29.03.2020

Бухучёт на малом предприятии. Деятельность малых предприятий: льготы, налогообложение, бухгалтерский учет


Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с возможностью применения данными субъектами упрощенных алгоритмов учета и отчетности. Что это за упрощения и кто вправе ими воспользоваться, расскажем в статье.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?» .

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)» ;
  • «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС» .

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?» ;
  • «Какие доходы являются внереализационными? » .

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.
  • «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения» ;
  • «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации» .

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Малым предприятиям разрешено упростить ведение бухучета. В статье подробно рассмотрим кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, а также разберем что можно упростить в учете малого предприятия.

Кто может применять упрощенный бухгалтерский учет

Основное требование к организациям, которые вправе применять упрощенный бухучет – это принадлежность к малым предприятиям. Основными условиями при этом являются:

  • Число работников менее 100 человек;
  • Доход менее 400 млн. рублей на прошлый год, с 2018 года это значение увеличится до 800 млн. рублей;
  • Валюта баланса менее 60 млн. рублей;
  • Доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) не более 49%.

К организациям, не имеющим право применять упрощенный бухучет относятся:

  • Акционерные общества, на основании того, что они должны проводить аудит;
  • Гос- и муниципальные унитарные предприятия;
  • Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации.

Важно! Если малое предприятие обязано проводить аудит, вести бухучет в упрощенной форме они не могут.

Кроме того, упрощенный бухучет могут вести участники проекта «Сколково».

Как упростить бухучет

Специально разработанных стандартов для упрощенного ведения учета нет, но ПБУ содержат различные упрощенные способы.

Организация может применять как доступные способы, либо некоторые из указанных способов, либо вести учет в полном объеме, то есть не сокращая его.

Для этого, организация должна оценить, насколько упрощенный учет может отразиться на отчетности.

Одним из способов упрощенного учета является сокращенная отчетность. Организация вправе использовать его вне зависимости от того, пользуется ли она другими способами.

На сегодняшний день, начиная с 2017 года в отношении малых предприятий действует нового правило выбора способа учета. Если в стандартах подходящего для таких организаций способа учета нет, то выбрать они вправе способ исходя из критерия рациональности. Например, исходя из расходов на учет, а также значимости данных, содержащихся в отчетности. Те способы, которые выберет малое предприятие должны быть прописаны в учетной политике.

Рассмотрим способы упрощения бухучета:

  • Уменьшить стоимость ОС. Выгодно применять такой способ организациям на общем режиме, оплачивающим налог на имущество по остаточной стоимости. При таком способе снизится стоимость активов, а значит произойдет уменьшение налога на имущество. Учесть стоимость ОС можно по цене продавца, включая расходы монтажа. А расходы на консультацию, либо вознаграждение посредника списать в периоде их возникновения. Применять выбранный способ нужно будет с начала года, первоначальную стоимость ОС при этом нужно будет пересчитать по тем активам, которые компанией были приняты к учету в текущем году. Так как изменится стоимость активов придется пересчитать амортизацию. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Уменьшена стоимость ОС Сторно Д01 К08
Уменьшены расходы по капвложениям Сторно Д08 К60
Списаны расходы Д20(23-26,44) К60
Пересчитана амортизация Сторно Д20(23-26, 44) К02
Учет расходов на приобретение и монтаж ОС Д08 К60
Списаны расходы Д20 К60(76)
  • Списать в полном объеме расходы на дорогой инвентарь. Так как амортизацию на инвентарь считать не нужно, выгоден такой способ всем компаниям. Теперь инвентарь, стоимостью свыше 40 000 рублей можно сразу списать при принятии к учету. Амортизацию при этом нужно начислить в размер цены инвентаря, кроме того, на инвентарь такой стоимостью нужно завести карточку учета ОС-1, так он уже является ОС. Учитываться он должен на 01 счете. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по приобретению инвентаря Д08(19) К60
Списана амортизация Д20 К02
  • Начислять амортизацию реже. Такой способ выгоден тем компаниям, которые не уплачивают налог на имущество, либо рассчитывают его исходя из кадастровой стоимости. По ОС начисление амортизации можно производить по выбору: на 31 декабря один раз в год, либо ежемесячно или ежеквартально (Читайте также статью ⇒ ).

Важно! Амортизацию раз в год проводить не выгодно, если расчет налога на имущество организация производит по остаточной стоимости.

  • Списание материалов проводить на дату покупки. Такой способ выгоден для тех организациях, которые находятся на УСН и оплату материалов производят авансовым платежом, либо на дату покупки. Применяя такой способ учитывать материалы или товары можно по цене продавца. Другие же затраты, относящиеся к их приобретению списываются в периоде их возникновения. Это таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, затраты по доставке, страхованию и т.д. Микропредприятия могут использовать такой способ по отношению ко всем запасам. А другие малые могут списывать могут списывать затраты на дату приобретения.

Поступающие активы на 10 и 41 можно не учитывать, а сразу списать их в дебет счета затрат. Проводки:

  • Нематериальные активы списываются единовременно. Такой способ применять выгодно тем организациям, у которых есть НМА. При этом способе отдельный учет НМА вести не нужно, а также начислять по ним амортизацию. Списать НМА можно единовременно. Если до принятия того способа в организации начислялась амортизация НМА, то потребуется списать остаточную стоимость. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списаны НМА Д20(23-26,44) К04
Учтены расходы на приобретение НМА Д20(23-26,44) К60(70)
  • Сократить план счетов. Применять такой способ выгодно тем организациям, в учете которых мало операций. Путаницы в этом случае возникать не будет. Использовать можно сокращенный план счетов (Читайте также статью ⇒ ). К примеру, затраты могут отражаться только на 20 счете, а для расчетов как с покупателями, так и с подотчетными работниками использовать 76 счет.
  • Оценочные резервы не создавать. Малые предприятия могут не создавать резерв по оплате отпуска или под обесценение материалов. Приняв решение применять такой способ, организации должны списать все резервы, которые были созданы ранее. Проводки:
  • Не признавать разницы в учете. Для тех организаций, которые применяют общую систему такой способ учета выгоден. При таком способе проводок будет меньше. Компании вправе не признавать постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы. К примеру, при отличие амортизации налогового и бухгалтерского учета, в учете должна быть отражена разница, но при упрощенном способе это делать не нужно. Компания должна будет только рассчитать прибыть по каждому учету, учитывая фактические расходы.
  • Бухучет вести кассовым методом. Тем компаниям, которые находятся на УСН и учитывают как доходы так и расходы в налоговом учете по факту оплаты применять такой способ выгодно. Так как два учета можно будет сблизить. Малым предприятиям можно выручку признавать в момент поступления оплаты от покупателя, а расходы – при погашении задолженности.
  • В учете применять упрощенные регистры и упрощенную отчетность. Для тех организаций, хозяйственных операций за месяц у которых немного, применять такой способ учета выгодно. Если операций в течение месяца менее 30, то их регистрируют в книге К-1, учет начислений по зарплате используется ведомость В-8. Если операций 30-100 в месяц, то учет ведется по ведомостям В-1-В-9. При этом каждая из них применяется для операций по одному счету. К примеру, В-3 – для затрат по производству, а В-9 для учета итогов. Малые организации отчетность в налоговую и статуправление вправе сдавать по упрощенным формам. К примеру, упрощенный баланс не содержит расшифровок показатели по уставному капиталу или прибыли (Читайте также статью ⇒ ).

Таким образом, для применения упрощенного учета нужно внести изменения в учетную политику с будущий год. Если поменять учетную политику на текущий год, компаниям придется пересчитать все показатели с начала года, при переходе на упрощенный бухучет с начала года делать этого не нужно.

" № 7/2016

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н внесены изменения в ряд положений по бухгалтерскому учету. А в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 Минфин пояснил, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета. Об этом и читайте в нашей статье.

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (вступил в силу 20.06.2016, далее – Приказ № 64н) дополнил ряд положений по бухгалтерскому учету. Указанные изменения касаются тех хозяйственных субъектов, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать упрощенную отчетность. К таковым в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». А вскоре в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 финансисты пояснили, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета.

Так в чем суть правок бухгалтерского законодательства? Посмотрим.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости – сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены . Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика

Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):

  • при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты , непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены .

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика)

08 «Вложения во вне­оборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета (других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Обратите внимания

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений .

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно – какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения , организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Что это за способы и как их применять малому бизнесу, пользователям «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) рассказывает д.э.н., профессор С.А. Харитонов.

Кто может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения показателей, указанных в третьем условии, устанавливаются один раз в пять лет (ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

В настоящее время предельное значение установлено только для выручки от реализации.

С 1 января 2013 года для признания экономического объекта субъектом малого предпринимательства выручка от реализации за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101).

Для укрупненных показателей приводится код строки для показателя, имеющего наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Актив включает следующие показатели:

  • Материальные внеоборотные активы;
  • Нематериальные, финансовые и иные внеоборотные активы;
  • Запасы;
  • Денежные средства и денежные эквиваленты;
  • Финансовые и другие оборотные активы.

Пассив включает следующие показатели:

  • Капитал и резервы;
  • Долгосрочные заемные средства;
  • Другие долгосрочные обязательства;
  • Краткосрочные заемные средства;
  • Кредиторская задолженность;
  • Другие краткосрочные обязательства.

Отчет о финансовых результатах субъекта малого предпринимательства состоит из заголовочной части и показателей, характеризующих финансовые результаты его деятельности.

Заголовочная часть заполняется по тем же правилам, что и в бухгалтерском балансе.

В таблице с показателями указывается:

  • наименование показателя;
  • данные за отчетный период и за аналогичный период прошлого года. При составлении отчета о финансовых результатах за 2013 г. указываются данные «За январь-декабрь 2013 г.» и «За январь-декабрь 2012 г.».

В отчете о финансовых результатах, представляемом в орган государственной статистики и налоговый орган, после графы «Наименование показателя» расположена графа «Код».

В ней указывается код строки согласно Приложению № 4 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Для укрупненных показателей приводится код строки для показателя, имеющего наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

В отчете приводятся следующие показатели:

  • Выручка;
  • Расходы по обычным видам деятельности;
  • Проценты к уплате;
  • Прочие доходы;
  • Прочие расходы;
  • Налоги на прибыль (доходы);
  • Чистая прибыль (убыток).

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом малого предпринимательства в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, предназначен отдельный регламентированный отчет .

Для составления отчетности необходимо в форме в дереве видов отчетов в группе Бухгалтерская отчетность выделить строку с названием Бухгалтерская отчетность малых предприятий , ввести команду создания нового экземпляра отчета этого вида, в стартовой форме указать организацию, период составления отчетности и нажать на кнопку Открыть .

Для составления бухгалтерской отчетности по учетным данным необходимо нажать на кнопку Сформировать . При этом все показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах будут заполнены автоматически.

По умолчанию в регламентированном отчете приводятся только две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Каждый субъект малого предпринимательства самостоятельно принимает решение о том, какая дополнительная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, является важной.

В частности, если важной является информация о движении капитала, стоимости чистых активов и/или об отдельных денежных потоках, то в форме Свойства разделов необходимо установить флаг Включить в отчет для Отчета об изменениях капитала и/или Отчета о движении денежных средств .

По умолчанию в Отчете об изменениях капитала и Отчете о движении денежных средств приводятся все показатели, которые предусмотрены формой отчета программы.

Для исключения показателей, которые не содержат важной информации, необходимо по кнопке Состав показателей открыть форму настройки состава показателей и снять для этих показателей флаг Включать в отчет .

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Чтобы сформировать такой экземпляр в программе «1С:Бухгалтерия 8», необходимо в форме отчета в поле Дата подписи указать предполагаемую дату подписания отчетности, нажать на кнопку Печать , выбрать вариант от 02.07.2010 № 66н , снять флаг и распечатать.

Если собственникам организации - субъекта малого предпринимательства нужен оригинал годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, то следует сразу распечатать необходимое количество экземпляров.

Экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекты малого предпринимательства должны представить в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Для того чтобы сформировать такой экземпляр в программе «1С:Бухгалтерия 8», пользователю необходимо также выбрать вариант Формы в редакции Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н и установить флаг Выводить колонку с кодами строк .

Вариант Формы в виде машиночитаемого бланка с двухмерным штрихкодом PDF417 предназначен для вывода на бумажный носитель бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговый орган по месту учета, если организация не подключена к сервису 1С-Отчетность.

Если субъект малого предпринимательства подключен к сервису 1С-Отчетность, то обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности для органа государственной статистики, а также экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности для налогового органа можно отправить в электронном виде непосредственно из программы «1С:Бухгалтерия 8».

Для отправки бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган нужно сохранить отчет, после чего ввести команду Отправка - Отправить в ФНС . Программа сформирует необходимое электронное сообщение, подпишет его электронной цифровой подписью руководителя или уполномоченного представителя и отравит в налоговый орган через спецоператора.

Для отправки обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики предназначен отдельный регламентированный отчет . В списке видов отчетов он включен в группу Статистика .

Для отправки бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики необходимо создать новый экземпляр отчета Бухгалтерская отчетность в Росстат .

Это можно сделать по команде Создать отчет из формы Регламентированная и финансовая отчетность или по команде Создать отчет «Бухгалтерская отчетность в Росстат» из формы отчета Бухгалтерская отчетность малых предприятий .

В стартовой форме нужно указать название организации и, выбрав отчетный период, нажать на кнопку Открыть .

В форме отчета Бухгалтерская отчетность в Росстат нужно указать дату подписания отчетности и отправляемый экземпляр отчета Бухгалтерская отчетность малого предприятия , после чего сохранить отчет.

Для отправки бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики нужно ввести команду Отправка - Отправить в Росстат .

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Упрощенный бухучет для малых предприятий

Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету

Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»

Начиная с отчетности за 2010 г. действуют изменения в восемь Положений по бухгалтерскому учету, которые значительно облегчают работу бухгалтеров малых предприятий. В чем же суть этих изменений?

Проверяем, относится ли ваша организация к малым предприятиям

Прежде чем изучать поправки, надо проверить, может ли ваша организация ими воспользоваться. Так, если ваша компания - эмитент публично размещаемых ценных бумаг, то новые поправки в ПБУ не для вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг? Тогда надо проверить, относится ли ваше предприятие к малым или нет.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых (далее - Закон № 209-ФЗ) :

Внимание

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человекп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556

Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другимч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ .

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2011 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

  • <или> и в 2010, и в 2009 г. показатели численности и выручки были не выше предельных;
  • <или> если за 2010 г. вы превысили предельные показатели выручки и средней численности, то за 2008 и за 2009 гг. показатели численности и выручки должны быть не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму, и те, кто применяет упрощенку либо находится на вмененке или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-й гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

Итак, если вы проверили свою организацию и в 2011 г. она относится к малым предприятиям, то самое время изучить, какие изменения для вас подготовил Минфин.

«Узаконенный» кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования денегп. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н ; п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги)п. 18 ПБУ 10/99 .

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г.п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н Но в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все - по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так жепп. 1 , 2 ст. 346.17 , п. 5 ст. 346.5 НК РФ . Плательщикам налога на прибыль «бухучетный» кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело - если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

Вывод

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

«Бухучетные освобождения» для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

Теперь малые предприятия могут не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н ;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н .

Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета 91-2п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н .

Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимостип. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н .

Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 «Прочие доходы и расходы»). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужноп. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н .

Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенныеп. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н .

Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

  • не применять ПБУ 18/02п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н . Малые предприятия - плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;
  • не отражать условные факты хозяйственной деятельностип. 2 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н ;
  • не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация - ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично)п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н ;
  • не представлять информацию по сегментамп. 3 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н (действовало до 2011 г.) . Кстати, по правилам нового ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (вступает в силу с отчетности за 2011 г.п. 2 Приказа Минфина России от 08.11.2010 № 143н ) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желаниюп. 2 ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н .

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»пп. 1 , 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н .

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информациюпп. 6, 7 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты