рубля потянул изменил ситуацию. Реальные располагаемые доходы, по данным Росстата, по итогам января-ноября 2014 года снизились на 0,3% . Реальные доходы граждан продолжат снижаться и в 2015 году, как ожидается, на 5-7% , их будет обесценивать высокая инфляция.

По прогнозу Минэкономразвития, отток капитала по итогам года - около $125 млрд (с учетом прогноза по 4 кварталу) - почти достигнет объемов кризисного 2008 года. Он связан с неопределенностью в экономике, переходом к плавающему курсу рубля и присоединением Крыма. Вопреки ожиданиям, санкции как таковые сказались не столь заметно - отток капитала резко возрос лишь в конце года, и главной причиной тому стало падение нефтяных цен.

Деревщикова Е.О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 25-28.

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗ ИС 2014-2015 ГГ.: ПОСЛЕДСТВИЯ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОС С ИИ

Е.О. Деревщикова , студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассматривается влияние современного финансового кризиса на российскую экономику. Резкое падение цены на нефть, колебание курса рубля, нест а бильная геополитическая обстановка в мире, антироссийские санкции, возникшие на ф о не ситуации с Украиной, и как одно из ее следствий, недостаток внешних инвестиций предопределили современный экономический спад в России. В статье проанализированы основные последствия кризиса для государства и отдельных отраслей российской экон о мики. Рассмотрены ближайшие перспективы развития и выявлен оптимальный сценарий мероприятий для оптимального выхода России из кризиса.

Ключевые слова: экономика России, экономический кризис, финансовый кризис, спад экономики, санкции, обвал рубля, антикризисные меры.


Не для кого не секрет, что финансовый кризис 2014 года привел к ухудшению экономической обстановки в России. Пр и чины обострившейся ситуации объекти в ны – это и экономические санкции, вв е денные против России, и резкий спад цен на энергоресурсы, реализация которых с о ставляет большую часть от всех доходов бюджета страны. В совокупности как внешние, так и внутренние факторы пр и дали кризису именитую исключител ь ность. Мировой финансовый кризис пр и вел к оттоку капитала (иностранного) за пределы страны, к ослаблению фондовых рынков и проблемам межбанковского рынка, к осложнению с платежеспособн о стью и ликвидностью, к росту инфляции, к вескому упаду ряда отраслей в российской экономике и к убыли реальных доходов населения РФ.

Из-за кардинальных затруднений, св я занных с доступом малого, среднего и крупного российского бизнеса к финанс и рованию, стремительно ограничиваются программы инвестирования многих ко м паний. Уменьшается инвестиционная пр и влекательность целого ряда отраслей. Для ориентированного на экспорт бизнеса да н ная проблема усиливается обострением внешнеэкономической конъюнктуры. В связи с тем, что уменьшается спрос на продукцию таких компаний, сокращается и промежуточный спрос на продукцию иных экономических отраслей. В то же время, падает объем потребительского кредитования, и, следовательно, огранич и вается спрос на недвижимость и автом о били отечественного производства.

Дисбаланс отношений между бюджет а ми упирается в изменение условий, норм законодательства и отношение среди орг а нов власти всех уровней по решению в о просов, связанных с расформированием, распределением и контролем финансовых ресурсов, кроме того, с перераспределен и ем полномочий и соответствующей отве т ственности по их использованию. Данные процессы, в отличие от большинства иных экономико-управленческих процессов, связанны с проектами, планами, схемами и программной документацией. Набирает обороты дефицит федерального бюджета, что определяет углубление региональной дифференциации по уровню благососто я ния, в следствие чего можно проследить слабое влияние федерального центра на субъекты РФ. Направленные меры на по д держание валютного курса, снижение до л говых обязательств наших компаний, варьирование ставки рефинансирования, вкладывание ресурсов в отечественный банковский сектор, помощь фондовому рынку и прочие, неминуемо привели к мгновенному спаду международных р е зервов страны.

Некоторые из последствий кризиса для государства представлены в таблице 1.


Таблица 1. Последствия финансового кризиса 2014-2015 гг. для российского государс т ва

Анализируемый аспект

Итоги

Банковская система и сб е режения граждан

Произошел процесс ужесточения требований банков к потенциальным заемщикам, рост ставок по выдаваемым кредитам, сокращение многих ипотечных и потребительских программ.

Промышленность и

занятость населения

Большинство предприятий в стране ощутили на себе влияние финанс о вого кризиса, а особенно те компании, которые работают на экспорт.

Девальвация рубля

Главная цель девальвации состояла в том, чтобы понизить цены на экспортные товары и сделать более дорогими импортные. Негативным здесь оказалось потеря доверия к России как к стране, вынужденной девальвировать свою валюту.

Земля и недвижимость

Прослеживание закономерности изменения цен на землю и недвиж и мость в сторону уменьшения. Стоит отметить, именно в этой сфере кризис отразился положительно для России, избавляя ее рынок недв и жимости от искусственного накручивания стоимости объектов и н е прекращающегося роста цен.



Таблица 2. Ожидаемые результаты от использования предлагаемого сценария

Позитивные

Негативные (риски)

Остаются на рынке самые квалифицирова н ные, результативные и быстро адаптиру ю щиеся компании

Массовые банкротства компаний и истощ е ние отдельных отраслей экономики

Снижение затрат на осуществление госуда р ственного воздействия на экономику страны

Стремительный и глубокий спад в промы ш ленности с дальнейшим частичным восст а новлением

Поддерживание уровня производства в п е риод кризиса для смягчения социальных п о следствий и сокращение издержек обращ е ния производства на последующее его во с становление, а также активизирование к о нечного спроса

Высокий уровень требования к компетен т ности государственных антикризисных управляющих

Улучшение производственной базы наиб о лее важных отраслей экономики и инфр а структуры

Риск коррупционности принимаемых реш е ний в отсутствие должной прозрачности эт о го процесса


Если создать систему стимулов для формирования экономики с характерными признаками, предложенный сценарий п о зволит пережить кризис с наименьшими потерями и выйти из него с более проду к тивной экономикой.

Борьба против инфляции только с п о мощью монетаристских способов прив о дит к недостаточному кредитованию р е ального сектора экономики и промышле н ного производства. Результатом такой ф и нансовой политики может стать исчезн о вение и сокращение производства, рост импорта и зависимость финансовой сист е мы от иностранных кредитов, местные т о вары будут являться нев остребованными на рынке спроса.

Финансовый кризис, как известно, сч и тают ситуацией кардинального и мгнове н ного снижения стоимости организаций и/или мировых финансовых активов. Сложность построения финансовой сист е мы определена целым рядом проблем, н а пример, таких как, всевозможные валю т ные обвалы, банковские банкротства, трудность управления ликвидными акт и вами, а также суверенные дефолты.

Взаимосвязь стратегических действий и антикризисных мер правительства остаю т ся немаловажным моментом так же, как и их дифференцирование.

И только своевременно подготовленные и реализованные меры позволят преод о леть последствия мирового финансового кризиса и снизить к минимуму потери в экономической и социальной сферах.

Библиографический список

1. Сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный р е сурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

2. Сайт «Центральный Банк Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/

3. Бердникова Л. Ф., Фаткуллина Э. Р. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию // Молодой ученый. – 2015. – №11.3. – С. 10-13.

FINANCIAL CRISIS 2014-2015: CONSEQUENCES AND PROSPECTS

FOR RUSSIA

E .O. Derevschikova , student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The paper examines the impact of the current financial crisis on the Russian eco n omy. A sharp drop in oil prices, the ruble exchange rate fluctuations, unstable geopolitical situ a tion in the world, anti-Russian sanctions, appeared on the background of the situation with Ukraine , and as one of its consequences, lack of foreign investment in Russia determined the current situation of the Russian economy recession. The article analyzes the main effects of the crisis for the state and the individual sectors of the Russian economy. We consider the immediate prospects for the development and identified the optimal scenario of events for the optimal exit of Russia from the crisis.

Keywords: Russian economy, the economic crisis, the financial crisis, economic decline, sanctions, the collapse of the ruble, the anti-crisis measures.

Российская экономика уже не в первый раз переживает кризисные явления. История России познала, и что такое дефицит. Россияне умеют выживать в тяжелые времена, этому нас научил опыт. Самый страшный кризис в российской экономике случился 16 лет назад, когда страна объявила, что ее экономика рухнула, Москва объявила дефолт в 1998 году.

Сейчас часто можно услышать, что дефолт 1998 года, который подкосил Россию, имеет общие черты с кризисом 2014 года. Редакция решила разобраться, рационально ли сравнивать эти два тяжелых периода? Забегая вперед, сразу ответим, что нет. Но обо всем по порядку.

Предпосылки и причины кризиса

Дефолт 1998 года

Рассматривая вопрос предпосылок дефолта 1998 года, стоит немного углубиться в историю. Свое начало проблема в экономике России берет еще в 1995 году. В эти годы проходило противостояние между Госдумой и правительством. В парламенте в эти годы еще преобладала партия коммунистов, которая не поддерживала намерения правительства провести рыночные реформы.

Государственная Дума во главе с коммунистами принимала несбалансированные бюджеты, в которых растраты были больше поступлений. Таким образом госдолг России только увеличивался. Кроме этого, в стране не понижались налоговые ставки. Таким образом, разрушение экономики страны проходило вследствие внутренних конфликтов ветвей власти и неэффективным расходом бюджета. К этим факторам добавлялись кризис в странах Юго-Восточной Азии и падение цен на энергоносители.

Кризис 2014 года

Предпосылки к экономическому кризису начали проявляться летом 2014 года, когда национальная валюта начала падать, а Запад ввел против страны . Также, лето-2014 ознаменовалось . Российские компании отрезали от рынков западного капитала, а Москве устроили блокаду из вне.

К также относят и сезонные явления скупки валют, и теневые операции Центробанка по выдаче кредита «Роснефти», и работу западных инвесторов, которые подрывают экономику России по спецзаказу Вашингтона. Причин очень много, и все они в совокупности привели страну к такому состоянию.

Главная отличительная черта дефолта-1998 и кризиса-2014 в том, что в дефолте виновата власть, которая проводила нерациональную финансовую политику, и косвенно внешние факторы. В 2014 году кризис в России был обусловлен причинами, которые поступали из вне.

Социальная жизнь

Дефолт 1998 года

Кризис 1998 года ознаменовался массовыми невыплатами зарплат, пенсий, отменой госзаказов на предприятиях. Население неумолимо нищало. Рост потребительских цен в сентябре 1998 года составил 40%. Увеличилась безработица. В 1998 году убыль населения (превышение смертности над рождаемости) увеличилась на 200 тыс.

Социальная жизнь соответствовала экономическому положению страны. Россию захлестнули протесты разгневанных граждан. Люди выступали против власти, которая давила на народ до состояния безысходности.

Кризис 2014 года

Социальная жизнь в 2014 году отличается от 1998 года. Первое отличие состоит в настроениях граждан. Российское общество в проблемах экономики не винит ни правительство, ни Госдуму, ни президента. Наоборот, и готовы всячески помогать для того, чтобы выйти из кризиса.

Относительно цен на товары, то здесь , но не такая катастрофическая как в 1998 году. Кроме этого, правительство выполняет все свои обязательства по выплате заработных плат и пенсий. Страна продолжает развивать свои отрасли, вкладывает деньги на развитие РФ.

Негатив в настроение россиян вносит и курс национальной валюты. Высокая стоимость доллара и евро заставляет отказываться от многих покупок. Теперь дорогостоящие туры за границей. Но все эти явления косвенно касаются жизни рядового гражданина, который сможет обойтись и без этого.

Принимаемые меры

Дефолт 1998 года

Для решения российской проблемы в экономике предложили свою помощь международные финансовые институты. Между МВФ и Мировым банком России прошел ряд сложных переговоров летом 1998 года. В ходе этих переговоров был выработан план по стабилизации экономики РФ. На это планировалось потратить 25 миллиардов долларов. Но данные меры по решению кризиса были отвергнуты коммунистами, которые в то время принимали все важные решения в Госдуме.

Положительные результаты для решения кризиса дали правильные действия правительства при объявлении дефолта. Россия объявила дефолт в 1998 году не по внешним долгам в долларах, а по государственным краткосрочным облигациям. Такие меры помогли России после объявления дефолта начать восстанавливать экономику.

Кризис 2014 года

На данный момент для стабилизации обстановки на рынке валют решения принимает Центробанк. К сожалению, у него это получается не всегда хорошо. Свидетельство этому - взлетевший курс доллара и евро. С момента начала кризиса иностранная валюта подорожала больше чем наполовину.

После премьер-министр собрал экстренное совещание чиновников финансового сектора страны. В ходе этих переговоров правительство приняло , и 17 декабря рубль стал стремительно укрепляться.

Последствия кризиса

Дефолт 1998 года

17 августа 1998 года правительство объявило технический дефолт в России. Москва признала, что не может выполнять свои долговые обязательства. После этого началось новое построение экономики.

Послекризисный спад России был краткосрочным. Через некоторое время экономика начала стремительными темпами развиваться и возвращать себе былые позиции. Рост экономики в 1999 году составил 15%. В Россию хлынули иностранные инвестиции, которые также поспособствовали улучшению ситуации.

Кризис 2014 года

Говорить о последствиях кризиса 2014 года еще рано. Проблемы еще не закончились, правительство не объявляет дефолт, видя выход из сложившейся ситуации. Прогнозируя возможные последствия, можно предположить, что теперь Россия вынесла уроки из неэффективного бюджетообразования, наполнение которого практически наполовину зависит только от продаж энергоресурсов.

Также к последствиям кризиса, которые уже сейчас вырисовываются, можно отнести и , а также из Европы в Азию. Еще одним последствием кризиса может стать отток иностранного капитала из страны, хотя в 1998 году наблюдались противоположные процессы.

Есть ли сходства?

Сейчас многие сравнивают кризис 1998 года с кризисом 2014, утверждая, что страну ждет дефолт. Проанализировав составляющие кризисного процесса тогда и сегодня, можно сделать вывод, что сходства в этих периодах есть - падение курса национальной валюты и цен на нефть. Сами причины и развитие кризисов разные, соответственно, и исход будет другим.

Надеемся, что другим в положительном аспекте.

Падение товарных рынков во второй половине 2014 года, в особенности цен на нефть, и большие выплаты по внешним долгам в период конца 2014 начала 2015 года вызвало потребность балансированиярования внешнеторгового и платежного баланса России. Затрудненый доступ к внешним рынкам капиталов, из-за санкций, и неразвитость собственных рынков, сократили окно возможностей российской экономики до незбежной девальвации национальной валюты, в размерах соответсвующих падению цен на нефть. Девальвация рубля позволила торгуемым секторам экономики компенсировать негативную динамику товарных рынков, а торговому балансу выйти в профицит. Основной же удар пришелся на домашние хозяйства (потребителей) и неторгуемые сектора экономики (в том числе строительный сектор, удар на последний был смягчен ажиотажным спросом конца 2014 года, в связи с ассоциацией у обывателя недвижимости, как надежного инструмента сохранения капитала). Ужесточение монетарной политики ЦБР создало дополнительные трудности для пострадавших секторов экономики и потребителей, сократив их доходы, ростом платежей кредиторам, и ограничив достув к новым кредитным ресурсам.

Рынка труда испытал давление снижающейся экономической активности, при этом выравнивание на рынке найма произошло в основном не за счет роста безработицы, а за счет понижения оплаты труда. Последнее обстоятельство снижает трудовую мобильность и увеличивает время адаптации экономики. Согласно официальной статистики основной удар понижения доходов приняли на себя работники государственного сектора и торгуемых секторов экономики. Снижение доходов произошло как за счет существенного роста инфляции, основной рост цен в потреблении пришелся на продукты питания, так и номинального сокращения размеров оплаты труда. Повышение цен на продукты питания произошело как за счет девальвации национальной валюты, так и за счет принятых правительство России контр-санкции, запрещающие импорт продовольствия из стран основных торговых партнеров, что создало дополнительные издержки для доставки продуктов потребителю. Официальные данные по показателю инфляции выглядят заниженными и не вызывают доверия: так за 2014 год Росстат «рисует» 11,4%, а за 9 месяцев 2015 года -- 10,4% (итого 23,0% за 2 года). Реальные цифры должны быть близки к уровню девальвации национальной валюты и составлять порядка 44% за 2 года. Схожие результат показывает опросы «инФОМ»-а, сделанные по заказу ЦБ России, в первой половине 2015 года – 26,8% размер наблюдаемой инфляции, при значении ожидаемой около 15,0%. Такие цифре неизбежно сократят потребление, заставять малообеспеченные слой перейти на более дешевые продукты питания и существенно снизят способность населения к накоплению. Данное предположение потверждают данные фонда «Общественное мнение», согласно опросу, проводившемуся в июне 2015 года, от возможности делать накопления отказалось 53% опрошеных и 71% не смогли это сделать за последний месяц. Впервые с кризиса 1998-99 года ожидается существенный рост бедности в России. Если в 2010 году численость населения с доходами ниже 5 USD на человека не превышала 10,0%, согласно данным Росстата, то уже к 2015 году, по прогнозу Всемирного Банка, ожидается рост до 14,2%.



Сокращение совокупного спроса неизбежно ударит по производителям, при чем наибольшее сокращение спроса придется на неторгуемые сектора экономики, поскольку последние не смогут компенсировать снижение спроса поставками продукции на экспорт. Снижение способности домашних хозяйств направлять средства на сбережения, сократат платежеспособный спрос на товары долгосрочного пользования и недвижимость. Рост процентных ставок по кредитам и рост уровня проблемных и невозвратных кредитов в банковской сфере, сократит доступность кредитного источника финансирования крупных покупок, включая ипотечное финансирование сделок с недвижимостью. В середине года ряд строительных компаний Москвы и Московской области отметили 30-50% падение уровня спроса («Мортон», «Абсолют», «НДВ-недвижимость»). Схожая динамика отмечается и в обращении застройщиков за одобрением градостроительных планов земельных участков (Москомстройинвест). При этом можно отметить, что больше пострадают от падение спроса на недвижимость те регионы России, где ниже средний уровень доходов населения. А в регионе с большим уровнем доходов будет отмечатся рост конкуренции среди строителей за своего покупателя. Это обстоятельство приведет к снежению цен на рынке и сокращению маржи строительных компаний. Рост стоимости кредитования реального сектора, меньшая доступность кредитов (рост невозврата и повышение норм резервирования для банковского сектора), вместе с падением текущих доходов создает риски роста неплатежей в отрасли и череды банкротств и/или недружественных поглащений.

Прогноз на 2016 год.

Перспективы 2016 года видятся больее несущими угрозы, чем возможности. Если в конце 2014 года начале 2015 года навес предложения нефти в 3-2% (2-2,5 млн баррелей в день) от объема потребления отправил цены строго на юг. То при сохраняющемся текущем давление предложения, есть риск возвращени на нефтяной рынок Ирана. При снятии с Тегерана нефтяного эмбарго страна обещает за год нарастить объем добычи нефти на 1,5 млн баррелей в день. Текущие консультации ОПЕК пока не падают сигналов готовности картеля сократить уровень добычи нефти и отойти от политики сохранения доли рынка в обмен на высокие цены. Напротив Саудовская Аравия продолжает практику продажи своей нефти с существеным дисконтом к рыночным условиям. Последние иницеативой Эр-Рия́да стала продажи нефти Польше через порт Гданьска. На середину октября Польша уже получила три партии нефти по 100 тыс. тон из Саудовской Аравии с «просто волшебной» скидкой. Кроме того Эр-Рияд обозначил намеренье перевести энергообеспечение королевства на попутный газ с тем, чтобы высвободившиеся объемы нефти отправить на рынок, и тем самым пополнить выпавшие доходы от падения цен.

Не сулит хороших перспектив рынку энергоносителей и спрос. Замедление роста развивающихся экономик (исключение может составить разве что Индия), действие программ энерго- и ресурсосбережения создают риски стагнации объема спроса на энергоносители. Переодически усиливаются опасения экспертов за состояние экономики Китая. Традиции региональной бюрократии завышать статистические показатели роста, с целью добиться карьерного роста, подрывают достоверность официальной статистики и служат основанием распространению негативных слухов. Рост Поднебесной шел за счет использования кредитного плеча. С 2007 года размер мирового долга увеличился на 57 трлн. Долларов США, при этом около 50% этого долга выпустил Китай. В тоже время необходимо отметить продолжающийся вектор снижения рентабельности промышленного сектора Поднебесной. Тем не менее, Пекин до сегодняшнего дня демонстрирует умение управлять своей экономикой, по средством регулирования объемов кредитования и прилагает усилия, чтобы сделать свои рынки все более открытыми, а национальную экономику более конкурентоспособной. В Азии в противовес Китаю набирает обороты экономика Индии. Страна с большим и растущим населением показывает темпы роста около 7,5% в год в текущем, и как ожидается будущем году. Однако поскольку экономика Нью-Де́ли в 3 раза уступает Пекину товарным рынкам не стоит упавать только на силу индийской экономики.

Поскольку текущий цикл падения товарных рынков был вызван, в основном, ростом со стороны предложения, то востановления рынков займет более значительный период, чем в случае временного сокращения спроса (как в кризис 2008-09). Таким образом, в 2016 году существенного улучшения условий на рынке энергоносителей ожидать не стоит. Напротив, в первой половине года, можно ожидать попытки Brent сходить ниже 40$ и возвращения в текущий диапазон к концу года, или в 2017 году (при таком сценарии RUBUSD можно будет увидеть на 100). Положительным сценариаем может стать самоограничение Саудовской Аравии по объемам добычи, поскольку Эр-Рияд вынужден финансировать высокий дифицит государственного бюджета 140 млрд Долларов США из своих резервов 672 млрд. Внушительные траты рано или поздно заставят королевство пересмотреть свою стратегию на нефтяном рынке. Вопрос только когда это произойдет. Следущий год может стать последним, или предпоследним годом когда Саудовская Аравия будет придерживаться текущей стратегии. Это позволит королевству укрепить дисциплину внутри ОПЕК и показать остальным «кто в доме хозяин». Но в росте цен на нефть будет стоять объективное препятствие ввиде предельных издержек сланцевой добычи нефти. Таким образом, в среднесрочной перспективе цены на нефть не опустятся ниже 40,0 USD за баррель на долго, но и не поднимятся выше 70,0 USD. В среднесрочной перспективе положение Российской экономики вряд ли претерпит кардинальные изменения, но следующий год может приподнести неприятные сюрпризы. Право первого хода за Эр-Риадом и предсказать точно время, когда королевство сменит стратегию невозможно.

Стремительное таяние ФНБ и Резервного фонда на поддержание банковского сектора и военных расходов сокращают окно возможностей и сужают перспективы экономики до воспроизводства такущего положения дел. Управление экономикой в ближайшее время будет сводится к ручному регулированию в период обострения, попыткам выжать больше налогов в остальное и увеличение доли государственного сектора.

На строительном рынке выживут осторожные и близкие к власти компании. Поэтому видится целесообразным осторожное управление запасами непроданного жилья, без резкого наращивания объемов строительства и осторожного обращения с кредитным финансированием.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты