27.11.2019

Банковское регулирование и банковский надзор цб рф. Привет студент


Страница 1 из 2

Понятие и сущность банковского надзора

Банковский надзор – это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.

По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Дистанционное наблюдение – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора – Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях – управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Объекты банковского надзора

Объекты банковского надзора – это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России.

Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы – Банк России – не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» предусматриваются некоторые элементы контроля со стороны Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В других странах существует так называемый перекрестный контроль над функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система контролируется не только центральным банком, но и различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.

Независимость Банка России нужно дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере банковского надзора.

Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора

В организации и деятельности кредитных организаций в соответствии с целями банковского надзора и тем, как они закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», можно выделить несколько предметов банковского надзора.

Первым рассматриваемым нами предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России.

В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому вопрос этот толкуется специалистами ограничительно. Во внимание принимаются, в лучшем случае, сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», чего, конечно же, недостаточно, поскольку, как было сказано, банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права.

В этом отношении вполне очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь тот состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут свое начало самые распространенные злоупотребления в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха, как, впрочем, и краха клиентов.

Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает около тысячи различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не во всех случаях безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. В этой связи возникают проблемы доступности нормативных актов не только для широкого потребителя, но и для самих работников Банка России. Во-вторых, нет четкого разделения и специализации в самом банковском надзоре, а главное – в инспектировании кредитных организаций, что снижает его качество.

Вторым предметом банковского надзора является выполнение кредитной организацией предусмотренных законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов.

Нормативы – это технические нормы. Это техника банковского дела, технология управления кредитной организацией, правильное построение которой исключает риск неликвидности и неплатежеспособности по отношению к кредиторам и банковским клиентам.

Третий предмет в объекте банковского надзора – проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.

Этот вопрос считается центральным. В отличие от юридических и финансово-аналитических проблем проблема проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности, возможно, в силу своей простоты привлекает наибольшее внимание при проведении проверок. В этом смысле надзор находится еще только на первой стадии своего развития. Это стадия сопоставлений и изолированных оценок.

Задачи и функции банковского надзора

Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.

Задачи банковского надзора – это проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:

– проверка соблюдения законов и банковских правил,

– проверка соблюдения экономических нормативов,

– проверка бухгалтерского учета и отчетности.

Функции банковского надзора – это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:

– изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

– проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

– анализ баланса и отчетности банка;

– изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

– проверка решений органов управления;

– проверка работы ревизионной комиссии;

– анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

– проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

– анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

– проверка управления рисками;

– проверка формирования резервов;

– проверка гарантий;

– проверка обоснованности и законности формирования доходов;

– изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

– выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

– выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

– выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов,

– выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

– проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

Подразделения банковского надзора

В системе банка России можно выделить две группы подразделений: а) регулятивные; б) надзорные.

К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и департамент инспектирования кредитных организаций.

Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем чтобы была проведена соответствующая проверка.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России.

В ч. 4 ст. 55 этого Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Там же далее говорится, что решение о создании данного органа принимается Советом директоров.

Совещательный же орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации, законом не предусмотрен.

В соответствии с Инструкцией проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются уполномоченными Советом директоров представителями Банка России: Председателем Центрального банка Российской Федерации и его заместителями; руководителями и сотрудниками Департамента банковского надзора Банка России, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России; начальниками главных управлений (председателями национальных банков) Банка России и их заместителями; руководителями и сотрудниками подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.

Инспектирование кредитных организаций

При инспектировании кредитных организаций можно выделить следующие этапы:

– Планирование проверок

– Принятие решения о проверке и его документальное оформление

– Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации

– Изучение инспекционной группой

– представленных документов кредитной организации

– Подготовка проекта акта проверки

– Изучение проекта акта в функциональных подразделениях Банка России

– Доработка акта проверки

– Принятие решения по акту

– Направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения)

– Ознакомление руководителя кредитной организации с актом проверки

– Подписание акта проверки руководством кредитной организации.

Инспектирование – составная часть банковского надзора, и, чтобы правильно определить его функции и структуру, необходимо выяснить, какие цели оно преследует или должно преследовать. Есть и такие цели, которые оно не должно преследовать.

Цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 55 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но в конечном счете обусловлены целями Банка России, которые закреплены в ст. 3 этого же Закона, поэтому анализ всего древа целей начинается с них.

Как уже говорилось выше, целями Банка России являются: поддержание покупательной способности рубля, укрепление и развитие банковской системы и обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчетов.

Следующий уровень целей, которые предопределяются целями Банка России – надзор за состоянием банковской системы как таковой. Это означает, что Банк России обязан управлять системными рисками в банковской системе.

Для того чтобы управлять системными рисками, Банк России осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Банковское регулирование означает, что Банк России устанавливает финансовые нормативы для банков, а банковский надзор означает, что Банк России надзирает за конкретными банками и инспектирует их банковскую деятельность. Поэтому цели инспектирования Банка России подчинены целям банковского надзора, а цели банковского надзора подчинены целям банковского регулирования.

Существенное улучшение организации инспектирования кредитных организаций как раз и состоит в том, чтобы инспектировалась не только кредитная организация, но одновременно и те кредитные организации, которые являются ее корреспондентами. Тогда можно будет более эффективно предотвращать системные риски, чреватые кризисами и финансовыми потрясениями в обществе.

Непосредственные цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой сказано буквально следующее: «Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает другие кредитные организации. Каждая из целей делится на части определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативы; актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения,

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерский учет и отчетность

К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов – кредитной организации как таковой. Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект – банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.

Цели инспектирования кредитных организаций предусматриваются в Инструкции Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются уполномоченными Советом директоров представителями Банка России. Председателем Центрального банка Российской Федерации и его заместителями; руководителями и сотрудниками Департамента банковского надзора Банка России, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России; начальниками главных управлений (председателями национальных банков) Банка России и их заместителями; руководителями и сотрудниками подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.

В Инструкции № 34 предусматривается, что проверки кредитных организаций и их филиалов от имени Банка России назначаются: Председателем Банка России или его заместителем, курирующим подразделение, осуществляющее проверку; руководителем Главного территориального управления (Национального банка) Банка России – в отношении любых кредитных организаций и их филиалов, расположенных в районе деятельности данного территориального учреждения Банка России В случае если кредитная организация расположена в районе деятельности одного территориального учреждения Банка России, а его филиалы – в районе деятельности других территориальных учреждений Банка России, то проверки этой кредитной организации, а также ее филиалов назначаются соответствующими руководителями территориальных учреждений Банка России с обязательным информированием учреждения Банка России, на территории которого находится кредитная организация. Отмена начатой проверки производится по письменному распоряжению лица, назначившего проверку, с указанием причин отмены (п. 4) В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами (п. 5).

Выступая одним из центральных участников банковских правоотношений, ЦБ РФ активно взаимодействует с иными субъектами банковского права, и в первую очередь с коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Однако необходимо учитывать, что в силу своей дуалистической природы такое взаимодействие носит двуединый характер. Во-первых, как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности. Как центральный элемент верхнего уровня банковской системы и государственный орган ЦБ РФ:

1) взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;

2) в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на один месяц);

3) с привлечением представителей кредитных организаций создает комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела (действуют на общественных началах);

4) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. В соответствии с федеральными законами вправе устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также ее филиала;

5) издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;

6) устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;

7) осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства.

Например, в рамках осуществления своих надзорных функций ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к их финансовому положению.

ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если выявится неудовлетворительное финансовое положение их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. При этом ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, т. е. информации, не связанной с их банковским обслуживанием.

Наиболее суровым наказанием в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Порядок отзыва лицензии устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. При этом в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов он может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим представителем в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России . Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России . С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» :

Обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций ;

Нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

Правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

Максимальный размер крупных кредитных рисков;

Нормативы ликвидности кредитной организации;

Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц . Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала ;

Потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

Изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

Назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

контрольная работа

2. Центральный банк РФ как орган банковского регулирования и надзора

Главная цель банковского регулирования и надзора состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. Возникающие при этом общественные отношения регулируются, в основном, нормами финансового права.

Банк России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные нормативы.

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) ЦБ РФ официально объявляет не позднее, чем за три года до момента его введения.

Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в уставный капитал могут быть в виде:

Денежных средств;

Материальных активов. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (банковское оборудование, здания, помещение (кроме незавершенного строительства), в котором располагается кредитная организация, другое имущество) становятся ее собственностью.

Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в т.ч. права аренды помещения) и ценные бумаги.

2. Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки неденежной части уставного капитала).

3. Максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков.

4. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.

Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.

5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) устанавливается как процентное соотношение величины вклада, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.

6. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

Соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

Соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.

7. Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

8. Максимальный размер привлеченных денежных средств (депозитов) населения, который определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

9. Размеры валютного, процентного и иных рисков.

10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы.

11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Размер указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации.

12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Указанный норматив не может превышать 20% собственных средств банка.

С помощью обязательных нормативов ЦБ РФ воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод "власти и подчинения", не основанный на субординации (кредитные организации не входят в систему ЦБ РФ), поэтому рассмотренные выше отношения являются финансово-правовыми.

Для осуществления своих функций и задач ЦБ РФ наделен определенными властными полномочиями относительно кредитных организаций и их филиалов, включающими: проведение проверок, направление им обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также применение предусмотренных законом санкций к нарушителям.

Порядок проведения проверок регулируется инструкцией ЦБ РФ о порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ от 19 февраля 1996 г. № 34.

В случаях нарушения кредитной организацией федерального законодательства или нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации или представления неполной, недостоверной информации Банк вправе требовать от кредитной организации: 1) устранения выявленных нарушений; 2) взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала; 3) ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если предписания Банка не были выполнены в установленные сроки, а также, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), он вправе применить следующие меры воздействия:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

Осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

Замены руководителей кредитной организации;

Реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Надзорные, контрольные полномочия ЦБ РФ осуществляет также в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензии на право совершения банковских операций.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен федеральными законами "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", а также принятой на их основе инструкцией ЦБ РФ "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23 июля 1998 г. В соответствии с этими актами кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.

В ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Таким образом, отказ допускается, в частности, по следующим основаниям:

Несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления в сфере экономики; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ;

Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;

Несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Одним из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, является Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г...

В ходе осуществления контрольно-надзорной функции, Центральным банком, проводятся мероприятия по надзору за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России...

Контрольно-надзорные функции Банка России

Реализуя свои надзорные функции, Банк России обрабатывает (изучает, анализирует и обобщает) поступающую банковскую информацию, непрерывно наблюдает за состоянием банковской системы и за деятельностью кредитных организаций...

Контрольно-надзорные функции Банка России

При организации системы банковского надзора большое значение придается предоставлению кредитными учреждениями информации о своей деятельности (рис.1) В силу особенностей своей деятельности банк является достаточно закрытым учреждением...

Контрольно-надзорные функции Банка России

Международное сотрудничество в области банковского надзора осуществляется путём использования двух механизмов - институционного и нормативного. Ерпылёва Н.Ю. Международное Банковское право.М., 2004 г. С...

Общая характеристика и компетенция Верховного Суда Российской Федерации

Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Это положение давно вызывает споры среди специалистов...

Общественные объединения в Красноярском крае

Гражданская ассамблея - это совещательный орган, призванный обеспечить согласование общественных объединений, общественно значимых интересов граждан...

Органы управления финансами

Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов...

Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов...

Правовое положение финансовых органов Российской Федерации

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля...

Правовой статус и функции Центрального банка России

Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов...

Система государственного управления РФ

В условиях развития современной банковской системы особая роль принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Центральный банк в настоящее время есть в каждой стране...

Тюрьма и каторга: организация и управление системой исполнения наказаний в России в XIX веке

Крепость Орешек (в русских летописях город Орехов; швед. Nцteborg - Нотебург) - древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году...

Характеристика государственных органов с особым статусом в РФ

государственный орган особый статус Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 г. №86 (ред. от 23.07.2013 г...

Характеристика правового регулирования валютного контроля в России

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации...

24. Банковский надзор и его виды

Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» являетсяБанк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.Банковская система – это объект надзора для Банка России.Надзор – это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделитьфункциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида:общий (юридический) ипруденциальный (финансовый).

4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

1) лицензирование банковской деятельности;

2) текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различаютвалютный надзор инадзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

39. Банковский вклад Банковский вклад– денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

105. Банковский кредит Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит, т. е. кредит без формального

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Глава IV. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

Банковский контроль Ни одно современное государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в нем своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

БАНКОВСКИЙ КРИЗИС СМИ скупо сообщили о проблемах в ряде банков. Сначала власти спасали Глобэкс, Связь-банк, Собинбанк.. Потом проблемы в банковской системе приобрели тяжелый характер, и вначале власти решили помочь банковской системе выделением 1,5 триллионов рублей,

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Банковский. Предоставляется только специализированными кредитными организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Заемщики – юридичиские лица, государство, местная власть, население. Ставка процента выше, чем % в коммерческом. Срок

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

Глава 9 Банковский надзор Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

6. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Итак, основным достижением казахстанской банковской реформы на первом ее этапе стал переход на международные стандарты по полной программе.В области консолидированного банковского надзора и аудита таковыми, как уже сказано, являются Базельские

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

78. Государственный надзор за страховой деятельностью Высокая ответственность страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований

Из книги Идея на миллион: 100 способов начать свое дело автора Митин Юрий

Банковский кризис Прорыв пузыря на рынке жилья привел еще к одному последствию: когда выяснилось, как много американцев не могут или не хотят погашать свои кредиты, банки стали в массовом порядке объявлять о дефолтах, что привело к ослаблению кредитного рынка. Эта

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

66. Банковский портал Суть идеиКуда вложить собственные средства? Для начинающего инвестора больше всего подходят банковские депозиты. Однако на территории России действует свыше 600 банков, и все предлагают различные вклады с разной процентной ставкой и условиями.

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

Контроль и надзор P: Не бросайте все силы на решение одной-единственной задачи – это может обойтись слишком дорого.A: Закручивая гайки, вы ничего не добьетесь.E: Чтобы добиться результата, нужно отслеживать процесс. Как сказано в Талмуде: Sof tov, hakol tov – «Все хорошо, что хорошо

Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

Глава 40 Авторский надзор Авторским надзором в узком смысле дизайнеры называют присутствие автора проекта интерьера на стройплощадке для контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проверять, все ли перегородки установлены на

Из книги автора

Надзор и регулирование Центральный банк. Большинство нормально работающих банков стремится к сохранению своего места на рынке банковских услуг, первым и непременным условием чего является обеспечение финансовой устойчивости. Несмотря на такое желание самого банка


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты