19.12.2019

Налоговая служба определение. Тайное станет явным


Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Давние планы

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на .

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации , чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Публиковать часть данных, которые раньше считались налоговой тайной.

Что такое налоговая тайна?

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса к налоговой тайне относятся любые данные о налогоплательщике, кроме сведений:

Которые являются общедоступными. Налогоплательщик может согласиться сделать общедоступными все или часть данных;

О налоговых правонарушениях компаний, суммах недоимки и задолженностях по пеням и штрафам;

Которые налогоплательщик предоставляет властям других государств в рамках международных соглашений;

О доходах и имуществе кандидата и его супруга, которые предоставляют в избирательные комиссии;

О государственных и муниципальных платежах;

О специальных налоговых режимах, применяемых организацией, и участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

О среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения сведений;

О сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов;

О суммах расходов и доходов по бухгалтерской отчетности;

О постановке на учет в налоговых органах иностранных компаний;

О постановке на учет в налоговых органах физических лиц.

Некоторые из этих данных перестали быть налоговой тайной еще в мае 2016 года.

Чьи данные опубликует ФНС?

ФНС опубликует данные хозяйственных товариществ и обществ, то есть коммерческих организаций.

Исключением станут стратегические предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса. Также ФНС не будет публиковать данные крупнейших налогоплательщиков. К ним компанию могут отнести, если ее годовой доход составил от 35 млрд рублей.

То есть в основном нововведения коснутся представителей малого и среднего бизнеса.

Какие сведения начнет публиковать ФНС?

О среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году публикации сведений;

О специальных налоговых режимах , применяемых организацией;

Об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков (когда организации объединяются для уплаты налога на прибыль с учетом финансового результата деятельности всех членов группы — прим. ТАСС).

Первоначально ФНС планировала начать размещать данные компаний летом 2017 года. Но потом срок перенесли сначала на 1 июля 2018 года, а затем окончательно на 1 августа 2018 года.

Первый набор новых сотрудников в 2017 году начнется в январе.

В первом полугодии будет открыто 5 тыс. вакансий, пояснили «Газете.Ru» в ФНС. С 1 июля будут открыты вакансии на остальные 6,85 тыс. ставок. На оплату дополнительного фонда оплаты труда в федеральном бюджете на 2017 год ФНС уже выделены дополнительные 2,8 млрд руб.

Из бюджетных документов следует, что новые сотрудники потребовались для разработки новых автоматизированных систем. Речь идет о создании объекта учета автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), создании объекта учета автоматизированной информационной системы «Маркировка» (АИС «Маркировка») и создании объекта учета Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»). Но прежде всего новые налоговики требуются для администрирования страховых взносов, которыми до 1 января 2017 года занимался Пенсионный фонд.

Такое техзадание по подбору кадров говорит, что ФНС в большом количестве требуются хорошо подготовленные IT-специалисты. Даже в случае с администрированием страховых взносов в техзадании указывается, что таковое будет проводиться «в рамках работы по развитию АИС «Налог-3».

Еще в ноябре ФНС запрашивала у правительства большее число вакансий. Речь тогда шла о 12 192 новых ставках, сообщается в материалах к федеральному бюджету.

В Счетной палате «Газете.Ru» сообщили, что данные о необходимости новых штатных единиц «были предоставлены ФНС по запросу в рамках подготовки заключения на проект федерального бюджета на 2017-2019 годы». В Счетной палате не проводили анализа соответствия запроса ФНС на новых сотрудников стоящим перед службой новым полномочиям.

С 2016 года данные о штатной численности госорганов и их территориальных управлений засекречены. В прошлом году эти параметры определены постановлением правительства №1353. Все пункты этого документа помечены исключительно «для служебного пользования». Поэтому о влиянии роста вакансий ФНС на число вакансий в госслужбе можно судить по отчетности .

При этом численность всех госслужащих в России, по оценке Минфина, составляет более 768 тыс. единиц. ФНС на этом рынке труда принадлежит 20,3%.

Функции по администрированию страховых взносов уже передавались — в 2010 году от ФНС в . Та передача привела к увеличению численности ПФР на 10 тыс. человек, рассказал «Газете.Ru» правительственный эксперт по административной реформе.

В ФНС «Газете.Ru» сообщили, что на конец 2016 года в ведомстве числятся 149,9 тыс. сотрудников. На разницу оценок с данными Минфином повлияла оптимизация, которая проводилась в 2015 году: тогда были сокращены 17 тыс. ставок. В 2016 году были сокращены еще 5 тыс. ставок.

В рекрутинговой компании HeadHunter оценили открывающиеся вакансии в ФНС как значительные. Если бы все заявки были размещены в этой рекрутинговой компании, служба вошла бы в топ-10 работодателей HeadHunter.

По словам представителя HeadHunter, в 2016 году в базе было создано или обновлено 11 678 резюме людей, претендующих на работу в IT-сфере, обладающих высшим образованием и навыками работы с базами данных. «Так что теоретически, наверное, реально набрать такое количество сотрудников», — сказал представитель компании.

Но, скорее всего, новые налоговики будут найдены не на свободном рынке. Ими могут оказаться бывшие сотрудники ПФР. Фонд сокращается после утраты функций администрирования страховых взносов. «Это не линейное условие», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь . По ее словам, «в следующем году мы будем сокращать 12 тыс. человек. И в связи с передачей функций, и в связи с плановым сокращением».

Марита Нагога сообщила, что «основная часть сокращений пройдет с 1 июля 2017 года». «С ФНС мы работаем, чтобы они у нас брали часть людей, и они хотят брать. Но пока еще непонятно, сколько», — подтвердил готовность зачислить сотрудников ПФР в налоговики глава ФНС в интервью «Газете.Ru».

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между и действующими от имени государства налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий и сборов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения (рис.4). Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными , общественными объединениями и иными организациями.

Рис. 4. Единая централизованная система налоговых органов

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Налоговые органы вправе:

  • Требовать от документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • Проводить ;
  • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о , если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
  • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в , расчетным путем на основе имеющейся информации;
  • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
  • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;
  • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:
  • действовать в строгом соответствии с и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как , превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих , и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Фронт народного спасения РФ ФНС фронт национального спасения Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ФНС функциональная нервная система Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… …

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления,… … Википедия

ФНС - Федеральная народная сила (партия; Аргентина) Фронт народного спасения (России) Фронт народного спасения (Россия) фронт национального спасения функциональная нервная система … Словарь сокращений русского языка

ФНС России - ФНС ФНС России Федеральная налоговая служба с 9 марта 2004 ранее: МНС России http://www.nalog.ru/​ … Словарь сокращений и аббревиатур

Межрайонная инспекция ФНС России № 45 по г. Москве - Межрайонная инспекция ФНС России № 45 по г. Москве является специализированным налоговым органом, в котором состоят на учете строительные организации Москвы. категория налогоплательщиков: строительные организации Сайт инспекции Код СОУН 7745… … Бухгалтерская энциклопедия

Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве - Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве является специализированным налоговым органом, в котором состоят на учете иностранные юридические и физические лица Москвы. категория налогоплательщиков: иностранные граждане и организации Сайт… … Бухгалтерская энциклопедия

Межрайонная инспекция ФНС России № 50 по г. Москве - является специализированным налоговым органом, в котором состоят на учете финансово кредитные, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг Москвы. категория налогоплательщиков: финансово кредитные, страховые организации… … Бухгалтерская энциклопедия

Инспекция ФНС России № 29 по г. Москве - обслуживает часть территории Западного административного округа Москвы. обслуживаемые МО: ЖЖЖ Сайт инспекции Код СОУН 7729 Реквизиты: ИНН 7729150007 / 772901001 Получатель: УФК по г. Москве (ИФНС № 29 по г. Москве); ИНН 7729150007,… … Бухгалтерская энциклопедия

Инспекция ФНС России № 10 по г. Москве - Инспекция ФНС России № 10 по г. Москве обслуживает часть территории Центрального административного округа Москвы. обслуживаемые МО: Тверской (частично), Пресненский (частично) Сайт инспекции Код СОУН 7710 Реквизиты: ИНН 7710047253 / 772601001… … Бухгалтерская энциклопедия

Инспекция ФНС России № 13 по г. Москве - обслуживает часть территории Северного административного округа Москвы. обслуживаемые МО: Аэропорт (частично), Войковский (частично), Западное Дегунино (частично), Сокол (частично), Коптево (частично), Дмитровский (частично) Сайт инспекции Код… … Бухгалтерская энциклопедия


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты