27.11.2019

Понятие и характеристика финансов. Общая характеристика звеньев финансовой системы


Характеристика финансов – это изложение анализа функционирования финансовых ресурсов.

Суть финансовых ресурсов и характеристика финансовой деятельности

Финансовые ресурсы есть показателем общественных отношений между всеми субъектами рыночной экономики. Всем участникам рыночных отношений присущи общие черты, среди которых можно назвать такие:

  • благодаря существованию в обществе финансовых отношений происходит распределение внутреннего валового продукта страны и НД;
  • все фонды и финансовые ресурсы страны формируются благодаря существованию финансовых отношений;
  • процесс распределения финансовых ресурсов страны регулируется правилами финансовых отношений.

Но, несмотря на большое количество схожих черт, все же имеются определенные отличия. Эти отличия являются довольно специфическими, благодаря чему можно проследить характер финансовых отношений в разных отраслях и группировать их на определенные категории. В результате такого группирования можно выделить три основные ветки:

  • финансовые ресурсы, принадлежащие предприятиям и фирмам;
  • ресурсы, сформированные в следствие страховых взносов;
  • финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении государства.

Каждая из перечисленных веток имеет разветвленную систему. Анализ функционирования каждой из них осуществляется исходя из характера текущей сферы деятельности. Благодаря этому в сфере финансовых отношений выделяются разные подсистемы, например: финансовые средства фирм, чья деятельность преследует коммерческие интересы; компаний, которые функционируют на некоммерческих началах; ресурсы общественных объединений.

Если анализировать характер финансовых отношений в сфере страхования, то необходимо исходить из понятия социального страхования, разветвленная система которого представляет звенья финансовых отношений. Такими звеньями являются такие виды страхования, как , личное страхование, страхование имущества, страхование предпринимательской деятельности и другие его виды.

Если рассматривать финансовые отношения в государственной сфере, то необходимо это делать через анализ понятий государственного бюджета и внебюджетных фондов, государственных кредитов и т. д.

Звенья и характеристика финансовой системы

Глобальная финансовая система состоит из множества связанных между собой сфер и подсистем финансовых отношений. Различные составляющие финансовой системы регулируют жизнедеятельность множества финансовых подсистем, которые могут быть:

  • внутрихозяйственными;
  • внутриотраслевыми;
  • межотраслевыми;
  • межтерриториальными.

Внутрихозяйственные регламентирует финансовые отношения внутри предприятий и организаций, внутриотраслевые – в сфере функционирования отдельной рассматриваемой отрасли хозяйствования, межотраслевые – соответственно, между различными отраслями производства. Межтерриториальная подсистема финансовых отношений регулирует экономические отношения между крупными политическими объектами (странами).

Рассматривая учреждения, которые были созданы ради получения прибыли, стоит отметить, что в числе их финансовых фондов могут быть различные финансы, такие как промышленные, торговые, транспортные и т. д. сами же учреждения могут быть частными с одним законным владельцем, а так же акционерные компании, кооперативные объединения.

Система финансовых отношений Российской Федерации

Эта система имеет в своем составе различные составляющие, среди которых ресурсы из государственного бюджета и внебюджетных фондов, ресурсы государственного кредитования, фонда страхования, а так же финансовые ресурсы разных учреждений, что функционируют на основе различных форм собственности.

Система государственных финансовых отношений имеет цель формировать в пределах государственного ведения удовлетворительное количество финансовых ресурсов, которые в перспективе будут направлены на финансирование различных государственных объектов и структуру государственного управления. А так же разбросаны по таким сферам, как страхование, образование, медицинское обслуживание и т. д. Такой ресурсный потенциал формируется из отчислений системы налогообложения внутри страны, а так же таможенных платежей и сдачи в аренду государственного имущества.

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита .

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода .

Следует отметить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает :

  • - денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
  • - денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  • - денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  • - денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
  • - денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
  • - денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр. Поэтому финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе - формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса: предпринимателей, которые вкладывают капитал в производство и реализуют товары и услуги; трудоспособного населения, которое обладает собственностью на рабочую силу; государства, которое вкладывает природные ресурсы, регулирует экономические процессы.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий .

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию называются финансовой политикой. Она включает фискальную политику, т.е. направление деятельности государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы .

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях .

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влиянием процессов реприватизации значительной части государственного сектора падает. Данная политика преследует цель повышения финансовой эффективности хозяйственных субъектов, находившихся в государственной собственности, поиск более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов .

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Финансы - это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости ВВП,доходов от внешне-экономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления о отдельных субъектах хозяйствования, государства,используемые в дальнейшем для решения эк и соц задач.Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями. Рыночные отношения - это прежде всего денежные отношения. Товарно-денежные отношения, основанные на денежном обращении, обеспечивают перераспределительные, регулирующие, контрольные и стимулирующие процессы в государстве. Финансовая деятельность государства вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и выполнения функций обороны и безопасности страны, осуществления социально-экономических программ. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме - первое объективное условие существования финансовой деятельности. Второе объективное условие - это существование денег, кредита, других экономических категорий, которое определяется товарным производством, действием закона стоимости. Финансовые операции-движение средств от одних субъектов к др. 3 субъекта: предприятия, государство,домохозяйство. Их доходы: у предприятий-прибыль, у домохозяйств- з.пл,доходы на собственности, у государства-налоги.

Функции финансов.

Финансы выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная:

1. стоимость ВВП распадается на первичные доходы и амортизацию(первичные -те,которые произведены в этом цикле)

2. распределение доходов от внешнеэкономической деятельности - доходы от внешней торговли,дивиденды по ЦБ иностранных эмитентов,доходы от внешних заимствований.

3. перераспределение ден.средств между экономическими субъектами осущ. через бюджетную систему: бюджетные доходы-налоги,сборы,займы,пошлины; бюджетные расходы-отдельные отрасли хозяйствования,соцкультурная сферы,трансферты. через фин.рынок:рынок ЦБ и рынок кредитных ресурсов. происходит привлечение средств путем выпуска ЦБ,размещение долей,кредитных договоров и займов одними субъектами и одновременное размещение временно-свободных средств в соотв.активы других субъектами,поступления дивидендов,%, страх.взносов и возмещений.

4.в процессе распределения и перераспределения участвует часть НБ.

5. Сформированные Д и Р эк.субъекты используют в целях потребления и для дальнейшего накопления.

Контрольная функция: финансы обладают свойством колич-но отображать воспроизводственный процесс в целом и его фазы. благодаря чему способны сигнализировать о том,как складывается распределительные пропорции. Обеспечивается непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных эк. событий можно получить через фин показатели,как индексы фондовых бирж, динамикой рентабелности хоз-в,бюдж.доходов, в том числе налоговых, гос долга,бюджетного дифицита и др.

Общая характеристика финансовой системы РФ.

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. Государственный бюджет выполняет следующие функции:

· перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

· регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

· стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

· контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения. Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц. Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Финансовая политика и ее содержание, типы финансовой политики.Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношениях, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами цели и задачи государственного развития. Для оценки финансовой политики и рекомендаций по ее корректировке необходимо иметь программу общественного развития. Результативность финансовой политики тем выше, чем выше больше она учитывает потребности человека, формируемые либо за счет внутренних желаний, либо под действием поведения из вне. Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитие общества. Различают 4 основных концептуальных подхода: 1)Представлен А. Смитом и Д. Риккардо. Они обосновывали идею о невмешательстве государства в социально-экономические процессы(рынок-саморегулирунмый) Основным инструментом финансовой политики, по их мнению, выступал бюджетно-налоговый механизм. К характеристикам бюджета относили:

Обязательную сбалансированность

Минимизацию расходных статей

2) Кейнс пропагандировал идею об активном участие государства в управление социально-экономическими процессами. Основным инструментом выступал бюджетно-налоговый механизм, к его характеристикам относят:

Минимизацию налоговых ставок

Максимизацию налоговых льгот

Максимизацию расходных статей социальной направленности

3)Фридман, основоположник монетаризма, утверждал идею об ограничение прямого участи государства в управление социально-экономическими процессами. В реализации финансовой политики приоритет отдавался денежно-кредитному инструментарию. Бюджетно-налоговой механизм характеризуется:

Минимизацией налоговых льгот

Секвестрование (урезание) расходных статей социальной направленности

Особое требование монетаризма – борьба с инфляцией через управление денежной массой при помощи ставки рефинансирования, резервной нормы отчисления Социалистическая концепция: главным принципом финансовой политики СССР является финансовая централизация, которая проявлялась не только в концентрации финансового ресурса в распоряжение государства, но и в монополизации государством организации финансовых отношений. Финансовая политика – понятие многогранное, структурно она подразделяется на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики. Под бюджетно-налоговой политикой понимают определение источников формирования дохода в государственном бюджете; приоритетных направлений расходования средств; допустимых пределов разбалансированности бюджетов; принципы взаимоотношений между звеньями бюджетной системы. В составе бюджетно-налоговой политики выделяют:

Инвестиционную политику

Налоговую политику

Политику управления гос. долгом

Политику бюджетного федерализма

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы. В составе денежно-кредитной политики выделяют:

Эмиссионную политику

Ценовую политику

Валютную политику

Кредитную политику

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.Цель управления финансами– финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.В управление финансами выделяютсяобъектыисубъектыуправления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бываетобщегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; иуправление финансами отдельных субъектов управления.В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеетфинансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.Cущность и принципы управления финансамиУправление финансами - это вид деятельности, направленный на управление финансово-хозяйственной стороной работы фирмы.Управление финансами включает в себя:разработку и воплощение в жизнь финансовой политики предприятия; информационное обеспечение на основе финансовой отчетности; оценку и формирование инвестиционных проектов, затрат на капитал, финансовое планирование и контроль; организацию структуры управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Управление финансами позволяет оценить риск и выгодность вложения средств, эффективность работы фирмы, скорость оборачиваемости капитала и его производительность.Управление финансовой системой направлено на достижение общих целей управления предприятием и оказывает значительное влияние на рыночные преобразования.Принципы управления финансовой системой:плановость и системность. целевая направленность;диверсифицированность; стратегическая ориентированность. Принцип плановости и системности заключается в необходимости сопоставления процессов финансирования с развитием деятельности предприятия по отдельным направлениям, а также их возможными перспективами.Принцип целевой направленности состоит в направлении финансовых средств на достижение целей предприятия.Принцип диверсификации управления финансами предполагает расширение ассортимента производимой продукции, позволяющее расширить территорию реализации товара и комплексно обслуживать покупателей. Диверсификация производства ведет к общему повышению рентабельности предприятия, снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности. Стратегическая ориентированность управления финансами предполагает, что финансирование деятельности должно осуществляться в соответствии с миссией и долгосрочными планами.Если предприятие не разработает четкой стратегии своего развития и не будет учитывать ситуацию на рынке, то оно никогда не сможет занять на нем твердых позиций, не говоря уже о выходе предприятия на другие рынки. Стратегическая ориентированность является ведущим принципом, определяющим направление капиталовложений предприятия и организации. Несмотря на длительный срок возврата вложенных средств, предоставляется возможность значительных прибылей и будущего развития.В связи с цикличностью жизни товара разработаны такие принципы финансирования, как опережающее управление и соотношение текущего финансирования и накопления капитала.Опережающее управление отдает предпочтение деятельности, направленной на развитие организации и предоставляющей возможность получения большей прибыли в будущем, а также финансирования инновационной деятельности. Использование данного принципа невозможно без значительных капиталовложений, но оно обеспечивает прогресс и конкурентную устойчивость предприятия на рынке.Соотношение текущего финансирования и накопления капитала является наиболее важным принципом в управлении финансами, в соответствии с которым предприятия автономно определяют размер средств, направляемых на развитие предприятия, в фонд заработной платы и др.

Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль", проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производствейно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.Следовательно, финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами. Финансовый контроль (далее - ФК) - это контроль за законностью в области образования, распределения и использования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы. Содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых правом, заключается в следующем: 1) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления; 2) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств); 3) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями и др.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный - проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.; 2) налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы; 3) банковский ФК - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.; 4) валютный ФК - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ФК; 5) контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль - осуществляется Государственным таможенным комитетом.

Финансовый контроль выражается в:

1. Проверке / выполнение финансовых обязательств перед государством, физических / юридических лиц.

2. Проверках/ ревизиях целевого выделения запланированных денежных средств из бюджетного фонда и внебюджетных фондов.

3. Проверках / ревизиях целевого использования денежных средств.

4. Проверке / правил ведения кассовых операций и правил работы с валютной выручкой.

Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных средств.

Министерство финансов: структура, основные задачи и функции.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ. К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

Совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

Осуществление государственного финансового контроля;

Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

Разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ.

Система финансового регулирования представляет собой целостную систему мер воздействия совокупности финансовых процессов на социально–экономическую жизнь общества. Субъектом регулирования финансов является, в первую очередь, государство, законодательно закрепляя основные нормы и правила финансовой деятельности.По форме воздействия методы финансового регулирования делятся на:административные, воздействующие в форме конкретно-адресных распоряжений, заданий, указов, постановлений и др.;экономические, манипулирующие общей для всех системой норм и правил (процентными ставками, ставками налогов, порядком налогообложения, правилами залога, инструкциями по взиманию пошлин и многое другое);смешанные – по содержанию экономические, по форме доведения – административные.Направленность мер регулирования определяется идеологией развития, задачами промышленного и научно-технического подъема, способствующих увеличению доходов бюджета, обеспечения приемлемого уровня занятости, повышения качества жизни и социальной защищенности населения.Основные методы финансового регулирования деятельности

Формы воздействия Тип воздействия Методы воздействия

1.Административная Запретительный, разрешительный Правовые нормы карательного характера. Подзаконные акты. Нормы. Правила. Положения. Инструкции (например, положения о лицензировании строительной деятельности)

2.Экономическая Стимулирующий, предупредительный Порядок и ставки налогообложения. Процентные ставки. Таможенные тарифы. Правила залога.

3.Смешанная Пункты 1 и 2 Пункты 1 и 2

Бюджетный процесс в РФ.

Бюджетный процесс в РФ регулируется Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» (10.10. 1991г.) и др. Законами РФ, законами республик в составе РФ и др.Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.Продолжительность бюджетного процесса:·1 и 2-ая стадии - более года;·3-я стадия (с 1.01 - 31.12) - год;·4-я стадия - полгода.

Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период - 1 месяц, в течении которого должны быть закончены операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.Существует понятие счетный период - это финансовый год вместе с льготным периодом.Принципы организации бюджетного процессаЕдинство - наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.Балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств.Этапы бюджетного процесса в РФ

I. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ).СФБ выражает финансовую программу в общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.Бюджет выражает финансовую программу конкретно. Сфб - позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета.Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.При составлении бюджета используются методы:метод экономического анализа - определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляет причины отклонений;нормативный метод - в основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

II. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субьектов федерации и местными органами самоуправления).Проект бюджета. Полученный Советом Гос. Думы направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральном бюджете» к рассмотрению в Гос. Думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.Получив заключение от каждого комитета, Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.При необходимости Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в заключительные акты о налогах.При рассмотрении бюджета в первом чтении Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субьектов Федерации.Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего обьема расходов, утвержденных в 1-ом чтении.В третьем чтении отражаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах утвержденных во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.В четвертом чтении - рассматривают поправки к законопроекту; поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.На пленарном заседании Гос. Думы законопроект ставят на голосование в целом.Принятый Гос. Думой Закон в соответствии с Конституцией в течении 5 дней со дня принятия должен быть передан на рассмотрение Советом Федерации.Закон о бюджете считается одобренным, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.При отклонении его Советом федерации обе Палаты парламента создают Согласительную комиссию, после чего закон повторно рассматривает Дума.В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании он набрал не менее 2/3 от общего числа голосов депутатов Думы.

III. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.Важнейшая задача исполнения - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и др. платежей.Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изьятию не подлежит. Используется - по рассмотрению соответствующего органа власти.Потери в доходах и издержках - не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.Работа по исполнению бюджета ведется Минфином РФ, Гос. Налоговой службой РФ и Гос. Таможенным комитетом РФ и их органами на местах.При исполнении бюджета распределение всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации.Бюджетная роспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.Организуя исполнения бюджетов и внебюджетных фондов вложена на новую структуру Минфином РФ - Федеральное Казначейство РФ.Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает. Что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.Казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означаетзакрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субьектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.Наличие казначейской системы позволит наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета

IV. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Работа по составлению отчетов возложены на Минфин РФ и его финансовые органы, Гос. Налоговую службу и ее налоговые инспекции, Гос. Таможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим органам Гос. Власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному собранию РФ, который его утверждает.Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом.

1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике

Современный мир - это мир товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. Финансы можно рассматривать как экономическую категорию и как финансовый механизм.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах суммах вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между гос-вом, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует фин. отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма фин. отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.

Специфическими чертами финансов являются их денежный и распределительный характер. Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы в форме целевых фондов денежных средств. Функциями финансов выступают: распределительная, контрольная и воспроизводственная.

Роль финансов в условиях рыночной экономики вытекает из того, что гос-во и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов и заемщиков. Правильная организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Кроме того, финансы играют важную роль в привлечении инвестиций, причем, не только в реальный сектор экономики, но и человеческий фактор (образование, здравоохранение, культуру, спорт), создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.

Роль финансов в решении соц.-экон. задач заключается в обеспечении необходимыми источниками финанс-я соц.-экон. сферы, достижении сбалансированности между экон. эффективностью и социальной справедливости; расширяется производство; осуществляется с исполнения: 1. Тов.-ден. отношений. 2. Финансовых. 3. Кредитных.

Здесь играют большую роль гос. финансы и финансовые предприятия. Через финанс-е отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства государств на воспроизводственный процесс и соц. сферу. Частью финансов явл. Инвестиции.

2. Финансовая система РФ и ее звенья. Финансовая политика государства.

Фин. система трактуется двояко: как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых институтов.

Она включает три основных звена: гос. финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно стали рассм. в качестве звена финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета имеют исключительно важное значение для регулирования платежеспособного спроса страны.

Централизованная сфера финансовой системы – гос. финансы. Она находится в собственности гос-ва и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. До этого госбюджет РФ, как и других союзных республик, включался в госбюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в т.ч., сельские и поселковые. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов, а 15% - в местных бюджетах.

Государственные финансы состоят из трех основных элементов: бюджетов, внебюджетных фондов и госкредита. Бюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экономические и соц. ф-ции (а в последнее время и политические).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на соц.-культ. нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего гос-ва сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП.

Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (их 89, в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (их около 29 тыс., в т.ч. районные, поселковые, городские, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет со своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. С целью планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финанс-ем расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Осн. суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Финансовая политика гос-ва как часть (подсистема) экон. политики гос-ва представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов гос-ва в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экон. политики. (К институтам государственной финансовой власти при этом относятся: Минфин, налоговые органы, таможенные органы, Казначейство, Счетная палата, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный Фонд и др. К финансовым инструментам – бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.п.).

Задачи финансовой политики включают: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. установление рационального с точки зрения гос-ва распределения и использования финансовых ресурсов; 3. организация регулирования и стимулирования экон. и социальных процессов финансовыми методами; 4. создание эффективной системы управления финансами.

Важной составляющей финансовой политики явл. финансовый механизм – система установленных гос-вом форм, видов и методов организации финансовых отношений. Фин. механизм подразделяется на директивный (разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во – налоги, гос. кредит, расходы бюджета, бюджетное финанс-е и т.п.) и регулирующий (определяет осн. правила игры в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы гос-ва – организация внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях).

Выделяют 3 основных типа финансовой политики: 1. классическая (принцип невмешательства гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов – А. Смит, Д. Рикардо) 2. регулирующая (финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения – Дж. Кейнс) 3. планово-директивная (применяется в административно-командной экономике с целью обеспечения максимальной концентрации финансовых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения.

Переход в 90-е гг. ХХ ст. России от командно-административной экономики к рыночным отношениям потребовал кардинального изменения проводимой финансовой политики, и прежде всего, финансового механизма. Суть этих изменений заключалась в:

· переводе взаимоотношений между гос-вом и приватизированными предприятиями на налоговую основу;

· изменении межбюджетных отношений (региональные и местные бюджеты получили большую самостоятельность, прежде всего, в сфере расходования средств;

· изменении принципов формирования территориальных бюджетов, где были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали направляться трансферты;

· в покрытии бюджетного дефицита не за счет Центробанка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг;

· изменении порядка перераспределения средств между субъектами хозяйствования в связи с созданием фондового рынка;

· в создании страхового рынка и частных страховых фондов;

· в создании государственных социальных внебюджетных фондов за счет средств социального страхования;

· изменении системы управления финансами, создании специальных финансовых и контрольных ведомств (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата).

Осн. направления финансово-бюджетной политики России на долгосрочную перспективу в соответствии с разработанной и утвержденной правительством РФ экон. программой заключаются: 1. в снижении налоговой нагрузки на экономику; 2. упорядочении государственных обязательств; 3. концентрации финансовых ресурсов на решении приоритетных задач; 4. снижении зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; 5. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Важным направлением финансово-бюджетной политики явл. проведение налоговой реформы, которая призвана снизить налоговую нагрузку на экономику, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков, повысить уровень управления всей системой налогообложения. Осн. элементы налоговой реформы: - отмена неэффективных налогов и льгот; - снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды; - уменьшение налоговых ставок.

В ходе реформы вводится единая ставка подоходного налога (12%?), ликвидированы налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, отменено большинство льгот. Потерянные в связи с этим бюджетные доходы должны быть покрыты за счет отмены необоснованных налоговых льгот, повышения собираемости налогов и увеличения доли денежных платежей в налоговой системе.

Пересмотр размера и структуры обязательств государства будет произведен на основе перехода к адресной социальной поддержке граждан, которая подразумевает сокращение ряда социальных обязательств государства, в частности, по покрытию убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые будут покрываться за счет платежей от потребителей.

Предусматривается также сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения численности госслужащих.

Главными приоритетами в бюджетных расходах является: борьба с бедностью, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержка судебной системы, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера.

Для повышения жизненного уровня наиболее незащищенных слоев населения предполагается ежегодно увеличивать из бюджета ассигнования на пособия, Возрастут расходы на образование и здравоохранение. Финансирование расходов на оборону будет базироваться на новой военной доктрине, предполагающей постепенный перевод армии на профессиональную основу. Будет осуществлен переход к полному финансированию судебной системы за счет средств федерального бюджета, что обеспечит действительную независимость судей.

В целях снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен будет осуществляться поддержка российских предприятий, выходящих на мировые рынки с продукцией высокого качества.

Совершенствование межбюджетных отношений предполагает создание нового механизма финансовой поддержки территории на основе четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между звеньями финансовой системы. Средства фондов финансовой помощи территориям должны распределяться с учетом налогового потенциала и бюджетных потребностей территорий.

Важным направлением финансово-бюджетной политики России явл. также создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

3. Финансовый контроль: виды, формы, методы

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экон. субъектов с применением особых методов.

Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного производства, явл. многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.

1. Классификация видов финансового контроля

По времени проведения: - предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров); - текущий; - последующий.

По субъектам контроля: - президентский; - органов представительной власти и местного самоуправления; - органов исполнительной власти; - финансово - кредитных органов; - ведомственный; - внутрихозяйственный; - аудиторский.

По сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

По форме проведения: - обязательный (внешний); - инициативный (внутренний).

По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

2. Осн. виды и органы государственного финансового контроля.

При Представительных органах власти (Совет Федерации и Гос. Дума) действуют: - Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ; - Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутр. и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей гос-вом кредитов и займов.

Осн. формы контроля - тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия: - предписание; - предписание, обязательное для исполнения; - приостановление всех операций по счетам.

Деятельность Счетной палаты по закону явл. гласной.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно - ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

На него возложены следующие обязанности: - контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения; - контроль за состоянием государственных финансов в целом; - контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; - контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

В целях усиления контроль за эффективным использованием государственных инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных ресурсов.

К специализированным органам финансового контроля относятся: - Гос. налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Гос. налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и гос. налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции); - Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов; - Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора; - Центр. банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора; - ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негос. финансовый контроль включает: - внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический; - аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.


ТЕМА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ
      Сущность и функции финансов
      Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта
      Сущность и функции финансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств
В экономической жизни общества постоянно возникают отношения между:
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
- государством, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.
Эти отношения могут возникнуть:
- по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
- для обеспечения адекватного использования государством функций, в которых нуждается общество;
- в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределённости и риска.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами . При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы), финансы предприятий, финансы страхования и финансы граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и представляет определённую группу финансовых отношений.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственной, торговой и финансовой деятельности, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов выступают ведущим звеном финансовой системы, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.
Задачей финансов страхования – формирование страхового фонда с целью возмещения ущерба и оказания помощи при наступлении тех или иных негативных событий.
Задачей финансов граждан является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Причина, по которой финансовую систему подразделяют на эти четыре элемента, заключается в том, что формирование, распределение и использование денежных фондов в каждом из названных структурных подразделений осуществляется по разному.
Финансам как экономической категории присущи три признака, которые действуют только в совокупности: денежный характер финансовых отношений; распределительный характер финансовых отношений; финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму денежных фондов. Остановимся на каждом из этих признаков.
1. Денежный характер финансовых отношений . Процесс производства общественного продукта и обеспечение его воспроизводства опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота возникают финансы.
Деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, а также как части производственных отношений. В условиях рыночной экономики понятие «финансы» отражает денежный поток, под которым понимается непрерывно происходящий во времени оборот денег.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения есть финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Сущность же финансов проявляется в их специфики функций. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы тесно связаны с кредитом. Эта взаимосвязь имеет родственную природу – товарно-денежные отношения. Функционирование финансов создаёт основу для формирования кредитных ресурсов, которые, в свою очередь, способствуют функционированию финансов. На понятие «кредит» отражает движение только временно свободных финансовых средств на условиях платности, срочности и возвратности.
2. Распределительный характер финансовых отношений. Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость валового национального продукта, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них – материальные и нематериальные блага.
3. В отличие от денег, финансы как денежные фонды – это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Финансы охватывают экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием децентрализованных и централизованных денежных средств. К децентрализованным финансам относятся финансы предприятий, страхования и финансы граждан, в централизованном порядке формируются государственные финансы.
Децентрализованные фонды предприятия включают в себя фонды накопления, фонды потребления и резервный фонд.
К децентрализованным фондам относятся и бюджеты домохозяйств, формируемые в каждом конкретном случае индивидуально за счёт оплаты труда, доходов от собственности и социальных выплат государства из централизованных фондов.
Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет . Он формируется и используется на основе экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу образования и использования общественного продукта. На той же основе формируется внебюджетные централизованные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и др.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов. С позиции нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. Финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения национального дохода. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Финансы выполняют распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и расширения масштабов деятельности каждого хозяйства, а также для улучшения его благосостояния. Сфера влияния финансов значительно шире, чем чисто экономические отношения, они влияют и на политику, и на культуру, и на науку, и на частную жизнь граждан.
Перераспределение национального дохода связано с территориальным и межотраслевым перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений, а также с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
С переходом к рыночной экономике в России финансы потеряли свое чисто перераспределительное значение: когда доходы хорошо работающих предприятий через государственный бюджет волевым способом безвозмездно передавались плохо работающим, убыточным. Теперь финансы воздействовать на расширение инициативы и самостоятельности всех субъектов экономики, реализацию ими принципа самофинансирования.
Стимулирующая функция. Государство с помощью системы финансовых рычагов может влиять на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении. Например, государство использует бюджетные средства на развитие приоритетных отраслей экономики, определяющих научно-технический прогресс; низкими налогами стимулируется производство, а высокими – сдерживается.
Контрольная функция. Финансы, как категория, связанная с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме обладают свойством (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостное пропорции, что и отражает контрольную функцию финансов. Контрольная функция осуществляется:
- финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов;
- финансовыми и налоговыми органами в части своевременности налоговых и неналоговых отчислений, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции и т.д.
Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе экономического процесса, разнице между доходами и расходами, приостановке движения в системе, причинах и виновниках отклонений. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчётность, ведущуюся по утверждённой государством методике и признанную достоверной.
Следует подчеркнуть, что распределительная, стимулирующая и контрольная функции финансов действуют одновременно, это стороны одного процесса.
      РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
Сфера материального производства характеризуется единством четырёх стадий воспроизводственного процесса.
Первая стадия, производство – процесс взаимодействия экономических ресурсов, организуемый с целью создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Производство является основой формирования таких финансово-экономических понятий, как валовой национальный продукт, национальный доход и др.
Валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение определённого года (главным образом, год) на территории страны),
Национальный доход (НД – вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов).
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовывается) с помощью финансов.
Эти понятия, являющиеся основными макроэкономическими категориями, определяют прежде всего начало всего воспроизводственного процесса, в каждом из остальных элементов которого (производство, распределение, обмен, потребление) финансово-кредитные отношения и понятия имеют самостоятельное значение. Это значение может быть трансформировано в обобщённой направленной форме воздействия финансовых отношений на ход воспроизводственного процесса во встречном ему направлении. Такие финансовые элементы (факторы) производства, как основные и оборотные фонды, фонды оплаты труда и материального поощрения, ссудные фонды и др., являются начальным, стартовым этапом воспроизводственного процесса, который предопределяет следующую стадию движения фондов денежных средств.
Вторая стадия – распределение. На стадии распределения воспроизводственного процесса возникают такие финансовые и кредитные формы и отношения, которые составляют суть финансов. Здесь на основе специфических форм и методов финансирования стадии обмена образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансовые элементы оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и израсходованных основных и оборотных фондов, формирование фондов оплаты труда, использование кредитных ресурсов для производства и др.
Третья стадия – обмен (сфера обращения).
и т.д.................

© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты