30.04.2020

Учетная политика: планируемые новшества федеральных стандартов бухгалтерского учета. Активизация применения мсфо при выработке учетной политики Стандарты по учетной политике


При этом федеральные стандарты устанавливают как общие требования к бухгалтерскому учету (которые должны применять все экономические субъекты независимо от вида экономической деятельности), так и специальные требования к учету в отдельных отраслях (ч. 3 и 4 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ ). К общим требованиям относятся, в частности:

  • определения и признаки объектов учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания в учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике (в том числе к определению условий ее изменения), инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту;
  • план счетов и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим законом.
В свою очередь, особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливаются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21 Закона № 402‑ФЗ ).

На момент введения в действие Закона № 402‑ФЗ (напомним, он применяется с 1 января 2013 года) не было утверждено ни одного федерального стандарта. Более того, и за прошедшие (с 2013-го) годы не были утверждены эти стандарты. У Минфина есть только планы по их утверждению, причем срок их ввода часто переносится.

Очередной перенос сроков введения новых федеральных стандартов был осуществлен недавним Приказом Минфина России от 07.06.2017 № 85н . В нем приведен предполагаемый график введения в действие федеральных стандартов (см. таблицу).

Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1 «Запасы» 2019
2 «Нематериальные активы» 2019
3 «Аренда» 2020
4 «Основные средства» 2020
5 «Незавершенные капитальные вложения» 2020
6 «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)» 2020
7 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» 2020
8 «Бухгалтерская отчетность» 2020
9 «Некоммерческая деятельность» 2020
10 «Доходы» 2020
11 «Расходы» 2020
12 «Финансовые инструменты» 2021
13 «Добыча полезных ископаемых» 2021
14 «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность» 2021

Как видим, первый федеральный стандарт финансисты планируют ввести в действие только с 2019 года. Значит, при ведении бухгалтерского учета экономическим субъектам, как и прежде, следует руководствоваться правилами, утвержденными ПБУ, вступившими в силу до 1 января 2013 года.

Более того, Федеральным законом от 18.07.2017 № 160‑ФЗ (далее - Закон № 160‑ФЗ ) эти стандарты признаны федеральными. Соответствующие поправки были внесены в ст. 30 Закона № 402‑ФЗ , в которой с 19 июля 2017 года появилась новая ч. 1.1 , где говорится об этом. В данной части содержится еще и важная оговорка о том, что в отношении таких стандартов не применяется правило о приоритете федеральных стандартов над отраслевыми.

Добавим: обозначенные поправки внесены в Закон № 402‑ФЗ весьма своевременно, поскольку сразу после подписания Президентом РФ Закона № 160‑ФЗ Минюстом был зарегистрирован Приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н , внесший ряд существенных поправок в (которые экономическим субъектам нужно будет учесть при составлении учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета на 2018 год). В частности, названный стандарт дополнен новыми положениями, определяющими базовые принципы формирования главного бухгалтерского документа любого экономического субъекта.

Суть их такова:

1. Организациям предоставлено право выбора способов ведения бухгалтерского учета автономно от других юридических лиц. Исключение сделано для дочерних компаний: они должны использовать те же способы, что и материнская компания.

2. Если компания составляет отчетность по МСФО, то она при формировании учетной политики вправе руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета, исходя из требований МСФО. Однако если способ учета, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.

3. Субъекты, имеющие право применять упрощенные способы бухгалтерского учета, при отсутствии в федеральных стандартах предложений по ведению учета по конкретному вопросу могут формировать учетную политику исходя только из принципа рациональности.

4. В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 приведет к получению недостоверной информации о финансовом положении субъекта, ему разрешено отступать от правил при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать это ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей недостоверности учета. Организация обязана раскрыть выбранные альтернативные способы учета (в учетной политике и пояснениях к бухгалтерской отчетности).

Минфином подготовлен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт). Несмотря на то, что данный документ находится в стадии проекта, планируется, что он будет применяться с 1 января 2018 года.

В Стандарте установлены требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Формирование и утверждение учетной политики

В настоящее время общие требования к формированию учетной политики учреждений определены в Законе о бухгалтерском учете и Инструкции № 157н. В Стандарте также содержатся аналогичные положения, при этом они дополнены новыми нормами.

В частности, как и сейчас, государственные (муниципальные) учреждения будут составлять учетную политику самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь при этом законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами, иными нормативными правовыми актами органов, регулирующих . При этом согласно Стандарту учреждения могут также руководствоваться учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

В Стандарте конкретизировано, что формируется главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем учреждения.

Если ведение бухгалтерского учета в учреждении осуществляется централизованной бухгалтерией, учредитель вправе определить применяемую в учреждении учетную политику.

Обратите внимание: согласно Стандарту основные положения учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте учреждения.

Учетная политика учреждения должна содержать:

    порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, а также методы их оценки и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности;

    рабочий , содержащий счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

    формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров и иных документов бухгалтерского учета. Утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством РФ;

    правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;

    технологию обработки учетной информации;

    порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;

    иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Изменение учетной политики

В Стандарте указаны случаи, когда в учетную политику вносятся изменения. К ним относятся случаи:

1) изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов и нормативно-правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;

2) разработки или выбора способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской отчетности достоверную и более уместную информацию;

3) существенных изменений условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и выполняемых функций.

Как правило, изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. В случае внесения изменений в течение отчетного года необходимо согласование с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Обратите внимание: не считаются изменением учетной политики:

    применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от операций, имевших место ранее;

    утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Последствия изменений учетной политики

В Стандарте достаточно подробно описан порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики (далее – последствия изменения УП). Эти положения являются новшеством для государственных (муниципальных) учреждений, поскольку в действующих нормативных правовых актах таких норм не установлено.

Согласно Стандарту последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Данная оценка производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Порядок отражения последствий изменения УП будет зависеть от случая, в результате которого возникла необходимость внесения таких изменений. Для наглядности приведем данный порядок в виде схемы:

Для справки.

Ретроспективное применение измененной учетной политики – это применение изменений к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей за предшествующий год (годы).

В случае применения ретроспективного применения измененной учетной политики корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также показатели связанных статей бухгалтерской отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное практически невозможно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

При этом бухгалтерская отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.

Обратите внимание: ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения:

1) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

2) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской отчетности за предшествующий год.

В указанных случаях учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Раскрытие информации в отчетности

Информация об учетной политике учреждения подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Состав и содержание такой информации устанавливаются соответствующими федеральными и отраслевыми стандартами.

В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

    обоснование изменений;

    порядок отражения последствий изменения УП в бухгалтерской отчетности, включая указания на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дату, с которой осуществляется применение измененной учетной политики.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики указываются:

    суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из предшествующих годов, в отношении которых раскрываются сравнительные показатели;

    суммы корректировок, относящиеся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.

Изменение оценочных значений

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и отражаемого в бухгалтерской отчетности. К оценочным значениям относятся:

Согласно Стандарту изменением оценочного значения признается корректировка значения показателя, отражаемого в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности, обусловленная изменением фактов и обстоятельств, на основе информации о которых был выполнен его расчет.

Обратите внимание: изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Однако изменение метода определения (расчета) оценочного значения признается изменением учетной политики.

Таким образом, если изменение какого-либо показателя, используемого для ведения бухгалтерского учета или отражаемого в отчетности, не является следствием изменения учетной политики, то названное изменение признается изменением оценочного значения.

Порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных значений и их изменений устанавливается соответствующими федеральными или отраслевыми стандартами и иными нормативными правовыми актами Минфина.

Порядок отражения в бухгалтерской отчетности.

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской отчетности перспективно, а именно:

    в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности только данного отчетного периода;

    в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

Раскрытие информации в отчетности.

В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация об изменении оценочного значения:

    описание изменения оценочного значения, повлиявшего на бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетный период;

    описание изменения оценочного значения, которое повлияет на бухгалтерскую (финансовую) отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на бухгалтерскую (финансовую) отчетность за будущие периоды практически невозможно. Факт и причины невозможности данной оценки также подлежат раскрытию.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В Стандарте разъясняется, что признается ошибкой в бухгалтерской отчетности, приводится порядок ее исправления в зависимости от периода, когда ошибка была обнаружена, а также порядок раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Ошибкой в бухгалтерской отчетности считаются пропуск и (или) искажение, возникшие при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской отчетности в результате неправильного использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (далее – ошибка отчетного периода).

Для справки: датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата подписания в установленном порядке полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Предельная дата представления бухгалтерской отчетности – последний рабочий день установленного срока направления ее органу, уполномоченному принимать бухгалтерскую отчетность и (или) формировать консолидированную бухгалтерскую отчетность (далее – уполномоченный орган).

Датой принятия бухгалтерской отчетности уполномоченным органом является дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки.

Датой утверждения бухгалтерской отчетности считается дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения бухгалтерской отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

Порядок исправления ошибки.

Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью. Приведем в таблице порядок исправления ошибок в зависимости от периода их обнаружения.

Период обнаружения ошибки

Порядок исправления

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской отчетности, но до предельной даты ее представления

1. Отражаются записи по счетам бухгалтерского учета на дату, определяемую по решению органа (должностного лица), ответственного за осуществление внутреннего контроля.

2. Вносятся исправления в бухгалтерскую отчетность, исправленная отчетность подписывается в установленном порядке

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе камеральной проверки бухгалтерской отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом

– путем выполнения записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода;
– путем исправления бухгалтерской отчетности и подписания в установленном порядке исправленной бухгалтерской отчетности.

Исправленная бухгалтерская отчетность повторно направляется уполномоченному органу, а также иным пользователям, которым была представлена первоначальная отчетность. В пояснениях к исправленной отчетности приводится информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, о причинах внесения исправлений и их содержании

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской отчетности, но до даты ее утверждения

Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения квартальной бухгалтерской отчетности

Исправляется по решению уполномоченного органа исходя из существенности выявленной ошибки:

– путем отражения записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором обнаружена ошибка;
– путем раскрытия в пояснениях к бухгалтерской отчетности периода, в котором обнаружена ошибка, описания ошибки и суммы выполненной корректировки

Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности (далее – ошибка предшествующего года)

Исправляется по решению уполномоченного органа исходя из существенности выявленной ошибки:

– путем выполнения записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором обнаружена ошибка;
– путем ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности. Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в бухгалтерской отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это практически невозможно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано»

В случае ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности утвержденная отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого раскрываются сравнительные показатели.

В случае, когда практически невозможно однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому их можно отнести, либо на начало отчетного года.

Порядок раскрытия информации в отчетности в отношении ошибок предшествующих годов.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности за отчетный год раскрывается следующая информация:

    описание ошибки;

    сумма корректировки по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно;

    общая сумма корректировки на начало самого раннего из предшествующих годов, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

    описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за один или несколько предшествующих годов не является практически возможной, а также описание способа отражения исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления.

Обобщим все вышесказанное. В Стандарте содержатся общие требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики. Подробно описан порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики. Также в этом документе установлены правила отражения изменений оценочных значений и исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности.

С вступлением в силу данного стандарта основные положения учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте учреждения.

Планируется, что Стандарт будет применяться при составлении бухгалтерской отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2018 года. Более раннее применение допускается по согласованию с Минфином.

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» - один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2018 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны , в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 ).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

6 673 просмотра

С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации в 2019 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2019 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2019 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2019 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2019 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты