07.04.2020

Экологические товары и услуги. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований


Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг.

Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг. В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает: предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия; предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.); предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой); предприятия, занятые в благоустройстве территорий; предприятия, занятые в информационном экобизнесе. Система статистики, видимо, определяет ежегодный объем их доходов и называет его объемом экологических работ и услуг. Работа подобных организаций регулируется государством, а потому в каждом государстве разработаны механизмы их финансовой поддержки, поскольку все эти предприятия или пытаются сохранить само биоразнообразие (одно из направлений, определяющих благоприятную окружающую среду) или производят товары для сохранения благоприятной экологической среды. В России механизмы финансовой поддержки предприятий, чья деятельность связана с охраной окружающей среды, практически не развиты. Отсутствие государственного интереса к этой сфере выражается, прежде всего, в низком уровне бюджетного целевого финансирования охраны окружающей среды - финансирование большинства природоохранных мероприятий производится производственными предприятиями. Системы защиты окружающей среды в субъектах РФ нет, обоснования мероприятий в части уменьшения воздействий на окружающую среду отсутствуют. Фактически все «целевые программы» субъектов РФ направлены на «освоение» бюджетных средств, латание самых «ярких дыр» в этой сфере безопасности жизнедеятельности. Ценность природных ресурсов и экологических услуг не представлена ни на каком финансовом уровне, не отражена ни в микро- ни в макроэкономических показателях развития страны. Экологические платежи, которые должны носить компенсационный характер, растворяются в общем бюджете государства и не направляются на ликвидацию экологического ущерба (в т.ч. накопленного). А государство все время «изыскивает» средства для «поддержания» окружающей среды. Рынок экологических услуг, должен стать эффективным механизмом регулирования взаимоотношений производителя и потребителя (государства, бизнеса, населения и пр.). Но рынок экологических услуг во многом зависит от политики государства. Рынок экологических услуг - регулируемый рынок. Для видов деятельности предприятий – участников рынка необходимого лицензирование (аккредитация, выдача разрешений и пр.) деятельности в области оказания экологических услуг. Рынок экологических услуг призван установить уровень цен экологических услуг, заставить государство оценить стоимость природных ресурсов, в том числе чистой воды, чистого воздуха, чистой земли и пр. Рынок должен привести к системному подходу в законодательстве, в направлениях, связанных с сохранением и/или восстановлением окружающей среды, благоприятной окружающей среды для народонаселения нашей страны. Основными функциями рынка экологических услуг должны быть следующие: разработка ряда законов (стандартов, правил), определяющих требования к работе предприятий и организаций, входящих в рынок экологических услуг; ценообразование экологических услуг, работ и продукции; прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах и работах, а также продукции предприятий этой отрасли деятельности; применение методов экономического и иного стимулирования предприятий в части повышения экологической безопасности, побуждение производителя к минимизации экологического ущерба; проведение государственной политики, стимулирующей внедрение наилучших технологий, техники, направленных на рациональное природопользование, получение экономической выгоды в результате применения технологий, обеспечивающих наибольшую защиту окружающей среды. повышение экологического образования. Проанализируем направления деятельности, которые могут войти в понятие «рынок экологических услуг», попробуем определить, что, в конце концов, препятствует его образованию и что можно сделать для того, чтобы он функционировал. Предприятия, которые занимаются вопросами сохранения биоразнообразия - в основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы, животный и растительный мир и т. д.). Их работа связана со сбором и обработкой информации, разработкой экологических ограничений и регламентацией в области природопользования, анализом и прогнозом деятельности природопользователей, осуществлением экологического мониторинга и др. Они функционируют в значительной мере по заказам государственных органов. Финансируются в основном государством. Для работы каждого из таких предприятий необходимо узкоспециальное экологическое законодательство. Сложности возникают в том, что системы в сохранении биоразнообразия ни в мире, ни в нашей стране нет. Поэтому все работы, которые ведутся в этом направлении – разрозненны и не имеют системного обоснования. Думается, что создание таких систем – крайне далекая перспектива. К таким направлениям можно отнести и предприятия, осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, восстановление сельскохозяйственных угодий, восстановление (сохранение) водных объектов и т.д.). Сюда же можно отнести предприятия, занимающиеся благоустройством и озеленением территорий. Пересечение с другими направлениями – в том, что само биоразнообразие частично зависит от загрязнения окружающей среды. Но совершенно очевидно, что сохранение биоразнообразия зависит в основном от распространения браконьерства, сознательного уничтожения природной среды ради развития техногенной сферы. Давайте эти направления выделим отдельно, отнесем к «друзьям» рынка экологических услуг. К рынку экологических работ и услуг отнесем все-таки технологические и технические направления, те направления, которые связаны с уменьшением техногенного воздействия на природу, здоровье человека и всё, что связано с такими направлениями деятельности. Предприятия, специализирующиеся на производстве природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, природосберегающей продукции – это – промышленные предприятия, которые невозможно привести к единой классификации по видам экономической деятельности. Однако очевидно, что чем ближе наша страна приблизится к «развитым» странам, тем больше она будет обращать внимание на сохранение окружающей среды, тем быстрее будут развиваться эти направления деятельности. Без продукции и работ таких предприятий не достичь экологически благоприятной среды. Деятельность этих предприятий прямо зависит от специальных направлений экологического законодательства. Сложности в создании единого законодательства в этих направлениях деятельности состоит в определении требований к технике и технологиям, с помощью которых можно достигнуть нормативных показателей в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, образования отходов производства. Такие предприятия и их направления деятельности сегодня законодательно не отнесены к экологическим направлениям развития. Скорее – это направления деятельности сегодня регулируются законодательством в области технического регулирования. Поэтому такие предприятия и их виды деятельности пока только косвенно можно отнести к рынку экологических работ и услуг. Однако это безусловно «партнеры» рынка. В экологическом законодательстве не определены очень многие необходимые понятия. Это серьезный пробел в законодательстве. Например, понятия «природосберегающая продукция» и «экологически чистая продукция» пока до конца не определены, законодательно не закреплены. Видимо, направления технического регулирования надо законодательно «пересечь» с экологическим законодательством (хотя бы в части экологического нормирования, ряда понятий), разработать показатели, дающие льготы по налогообложению в области экологической безопасности. Тогда появится смысл отнесения данных предприятий к рынку экологических работ и услуг. Предприятия, внедряющие наилучшие технологии, близки предыдущему направлению, но отличаются от него законодательством. Сегодня это направление – только декларация, поскольку нет четкого понимания – в чем одни технологии должны быть лучше других, нет законодательно закрепленных льгот в налогообложении для тех, кто хочет внедрить конкретные технологии, уменьшающие воздействие на окружающую среду. Проекты законов, которые сегодня рассматриваются (связанные с отходами производства и потребления, нормирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду), видимо, дадут определение «наилучшие технологии». Тогда будет понятно их место в рынке экологических услуг. Пока их можно также отнести к «партнерам» рынка. Предприятия, чья деятельность связана со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду , например, использование, переработка и обезвреживание отходов в результате хозяйственной деятельности (не включая сжигание с целью получения энергии). Такие предприятия можно отнести и к рынку и к «партнерам» рынка экологических работ и услуг. Без подобных предприятий инфраструктура рынка не будет завершенной. Такие предприятия очень тесно связаны с рынком экологических услуг - рынок для них может «собирать» (предоставлять) эти вторичные ресурсы. «Партнеры» рынка – поскольку их деятельность не полностью связана с этими направлениями работ. Это, например, металлургические предприятия, стекольные, целлюлозобумажные, переработки пластмасс и др. Такие предприятия отмечены в экологическом законодательстве (например, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как связанные с обращением с отходами. Но сегодня «использование отходов» исключено из лицензирования в данной области деятельности (отметим, что «переработка отходов» никогда не входила в область лицензирования и понятие «обращение с отходами», оно «сливалось» с понятием «использование»), с чем согласимся в полном объеме. Что касается «обезвреживания отходов», это множество очень специфичных, но совершенно различных направлений деятельности, технологий. К ним невозможно применить одни и те же законодательные требования, кроме самых общих – «преобразование отходов из 1-2 класса опасности в 3-4 с целью дальнейшего использования или размещения». Таким образом, для предприятий, занимающихся использованием и обезвреживанием отходов, тоже нет внятного законодательства, определяющего правила и принципы их деятельности, в том числе, дающего какие-либо льготы в «экологической» части налогообложения. Такое законодательство должно быть разработано, поскольку эти предприятия работают в области снижения воздействия на окружающую среду, используют отходы в производственных целях, тем самым, уменьшая потребление первичных ресурсов (т.е. сохраняя недра) и заменяя их вторичными. Отметим, что отменять лицензирование в области обезвреживания отходов (исключая сжигание с целью получения энергии) нельзя, поскольку эти виды деятельности должны регулироваться государством – ведь речь идет о чрезвычайно вредных отходах. Предприятия, которые связаны с обезвреживанием отходов: сжигание с целью получения электроэнергии (тепловой энергии), размещение отходов, предприятия, занимающиеся сбором отходов (любых), сортировкой и выделением «вторичного сырья», предприятия, транспортирующие отходы – это конкретные представители рынка экологических услуг. К сожалению, эти виды деятельности вообще законодательно не закреплены (за исключением некоторых требований к объектам размещения отходов). В нашей стране мусоросжигающих заводов - единицы. Они сжигают в основном ТБО и практически только для своих нужд. Продавать полученную энергию сегодня нерентабельно. Размещение отходов в нашей стране началось задолго до того, как были разработаны хотя бы какие-то законодательные требования к местам размещения, поэтому большинство мест размещения не соответствуют этим требованиям и их необходимо уничтожить, чтобы хоть как-то обезвредить их воздействие на землю и грунтовые (а, возможно, и подземные) воды образовавшимся фильтратом. До сих пор не разработаны законодательные акты для сбора отходов. Сегодня в разных субъектах РФ начинают появляться организации, восстанавливающие сбор у населения вторичного сырья. Эти работы незаконны, так же как и сортировка ТБО и извлечение «полезных» продуктов – вторичного сырья – для продажи предприятиям, которые их используют в своем производстве. Законодательно не определены никакие «шаги» на этом рынке. Совершенно очевидно, что для сбора отходов обязательно контролирующее законодательство. Не могут эти виды деятельности развиваться хаотично, как сегодня. Пусть это будут Саморегулируемые организации. Они хотя бы смогут разработать правила (стандарты) деятельности на этой части рынка. Определят ценообразование, узаконят продажу вторсырья. Предприятия, транспортирующие отходы, вообще выведены из лицензирования и не введены ни в какие другие контролирующие рамки. Совершенно очевидно, что этот вид деятельности должен быть контролируем. Пусть это также будут СРО. Они разработают правила (стандарты) для транспортирования отходов, будут контролировать размещение отходов, отвечать за необразование новых несанкционированных свалок и т.д. Конечно, для этих видов деятельности государством должно быть определено кроме основного законодательства, льготное налогообложение в части платы за загрязнение окружающей среды. Организации, оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности – также представители рынка экологических услуг. К экологическим услугам можно отнести инвентаризацию источников загрязнения (воздух, вода, отходы), разработку ПДВ, ПДС (НДС), ПНООЛР, ВСВ, ВСС и т.д. для любых промышленных предприятий, консультационные услуги в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, информационные экологические услуги, экологический аудит, медико-экологический аудит, независимая экологическая экспертиза (в т.ч. общественная экспертиза). Сегодня эти виды услуг вообще никак не обозначены в законодательстве. Первые два направления должны выполнять сами предприятия. Однако в 99,9% случаев привлекают сторонние организации – сами предприятия не имеют квалифицированных экологов в штате. Поскольку все экологические услуги сегодня оказываются на добровольной основе – по мере необходимости, то сегодня не определена необходимая квалификация исполнителей (кроме основного образования, которое не является обязательным) и требования к выполнению этих услуг. Поэтому также очевидно, что единственным контрольным органом в данных направлениях деятельности могут быть тоже саморегулируемые организации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако без общей государственной политики, общего законодательства не обойтись. Экологический менеджмент – это направление, которое не относится непосредственно к рынку экологических услуг, однако может содействовать общему экологическому «оздоровлению» в стране. И еще одно из направлений деятельности, которое не относится прямо к рынку, но без которого невозможно его функционирование – образовательная деятельность – дополнительное профессиональное образование, от которого прямо зависит квалификация персонала, осуществляющего услуги на экологическом рынке. Пожалуй, мы определили направления деятельности, которые могут относиться к рынку экологических услуг, а также способствовать его развитию. На рис. 1 представлены предприятия, которые относятся к нему.

Рис. 1. Предприятия, составляющие рынок экологических услуг, а также «друзья» и «партнеры» рынка Итоги Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны. Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы. _____________________________________________________ Нормативы качества окружающей среды в настоящее время разрабатываются. Показатели нормативов – и есть требования к такой технике и технологиям. Возможно, именно эти требования и будут определять понятие «наилучшие технологии», но пока таких определений просто нет. 2 Понятно, что разница заключается в уменьшении возможного воздействия на окружающую среду, но конкретного законодательства в этом направлении нет.

Ирина Георгиевна Орлова, к.х.н.,

генеральный директор,

СРО НП «ЭМАС»,

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг.

Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг. В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает: предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия; предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.); предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой); предприятия, занятые в благоустройстве территорий; предприятия, занятые в информационном экобизнесе. Система статистики, видимо, определяет ежегодный объем их доходов и называет его объемом экологических работ и услуг. Работа подобных организаций регулируется государством, а потому в каждом государстве разработаны механизмы их финансовой поддержки, поскольку все эти предприятия или пытаются сохранить само биоразнообразие (одно из направлений, определяющих благоприятную окружающую среду) или производят товары для сохранения благоприятной экологической среды. В России механизмы финансовой поддержки предприятий, чья деятельность связана с охраной окружающей среды, практически не развиты. Отсутствие государственного интереса к этой сфере выражается, прежде всего, в низком уровне бюджетного целевого финансирования охраны окружающей среды - финансирование большинства природоохранных мероприятий производится производственными предприятиями. Системы защиты окружающей среды в субъектах РФ нет, обоснования мероприятий в части уменьшения воздействий на окружающую среду отсутствуют. Фактически все «целевые программы» субъектов РФ направлены на «освоение» бюджетных средств, латание самых «ярких дыр» в этой сфере безопасности жизнедеятельности. Ценность природных ресурсов и экологических услуг не представлена ни на каком финансовом уровне, не отражена ни в микро- ни в макроэкономических показателях развития страны. Экологические платежи, которые должны носить компенсационный характер, растворяются в общем бюджете государства и не направляются на ликвидацию экологического ущерба (в т.ч. накопленного). А государство все время «изыскивает» средства для «поддержания» окружающей среды. Рынок экологических услуг, должен стать эффективным механизмом регулирования взаимоотношений производителя и потребителя (государства, бизнеса, населения и пр.). Но рынок экологических услуг во многом зависит от политики государства. Рынок экологических услуг - регулируемый рынок. Для видов деятельности предприятий – участников рынка необходимого лицензирование (аккредитация, выдача разрешений и пр.) деятельности в области оказания экологических услуг. Рынок экологических услуг призван установить уровень цен экологических услуг, заставить государство оценить стоимость природных ресурсов, в том числе чистой воды, чистого воздуха, чистой земли и пр. Рынок должен привести к системному подходу в законодательстве, в направлениях, связанных с сохранением и/или восстановлением окружающей среды, благоприятной окружающей среды для народонаселения нашей страны. Основными функциями рынка экологических услуг должны быть следующие: разработка ряда законов (стандартов, правил), определяющих требования к работе предприятий и организаций, входящих в рынок экологических услуг; ценообразование экологических услуг, работ и продукции; прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах и работах, а также продукции предприятий этой отрасли деятельности; применение методов экономического и иного стимулирования предприятий в части повышения экологической безопасности, побуждение производителя к минимизации экологического ущерба; проведение государственной политики, стимулирующей внедрение наилучших технологий, техники, направленных на рациональное природопользование, получение экономической выгоды в результате применения технологий, обеспечивающих наибольшую защиту окружающей среды. повышение экологического образования. Проанализируем направления деятельности, которые могут войти в понятие «рынок экологических услуг», попробуем определить, что, в конце концов, препятствует его образованию и что можно сделать для того, чтобы он функционировал. Предприятия, которые занимаются вопросами сохранения биоразнообразия - в основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы, животный и растительный мир и т. д.). Их работа связана со сбором и обработкой информации, разработкой экологических ограничений и регламентацией в области природопользования, анализом и прогнозом деятельности природопользователей, осуществлением экологического мониторинга и др. Они функционируют в значительной мере по заказам государственных органов. Финансируются в основном государством. Для работы каждого из таких предприятий необходимо узкоспециальное экологическое законодательство. Сложности возникают в том, что системы в сохранении биоразнообразия ни в мире, ни в нашей стране нет. Поэтому все работы, которые ведутся в этом направлении – разрозненны и не имеют системного обоснования. Думается, что создание таких систем – крайне далекая перспектива. К таким направлениям можно отнести и предприятия, осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, восстановление сельскохозяйственных угодий, восстановление (сохранение) водных объектов и т.д.). Сюда же можно отнести предприятия, занимающиеся благоустройством и озеленением территорий. Пересечение с другими направлениями – в том, что само биоразнообразие частично зависит от загрязнения окружающей среды. Но совершенно очевидно, что сохранение биоразнообразия зависит в основном от распространения браконьерства, сознательного уничтожения природной среды ради развития техногенной сферы. Давайте эти направления выделим отдельно, отнесем к «друзьям» рынка экологических услуг. К рынку экологических работ и услуг отнесем все-таки технологические и технические направления, те направления, которые связаны с уменьшением техногенного воздействия на природу, здоровье человека и всё, что связано с такими направлениями деятельности. Предприятия, специализирующиеся на производстве природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, природосберегающей продукции – это – промышленные предприятия, которые невозможно привести к единой классификации по видам экономической деятельности. Однако очевидно, что чем ближе наша страна приблизится к «развитым» странам, тем больше она будет обращать внимание на сохранение окружающей среды, тем быстрее будут развиваться эти направления деятельности. Без продукции и работ таких предприятий не достичь экологически благоприятной среды. Деятельность этих предприятий прямо зависит от специальных направлений экологического законодательства. Сложности в создании единого законодательства в этих направлениях деятельности состоит в определении требований к технике и технологиям, с помощью которых можно достигнуть нормативных показателей в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, образования отходов производства. Такие предприятия и их направления деятельности сегодня законодательно не отнесены к экологическим направлениям развития. Скорее – это направления деятельности сегодня регулируются законодательством в области технического регулирования. Поэтому такие предприятия и их виды деятельности пока только косвенно можно отнести к рынку экологических работ и услуг. Однако это безусловно «партнеры» рынка. В экологическом законодательстве не определены очень многие необходимые понятия. Это серьезный пробел в законодательстве. Например, понятия «природосберегающая продукция» и «экологически чистая продукция» пока до конца не определены, законодательно не закреплены. Видимо, направления технического регулирования надо законодательно «пересечь» с экологическим законодательством (хотя бы в части экологического нормирования, ряда понятий), разработать показатели, дающие льготы по налогообложению в области экологической безопасности. Тогда появится смысл отнесения данных предприятий к рынку экологических работ и услуг. Предприятия, внедряющие наилучшие технологии, близки предыдущему направлению, но отличаются от него законодательством. Сегодня это направление – только декларация, поскольку нет четкого понимания – в чем одни технологии должны быть лучше других, нет законодательно закрепленных льгот в налогообложении для тех, кто хочет внедрить конкретные технологии, уменьшающие воздействие на окружающую среду. Проекты законов, которые сегодня рассматриваются (связанные с отходами производства и потребления, нормирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду), видимо, дадут определение «наилучшие технологии». Тогда будет понятно их место в рынке экологических услуг. Пока их можно также отнести к «партнерам» рынка. Предприятия, чья деятельность связана со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду , например, использование, переработка и обезвреживание отходов в результате хозяйственной деятельности (не включая сжигание с целью получения энергии). Такие предприятия можно отнести и к рынку и к «партнерам» рынка экологических работ и услуг. Без подобных предприятий инфраструктура рынка не будет завершенной. Такие предприятия очень тесно связаны с рынком экологических услуг - рынок для них может «собирать» (предоставлять) эти вторичные ресурсы. «Партнеры» рынка – поскольку их деятельность не полностью связана с этими направлениями работ. Это, например, металлургические предприятия, стекольные, целлюлозобумажные, переработки пластмасс и др. Такие предприятия отмечены в экологическом законодательстве (например, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как связанные с обращением с отходами. Но сегодня «использование отходов» исключено из лицензирования в данной области деятельности (отметим, что «переработка отходов» никогда не входила в область лицензирования и понятие «обращение с отходами», оно «сливалось» с понятием «использование»), с чем согласимся в полном объеме. Что касается «обезвреживания отходов», это множество очень специфичных, но совершенно различных направлений деятельности, технологий. К ним невозможно применить одни и те же законодательные требования, кроме самых общих – «преобразование отходов из 1-2 класса опасности в 3-4 с целью дальнейшего использования или размещения». Таким образом, для предприятий, занимающихся использованием и обезвреживанием отходов, тоже нет внятного законодательства, определяющего правила и принципы их деятельности, в том числе, дающего какие-либо льготы в «экологической» части налогообложения. Такое законодательство должно быть разработано, поскольку эти предприятия работают в области снижения воздействия на окружающую среду, используют отходы в производственных целях, тем самым, уменьшая потребление первичных ресурсов (т.е. сохраняя недра) и заменяя их вторичными. Отметим, что отменять лицензирование в области обезвреживания отходов (исключая сжигание с целью получения энергии) нельзя, поскольку эти виды деятельности должны регулироваться государством – ведь речь идет о чрезвычайно вредных отходах. Предприятия, которые связаны с обезвреживанием отходов: сжигание с целью получения электроэнергии (тепловой энергии), размещение отходов, предприятия, занимающиеся сбором отходов (любых), сортировкой и выделением «вторичного сырья», предприятия, транспортирующие отходы – это конкретные представители рынка экологических услуг. К сожалению, эти виды деятельности вообще законодательно не закреплены (за исключением некоторых требований к объектам размещения отходов). В нашей стране мусоросжигающих заводов - единицы. Они сжигают в основном ТБО и практически только для своих нужд. Продавать полученную энергию сегодня нерентабельно. Размещение отходов в нашей стране началось задолго до того, как были разработаны хотя бы какие-то законодательные требования к местам размещения, поэтому большинство мест размещения не соответствуют этим требованиям и их необходимо уничтожить, чтобы хоть как-то обезвредить их воздействие на землю и грунтовые (а, возможно, и подземные) воды образовавшимся фильтратом. До сих пор не разработаны законодательные акты для сбора отходов. Сегодня в разных субъектах РФ начинают появляться организации, восстанавливающие сбор у населения вторичного сырья. Эти работы незаконны, так же как и сортировка ТБО и извлечение «полезных» продуктов – вторичного сырья – для продажи предприятиям, которые их используют в своем производстве. Законодательно не определены никакие «шаги» на этом рынке. Совершенно очевидно, что для сбора отходов обязательно контролирующее законодательство. Не могут эти виды деятельности развиваться хаотично, как сегодня. Пусть это будут Саморегулируемые организации. Они хотя бы смогут разработать правила (стандарты) деятельности на этой части рынка. Определят ценообразование, узаконят продажу вторсырья. Предприятия, транспортирующие отходы, вообще выведены из лицензирования и не введены ни в какие другие контролирующие рамки. Совершенно очевидно, что этот вид деятельности должен быть контролируем. Пусть это также будут СРО. Они разработают правила (стандарты) для транспортирования отходов, будут контролировать размещение отходов, отвечать за необразование новых несанкционированных свалок и т.д. Конечно, для этих видов деятельности государством должно быть определено кроме основного законодательства, льготное налогообложение в части платы за загрязнение окружающей среды. Организации, оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности – также представители рынка экологических услуг. К экологическим услугам можно отнести инвентаризацию источников загрязнения (воздух, вода, отходы), разработку ПДВ, ПДС (НДС), ПНООЛР, ВСВ, ВСС и т.д. для любых промышленных предприятий, консультационные услуги в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, информационные экологические услуги, экологический аудит, медико-экологический аудит, независимая экологическая экспертиза (в т.ч. общественная экспертиза). Сегодня эти виды услуг вообще никак не обозначены в законодательстве. Первые два направления должны выполнять сами предприятия. Однако в 99,9% случаев привлекают сторонние организации – сами предприятия не имеют квалифицированных экологов в штате. Поскольку все экологические услуги сегодня оказываются на добровольной основе – по мере необходимости, то сегодня не определена необходимая квалификация исполнителей (кроме основного образования, которое не является обязательным) и требования к выполнению этих услуг. Поэтому также очевидно, что единственным контрольным органом в данных направлениях деятельности могут быть тоже саморегулируемые организации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако без общей государственной политики, общего законодательства не обойтись. Экологический менеджмент – это направление, которое не относится непосредственно к рынку экологических услуг, однако может содействовать общему экологическому «оздоровлению» в стране. И еще одно из направлений деятельности, которое не относится прямо к рынку, но без которого невозможно его функционирование – образовательная деятельность – дополнительное профессиональное образование, от которого прямо зависит квалификация персонала, осуществляющего услуги на экологическом рынке. Пожалуй, мы определили направления деятельности, которые могут относиться к рынку экологических услуг, а также способствовать его развитию. На рис. 1 представлены предприятия, которые относятся к нему.

Рис. 1. Предприятия, составляющие рынок экологических услуг, а также «друзья» и «партнеры» рынка Итоги Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны. Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы. _____________________________________________________ Нормативы качества окружающей среды в настоящее время разрабатываются. Показатели нормативов – и есть требования к такой технике и технологиям. Возможно, именно эти требования и будут определять понятие «наилучшие технологии», но пока таких определений просто нет. 2 Понятно, что разница заключается в уменьшении возможного воздействия на окружающую среду, но конкретного законодательства в этом направлении нет.

Ирина Георгиевна Орлова, к.х.н.,

генеральный директор,

СРО НП «ЭМАС»,

Аннотация

С.Н. Новоселов

В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.
Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство.

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.
Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.
Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.
Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения .
Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.
К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности .
В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции .
Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.
Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития- зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк»; функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи .
К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.
Существует связь и между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше и качество окружающей среды. В этой связи возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании .
При осуществлении выбора товаров и услуг необходимо руководствоваться следующим принципом: экологически более чистый продукт должен быть доступен в том месте, где кто-либо обычно делает покупки, а цена на экологически чистый продукт может быть даже выше, чем на более загрязненный .
В этой связи введение маркировки товаров экоэтикеткой должно поощрять промышленность разрабатывать и производить продукцию, которая имеет пониженное вредное воздействие на окружающую среду. Растущая популярность экологической маркировки свидетельствует о повышении спроса на экологически чистую и безопасную для здоровья продукцию. Экомаркировка существует по тому или иному критерию: степени годности к вторичной переработке, способности к саморазложению. В целом доля товаров с экомаркировкой на рынке редко превышает 20% .
Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования .
Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.
Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.
В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов .
К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:

  1. экологическое страхование;
  2. экологический аудит;
  3. экологический менеджмент.

При этом, разумеется, только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.
Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.
Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.
В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.
Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:
- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;
- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;
- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;
- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;
- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;
- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.
При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:
- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,
- эффективное распределение ограниченных ресурсов,
- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,
-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.
Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:
- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;
- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;
- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.
Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:
- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;
- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.
Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.
Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:
- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;
- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;
- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;
- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;
- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;
- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;
- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.
Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.
По оценкам немецких специалистов, в ближайшее десятилетие рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники. Они выделяют такие направления экотехники, как очистка коммунальных стоков, санирование старых свалок и промышленных объектов, очистка газов промышленных предприятий и тепловых электростанций, подготовка питьевой воды, а также рынок вторичных ресурсов и рекреационных услуг .
Развитие и функционирование рыночной системы требует наличия соответствующей рынку инфраструктуры, включающей коммерческие банки, подразделяемые на инвестиционные, ипотечные, отраслевые, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, учебно-научно- консалтинговые центры, общественные объединения, союзы, ассоциации и посреднические многопрофильные фирмы.
Повышение темпов экономического развития, интенсификации, мобильности и маневренных возможностей всего хозяйства страны напрямую зависит от высокоразвитой, оптимально сформированной и технически оснащенной инфраструктуры. Следовательно, на государство, учитывающего современный уровень формирования и развития рынка экологических услуг, возложена обязанность по инфраструктурному обеспечению этого рынка.
Фирмы, оказывающие экологические услуги, в рамках развития рыночной инфраструктуры призваны играть роль системного интегратора интересов различных секторов экономики: реального, финансового, государственного.
Функционирование всех участников рынка экологических услуг возможно только на основе соблюдения баланса их экологических интересов, что и должно рассматриваться как основной принцип его развития.

Литература:

    1.Лукьянчиков, H.H. Экономика и организация природопользования [Текст]/ Н.Н.Лукьянчиков, И.Потравный.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002.- 454 с.
    2.О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г.//Российская газета.- 1994, 9 февр.- С.1.
    3.Перелет, Р. Международные аспекты в формировании экологического предпринимательства и переход к устойчивому развитию [Текст]/ Р.Перелет//Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития).- М., 1995.- С. 152-166.
    4.Тихомиров, Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы [Текст]/ Н.П.Тихомиров.- М.: Экология, 1992. - 239 с.
    5.Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
    6.Серов, Г.П. Экологический аудит [Текст]/ Г.П.Серов.- М.: Экзамен, 1999.-448 с.
    7.Арент, К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства [Текст]/ К.П.Арент.- М.: Московский Государственный Университет природопользования, 2001.- 176с.

Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг который тем не менее до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий ни объектом рассмотрения экономистов экологов политиков. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров осуществлению работ и услуг направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19696. Страховой рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития 712.34 KB
Понятие характеристика и сущность страхования. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума снизился уровень охраны труда медицинского обслуживания социального страхования. Развитие страхового рынка сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты прежде всего для...
14484. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 174.57 KB
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена несколькими обстоятельствами: Вопервых повышением роли страхования в повседневной жизни людей изза непредвиденных обстоятельств или случайных случаев. Страховые услуги подразделяются на: услуги добровольного страхования. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяется правилами страхования. услуги обязательного страхования.
21280. Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне 34.01 KB
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является...
17641. Визуальная коммуникация в продвижении товаров и услуг 1.23 MB
Визуальные коммуникации и история их возникновения. История возникновения и трансформации визуальной коммуникации. Виды визуальной коммуникации и их характеристики. Визуальные коммуникации в городской среде.
2018. Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг 14.82 KB
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы. Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. факторы которые подразумевают уровень развития производства средства и системы контроля качества социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства материальная и личная заинтересованность и пр. Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже...
1150. Рынок туристических услуг 208.57 KB
Оруэлл никогда не был в СССР но пристально изучил его опыт по литературе и много раздумывал над советским мифом в который как он писал люди на Западе верят главным образом потому что им хочется верить в то что где-то на земле есть идеальное общество. Неограниченная власть партии требует чтобы у её членов были не только правильные воззрения но и правильные инстинкты. Гротескная образность и фантасмагорическая символика романа 1984 дают возможность Оруэллу сделать очевидным кошмар диктатуры показать...
10906. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 70.61 KB
Территориальная структура хозяйства России Основные формы организации производства: концентрация специализация кооперирование и комбинирование Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей промышленности. Отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей отрасли мат производства промть стрво с х торговля и т. Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства в которой занято более 2 3 от общей численности всего населения занятого во всех сферах хозяйственной...
6336. Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 110.08 KB
Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Вопросы Коммерческая деятельность ее задачи и тенденции развития. Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Основные функции и принципы коммерческой деятельности. Термин коммерция ближе к третьему понятию торговли деятельности связанной с осуществлением куплипродажи.
12910. Рынок спортивных и валеологических услуг 27.44 KB
Сфера физической культуры и спорта где объектом куплипродажи являются физкультурноспортивные и валеологические услуги не является здесь исключением. На рынке спортивных и валеологических услуг предложение связано непосредственно с организациями предоставляющими данные услуги во всем их многообразии. Для определения этого положения а также перспектив организации на рынке используется анализ потенциала организации который включает в себя: Анализ производства физкультурноспортивной услуги объем ассортимент...
18661. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг 105.79 KB
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

УДК 330.15

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК» И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д. Г. Вержицкий, С. Н. Часовников

THE FORMATION OF THE TERM ‘ECOLOGICAL MARKET’, AND ITS ROLE IN THE MODERN CONDITIONS

D. G. Verzhitsky, S. N. Chasovnikov

В статье рассматривается процесс формирования понятия «экологический рынок», основные подходы к его определению, приводится уточненное определение данного понятия. Акцентируется роль экологического рынка в экологизации современной экономики

The article is devoted to the formation of the term ‘ecological market’. The major approaches to the definition of the term are analyzed. The term is being clarified. The role of the ecological market in the process of modern economy ecologization is accented.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация экономики, экологическая политика, инструменты экологизации, экологический рынок, сегменты экологического рынка.

Keywords: sustainable development, economy ecologization, ecological policy, ecologization instruments, ecological market, segments of ecological market.

Основой экономического развития человечества на протяжении всего периода его существования являются природные ресурсы. Без их использования невозможны производственные процессы, являющиеся основой экономики любой страны. Увеличение потребления природных ресурсов, которое является необходимым условием технологического прогресса и экономического роста, приводит к двум ключевым последствиям. С одной стороны, оно ведет к истощению запасов природных ресурсов, а с другой - к росту масштабов загрязнений и деградации окружающей среды. Уже сейчас мировое сообщество обеспокоено проблемой истощения основных энергетических ресурсов: нефти, природного газа, угля. Параллельной ей является проблема деградации окружающей среды, вызываемая добычей и использованием природных ресурсов.

Вышеуказанные проблемы приобретают все большую актуальность на фоне факта ежегодного роста мировой экономики. Даже с учетом мирового финансового кризиса, замедлившего развитие мировой экономики (по оценкам МВФ темп прироста мирового ВВП в 2009 году составил - 1,1 %), дальнейший тренд развития мирового хозяйства - положительный. Таким образом, в перспективе проблема экологически устойчивого экономического развития остается актуальной для мирового сообщества в целом.

Понимание глобального противоречия существующей культуры потребления природных ресурсов и экологических возможностей окружающей среды привело к возникновению концепции устойчивого развития. Концепция (отлат. сопсерйо - понимание, система) - определенный способ понимания трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения . Таким образом, концепция устойчивого развития является своеобразной «отправной точкой» современных процессов экологизации, определяющей суть и тренды процессов трансформации мировой экономики. Вытекающим из концепции устойчивого развития понятием является термин «экологизация». На сегодняшний

день однозначное толкование данного понятия в отечественной и зарубежной науке отсутствует. Дефиниции «экологи-зации» встречаются в трудах А. Е. Игнатьева, О. А. Веклич, Л. Г. Мельника, О. Ф. Балац-кого, Б. В. Ященко. При этом экологизация определяется и как «процесс разрешения возникающих эколого-экономических противоречий взаимодействия общества и природы» и как «процесс совершенствования организационно-экономических отношений, отношений собственности, а также развития производственных сил на экологической основе» . Глоссарий научно-информационного портала ВИНИТИ РАН содержит следующее определение: «экологизация - процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т. д. Он означает не только внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа «загрязняющий платит», но прежде всего осознание конечности нашей планеты, суши и океана, экологического пространства и естественной биоты и существование предела антропогенной деформации естественной окружающей среды, за которым наступает экологическая катастрофа и возникает проблема выживания человека как вида» .

Таким образом, термин «экологизация» несет в себе следующие ключевые аспекты. С одной стороны, речь идет о сохранении качества природной среды (так называемой экологичности, т. е. способности чего-либо существовать и функционировать, не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду), а с другой - о повышении эффективности использования ресурсов (ресурсоэффек-тивности). Подобный вывод совпадает со взглядами известных авторов работ об экологическом менеджменте и, в первую очередь, с Г. С. Ферару, который определяет термин «экологизация менеджмента» как «инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и про-

грамм, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости» .

Итак, одной из наиболее актуальных задач экономики государства является экологизация его экономической жизни для обеспечения устойчивого развития. В свою очередь, экологизация подразумевает сохранение, улучшение качества окружающей среды, и вместе с тем повышение ресурсоэффективности экономики. Дефиниция понятия «качество окружающей среды» содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому нормативному источнику, «качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью» . Вместе с тем закон определяет понятие «благоприятная окружающая среда», под такой средой подразумевается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» .

Достижение экологизации экономики государства является целью экологической политики. Представляя собой комплекс определенных мер, осуществляемых государством в лице компетентных органов, экологическая политика является сочетанием двух групп методов: административного и рыночного регулирования. С учетом тенденций глобализации, все более актуальными становятся вопросы создания условий для возникновения самоподдерживающейся рыночной системы, способствующей экологизации экономики государств.

Мировое сообщество с 90-х годов XX века пытается создать такие условия, в которых повышение экологичности бизнеса было бы выгодным для субъектов экономики. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Необходимо отметить тот факт, что в современной экономической науке существуют различные определения указанного понятия. Как явление экологический рынок возник в зарубежных странах. В 90-х годах ХХ века наблюдался расцвет «инвайронментализма» в странах Европы, США, Японии, при этом в указанных регионах возникали не просто отдельные предприятия, занимающиеся экологическим предпринимательством, а происходило формирование целых отраслей национальной экономики, ориентировавших свою деятельность на производство и внедрение экологических инноваций.

В западных источниках широко используется термин «environmental market», что является эквивалентом русскоязычному понятию «экологический рынок». Первые упоминания о внедрении рыночных механизмов в процессы природопользования содержатся в трудах T. Д. Крокера (США, 1966 г.), и Д. Х. Дэйлза (Канада, 1968 г.) . Оба автора указывали на возможность рыночного оборота прав на использование природных ресурсов, а также прав на выброс загрязняющих веществ. В 1972 году Д. Монтгомери (США) в своем труде доказал экономическую эффективность предложенных вышеуказанными ав-

торами инструментов эколого-экономического регулирования . Проблема практического внедрения подобных рыночных механизмов была разработана Р. Ханом и Р. Ноллом (США, 1982 г.) . Однако необходимо отметить тот факт, что все указанные авторы в своих трудах рассматривают в основном механизм рыночного распределения квот на выбросы веществ-загрязнителей.

Понимание экологического рынка как системы взаимосвязанных элементов, включающей ряд видов деятельности, способствующих экологизации хозяйственной жизни, сформировалось в 90-х годах

ХХ века и связано с деятельностью международных организаций, таких, как ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР. С середины 90-х годов указанные организации в своих статистических изданиях публикуют информацию о размерах «экологического сектора» («environmental sector, environmental industry»). Наиболее общее определение этого понятия дано в 1994 году Европейской комиссией: «экологические отрасли состоят из фирм, производящих товары и услуги, предназначенные для измерения, предотвращения, ограничения или устранения вреда, наносимого окружающей среде, такого, как загрязнение воды, воздуха, почвы, а также для решение проблем отходов и шумового загрязнения. Такие отрасли включают в себя чисты технологии, минимизирующие расход ресурсов и масштабы загрязнений» . Подобным определением пользуются в своей деятельности ОЭРС и Евростат . Министерство международной торговли и производства Японии использует термин «eco-business» и определяет его как «секторы экономики, потенциально способные помочь сокращению экологической напряженности» (1994 г.) . ОЭСР в своем издании «The global environmental goods and services industry» (1995 г.) приводит статистику развития мирового экологического рынка (global environment market), отождествляя его с обращением активов, продуцируемых экологическим сектором .

Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени воззрения на сущность экологического рынка и сектора за рубежом не претерпели значительных изменений. Так, рейтинговое агентство Financial Times разработало серию индексов, характеризующих состояние экологического рынка (FTSE Environmental Markets Index Series) при этом, для целей составления индексов под участниками экологического рынка понимаются «компании, производящие продукцию и услуги, способствующие решению экологических проблем, включая экологические технологии, называемые также «чистыми технологиями» . В указанную систему входят 12 индексов, 4 из которых являются региональными, а 8 иллюстрируют состояние отдельных сегментов экологического сектора.

С развитием экологического рынка, появлением новых объектов обращения происходит расширение самой трактовки исследуемого понятия. Так, современные ученые С. Гринхал, С. Уолкер, Б. Ли, Т. Стефенс, Р. Д. Синклар (Новая Зеландия, 2010 г.) трактуют экологический рынок как систему регулятивных и автономных рынков, на которых обращаются блага экологического назначения, включая множественные транзакции прав на выбросы и производных от них

финансовых инструментов . При этом авторы определения под регулятивным рынком понимают «рынки, создаваемые и регулируемые государством, служащие для исполнения государственных функций», а под автономными рынками - «рынки, движимые предпочтениями потребителей, возникающие самостоятельно, без государственного вмешательства» . Особенность указанного подхода заключается во включении в экологический рынок торговли квотами на выбросы веществ-загрязнителей.

Итак, обобщая приведенные выше подходы, можно констатировать факт того, что в зарубежных источниках экологический рынок трактуется прежде всего как сфера обмена продукцией экологического сектора, то есть такой отрасли экономики, которая производит товары и услуги, способствующие сокращению негативного антропогенного влияния на окружающую среду.

В условиях российской экономической реальности трудно говорить о существенных успехах в сфере экологизации. Лишь в последние годы вопросы экологически безопасного экономического развития признаются настолько актуальными, чтобы начать разработку практических механизмов их решения. Результатом этого является относительно неглубокая степень исследования таких вопросов в российской науке. Во многом именно этим фактом обосновывается чрезмерно широкая трактовка понятия «экологический рынок». Ряд авторов под этим термином понимает рынок экологически чистых товаров, произведенных в соответствии с мировыми стандартами охраны окружающей среды. Немногочисленная группа ученых, говоря об экологическом рынке, имеет в виду механизм, обеспечивающий обращение определенной категории экономических благ. Так, по мнению Н. Ф. Реймерса , экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Кроме того, наряду с термином «экологический рынок», имеет хождение понятие «рынок экологических услуг». В частности, редактор книги «Современные региональные рынки: теория, практика, инновации»

А. Н. Маликов указывает на то, что «на рубеже XX и

XXI вв. произошло интенсивное становление нового рынка - рынка экологических услуг, включающего в себя экологическое страхование, экологический аудит, торговлю правами на загрязнение и выбросы и т. п.» . Автор серии статей «Предпринимательство и инновации», д-р техн. наук, профессор университета Российской академии образования А. И. Чулок, говоря о формировании экологического рынка, выделяет семь областей, в рамках которых проявляется это явление:

1. «научно-техническая (рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемких и высокотехнологичных, экологически безопасных, малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологических товаров);

2. финансовая (развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическую сферу и управление капиталом);

3. учетная (бухгалтерский, финансовый и управленческий экологический учет, отчетность по экологическим показателям);

4. аудиторская (при экологической экспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации, сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудит недропользования и т. д.);

5. страховая (экологическое страхование ответственности предприятий и собственников, владельцев, пользователей - источников повышенной экологической опасности);

6. коммерческая (экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции; экологическая сертификация, стандартизация и учет);

7. организационно-административная (совершенствование структуры предприятия и оптимизация организационно-экономических методов природопользования)» .

Проанализировав вышеуказанные подходы к определению понятия «экологический рынок», можно отметить тот факт, что в зарубежных источниках указанное понятие используется давно (с 90-х годов ХХ века), причем его содержание частично закреплено в директивах и методических рекомендациях международных организаций, таких, как ОЭСР, Евростат. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция расширения содержания исследуемого понятия, связанная с развитием локальных и глобальных рынков квот на выбросы веществ-загрязнителей. В российской науке вопрос о сущности экологического рынка характеризуется относительно слабой степенью исследования. Одни российские авторы, говоря об экологическом рынке, имеют ввиду рынок товаров (Н. Ф. Реймерс), другие трактуют экологический рынок как рынок услуг (А. Н. Маликов), третьи (А. И. Чулок) рассматривают его в наиболее общем ключе, говоря об областях или видах деятельности, которыми охватывается это явление. Все это говорит о слабости теоретического обоснования исследуемого феномена. При этом необходимо учитывать тот факт, что некоторые из указанных точек зрения сформировались достаточно давно (в 90-е годы), когда в российской экономике подобные виды деятельности либо отсутствовали вовсе, либо были настолько неразвиты, что не обладали должной степенью актуальности.

Исходя из вышесказанного, констатируем факт того, что введенное в экономический обиход определение понятия «экологический рынок» нуждается в уточнении.

Говоря об определении экологического рынка, принципиальным является вопрос определения круга объектов обращения. По нашему мнению, объектом обращения на экологическом рынке являются активы природоохранного назначения. При этом под активами природоохранного назначения мы понимает технологии экологизации (которые являются объектом купли-продажи в виде объектов интеллектуальной собственности или воплощаются в конкретных това-

рах), товары экологизационного назначения (основные и оборотные средства предприятий, используемые для экологизации деятельности), экологические услуги (услугу понимаем как деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, в процессе выполнения которой не создается новый материально-вещественный продукт), а также квоты на выбросы веществ загрязнителей (которые в зарубежной практике обращаются в виде производных ценных бумаг: фьючерсов и опционов на выбросы). При этом, квоты на осуществление выбросов веществ-загрязнителей нельзя отождествлять с товарами ввиду отсутствия у них материально-вещественной формы. Они также не являются услугами, ввиду того, что их производство отделимо во времени от их потребления (услуга же потребляется непосредственно в момент ее оказания).

Таким образом, с нашей точки зрения, необходимо уточнить понятие «экологический рынок» и определить его следующим образом: экологический рынок -механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. По нашему мнению, подобное уточнение термина способствует более четкому пониманию сути рассматриваемого экономического явления, а также характеризуется должной степенью «емкости».

Указанное определение экологического рынка позволяет осуществить его классификацию по объектам обращения. А. Л. Субботин определяет классификацию как «состоявшуюся систему знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по которым распределены объекты некоторой предметней области на основании их сходства в определенных свойствах» . Он также говорит о том, что «классификацию отличает от самого точного и совершенного описания наличие трех отчетливо обозначенных структурных элементов: множества установленных групп подобных объектов; оснований, по которым объекты объединяются в группы; принципа или закона, согласно которому все группы соединяются, организуются в единую систему» . Исходя из приведенных выше методологических положений, экологический рынок по объектам обращения можно классифицировать следующим образом:

Рынок объектов интеллектуальной собственности экологизационного назначения;

Рынок товаров экологизационного назначения;

Рынок услуг экологизационного назначения;

Рынок прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей.

Отметим тот факт, что предлагаемая нами классификация частично соотносится с элементами экологического сектора, выделяемыми в статистической отчетности ОЭСР и Евростата. Отличительной особенностью предлагаемой классификации является включение рынка прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей в структуру экологического рынка. Отсутствие данного элемента в статистике ОЭСР и Евростата объясняется тем, что рынки квот на выбросы функционируют не во всех странах, а некоторые из них основаны на международных согла-

шениях с ограниченным сроком действия (например, Киотском протоколе), таким образом, включение их в отчетность неоправданно.

Понятие «экологический рынок» - новелла современной экономики, однако частота и сфера его применения неуклонно расширяются. Спрос на экологическом рынке формируют предприятия, осуществляющие экологизацию собственной деятельности. Мотивы экологизации могут быть различными: необходимость соответствовать установленным законом стандартам (ПДК, ПДВ), стремление получить положительный экономический эффект от сокращения потребления ресурсов, желание повысить имидж компании, возможность реализации полученных сокращений выбросов на рынке квот. Таким образом, экологический рынок - механизм, обеспечивающий максимально экономически выгодную экологизацию экономики страны, региона, отдельной фирмы.

Понимание экологического рынка как автономного экономического института, применение к нему системного подхода позволяют на практике сформировать механизм экологизации экономики, который включает в себя стимулы к ресурсосбережению и средства достижения положительного эколого-эконо-мического эффекта. Применение отдельных инструментов государственного эколого-экономического регулирования (платности природопользования, института юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде) в условиях реальной экономической действительности не может оказаться эффективным. Создавая стимулы экологизации, необходимо предложить участникам рынка экономически приемлемый способ их реализации. Именно таким механизмом и является экологический рынок. Указанная выше дефиниция данного термина позволяет сформировать систему эколого-экономических отношений по распределению экологических активов, основанную на рыночных принципах и свободной конкуренции, а значит, сделать процесс экологизации реальным и эффективным.

Развитие экологического рынка в стране или отдельно взятом регионе способствует решению многих проблем в сфере рационализации природопользования. На сегодняшний день в России отсутствует система критериев, позволяющая судить об экологичности того или иного предприятия. Существующий механизм экологической экспертизы (как государственной, так и общественной) также не является эталоном эффективности. Экологический рынок в своем развитии способствует решению этих проблем. Результатом появления рыночного механизма, в рамках которого происходит обращение активов природоохранного назначения, является развитие системы экологического мониторинга (верификации), основанной на рыночных началах. В условиях, когда предприятия заинтересованы в экологизации своей деятельности, они заинтересованы и в корректном измерении параметров своего влияния на окружающую среду.

Приходится признать, что применяемые на сегодняшний день в России меры эколого-экономического регулирования не всегда являются эффективными. Увеличение расходов бюджета на охрану окружаю-

щей среды не обеспечивает тотального улучшения ее качества в долгосрочной перспективе. Отсутствие рыночных механизмов стимулирования процессов экологизации бизнеса приводит не только к деградации окружающей природной среды, но и к увеличению расходов на ее восстановление. Причем эффект от подобных ассигнований зачастую невелик. Именно формирование единой системы взаимосвязанных сегментов, в рамках которой должен происходить процесс обращения экологических активов, является залогом кардинального повышения экологичности производства.

В итоге можно проследить весь процесс генерации института экологического рынка. Основой своей рассматриваемое понятие имеет концепцию устойчивого развития, которая содержит в себе основные тезисы, определяет тренды развития мировой экономической системы, формулирует принципы и основы экологически безопасного экономического развития. Суть концепции устойчивого развития наиболее полно отражается в термине «экологизация», который представляет собой процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и иные сферы общественной жизни и в конечном итоге, касательно экономики, включает в себя два аспекта: поддержание экологичности и повышение ресурсоэффек-тивности. Экологичность - способность чего-либо существовать и функционировать не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду, результатом которой является поддержание качества окружающей природной среды. Средством достижения экологизации для экономических субъек-

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва,

В. Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

2. Веклич, О. А. Эколого-экономические противоречия / О. А. Веклич. - К.: Наукова думка, 1991.

3. Мишенина, Н. В. Методические основы оценки и регулирования эколого-экономического уровня производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.08.01 / Н. В. Мишенина. - Сумы, 1996.

4. Научно-информационный портал ВИНИТИ РАН [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://science.viniti.ru/index.php?&option=com_content&task=view&Itemid=139&Section=&id=316&id_art=X00 0555.

5. Ферару, Г. С. Экологический менеджмент: учебное пособие / Г. С. Ферару. - М.; Архангельск: Юпитер: Междунар. ин-т управления, 2006.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

7. Crocker, T. D. The structuring of atmospheric pollution control systems / T. D. Crocker // The Economics of air pollution. - 1966.

8. Dales, J. H. Land, water, and ownership / J. H. Dales // The Canadian Journal of Economics. - 1968. - № 1 (4).

9. Montgomery, D. Markers in Licenses and Efficient Pollution Control Programs / D. Montgomery // Journal of Economic Theory. - 1972. - № 5.

10. Hahn, R. Designing a Market for Tradeable Permits, in: W. Magat, ed. Reform of Environmental Regulation /R. Hahn, R. Noll. - Cambridge: MA, 1972.

11. European commission. Eco-industries in the EC, ill Panorama of EU Industry. - Brussels, 1994.

12. OECD. Draft Synthesis Document for a Common Definition and Classification of the Environment Industry for Data Collection, paper presented at the meeting of the OECD / Eurostat Informal Working Group on the Environment Industry. - Luxembourg, 1995.

13. MITI . Environment Industry Vision (Sangyo kankyo vision ni tsuite). - Tokyo, 1994.

14. OECD. The global environmental goods and services industry. - Luxembourg, 1995.

15. FTSE Environmental Markets Classification Systems. - London, 2009.

тов является повышение ресурсоэффективности -процесс увеличения отдачи от использования ресурсов, результатом которого является двойной экономический эффект: с одной стороны, происходит сокращение удельного потребления ресурсов (что положительно влияет на себестоимость единицы конечного продукта), с другой стороны - происходит минимизация экологических издержек предприятия (затрат, связанных с поддержанием, восстановлением качества окружающей среды). Повышение ресурсо-эффективности может стимулироваться либо административными методами государства (лицензирование, внедрение норм ПДК, ПДВ, ответственность за нарушение экологического законодательства), либо методами экономического стимулирования, которые заключаются в создании условий, при которых хозяйствующие субъекты сами заинтересованы в экологизации и имеют реальные возможности ее осуществления. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Нами был произведен анализ существующих подходов к определению этого понятия, отмечены их недостатки и предложено уточненное определение экологического рынка. По нашему мнению, экологический рынок - механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. Подобное понимание экологического рынка позволяет осуществить четкую классификацию экологического рынка по объектам обращения.

16. Suzie, Greenhalgh. Environmental markets for New Zealand: the barriers and opportunities / Suzie Greenhalgh, Susan Walker, Bill Lee, Theo Stephens, Robyn Jean Sinclair. - Lincoln: Canterbury, 2010.

17. Реймерс, Н. Ф. Экологический рынок / Н. Ф. Реймерс // Зеленый мир. - 1996. - № 6.

18. Савченко, Н. Региональный рынок экологических услуг: формирование и развитие [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dopfo.ru/?num=1&id=36.

19. Чулок, А. И. Предпринимательство и инновации: инновации и предпринимательство в области экологического менеджмента и аудита // Российское предпринимательство. - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd511 .php.

20. Субботин, А. Л. Классификация / А. Л. Субботин. - М.: ИФ РАН, 2001.

Вержицкий Данил Григорьевич - аспирант кафедры экономической теории КемГУ, 8-913-313-34-83, [email protected].

Verzhitsky Danil Grigorievich - post-graduate student at the Department of Economics of KemSU.

Часовников Сергей Николаевич - кандидат экономический наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории, Новокузнецкий филиал-институт КемГУ, [email protected].

Chasovnikov Sergey Nikolaevich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics of the Novokuznetsk branch of KemSU.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты