12.10.2020

Внутренний аудит является. Особенности проведения внутреннего аудита в организации


Стандарт предназначен для организации планирования и проведения внутренних аудитов (проверок) на предприятии и служит руководством для их участников.

Стандарт разработан службой БУСК.

При его разработке учтены требования ISO/TS 16949 раздел 8.2.2 «Внутренние аудиты».

  1. Предисловие
  2. Введение
  3. Область применения
  4. Нормативные ссылки
  5. Термины и определения
  6. Обозначения и сокращения
  7. Общие положения
  8. Объекты проверки
  9. Планирование проведения внутренних аудитов
  10. Порядок проведения, оформления результатов аудитов и проведения корректирующих действий
  • Приложение А (обязательное) Форма Чек-листа внутреннего аудита
  • Приложение Б (обязательное) Требования к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов.
  • Приложение В (обязательное) Форма годового графика внутренних аудитов
  • Приложение Г (рекомендуемое) Форма программы аудита
  • Приложение Д (обязательное) Форма отчета по внутреннему аудиту
  • Приложение Е (обязательное) Форма журнала проведения внутреннего аудита
  • Приложение Ж (обязательное) Форма плана мероприятий
  • Подписи
  • Лист ознакомления
  • Лист регистрации изменений

ВВЕДЕНИЕ

Система Менеджмента Качества предприятия должна соответствовать:

  • требованиям стандарта ISO/TS 16949,
  • требованиям к СМК, разработанным самим предприятием,
  • запланированным мероприятиям.

В целях подтверждения того, что Система Менеджмента Качества внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии на предприятии проводятся внутренние аудиты.

Основными организационными принципами внутреннего аудита являются:

  • Принцип единообразия : Каждый аудит осуществляется по установленной процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
  • Принцип системности : Планирование и проведение аудита по различным процессам и видам деятельности осуществляется с учетом установленной их структурной взаимосвязи в системе менеджмента;
  • Принцип документированности : Проведение каждого аудита определенным образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии проверяемого объекта.
  • Принцип предупредительности : Каждый аудит планируется, и персонал проверяемого процесса или отдельного подразделения заранее уведомляется о целях, объекте, критериях, времени и методах проведения аудиторской проверки с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от представления и демонстрации всех требуемых данных.
  • Принцип регулярности : Аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы система менеджмента была объектом постоянного анализа со стороны руководства организации.
  • Принцип открытости : Результаты каждого аудита должны носить открытый характер с тем, чтобы обеспечить «прозрачность системы» для ее пользователей, потребителей и внешних аудиторов.

Целью данного стандарта является установление основных положений, касающихся разработки процедуры проведения внутренних аудитов.

1 Область применения

Настоящий стандарт регламентирует порядок проведения внутренних аудитов (проверок) в подразделениях организации.

Настоящий стандарт служит руководством для специалистов, осуществляющих внутренние аудиты (проверки), и обязателен для выполнения всеми структурными подразделениями предприятия.

2 Нормативные ссылки

  • Система менеджмента качества.
  • ISO/TS Особые требования по применению стандарта ISO 9001:2008
  • СТП Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Организация контроля технологическом дисциплины на производстве.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Контроль проведения испытаний. Периодические и типовые испытания изделий и их составных частей. Организация проведения и оценка результатов.
  • Стандарт организации. Система менеджмента качества. Система обучения и развития персонала.
  • Инструкция. Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ СМК со стороны Руководства
  • Инструкция. Система менеджмента качества. Управление несоответствиями. История решения проблем.

3 Термины и определения

В данном стандарте предприятия использованы следующие термины и определения:

  • Аудит (проверка) — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
  • Аудитор — лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки)
  • Группа по аудиту — один или несколько аудиторов, проводящих аудит (проверку), при поддержке технических экспертов.

Примечание: Один из членов аудиторской группы назначается руководителем аудиторской группы.

  • Заключение — выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) по результатам аудита после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений.
  • Значительное несоответствие — наличие любого из следующих вариантов:

отсутствие или полное несоответствие СМК установленным требованиям. Несколько малозначительных несоответствий по одному требованию могут вместе рассматриваться как значительное несоответствие;

любое несоответствие, которое могло бы привести к отгрузке несоответствующей продукции. Состояние, которое может обусловить отказ или значительно понизить полезность продукции или услуг для предполагаемого применения;

несоответствие, которое реально или потенциально может вызвать отказ системы качества или значительное снижение ее способности управлять процессами и качеством продукции.

  • Критерии аудита — совокупность политики, процедур или требований.
  • Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умение.
  • Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Примечание: У несоответствия может быть несколько причин. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие — для предотвращения возникновения события.

  • Коррекция — действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Примечание: Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием. Коррекция может включать, например переделку или снижение градации.

  • Малозначительное несоответствие — это несоответствие установленным требованиям, которое реально или документально вряд ли может обусловить: отказ системы качества или — снижение ее способности обеспечивать управление процессами или приведет к вероятной отгрузке несоответствующей продукции.

Оно может быть:

  1. либо недостатком в некоторой части документирования системы качества,
  2. либо одним или несколькими наблюдавшимися случаями невыполнения требования системы менеджмента качества предприятия.
  • Наблюдения аудита — результаты оценки собранных свидетельств аудита в зависимости от критериев аудита (наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности для улучшения).
  • Несоответствие — невыполнение требования.
  • Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.
  • Программа аудита -описание деятельности и соглашений по проведению аудита.
  • Продукция — результат процесса.
  • Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
  • Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса.
  • Свидетельства аудита — записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита и которая может быть проверена. Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.
  • Система Менеджмента Качества — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
  • Технический эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, предоставляющее их группе по аудиту.

Примечание: Специальные знания и навыки связаны с организацией, процессами и деятельностью, подвергаемыми аудиту. Технический эксперт не является аудитором в группе по аудиту.

4 Обозначения и сокращения

  • БУСК — бюро управления системой качества
  • ГЧ — габаритный чертеж
  • ИИЛ — измерительная и испытательная лаборатории
  • КД — конструкторская документация
  • ЛВК — лаборатория входного контроля
  • МС ИСО — международный стандарт ИСО
  • ОАО — открытое акционерное общество
  • ОГМетр — отдел главного метролога
  • ОТК — отдел технического контроля
  • ПСИ — приемно-сдаточные испытания
  • СМК — Система менеджмента качества
  • СТП — стандарт предприятия
  • ТУ — технические условия

5 Общие положения

5.1 Внутренние аудиты (проверки) позволяют решать следующие задачи:

  • подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в СМК установленным требованиям;
  • анализ и устранение причин выявленных несоответствий;
  • подтверждение выполнения корректирующих действий;
  • оценка эффективности функционирующей системы качества;
  • определение степени понимания персоналом целей, задач и требований, установленных документами СМК;
  • определение путей дальнейшего совершенствования СМК;
  • оценка возможностей в отношении качества процессов производства продукции;
  • оценка характеристик качества продукции и подтверждение их соответствия;
  • подтверждение актуальности и соблюдения требований НД.

5.2 Внутренние аудиты (проверки) проводят через запланированные интервалы во всех рабочих сменах. Цель аудитов установить, что СМК предприятия соответствует:

  • требованиям ИСО/ТС 16949;
  • требованиям к СМК, разработанным самим предприятием или установленным потребителями;
  • запланированным мероприятиям.

5.3 Внутренние аудиты (проверки) проводятся:

  • в соответствии с графиком (плановая проверка);
  • по указанию руководства предприятия (внеплановая проверка);
  • на основании требований потребителей.

5.4 Проводят следующие виды аудитов:

  • Аудит системы Система менеджмента Оценка полноты и эффективности качества выполнения базовых требований
  • Аудит процесса Процесс создания Оценка возможностей в отношении продукта/серийное качества для специальных производство продуктов/групп продуктов и процессов их изготовления
  • Оценка характеристик качества

5.5 Внутренние аудиты проводятся с использованием Чек-листов (приложение А).

5.6 Ответственным лицом за функционирование процедуры «Внутренние аудиты» является Представитель руководства в СМК.

Представитель руководства в СМК:

  • определяет специальный состав сотрудников предприятия, способных осуществлять внутренние проверки;
  • организовывает совместно с Дирекцией по персоналу подготовку персонала в области методов и организации внутренних проверок и проведение обучения;
  • руководит выбором объектов проверки, разработкой графика проверки;
  • организовывает проведение анализа результатов проверок и информирование о них руководства предприятия.

5.7 Специалисты проходят обучение в соответствии с СТО по основам проведения внутреннего аудита.

5.8 Ежегодно составляется Реестр внутренних аудиторов и специалистов, привлекаемых к проведению внутренних аудитов. Реестр утверждается Представителем руководства в СМК и актуализируется по мере необходимости.

Форма Реестра и перечень требований к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов приведены в приложении 5.

5.9 При проведении внутреннего аудита (проверки) назначается руководитель аудиторской группы. Функции и полномочия руководителя аудиторской группы приведены в приложении Б.

6 Объекты внутреннего аудита

6.1 Объектами внутренних аудитов (проверок) являются:

  • система менеджмента качества;
  • производственный процесс;
  • продукция.

6.2 Аудит Системы ориентирован на систему в целом, при его проведении проводят оценку процессов, процедур, требований СМК.

Цель аудитов системы — оценка точного выполнения установленных процедур СМК и возможность обнаружения областей для улучшения.

6.3 Аудит производственных процессов ориентирован на технологические процессы изготовления продукции. При его проведении проверяются конкретные производственные процессы, с целью определения их результативности, (соответствия установленным требованиям).

Данные аудиты проводятся по ежегодному графику технологами ТБ и КТС цехов и работниками службы качества.

6.4 Аудит продукции ориентирован на саму выпускаемую продукцию. Его проводят по серийной продукции при периодических испытаниях в измерительной и испытательной лабораториях.

Для периодических испытаний ежегодно составляется график. При аудите продукции проверяется ее соответствие установленным требованиям, в том числе геометрические размеры, функциональность, упаковка и маркировка.

6.5 Принципы проведения аудита

Аудит строится на следующих принципах, позволяющих получить информацию, которая используется для улучшения существующих характеристик:

6.5.1 Этичное поведение — основа профессионализма.

При проведении аудита заинтересованные стороны должны быть осмотрительны, нести ответственность за свои действия и выполнять возложенные обязанности честно, неподкупно, сохраняя полученные в ходе работы сведения в конфиденциальности. В случае, когда проверяемая деятельность носит конфиденциальный характер, аудитор должен иметь допуск на участие в этой работе.

6.5.2 Беспристрастность — обязательство представлять правдивые и точные отчеты;

Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи должны правдиво и точно отражать проделанную работу. Неразрешенные противоречия между аудиторской группой и проверяемым подразделением, неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при проведении аудита, которые могут уменьшить достоверность заключений по аудиту указываются в отчете по аудиту.

6.5.3 Профессиональная осмотрительность — прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Подбор аудиторской группы осуществляется таким образом, чтобы аудиторы обладали всеми необходимыми знаниями и имели соответствующие навыки для проведения конкретного аудита. Если все необходимые для проведения аудита знания и навыки не обеспечиваются полностью аудиторами, то недостающие знания могут быть восполнены привлечением технических экспертов.

6.5.4 Независимость — основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы не должны быть заинтересованы в результатах аудита и должны констатировать факты объективно и беспристрастно. Подбор аудиторских групп проходит таким образом, чтобы их участники не проверяли свою собственную деятельность и были независимы от лиц, ответственных за проведение проверяемой деятельности.

6.5.5 Подход, основанный на свидетельстве — основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

В связи с тем, что аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами, свидетельство аудита основано на выборках проанализированной информации, следовательно, аудитор должен обладать навыками статистического мышления, чтобы иметь возможность представить увиденную картину в целом, а затем ее оценить и представить заключение по результатам аудита.

7 Планирование проведения внутренних аудитов

7.1 Проект графика проведения внутренних аудитов (проверок) разрабатывается руководителем БУСК по форме приложения В.

7.2 При формировании графика учитываются факторы, изложенные в разделах 5.2, 6.2- 6.4, предложения, поступившие до 1 декабря в БУСК, от заинтересованных лиц, и данные по несоответствиям в продукции, процессах и СМК, в том числе установленные по результатам предыдущих проверок. Обязательно учитывается количество рабочих смен на предприятии. При этом каждый процесс СМК подвергается проверке как минимум один раз в год.

Внеплановые внутренние аудиты (проверки) вносятся в свободные графы с указанием даты и причины проведения.

7.3 График проведения внутренних аудитов согласовывается с Представителем Руководства и утверждается Генеральным директором предприятия не позднее 25 декабря текущего года на предстоящий год.

7.4 Руководители процессов (служб, подразделений) уведомляются о сроках проведения запланированных внутренних аудитов согласно утвержденному графику посредством электронной почты и телефонной связи за три дня до проведения аудита. Вместе с уведомлением передаются чек-листы с контрольными вопросами.

7.5 Возможно отклонение в объектах проверок, связанное с необходимостью проведения внеплановых аудитов. Они проводятся в случаях появления отклонений, массового выпуска дефектной продукции, изменений в технологии изготовления продукции, освоения новых изделий, значительных изменений в организационной структуре управления предприятия.

При поступлении предложений, требований от; Потребителей, решение о проведении внепланового аудита принимается Генеральным директором по представлению Представителя Потребителя и оформляется приказом по предприятию.

В данном случае уведомление о внеплановом аудите осуществляется аналогично п.7.4.

7.6 На основании графика внутренних аудитов при необходимости составляют программу аудита.

Программа аудита (Приложение Г) содержит: время проведения проверки, распределение обязанностей среди членов аудиторской группы, график проверки, перечень объектов и элементов аудита.

Необходимость составления программы аудита зависит от его объема и определяется руководителем аудиторской группы.

Возможно, информацию, перечисленную выше, указывать непосредственно в чек-листах.

8.2 Комментарии к схеме 1.

Проверочные листы (Чек — листы) составляются с учетом специфики проводимого аудита. При составлении используется Перечень «Система менеджмента качества. Внутренние аудиты. Перечень чек-листов, используемых при проведении внутренних аудитов». Контрольные вопросы чек-листов заносят в Журнал проведения внутренних аудитов (Приложение Е) графы 1,3‚4,5,6,7,8.

Необходимость программы аудита зависит от его объема (например, аудит проводится в нескольких подразделениях).

В ходе обследования объекта:

  • Руководитель проверяемого подразделения обязан обеспечить проведение аудита и предоставить всю необходимую информацию, определить ответственных сотрудников подразделения для работы с аудиторами.
  • Аудитор должен обследовать проверяемый объект, ознакомится с фактическим состоянием дел, изучить документацию, проверить актуальность и соблюдение требований НД, ссылки на которую даны в изучаемой документации‚ побеседовать с работниками проверяемого подразделения с целью возможности сделать обоснованные выводы. В Журнале приложение Е заполняют графу 9,10.

При каждом внутреннем аудите в подразделении сотрудникам, сфера деятельности которых подвергается внутреннему аудиту, аудитор обязан задать вопросы, касающиеся общих требований к СМК:

  • знакомы ли сотрудники с политикой в области качества завода?
  • знают ли сотрудники, в каких процессах СМК они участвуют, кто является владельцем процесса и руководителем процесса?
  • знают ли сотрудники, какая документация СМК разработана на заводе?

В ходе аудита проверяется выполнение мероприятий, разработанных по результатам предыдущего аудита.

Обсуждение итогов аудита проводится совместно с Руководителем и представителями проверяемого подразделения. Руководитель аудиторской группы докладывает и разъясняет результаты проверки, которые будут занесены в отчет.

Итоговый отчет составляется по форме Приложения Д в срок три дня с момента окончания аудита. При подведении итогов аудита используется метод «да/нет» (OK/NOK). Для формулировки заключения по отчету применяется следующая градация оценки:

«неудовлетворительно», «удовлетворительно», «соответствует, возможно улучшение».

Если в процессе аудита выявлено одно значительное несоответствие, делается общий вывод — «неудовлетворительно», и определяются сроки внепланового аудита.

Если в процессе аудита было выявлено одно или несколько малозначительных несоответствий, делается общий вывод «удовлетворительно».

Если в процессе аудита не выявлено никаких несоответствий делается общий вывод — «соответствует» или «соответствует, возможно улучшение в отчете отмечается выполнение/не выполнение мероприятий предыдущего аудита, так же указывается повторяются они или нет.

БУСК регистрирует отчет в журнале (Приложение Е графа 2). Отчет направляется руководителю проверяемого подразделения, Представителю Руководства (директору по качеству) и представителю ОТК цеха (при аудите производственного подразделения).

Руководители других подразделений, имеющие отношение к-устранению выявленных в ходе аудита несоответствий, получают информацию в воде электронных писем, с отметкой «по итогам внутреннего аудита

Отчет с приложенными документами (чек-листы, планы мероприятий, программа аудита и др. записи) хранятся в БУСК три года.

Руководитель проверяемого подразделения по результатам аудита проводит анализ причин появления несоответствий с заполнением форм 5

Разрабатывает План мероприятий (Приложение Ж) по устранению выявленных несоответствий и причин их возникновения с указанием сроков и ответственных, согласовывает и передает План мероприятий и формы анализа 5 почему в БУСК.

БУСК переносит мероприятия в электронный Журнал (Приложение Е графы 11,12,1З,14)‚ осуществляет контроль выполнения (графа 15) . Свидетельства выполнения (графа 17) предоставляют ответственные за выполнение мероприятий.

Результативность мероприятий аудитор оценивает при очередном аудите (графа 16).

По итогам разработки корректирующих мероприятий руководитель аудита принимает решение о необходимости распространения корректирующих действий на другие процессы/подразделения, в случае если выявленное несоответствие так же может быть обнаружено при функционировании данных процессов/подразделений. Заполняются графы 18.19.20 Журнала. Руководителям данных процессов/ подразделений направляется информация в виде электронных писем, с отметкой «по итогам внутреннего аудита

При необходимости мероприятия ставят на электронный общезаводской учет «Карточка учета мероприятий». Оценка выполнения происходит ежемесячно при осуществлении надзора за прохождением этих карточек.

При не устранении несоответствия БУСК информирует Представителя Руководства для принятия решения.

Руководитель проверяемого объекта должен дать письменное объяснение о причинах не устранения несоответствия и согласовать перенесенный срок устранения с Представителем Руководства.

8.3. По результатам аудиторских проверок руководитель БУСК предоставляет информацию:

  • 1 раз в месяц Директору по качеству для доклада на заводском Днекачества;
  • 1 раз в год Генеральному директору для анализа СМК предприятия

Чек-лист аудит, форма

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Требования к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов
Квалификация (знания):
  • наличие высшего или среднего специального образования;
  • знание основополагающих нормативных документов (в т.ч. lSO/TS 16949-2009);
  • знание документации СМК предприятия;
  • специальные знания техники подготовки и проведения аудитов;
  • знание статистических методов управления качеством;
  • знание принципов функционирования организации (размер, структура, функции);
  • базовые знания по производственным процессам и производимой продукции (терминология, требования, критические характеристики).
Опыт:
  • опыт работы на предприятии не менее 1 года;
  • умение работать с документами;
  • участие не менее чем в двух внутренних аудитах, проводимых специалистами, допущенными к работе (в течение первого года внедрения СМК допускается участие в проверках аудиторов без практического опыта проверок).
Личные качества:
  • умение выслушивать собеседника, коммуникабельность;
  • объективность и реалистичность;
  • умение аналитически и гибко мыслить;
  • целеустремленность в улучшении качества;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли;
  • тактичность, лояльность;
  • неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе проведения внутренних аудитов
Функции и полномочия Руководителя аудиторской группы
Функции:
  • формирование состава аудиторской группы и организация её работы;
  • установление и разъяснение объекта и целей проверки аудиторам и руководству проверяемого подразделения;
  • представление группы руководству проверяемого подразделения;
  • решение спорных вопросов своего уровня и представление нерешенных спорных вопросов представителю руководства;
  • составление отчетных документов по итогам аудита;
  • контроль внедрения корректирующих действий;
  • проверка эффективности корректирующих действий;
  • проведение итогового совещания;
  • передача (рассылка) документов по внутреннему аудиту;
  • хранение и ведение документации по аудиту до сдачи в БУСК.
Полномочия:
  • получать всю информацию, необходимую для проведения аудита;
  • принимать решения по вопросам организации проведения аудита и оценки его результатов;
  • контролировать внедрение корректирующих действий;
  • назначать дополнительный аудит для проверки эффективности корректирующих действий по устранению отклонений, выявленных в ходе аудита.

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3 .

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, ;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5 .

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля .

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

Успешность компании, уровень ее рентабельности, качество ее активов во многом зависят от наличия системы управления в компании. Важным и необходимым элементом системы управления является повседневный внутренний контроль. Одной из форм такого контроля является внутренний аудит.

Документы, регламентирующие внутренний аудит

Деятельность внутри организации специальных сотрудников, направленная прежде всего на контроль различных аспектов деятельности компании в целях представления в дальнейшем по результатам контроля полной и достоверной информации органам управления (общему собранию участников, совету директоров, исполнительному органу), и есть суть деятельности внутреннего аудита.

Документов, строго регламентирующих проведение аудита на предприятии, нет. Однако необходимо ориентироваться на следующие предписывающие документы. Прежде всего деятельность внутренних аудиторов, порядок работы, цели и задачи описаны в международных стандартах внутренних аудиторов, а также в национальных стандартах аудиторской деятельности. Кроме этого, необходимо ориентироваться и на Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . Особенность данной процедуры состоит в том, что непосредственно порядок ее организации, процессы проверки, методология должны быть определены регламентами самой организации. Именно внутренняя регламентация позволит определить конкретные цели проверки для определенной компании. Персональные внутрифирменные стандарты проведения внутреннего аудита могут быть детализированными и сильно отличаться от правил общепринятых стандартов, но не должны им противоречить.

Принципы внутреннего аудита

К основным принципам внутреннего аудита относятся:

  • системность;
  • объективность;
  • независимость;
  • открытая и полная документальность;
  • предупредительность.

Рассмотрим подробнее указанные принципы. Системность предполагает организацию и проведение внутреннего аудита комплексно и планомерно в рамках всей компании. Принцип объективности означает, что требования внутреннего аудита одинаковы и распространяются на все подразделения организации без исключения. Принцип независимости внутреннего аудитора означает прежде всего исключение конфликта интересов при принятии им решения в отношении выводов в рамках своей деятельности. Внутренний аудитор — это независимая должность. Принцип независимости тесно связан с принципом объективности. Только независимый внутренний аудитор может делать объективные выводы о состоянии дел внутри компании. Открытость внутреннего аудита предполагает, что полученная аудитором при проведении проверки информация не скрывается от органов управления и в полном объеме предоставляется им для анализа и принятия управленческих решений. Документальность означает, что каждый выявленный факт нарушения или замечание должны подтверждаться документами. Ну и принцип предупредительности означает, что аудитор должен предлагать способы и методы устранения выявленных нарушений.

Преимущества и недостатки внутреннего аудита

К преимуществам внутреннего аудита однозначно можно отнести:

  • возможность проведения проверки всех систем внутреннего контроля организации в постоянном режиме;
  • возможность более глубокого и детального погружения аудитора в проблемы и суть проверяемых участков, так как он работает внутри организации и знает все слабые и сильные стороны.

К недостаткам внутреннего аудита можно отнести:

  • принцип независимости внутреннего аудитора всегда можно поставить под сомнение, так как он в любом случае — сотрудник компании;
  • разовый внешний аудит может быть дешевле, чем постоянные затраты на содержание в штате внутреннего аудитора.

Внутренний аудит компании является способным выявлять недочеты и оценивать общую эффективность деятельности компании. Функции и виды внутреннего аудита могут различаться в зависимости от масштаба компании, ее вида деятельности, однако все они направлены на одно — снижение рисков деятельности и увеличение эффективности конкретной организации.

Многие компании не посвящают много времени проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита, ограничиваясь только проведением обязательного аудита, инвентаризации или проверкой исполнения бюджетов. Однако непроведение внутреннего аудита может привести к наличию неконтролируемой задолженности, судебным спорам с контрагентами и налоговыми органами, даже ликвидации компании.

На сегодняшний день в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) появились положения, касающиеся проведения внутреннего контроля или внутреннего аудита, которое стало обязательным.

Внутренний аудит или внутренний контроль?

Часто организации ставят знак равенства между понятиями внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако нельзя говорить, что это одно и то же.

В Федеральном законе № 402-ФЗ функции внутреннего контроля закреплены в ст. 19 «Внутренний контроль» : экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

По общему правилу все компании обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая подлежит обязательному аудиту, должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением, однако это правило не относится к малым предприятиям, для которых проведение аудита не обязательно (они могут организовать внутренний контроль самостоятельно).

В настоящее время законодательно закреплена необходимость проведения внутреннего контроля, а внутреннего аудита - нет.

Внутренний аудит может проводиться:

  • сторонней организацией в виде добровольного аудита или налогового консалтинга;
  • самой организацией в виде проверки своих собственных структурных подразделений.

Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации, желающей проверить достоверность своей бухгалтерской отчетности. Обосновать расходы на проведение такого аудита сложнее, однако тут на выручку налогоплательщикам пришел Минфин России. Финансовое ведомство считает, что нормы подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат ограничений в отношении учета для целей налогообложения прибыли затрат на проведение добровольного аудита. Затраты на любой аудит, проведенный в соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ), могут быть учтены компаниями в составе расходов (письма Минфина России от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282 «О расходах на добровольный аудит», 26.01.2006 № 03-03-04/2/17).

Внутренний контроль проводится собственными силами компании. Контроль - это объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. Поэтому именно компания самостоятельно проводит контрольные мероприятия, которые позволяют:

  • избежать или уменьшить количество ошибок;
  • избежать споров с проверяющими органами;
  • снизить вероятность несоответствия плановых показателей фактическим;
  • предпринять меры по контролю за дебиторской и кредиторской задолженностью и т. д.

При этом следует различать внутренний и внешний аудит. Особенности внутреннего и внешнего аудита представлены в табл. 1.

Таблица 1. Особенности внутреннего и внешнего аудита

Фактор

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребности управления (как подразделения предприятия, так и предприятия в целом)

Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой

Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом, система учета и отчетности предприятия

Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов

Определяются законодательными или судебными инстанциями

Средства

Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительная деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Начисляется по штатному расписанию

Оплата предоставляемых услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами

Могут быть сходными при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля (информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”»). Также отсутствуют ограничения в проведении аудита, поэтому компания может совместить данные мероприятия и проводить только внутренний контроль либо мероприятия внутреннего контроля и аудита.

Алгоритм проведения контрольных мероприятий

Для целей проведения контрольных мероприятий компания может установить собственный порядок проведения внутреннего контроля. Рассмотрим некоторые рекомендации по его организации:

1. Порядок проведения внутреннего контроля необходимо закрепить в локальном акте или учетной политике для целей бухгалтерского учета.

2. Поскольку компании до введения норм о проведении внутреннего контроля должны были осуществлять инвентаризацию, которая фактически является частью внутреннего контроля, то целесообразно приурочить мероприятия внутреннего контроля к проведению инвентаризации. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен срок обязательной инвентаризации. Однако согласно Приказу Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сроки инвентаризации должны быть определены в приказе руководителя организации о формировании инвентаризационной комиссии. Таким образом, сроки инвентаризации и внутреннего контроля необходимо указать в приказе о проведении соответствующих мероприятий.

3. Сроки проведения внутреннего контроля, ответственных лиц следует установить в приказе руководителя. Целесообразно создать комиссию, ответственную за проведение внутреннего контроля, которая будет непосредственно осуществлять проверку хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета.

4. Если компания ранее не проводила мероприятия внутреннего контроля, то целесообразно применить уже разработанные методики, которые применяются, например, аудиторами.

Так, при проведении внутреннего контроля возможно воспользоваться рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г. (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

5. Оформить результаты внутреннего контроля компания может по-разному, и путем оформления акта и ведомости учета результатов, которые были выявлены по результатам внутреннего контроля.

6. Следует помнить, что нет ни одной компании, которая бы ни делала ошибок при оформлении хозяйственных операций. Это могут быть как несущественные ошибки, так и серьезные ошибки, влияющие на уплату налогов и сборов. Поэтому очень важно назначить лиц, которые будут ответственны не только за выявление таких ошибок, но и за их исправление.

Безусловно, проведение мероприятий внутреннего контроля потребует разработки специальных документов. Но существует ориентировочный перечень документов, которые целесообразно разработать для проведения внутреннего контроля:

  • приказ о создании комиссии;
  • приказ о проведении контроля (с указанием сроков и необходимых мероприятий;
  • необходимые положения в учетной политике компании в отношении проведения внутреннего контроля или отдельное положение в отношении внутреннего контроля;
  • форму акта внутреннего контроля;
  • приказ о проведении корректировочных мероприятий по результатам внутреннего контроля.

По общему правилу чем чаще проводятся мероприятия внутреннего контроля, тем меньше ошибок будет допущено. Компании могут самостоятельно выбирать последовательность проведения внутреннего аудита, вместе с тем приведем практический пример осуществления мероприятий внутреннего контроля.

Виды мероприятий внутреннего аудита

На первом этапе внутреннего аудита необходимо провести проверку учредительных документов:

  • соответствие уставных документов требованиям законодательства;
  • наличие зарегистрированных обособленных подразделений, соответствие юридического адреса фактическому;
  • наличие локальных актов.

Также в рамках проверки учредительных документов целесообразно проверить :

  • протоколы собрания учредителей;
  • документы, подтверждающие внесение долей учредителями в уставный капитал;
  • реестр акционеров, выписок из реестра акционеров.

Создание фондов предприятия должно осуществляться в соответствии с Уставом предприятия и учетной политикой. Эти документы не должны противоречить друг другу. При этом на различных предприятиях могут создаваться различные фонды. В обществах с ограниченной ответственностью могут учитываться :

  • резервный фонд;
  • иные фонды, создаваемые в порядке и размерах, установленных уставом общества (ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

При проверке лицензий следует установить сроки их действия на отдельные виды деятельности и проверить, не осуществлялись ли такие виды деятельности после окончания срока действия лицензии.

В целях проведения проверки документов, подтверждающих полномочия, следует провести следующие процедуры :

  • проверить наличие контракта с руководителем предприятия и соответствие содержания контракта действующему законодательству;
  • проверить доверенности лиц, имеющих право подписи на предприятии;
  • проверить подотчетность лиц в соответствии со структурой предприятия;
  • проверить наличие факта аттестации руководителя предприятия;
  • проверить наличие утвержденных должностных инструкций с целью установления распределения обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
  • установить, имеются ли разработанные Положения о структурных подразделениях, связанных с учетом и ведением отчетности. Четкое разграничение полномочий позволит минимизировать ошибки и риски, связанные с проверками внешними аудиторами и налоговой инспекцией.

При анализе общих документов следует также провести проверку по :

  • приказам о создании внутренних комиссий (например, приказ о создании инвентаризационной комиссии);
  • итоговым документам (актам) по результатам проверок, проведенных различными контролирующими органами в отчетном периоде;
  • приказам о замещении должностей, проведении инвентаризаций и результатам проведенных инвентаризаций;
  • анализу справок о постановке на учет в налоговом органе, регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;
  • приказам, которые определяют перечень лиц, имеющих право подписывать финансовые документы, материалы ревизионных комиссий, внутреннего аудита, договоры о материальной ответственности;
  • приказам о назначении руководителя организации, финансового директора и главного бухгалтера;
  • анализу перечня открытых расчетных и валютных счетов, а также копий уведомлений в налоговую инспекцию об открытии счетов;
  • наличию графика документооборота;
  • анализу порядка хранения документов, отражающих хозяйственные операции. При проведении данного анализа необходимо обратить внимание, что документы в соответствии с НК РФ должны храниться четыре года, а по бухучету - пять лет.

Учетная политика должна приниматься приказом. При этом целесообразно разделять учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

В рамках мероприятий по проверке учетной политики целесообразно проверить, закреплено ли в учетной политике для целей налогообложения следующее :

1) формы регистров и порядок отражения в них данных учета (ст. 313, 314 НК РФ);

2) дата получения дохода по налогу на прибыль;

3) установлен ли перечень доходов, относимых к доходам, связанным с производством и реализацией, и внереализационных доходов в соответствии с уставной деятельностью;

4) установлен ли метод оценки покупных товаров (п. 1 ст. 268 НК РФ);

5) утверждена ли методика оценки остатков готовой продукции, товаров отгруженных и указаны ли при этом характер производства, измерители исходного сырья, измерители объема заказов на выполнение работ, оказание услуг, порядок расчета (ст. 319 НК РФ);

6) отражен ли порядок начисления амортизации;

7) принято ли решение о создании резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ); если создается, то должны быть определены период создания резерва, порядок использования суммы неизрасходованного резерва;

8) порядок гарантийного ремонта и обслуживания основных средств, отражения расходов на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ);

9) решение о создании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);

10) порядок оценки остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ);

11) вариант исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль (пп. 2, 3 ст. 286 НК РФ);

12) метод оценки сырья и материалов, товаров при их списании в производство и реализацию (п. 8 ст. 254 НК РФ);

13) определение прямых и косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), в том числе перечня материалов, являющихся необходимым компонентом в производстве товаров, работ, услуг; перечня должностей работников, участвующих в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; перечня основных средств, используемых при производстве товаров, работ, услуг;

14) определение методов списания на расходы стоимости ценных бумаг при их выбытии (ст. 280 НК РФ);

15) определение порядка учета нематериальных активов.

При проведении проверки необходимо проверить следующее:

  • активы и обязательства существовали на дату окончания отчетного периода (наличие);
  • активы и обязательства на дату окончания отчетного периода (права и обязательства);
  • хозяйственные операции и (или) события в течение отчетного периода (существование);
  • отсутствующие активы, обязательства, операции, события или нераскрытые статьи, не внесенные в учетные записи в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
  • активы и обязательства учтены по соответствующей балансовой стоимости;
  • суммы хозяйственных операций и (или) события учтены надлежащим образом, а доходы и расходы отнесены к соответствующим периодам (точность);
  • статьи бухгалтерской отчетности раскрыты, классифицированы и описаны в соответствии с принятыми основами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (представление и раскрытие).

Также важно провести проверку первичных документов. Согласно ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ все первичные документы должны содержать обязательные реквизиты. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), которое (которые) совершил (совершили) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц.

При проверке основных средств проверяются следующие данные :

  • регистры бухгалтерского учета по счету 01 «Основные средства», счету 02 «Амортизация основных средств»;
  • акты приемки-передачи основных средств;
  • инвентарные карточки по объектам основных средств;
  • договоры купли-продажи основных средств;
  • данные аналитического и синтетического учета по счету 01 «Основные средства» и счету 02 «Амортизация основных средств».

При наличии в компании нематериальных активов следует также проверить правильность их отражения и регистрацию таких активов, а при проведении проверки денежных средств необходимо провести следующие контрольные мероприятия:

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета по расчетным счетам;
  • оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • проверка соблюдения Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, Положений ЦБ РФ;
  • сведения о действующих в проверяемом периоде расчетных счетах в рублях РФ;
  • выписки банка и приложенные к ним документы;
  • регистры бухгалтерского учета по счету 51 «Расчетный счет».

При анализе расчетов с контрагентами целесообразно провести проверку следующих данных :

  • регистры бухгалтерского учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • договоры на поставку продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • договоры с прочими дебиторами и кредиторами;
  • первичные документы, подтверждающие факт поставки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг поставщиками;
  • документы об оплате покупателями товаров и услуг.

В рамках проверки исполнения бюджетов и планов необходимо проверить следующее :

  • наличие разработанных планов и бюджетов;
  • уровень выполнения бюджетов и планов;
  • корректировки бюджетов и планов;
  • бизнес-планирование, направленное на развитие компании.

Кроме того, нужно уделить внимание и кадровому аудиту :

1) наличие трудовых договоров, штатного расписания, приказов о приеме на работу, об увольнении;

2) проведение аттестации рабочих мест;

3) наличие графиков отпусков;

4) соблюдение трудового законодательства.

Конечно, это не полный перечень информации, которая должна проверяться при проведении внутреннего аудита. В целом целесообразно установить все виды мероприятий внутреннего контроля и сроки их проведения в локальном акте, регулирующем порядок проведения внутреннего аудита.

Некоторые виды ошибок, которые могут быть выявлены в результате внутреннего аудита

Причиной невыполнения поставленных в организации планов часто бывает ненадлежащая кассовая дисциплина или отсутствие учета дебиторской и кредиторской задолженности.

Пример 1

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 2).

Таблица 2. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

работники организаций

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Иванов Павел Олегович

Итого

605 002,19

605 114,87

С 01.01.2012 порядок выдачи наличных денежных средств под отчет регламентируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 № 373-П.

В срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетное лицо обязано предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Однако часто руководство берет деньги под отчет и забывает отчитываться по израсходованным суммам.

То же самое происходит и в части отслеживания исполнения договоров с контрагентами. Например, часто у компаний может наблюдаться дебиторская или кредиторская задолженность.

Для того чтобы выявить задолженность, необходимо проверить счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так, частой ошибкой является дебиторская задолженность, сформированная в результате перечисления аванса. При этом работы могут быть не выполнены, а товары не поставлены.

Приведем простой пример.

Пример 2

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 3).

Таблица 3. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

расчеты по авансам выданным

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

ОАО «Мангуст» - договор б/н на поставку товара

Итого

2 000 000,00

2 000 000,00

В этом случае существуют значительные риски непризнания задолженности для целей налогообложения. Такую задолженность нельзя включить в расход при отсутствии договора. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15) по делу № А03-16023/2006-21 (Определением ВАС РФ от 26.11.2007 № 14588/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что отнести списанную дебиторскую задолженность на внереализационные расходы нельзя, поскольку платежные документы при отсутствии соответствующих договоров не являются основанием для признания такого долга расходом.

Компания должна предпринять меры для возврата аванса либо для понуждения контрагента поставить товар. При этом компания может сформировать резерв по сомнительным долгам в той части дебиторской задолженности, которая превышает сумму ее кредиторской задолженности перед тем же контрагентом (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528).

Еще одной ошибкой является отсутствие актов сверки взаиморасчетов .

Акт сверки с данным контрагентом для проверки не предоставлен. Вместе с тем акт сверки расчетов (акт сверки взаиморасчетов) является документом, который подтверждает долговые обязательства. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. В силу того что проведение сверки расчетов не является сделкой, акт сверки сам по себе не является основанием для взыскания задолженности с должника (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2008 № Ф08-5395/2008, ФАС Центрального округа от 01.07.2003 № А36-268/8-02). Вместе с тем подписание акта сверки может иметь определенные юридические последствия (например, может свидетельствовать о признании должником долга).

Распространенной ошибкой является наличие расходов на формирование нематериального актива, который в дальнейшем никак не отражается в учете. Например, компания заказывает сайт у сторонней организации, но в дальнейшем никак не отражает работу этого сайта, хотя фактически сайт работает и приносит прибыль, то есть расходы оправданы.

Пример 3

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 4).

Таблица 4. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

расчеты с контрагентами

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

расчеты по авансам выданным

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

ООО «Разработка сайтов», прочие услуги - создание веб-сайта

Нередко компании приобретают объекты недвижимости, находящиеся на территории РФ, у нерезидентов РФ - иностранных организаций, состоящих на налоговом учете в России в связи с наличием недвижимого имущества, и перечисляют им НДС в составе платы. А делать этого не стоит. Статьей 161 НК РФ установлено, что при приобретении на территории РФ товаров, работ и услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах России в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами.

Вместе с тем обязанность налогового агента возникает лишь в отношении иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Часто компании по договорам, цена которых выражена в иностранной валюте либо в условных денежных единицах (у. е.), но подлежит оплате в рублях, с возникающих на конец отчетного периода в бухгалтерском учете курсовых разниц начисляют НДС. Но это не совсем верно. В случае заключения такого договора в бухгалтерском учете будут возникать курсовые разницы, а в целях налогообложения они будут признаваться суммовыми. Порядок исчисления НДС при возникновении курсовых либо суммовых разниц в НК РФ не установлен.

Могут возникнуть и ошибки, связанные с расчетами с работниками. Например, в расходы может быть ошибочно включена сумма премии, выплаченной к празднику, допустим, к 8 Марта. Вместе с тем п. 2 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Из этой нормы Минфин России делает вывод, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобных выплат не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как они не связаны с производственными результатами работников (письма от 22.02.2011 № 03-03-06/4/12, 21.07.2010 № 03-03-06/1/474).

Это далеко не полный перечень ошибок, которые могут быть выявлены в результате проведения внутреннего аудита. Но именно при его проведении можно своевременно обнаружить и выявить проблемы, возникающие в компании, оперативно их устранить, а следовательно, добиться максимального экономического эффекта от деятельности компании.

Заключение

Внутренний аудит не является обязательным для компаний, хотя недавно в Федеральный закон № 402-ФЗ внесли изменения в отношении проведения мероприятий внутреннего контроля. Однако компания, которая не проводит ни мероприятия контроля, ни аудита, должна осознавать значительные риски, которые могут возникнуть. По статистике, компании, которые больше внимания уделяют внутреннему аудиту, добиваются больших успехов в выполнении планов и бюджетов.

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Внутренний аудит является одним из видов внутрихозяйственного контроля субъектов предпринимательской деятельности. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность предприятия направлена??на проверку ку и оценку его деятельности в интересах руководства.

Целью внутреннего аудита является защита интересов собственников по сохранению и эффективному использованию ресурсов предприятия, а также получение достоверной и полной информации для принятия обоснованных х управленческих реше.

Особый спрос на внутренний аудит возник в последнее десятилетие. Сегодня внутренние аудиторы предоставляют свои услуги как государственным, так и частным предприятиям. Необходимость внутреннего аудита обусловлена а рядом факторов. Рост объемов деятельности предприятий образует проблему обмена информацией в многоуровневом аппарате управления, таким образом усложняется контроль различных звеньев управления со стороны ц ентрального руководства, что увеличивает риск ошибок и способствует злоупотреблениям со стороны персонала. Наличие внутреннего аудита актуален для владельцев, которые непосредственно не занимаются управлением пред ства, а передали эти функции менеджерам. Поэтому, несмотря на профессионализм менеджмент а, актуальным становится вопрос контроля за деятельностью предприятия, одним из главных инструментов которого может быть внутр ишний аудиаудит.

Введение внутреннего аудита особенно целесообразно на крупных и средних предприятиях, обладающих хотя бы один из признаков:

Наличие филиалов или обособленных подразделений;

Наличие различных видов деятельности;

Возможность кооперирования;

Желание высшего руководства иметь объективную и непредвзятую информацию о деятельности предприятия

Субъектами внутреннего аудита работники отделов внутреннего аудита, внутренние аудиторские службы, которые отчитываются только перед руководством предприятия

Объекты внутреннего аудита определяются его целями и задачами. Основными объектами внутреннего аудита являются:

Состояние ведения бухгалтерского учета на предприятии;

Финансовая отчетность и ее достоверность;

Состояние активов предприятия и источников их образования;

Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;

Обеспеченность собственными средствами;

Платежеспособность и финансовая устойчивость;

Система управления предприятием;

Работа экономических и технических служб;

Уплата налогов предприятием;

Достоверность проектно-сметной документации;

Хозяйственные процессы;

Предметом внутреннего аудита совокупность информации, что является существенным при принятии управленческих решений

Отметим, что внутренний аудит, ни в коем случае не следует воспринимать как альтернативу внешнему. Отличие состоит не только в том, что внешний аудит проводится независимыми аудиторами или аудиторскими ими фирмами, а внутренний - работниками отделов внутреннего аудита проверяемого предприятияя.

Признаки

Внутренний аудит

Внешний аудит

Масштаб проверки

Определяется системой управления

Определяется видом аудита и нормативными документами, регулирующими его проведение

Объект аудита

Определяется руководством основном-это активы и пассивы предприятия

Определяется статусом предприятия Доминирует аудит финансовой отчетности и бухгалтерского баланса В некоторых странах развивается аудит хозяйственной деятельности

Квалификация

Определяется с точки зрения руководящих структур Имеет меньшую степень независимости и ниже профессиональный уровень внутреннего аудитора

Определяется законодательство м Имеет высокую степень независимости и высокий профессиональный уровень аудитора

Методы, используемые

Общие методы, которые различает объем и точность проверок

Определяется руководством

Следует с законодательством, а также решение суда, внешних потребностей

Отчетность

Отчетность перед руководством

Отчетность перед заказчиком

Рис 31. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Если сравнить внутренний и внешний аудит, то окажется, что отличаются они не только субъектами (рис 31). Так внешний аудит является независимым, в то время как внутренний - подконтрольный владельцу предприни приятия. А потому и пользователи информации будут различными. Если собственников предприятия и управленцев устраивает информация предоставлена??службой внутреннего аудита, внешние пользователи (инвесторы, кредиторы государственные органы и т.д.) имеют доверие к отчетности предприятия удостоверенной заключением внешнего, т.е. независимого аудиторитора.

Кроме того, внешний аудит, в отличие от внутреннего, является строго регламентированным, основанный на нормах международных стандартов аудита и действующего законодательства Украины. Что касается внутреннего аудита в, рекомендации по его проведению изложены в стандартах профессиональной практики внутреннего аудита, разработанные. Институтом внутренних аудиторов на основе. Международных стандартов аудита. А также на предприятии должно быть утверждено. Положение о службе (отделе) внутреннего аудита, которое и определяет задачи, функции права и обязанности и ответственность данного структурного подразделениялу.

Внешний аудит проводится периодически, как правило раз в год, внутренний же осуществляется непрерывно. Учитывая это, внутренний аудит использует методы предварительного, текущего и последующего контроля лю, тогда как внешний - исключительно последующий контроль. Также внутренний и внешний аудит отличается по функциям, степенью открытости информации, объемам и объектами проверки, ответственностью тощщо.

Понятно, что внутренний аудит не может заменить внешний, но выполняет отдельные процедуры, которые могут быть использованы для нужд внешнего аудита. Вот почему эти два вида аудита должны функционировать пар параллельных, выполняя свои функции и этим дополняя друг другао.

Учитывая указанное выше, внутренний аудит должен соответствовать следующим характеристикам:

1) беспристрастность , то есть все выводы и оценки аудитор должен делать объективно;

2) независимость предполагает, что служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству предприятия;

3) совершенствование деятельности предприятия, т.е. надо четко понимать, что целью деятельности службы внутреннего аудита является не выявление ошибок и нарушений и последующее наказание виновных, а, прежде всего, в ст тановленном рисков и слабых мест в деятельности предприятия и предоставление рекомендаций по повышению эффективности функционирования данного предприятия

4) предоставление гарантий является важным для владельцев предприятий и может быть обеспечен лишь в результате качественной работы службы внутреннего аудита;

5) консультативный характер предусматривает возможность управленческого персонала получить квалифицированную помощь в решении тех или иных проблем, связанных с деятельностью предприятия

Итак, требования к профессиональному уровню внутренних аудиторов растут. И хотя на сегодня в нашей стране оказание услуг внутреннего аудитора не требует от него специального удостоверения уровня его квалиф фикации,. Институтом внутренних аудиторов (С1А), который сотрудничает с аудиторами в и 60 странах, осуществляется обучение и сертификация внутренних аудиторов. Осуществление сертификации внутренних аудиторов на мировом уровне является подтверждением популярности профессии внутреннего аудитора и признание ее необходимости и важности в современных условиеах.

Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческой, технологической или финансовой сделки, в процессе ее прохождения и после завершения. Он дает экспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам.

Внутренний аудит является системным и строго документированным, непрерывным, универсальным (сплошным) мерой. Внутренние аудиторы работают в государственном и частном секторе, они отчитываются перед высшим керивницт твом предприятия, предоставляют результаты анализа, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемого предприятияя.

Внутренний аудит предусматривает предварительный контроль на стадии рассмотрения первичных документов, при визирования договоров, приказов, смет и т.д., то есть может выступать как профилактическая мера

Текущий контроль осуществляется во время регистрации хозяйственных операций и инвентаризации

Последующий контроль проводится на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации

Основными задачами системы внутреннего аудита являются:

Содействие осуществлению деятельности предприятия упорядоченно и эффективно;

Обеспечение соблюдения политики руководства;

Обеспечение сохранности имущества;

Достижение качественного документирования операций

Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Он проводится внутри самой организации по требованию и по инициативе руководства


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты