28.03.2020

Обязательный аудит ао критерии. Критерии обязательного аудита


Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к , что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.

Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2020 год были введены международные стандарты аудита , которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица , попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

Основные критерии для проверки

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и .

Требования для ООО делятся на две группы : по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям .

Субъекты

Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:

  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.

Согласно новым целями и задачами обязательного аудита в 2020 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса . Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.

Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.

При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно , нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Законодательство

Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н , вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Изменения в стоимости

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Порядок проверки

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.

С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.

Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.

Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую . Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей . Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

04.04.2017

Несмотря на то что 2016 год еще закрыт не у всех компаний и аудиторские проверки в самом разгаре, те, кому уже удалось получить аудиторское заключение, начинают готовиться к аудиту на следующий год. В действующее законодательство внесли ряд изменений, которые стоит учесть при заключении договора на аудит. Давайте разберемся, на что обязательно нужно обратить внимание при работе с аудиторами.

1) Международные стандарты аудита

С 1 января 2017 года в России действуют международные стандарты аудита (МСА). Новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых лиц, а также возрастает степень публичности результатов аудита. Переход на МСА для многих небольших аудиторских компаний потребует серьезной методологической поддержки, внесения изменений во внутренние регламентные документы. Перед заключением договора будет не лишним убедиться в наличии у аудитора ресурсов и опыта для проведения аудита по МСА, проанализировать предлагаемый аудитором договор на наличие всех обязательных для согласования условий в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

2) Членство в саморегулируемой организации

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения в закон об аудиторской деятельности. Они предусматривают увеличение минимальной численности членов СРО аудиторов с 500 до 2 тысяч аудиторских организаций или с 700 до 10 тысяч аудиторов. Эти изменения привели к тому, что сегодня в государственном реестре СРО аудиторов остались только две саморегулируемые организации: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество». СРО «Аудиторская палата России», НП «Институт Профессиональных Аудиторов» и НП «Российская Коллегия аудиторов» прекратили свое существование. Но еще не все аудиторы покинули три СРО, исключенные из госреестра. Поэтому перед заключением договора на аудит обязательно уточните, состоит ли ваш аудитор в одной из действующих на сегодняшний день СРО.

3) Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, которые относятся к общественно значимым хозяйствующим субъектам (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты. Министерство финансов РФ ежегодно размещает перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором указывает, кто может проводить аудит той или иной организации. Так, перечень случаев в 2016 году увеличен по сравнению с 2015 годом на 9 пунктов, в том числе добавлены три категории компаний, аудит которых может быть проведен аудиторской организацией, в штате которой есть аудитор с новым квалификационным аттестатом. Таким образом, сфера профессионального применения аудиторов со «старым» аттестатом со временем сокращается. Вместе с тем на рынке много практикующих аудиторов, получивших аттестат 1 января 2011 года. Если ваша компания попадает в категорию ОЗХС, поинтересуйтесь у аудиторов, с которыми планируете заключить договор, есть ли у них трудовые ресурсы (в том числе взаимозаменяемые), позволяющие соблюсти эти требования законодательства.

4) Сообщение о результатах обязательного аудита

В связи с изменением Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с 1 октября 2016 г. заказчик обязательного аудита должен самостоятельно вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) в виде сообщения с указанием идентифицирующих аудируемое лицо данных (наименование организации, ОГРН, ИНН, для физлиц – фамилия, имя, отчество, СНИЛС). Несмотря на то что данные требования установлены уже с аудита отчетности за 2016 год, как показала практика, не все организации были к этому готовы. Для внесения сведений в реестр организации необходимо на уполномоченного сотрудника оформить электронную подпись через Удостоверяющий центр (http://iitrust.ru/region/uc/tarif.php) или быть готовыми с пакетом документов обратиться к нотариусу, который зайдет на сайт www.fedresurs.ru по своему сертификату и подаст сведения в Реестр от имени организации. Информация должна быть размещена в течение трех дней с даты выдачи аудиторского заключения.

5) Дополнительные гарантии качества аудита

Аудиторов регулярно проверяют СРО и финансовое казначейство. Активно обсуждается вопрос о передаче части полномочий регулирующего органа Центральному банку РФ. Информация о результатах прохождения аудиторской компанией внешнего контроля качества, ровно как и сведения о применении мер дисциплинарного воздействия, размещается на официальном интернет-сайте Минфина РФ. Ключевой пункт в вопросе качества оказываемых услуг - эффективно функционирующая в компании система внутреннего контроля качества. Такая система в том числе может включать отдел внутреннего контроля, состоящий из независимых контролеров с необходимым опытом, должными навыками и квалификацией, которые проверяют качество выполнения аудиторских заданий. Также важны наличие у аудитора договора страхования профессиональной ответственности и размер определенного в нем лимита ответственности. Отдельно хочется отметить преимущества членства аудиторских компаний в международных сетях. Это позволяет аудиторам использовать в работе опыт и наработки коллег из-за рубежа. Ну и конечно же, ничто так не характеризует работу аудиторов, как отзывы и рекомендации клиентов.

Безусловно, при наличии огромного рынка предложений компании сложно решить проблему выбора аудитора. Надеемся, что вышеописанные нюансы помогут компании сделать правильный выбор.

Источники информации об аудиторской компании:

  • реестр аудиторских организаций размещена на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет? http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/;
  • корпоративный сайт аудиторской компании. Советом по аудиторской деятельности 19 июня 2014 года одобрены рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном интернет-сайте, в соответствии с которыми установлен перечень данных, подлежащих размещению;
  • Единый федеральный реестр, функционирующий по адресу в сети Интернет? http://fedresurs.ru.

Анна Гуляева, директор департамента аудита аудиторской компании МКПЦ

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

МСА, признанные для применения в России

Группа
стандартов
Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

Словарь терминов;

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Вступление МСА в силу

МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

Применение МСА

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

информацией о ходе признания МСА.

_____________________________

* О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность - Общая информация - Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Обзор документа

Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты