01.12.2019

интервью с директором российской гильдии пекарей и кондитеров (роспик) михаилом крихели и директором по развитию ассоциации компаний розничной торговли (акорт) юрием борисовым. Хлебопеки и ритейлеры считают проблему возврата хлеба решенной


В начале 2017 года в публичном пространстве широкое распространение получила тема возврата производителям хлебобулочных изделий, которые не были проданы в торговых сетях. Несмотря на призывы законодательно запретить возврат хлеба, и производители, и ритейлеры продемонстрировали готовность самостоятельно, без принуждения сверху решить эту проблему. О советских корнях практики возврата хлеба, экономии при отказе от нее, а также о шампанском и булочках с тыквенными семечками в интервью агентству "Прайм" рассказали директор Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Михаил Крихели и директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Юрий Борисов.

В начале 2017 года в публичном пространстве широкое распространение получила тема возврата производителям хлебобулочных изделий, которые не были проданы в торговых сетях. Несмотря на призывы законодательно запретить возврат хлеба, и производители, и ритейлеры продемонстрировали готовность самостоятельно, без принуждения сверху решить эту проблему. О советских корнях практики возврата хлеба, экономии при отказе от нее, а также о шампанском и булочках с тыквенными семечками в интервью агентству "Прайм" рассказали директор Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Михаил Крихели и директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Юрий Борисов.

Михаил, первый вопрос к вам: как сейчас обстоит ситуация с возвратом хлеба, удалось ли решить эту проблему?

Михаил Крихели: Я бы не называл сложившуюся ситуацию проблемой – это вопрос, который нужно было решить. И мы решили его совместно с АКОРТ. Единые подходы к решению вопроса были закреплены нами в меморандуме о сотрудничестве. Мы разработали меры по оптимизации заказов и поставок в торговые сети, предложения по распространению наилучших добросовестных практик, организовали ряд пилотных проектов и наладили постоянный мониторинг продаж по всей стране.

Этим летом мы провели опрос своих членов и руководителей регионов всех субъектов РФ и получили очень важный результат – констатацию отсутствия проблемы возврата. На сегодняшний день мы имеем положительный результат совместной деятельности с основой на принципах саморегулирования: максимально эффективного механизма выработки взаимовыгодных решений на основе баланса интересов потребителей, торговых сетей и поставщиков продукции.

Иногда приходилось в ручном режиме устранять "перегибы на местах". Так, несмотря на присоединение к меморандуму всех членов АКОРТ, в регионах отдельные магазины этих же сетей иногда сопровождали исключение статей по возврату из договоров требованиями в виде бонусов, скидок и так далее. Мы обратились в АКОРТ с запросом, может ли ассоциация без лишней бюрократии разрешить такого рода вопросы. Встретили полное понимание, и в результате смогли оперативно реагировать на подобные прецеденты.

Юрий Борисов: Проблема возврата хлеба приобрела остроту именно тогда, когда у нас появились длинные новогодние каникулы. В пиковый предновогодний спрос все производители, не только хлебопеки, стараются как можно больше продукции поставить в магазины, а сети хотят как можно больше продукции взять: придут покупатели, все купят, и у магазинов еще останутся запасы на первые январские дни. Но каждый раз эти прогнозы не оправдывались, и мы в начале февраля всегда получали резкий всплеск недовольства со стороны уважаемых коллег хлебопеков по количеству возвратов.

Если говорить о региональных сетях, насколько эта практика распространена у них?

Михаил Крихели: Точных данных у нас, к сожалению, нет. Региональные сети пока не присоединились к меморандуму. Но работы в данном направлении нами ведутся.

Юрий Борисов: Надо понимать, что члены АКОРТ – это около трех десятков крупных торговых сетей с долей в четверть рынка розницы. Региональных же сетей много больше. Они объединены в Союз независимых сетей России – тоже около 25% рынка, но и в этот союз входят не вся розничная торговля. Оставшаяся половина рынка – это мелкая розница, индивидуальные предприниматели. На них мы можем повлиять только своим примером.

Перед нами стоял вызов – найти решения, которые смогуткардинально улучшить планирование заказов и поставки. Задачу мы решили, и теперь мы можем сказать, что у проблемы есть решение. Для нас было важно выйти из ситуации совместно с производителями и с использованием механизмов саморегулирования. И этот пример – очевидный аргумент в спорах с оппонентами, которые говорят, что саморегулирование якобы не работает.

В феврале прошла информация о том, что потери хлебопекарной промышленности от возврата торговыми сетями хлебобулочной продукции составляют 30 миллиардов рублей в год, или 4% от годового оборота. Снизились ли потери за это время?

Михаил Крихели: Конечно. Выборочный мониторинг показал, что только за первое полугодие 2017 года потери снизились на 5 миллиардов рублей. Совокупный результат, конечно же, больше. Кроме того, надо учитывать и возврат на инвестиции, сделанные из этой самой экономии, и мультипликативный эффект от таких инвестиций.

Почему вопрос возврата хлеба вообще возник – это старая проблема, на которую долгое время не обращали внимания, или сети действительно не хотели терять свою маржу?

Юрий Борисов: Неверно в этом контексте вести речь о марже. Вопрос в другом. Каждое производство как бизнес-организм проходит разные этапы своего развития. Переход на новый этап – это разрешение накопленных внутренних конфликтов. Точно так же любой хлебозавод, совершенствуя свои технологии, в том числе маркетинговые, проходит через череду разрешения накопленных противоречий.

В советское время возврат хлеба считался нормальной практикой - никто не может точно спрогнозировать поведение покупателей. Более-менее точное прогнозирование возможно, если магазин находится в одном блоке с производством, и следующая партия хлеба выпекается по сигналу из-за прилавка. Но в случае мощного индустриального предприятия, которое выдает десятки или сотни тонн хлеба за смену и, в том числе, поставляет его в соседние регионы, вероятность угадать со спросом достаточно низкая. Плюс критичная особенность крупных заводов: это масштабное производство, которое нельзя гибко и оперативно перестраивать.

Кроме того, часть индустриальных производителей недооценила изменение предпочтений населения. Еще пять-семь лет назад нарезной батон был привычным делом на столе. А сейчас – обратите внимание, что покупает, особенно в крупных городах, то поколение "устойчивых телезрителей", которому все время рассказывали о необходимости "есть меньше хлеба". Фитнес-продукция, булочки с тыквенными семечками – боюсь, заводы на фоне изменения предпочтений в крупных центрах потребления не успевают перенастраиваться на предпочтения рынка. Не стоит забывать и о доходах населения, которые все же выросли с 1990-х годов, и покупатель формирует рынок, предъявляя новые потребности.

Тем не менее, потеряли ли торговые сети в своей рентабельности?

Юрий Борисов: Потеряли все, а в особенности – я как покупатель. Сейчас мы можем наблюдать в наших торговых залах вполне себе европейский сюжет, когда свежевыпеченных хлебных изделий вечером в продаже уже нет. Изделия с длительными сроками хранения – да, они есть, но свежие булочки вечером, так же, как и, например, в Tesco в центре Праги, вы уже не сможете купить.

В этом году звучали призывы законодательно закрепить отказ от практики возврата производителям хлеба. Стоит ли, на ваш взгляд, так поступать?

Михаил Крихели: Позиция РОСПиК – ни в коем случае! Все эти вопросы должны решаться при помощи соглашений, меморандумов, принципа саморегулирования и элементов технического регулирования. Введение такого закона убивает конкуренцию, снижает качество продукции. Проиграет в конечном счете потребитель.

Юрий, вопрос к вам, как к представителю сферы торговли: есть ли вопросы, аналогичные возврату хлеба, во взаимоотношениях ритейла с производителями других товаров?

Юрий Борисов: Проблемы, конечно, есть. К их решению мы также применяем подходы, сформированные на основе саморегулирования. Для продукции с длительным сроком хранения важно дать поставщику возможность оперативного управления продажами – переброски продукции в места с большими продажами, замены неходовой продукции на хорошо продающиеся товары.

Для скоропортящейся продукции должны быть разработаны более выверенные решения. Здесь стоит стремиться к минимизации потерь по всей товаропроводящей цепочке и совместно продумать технологию реализации, чтобы максимально избежать утилизации. Желательно, чтобы вся произведенная продукция была потреблена. В такой технологии нужно рассматривать и возможности вторичной переработки и возможности передачи продукции – здесь важно подчеркнуть, что мы говорим именно о пригодной к употреблению продукции – в благотворительные организации, обеспечивающие передачу продуктов неимущим и малообеспеченным людям. Для этого необходимо тщательно изучить мировой опыт и предложить, в том числе с участием государства, меры и экономические механизмы, которые позволят свести к минимуму потери продуктов и довести их до потребителей.

Но возникает вопрос ответственности – если с человеком, который эти продукты взял, что-то произойдет, виноваты будут сети?

Юрий Борисов: Нужно очень аккуратно просчитать все этапы и вычислить сроки, когда продукт снимается с полки, когда передается благотворительной организации, в какой срок она передает продукт нуждающимся. Это просто задача, требующая аккуратного и точного решения. Если решение не гарантирует безопасность употребления продуктов потребителем, то оно неприемлемо. Тогда остается только утилизация. Но повторюсь, это важно, прежде всего, для скоропортящихся продуктов.

Для продуктов с длительным сроком годности нужны другие подходы. Например, вы поставили в торговую сеть перед Новым годом зеленый горошек. Поставили с избытком, чтобы заработать на традиционном пиковом предновогоднем спросе. Однако не угадали со спросом, и в магазине после праздников остается 20 ящиков вашего товара. Если возврат продукции запрещен, то вы как поставщик теряете возможность управлять своими товарными запасами, которые можно перекинуть из этой сети в другие торговые точки.

Другой пример – что произошло с шампанским в некоторых магазинах в прошлый Новый год? Поставщики шампанского затарили им магазины, но потом спокойно по той же цене выкупали избытки поставленного товара. Теперь представьте – нам запретили возврат шампанского. И будет такая ситуация - поставщик привозит в магазин шампанское (продукт с длительным сроком годности), а магазин ему отвечает: по закону мы тебе вернуть товар – продать по той же цене – не можем. Это очень хорошо, что ты хочешь продать нам вагон шампанского, но вагон мы у тебя не возьмем, а возьмем 10 ящиков, которые у нас точно продадутся. Да, 31 декабря в 13 часов дня у нас в магазине не будет шампанского, но его не будет ни у кого, поэтому мы не пострадаем.

Иными словами, если возврат продукции разрешен, то я могу договориться с поставщиком, взять запас побольше. Как только спрос спадет, я могу по той же цене товар вернуть, а поставщик – заменить его на другой более ходовой товар в своем ассортименте. Иначе – я просто не хочу рисковать. Это наглядный пример, когда регулирующее вмешательство государства в отношения поставщика и торговой сети вообще ни к чему.

Вернемся к хлебопечению. Михаил, как сейчас чувствует себя отрасль? Как охарактеризуете ситуацию – это развитие, стагнация, кризис?

Михаил Крихели: Никакого кризиса. Рынок хлебопекарной продукции в зависимости от региона растет на 5-10% в год и достиг уже 700 миллиардов рублей.

Какие тенденции наблюдаете на рынке хлеба?

Михаил Крихели: В последние годы наблюдается сокращение рентабельности индустриального хлебопечения, до 3%. С другой стороны, увеличивается доля микро-, малых и средних производителей. Хотя малый и средний бизнес потихонечку отнимает долю рынка у крупных производителей, перед индустриальным хлебопечением по-прежнему остаются фундаментальные задачи – производство массовых видов продукции.

Очевидна потребительская привлекательность и территориальная доступность малого хлебопечения. Никогда крупный хлебозавод не появится на территории спального микрорайона или в селе. Обеспечение разнообразного ассортимента, «премиальных хлебов», доступности хлеба во всех уголках страны – это, конечно, малый и средний бизнес.

В России, с учетом наших масштабов и традиций, есть и будет и индустриальное, и среднее, и малое хлебопечение. Другое дело, что хлебопечение сейчас развивается за счет малого бизнеса – это естественный тренд. Чтобы была конкуренция, субъектов хлебопечения должно быть много. В Европе на 10 тысяч человек населения приходится в среднем 3-4 субъекта хлебопечения, в России – менее одного! О какой конкуренции может идти речь в такой ситуации?

Одна из наших главных задач в этой связи, определить площади, зоны "покрытия" субъектами хлебопечения потребителей по всей России, по типам производства. Далее – предложить региональные программы развития хлебопечения, в том числе с учетом стимулирования появления новых субъектов, тем самым исключив из повседневной практики поездки за хлебом в районный город или соседний поселок.

А в регионах количество малых предприятий увеличивается?

Михаил Крихели: Да, но не такими темпами, которые нужны рынку – в год открывается порядка тысячи пекарен, но и закрывается 800-900. Это еще раз подтверждает интерес к этому виду деятельности, но и говорит о недостаточной поддержке со стороны государства.

Юрий Борисов: Я хочу еще несколько слов добавить к теме изменения предпочтений населения. Во-первых, то, что очень сильно проявляется в Москве – обратите внимание, в спальных районах происходит заметный рост пиццерий и мини-пекарен, которые продают свежую выпечку в очень широком ассортименте. Малые предприниматели, в отличие от большого хлебозавода, могут встать на пути следования людей, поймать трафик. И трудно себе представить, что человек, который только что на пути от метро купил себе на ужин пирожки, сэндвичи или пиццу, придет домой, съест то, что купил, а потом еще отрежет себе ломтик стандартного заводского хлеба. На этом примере видно, что малый бизнес гибко и активно забирает покупателей к себе.

Но кроме жителей, которые создают переменный спрос на хлеб, у нас есть армия, детские сады, школы, пожилое население, для которых нужна специальная рецептура хлеба. Это люди, питание которых частично оплачивает государство. И это та ниша для крупных хлебозаводов, в которой они вполне конкурентоспособны. А для удовлетворения меняющихся потребностей значительной части населения к людям должны быть приближены малые и средние производители, которые могут гибко реагировать на спрос, и их должно быть столько, чтобы они конкурировали между собой. Государственная же политика должна быть такой, чтобы у этих предпринимателей был минимум административных барьеров.

© РЗС. +7 (495) ВТО – ВЫЗОВЫ, РИСКИ, НАДЕЖДЫ ПОЗИЦИЯ РЗС Крихели Михаил Иосифович


© РЗС. +7 (495) Обязательства России, принимаемые при присоединении к ВТО 16 декабря 2011 г. Россия получила официальное подтверждение о присоединении к ВТО. Обязательства России по доступу на рынки товаров и услуг для иностранных поставщиков, включая перечни уступок и изъятий, предусмотрены: Протоколом о присоединении РФ к ВТО, в соответствии с которым Россия обязуется: в течение переходного периода снизить ставки ввозных пошлин в соответствии с Перечнем тарифных уступок. предоставить доступ на рынок услуг в соответствии с Перечнем специфических обязательств России по услугам. Докладом Рабочей группы по присоединению России к ВТО, содержащим подробное описание правового регулирования во всех секторах российской экономики, а также подтверждается, что законодательство России полностью соответствуют правилам ВТО. Если какая-либо страна ВТО считает, Россия не соблюдает свои обязательства или что законодательство России противоречит правилам ВТО, она может принять ответные меры или обратиться в Орган ВТО по разрешению споров (ОРС) в целях устранения таких нарушений/противоречий.


© РЗС. +7 (495) Авторы венчурного проекта Бизнес- ангелы Венчурные фонды поздних стадий Рейтинговое агентство Fitch Всемирный банк Прогнозы Ускорение экономического роста и процесса диверсификации российской экономики. Снижение зависимости от ценовых колебаний на сырьевых площадках, за счет расширения доступа несырьевых компаний на мировые рынки. Увеличение роста ВВП на 3,3 % ежегодно на протяжении нескольких следующих лет.


© РЗС. +7 (495) Выгоды для потребителей Выгоды для производителей Рост доходов Рост занятости Лучшая защита интеллектуальной собственности Эффективность ВЭД Развитие российских регионов Преимущества членства России в ВТО


© РЗС. +7 (495) Выгоды для потребителей Снижение стоимости жизни за счет снижения торговых барьеров; Более широкий выбор товаров и услуг; Увеличение экспорта отечественной продукции и налоговые поступлений в бюджет. Выгоды для производителей Первые преимущества от присоединения к ВТО получат экспортно-ориентированные предприятия, прежде всего в металлургии, химической промышленности, энергетике; Очевидным бенефициаром членства России в ВТО станет российское сельское хозяйство Рост доходов Снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов; Рост доходов бюджета за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям. Рост занятости Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики; Либерализация доступа на рынок услуг ведет к росту занятости; Россия присоединяется к ВТО без обязательств об открытии рынка труда Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Лучшая защита интеллектуальной собственности Снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов; Рост доходов бюджета за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям. Развитие российских регионов При вступлении России в ВТО значительную выгоду получат приграничные регионы, где вырастет объем международной торговли и зарубежных инвестиций. Преимущества членства России в ВТО


© РЗС. +7 (495) Экономические минусы для России Сокращение производства некоторых российских предприятий, не способных конкурировать с более качественной импортной продукцией. Сокращение протекционистских мер для многих отраслей, в частности, на импорт многих товаров, что означает сокращение защиты отечественных предприятий. В краткосрочной перспективе потеря рабочих мест в результате конкуренции с импортными производителями.


© РЗС. +7 (495) Статистика ВТО по применению компенсационных мер С 1996 г. по 2011 г. страны участники ВТО: Инициировали 262 расследования, наибольшее число приходится на: США – инициировали 109 расследований, ЕС - 60, ЮАР - 13 и Австралию стран ВТО применили 164 компенсационные меры, среди которых: США – применили 72 меры, ЕС - 30, Канада - 17, Бразилия – 3 Основные товары, в отношении которых применялись меры: Раздел IV Гармонизированной системы (ГС) «Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки, уксус; табак» (24 меры); Раздел VI ГС «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности»; (20 мер); Раздел VII ГС «Пластмассы и изделия из них; каучук» (28 мер); Раздел XV ГС «Недрагоценные металлы и изделия из них» (101 мера); Раздел XVI ГС «Машины, оборудование, механизмы и электротехническое оборудование» (18 мер). Наибольшее количество компенсационных мер было применено против Китая - 33, Индии - 31, ЕС - 10, Южной Кореи - 8, Италии – 9 Участники ВТО инициировали 89 споров, вытекающих из применения Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. 7


© РЗС. +7 (495) Статистика ВТО по антидемпинговым мерам По информации ВТО, с 1995 г. по 2011 г.: Было инициировано 3922 антидемпинговых расследования против 103 стран, включая Россию (хотя, формально, Россия еще не присоединилась к ВТО) 2543 антидемпинговые меры приняты 42-мя странами ВТО 825 антидемпинговых расследований и 612 антидемпинговых мер принято в отношении Китая 123 антидемпинговых расследования и 98 антидемпинговых мер принято в отношении России (включая 17 мер, принятых ЕС, 14 - Индией, 6 - Мексикой и 7 - США) С 1995 г. по 2011 г. в рамках ВТО было инициировано 89 споров по применению Соглашения ВТО по антидемпинговым мерам


© РЗС. +7 (495) Статистика торговых мер в отношении России Согласно информации МЭР России, по состоянию на 1 мая 2010 г. в отношении России применялись 93 торговых меры, из них: 40 антидемпинговых мер. 8 специальных защитных мер. 45 мер нетарифного регулирования, включая технические барьеры в торговле. а также: 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований и 7 пересмотров антидемпинговых мер. Большинство из указанных выше мер были введены следующими странами ВТО: Австралия, Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Перу, Армения, Молдова, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Южная Корея и ЕС. Что может быть актуальным для России в ВТО


© РЗС. +7 (495) The Global Competitiveness Report , ВЭФ По сравнению с 2009 годом России удалось несколько улучшить оценки уровня развития инфраструктуры и здравоохранения. Однако РФ, согласно Докладу, не только сохраняет свою непривлекательность для инвесторов, но и устойчиво движется вниз: по уровню конкуренции Россия - на 115-м месте (106-е год назад). по количеству процедур, необходимых для открытия бизнеса, - на 88-м (в 2009 г. на 60-м). по времени, необходимому для открытия предприятия, на 93-м (в 2009 г е). по высоте торговых барьеров на 133-м (в 2009г е). 10 Рейтинг России в преддверии вступления в ВТО


© РЗС. +7 (495) Рейтинг Всемирного банка по уровню условий ведения бизнеса, 2011 Россия занимает общее 123-е место. В частности: 108-е место по созданию предприятий. 93-е место, по уровню защиты прав инвесторов. 103-е место, по качеству организации ликвидации юр. лиц. 11 Рейтинг России в преддверии вступления в ВТО


© РЗС. +7 (495) Ключевые факторы с точки зрения иностранных инвесторов Предсказуемость законодательства. Политическая стабильность. Гарантии прав собственности. Эффективность судебной системы. Низкий уровень коррупции. Наиболее острые внутренние проблемы Низкое качество госинститутов. Отсутствие надежных гарантий прав собственности. Коррупция и рейдерство. Двусмысленность правоприменительной практики. Двусмысленность в применении налогового законодательства. Усиление налогового бремени – Политические риски. Иностранные инвестиции в России 12


© РЗС. +7 (495) Иностранные инвестиции в России Росстат: Объем иностранных инвестиций в экономику России в 2010 г. составил $114,7 млрд, что на 40,1% больше, чем в 2009 г. Объем ПИИ при этом снизился до $13,8 млрд, или на 13,2%, по сравнению с 2009г. Эксперты отмечают, что инвестиционная привлекательность России невелика. Запад предпочитает вкладывать в Китай. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале ($300 млрд.) приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) -58,3% против 55,5% на конец 2009 года. Это означает, что увеличение объема внешних заимствований российских компаний сыграло ключевую роль в притоке инвестиций в РФ в 2010г. Доля ПИИ, отражающая интерес инвесторов к вложениям в реальный сектор экономики сократилась в 2010г. и составила 38,7% против 40,7% годом ранее. Доля портфельных инвестиций также снизилась до 3% против 3,8% в 2009г. 13


© РЗС. +7 (495) Большинство отраслей сельского хозяйства развивались, и достаточно динамично, в условиях защиты внутреннего рынка от импорта. РЕЗУЛЬТАТ Контроль уровня цен. Высокая рентабельность. Инвестиционная привлекательность агробизнеса. Факт снижения ввозных пошлин коснется большей части сельхозпродукции производимой в России, что неизбежно приведет к росту предложения и конкуренции на рынке. Вопросы изменения таможенно-тарифной политики при вступлении в ВТО 14


© РЗС. +7 (495) Обобщённые показатели: После вступления в ВТО, средняя предельная пошлина на сельхоз продукцию в течение 8 лет снизится с 13.2% до 10,8%. В том числе по зерновым товарам до 10% с текущих 15,1%, на масличные культуры и растительные масла до 7,1% с 9,0%. В среднем импортный тариф в России не велик. Причина - при расчете среднего тарифа учитываются все агропродовольственные товары, в том числе бананы и цитрусовые, шоколад, чай и кофе, которые у нас и не растут. При рассмотрении вопроса более детально, картина складывается не столь радужная. Вопросы изменения таможенно-тарифной политики при вступлении в ВТО 15


© РЗС. +7 (495) После присоединения России к ВТО примерно по трети национальных тарифных линий начнет действовать, так называемая, конечная связанная ставка пошлин. Ввозная пошлина на рис снизится со 120 до 45 евро на тонну. Защищающая отрасль пошлина, будет снижена почти в три раза. В Россию хлынет дешевый и менее качественный рис. Отрасль, которая благодаря защите выросла с 300 тысяч тонн риса в год до 1,2 миллиона и покрыла полностью свои внутренние потребности и даже начала его экспортировать, может пойти на спад. Вопросы изменения таможенно-тарифной политики при вступлении в ВТО 16


© РЗС. +7 (495) Вопросы изменения таможенно-тарифной политики при вступлении в ВТО После присоединения России к ВТО примерно по трети национальных тарифных линий начнет действовать, так называемая, конечная связанная ставка пошлин. Ввозная пошлина на импорт живых свиней снизится с 40% до 5%. Увеличиться импорт свиней. Наступит дефицит мощностей по убою. При избыточном предложении произойдет падение закупочных цен и снижение стимулов к расширению производства продукции животноводства. Произойдет сокращение спроса на зерно и комбикорма (в ЛПХ до 60% свиней при 8 кг. конверсии). Высвободившиеся объемы зерна, давя на рынок, приведут к снижению закупочных цен на зерно, доходов и главное, к снижению стимулов зернопроизводителей к технологической модернизации. В конечном итоге мы получим сокращение производства зерна, возможные скачки цен на него, снижение конкурентоспособности продукции животноводства и сокращение рынка сбыта зерна и комбикормов в целом. 17


© РЗС. +7 (495) Агрегированные меры поддержки мы присоединяемся на уровне поддержки АПК в 9 млрд. долл. Ежегодно поддержка будет снижаться на 900 млн. долл. и к 2017 году составит 4,4 млрд. долл. Уровень поддержки сельского хозяйства в США 20 млрд. (снизился с 50 млрд. на момент вступления). Уровень поддержки сельского хозяйства в ЕС - 40 млрд. долл. (снижение с 90 млрд. долл.). Их принцип - снижение уровня поддержки в «желтой корзине» за счет перекладывания в не ограничиваемую ВТО «зеленую корзину». Сравнение отечественных и зарубежных принципов субсидирования отрасли 18


© РЗС. +7 (495) Агрегированные меры поддержки Мы же не можем предложить достойную цену при сопоставимом качестве, поскольку себестоимость у нас не снижается. Львиная доля нашего бюджета в рамках «желтой корзины» тратится на субсидирование процентных ставок привлекаемых кредитов, страхование и т.п.. Мы не закладываем субсидирование в себестоимость, а создаем конкурентоспособность по ставкам, выравнивая условия по доступу к финансам. Мы финансируем инструмент кредитования из госбюджета, а другие страны субсидируют тело затрат. Основа фундамента конкурентоспособности их сельского хозяйства погектарные выплаты, выплаты на голову КРС то, что ложится в себестоимость производимой продукции. Сравнение отечественных и зарубежных принципов субсидирования отрасли 19


© РЗС. +7 (495) АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Открытие рынка станет катализатором, который резко ускорит уже происходящие процессы сворачивания производства в низкоэффективных предприятиях и снижения потребления зернофуража в животноводстве. Российская продукция в конкурентной борьбе имеет ослабленные позиции, и придется защищать ее, в том числе ослабляя внешних конкурентов. Неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на ресурсы для СХ приведет к росту издержек производства, что в условиях практики массированного субсидирования отрасли в основных странах - конкурентах и занижения таможенных цен на импортируемую продукцию к нам, приведет к снижению конкурентоспособности отечественного производства. 20


© РЗС. +7 (495) Административно-организационный аспект: Защита внутренних рынков агропродовольственной продукции в связи с вступлением России в ВТО. Вовлечение все большего количества СХП в рег. экономически значимые программы развития АПК и предоставление дополнительного бюджетного финансирования с условием разработки наиболее эффективных критериев доступа к этим средствам. Разработка экономического механизма технической модернизации с/х., включая разработку новых подходов к системе бюджетной поддержки СХП с учетом применения ими современных технологий возделывания сельхозкультур и сохранения плодородия почв. Отмена (снижение) вывозной таможенной пошлины на семена масличных культур, повышение ввозных пошлин на комбикорма и премиксы. Разработка профильных Техрегламентов Таможенного Союза. Снижение уровня административных барьеров, упрощение процедур согласования и получения разрешительной и иной документации при торговле. Создание профобъединений СРО «Союз экспортеров сельхозпродукции» и СРО «Союз хранителей зерна». Пути возможного нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО 21


© РЗС. +7 (495) Технологические аспект: Использование современных почвосберегающих технологии адаптированных к различным природно-климатическим зонам. Применение альтернативных источников энергии в условиях роста стоимости энергоресурсов. Разработка и продвижение программ глубокой переработки зерна. Использование современных, технологий при агроэкспертизе, прогнозировании урожайности и сельскохозяйственных рисков. Построение схемы сельхозугодий и инвентаризация земель. Анализ землепользования, мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. Анализ состояния сельхозкультур, оценка всхожести, оценка состояния в период активной вегетации. Контроль проведения агротехнических мероприятий, качества проведения уборочных работ. Планирование мелиоративных и других агротехнических мероприятий. Оперативное планирование и учет сельскохозяйственных работ и многое др… Пути возможного нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО 22


© РЗС. +7 (495) Повышение внутреннего спроса: Проекты, направленные на расширение внутреннего спроса на зерно. Продвижение программ развития внутреннего спроса на сельхозпродукцию, стимулирования потребления продовольствия населением (продовольственные талоны, централизация системы продовольственного обеспечения бюджетных потребителей). Создание системы реализации сельхозпродукции через биржевые механизмы. Издержки производства: Увеличение масштабов субсидирования закупок минеральных удобрений, исходя из принципа сохранения текущих расходов на их приобретение независимо от увеличения отпускных цен производителей. Ввод погектарных субсидии на сохранение плодородия почв. Совершенствование тарифной политики на ЖД транспорте, предусматривая снижение издержек при перевозках зерна, муки и продукции комбикормовой промышленности с учетом норм ВТО. Совершенствование логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Пути возможного нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО 23


© РЗС. +7 (495) Институты сертификации-аккредитации: Применение системы добровольной сертификации услуг зернового товарного склада, качества зерна, продуктов его переработки, комбикормов и проведение сертификации менеджмента качества. Система добровольной аккредитации агроэкспертов. Нормативно-правовое регулирование рынка: Принятие ФЗ «Об общих зерновых товарных складов», изменение ФЗ «О зерне». Господдержка страхования за счет мер зеленой корзины. Пересмотр ФЗ 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». ФЗ от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Завершение разработки Госпрограммы развития С/Х и регулирования рынков сельхоз продукции, сырья и продовольствия (1320), включая разработку предложений по изменению структуры и направлений госбюджетной поддержки в соответствии с нормами ВТО. Разработка «дорожной карты» развития экспорта зерна и продуктов его переработки. Пути возможного нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО 24


© РЗС. +7 (495) Пути возможного нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО Разработка «дорожной карты» развития экспорта зерна и продуктов его переработки. Поддержка агропродовольственного экспорта. Исследования по другим странам показывают, что в долгосрочном плане внешняя торговля положительно влияет на экономический рост. Открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве тех товаров, по которым у страны есть сравнительные преимущества - в нашей ситуации это зерно, мука, семена масличных и в достаточно близкой перспективе мясо птицы. Необходимо достичь отказа от любых возможных ограничений экспорта и активных действий государства в вопросах снятия барьеров на пути российского экспорта на новых рынках. Как результат, мы получим увеличение инвестиционной привлекательности экспортирующих предприятий. 25


© РЗС. +7 (495) ПЛЮСЫ ОТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО Факт присоединения заставит наше государство повысить эффективность поддержки отрасли. Направленные на поддержку отрасли средства, будут расходоваться более рационально нам придется повышать конкурентоспособность и эффективность производства, его технологичность и производительность труда. Необходимо будет концентрировать бюджетную поддержку на ограниченном круге приоритетных отраслей, а не «размазывать» ограниченные средства по всем субъектам и отраслям. Нормы ВТО заставят нас пересмотреть аграрную политику и поменять приоритеты, мы неизбежно упремся в «желтую корзину» и будем вынуждены перекладывать часть инструментов поддержки в «зеленую». Возможность влиять на общие правила игры в ВТО. Будучи членами организации, мы сможем выравнивать наши конкурентные условия с зарубежными производителями не через повышение своей конкурентоспособности, а через ее снижение у них. Жизнь по новым правилам в условиях более открытого внутреннего рынка остро поставит вопрос о снижении издержек производства и технологической модернизации - основы успешной конкурентоспособности на внутреннем рынке.


© РЗС. +7 (495) Нам предстоит учиться жизни в ВТО, и насколько суровой будет эта школа, зависит от того, как тщательно будут проработаны вопросы производственной политики еще до момента вступления в силу соглашения о присоединении к ВТО. Это непростая и многоуровневая задача, но то, что понимание проблем и готовность к поиску новых нестандартных решений есть и у государства и аграрного бизнеса, дает надежду на будущее развитие. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Крихели Михаил Иосифович


© РЗС. +7 (495) Корзины ВТО – зеленая корзина 28 Направления государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Общим критерием является то, что такие меры финансируются из госбюджета на основе федерального законодательства и решений Правительства, а не за счет средств потребителей и не имеют следствием поддержания цен производителей. совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования; содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь; поддержка доходов сельхозпроизводителей, не влекущая непосредственного стимулирования производства конкретных видов сельхозпродукции; поддержка доходов сельхозпроизводителей, не связанная с видом и объемом производства; страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий; содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (в том числе за счет реализации программ приватизации, улучшения землепользования и проч.); охрана окружающей среды; программы регионального развития для районов с неблагоприятными природными условиями; научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно- консультационное обслуживание; ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания; содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации.


© РЗС. +7 (495) Корзины ВТО – желтая корзина 29 Меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и реализацию сельхозпродукции, в отношении которых принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению. Интегрирующий показатель объема финансирования таких мер, составляющий ежегодную сумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по связыванию и сокращению, носит название «агрегированной меры поддержки» (АМП). Первоначальный уровень связывания обычно рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов за последние три репрезентативные года («базисный период») как на федеральном, так и на региональном уровнях. дотации на продукцию животноводства, растениеводства и на комбикорма; компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений; компенсация части затрат на энергоресурсы; компенсация текущих расходов по повышению плодородия почв (содержанию мелиоративной сети); компенсация стоимости техники, приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции; расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем; расходы лизингового фонда; расходы на создание сезонных запасов запчастей и материально-технических ресурсов; капитальные вложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство; предоставление производителю товаров (услуг, работ) по ценам ниже рыночных; закупка у производителя товаров (услуг, работ) по ценам выше рыночных; льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и региональных бюджетов, включая списание и реструктуризацию (в том числе пролонгацию) долгов; льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции.


© РЗС. +7 (495) Корзины ВТО – красная корзина 30 Группа мер, в отношении которых также принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня субсидирования и его последующего поэтапного сокращения, относятся меры экспортного субсидирования. При этом запрещается применять экспортные субсидии, кроме тех, которые зафиксированы в перечне обязательств страны – как по видам субсидирования, так и по видам продукции сельского хозяйства. Информация по фактическим затратам на экспортные субсидии и объему субсидируемого экспорта представляется за последние три репрезентативных года. предложение на экспорт некоммерческих запасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке; выплаты при экспорте, финансируемые в силу действий правительства, в том числе, за счет налогообложения производителей; субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек; установление государством более льготных тарифов на перевозки экспортируемой продукции, чем для внутренних поставок; субсидирование сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья предназначенной на экспорт продукции.

В 1995 году окончил Московский институт электроники и математики Высшей школы экономики.

Начиная с 1993 по 2005 занимал руководящие должности в ведущих ИТ и консалтинговых компаниях страны.
- Занимался разработкой методологии по финансовому и экономическому анализу деятельности коммерческих банков, страховых организаций, внедрением информационных технологий в финансовых институтах.
- Руководил проектом по внедрению федеральной информационной системы консолидации и анализа отчетности страховых организаций для департамента страхового надзора и министерства финансов РФ.

В 2006 году поступил на службу в Российский Союз Автостраховщиков (РСА).
Реализованные проекты:
- Создание информационно-расчетного центра страховщиков ОСАГО - «РСА-Клиринг».
- Внедрение в России федерального межведомственного (совместно с представителями Минфина, Минтранса, ГИБДД) проекта «Прямое урегулирование убытков по договорам ОСАГО и упрощенное оформление ДТП» (Европротокол).
- Разработана концепция системы по использованию пластиковых карт в качестве страховых полисов и как средства оплаты штрафов при административных правонарушениях в рамках проекта «Электронная Карта».

Начиная с 2010 года , являлся заместителем директора ФГБУ «Федеральное Агентство по Государственной Поддержке Сельхозстрахования».
Реализованные проекты:
- Руководил разработкой Комплексной многоцелевой платформы сельхозстрахования с господдержкой «Космический мониторинг опасных природных процессов, управление рисками и экспертиза в АПК РФ» - Национальный портал «Агрострахование в РФ».
- Организовал первый в РФ международный форум «Инновационные технологии мониторинга опасных природных процессов».
- Разработал и руководил внедрением в органах управления АПК Минсельхоза России системы сбора и формирования плана сельхозстрахования в целях исполнения положений ФЗ «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой».

С 2012 года - директор по стратегическому развитию Российского Зернового Союза (РЗС).
За это время отлажена деятельность по направлениям:
- Создание Информационно-Консультационного Центра (ИКЦ) по Финансовым услугам и консалтингу.
- Организация Финансовых услуг и консалтинга в аграрном секторе, в целях оптимизации затрат на производство, а также реализации инвестиционных и экспортных проектов.
- Организация прохождения кредитных заявок в профильных банках и финансовых компаниях, организационное и техническое содействие инвестиционного кредитования.
- Разработка схем привлечения внешнего финансирования в крупные аграрные проекты.
Совместно с профильными подразделениями Минэкономразвития России и торговыми представительствами РФ за рубежом, внедрена система организации бизнес-миссий в целях содействия отечественным производителям и экспортерам в представлении своей продукции и услуг на внешних рынках.
- В целях выполнения задач в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» организовал работу по внедрению на предприятиях страны Систем Менеджмента Качества и Безопасности пищевой продукции (ISO 9001, 22000… ХАССП).

3 апреля 2012 года в Краснодаре состоялось совещание . Участие в мероприятии принял директор по развитию и внешним связям Российского зернового союза Михаил Крихели. Михаил Иосифович отметил, что к процедуре вступления не стоит относиться как к некой беде, «это инструментарий, набор правил и соглашений, которыми нужно пользоваться». По словам Крихели, по потенциалу и законодательной базе наша страна готова ко вступлению, по конкурентоспособности вопрос не столь однозначен. Однако это будет важным стимулом для того, чтобы пересмотреть подход и власти, и бизнеса к развитию агропромышленного комплекса.

«Однозначно, мы вступаем в ВТО не на лучших условиях, – констатировал в комментарии «ФедералПресс.Юг» Михаил Крихели. – ВТО существует по клубному принципу – кто вступает позже, тот руководствуется условиями, достигнутыми предыдущими членами. Тем не менее мы сможем разговаривать с участниками организации на их языке, достаточно жестко говорить с ними по их же правилам».

В апреле 2017 года Михаил Крихели принял участие в заседании комитета Торгово-промышленной палаты по поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве исполняющего обязанности директора Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК). Михаил Крихели предложил снизить стоимость патента и отметил, что при необходим дифференцированный подход, с учетом представленных показателей

«Дело в том, что стоимость патента на хлебопекарную деятельность в Москве на данный момент составляет 300 тысяч рублей. При этом среднегодовая выручка – 2,1 млн рублей, прибыль – 320 тысяч. А заложенный в стоимость патента потенциальный доход составляет 5 млн рублей. Надо сказать, что из 1234 предприятий хлебопечения в Москве 80% – малые и микро предприятия», – заявил Михаил Крихели.

В ноябре 2017 года уже в качестве директора РОСПиК Михаил Крихели прокомментировал РИА «ФедералПресс» . По мнению его автора, вице-спикера Ирины Яровой, «запрет на возврат производителю нереализованной продукции – это восстановление социальной справедливости, как для покупателя, так и для производителя, отвечающее нормам международного права и нормальной логике договорных отношений».

«Отвечая на ваш вопрос, о целесообразности законодательно закрепить отказ от практики возврата производителям продукции, подчеркну, ни в коем случае! Любые подобные ограничения со стороны государства ведут к подавлению конкуренции, вопрос должен решаться при помощи соглашений, меморандумов, принципа саморегулирования и элементов технического регулирования», – отметил Михаил Крихели.

21 февраля 2018 года в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» прошла пресс-конференция на тему: . В дискуссии о том, каким должен быть идеальный хлеб, из чего его делают сегодня, и каким он станет после принятия нового ГОСТа, принял участие директор РОСПиК Михаил Крихели.

23 марта 2018 года директор Российской Гильдии пекарей и кондитеров прокомментировал «ФедералПресс» . Ранее ведомство подготовило проект стратегии формирования здорового образа жизни, в котором предлагается резко ограничить потребление «вредных» продуктов. Однако такой подход понравился не всем как в правительстве, так и в бизнес-кругах.

«Существуют продукты, употребление в пищу которых может причинить вред здоровью некоторых людей. В то же время употребление этих же продуктов для других людей не только полезно, но и рекомендуется врачом. Поэтому внесение таких определений в нормативный документ мы считаем необоснованным», – высказал свое мнение Михаил Крихели по поводу вреда и пользы пищевых продуктов.

В июне 2018 года власти решили сохранить льготную ставку в 10% НДС для некоторых категорий товаров, не заменяя ее на пособие для самых бедных. Директор Российской гильдии пекарей и кондитеров Михаил Крихели отметил, что может привести к росту цен на продукцию и даже к банкротству некоторых предприятий отрасли.

С 2019 года Михаил Крихели является президентом УК «AMR Group»: цифровые решения, телекоммуникации, инжиниринг.

Награды

  • Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (2015).
  • Памятная серебряная медаль Фонда национальной премии имени П.А. Столыпина (2011).

© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты