05.06.2020

Фискальная политика государства. Виды фискальной политики государства


Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой - их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, решает социальные и экологические проблемы.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Налоговая система основана на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. Другими словами, законы определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;
объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и др.);
ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара);
источник налога - доход, из которого уплачивается налог;
налоговая льгота - полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налога.
В настоящее время налоги выполняют три основных функции:
фискальную;
регулирующую;
социальную.
Сущность основной, фискальной, функции налогов состоит в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного бюджета. Сущность регулирующей функции в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства. Сущность социальной функции налогов направлена на выравнивание доходов различных групп населения. Реализация этой функции зависит, прежде всего, от установления системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. Основные принципы формирования налогов:
принцип обязательности;
принцип определенности по срокам;
принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;
принцип градации ставок на основе пропорционального, прогрессивного или регрессивного налогообложения.
Существуют различные признаки, по которым устанавливают различные виды налогов. С точки зрения субъекта налогообложения можно выделить три вида налогов: налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц. По характеру принуждения налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с граждан, налог на недвижимость). Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги (взимаются через надбавку к цене).
Всю совокупность налогов делят на три группы: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные группы товаров; налог на доходы от страховой деятельности; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина и др.
К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес.
К местным налогам относятся более 20 видов налогов и сборов, основные: курортный сбор; земельный налог; сбор за право торговли; регистрационные сборы, на рекламу и др.
Система налогообложения в России имеет недостатки: большое количество налогов, сложность их подсчета, постоянные изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения. В связи с этим планируется серьезное реформирование действующей налоговой системы. Новый налоговый кодекс действует с 2001 г.
Экономическая наука предпринимает попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налогового бремени. Современный американский экономист Артур Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет.
«Кривая Лаффера» представляет собой графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета (величиной налоговых поступлений) и величиной
процентной ставки налогов. По абсциссе откладывается величина процентной ставки, а по ординате - величина налоговых поступлений. Если величина процентной ставки будет равна
то государство никаких налоговых поступлений не получит. При процентной ставке равной 100%, т.е. все доходы производителя идут на выплату налогов, результат для государства также нулевой. При любых значениях процентной ставки государство получит в том или ином размере налоговые поступления. При каком-то конкретном значении ставки общая сумма этих поступлений становится максимальной.
Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений; дальнейшее же ее повышение обусловливает их уменьшение.
Следует иметь в виду, что теоретически выявить величину процентной ставки невозможно, она определяется эмпирическим путем.
Государство поставило следующие основные задачи налоговой реформы:
существенное снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы.
Снижение налогового бремени предполагается достигнуть за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, за счет внесения изменений в правила расчета (сближение налога на прибыль и фонд оплаты труда, ликвидация налоговых льгот). Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена некоторых налогов.
Мы рассмотрели важные вопросы: финансовую систему и фискальную политику государства. Теперь вы имеете представление о государственном бюджете, о его формировании и расходовании средств.

Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Расходы государства являются неотъемлемой частью государственного бюджета, именно поэтому они должны быть эффективными и обеспечивать количественный и качественный национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать следующим общественным целям:

1) сглаживанию колебаний экономического цикла;

2) стабилизации экономического роста;

3) достижению полной занятости ресурсов (прежде всего, решение проблемы циклической безработицы);

4) стабилизации уровня цен (достижению умеренных темпов инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос неодинаково. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn (где AD – совокупный спрос, С – потребительские расходы, I – инвестиционные расходы, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт страны) следует, что государственные закупки являются его важнейшим компонентом, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При этом налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях, растет располагаемый доход, и увеличиваются потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего их финансирования, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. И напротив, сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос и ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.



Определим влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение. Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы , важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

Из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В налогово-бюджетной политике правительства развитых стран широко используется механизм сознательного манипулирования законодательной властью в области налогообложения и государственных расходов для воздействия на уровень экономической активности хозяйствующих субъектов.

В зависимости от фазы экономического цикла инструменты фискальной политики могут использоваться по-разному. В связи с этим различаютдва типа фискальной политики:

1) стимулирующая политика – если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев приводит к увеличению объемов выпуска производства страны.

2) сдерживающая политика – используется при буме (при перегреве экономики). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Для достижения экономического эффекта в выборе той или иной политики большое значение имеет фактор времени. Дело в том, что политика дает ожидаемый результат именно в периоды спада или в периоды подъема. Но определить время спада или время подъема – сложно, поскольку между спадом и его проявлением имеет место временной лаг. Для преодоления этих трудностей в западной практике применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика . Суть дискреционной фискальной политики сводится к законодательному (официальному) изменению правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика подразумевает автоматическое изменение в уровне государственных проектов; автоматическое изменение налогов и сборов, а также связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

В период спада производства налоговые по­ступления автоматически сокращаются. Поскольку налог на прибыль и подоходный налог взимаются по прогрессивной шкале, налоговый пресс стано­вится легче, смягчается экономический спад. Воз­растающая в период спада безработица автомати­чески ведет к росту пособий по безработице и дру­гим социальным выплатам, что смягчает падение совокупного спроса.

В период экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают в силу прогрессивности налогообложения. Автоматически сокращаются пособия по безработице. Налоговый пресс усиливается, что оказывает сдерживающее влияние на экономический рост. Следовательно, правительства в современных условиях благодаря объективной оценке фактического состояния в раз­витии экономики страны, умелого и гибкого изме­нения в использовании механизмов налогово-бюджетной политики, способны активно воздейст­вовать как на экономический рост, так и достижение успехов в реализации принципа социальной справедливости.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Подобно инвестициям, государственные расходы обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

где: KG – мультипликатор государственных расходов;

DВНП – приращение валового национального продукта;

DG – приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению – MPC. В результате, мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG=DВНП/DG=1/ MPC,

Следовательно, DВНП=1/(1–MPC)×DG= KG×DG.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Поэтому изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии).

3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатками фискальной политики являются:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что провоцирует сокращение величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента, вызванным проведением правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате, дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность . Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики;

Проблемы того, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, что может спровоцировать перегрев экономики и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики – как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета . Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Таким образом, фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Выводы

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, безработица, инфляция, кризисы – все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике.

Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Финансы в широком смысле – это система отношений в обществе по поводу образования, распределения и использования денежных фондов (в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений) в целях выполнения государством своих функций и задач, обеспечения условий для расширенного воспроизводства. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Финансовая система представляет собой комплекс мер по управле­нию финансовыми отношениями, вклю­чающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализо­ванного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государствен­ные и муниципальные финансовые органы и финан­совые службы предприятий. Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реа­лизацию всех функций финансов, позволяет по­лучить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффек­тивно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики госу­дарства.

3. Государственный бюджет представляет собой баланс (смету) доходов и расходов государства, его финансовый план. Государственный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые должны финансироваться из данного бюджета. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки товаров и услуг, трансфертные платежи, социальные выплаты и расходы по обслуживанию государственного долга.

В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Различают структурный бюджетный дефицит – дефицит в условиях полной занятости и циклический дефицит – дефицит в условиях, когда безработица превышает естественный уровень. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе порождает «эффект вытеснения» – сокращение частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга (внутреннего и внешнего). Внутренний долг – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Значительная государственная задолженность отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг представляет собой займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Данный вид государственного долга погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

4. Основной источник доходов – налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства. Основными функциями налогов являются: фискальная, перераспределительная, контрольная регулирующая (стимулирующая) и воспроизводственная. Принципы налогообложения: всеобщности, обязательности, стабильности, нейтральности налоговой систем, справедливости, простоты исчисления и равномерного распределения налогового бремени. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Всякий налог включает в себя характеристику субъекта и объекта налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

5. Фискальная политика представляет собой меры, которые использует государство для воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Именно поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Она основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, и наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом.

Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика). В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. К их числу относятся: эффект вытеснения, наличие внутреннего лага, неопределенность, а также дефицит бюджета.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики .

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

  • 1. в краткосрочном периоде:
    • - эффективное формирование доходной части бюджета;
    • - реализация бюджетной политики государства;
    • - принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
    • - управление государственным долгом;
    • - сглаживание циклических колебаний экономики.
  • 2. в долгосрочном периоде:
    • - поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
    • - поддержание полной занятости ресурсов;
    • - поддержание стабильного уровня цен.

Рисунок 1.1 - Цели фискальной политики

Приложение - Источник:

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

  • - затраты на расширенное воспроизводство;
  • - непроизводительные расходы государства;
  • - развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
  • - проведение структурной политики;
  • - содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд .

Вышеназванные цели также достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

  • - налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения;
  • - бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn , (1.1)

где С - величина потребительских расходов;

I - инвестиционные расходы;

G - государственные закупки;

Xn - налоги и трансферты.

следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект .

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  • 1) стимулирующую;
  • 2) сдерживающую.

Рисунок 1.2 - Виды фискальной политики

Примечание - Источник:

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рисунок 1.2 (а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

  • - увеличение государственных закупок;
  • - снижение налогов;
  • - увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рисунок 1.2 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

  • - сокращение государственных закупок;
  • - увеличение налогов;
  • - сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:

  • 1) дискреционную;
  • 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • - подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • - косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • - пособия по безработице;
  • - пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = t * Y , (1.2)

где Т - величина налоговых поступлений;

t - ставка налога;

Y - величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. фискальный политика капитал экономика

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов .

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 на рисунке 1.2 (а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рисунок 1.2 (б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р 1 до Р 2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. А.Лаффер построил гипотетическую кривую (рисунок 1.3), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.


Рисунок 1.3 - Кривая Лаффера

Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) - это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика - это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией ; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующую;

2. Сдерживающую.

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:

1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;

2. Увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.


При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на бо льшую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

Y = 1 = 1

G 1 - МРС MPS

где, ?Y - прирост дохода; ?G - прирост гос. закупок; МРС - предельная склонность к потреблению; MPS - предельная склонность к сбережению.

Отсюда?Y G = 1 ? ?G

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов - к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

Y = - МРС = - МРС

Т МРS 1 - МРС

где, ?Т - прирост налогов

Отсюда?Y T = - МРС ? ?Т

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

Y = ?Y G + ?Y T = ?G ? (1 - МРС) / (1 - МРС) = ?G ? 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. Существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) - это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Наряду с денежно-кредитной политикой фискальная политика является важнейшей составной частью макроэкономической политики государства.Фискальной политикой называется система государственного регулирования, осуществляемая через правительственные расходы и налоги. Её основное назначение состоит в сглаживании недостатков рыночного механизма, таких как циклические колебания, безработица, инфляция путем воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертных выплат.

Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика используется при «перегреве» экономики, она направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертных выплат.

По способу воздействия на экономику различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная (гибкая) фискальная политика представляет собой законодательное манипулирование величиной государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - это экономические инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику. Встроенные стабилизаторы автоматически срабатывают ограничительным образом в период подъема в экономике и сдерживающим образом в период спада в экономике. К автоматическим стабилизаторам относятся подоходные налоги; косвенные налоги; пособия по безработице и пособия по бедности. Встроенные стабилизаторы корректируют, но не устраняют колебательных движений экономической активности. Поэтому методы автоматической фискальной политики должны дополняться методами дискреционной политики.

Кейнсианская модель экономического равновесия связывает стабилизирующую роль фискальной политики с ее воздействием на равновесный объем национального производства через изменение совокупных расходов. Рассмотрим механизм действия фискальной политики на равновесный объем национального производства через упрощенную модель экономики, предполагающую стабильность цен; сведение всех налогов к чистому индивидуальному налогу; независимость инвестиций от величины национального объема производства и отсутствие экспорта. Государственные расходы прямо воздействуют на макроэкономическое равновесие, так как государственные расходы – это один из элементов совокупного спроса. Их прирост оказывает на равновесный уровень выпуска точно такое же влияние, как и прирост инвестиционных расходов на ту же величину:

где MP G – мультипликатор государственных расходов.

Рост объема государственных расходов вызывает рост совокупных расходов, увеличивая равновесный уровень выпуска и занятости (14.2).

Во время спада увеличение государственных расходов может быть использовано для увеличения выпуска продукции, а в период экономического перегрева, напротив, снижение их уровня позволит сократить и объем совокупного спроса, и объем выпуска.

Рис. 14.2. Воздействие государственных расходов на макроэкономическое равновесие.

Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие осуществляется не прямо, а опосредованно через такой элемент совокупных расходов, как потребление. Поэтому мультипликативный эффект налогов ниже, чем мультипликативный эффект государственных расходов:

где MP T – мультипликатор налогов.

При прочих равных условиях, увеличение налогов сократит размер потребительских расходов. График потребления сместится вниз и вправо, что приведет к сокращению объема национального производства и занятости (рис. 14.3.).

Рис. 14.3. Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие

Увеличение государственных расходов и налогов на одинаковую величину ведет к увеличению выпуска продукции. Этот эффект называется мультипликатором сбалансированного бюджета.

Фискальная политика не в состоянии полностью стабилизировать экономику, так как ей присущи следующие недостатки:

1. Запаздывающее воздействие фискальной политики на функционирование национальной экономики. Существуют разрывы во времени между фактическим началом спада или подъема, моментом распознавания, моментом принятия решений и достижений результатов.

2. Величина мультипликатора в каждый данный момент времени точно неизвестна. Соответственно, невозможен и точный расчет результатов фискальной политики.

3. Фискальная политика может быть использована в политических целях и обусловливать политические деловые циклы. Политические деловые циклы – это действия, дестабилизирующие экономику путем снижения налогов и увеличения государственных расходов в период избирательных компаний и путем увеличения налогов и снижения государственных расходов после выборов.

Основные понятия

Финансовая система Централизованные финансы Децентрализованные финансы Бюджетная система Принцип фискального федерализма Государственный бюджет Расходы государственного бюджета Доходы государственного бюджета Профицит бюджета Дефицит бюджета Государственный долг Внутренний государственный долг Внешний государственный долг Эффект вытеснения Налог Налоговая система Принципы налогообложения Субъект налога Объект налога Прямые налоги Косвенные налоги Налоговая база Налоговая ставка Налоговые льготы Налоговое бремя Кривая Лаффера Фискальная политика Рестрикционная фискальная политика Экспансионистская фискальная политика Дискреционная фискальная политика Встроенные стабилизаторы Мультипликатор государственных закупок Мультипликатор налогов Мультипликатор сбалансированного бюджета

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Между кем складываются финансовые отношения?

2. Назовите основные функции финансов.

3. Что понимается под централизованными финансами?

4. Какова структура государственного бюджета? Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий? В чем компромиссность государственного бюджета?

5. Раскройте понятие фискального федерализма.

6. Каким может быть состояние государственного бюджета? Как измерить дефицит государственного бюджета? Раскройте концепции балансирования бюджетного дефицита.

7. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике?

8. Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе?

9. Чем опасен высокий государственный долг?

10. Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы?

11. Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения?

12. Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка?

13. Приведите примеры прямых и косвенных налогов.

14. Какая зависимость существует между ростом налоговых ставок, доходами государственного бюджета и налоговой базой?

15. Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования фискальной системы? Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики?

16. Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на одинаковую величину, что произойдет с выпуском продукции?

17. Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей фискальной политики в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса (кейнсианцы)?


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты