19.09.2020

Техника экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации


Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации являются необходимой составляющей работ в таких областях деятельности, как статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность.

Указанные работы осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов хозяйственной деятельности. Например, с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле должны быть стандартизированы требования к их штриховому кодированию как условия информационного обеспечения деятельности торговых организаций.

Главный результат работ по ЕСКК (единая система классификации и кодирования) - создание классификаторов ТЭСИ - официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятия.

Основные положения по ЕСКК ТЭСИ установлены Правилами по стандартизации (ПР 50-733-93).

Согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения являются составляющими национальной системы стандартизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы или ОК) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию (за исключением самих стандартов) в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. ОК обязательны для исполнения, поскольку используются для обмена информацией между различными отраслями.



Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

В практической деятельности товароведов, инженеров-технологов пищевых производств большой интерес представляют Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), рассмотрим их.

1. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

В настоящее время создан общероссийский классификатор стандартов, который соответствует Международному классификатору стандартов (МКС), утвержденному ИСО и рекомендованному к применению в странах-членах ИСО, и Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС)001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей межгосударственных и национальных стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т.д.

В ОКС принят иерархическим методом классификации. Длина кодового обозначения – 7 знаков, алфавит кода – цифровой.

Структура кодового обозначения имеет следующий вид:

Класс Группа Подгруппа

В ряде случаев для обеспечения точности индексирования нормативных документов и облегчения их поиска классификационные группировки содержат помеченные звездочкой, обозначающей пояснения и ссылки на коды других классификационных группировок.

Например,

55.180.01 Размещение грузов для перевозок в целом.

65.020.30 Животноводство и селекция животных.

Работа по систематической централизации информации о состоянии фонда стандартов была начата в 1940 году, когда был основан ежегодный указатель «Государственных стандартов» и ежемесячный информационный указатель стандартов (ИУС). Эти издания позволяют выполнять поиск необходимых стандартов. В указателе Государственных стандартов все стандарты располагаются по классам, группам и подгруппам в соответствии с классификатором. Указатель содержит все стандарты, действующие по состоянию на 1-ое января нового года. Текущая информация по обновлению фонда государственных стандартов отражается в ИУС, который содержит перечень вновь принятых, измененных и отмененных стандартов.

Информация о введении нового стандарта должна пройти в ИУС не менее, чем за 6 мес до начала срока действия. Размещение их в ИУС аналогично указателю Государственных стандартов, то есть по разделам, классам и группам.

Например, запись в ИУС вновь введенного стандарта:

67.100.10 Мороженое молочное, сливочное и пломбир. -

Р 52175-2003 Введен впервые; Введ.01.01.2005 с правом досро-

чного применения; Н 17; Б3ю6-2003/100

Milk ice, ice-cream and plombir. Specificatoin.

Информация об изменениях, принятых к действующим стандартам, задается в информационном указателе (ИУС) в виде таблицы, поиск необходимых стандартов в которой выполняется по индексу класса.

Аналогично публикуется бланком заказа, содержащим перечень стандартов, имеющихся в наличии. На основании заявок от предприятий на тот или иной документ уточняется в целом тираж издания стандартов.

2) Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

Объектами классификации в ОКПО являются предприятия, организации и объединения независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные объединения и другие юридические лица, проходящие государственную регистрацию на территории РФ, а также полные товарищества, филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий и организаций.

В ОКПО использована порядковая система кодирования. Длина кодового обозначения – 7 знаков, которыми можно закодировать до 10 млн объектов, и контрольное число, алфавит кода – цифрjвой.

В качестве дополнительных признаков (фасетов) для позиций классификатора включены пятизначные коды органов государственного управления и общественных организаций, которым подчинены предприятия (организации), 11-значные (7- или 4-значные) коды территорий, на которых расположены эти объекты и 5-значные коды отраслей народного хозяйства.

Например,

3) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) разработан и введен взамен классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. Он представляет собой свод кодов и наименований группировок продукции, по-строенных по иерархической системе классификации.

Полный классификатор продукции состоит из 2-х частей: классификационной и ассортиментной. Код классификационной части записывается в соответствии с ОКП, ассортиментной – на основании отраслевых классификаторов продукции. Вторая часть кода необязательна, она вводится при необходимости отражения конкретных видов, марок, сортов, наименований, моделей продукции или ее других отличительных характеристик, например, вид тары для упаковки и ее объем. Классификационная часть включает 6 позиций кода, ассортиментная – 4 позиции. Таким образом, полный код состоит из 10 позиций.

Классификационная часть, собственно ОКП, предусматривает деление продукции по наиболее значимым экономическим и техническим признакам. В ОКП предусмотрена 5-тиступенчатая иерархическая классификация, обозначение ступеней выполняется арабскими цифрами. На первой ступени располагаются классы продукции, на второй – подклассы, на третьей – группы, на четвертой – подгруппы, на пятой – виды.

Коды 2-5 разрядных группировок продукции дополняются нулями. При записи ОКП между 2-ым и 3-им разрядами делается интервал.

ХХ Х Х Х Х

вид подкласс группа подгруппа вид

Каждая позиция ОКП включает 6-тизначный цифровой код, записанный с учетом названных правил, контрольное число и наименование группировки продукции. Например,

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

Опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование,

Предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.

Например:

91 6160 8 Консервы /детского и диетического питания;

91 6161 3 - гомогенизированные;

91 6162 9 - протертые;

91 6163 4 - нарезанные кусочками;

91 6164 9 - овощные

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

Вся пищевая продукция, согласно ОКП, входит в классы 91 "Продукция пищевой промышленности" и 92 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности".

Например, в классе продукции 91 0000 выделяют подкласс 9 – продукция чайной, соляной, табачно-махорочной промышленности и производственно-пищевых концентратов – 91 9000. В подкласс 9 класса 91 включены следующие группы продукции:

1 – продукция чайной промышленности (91 9100)

2 – продукция соляной промышленности (91 9200)

3 – продукция табачной промышленности (91 9300)

4– первые и вторые блюда – пищевые концентраты (91 9400)

5 – сладкие блюда, полуфабрикаты мучных изделий и молочные концентраты (91 9500)

6 – продукты из кукурузы и других видов зерна и отходов их производства (91 9600)

7 – сухие продукты для детского, диетического и лечебно-профилактического питания и отходы их производства (91 9700)

8 – напитки сухие – концентраты (кофейные, чайные, кофе, цикорий, сухой квас) и отходы их производства (91 9800)

9 пряности пищевкусовые, приправы и добавки – концентраты и отходы их производства (91 9900)

Внутри группы выделяют подгруппы. Например, в группе 8 подкласса 9 класса 91 (91 9800) выделяют следующие подгруппы:

1 – кофе натуральный (91 9810);

2 – напитки чайные и ароматизированные (91 9820);

3 – напитки/ кофейные (91 9830);

4 – цикорий / (91 9840) и т.д.

Внутри подгруппы выделяют виды продукции. Например, в подгруппе 4 группы 8 подкласса 9 класса 91 (91 9840) выделяют следующие виды продукции:

1 – растворимый (91 9841);

2 – жареный (91 9842);

3 – сушеный (91 9843).

В настоящее время ОКП как национальный классификатор сосуществует с внешнеторговым классификатором, введенным в нашей стране в 1991г. в качестве основы таможенного тарифа – Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для увязки группировок ОКП и ТН ВЭД используется справочный инструментарий – «переходные ключи», которые представляют собой таблицы, где по каждому наименованию продукции параллельно даются коды по каждому классификатору.

Коды ОКП на виды и наименования продукции проставляются в следующих документах:

ТР (стандартах) на продукцию любых категорий;

Технических документах (ТУ) на продукцию;

Технологических инструкциях;

Рецептурах;

Каталожных листах на новые виды продукции, учитываемых в центрах стандартизации и метрологии;

Каталожных листах на продукцию для составления каталогов товаров, выпускаемых в России;

Сертификатах соответствия.

Вся информация о принятии, отмене, замене и дополнении общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом в специальных изданиях «Государственные стандарты», и ежемесячном информационном указателе стандартов (ИУС).

Составной частью ЕСКК, в частности Общероссийского классификатора продукции, является каталогизация продукции.

Каталогизация продукции

Каталогизация продукции - процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. В основу каталогизации положены работы по классификации, кодированию и идентификации. Каталогизация - одна из разновидностей информационной технологии. Информационное обеспечение в области управления номенклатурой товаров требуется специалистам всех уровней и звеньев хозяйства для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических решений.

Существующая в настоящее время Федеральная система каталогизации продукции для государственных нужд (ФСК) решает следующие задачи: однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устаревших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК.

В результате каталогизации создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных. Каталоги могут создаваться как перечни продукции, выпускаемой предприятиями региона, либо продукции определенного назначения (группа однородной продукции).

Выпуск каталогов в рамках ФСК пока еще не может удовлетворить потребности коммерческих организаций в справочных изданиях. В условиях пока существующего информационного вакуума в области данных о выпускаемой продукции (имеются в виду прежде всего ее показатели качества) большую активность проявляют отдельные негосударственные организации, которые выпускают издания типа каталогов - бюллетени «Бизнес-карта», «Рынок сбыта», «Реестр поставщиков». Главный недостаток этих изданий - отсутствие стандартизированного описания продукции (однотипная продукция описывается различным набором показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки ее качества). Кроме того, многие из них не обеспечивают полноту сведений о выпускаемой продукции, базируются на устаревших данных, выпускаются эпизодически.

Каталожный лист (КЛ) - является обязательным приложением к проектам ТУ, представляемым на регистрацию в ЦСМ. Этот лист представляет собой машинно-ориентированный документ, включающий коды ЦСМ, предприятия - изготовителя продукции. Таким образом, ЦСМ, регистрируя ТУ, могут на основе каталожных листов формировать каталоги продукции своего региона. Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, получая информацию от ЦСМ, может собрать банк данных по группе однородной продукции и сформировать государственный каталог.

Концентрируемые в каталогах сведения о номенклатуре и показателях качества продукции одного назначения - ценный материал для последующего совершенствования стандартов на конкретную продукцию.

Велика роль каталогов в организации коммерческой деятельности. Через каталог изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться процедура электронного маркетинга - взаимный обмен информацией с использованием машинно-ориентированных форм между изготовителями, распределителями и потребителями продукции.

Итак, организационная структураФСК включает три звена:

1) изготовитель, составляющий КЛ в качестве приложения к проекту ТУ;

2) ЦСМ, который принимает КЛ при регистрации проекта ТУ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах региона и выпускает каталоги по группам однородной продукции, т. е. формирует региональную базу данных «Продукция региона»;

3) Федеральный центр каталогизации Госстандарта России, который принимает информацию из ЦСМ, обобщает информацию о выпускаемой продукции в масштабах страны и формирует федеральную базу данных «Продукция России».

Характеристика каталожного листа продукции. КЛ представляет собой машинно-ориентированный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТИ, чертеж и др.), в соответствие, с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках.

В число реквизитов КЛ входит «КодОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитиче­скую обработку информации об однородной продукции.

Реквизит «Код КГС (ОКС)» - это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование, и адрес держателя подлинника документа.

Код предприятия-изготовителя по ОКПО обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа.

В КЛ указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем.

Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д.

Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛ, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКГТ). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений.

Стандарты организаций (приложение 1, ст. 17) и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Следует обратить внимание, что о документах со статусом отраслевой стандарт (ОСТ) в ФЗ РФ «О техническом регулировании» нет упоминания и это не случайно.

Как отмечает в своей статье с.н.с. ВНИИС Е.Сорокин, согласно ГОСТ Р

1.4-93 (п.3.10) стандарты отрасли были обязательны только для предприятий, подведомственных государственному органу управления, принявшему эти стандарты. Упразднение этих документов началось задолго до применения ФЗ РФ «О техническом регулировании», еще в 1998г. К настоящему моменту их осталось порядка 12 тыс., тогда как 10 лет назад их было свыше 40 тыс.

Логично предполагать, что в дальнейшем требования отраслевых стандартов должны аккумулироваться в национальных стандартах или же в стандартах предприятий.

Стандарты отраслей (ОСТ) – разрабатываются и принимаются государственными органами управления (министерством или ведомством) в пределах их компетенции применительно к продукции, разработкам и услугам отраслевого значения в случаях, когда на объект стандартизации нет государственного стандарта РФ, или нет необходимости установления более высоких требований.

Требования стандартов отраслей не должны противоречить обязательным требованиям ТР, ГОСТ Р. Ответственность за их нарушение несут принявшие ОСТы государственные органы управления.

Обозначение ОСТ состоит из: индекса – ОСТ; условного обозначения министерства (ведомства). Условное обозначение министерства (ведомства) представляет собой двухзначную арабскую цифру; регистрационного номера, присвоенного в порядке, установленном в министерстве по согласованию с Госстандартом России, отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения. Например, ОСТ 49-161-80 Кровь пищевая. Продукты из пищевой крови.

Стандарты предприятий (СТП) – это локальный, нормативно-правовой акт, разрабатываются на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, услуги, процессы. Предназначены для обеспечения организации производства и регулирования взаимоотношений внутри предприятия. На готовую продукцию не распространяются. СТП не должны противоречить обязательным требованиям стандартов (регламентов).

Однако требования СТП подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на производство и поставку продукции, на выполнение работ (услуг) сделана ссылка на эти стандарты.

Утверждается СТП администрацией предприятия самостоятельно. Обозначение стандарта состоит из: индекса –СТП; регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном на предприятии (объединении предприятий); отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ (СТО) разрабатываются, утверждаются и применяются внутри этих обществ и предназначены для динамичного отражения и распространения полученных результатов исследований и разработок в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Обозначение стандарта состоит из: индекса –СТО; сокращенного наименования (аббревиатуры) научно-технического общества; регистрационного номера, который присваивается обществом в установленном им порядке по согласованию с Госстандартом; отделенных тире 2-х последних цифр года утверждения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 ,

от 08.12.2008 N 917 , от 15.06.2013 N 506 ,

от 18.09.2013 N 817 , от 15.03.2017 N 301)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2008 N 917 , от 15.06.2013 N 506 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 493 , от 15.06.2013 N 506 , от 15.03.2017 N 301)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство экономического развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора экономических регионов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2008 N 917 , от 18.09.2013 N 817)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство образования и науки Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и Общероссийского классификатора начального профессионального образования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 493)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

1 вопрос Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации РФ: назначение, структура, система внедрения.

Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) - система, устанавливающая состав и содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической информации, единый порядок планирования и проведения этих работ.

Общероссийские классификаторы входят в национальную систему стандартизации Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой в социально-экономической области, в том числе при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией, прогнозировании, статистическом учете, банковской деятельности, налогообложении.

Назначение : Общероссийские классификаторы предназначены для решения следующих основных задач:

Обеспечения совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;

Обеспечения межведомственного обмена информацией;

Обеспечения однозначной идентификации объектов правоотношений в правовых актах в социально-экономической области;

Создания условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

Обеспечения сопоставимости технических и экономико-статистических данных;

Систематизации информации по единым классификационным правилам и их использования при прогнозировании социально-экономического развития страны, организации статистического учета и отчетности, в банковской деятельности, стандартизации, сертификации;

Систематизации документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также сертификатов соответствия выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

Информационного обеспечения основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;

Содействия специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;

Создания условий для унификации документации при осуществлении межведомственного документооборота;

Обеспечения гармонизации с международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами или международными (региональными) стандартами по классификации.

На стадии организации разработки общероссийского классификатора должно быть проведено исследование подлежащего классификации вида технико-экономической и социальной информации.

По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общероссийского классификатора.

При разработке первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы:

Классификация заданного множества объектов классификации;

Унификация построения и написания наименований объектов классификации;

Кодирование заданного множества объектов классификации.

Классификация заданного множества объектов классификации включает в себя:

Выделение признаков классификации;

Определение методов классификации;

Определение необходимой и достаточной глубины классификации;

Упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.

При разработке первой редакции необходимо учитывать, что общероссийский классификатор включает в себя следующие структурные элементы:

Обложку;

Титульный лист;

Предисловие;

Наименование общероссийского классификатора;

Дату введения;

Введение;

Перечень позиций;

Приложения.

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, с учетом поступивших отзывов обеспечивает разработку окончательной редакции проекта общероссийского классификатора и согласовывает ее с организациями обязательного согласования. Перечень этих организаций подготавливает федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, согласовывает его с Росстатом и Минэкономразвития России и утверждает в Ростехрегулировании. Для включения в перечень организаций обязательного согласования заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с этим предложением в Ростехрегулирование.

При наличии замечаний от организаций обязательного согласования федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, проводит согласительное совещание для снятия замечаний.

Окончательная редакция проекта общероссийского классификатора представляется федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, в Ростехрегулирование для принятия .

Для принятия общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, направляет в Ростехрегулирование с сопроводительным письмом:

Окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах;

Окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на машинном носителе, подготовленную средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000 в форме, соответствующей представлению информации на бумажном носителе;

Окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на машинном носителе, подготовленную средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000 в форме, обеспечивающей предоставление информации в автоматизированный банк данных общероссийских классификаторов Росстата, в соответствии с . При этом не предоставляются в соответствии с на машинном носителе общероссийские классификаторы, для которых федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение, является Росстат;

Пояснительную записку к окончательной редакции проекта общероссийского классификатора;

Копии писем о результатах рассмотрения первой редакции проекта общероссийского классификатора;

Сводку отзывов, содержащую замечания и предложения по первой редакции проекта общероссийского классификатора и заключения по ним разработчика;

Копии листов согласования или писем о согласовании от организаций обязательного согласования;

Протокол согласительного совещания (при его проведении).

Ростехрегулирование полученную окончательную редакцию проекта общероссийского классификатора на бумажном носителе в двух экземплярах, на машинных носителях, другую сопроводительную документацию направляет во ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" для проведения экспертизы, рассмотрения Техническим комитетом по общероссийским классификаторам и издательского редактирования.

При проведении экспертизы окончательной редакции проекта общероссийского классификатора ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" проверяет:

Выполнение требований настоящих Правил стандартизации;

Соответствие аналогичным международным (региональным) классификациям, межгосударственным классификаторам и международным (региональным) стандартам по классификации с учетом отечественной практики;

Соответствие правовым актам и документам, указанным в 4.1.1;

Отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами;

Правильность представления информации на машинных носителях;

Правильность согласования и полноту учета замечаний и предложений на первую редакцию проекта общероссийского классификатора.

Ростехрегулирование рассматривает представленные ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" материалы и при положительном решении выпускает организационно-распорядительный документ о принятии общероссийского классификатора, определяя срок его официального опубликования, и совместно с федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, дату введения в действие общероссийского классификатора.

Организационно-распорядительный документ Ростехрегулирования и принятый общероссийский классификатор подлежат государственной регистрации, осуществляемой ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".

После государственной регистрации принятого Ростехрегулированием общероссийского классификатора во ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" формируется дело общероссийского классификатора.

Информация о принятом общероссийском классификаторе включается в ОКОК.

Принятые общероссийские классификаторы подлежат включению в информационно-вычислительную сеть Росстата, Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, а также официальному опубликованию .

2 Вопрос «Методы классификации и кодирования ескк тэси.

Классификация: разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.

Иерархический метод классификации: метод классификации, при котором заданное множество объектов классификации последовательно делится на подчиненные подмножества. ОК услуг населению

Фасетный метод классификации: метод классификации, при котором заданное множество объектов классификации делится на независимые подмножества по различным признакам классификации. ОК информации о населении

Кодирование: присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Последовательный метод кодирования: метод кодирования, при котором в коде знаки на каждой ступени классификации зависят от результатов разделения на предыдущих ступенях. (ОК организационно-правовых форм)

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Наименование

Каждая позиция в классификаторе содержит:

- пятиразрядный цифровой код;

- наименование организационно-правовой формы.

Структура кода имеет следующий вид:

└───┼──┼─── раздел классификатора

└──┼─── тип организационно-правовой формы

└─── вид организационно-правовой формы

1 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ

КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

1 10 00 Хозяйственные товарищества

1 10 51 Полные товарищества

1 10 64 Товарищества на вере (коммандитные товарищества)

1 20 00 Хозяйственные общества

1 21 00 Общества с ограниченной или дополнительной ответственностью

1 21 65 Общества с ограниченной ответственностью

1 21 66 Общества с дополнительной ответственностью

1 22 00 Акционерные общества

1 22 47 Открытые акционерные общества

1 22 67 Закрытые акционерные общества

1 30 00 Хозяйственные партнерства

Порядковый метод кодирования: метод кодирования, при котором кодом служат числа натурального ряда. (В классификаторе страны мира расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.

Пример записи позиций ОКСМ:

050 │БАНГЛАДЕШ │ BD │ BGD │

│ │ Народная Республика Бангладеш │ │ │

│051 │АРМЕНИЯ │ AM │ ARM │

│ │ Республика Армения │ │ │

│052 │БАРБАДОС │ BB │ BRB │

│056 │БЕЛЬГИЯ │ BE │ BEL │

│ │ Королевство Бельгии │ │ │

│060 │БЕРМУДЫ │ BM │ BMU │

│064 │БУТАН │ BT │ BTN │

│ │ Королевство Бутан │ │ │

Серийно-порядковый метод кодирования: метод кодирования, при котором кодом служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. (ОК информации о населении 01 ПОЛ

1 Мужской

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г., 2 сентября 2010 г., 15 июня, 18 сентября 2013 г., 15 марта 2017 г.

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению .

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением .

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Положение
о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации в социально-экономической области
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

1.6. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов.

Совокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляет Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСККТЭСИ).

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.

Все классификаторы в зависимости от содержания подразделяются на следующие группы.

1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и т. д.

2. Классификаторы информации об организационных структурах:

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и др.

3. Классификаторы информации о населении и кадрах:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и др.

Код классификатора состоит их цифровых десятичных знаков и контрольного числа и строится следующим образом: ХХ ХХ ХХХ Х, где:

Первые две цифры (класс формы) – принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей УСД;

Третья и четвертая цифры (подкласс формы) – общность содержания множества форм документов и направленность их использования;

Следующие три цифры – регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса;

Последняя цифра – контрольное число.

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

1.1. Технико-экономическое обоснование Технико-экономическое обоснование (ТЭО) используется для краткого описания необходимости и целесообразности осуществления каких-то затрат. Объем ТЭО – обычно 2–3 страницы, иногда чуть больше. Основные задачи ТЭО:? показать, что

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

6. Преобразования в социальной сфере В середине 1950-х гг. был разработан проект мер, предназначенных для улучшения жизни населения. Систематически повышалась зарплата (ежегодно примерно на 6%), особенно у работников с минимальным доходом. Сокращается рабочая неделя с 48 до 40

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

3. Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации Экономический анализ базируется на системе экономической информации.Система экономической информации – совокупность данных, всесторонне характеризующих

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Социальная сфера – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И все же экономическая история Советского Союза была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили на рубеже 1950-1960-х гг. в социальной сфере и коснулись в первую очередь городского населения.Главным среди других был

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 4. Понятие группировок, классификаций и номенклатур в экономической статистике. Единая Система Классификации и Кодирования информации Классификации, группировки и номенклатуры являются одним из наиболее важных инструментов изучения экономических явлений и

Из книги Платежные карты: Бизнес-энциклопедия автора Проект

Карты в социальной сфере

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

50. Основы организации компьютерной обработки экономической информации и ее анализа Экономический анализ поднялся на новую ступень в связи с применением для обработки экономической информации персональных ЭВМ (ПЭВМ).Применение ПЭВМ позволяет реально повысить

Из книги Новая русская доктрина: Пора расправить крылья автора Багдасаров Роман Владимирович

Тема II. Текущее технико-экономическое планирование

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в краткосрочном планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц,

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

4.11. О социальной политике В последние 15 лет российское общество сильно поляризовалось. Огромная масса населения оказалась отброшена на обочину жизни. К сожалению, и в последние годы этот процесс поляризации не был повернут вспять - разрыв между бедными и богатыми только

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

7.7. Реформы в социальной сфере Социальная сфера в целом в силу различных обстоятельств осталась практически не затронутой рыночными преобразованиями. Благоприятные возможности 1992–1994 годов упущены.Между тем необходимость реформ в этой сфере становится все более

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

1.7. Классификаторы продукции и услуг Когда речь идет о производстве в целом, возникает ряд вопросов, например, как отслеживать изменение потребностей, как учитывать движение товарной массы, как осуществлять расчеты c оптовыми и розничными покупателями, планировать

Из книги автора

1.6. Технико-экономические показатели проекта на первый

Из книги автора

Потенциал социальной ценности Чтобы идея превратилась в жизнеспособную социальную возможность, она должна обладать потенциалом к созданию социальной ценности для целевых благоприобретателей. Пять критериев для оценки такого потенциала – это социальная потребность,


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты