04.07.2021

Форма 7 ндфл кто сдает. О компании и продуктах


  • Приложение N 1. Отчет о декларировании доходов физическими лицами (Форма N 1-ДДК (полугодовая))
    • Раздел II. Результаты проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ
    • Справочная информация к Разделу II. Сведения о налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), по которым налоговыми органами допущены нарушения сроков проведения камеральных налоговых проверок
    • Раздел III. Сведения о налоговых декларациях формы 3-НДФЛ о доходах 2015 года, представленных индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, арбитражными управляющими и другими лицами, занимающимися частной практикой (по данным налогоплательщика)
    • Методические указания по порядку формирования отчета по форме N 1-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами"
      • Периодичность представления и порядок составления Отчета
      • Раздел II. Результаты проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы N 3-НДФЛ
      • Справочная информация к разделу II. Сведения о налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), по которым налоговыми органами допущены нарушения сроков проведения камеральных налоговых проверок
      • Раздел III. Сведения о налоговых декларациях формы N 3-НДФЛ о доходах 2015 года, представленных индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, и другими лицами, занимающимися частной практикой (по данным налогоплательщика)
  • Приложение N 2. Отчет о декларировании доходов физическими лицами за 2015 год (Форма N 5-ДДК (годовая))
    • Раздел I. Сведения о представленных в налоговые органы декларациях формы 3-НДФЛ о доходах 2015 года (по данным налогоплательщика)
    • Методические указания по порядку формирования отчета по форме N 5-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами за 2015 год"
        • Раздел I. Сведения о представленных в налоговые органы декларациях формы N 3-НДФЛ о доходах 2015 года (по данным налогоплательщика)
        • Раздел II. Структура доходов и налоговая база в разрезе различных ставок налога по декларациям о доходах 2015 года (по данным налогоплательщика)
  • Приложение N 3. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, удерживаемому налоговыми агентами (Форма N 5-НДФЛ (представляется два раза в год))
    • Раздел I. Количество сведений о доходах физических лиц и количество физических лиц, получивших доходы, по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1"
    • Раздел II. Суммы доходов физических лиц по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1"
    • Раздел III. Сведения о доходах физических лиц (пункт 5 статьи 226, пункт 14 статьи 226.1 НК РФ) по данным формы 2-НДФЛ с признаком "2"
    • Раздел IV. Сведения о физических лицах, которым предоставлены стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты налоговыми агентами по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1"
    • Раздел V. Сведения о физических лицах, которым предоставлены налоговые вычеты налоговыми агентами по отдельным видам доходов по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1"
    • Раздел X. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 13%, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XI. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 30%, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XII. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 9%, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XIII. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 35%, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XIV. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 15%, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XV. Налоговая база, подлежащая налогообложению по иным налоговым ставкам, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Раздел XVI. Налоговая база, подлежащая налогообложению по всем налоговым ставкам, и сумма налога по данным формы 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
    • Методические указания по порядку составления отчета по форме N 5-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, удерживаемому налоговыми агентами"
      • Раздел I. Количество сведений о доходах физических лиц и количество физических лиц, получивших доходы, по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "1"
      • Раздел II. Суммы доходов физических лиц по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "1"
      • Раздел III. Сведения о доходах физических лиц (пункт 5 статьи 226, пункт 14 статьи 226.1 НК РФ) по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "2"
      • Раздел IV. Сведения о физических лицах, которым предоставлены стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты налоговыми агентами по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "1"
      • Раздел V. Сведения о физических лицах, которым предоставлены налоговые вычеты налоговыми агентами по отдельным видам доходов по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "1"
      • Раздел VI. Количество сведений о доходах физических лиц и количество физических лиц, получивших доходы, по данным Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел VII. Суммы доходов физических лиц по данным Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел VIII. Сведения о физических лицах, которым предоставлены стандартные налоговые вычеты налоговыми агентами по данным Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел IX. Сведения о физических лицах, которым предоставлены налоговые вычеты налоговыми агентами по отдельным видам доходов по данным Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел X. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 13%, и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XI. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 30%, и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XII. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 9%, и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XIII. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 35%, и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XIV. Налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 15%, и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XV. Налоговая база, подлежащая налогообложению по иным налоговым ставкам и сумма налога из данных формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
      • Раздел XVI. Налоговая база, подлежащая налогообложению по всем налоговым ставкам и сумма налога по данным формы N 2-НДФЛ с признаком "1" и Приложения N 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
  • Приложение N 4. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц за 2016 год, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма N 7-НДФЛ (квартальная))
    • Раздел I. Обобщенные показатели по налоговым ставкам и суммам налога на доходы физических лиц, исчисленным и удержанным налоговым агентом по данным формы 6-НДФЛ
    • Методические указания по порядку составления отчета по форме N 7-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц за 2016 год, исчисленных и удержанных налоговым агентом"
  • Приложение N 5. Сведения о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (Форма N 1-МР (ежемесячная))
    • Методические указания по порядку заполнения данных по форме N 1-МР "Сведения о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам"
  • Приложение N 6. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Форма N 1-НМ (ежемесячная))
    • Раздел I Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации
    • Раздел III Начисление и поступление платежей по налогам на совокупный доход
    • Методические указания по порядку составления отчета по форме N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"
  • Приложение N 7. Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (Форма N 1-НОМ (квартальная))
    • Методические указания по порядку составления отчета по форме N 1-НОМ "Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности"
  • Приложение N 8. Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доходов, администрируемых налоговыми органами (Форма N 1-ОНС (ежедневная))
    • Раздел I. Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами
    • Раздел II. Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доходов, администрируемых налоговыми органами
    • Методические указания по порядку формирования отчета по форме N 1-ОНС "Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доходов, администрируемых налоговыми органами" (приказ ФНС России от 18.11.2015 N ММВ-7-1/529@)
      • II. Раздел I отчета по форме N 1-ОНС Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами
      • III. Раздел II отчета по форме N 1-ОНС Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доходов, администрируемых налоговыми органами
  • Приложение N 9. Отчет о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (Форма N 2-ЕМ (ежемесячная))
    • Раздел I. Поступление в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами
    • Раздел II. Поступление в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации доходов, администрируемых налоговыми органами
    • Методические указания по порядку составления отчета по форме N 2-ЕМ "Отчет о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации"
  • Приложение N 10. Сведения о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (Форма N 2-МРИ (ежемесячная))
    • Раздел I Сведения о поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами
    • Раздел II Сведения о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации
    • Методические указания по порядку составления формы N 2-МРИ "Сведения о поступлении доходов, администрируемых налоговыми органами, в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации"
  • Приложение N 11. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (Форма N 2-НК (ежемесячная-квартальная))
    • Раздел I. Проверки налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц), налоговых агентов и плательщиков сборов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах
    • Раздел V. Сведения о проведенных налоговых проверках, в ходе которых проверялся вопрос обоснованности возмещения сумм налога на добавленную стоимость
    • Методические указания по порядку формирования отчета по форме N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов"
      • Раздел I "Проверки налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц), налоговых агентов и плательщиков сборов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах"
      • Раздел III. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок
      • Раздел V "Сведения о проведенных налоговых проверках, в ходе которых проверялся вопрос обоснованности возмещения сумм налога на добавленную стоимость"
      • Раздел VI Описание контрольных соотношений показателей отчетности формы N 2-НК
    • Описание формирования показателей формы отчетности N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов"
      • Раздел I проверки налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц), налоговых агентов и плательщиков сборов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах
      • Раздел V сведения о проведенных налоговых проверках, в ходе которых проверялся вопрос обоснованности возмещения сумм налога на добавленную стоимость
  • Приложение N 12. Сведения о результатах работы управлений ФНС России по обеспечению процедур банкротства (Форма N 4-РБ (ежемесячная-квартальная))
    • Раздел II. Задолженность организаций, находящихся в процедуре банкротства по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией
    • Раздел III. Организационная работа по финансированию процедур банкротства
    • Раздел IV. Организационная работа по консолидации требований по уведомлениям о наличии задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и иным обязательным платежам
    • Раздел V. Сведения о материалах, направленных уполномоченным органом в органы прокуратуры и правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел
    • Методические указания по порядку составления формы N 4-РБ "Сведения о результатах работы управлений ФНС России по обеспечению процедур банкротства"
      • Раздел I. Организационная работа по обеспечению процедур банкротства
      • Раздел II. Задолженность организаций, находящихся в процедуре банкротства, по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

О проведении ежеквартального мониторинга отчета 7-ндфл

Федеральная налоговая служба сообщает о том, что оценка статистической налоговой отчетности по форме N 7-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом" (далее - отчет N 7-НДФЛ) показала непроведение со стороны УФНС России по субъектам Российской Федерации анализа качества и достоверности содержащейся в отчете N 7-НДФЛ информации.

В связи с этим, ФНС России сообщает о проведении ЦА ФНС России мониторинга работы УФНС России по субъектам Российской Федерации по анализу качества и достоверности сведений, содержащихся в отчете N 7-НДФЛ.

С целью унификации требований качества и достоверности сведений, содержащихся в отчете N 7-НДФЛ, к настоящему письму прилагается сводная таблица (не приводится), содержащая контрольные соотношения отчета N 7-НДФЛ.

Проведение мониторинга предполагает:

1. определение сотрудников УФНС России по субъектам Российской Федерации, ответственных за качество и достоверность отчета по форме N 7-НДФЛ, и направление их данных в Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России (фамилию, имя, отчество, занимаемая должность (не ниже заместителя начальника отдела));

2. проведение на постоянной основе ежеквартального анализа качества и достоверности сведений, содержащихся в отчете N 7-НДФЛ, после получения вновь сформированного (переформированного) отчета путем переноса данных в сводную таблицу;

3. при выявлении критичных расхождений в отчете N 7-НДФЛ устранение нарушений в течение одного календарного месяца с момента направления филиалом ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по г.Москве соответствующего сформированного (переформированного) отчета N 7-НДФЛ;

4. при невозможности устранения расхождений в течение 10 дней по истечении одного календарного месяца, указанного в пункте 3, направление пояснительных записок УФНС России по субъектам Российской Федерации в адрес Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России;

5. персональную ответственность за качество и достоверность отчета по форме N 7-НДФЛ ответственных сотрудников УФНС России по субъектам Российской Федерации;

6. переформирование и направление отчета в ФНС России и УФНС России по субъектам Российской Федерации филиалом ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по г.Москве по истечении одного календарного месяца, после первоначально сформированного отчета по форме N 7-НДФЛ в сроки, установленные Методическими рекомендациями по порядку составления отчета по форме N 7-НДФЛ.

Заместитель Руководителя

Действительный

государственный советник

Российской Федерации 2 класса

Д.Ю.Григоренко

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

С подоходным налогом сталкиваются все бухгалтеры, организации и ИП. Наш обзор посвящён изменениям по НДФЛ с 2018 года (гл. 23 НК РФ), которых накопилось довольно много не только в части налогообложения, но и сдачи отчётности по новым формам.

Как сдавать отчётность при реорганизации

В случае реорганизации бизнеса следует учитывать важное изменение подоходного налога в 2018 году. Так, с 1 января НК РФ регламентирует правила сдачи отчётности в данной ситуации. Это новый п. 5 статьи 230, внесённый Законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.

Главное требование такое: не взирая на вид реорганизации – присоединение/разделение/преобразование/слияние – правопреемник обязан сдать за реорганизованную структуру в ИФНС по месту своего учёта формы 2-НДФЛ и отчёт 6-НДФЛ, если она это не сделала.

Если же правопреемников несколько, то обязанность каждого устанавливают по передаточному акту либо разделительному балансу.

5 новых кодов доходов и один вычета для 2-НДФЛ

Приказ Налоговой службы России от 24 октября 2017 года № ММВ-7-11/820 ввёл для справки 2-НДФЛ новые коды с 2018 года. По доходам физлиц появилось 5 новых кодов, а по вычетам – один.

Так, для вычета по индивидуальному инвест. счету, с помощью которого человеку удалось заработать, теперь есть код 619. Что касается самого состава вычетов в НК РФ, то, по нашим сведениям, новый вычет по НДФЛ в 2018 году не появится.

По доходам новые коды следующие:

По нашей информации, новая форма 2-НДФЛ в 2018 году появиться не должна. Продолжает быть актуальным бланк, утвержденный приказом ФНС от 30 октября 2015 года № ММВ-7-11/485.

Обновление формы справки о доходах

Налоговая служба России разработала обновленный бланк справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале размещения проектов нормативных документов . Предполагается, что она будет актуальна для сведений о доходах за 2017-й год.

Напомним, что внешний вид справки 2-НДФЛ закреплён приказом ФНС от 30 октября 2015 года № ММВ-7-11/485. Зачем потребовалось обновлять эту форму?

Суть в изменениях, о которых мы писали в начале этой статьи: чтобы правопреемники налогового агента могли сдавать за него 2-НДФЛ. Для этого в Разделе 1 «Данные о налоговом агенте» появилось 2 новых поля:

  • «Форма реорганизации (ликвидации)» (ставят соответствующий код от 0 до 6);
  • «ИНН/КПП реорганизованной организации».

В остальных случаях эти строки не заполняют.

По новым правилам правопреемник указывает код ОКТМО по месту нахождения реорганизованной структуры или её обособленного подразделения.

В поле «Налоговый агент» правопреемник реорганизованной организации указывает именно её название (либо её обособки).

Кроме того, из Раздела 2 «Данные о физическом лице – получателе дохода» изъяты строки, связанные с адресом места жительства. А в Разделе 4 справки 2-НДФЛ из состава налоговых вычетов исключены инвестиционные.

Перечислим основные изменения 6-НДФЛ в 2018 году:

  • титульный лист; в частности, штрих-код «15201027» изменён на «15202024»;
  • крупнейшие налогоплательщики ИНН и КПП по месту нахождения организации приводят как в свидетельстве о постановке на учет по месту нахождения (5-й и 6-й разряд КПП – «01»);
  • организация-правопреемник сдаёт расчёт в ИФНС по месту своего нахождения за последний период представления и уточненные расчёты за реорганизованную структуру (в форме присоединения/слияния/разделения/преобразования) с указанием на титульном листе в строке «по месту нахождения (учета) (код)» цифры «215»; при этом в верхней части титула нужно привести ИНН и КПП правопреемника;
  • в строке «налоговый агент» указывают наименование реорганизованной организации или ее обособленной структуры.

Есть и другие поправки в форму расчёта 6-НДФЛ с 2018 года, связанные с реорганизацией. Например, таблица кодов реорганизации/ликвидации (с «0» по «6»).

Обновлённый бланк бухгалтеры обязаны применять уже с отчёта за 2017 год. Напомним, что крайний срок сдачи 6-НДФЛ за 2017 год – 2 апреля 2018 года включительно.

Обновление декларации по форме 3-НДФЛ

Также Налоговая служба России подготовила изменения в бланк декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ . Он утвержден приказом ФНС от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/671. Судя по всему, обновлённый бланк 3-НДФЛ будет введен с 2018 года, в том числе для отчётности за 2017 год.

Так, новую редакцию получили:

  • титульный лист декларации 3-НДФЛ;
  • лист Д1 «Расчет имущественных налоговых вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества»;
  • лист Е1 «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов»;
  • Лист З «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ПФИ)»;
  • лист И «Расчет налогооблагаемого дохода от участия в инвестиционных товариществах».

В другие листы 3-НДФЛ тоже есть поправки.

Кроме того, декларация 3-НДФЛ получила абсолютно новый лист К под названием «Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества».

Новые правила для налога с выигрышей

Азартным людям просто необходимо знать, какие изменения по НДФЛ в 2018 году ждут их. Дело в том, что Закон от 27 ноября 2017 года № 354-ФЗ в корне поменял порядок налогообложения выигрышей в азартные игрища и лотереи, а также отчисление НДФЛ с них.

Можно выделить 3 основных правила (новые положения ст. 214.7 НК РФ):

Разумеется, никакие вычеты за азартные утехи не положены. Соответствующая фраза появилась во втором абзаце п. 3 ст. 210 НК РФ.

Читайте также Новые необлагаемые НДФЛ доходы с 2017 года

Также уточнено, что налог считают отдельно по каждой сумме выигрыша.

НДФЛ и московская реновация жилого фонда

Те, чьё жильё попало в Москве под снос и реновацию должны быть в курсе, какие изменения по подоходному налогу в 2018 году и в дальнейшем ждут их.

Согласно Закону от 27 ноября 2017 года № 352-ФЗ, не будет налога с доходов в виде (новый п. 41.1 ст. 217 НК РФ):

  • равноценного денежного возмещения за старое жильё;
  • жилья (доли в жилье), которое предоставлено вместо попавшего под реновацию.

Также в НК РФ прописан механизм предоставления имущественного вычета в случае продаже жилья, предоставленного по реновации (новый подп. 2 п 2 ст. 220 НК РФ). Доходы можно уменьшить на расходы, связанные с покупкой:

  • освобожденного жилья;
  • и/или жилплощади, предоставленной в связи с реновацией.

А срок владения новой квартирой объединён со сроком нахождения в собственности прежнего жилья (новый абзац п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

Компенсации дольщикам не облагаются

Абсолютно новое по НДФЛ с 2018 года – это пункт 71 ст. 217 НК РФ. Закон от 27 ноября 2017 года № 342-ФЗ дополнил перечень необлагаемых выплат. К ним отнесено возмещение за счет средств компенсационного фонда, полученное дольщиком в рамках Закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ <О защите прав дольщиков при банкротстве застройщиков˃.

Поскольку многие «обожглись» с этой схемой приобретения нового жилья, государство решило поддержать тех, кому не посчастливилось въехать в достроенный дом.

Не облагается первый взнос за авто

Перечень необлагаемых НДФЛ выплат пополнился ещё одной позицией. Это оплата части первоначального взноса в счет стоимости покупаемого авто за счет средств федеральной казны при оформлении кредита на приобретение автомобиля (порядок регулирует Правительством РФ. Это новый пункт 37.3 ст. 217 НК РФ, который внесён Законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.

Суть этих свежих новостей про изменения НДФЛ в 2018 году в том, что они носят ретроспективный характер. Освобождение действует уже с 1 января 2017 года.

Уточнён день фактического получения дохода

Законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ также дополнил подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ. В нём речь идёт о фактическом получении физлицом дохода в день списания безнадежного долга с баланса предприятия.

С 2018 года уточнено, что речь идёт о том, что данная организация взаимозависима по отношению к физлицу. Причём эта уточнённая норма актуальна и на период 2017 года.

Новые правила обложения экономии на процентах по займам

Закон от 27 ноября 2017 года № 333-ФЗ с 1 января 2018 года скорректировал положения подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Теперь стало более понятно, когда именно экономия на процентах по займу/кредиту приводит к подоходному налогу.

НДФЛ есть, когда:

  • деньги получены от взаимозависимой организации/предпринимателя либо с таковыми имеет место факт трудовых отношений;
  • по факту экономия – это материальная помощь или форма встречного исполнения обязательства перед заёмщиком (например, когда последний поставил товар, выполнил работу, оказал услугу)

Меняется налогообложение процентов по отечественным обращающимся облигациям

В силу Закона от 03 апреля 2017 года № 58-ФЗ с 1 января 2018 года изменён порядок налогообложения доходов в виде процентов по обращающимся облигациям отечественных фирм и предприятий, которые выпущены в оборот с 2017 года.

По сути данные проценты теперь облагаются НДФЛ как вклады в банках по ставке 35% (новая редакция п. 2 ст. 224 НК РФ). А именно, под налог попадает разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, которая рассчитана:

  • по номиналу облигаций;
  • ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов и действующей в период выплаты купонного дохода.

доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (проверяется по реестру юридических лиц);

средняя численность работников за налоговый (отчетный) период составляет не более 100 человек (проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой чиновники будут искать недочеты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением (возможное искажение численности персонала);

остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. рублей (по сдаваемой отчетности проверку выполнить невозможно, в декларациях по УСН нет такого показателя, а баланс не сдается); налоговая может потребовать инвентарную ведомость основных средств;

предельный размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).

Для ЕНВД:

площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания составляет не более 150 кв. метров;

количество имеющихся автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

Проверка может производиться как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в данном случае такова – если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с целью получения налоговой выгоды.

Проверка производится по данным представленной декларации, дополнительно могут быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых листов и другие документы).

1.7 НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год

Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма, должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.

1.8 Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками

Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим Постановлением:

налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

Сформулированы критерии, по которым судьи арбитражных судов могут прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:

невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Как видно, приведенные высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговики могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика. Сейчас судьи стали вникать в содержательную часть экономических операций и в их целесообразность.

Иными словами нужно убедить суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности, действительно имел место. Т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учете должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.

1.9 Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив Уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам, или внести в отчетность исправления. Основаниями для Уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:

ошибки в налоговой декларации (расчете);

противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.

Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.

1.10 Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

Имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причем с изменением места постановки на учет (переход в другую ИФНС).

Отметим, что «переезды» всегда настораживают налоговиков. Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».

1.11 Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учета:

рентабельность продаж;

рентабельность активов.

Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Основание и правовые основы НДФЛ

Налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ) - это налог, который касается абсолютно каждого, ведь все мы являемся физическими лицами. Его старое, более расхожее и привычное название - "подоходный налог". Оба эти названия - говорящие: в них заложены два основных смысла налога:

  1. этим налогом облагаются доходы,
  2. этот налог применим к физическим лицам.

Физическими лицами в данном случае являются граждане России и иностранцы, взрослые и дети, мужчины и женщины, то есть абсолютно все. Главное - в том, что если у физлица появился доход, то он должен быть обложен налогом.

НДФЛ посвящена объемная глава 23 Налогового кодекса РФ. Также в правовую базу по НДФЛ включаются Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ, Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 279-ФЗ, Приказ ФНС РФ от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ и, конечно, разъясняющие письма Минфина и ФНС РФ.

Налогоплательщики НДФЛ

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

  1. Физические лица - налоговые резиденты РФ.
  2. Физические лица - нерезиденты, получающие доход в РФ.

Кто такие налоговые резиденты и нерезиденты?

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд друг за другом. Данный период не прерывается в случаях выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ или оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Нерезиденты - это, соответственно, лица, которые находятся в России менее 183 дней подряд. Это могут быть иностранцы, приехавшие на временную работу, студенты по обмену, и даже граждане России, которые проживают в другой стране более 6 месяцев в год.

Важно!

Наличие или отсутствие гражданства РФ само по себе не является фактором, который играет решающую роль при определении статуса налогового резидента. Здесь важно именно нахождение на территории России в течение 183 дней или меньше.

Исключений - два:

Пункт 3 статьи 207 НК РФ говорит о том, что вне зависимости от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы страны.

Объект налогообложения НДФЛ

Объектом налогообложения признаются доходы физических лиц:

  • налоговых резидентов - от источников в РФ и за ее пределами;
  • налоговых нерезидентов - от источников в РФ.

Напомним, что доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (об этом говорится в статье 41 НК РФ). Эта экономическая выгода признается доходом тогда, когда соответствует трем условиям:

  • она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
  • ее размер можно оценить;
  • она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты;
  • доходы от использования авторских и иных смежных прав;
  • доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, акций и ценных бумаг, долей в уставных капиталах, прав требования, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу или оказанную услугу, совершение определенных действий, а также вознаграждение директоров и выплаты, получаемые членами органа управления организации;
  • пенсии, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • доходы от использования любых транспортных средств, а также штрафы и санкции, полученные за их простой;
  • иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных на территории РФ:

  • вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
  • доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ - их список указаны в статьях 215 и 217 НК РФ. Подробнее о доходах, освобождаемых от обложения налогом на доходы физлиц, читайте ниже.

Налоговая база по НДФЛ

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 218-221 НК РФ. Если доходы налогоплательщика меньше вычетов, налоговая база равна нулю.

Налоговая база всегда определяется в рублях. Доходы (расходы, принимаемые к вычету), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Информацию об особенностях определения налоговой базы по различным видам доходов содержат ст. 211-215 Налогового кодекса РФ:

  • Если доход получен в натуральной форме, то применяем статью 211 Налогового кодекса РФ. Доходом в натуральной форме считаются полученные товары, имущество, услуги - все то, что физлицо получает "натурой", а не деньгами. Важно то, что доход в натуральной форме может быть получен физлицом только от организации или индивидуального предпринимателя (если доход "натурой" получен от другого физлица - не ИП, то налогом такой доход не облагается).
  • Доход в виде материальной выгоды может возникать при экономии на процентах за пользование заемными средствами (кредитом), при приобретении ценных бумаг, а также при приобретении товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. Эти вопросы регулирует статья 212 НК РФ.
  • Особенности определения налоговой базы по договорам страхования рассматриваются в статье 213 НК РФ.
  • Особенности уплаты НДФЛ по доходам от долевого участия в организации - в статье 214 НК РФ.
  • Отдельные доходы иностранных граждан и обложение их налогом рассмотрены в статье 215 кодекса.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указаны в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

Есть ряд случаев, когда доходы налогового нерезидента РФ также облагаются ставкой 13%:

  • Доходы иностранных работников - высококвалифицированных специалистов.
  • Доходы иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента.
  • Доходы участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Россию.
  • Доходы иностранные граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ.
  • Доходы от трудовой деятельности членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15, 30 и 35%.

Налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

  • при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
  • при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Налогообложение по ставке 15% производится в отношении:

  • дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Налогообложение по ставке 30% производится в отношении:

  • всех доходов, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов, для которых установлены специальные ставки в размере 13% и 15%;
  • доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту.

Налогообложение по ставке 35% производится в отношении:

  • доходов от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых по результатам конкурсов, игр и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (налог уплачивается со стоимости приза свыше 4000 рублей);
  • процентных доходов по банковским вкладам, в части их превышения над суммой процентов, рассчитываемой:
    • по рублевым вкладам - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%;
    • по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых;
  • дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;
  • дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками;
  • процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов.

Доходы, не облагаемые НДФЛ

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ. Их исчерпывающий перечень предусмотрен статьями 215 и 217 НК РФ.

С 1 января 2017 года статья 2017 НК РФ дополнена новым пунктом. НДФЛ теперь не начисляется на стоимость независимой оценки квалификации работника. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

К освобожденным от НДФЛ доходам, в частности, относятся:

  1. Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), иные выплаты и компенсации;
  2. Пособия по безработице, беременности и родам;
  3. Государственные и трудовые пенсии, социальные доплаты;
  4. Компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления (в определенных пределах);
  5. Выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение их расходов, связанных с исполнением таких договоров - на наем жилья, транспорт, питание и т.д.;
  6. Вознаграждения за донорскую помощь (за сданную кровь, молоко и т.д.);
  7. Алименты;
  8. Гранты (безвозмездная помощь) для поддержки науки, образования, культуры, искусства в РФ, предоставленные международными, иностранными или российскими организациями, определенных в Перечнях Правительства РФ;
  9. Международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации:
    • по утвержденному перечню Правительства РФ от 06.02.2001 N 89;
    • по перечням, утвержденным в субъектах РФ;
  10. Единовременные выплаты (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемые:
    • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
    • работодателями членам семьи умершего или бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам из бюджетов и внебюджетных фондов в рамках государственных программ;
    • пострадавшим от терактов в РФ, а также членам семей погибших в результате терактов на территории РФ (независимо от источника выплаты);
    • работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) и выплачиваемые при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка в течение первого года в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.
  11. Вознаграждения за оказание содействия в выявлении, пресечении и раскрытия терактов (выплачиваемые из федерального и регионального бюджетов);
  12. Суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (введено с января 2012 г.);
  13. Суммы полной или частичной компенсации стоимости санаторно-курортных путевок для работников, в том числе уволившихся с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, а также детям до 16 лет;
  14. Стипендии;
  15. Суммы оплаты труда в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, - в пределах установленных норм;
  16. Доходы крестьянских (фермерских) хозяйств от производства, реализации и переработки сельхозпродукции в течение первых пяти лет с момента регистрации;
  17. Доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
  18. Доходы членов родовых, семейных общин (за исключением оплаты труда наемных работников) от традиционных промыслов малочисленных народов Севера;
  19. Доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой при осуществлении любительской и спортивной охоты;
  20. Доходы, получаемые физическими лицами, от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика не менее 3 лет;
  21. Доходы от наследования физических лиц (за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов);
  22. Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;

    Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и(или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

  23. Доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций;
  24. Призы спортсменов, полученные на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира, Европы, РФ;
  25. Суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях;
  26. Оплата за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями приобретенных технических средств профилактики инвалидности, средств реабилитации, а также оплата покупки и содержания собак-проводников для инвалидов;
  27. Вознаграждения за передачу в государственную собственность кладов;
  28. Проценты по казначейским обязательствам, облигациям, другим ценным бумагам СССР, РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  29. Доходы, получаемые от некоммерческих организаций детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, установленного законами субъектов РФ;
  30. Стоимость подарков, призов на конкурсах и соревнованиях по решению органов власти, материальная помощь и оплата медикаментов работодателями, выигрыши на рекламных конкурсах, суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов и другие, - в пределах 4000 рублей.

Полный перечень доходов, не облагаемых НДФЛ - cм. статьи 215 и 217 Налогового кодекса РФ.

Налоговые вычеты по НДФЛ

Доходы физических лиц, облагаемые НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить. Это называется "налоговый вычет". Его суть - уменьшение налогооблагаемой базы на те расходы, которые вы понесли и которые оговорены в Налоговом кодексе РФ.

Вычеты нельзя применить к доходам, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35%.

Чтобы применить налоговый вычет, нужно иметь налогооблагаемый доход. Поэтому вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), освобожденные от уплаты НДФЛ. К таким физическим лицам, в частности, относятся:

  • пенсионеры, инвалиды, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий;
  • безработные;
  • лица, получающие пособие по уходу за ребенком;
  • индивидуальные предприниматели, получающие доход от осуществления деятельности, в отношении которой применяются специальные налоговые режимы - ЕСХН, УСН и ЕНВД.
  1. СТАНДАРТНЫЕ ВЫЧЕТЫ

Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц и имеют фиксированный размер для каждой категории "льготников". Стандартные вычеты не зависят от наличия каких-либо расходов и применяются ежемесячно.

Виды стандартных налоговых вычетов:

  1. Вычеты на налогоплательщика.

    Максимальный вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода, в частности, предоставляется:

    • "чернобыльцам",
    • инвалидам Великой Отечественной войны,
    • инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации и другим категориям лиц (см. п.1 ст.218 НК РФ).

    500 рублей за каждый месяц налогового периода для:

    • Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;
    • участников ВОВ, блокадников, узников концлагерей;
    • инвалидов с детства, инвалидов I и II групп;
    • лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий, испытаний на военных и гражданских атомных объектах;
    • доноров костного мозга;
    • родителей и супругов погибших военных или государственных служащих, воинов-интернационалистов и т.д. в соответствии со статьей 218 НК;
    • граждан, исполнявших интернациональный долг в других странах, а также принимавших участие в боевых действиях на территории РФ в соответствии с решениями органов государственной власти.
  2. Вычеты на ребенка (детей).

    Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруге (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, с 1 января 2012 года предоставляется в следующих размерах:

    • 1400 рублей - на первого ребенка;
    • 1400 рублей - на второго ребенка;
    • 3000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

    Размер вычета на ребенка-инвалида зависит от того, кто его обеспечивает:

    • Родитель, усыновитель, жена или муж родителя может получить 12000
    • Приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6000

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на налоговый вычет.

Налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года), превысил 350000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил эту сумму, налоговый вычет по данному основанию не применяется.

ВАЖНО!

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЧЕТЫ:
  • Социальные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет так называемые социальные расходы - связанные с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.

    С 1 января 2017 года введен социальный вычет для физлиц, которые оплатили независимую оценку своей квалификации, поскольку с 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Так, если физлицо оплатило независимую оценку своей квалификации, оно может получить социальный вычет по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ). Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

    Уменьшить налогооблагаемую базу по НДФЛ можно на такие суммы:

    1. Суммы, перечисляемые налогоплательщиком в виде пожертвований: благотворительным, социально ориентированным и иным некоммерческим организациям, в том числе, на формирование (пополнение) целевого капитала. а также религиозным организациям на осуществление уставной деятельности, но не более 25% дохода, полученного за налоговый период;
    2. Расходы на свое очное обучение (обучение брата или сестры) в учреждениях, имеющих государственную лицензию, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 120000 рублей в год. Расходы за обучение детей - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

      Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала.

    3. Оплата медицинских услуг и медикаментов по перечням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, с учетом сумм добровольно уплаченных страховых взносов (в т.ч. расходы на лечение своих детей до 18 лет, супругов и родителей, усыновленных детей до 18 лет) - размере фактически понесенных расходов, но не более 120000 рублей в год. По дорогостоящим видам лечения в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, вычет принимается в размере фактических расходов, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, а также при предоставлении подтверждающих документов.
    4. Суммы уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования в размере фактических расходов, но не более 120000 рублей в год.
    5. Суммы уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере понесенных расходов, но не более 120000 в год.
    6. Суммы фактических расходов на прохождение независимой оценки квалификации. При этом величина данного вычета и вычетов, предусмотренных подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением указанных расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) в совокупности не должна превышать 120 тыс. руб. в год. Возможность через налогового агента получить вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, не предусмотрена. Значит, его следует заявлять в декларации по НДФЛ.

    Обращаем внимание!

    Вычет на лечение можно получить и по расходам на услуги, оказанные индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на основании лицензии.

  • ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ:
  • Имущественные налоговые вычеты применяются в трех ситуациях:

    1. При продаже имущества, доли в уставном капитале организации или при уступке прав по договору участия в долевом строительстве. В случае продажи недвижимости налогооблагаемая база уменьшается на сумму дохода от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее 3 (а если недвижимость ранее была куплена, а не получена по наследству или договору дарения от родственников или приватизирована - 5) лет, стоимостью не выше 1000000 рублей (в целом).

      В случае продажи иного имущества (кроме ценных бумаг), находящегося в собственности также менее 3 лет, вычет предоставляется в размере не выше 250 000 рублей. Что такое это "иное имущество", Налоговый кодекс не уточняет. Но обычно этот вычет применяется, когда речь идет об автомобилях, гаражах, картинах и т.д.

    2. При строительстве или покупке жилья, или земельных участков, а также при погашении процентов по кредитам, использованным на эти цели. В данном случае налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, а также на приобретение земельных участков под индивидуальное строительство или с уже построенными жилыми домами (долями в них). Но общая сумма вычета не может быть выше 2 000 000 рублей. Общая сумма вычета на погашение процентов по займам (кредитам) не может быть выше 3 000 000 рублей.

      С 2014 года налогоплательщики, заявившие вычет в размере менее максимально возможной суммы, вправе в дальнейшем использовать остаток при приобретении или строительстве жилья. Это ключевое изменение, введенное с 2014 года. Благодаря ему теперь можно использовать имущественный вычет на покупку (строительство) жилья неоднократно (ранее такая возможность давалась только один раз вне зависимости от общей суммы вычета).

      Эта норма не применяется к вычетам на погашение процентов по кредитам и займам.

    3. При выкупе у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд.

      Налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на имущественный вычет в размере выкупных сумм, полученных им в случае изъятия земельного участка (расположенного на нем иного недвижимого имущества) для государственных или муниципальных нужд. При этом выкупная стоимость может быть получена как в денежной, так и в натуральной форме.

    Перечень фактических расходов при получении имущественного вычета конкретизирован в ст. 220 НК РФ. Учитываются расходы на разработку проектной и сметной документации, подключение, достройку, отделку приобретенного дома или квартиры, комнаты.

    Вместо имущественного вычета можно уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, за исключением реализации ценных бумаг.

    При продаже доли в уставном капитале налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

    Имущественный вычет можно получить в налоговом органе, а также, не дожидаясь окончания налогового периода, - у налогового агента (работодателя). Выбор за вами.

    Подтвердить право на вычет необходимо документально. Документы должны сопровождать письменное заявление о предоставлении вычета и быть оформлены в установленном порядке. Форма налогового уведомления на имущественный вычет утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.

    Вычет не предоставляется повторно и не применяется к взаимозависимым лицам, перечисленных в ст. 105.1 НК, и в случаях оплаты расходов работодателями. При неполном использовании вычета остаток переносится на следующие периоды до полного его использования.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЫЧЕТЫ:
  • Профессиональные налоговые вычеты - это вычеты, связанные с профессиональной деятельностью налогоплательщика. Это документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с деятельностью:

    • индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (нотариусы, адвокаты и т.п.);
    • налогоплательщиков по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);
    • налогоплательщиков по созданию произведений науки, литературы, искусства, авторов открытий, изобретений.

    Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется этими налогоплательщиками самостоятельно в порядке, указанном в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль".

    Если расходы могут быть подтверждены документально, то вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

    Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

    Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленного дохода)

    Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

    Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

    Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства, и графики, выполненных в различной технике

    Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

    Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

    Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

    Исполнение произведений литературы и искусства

    Создание научных трудов и разработок

    Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

    Примечания:

    1. Индивидуальные предприниматели производят профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы доходов, если они не в состоянии документально подтвердить свои расходы;
    2. Реализуется право на профессиональные налоговые вычеты путем подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии - при подаче подтверждающих документов одновременно с налоговой декларацией.

  • ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВЫЧЕТЫ
  • Инвестиционные налоговые вычеты введены с 1 января 2015 года. Им посвящена статья 219.1 НК РФ, которая так и называется - "Инвестиционные налоговые вычеты".

    Эти вычеты могут быть предоставлены:

    1. в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которые находились в собственности налогоплательщика более трех лет. Это следующие ценные бумаги:
      • ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
      • инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании.
    2. в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
    3. в сумме доходов, полученных по операциям, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете.

    Особенности предоставления инвестиционных вычетов определены в пунктах 2, 3, 4 ст. 219.1 НК РФ.

    Налоговая отчетность (справка 6-НДФЛ)

    Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ утверждена форма 6-НДФЛ, порядок её заполнения, а также формат представления расчета в электронном виде. В расчете отражается обобщенная информация не по каждому работнику отдельно, а по всем физлицам, получившим доход от работодателя: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные им вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.

    Подавать сведения необходимо в электронной форме, в случае если в течение года доходы от организации получили 25 и более человек.

    В случае, если в организации трудится менее 25 человек, достаточно будет и бумажного носителя.

    Налоговая отчетность (справка 2-НДФЛ)

    По итогам года организация - налоговый агент должна заполнить и предоставить в налоговую инспекцию Справку о доходах физического лица за год (форма 2-НДФЛ).

    Ее необходимо подать в налоговый орган не позднее 1 апреля 2017 года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Так как дата выпадает на субботу, срок переносится на понедельник 3 апреля.

    Форма справки 2-НДФЛ и правила ее заполнения установлены приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@

    Порядок представления в налоговые органы сведений по форме 2-НДФЛ утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.

    Обращаем внимание!

    Справки 2-НДФЛ надо представлять в ИФНС:

    • если в течение года доходы от организации получили 25 и более человек - в электронной форме;
    • если в течение года доходы от организации получили менее 25 человек - в электронном виде или на бумаге (по выбору налогового агента).

    Декларация 3-НДФЛ

    Декларацию по НДФЛ (по форме 3-НДФЛ) подают физические лица, если они получили доходы, с которых никто за них налог не уплатил.

    Это может быть: доход от продажи имущества, доход из-за рубежа, выигрыш, подарок и т.п.

    Декларация подается в налоговую инспекцию по месту жительства - лично, через представителя или по почте.

    Если сдавать декларацию в инспекцию лично, она нужна будет в двух экземплярах. На втором экземпляре инспекция поставит отметку о принятии с указанием даты приема и вернет его физическому лицу-налогоплательщику.

    Если сдавать декларацию через представителя, ему потребуется нотариально подтвержденная доверенность.

    Если отправлять декларацию по почте, то делать это нужно ценным письмом с описью вложения. Датой сдачи декларации в этом случае будет являться дата отправки письма.

    Сумму налога, указанного в декларации 3-НДФЛ, нужно уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода.

    За нарушение срока подачи декларации установлен штраф. За каждый месяц просрочки он равен пять% ???не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога.

    Штраф не может быть больше 30% суммы и меньше 1000 рублей.

    НДФЛ: что нового в 2017 году?

    • НДФЛ не начисляется на стоимость независимой оценки квалификации работника. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Одно из них заключается в том, что плата за независимую оценку квалификации работника не облагается НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
    • Введен социальный вычет для физлиц, которые оплатили независимую оценку своей квалификации. Если физлицо оплатило независимую оценку своей квалификации, оно может получить социальный вычет по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ). Размер вычета равен сумме фактических расходов на прохождение независимой оценки квалификации. При этом совокупная величина этого и других вычетов, предусмотренных пунктом 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) в совокупности не должна превышать 120 тыс. руб. в год. Возможность через налогового агента получить вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, не предусмотрена. Значит, физическому лицу следует самостоятельно заявлять вычет в декларации по НДФЛ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

    Обращаем внимание !

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.


    © 2024
    ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты