04.03.2022

Инвестиции в туризм – выгоды и риски. Инвестиционные планы и программы развития туризма Риски инвестирования в туризм


Ключевые слова: инвестиции, туризм, туристический бизнес.

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится от 6 до 11% (по разным источникам) мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. В зависимости от туристского региона, каждые 20-30 туристов, посещающих страну, способствуют созданию одного прямого и двух косвенных рабочих мест.

Если говорить о Северо-Западе РФ, то Санкт-Петербург, пожалуй, - самый привлекательный и перспективный туристский центр этого региона и страны в целом. Уникальные архитектурные ансамбли, каналы и реки, многочисленные памятники культуры обрекают Санкт-Петербург на неизменный интерес к нему со стороны туристов не только из всех уголков России, но и со всего мира. Здесь на туристском рынке работает более двух тысяч фирм, организующих прием гостей города. Только в 2004 году гостиницы емкостью около 35000 мест приняли и разместили более 1 млн. приезжих, из которых около 500 тысяч составили иностранные гости. Среднегодовая загрузка гостиниц в 2004 году составила 64,7% (в 2000 году 41,3%).

Анализ статистических данных, представленных Северо-Западным пограничным округом, показал, что в 2004 году Санкт-Петербург посетили около 3,5 млн. граждан, которых в соответствии с федеральным законом о туризме можно отнести к категории туристов. В 2004 году сохранялась положительная тенденция увеличения потоков морских круизных туристов. Так, в этот период 287 зарубежных круизных судов посетили Санкт-Петербург, имея на борту 172 тысячи туристов, что превысило аналогичный показатель 2003 года на 10%. Кроме того, надо учитывать, что в Санкт-Петербурге находится 74 санаторно-оздоровительных учреждения на 14 тысяч мест.

Ежегодный стабильный рост въездного туризма составляет 8-10%, что, по мнению администрации города, «неплохо, но недостаточно». Вместе с тем, в условиях сохраняющейся положительной динамики экономического развития в 2005 году отмечено снижение объема въездных туристских потоков на 11%. Такая тенденция не может не настораживать, так как именно затраты наших зарубежных гостей все еще составляют наибольшую долю в туристских расходах, дающих последующий импульс развитию всей туристской инфраструктуры.

По данным опросов зарубежных гостей, это, прежде всего, объясняется растущей дороговизной предоставляемых услуг. Для невысоких темпов роста въездного туризма есть и другие причины, в частности, неразвитость федеральной и местной нормативно-законодательной базы, в том числе отсутствие гибкой системы стимулирования туристских предприятий и налоговых льгот, недостаток гостиниц среднего класса, слабая инфраструктура, выраженная сезонность туризма, связанная с климатическими особенностями. Все это обусловливается недостатком инвестиций для расширения существующего бизнеса и обновления ветшающих основных фондов.

Для привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма региона с учетом специфики данной отрасли необходимо привести в действие организационно-экономические механизмы , стимулирующие инвестиционную деятельность в объекты индустрии туризма. Активное привлечение инвестиций в практику хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие инфраструктуры туристской индустрии субъектов федерации Северо-Запада России.

Условиями создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли выступают повышение научной обоснованности управленческих решений в области инвестирования, обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления, инструментарий, ориентирующие реализацию инвестиционных проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности.

Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом инвестирования средств в турбизнес хозяйствующих субъектов национальной экономики, который обеспечивал бы достижение поставленных целей инвестиционного проектирования как в стратегическом аспекте, так и в ближайшем будущем.

Кроме этого, результативность функционирования системы управления инвестированием в сфере туризма может быть значительно повышена за счет государственных инвестиционных инструментов поддержки туристских программ, льготного кредитования хозяйствующих лиц, обеспечения высокого уровня инвестиционной привлекательности объектов национальной экономики для иностранных и отечественных инвесторов, содействия накоплению средств мелких вкладчиков финансово-кредитными учреждениями, институциональными инвесторами. Успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли.

Опыт крупнейших российских туроператоров показал, что правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют определить целевые рынки, выбрать постоянных надежных партнеров, существенно увеличить объем продаж. В целом, для привлечения инвестиций в сферу туризма требуются дополнительные механизмы, стимулирующие эту деятельность. К наиболее действенным из них могут быть отнесены:

1. Создание специальных зон (территорий) приоритетного развития туризма и рекреации с режимом наибольшего экономического благоприятствования для бизнеса и инвестиций. В настоящее время одна из таких зон уже создана на территории Большого Санкт-Петербурга. Она получила название «Царскосельская» и включила в себя территории городов Пушкина и Павловска.
2. Формирование на территории города (региона) специализированных девелоперских компаний (агентств по развитию), которые занимались бы реализацией инвестиционных проектов (строительством объектов) в сфере туристской инфраструктуры: организацией инвестиционного процесса; привлечением финансовых средств; получением земельных участков под застройку, а также необходимых разрешений и согласований; организацией проектирования и строительства с последующей передачей снабженных всей необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.

Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в индустрии туризма представлен на рис. 1.

Рис. 1. Механизм дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности

Процесс управления инвестициями представляет собой сознательное и целенаправленное регулирование всех видов финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и другие виды деятельности, для получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Активизация инвестиционной деятельности зависит от наличия трех основных факторов:

А) инвестиционных возможностей;
б) инвестиционных намерений;
в) соответствующих организационных структур.

Последние, в свою очередь, должны быть способны к развитию управленческих связей между организациями, консолидации интересов и возможностей, способствующих эффективной реализации инвестиционных проектов. Прежде всего, развитый туризм (благодаря большому потоку приезжих) обеспечивает региону денежный доход, поступающий извне, и дополнительный товарооборот.

Эффективное освоение туристского потенциала возможно при наличии двух существенных предпосылок:

1) наличия особого «магнита» для посетителей. Это могут быть какая-то особенная достопримечательность, монастырь, музей, единственное в своем роде архитектурное сооружение или исключительная природа и возможности для занятий спортом;
2) наличия в непосредственной близости достаточно высокого потенциала клиентов, который в принципе может привести к возникновению больших потоков посетителей.

Тем не менее, во многих регионах, владеющих необходимым потенциалом, он до сих пор используется недостаточно эффективно. Зачастую даже при наличии значительного числа посетителей из-за неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону сколько-нибудь ощутимого дохода. Туристы часто вынуждены привозить с собой продовольствие и все необходимое для отдыха, в результате они оставляют в местах своего пребывания только мусор, но не деньги.

Комплексное освоение имеющегося туристского потенциала осложняется тем, что для всестороннего решения вопроса свои усилия должны объединить все многочисленные участники туристского бизнеса и заинтересованные стороны, с тем чтобы создать и претворить в жизнь общую концепцию, которая в конечном итоге призвана принести выгоду всем.

Обобщенные рецепты успешного развития туризма во многих регионах, имеющих необходимый туристский потенциал, можно сформулировать следующим образом:

1. Прагматическое начало с небольших инвестиционных проектов, быстро реализуемых и не требующих привлечения большого капитала.
2. Привлечение всех участников, прежде всего малого предпринимательства, к разработке совместной концепции инвестиционного развития и координация процесса со стороны местной администрации.
3. Ориентированность туристского предложения на жителей крупных близлежащих городов, прежде всего на туристов, приезжающих на один день или для проведения короткого отпуска.
4. Кооперация при проведении рекламы и сотрудничество с туристскими фирмами.

Приступая к планомерным мероприятиям, направленным на комплексное развитие туризма, следует иметь в виду: туризм способствует развитию предприятий, созданию новых рабочих мест, росту налогового потенциала территории, создает новые экономические импульсы в регионах и муниципальных образованиях. Кроме того, туризм улучшает имидж региона как экономически развитой территории. Проведенная в этом направлении работа быстро окупится.

Во многих районах и городах, а также субъектах Федерации в случае концентрации сил на развитии туризма успех органам местного самоуправления обеспечен, а это означает и успешное развитие местной экономики. Туризм представляет собой лишь один сегмент экономического развития, но при наличии определенных предпосылок и условий он может стать основным и наиболее выгодным направлением экономики страны или региона.

Исследуя индикативную роль туризма как показателя координации действий органов государственной власти и бизнеса, можно полагать, что туризм, турбизнес, его инфраструктура и степень их развития в регионе могут служить хорошим показателем потенциала для коренного улучшения взаимоотношения между органами местного самоуправления и малым и средним предпринимательством. Для решения общей задачи улучшения туристской инфраструктуры туризм требует, в первую очередь, привлечения всех заинтересованных организаций и частных предпринимателей. Кроме того, необходимы значительные координационные усилия со стороны органов местного самоуправления, равно как и четкая согласованность действий между муниципальным и областным уровнями власти.

В связи с этим именно туризм дает эффективный импульс развитию экономики территориальных образований и активной поддержке малого и среднего предпринимательства в целом.

Разработка (формулирование) стратегии инвестиционного развития туризма с самого начала должна быть сконцентрирована на трёх главных направлениях:

Разграничение функций и определение ролей участвующих сторон в процессе согласованной работы по развитию туристской инфраструктуры в регионе или муниципалитете;
- формулирование проектов, подлежащих реализации, прежде всего мероприятий, гарантирующих быструю окупаемость;
- создание профессионального маркетинга.

Во многих регионах имеется целый ряд притягательных для туристов центров, которые уже сейчас действуют в качестве «магнитов» для посетителей. Однако при этом налицо значительный дефицит в сопутствующих сферах, вследствие чего использование туристского потенциала еще очень слабо и не приносит ощутимого экономического результата.

Российские регионы благодаря своим достопримечательностям и памятникам истории могут быть конкурентоспособными на среднесрочный и долгосрочный период и в международном туризме. Создание соответствующих предпосылок, расширение инфраструктуры и формирование комплексного пакета туристских услуг являются необходимым условием для формирования туризма как одной из бюджетообразующих отраслей отечественной экономики. Все это возможно только при всесторонне обоснованном целевом инвестировании сферы туризма конкретных регионов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Туристическая отрасль на данный момент является одной из самых важных отраслей, и находиться практически на одном уровне с нефте- и газодобывающими отраслями. Туризм привносит в экономику страны значительную часть доходов. В своей работе я хотела бы рассказать об инвестиционных планах и проектах в развитии туризма. Данную деятельность регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) в котором сказано «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Федеральное агентство по туризму в целях оказания поддержки и содействия субъектам РФ в развитии туризма и строительстве туристско-рекриационных комплексов, а так же иной туринфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного клиента в регионах России.

Одним из направлений работы Федерального агентства по туризму является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекриационных комплексов, которые являются информационной базой перспективных туристических проектов субъектов РФ.

Инвестиционные планы и программы развития туризма

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества. Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие развивать экономику региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона - это ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц, а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в, то, же самое время не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);

Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);

Потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);

Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);

Интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);

Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);

Инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.

При этом есть следующие инвестиционные риски:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);

Политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструктивность в возможном проявлении этой поляризации);

Социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки, разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т.е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т.е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Заключение

На основе моей работы можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы туризм станет основной отраслью дохода нашей страны, наравне с нефте- и газодобывающей промышленностью, так как их ресурсы иссекаемы. Я считаю, что государству нужно как можно больше узаконить и ужесточить контроль за туристической деятельностью, чтобы было как можно меньше так называемых «фирм-однодневок» тогда большая прибыль от турдеятельности будет идти в госбюджет.

Подобные документы

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области. Совершенствование программы развития туризма Псковской области.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2003

    Определение и классификация международного туризма, перспективы его развития в условиях кризиса. Прогнозы развития международного туризма. Существующее состояние, цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Туристский потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан, формирование индустрии туризма за годы государственной независимости. Исследование туристкой привлекательности в регионах, проблемы и перспективы развития туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Индустия туризма одна из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства (статистические данные). Экономико-географические и историко-культурные факторы оказывающие влияние на развитие туризма в Европе. Туристские потоки между регионами.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

Распространенных видом активного инвестирования является вкладывание капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики. Одним из перспективных направлений такого вложения считаются инвестиции в туризм.

По оценкам экспертов, в настоящее время туризм обеспечивает до 12% внутреннего валового продукта, 11% потребительских затрат и 30% услуг в мировой экономике. При этом динамика развития этой отрасли продолжает увеличиваться и сохранять инвестиционную привлекательность. В том числе и в России.

Тенденции развития туризма

Особенностью развития туризма и связанной с ним деятельности в настоящее время является интенсивное освоение новых сегментов рынка. Конкуренцию «классическим» услугам и маршрутам составляют вновь открываемые для туристов направления и виды активности.

Однако создание конкурентоспособного и привлекательного для потребителей туристического бизнеса возможно при условии создания инфраструктур, которые гарантируют предоставление услуг заявленного уровня и подкреплены соответствующими законодательными и организационными нормами. К основным элементам туристической инфраструктуры относятся:

  • отели и рестораны;
  • курортно-оздоровительные комплексы;
  • транспорт и связь;
  • индустрия развлечений, спорта и т.п.;
  • финансовые и организационные услуги;
  • другие виды деятельности (изготовление и продажа сувениров, аренда транспорта и недвижимости, прокат и т.п.).

Создание новой зоны для туризма представляет собой большую программу, часто на государственном уровне, но создание отдельных ее элементов доступно и небольшой компании и даже частному предпринимателю.

Инвестиции в туризм в России могут осуществляться как в виде участия в паевых инвестиционных фондах, так и в виде индивидуальных капиталовложений в определенный частный бизнес, связанный с туризмом. Первое направление гарантирует стабильный, но невысокий доход, во втором случае рисков значительно больше, но и вероятность открыть «золотое дно» и существенно умножить свои капиталовложения является очень высокой.

Риски инвестирования в туризм

Специфика рисков в секторе туристической деятельности заключается в том, что невозможность предоставления заявленных услуг, а соответственно, и получения доходов от них часто бывает связана с непредвиденными обстоятельствами и невозможностью управления ними, особенно в России. К таким обстоятельствам относятся:

  • стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, аномальные погодные явления и т.д.), последствия которых отрицательно влияют на активность туристов даже после ликвидации их последствий;
  • эпидемии и объявленные карантины;
  • социальные потрясения (массовые забастовки, военные действия, политические перевороты), а также проявления терроризма.

Другую группу рисков снижения доходности туристической деятельности является повышенный уровень угроз для людей, находящихся далеко от своего жилища (заболевания и пищевые отравления, несчастные случаи, потеря имущества, конфликты с местным законодательством ввиду недостаточной информированности о нем и т.д.). Выплата компенсаций по таким случаям может повлиять на результаты деятельности туристической компании как прямо, так и косвенно, однако риски этой группы можно минимизировать путем соответствующей системы страхования и составления договоров с диверсификацией ответственности.

Стратегии инвестирования туризма

По оценкам мировых экспертов, рынок туристических услуг в России и постсоветских государствах обладает огромным потенциалом, однако нуждается в целенаправленной программе развития. Основными направлениями такой программы является:

  • создание правовой и нормативной базы, способствующей притоку инвестиций и развитию предпринимательства;
  • рост конкурентоспособности туристических и курортно-оздоровительных услуг;
  • инновационные решения в сфере инфраструктуры, облуживание;
  • природоохранные мероприятия.

Эффективные инвестиции в туризм, независимо от их величины и объекта вложения – это не только повышение доходов инвесторов и предпринимателей. Рост этой отрасли способствует наполнению бюджета всех уровней, увеличивает занятость и доходы населения, является одним из наиболее эффективных решений для возрождения депрессивных регионов.

Инвестиции в туризм - это размещение капитала инвесторов в туристском бизнесе с целью получения прибыли. Для туристских инвестиций, так же как и для других инвестиции, необходимо принимать во внимание, что инвестированный капитал должен приносить прибыль. Так как капитал является одним из главных компонентов в туристском производстве, то возможность турист­ской экономики производить туристские продукты во многом за­висит от размера капитала, который будет инвестирован в турист­скую экономику. При увеличении капитала увеличивается произ­водительность туристской экономики. При уменьшении объемов инвестиций в туристскую экономику соответственно уменьшает­ся и возможность производства.

Капиталовложения в туристскую экономику возрастают толь­ко тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала. Когда туристские инвестиции равны объему отдач, эффективность туристских инвестиций равна нулю. Это означает, что туристская экономика производит такое коли­чество капитала, которое равно затраченным капиталовложениям В этом случае капитал и производство в туристской экономике остаются постоянными. Если же отдача меньше, чем туристские инвестиции, т.е. разность между вложенным и полученным капи­талом отрицательна, туристская экономика теряет источники для возобновления капитала и возможности производства уменьша­ются.

Инвестиционная активность в экономике туризма зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиций. Глав­ные факторы, которые инвесторы принимают во внимание, при­ведены на схеме ниже.

Использование новых методов в производственном процессе в туристском бизнесе направлено на уменьшение затрат на произ­водство и максимизацию прибыли. Кроме того, создание нового турпродукта не только увеличивает прибыль, но и способствует продвижению продукта на туристском рынке. Развитие новых ме­тодов и технологий для производства туристского продукта вызы­вает потребность в новых инвестициях.

Государственная политика по усилению инвестиционной ак­тивности в экономике туризма может заключаться в установле­нии льготных налогов на прибыль в турбизнесе и различных по­ощрений.

Стоимость приобретения и использования новых капвложений на туристском рынке влияет на отдачу инвестиций, которые были сделаны. Низкая стоимость означает большую отдачу от инвести­ций и большую прибыль для инвесторов.

На инвестиционную активность влияет стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материально-веще­ственного капитала в экономике туризма. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестированного капитала. Только сам инвестор в состоянии определить размеры и направления использования капитала. Критерием определения направления вложения служит размер прибыли от инвестиций, зависящий от степени эксплуатации капитала.

Степень развития новых производ­ ственных методов и производства новых товаров в экономике ту­ ризма

Государственная политика по уве­ личению инвестиций в экономику туризма

Активность инвестиций в экономику туризма

Стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материального капитала в эконо­ мике туризма

Стоимость приобретения и исполь­ зования капитальных вложений в экономику туризма

Основные факторы, влияющие на активность инвестиций в экономику туризма.

Туризм – перспективная отрасль мировой экономики.

Перспективные направления развития туризма.

Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным ВТО в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран «нового туристического освоения»: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.

Эта тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы как Байкал, Урал, Алтай. Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. В стране создано 7 туристско-рекреационных зон (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай), которые через некоторое время станут новыми точками туристического притяжения не только за счет богатых природных ресурсов, но и быстрого роста инфраструктур. Другим знаковым государственным проектом в сфере туризма на ближайшие 10 лет станет формирование инфраструктуры в Краснодарском крае под проведение Олимпийских игр в Сочи.

Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн. туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн. человек в год. Есть планы и у северной столицы. По Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра, к 2010 г. город планирует принимать 5 млн. туристов в год.

Характер развития туризма в третьем тысячелетии будут определять «путешествия с интервалами». Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70% всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI веке продолжительность туристских поездок сократится до 3-4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет 4 . Изменяется и характер потребностей туристов: на смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea – Sun – Sand, т.е. море – солнце – пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore – Landscape – Leisure, т.е. национальные традиции – пейзаж – досуг). Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. И по сути своей туристический бизнес – это новые впечатления, это новый мир, в котором живут новые люди в новых условиях, непривычная климатическая среда, географическое положение и многое другое, что разрывает привычный мир и дает новые, острые и яркие впечатления, в которых люди очень часто нуждаются, живя в мире привычных и жестких взаимоотношений.

Туристский потенциал Республики Карелия

Основу туристского потенциала любой территории составляют его туристско-рекреационные ресурсы.

Туристско-рекреационные ресурсы – это природно-климатические, социально-культурные, исторические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие материальную и организационно-экономическую базу для развития туризма 5 .

В условиях рынка перспективность территории с точки зрения развития туризма определяется следующими параметрами:

    безопасность территории (политическая стабильность, экологическое благополучие);

    богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;

    уникальность рекреационного потенциала;

    степень известности на отечественном и мировом туристских рынках;

    соответствие региональных возможностей развития туризма тенденциям мирового туристского рынка;

    уровень развития инфраструктуры;

    экономическое состояние региона;

    заинтересованность в развитии туризма со стороны местной администрации (местное законодательство, поддерживающее туризм, лоббирование развития туризма в регионе на федеральном уровне);

    обеспеченность населения учреждениями отдыха;

    обеспеченность территории туристскими кадрами (степень занятости населения в туристской индустрии, количество учебных заведений туристского профиля и соответствие специализаций в них основным направлениям туризма в регионе);

    доступность объектов (включая способ доставки и удаленность места);

    плотность размещения объектов в пределах региона;

    этическая ценность ряда объектов (места захоронений, места жизнедеятельности известных людей);

    сезонность использования объектов.

Приоритетность использования того или иного вида туристско-рекреационных ресурсов обусловлена определенным набором факторов (предпосылок для развития туризма), которыми располагает территория, способствующих развитию того или иного вида туризма. Комплекс факторов туристской привлекательности Республики Карелии включает четыре группы (табл. 2.2) 6 .

Таблица 2.2

Факторы туристской привлекательности Республики Карелия

Группы факторов туристской привлекательности РК

Факторы туристской привлекательности РК

Природно-рекреационные

Благоприятная экологическая обстановка;

Наличие интересных природных объектов и памятников;

Видеоэкологические характеристики ландшафтов;

Наличие бальнеологических курортов и санаториев;

Естественное состояние природных ландшафтов;

Особенности геологического и геоморфологического строения территории;

Наличие редких видов флоры и фауны;

Наличие возможностей для охоты и рыбалки;

Особенности гидрологического режима на территории;

Наличие особо охраняемых природных территорий;

Наличие редких биоценозов и экосистем.

Культурно-исторические

Наличие памятников истории и культуры;

Наличие архитектурных и археологических памятников;

Наличие мест известных исторических событий;

Проведение известных культурных мероприятий;

Проведение музыкальных и фольклорных мероприятий;

Организация и проведение известных ярмарок, выставок;

Функционирование музеев, музейных комплексов;

Наличие и сохранение традиционных народных промыслов и традиционных карельских населенных пунктов;

Наличие фольклорных памятников и проведение традиционных культовых праздников;

Наличие объектов религиозного паломничества;

Проведение религиозно-культурных мероприятий.

Организационно-экономические

Государственный протекционизм развития туризма;

Формирование туристской инфраструктуры;

Наличие достаточного количества и ассортимента турпродуктов и проектов в сфере туризма;

Наличие организационных возможностей для развития различных видов туризма в республике;

Заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии туризма;

Наличие организационно-экономических возможностей для ориентации общественного производства на обслуживание туристов;

Возможности по размещению большого числа туристов;

Наличие компетентного персонала в области управления туризмом и обслуживания туристов;

Хорошее состояние транспортной инфраструктуры;

Проведение работ по формированию единого информационного поля в сфере туризма, создание республиканского информационно-туристского центра.

Социально-психологические

Стабильная политическая и социально-экономическая обстановка в республике;

Наличие достаточного количества турпродуктов, дифференцированных по различным социальным признакам (интересам, возрасту, социальному положению, полу);

Наличие специфических национально-культурных устоев и доброжелательности местного населения;

Гарантии безопасности и комфортности туристов.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты