29.08.2020

На основании чего проводится аудит. Аудиторская проверка: что это такое, для чего она проводится, является ли обязательной, виды, цели, этапы


"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предназначена для подтверждения достоверности последней. Это, в свою очередь, в значительной степени способствует установлению доверия между компанией и ее партнерами и клиентами, кредитными и прочими организациями.

Общие сведения

Аудиторские проверки представляют собой сбор, анализ и оценку сведений, которые касаются финансового состояния компании. В завершение процесса уполномоченное лицо дает соответствующее заключение. В нем содержатся сведения о правильности либо неправильности составления отчетности, а также о достоверности представленной информации.

Следует сказать, что часто компании не только не опасаются появления специалиста, а, напротив, ждут его. При правильно выбранной аудиторской фирме и грамотно составленном договоре с нею пользу от проводимых мероприятий ощущают и финансовые работники, и менеджмент.

Принципы оказания услуг

Аудиторские проверки могут осуществляться как компетентными компаниями, так и специалистами, ведущими индивидуальную деятельность. Как и прочие отношения коммерческого характера, рассматриваемые мероприятия осуществляются на основании соглашения.

Целью, которую преследуют аудиторские проверки, является выражение компетентного мнения по вопросу достоверности представленных сведений и корректности ведения учета в организации. В задачи мероприятий не входит выявление как можно большего числа ошибок в работе финансового отдела. Все это следует учитывать руководству компании, планирующему проведение аудиторской проверки.

Основные аспекты

Аудиторская проверка отчетности предполагает детальное изучение и анализ взаимосвязи и соответствия первичной документации с информацией, отраженной в учетных бумагах. Необходимо отметить, что специалисты в силу ограниченности во времени могут не осуществить "сплошную" оценку всех операций. Как правило, делается специальная выборка хозяйственных мероприятий, сведения о которых необходимо сверить. Такая организация аудиторской проверки считается нормальной практикой, установленной стандартами.

Ход работы

Специалисты, осуществляющие аудиторские проверки, могут выявить несоответствия действующему законодательству, но не исправить их. Оценка, анализ и описание последствий обнаруженных ошибок оформляются в отдельном документе. Стандарт составления такой бумаги на сегодня отсутствует.

Результат аудиторской проверки может быть оформлен письменно, в виде заключения. В нем указываются все ошибки и недочеты, которые связаны с хозяйственной деятельностью компании, способные оказать влияние на достоверность сведений при учете операций. Кроме этого, в заключении может присутствовать любая информация, которая, по мнению аудиторов, имеет значение для развития предприятия.

Законодательная база

ФЗ, регламентирующий проведение аудита, устанавливает важное правило. В соответствии с ним, на проверяемую компанию налагается обязанность оперативно устранить выявленные нарушения. В связи с этим сотрудники финансового отдела должны тщательно изучить заключение эксперта и как можно скорее приступить к исправлению ошибок.

Отказ компании от устранения недочетов либо внесения соответствующих поправок в документацию будет означать, что аудитор не сможет выдать положительный результат. При этом специалист будет обязан внести в итоговый документ отметки, привлекающие внимание к наличию ряда аспектов, существенно искажающих учетные сведения. В завершение проверки эксперт должен сделать определенные выводы, за которые он будет нести впоследствии ответственность перед лицензирующим органом и клиентом.

Классификация

Аудиторская проверка предприятия может быть инициативной. Она осуществляется в объемах, которые устанавливает руководство компании. Проводятся такого рода мероприятия в любое время. К ним, в частности, можно отнести экспертизу кассовых операций либо налоговых расчетов с бюджетом.

Во время инициативной проверки может быть проведена сплошная оценка всей хозяйственной деятельности компании. Существует и другой вид экспертизы. Обязательная аудиторская проверка осуществляется ежегодно. Она регламентируется законодательно.

Аудиторское заключение: общие сведения

Итоговый документ существенно упрощает взаимодействие с банками, различными госучреждениями, налоговыми органами. Рекомендации специалистов способствуют оптимизации ведения учета. Кроме того, заключение экспертов позволяет руководителям быть в курсе реальных дел в своей компании, вовремя принимать те или иные решения, которые могут улучшить ее положение на рынке.

Принципы составления

Аудиторское заключение должно быть написано на русском языке. Все стоимостные показатели выражаются в российской валюте – рублях. Исправлений в документе быть не должно. По итогам проведенной проверки эксперты выражают свое мнение о соответствии проанализированных сведений действительному положению дел. Заключение может быть безусловно или условно положительным либо отрицательным. Кроме того, эксперт вправе отказаться от выражения своего мнения.

Условно-положительное заключение

Данный тип итогового документа означает, что, кроме указанных в бумаге обстоятельств, отчетность по хозяйственным операциям отражает все существенные аспекты пассивов и активов экономического субъекта на дату проведения проверочного мероприятия. В таком заключении присутствуют также сведения о финансовых показателях деятельности компании за конкретный период. Составление осуществляется в соответствии с нормативным актом, регламентирующим отчетность и бухучет в РФ.

Отрицательный итоговый документ и отказ от выражения мнения

В данном случае в заключении содержатся сведения о том, что представленная отчетность в связи с определенными обстоятельствами не отражает пассивы и активы компании во всех существенных аспектах на дату проведения мероприятий. Кроме того, в документации информация о деятельности приведена не в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухучет в РФ.

Отказ аудитора выражать свое мнение после проведения проверки может означать, что специалист в результате определенных обстоятельств не может дать заключение в соответствии с какой-либо установленной законодательством формой. Выводы экспертов должны быть сформулированы таким образом, чтобы содержание их было очевидным для клиента.

Дополнительные сведения

В итоговом документе объект проверки должен быть представлен в качестве бухгалтерской отчетности. При этом обязательно указывается полное наименование компании и период проведения анализа соответствия. Под термином "бухгалтерская отчетность" следует понимать всю совокупность учетных форм, предусмотренных законодательством.

При составлении итогового документа экспертной фирме следует принимать во внимание существенные обстоятельства, которые были установлены в ходе мероприятий. Такими фактами признаются операции, оказывающие существенное влияние на достоверность предоставляемых сведений. Определение существенности тех или иных обстоятельств производится на основании внутрикорпоративных стандартов в том случае, если действующая на территории РФ законодательная база не устанавливает более жесткие нормы.

— это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе , касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности.

Основные этапы аудиторской проверки:

1. организация и планирование:

  • официальное предложение клиента о проведении аудита,
  • знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т.д.),
  • разработка и согласование общего плана и программы аудита,
  • составление письма о проведении аудита,
  • подписание договора на проведение аудита;

2. сбор аудиторских доказательств:

  • тестирование средств контроля,
  • проведение процедур проверки по существу;
  • обобщение, систематизация аудиторских доказательств,
  • сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,
  • составление аудиторского заключения.
Выбор аудиторской организации

Официальному предложению аудиторской организации о проведении аудита предшествует выбор аудитора. Экономические субъекты, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, прежде чем обращаться с официальным предложением о проведении аудита, осуществляют выбор аудиторской организации. В акционерных обществах независимого аудитора выбирает собрание акционеров , в пределах установленной советом директоров суммы для оплаты за аудит. Для аудируемых лиц, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации не менее 25%, аудитор определяется по результатам открытого конкурса , порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. В учредительных документах экономического субъекта могут быть введены дополнительные ограничения в отношении независимого аудита, не противоречащие действующим нормативным актам.

См. далее:

Методика аудиторской проверки

Методика аудиторской проверки позволяет организовать качественную проверку при оптимальных затратах и времени на ее проведение. Эта методика является коммерческой тайной аудиторской организации, поэтому данный вопрос не раскрывается в зарубежной литературе. На методику конкретной аудиторской проверки также оказывают влияние квалификация аудитора, опыт работы, степень детализации внутрифирменных стандартов и т.д.

Выделяют четыре основных подхода к разработке методики аудита:

  • Бухгалтерский подход заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета.
  • Юридический подход предусматривает создание методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения, т.е. с позиций соблюдения требований нормативных правовых актов и их влияния на содержание хозяйственной операции, ее отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
  • Отраслевой подход предполагает разработку методики аудита с учетом отраслевых особенностей клиентов аудиторской организации
  • Специальный подход предполагает разработку методики проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и т.д.).

Методы проведения аудиторской проверки

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

— это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть:

  • сплошной;
  • выборочной;
  • комбинированной;
  • документальной;
  • фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

  • сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);
  • сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

  • случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;
  • систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);
  • комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Есть виды проверок предприятия, при которых привлечение внешних аудиторов неизбежно. Но некоторые виды аудита вполне реально провести собственными силами, сэкономив таким образом на оплате счетов сторонних аудиторских фирм. Внутренний аудит позволяет обезопасить свою фирму от внезапных проверок контролирующих органов, а также оптимизировать рабочие процессы, выявить слабые места и обозначить зоны роста.

Внутренний аудит фирмы представляет собой проверку деятельности компании силами ее сотрудников в соответствии с собственным регламентом. Помимо экономии на внешних специалистах, самостоятельный аудит позволяет выявить ошибки, которые могут остаться незамеченными аудиторской компанией в силу незнания всех бухгалтерских тонкостей процессов внутри предприятия.

Процедура внутреннего аудита

Каждая компания разрабатывает свой регламент для проведения внутренней проверки, в соответствии с целями аудита и вероятными направлениями деятельности предприятия, в которых есть подозрение на допущенные ошибки. Можно проверять все счета, выбирая в них операции в случайном порядке, как обычно поступают аудиторы. Или направить основные усилия на аудит расходов по налогу на прибыль, так как именно эта статья расходов больше всего интересует налоговые органы при проверке. Если вы уверены в прозрачности и легитимности всех документов, но допускаете вероятность ошибки на каком-то участке, стоит обратить усилия именно на его проверку.

Зачастую внутренний аудит в компании проводит аудиторская группа, в которую входят главный бухгалтер и руководящий состав. Это, на наш взгляд, не самый рациональный способ организации аудита, так как данные сотрудники во время проверки практически лишаются возможности выполнять свои профессиональные обязанности. В любом случае, качество такой проверки страдает также из-за того, что одному сотруднику нужно проверять данные по учету разных участков.

Весьма прогрессивной схемой внутреннего аудита является так называемая горизонтальная перекрестная проверка. При ней рядовые сотрудники бухгалтерии с разных участков обмениваются между собой результатами своей работы, выявляя ошибки друг у друга. При этом каждый работник, участвующий в проверке, повышает свой профессиональный уровень, осваивая новые специализации. К проверке также могут быть привлечены сотрудники из других отделов или юридические лица, входящие в группу компаний.

Сначала необходимо обозначить цели проведения проверки, и что именно мы хотим получить в итоге. Когда определен участок работы, поднимается вся отчетность и документация данного участка, а также остальная документация компании, имеющая отношение к объекту проверки.

Между проверяющими распределяется объем предстоящих работ, после чего начинается непосредственно сама проверка соответствия бухгалтерского и налогового учета внутренним нормам, принятым в компании, и нормам законодательства. По завершению проверки отчеты сдаются руководству или главному бухгалтеру. Отчет о проверке должен включать в себя выявленные нарушения и ошибки, а также оценку достоверности поднятой отчетности.

Вполне естественно, что в первый раз будет очень сложно проверять своих коллег, не зная специфики других участков, особенно, если объем работы достаточно велик. Но с каждым разом будет накапливаться опыт сотрудников, расширится область их компетенции, а времени на перекрестные проверки будет тратиться все меньше. Рекомендуем начинать с ежеквартальных проверок. Зачастую ошибка, которую долго не могут выявить, бывает обнаружена свежим взглядом. Такие проверки держат коллектив в тонусе и стимулируют соблюдать порядок в ведении своего участка.

Как видите, в проведении самостоятельного аудита нет ничего сложного. Удачи в делах!

Как подготовиться к грядущей аудиторской проверке, будь то обязательный или инициативный аудит.

В данной статье представлена короткая, универсальная инструкция по аудиторской проверке. Итак, если ваша компания внезапно столкнулась с необходимостью проведения аудита, а вы, как говорится, «ни сном, ни духом» и аудитора раньше «в глаза не видели», то главное – не впадайте в панику, возьмите эту статью и рассмотрите каждый ее пункт честно и непредвзято, сравните, что у вас есть, а чего не хватает, не давая себе поблажек.

Учетная политика

Один из первых документов, который попросит у вас аудитор, – это надлежащим образом оформленная учетная политика вашей организации . Напоминаем, что необходимость формирования учетной политики и основные требования к её содержанию и раскрытию закреплены в Статье 8 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основные замечания по учетной политике, как правило, сводятся к следующему:

  • Учетная политика не оформлена надлежащим образом, либо неактуальна.

    Что это означает? Бухгалтер приносит учетную политику без подписи, просто распечатанные листы с текстом, бывает, что еще теплые после принтера. Либо другая крайность: учетная политика утверждена надлежащим образом, но это было так давно, что даже листы пожелтели, не говоря о том, что содержание такой учетной политики давно устарело.

  • Учетная политика не отражает в полном объеме применяемые способы ведения учета.

    Это означает, что вы забыли закрепить в учетной политике какие-то из фактически применяемых способов учета. Чтобы этого избежать, при подготовке к аудиту проверьте еще раз свою учетную политику на предмет соответствия пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В вашем документе в обязательном порядке должны утверждаться:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности
    • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
    • способы оценки активов и обязательств
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации
    • порядок контроля за хозяйственными операциями
    • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность

На этом шаге необходимо проверить комплектность вашей отчетности, соответствие данных учета и отчетности, а также качество заполнения. Дело в том, что некоторые обязательные поля или строки не заполняются автоматически в 1с или в другой учетной программе, а мы все слишком привыкли к тому, что достаточно нажать кнопку «Заполнить». Например, в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах столбец «Пояснения» необходимо заполнять самостоятельно.

Кроме того, обратите внимание, что если вы подлежите обязательному аудиту, то комплект отчетности должен содержать все формы, включая приложения, а не ограничиваться комплектом упрощенной бухгалтерской отчетности. Такая норма закреплена в пункте 5 статьи 6 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как правило, малый бизнес, впервые сталкивающийся с обязательным аудитом, ошибочно предоставляет неполный комплект, действуя согласно пункту 4 статьи 6 вышеупомянутого закона, который позволяет субъектам малого предпринимательства применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Акты сверок по контрагентам

В пунктах 73 и 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано:

  • расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными
  • отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается

Таким образом, законодательно не установлено обязательное проведение сверки с контрагентами при проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, за исключением сверок с банком и с бюджетом.

На практике же аудитор на выборочной либо сплошной основе попросит у вас подписанные акты сверки с контрагентами. Дело в том, что в свой деятельности аудитор обязан руководствоваться стандартами аудиторской деятельности, в которых, в частности, указано, что более надежными являются аудиторские доказательства, полученные из независимого, внешнего по отношению к аудируемому лицу, источника (подтверждения третьих сторон). Поэтому при подготовке к аудиторской проверке очень важно заблаговременно свериться если не по всем, то по основным контрагентам, тем более, что в процессе сверки могут быть выявлены ошибки в учете.

Инвентаризация

В соответствии с пунктами 26 и 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, в том числе обязательно это делать перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому при подготовке к аудиту убедитесь в том, что в вашей организации проведена инвентаризация и ее результаты документально оформлены, поскольку такая процедура как инвентаризация в силу ее обязательности не может остаться без внимания аудитора. Кроме того, проведенная инвентаризация в части дебиторской и кредиторской задолженности позволяет выявить сомнительную или безнадежную задолженность, по которой необходимо сформировать резерв.

Резервы

На этом этапе необходимо проверить, сформирован ли в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам и насколько соответствует сформированный резерв результатам инвентаризации на 31 декабря. Наиболее частая ошибка в этом вопросе – это полное игнорирование обязанности формировать резерв по сомнительным долгам, несмотря на однозначное требование законодательства по его формированию в соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Убедитесь также, что в вашей компании сформирован резерв на оплату отпусков работников организации, который является оценочным обязательством. В соответствии с пунктом 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» отражать оценочные обязательства обязаны все организации, за исключением тех, кто вправе применять упрощенные способы ведения учета. Еще раз повторюсь, что если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, но при этом подлежит обязательному аудиту, то применять упрощенные способы ведения учета вы не можете.

Первичные документы

Безусловно, за один день возможные замечания аудитора относительно первичных документов вы не устраните, это как раз тот случай, когда лучше сразу делать все правильно, а именно держать под контролем не только своевременность поступления оригиналов документов, но и «качество» вашей первичной документации. Вы удивитесь, но в большинстве своем замечания аудиторов по первичным документам имеют ссылку на пункт 2 Статьи 9 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где перечислены обязательные реквизиты первичного документа, либо на пункт 1 этой же статьи, в котором указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Таким образом, типичные замечания в части первичной документации сводятся к следующему:

  • первичный документ оформлен с нарушением действующего законодательства
  • первичный документ отсутствует

Как правило, по результатам аудиторской проверки замечания по первичным документам есть всегда, поэтому будет нелишним уделить этому вопросу особое внимание при подготовке, а начинать готовиться лучше за год до проверки J.

Деятельность любого предприятия в обязательном порядке подлежит аудиту , который представляет собой проверку достоверности финансовой отчетности организации, соблюдение ей законодательства в области ведения бухгалтерского учета. Аудит заключается также в контроле деятельности фирмы, в результате которого могут быть получены разъяснения и уточнения, касающиеся работы предприятия .

Инструкция

  1. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. В первом случае они проводятся ежегодно и регламентируются российским законодательством. Под обязательный аудит попадают акционерные общества, кредитные организации, страховые компании, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды.
  2. Инициативный аудит представляет собой проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности фирмы по договору с аудиторской компанией. При этом объемы проверки могут варьироваться от всей системы учета и отчетности до его отдельной части. Наиболее важная цель инициативного аудита для фирмы – возможность прогнозирования банкротства.
  3. Основной принцип проведения аудиторской проверки – это определение соотношения между затратами и результатом. Необходимо заранее согласовать с предприятием объем работ, сроки выполнения проверки, а также способ предоставления сведения о деятельности фирмы. В некоторых случаях аудиторы выезжают непосредственно на предприятие, иногда фирма самостоятельно представляет данные.
  4. Аудиторская проверка начинается с обзора отчетности предприятия , осуществления подготовки к проведению аудита. При этом рассчитывается стоимость затрат, а также оценка риска аудитора при проверке.
  5. Далее проводятся непосредственно аудиторские процедуры, с помощью которых определяется соответствие системе внутреннего контроля фирмы требуемым нормам. После чего составляется аудиторское заключение, а затем оно передается руководителю фирмы. При этом указываются нарушения, выявленные в ходе проверки, и рассчитывается уровень достоверности представленной отчетности.

Целью любого аудита должна стать степень нужности проверки. Это может быть объективное состояние финансовой деятельности, экономической стратегии и внутренняя проверка контроля той или иной структурной формы. Улучшение работы компании должно стать главным приоритетом в аудиторской проверке.

Обычно, обязательный аудит проводится до сдачи годового отчета. Если проводить аудит в несколько этапов, то компания может добиться ряда преимуществ, а именно:

  • Расценки, предусмотренные на конец календарного года, обычно выше, потому что именно в это время большая часть фирм проводит аудиторские проверки
  • Вашей фирме не нужно будет менять данные в бухгалтерском и налоговом учете именно перед сдачей годовой отчетности
  • Ограниченное время обязательно приведет к ошибкам в исправлении

Целесообразно проводить аудит с распределением на несколько периодов. Например – полугодовой и последующий третий квартал. При таком раскладе у бухгалтерии будет достаточное количество времени исправить различные недочеты. В конце года останется лишь проверить исправления по замечаниям, сделанным раньше. Последний квартал будет не так загружен. Таким образом, нагрузка на финансовый отдел становится минимальной, стоимость аудита снижена путем поэтапной проверки.

Услуга, которая проводится при смене собственника, главного бухгалтера, при реорганизации, называется инициативным аудитом. Главное в такой аудиторской проверке – оценка эффективности предприятия и состояние бухгалтерского учета. При такой форме аудита руководитель может проверить любые отделы, где производились расчеты себестоимости, правильность налогообложения. В конечном результате, ваша фирма сможет пройти все налоговые проверки.

Экспресс-аудит проводиться в случаях краткого анализа. Это может быть отчетный период определенного времени, связанный со сменой главного бухгалтера или различных кадровых перестановок в отделах.

В рекомендации эксперта-аудитора обычно содержится ряд пояснений к анализу финансовой деятельности заказчика. По любым итогам проверки, аудитор должен выдать заказчику-клиенту документы, с подробным отчетом о проделанной работе и заключение, в котором дано определение о правильности бухгалтерской отчетности.

В последнее время услуги аудиторских фирм получают широкое использование. Именно сейчас, многие предприятия, даже те, для которых ежегодные проверки не обязательны, обращаются по поводу проверок все чаще и чаще. Ответственный подбор аудиторов и цели, поставленные компанией - залог грамотной коммерческой стратегии.

Внутренний аудит проводят с целью получения правдивой информации о финансовом и материальном состоянии организации. При этом оцениваются методы и процедуры хозяйственной системы на их производительность и эффективность.

Инструкция

  1. Перед тем как проводить внутренний аудит, нужно определиться с целью и задачами, которые вы хотели бы видеть по итогам работы аудиторов. Создание собственного аудита негативно могут принять работники предприятия, что может отрицательно отразится на работе организации. Поэтому необходимо донести до всех служб и отделов предприятия, что аудит призван контролировать не работников, а процесс работы, выявляя недостатки и отклонения в работе, тем самым помогая достичь лучших результатов.
  2. На совете директоров или на собрании учредителей принимается решение о создании внутреннего аудита, такое решение фиксируется в соответствующих документах.
  3. Правила и полномочия внутреннего аудита оформляются письменным документом, который подписывают совет директоров или учредители фирмы.
  4. Перед проведением проверки аудиторы пишут план, в котором прописывается метод проведении процедур и объем работы. План подписывается руководителем организации. При необходимости руководитель дает письменные разъяснения о работе предприятия.
  5. Если при аудите процесса производства или подобной операции нужен специалист со специфическими знаниями, то на такую проверку нанимают профессионала со стороны и подписывают с ним соответствующее соглашение.
  6. После проведения собственного аудита отдел делает отчет, в котором ответственный аудитор выражает мнение обо всех существенных отношениях и дает подробные рекомендации. Выражая мнение, аудитор руководствуется нормами, согласно профессиональному этическому кодексу аудиторов.
  7. Отдел аудиторов должен проводить внутренний аудит по одной поставленной задаче пока не исправятся все ошибки и отклонения.
  8. Помните, что аудитор независим от руководства компании. Только так будет обеспечена достоверность данных, предоставленных в итоговом отчете аудитора.

Финансовая оценка фирмы подразумевает под собой проведение анализа ее финансового положения. В него входит: расчет ряда основных показателей, отражающих систему формирования оборотных средств у юридического лица, направления их наиболее грамотного использования.

Инструкция

  1. Произведите расчет данных, характеризующих разные стороны деятельности фирмы, связанной с использованием и образованием всех ее денежных фондов. Определите величину показателя ликвидности. Он характеризует возможность предприятия удовлетворять имеющиеся у него краткосрочные долговые обязательства. В свою очередь, следует найти коэффициент абсолютной ликвидности, который и определяет, какая сумма краткосрочных долговых обязательств может быть возвращена не наличными денежными средствами, а с помощью ценных бумаг или депозитов. Данный коэффициент определяется в виде соотношения величины денежных средств и финансовых краткосрочных вложений к имеющейся сумме текущих обязательств.
  2. Посчитайте показатель срочной ликвидности. Он рассчитывается как соотношение наиболее ликвидной доли оборотных средств (финансовых краткосрочных вложений, дебиторской задолженности и денежных средств) и суммой краткосрочных обязательств.
  3. Определите значение показателя текущей ликвидности. Он рассчитывается как частное от отношения суммы оборотных средств и долговых краткосрочных обязательств. Данный коэффициент отражает достаточно ли у фирмы средств, которые возможно направить на погашение краткосрочных обязательств.
  4. Рассчитайте коэффициенты рентабельности. Они помогут вам оценить, насколько прибыльной является деятельность предприятия. Показатель рентабельности продаж сможет показать часть полученной чистой прибыли от объема всех продаж организации. Его можете определить из соотношения чистой прибыли к величине чистого объема продаж, умноженного на 100%.
  5. Найдите сумму коэффициента рентабельности собственных средств. Этот показатель определяет эффективность использования средств собственного капитала, который был внесен собственниками предприятия. Его можете рассчитать с помощью следующей формулы: разделите чистую прибыль на значение собственных денежных вложений, а затем полученную величину умножьте на 100%.
  6. Сравните полученные данные с нормативными и плановыми показателями. Сделайте выводы проведения финансовой оценки компании.

По материалам: ac-g.ru, kakprosto.ru


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты