22.05.2022

Механизм регулирования валютных курсов. Государственное регулирование валютного курса Гос регулирование валютного курса


Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах

где R - валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2.800 руб., а в США - 100 USD, то цена 1 USD = 2.800) 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс USD к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса - импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

1.Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.

2.Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

3.Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если.

1.Увеличится денежная масса в данной стране.

2.Уменьшится денежная масса в другой стране.

3.Повысится ВВП в данной стране.

4.Понизится ВВП в другой стране.

5.Понизятся процентные ставки в данной стране.

6.Повысятся процентные ставки в другой стране.

7.Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.

8.Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.

9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

4. Платежный баланс.

Финансовое положение страны на международном рынке обычно оценивают по ее платежному балансу. Он является важным показателем, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, МЭО, установить ее платежеспособность. Состояние торгового и платежного баланса оказывает большое влияние на валютный курс.

Платежный баланс - это таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все валютные поступления, полученные данной страной от других государств, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течение определенного периода.

Баланс составляют за год или 6 месяцев.

Деньги, поступающие в страну, записываются со знаком «плюс» (доход). Деньги, покидающие страну, записываются со знаком «минус» (расход). Разница между доходом и расходом составляет сальдо платежного баланса. Оно может быть положительным или отрицательным. В последнем случае имеется дефицит платежного баланса. Страна больше тратит за рубежом, чем получает извне. Это может отрицательно сказаться на стабильности валютного курса.

Платежный баланс состоит из 2-х разделов.

Баланс текущих операций.

Баланс движения капитала.

Эти разделы балансируют между собой. Балансирование достигается за счет официальных резервов (продажа золота, отсрочка платежей по кредитам). Наличие 2-х разделов показывает, что международные потоки фондов для финансирования накопления капитала и потоки товаров и услуг представляют собой 2 стороны одной медали.

Баланс текущих операций включает:

экспорт товаров.

импорт товаров.

экспорт услуг.

импорт услуг.

чистые доходы от инвестиций.

чистые денежные переводы.

Составной частью раздела «текущие операции» является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров. Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс является положительным (активным). Если импорт превышает экспорт, то торговый баланс - отрицательный (пассивный).

Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование.

Помимо торгового баланса и услуг в раздел текущих операций включаются денежные переводы, движение доходов от собственности за границей (%, дивиденды, прибыль). Еще одна статья баланса текущих операций - оплата% по иностранным займам и кредитам.

Баланс движения капитала включает.

Приток капитала.

Отток капитал.

Движение капиталов - это раздел, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций. Он отражает куплю и продажу зарубежных активов, предоставление и получение займов.

Платежный баланс называется активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае баланс является пассивным.

Платежный баланс сводится с положительным сальдо, когда текущий баланс в сумме с балансом движения капитала дает положительный результат, т.е. чистые поступления валюты являются положительными.

Платежный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления инвалюты по 2-м разделам являются отрицательными.

При дефиците платежного баланса ЦБ сокращает свои резервы иностранной валюты, при положительном сальдо - формирует резервы. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счете движения капитала. И наоборот, актив текущего платежного баланса сопровождается чистым оттоком капитала. В последнем случае избыточные средства текущего платежного баланса будут использованы для покупки недвижимости или предоставления займов другим странам. В результате платежный баланс должен быть всегда сбалансированным.

Балансирующей основой являются золотовалютные резервы.

Резкое увеличение положительного сальдо платежного баланса ведет к быстрому росту денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию. Резкое увеличение отрицательного сальдо может вызвать снижение обменного курса.

Регулирование валютного курса осуществляется министерством финансов, центральным банком или специально созданными органами валютного контроля и представляет собой совокупность мер, включающих:

  • § дисконтную политику - изменение учетной ставки центрального банка, что ведет к изменению притока иностранного капитала в страну. Если ставка растет, то улучшается платежный баланс и повышается курс национальной валюты;
  • § девизную политику -- влияние центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи на валютном рынке иностранных валют. Покупая иностранные валюты за национальную, центральный банк увеличивает спрос на них и тем самым добивается снижения курса национальной валюты;
  • § валютные интервенции;

Официальное изменение курса национальной денежной единицы через:

  • § девальвацию - официальное снижение курса денежной единицы, дающее известные преимущества экспортерам страны, которые при обмене валютной выручки получают больше национальных денежных единиц;
  • § валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже мировых нормальных цен, связанный с отставанием при инфляции падения покупательной способности денег от падения курса инфляционной валюты, в результате чего у экспортера появляется добавочная прибыль и за счет нее осуществляется понижение цен на экспортные товары;
  • § ревальвация - повышение официального курса национальной денежной единицы к иностранным валютам (сдерживает развитие экспорта: удорожает его и удешевляет импорт).

Рыночное регулирование международных валютных отношений предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения валют и в соответствии с этим установление их курсовых отношений. Однако на практике такого свободного рынка не существует, поскольку государство вмешивается в валютные отношения. Поэтому рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Среди различных форм государственного регулирования важнейшее место занимают валютные ограничения - системы экономических, организационных, правовых мер, регламентирующих операции с национальной и иностранными валютами.

Теория абсолютного паритета покупательной способности утверждает, что обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в этих странах

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

где R - валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2800 руб., а в США - 100 $, то цена 1 $ = 2800/ 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс доллара к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса - импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

  • 1. Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.
  • 2. Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.
  • 3. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если:

  • 1. Увеличится денежная масса в данной стране.
  • 2. Уменьшится денежная масса в другой стране.
  • 3. Повысится ВВП в данной стране.
  • 4. Понизится ВВП в другой стране.
  • 5. Понизятся процентные ставки в данной стране.
  • 6. Повысятся процентные ставки в другой стране.
  • 7. Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.
  • 8. Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.
  • 9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Экономическое значение валютного курса определяет важность и необходимость проведения курсовой политики правительства. Регулирование курсовых соотношений ориентировано на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития государственной экономики, стимулирование экспорта и т.д.Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, понижения роста безработицы и инфляции в стране. Основными органами государственного регулирования выступают центральные банки. Регулирование осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере интернациональных валютных отношений, реализуемых в согласовании с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов. Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕС и другие организации.

Основными методами регулирования валютных курсов выступают валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения. Главным методом регулирования валютного курса является валютная интервенция, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным инструментом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективными являются валютные интервенции, которые сопровождаются соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства. Официальные интервенции могут проводиться различными способами - на биржах (публично) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок либо с немедленным исполнением. В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. От количества и вида, практикуемых в стране валютных ограничений, зависит режим конвертируемости валюты. Конвертируемость валюты - способность валюты свободно обмениваться на другие иностранные валюты.

Различают полностью конвертируемые, частично конвертируемые (внешняя и внутренняя конвертируемость) и неконвертируемые валюты. Полностью конвертируемыми ("свободно используемыми" согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). К таким странам относятся, например, США, ФРГ, Япония, Великобритания.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов - внутренней. Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и, прежде всего, запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность, как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов), запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др. С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через Международный валютный фонд ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках Евросоюза и самостоятельно данной страной, учитывая все курсообразующие факторы при проведении курсовой политики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

Глава I. Валютные отношения и их правовое регулирование

1.1 Правовое регулирование валютных отношений

1.2 Валютный контроль

Глава II. Валютный курс

2.1 Валюта. Валютный курс

2.2 Государственное регулирование валютных курсов

Глава III. Ответственность за нарушения валютного законодательства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Качественный скачок в интеграции в мировую валютную систему был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В условиях, когда десятки тысяч предприятий получили возможность открывать валютные счета, устанавливать прямые связи с иностранными партнерами, когда стала быстро формироваться сеть коммерческих банков, сотни которых получили лицензии на право проведения валютных операций, и появилась идея создания внутреннего межбанковского валютного рынка.

Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85 - 95% валютных сделок производится на межбанковском рынке. Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы и другие платежные документы.

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. В настоящий момент, на фоне разразившегося мирового финансового кризиса, данный вопрос, об осуществлении валютного регулирования, принимает одну из актуальных мест наряду с наиболее важнейшими решаемыми вопросами большинства стран рыночной экономики.

Целью нашей работы будет являться рассмотрение государственного регулирования национального валютного курса с целью обеспечения его стабильности и устойчивости.

Реализации цели будут способствовать решение следующих задач: рассмотрение основных нормативно-правовых актов, регулирующих валютные отношения складывающиеся на финансовом рынке страны, органов и агентов осуществляющих контроль и обеспечивающих соблюдение, исполнение соответствующих регулирующих нормативно-правовых документов; рассмотрение важнейших механизмов регулирования валютных курсов и ответственность, несущих физическими, юридическими и должностными лицами, за нарушение валютного законодательства.

Основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако Закон о валютном регулировании определяет лишь основные положения регламентирования валютной сферы. В связи с этим большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые Банком России.

Органами валютного регулирования в РФ являются Правительство РФ и Банк России.

Согласно действующему на территории РФ законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через Банк России или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций.

Глава I . Валютные отношения и их правовое регулирование

1.1 Правовое регулирование валютных отношений

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) Единство внешней и внутренней политики РФ;

4) Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установления требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получения резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регистрируемых Федеральным законом, без ограничений.

Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ, отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5, 36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагает принятия в сове развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на активы подзаконного характера. Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

1.2 Валютный контроль

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, осуществляемых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях. Основным органом валютного регулирования в РФ является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб. пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

Основными целями и направлениями валютного контроля являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Одно из основных направлений валютного контроля -- контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, цель которого -- обеспечить поступление валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.

Другое направление валютного контроля -- защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом (вывозом), переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты, а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты (рис. 1, приложение № 1).

В соответствии с Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ (ст. 22. ч. 3).

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за Проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и т.д.; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Глава II . Валютный курс

2.1 Валюта. Валютный курс

валютный рынок законодательство иностранный

Валюта - это денежные знаки иностранных государств: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах.

К валютным ценностям относятся: иностранная валюта, внешние ценные бумаги номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы (за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий), природные драгоценные камни (за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней, а также лома таких изделий). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

Субъектами валютных отношений являются юридические и физические лица (резиденты, нерезиденты), осуществляющие валютные сделки и расчеты, а также посредники и участники взаимосвязей на валютных рынках и сфере международных расчетов.

Операции с иностранной валютой совершаются согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным документам Банка России и Минфина России.

Все международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Данный обмен происходит по определенному соотношению -- валютному курсу.

Под валютным курсом понимается соотношение между денежными единицами разных стран, или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (либо в международной денежной единице).

На изменение валютного курса оказывает влияние множество факторов. Например, подъем экономики будет способствовать увеличению спроса на все виды товаров и услуг, в том числе и импортные. Рост импорта ведет к увеличению предложения национальной валюты на рынках иностранной валюты. Увеличение прибыльности предприятий повышает интерес к ним иностранных инвесторов. В результате растет спрос на национальную валюту. То же самое происходит и в том случае, когда повышается ставка процента на правительственные ценные бумаги.

Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного обращения и в целом на весь воспроизводственный процесс.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования валютного курса. Основными методами такого регулирования являются:

· покупка-продажа иностранной валюты на национальную;

· операции центрального банка на открытом рынке, т.е. покупка-продажа ценных бумаг;

· изменение уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов.

Установление валютного курса, определение пропорций обмена валют называется валютной котировкой. Существуют следующие варианты валютной котировки -- спот-курсы и форвард-курсы.

Спот-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на момент заключения сделки, т.е. на ближайший день платежа; они включают такие варианты:

прямая котировка -- выражение курса иностранных валют в денежных единица страны, на территории которой проводятся соответствующие операции или сделки;

косвенная котировка -- выражение курса национальной денежной единицы к валюте другой страны (обратная котировка);

кросс-курсы -- выражение соотношения между валютами двух стран посредством их приравнивания к валюте третьей страны;

Форвард-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на определенную дату в будущем.

Процедура котировки обычно заключается в определении и регистрации межбанковского курса путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте (фиксинг). Затем на этой основе устанавливаются курсы продавца и покупателя.

2.2 Г осударственно е регулировани е валютных курсов

Центральный Банк России является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере.

Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Важнейший механизм регулирования валютных курсов -- валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

Другой широко используемый способ регулирования валютного курса -- дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

Валютное регулирование и валютной контроль -- совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере. Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности, относятся:

Решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

Ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

Разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту.

Одна из форм валютного регулирования -- валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы центрального банка -- это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для про-ведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

Глава III . Ответственность за нарушения валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютного законодательстварегулируется правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях в ст. 15, 25 предусмотрены санкции за нарушение валютного законодательства. Так, осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если это обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности по валютным операциям, а также нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц -- от 400 до 500 МРОТ. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174);

незаконное получение кредита (ст. 176);

злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);

незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

9) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Кроме того, в ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в этих случаях устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с российским законодательством.

При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

взыскания в доход государства указанных выше сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законодательством РФ;

приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

3) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц -- в бесспорном порядке, а с физических лиц -- в судебном.

Должностные лица юридических лиц -- резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц -- нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

Подводя итоги по проделанной работе, можно сделать вывод в следующем: основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства; органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк Российской Федерации, являясь основным проводником и реализатором денежно-кредитной и валютной политики в стране, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Кроме того, является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

Центральный банк самостоятельно определяет формы и методы управления официальными валютными резервами, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами. Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности Центрального банка в валютной сфере.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и другие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция расширения сферы валютного регулирования. Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивости национальной валюты.

После присоединения России к МВФ проводились меры по либерализации порядка получения лицензии вывоза и пересылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты РФ, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ. Был изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов в валюте РФ, введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка.

Внесены изменения в порядок оформления паспортов сделок, сделок с наличной иностранной валютой, работы обменных пунктов, сделок между уполномоченными банками, порядок резервирования, обязательной продажи части валютной выручки, усиления валютного контроля.

Произошло существенное ужесточение валютного контроля за открытой валютной позицией. Контроль за открытыми валютными позициями уполномоченных банков РФ осуществляется в рамках надзора за деятельностью кредитных организаций. В случае грубых нарушений Банк России принимает меры вплоть до отзыва лицензии на право совершать операции с иностранной валютой.

Усилился контроль за экспортно-импортными операциями по линии взаимодействия с органами таможенного контроля по составлению паспорта сделки (- это документ валютного контроля, содержащий сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, необходимые для проверки) в рамках выполнения надзорной функции уполномоченными банками.

Учет экспортно-импортных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (банк паспорта сделки - БПС), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки.

Список использованной литературы

1). Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня 2006 г.).

2). Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая 2006 г.).

3). Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.).

4). Инструкция ЦБ РФ №19, ГТК РФ №01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров».

5). Инструкция ЦБ РФ №30, ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

6). Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая 2006 г.).

7). Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

8). Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб.пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

9). Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10). Жарковская Е., Арендс И. Банковское дело: Курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007.

11). Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008.

12). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

13). Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

Приложение

Рис. 1. «Система органов валютного контроля и их агенты»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Валютный курс как экономическая категория. Цена валюты. Основы формирования валютных курсов: содержание золота в единице валюты, покупательная способность валют, соотношение спроса и предложения на валюты. Суть понятия "международные валютные расчёты".

    контрольная работа , добавлен 23.04.2015

    Сущность валютного курса как стоимостной категории. Виды валютных курсов и их режимы. Теории валют: паритета покупательной способности; регулируемой валюты; ключевых валют; фиксированных паритетов и плавающих курсов; нормативная теория валютного курса.

    реферат , добавлен 17.04.2008

    Формы и режимы конвертируемости валюты на современном этапе. Факторы, влияющие на величину реального валютного курса, участники валютного рынка и ответственность за нарушение законодательства. Финансовые операции при долгосрочном валютном кредите.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2011

    Понятие валютного курса и сферы его использования. Операционный ориентир курсовой политики Банка России. Факторы, определяющие курс валют. Приемы и методы технического анализа тенденции его изменения. Реальный и номинальный эффективный валютный курс.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Методика определения валютных курсов, их регулирование посредством валютной интервенции и дисконтной политики. Установление и использование официального обменного курса в Украине. Роль коммерческих банков и НБУ в осуществлении валютного контроля.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования. Воздействие на конвертируемость национальной валюты, валютного курса и платежного баланса.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2017

    реферат , добавлен 19.05.2007

    Изучение понятия валюты и валютных ценностей. Характеристика видов и механизмов формирования валютного курса. Исследование порядка перемещения белорусских рублей и иностранной валюты через таможенную границу Республики Беларусь (ввоз, вывоз, пересылка).

    контрольная работа , добавлен 13.06.2010

    Политика валютного курса как составная часть денежно-кредитной политики. Механизм формирования спроса и предложения на валютном рынке. Сравнение цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в денежных единицах.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Изучение классификации и сущности валютных курсов, влияние разных видов валют на экономику страны. Исследование видов валютного курса на примере валюты США. Анализ проблемы колебаний реального и номинального курса доллара на мировом валютном рынке.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты