06.11.2020

Эволюция российской экономической теории. Отечественная экономическая мысль 1 развитие отечественной политической экономии


Экономическое бытие, экономические явления и проце-сы всегда привлекали к себе внимание людей, особенно ученых. Почему: Дело в том, что экономические вопросы касаются жизни каждого человека: они регулируют материальные возможности жизнедеятельности семьи, возникающие во взаимоотношениях между людьми, между отдельным лицом и государством, между частными учреждениями, между частными и государственными учреждениями и т.д. То есть, в обыденной жизни: в транспорте, в магазине, на работе, в учебе, во время отдыха, занимаясь предпринимательской деятельностью, каждый из нас выступает участником экономических отношений и, вольно или невольно, в своей деятельности принимает решения, которые затрагивают не только собственные экономические интересы, но и экономические интересы людей, которые нас окружают, наконец, интересы общества. Итак, первая проблема, которая встает перед людьми, - это проблема оптимальности тех решений, которые они принимают в процессе своей хозяйственной (экономической) деятельности. От чего эта оптимальность зависит? От знания законов развития экономики. Поэтому стремление людей проникнуть в суть экономических процессов диктовалось и диктуется практическими потребностями экономической жизни, влияния на него в потрібйих направлениях, принятие ЄФЄКТИБНИХ решений в Процессе любой экономической (хозяйственной) деятельности.

Еще в Античном Мире экономическая мысль достигла значительного развития. Экономические взгляды Ксенофонта^2!, Платонаї3!, Аристотеля^4!,

а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии имели большое влияние на развитие экономической науки последующих эпох. Немало экономических наблюдений мы находим и в Библии. Она дает определенное толкование экономической жизни древних народов, населявших Палестину и окрестные земли во II и i тысячелетиях до нашей эры. Как правило, эти толкования даются в форме заповедей, указаний о поведении человека.

Но экономические взгляды, школы зародились давно, экономическая теория как самостоятельная наука возникла относительно недавно. Толчком этому было зарождение и развитие капитализма, формирование национального рынка. Тогда же появилось и название этой науки: политэкономия. Она происходит от сочетания трех древнегреческих слов "політейя" - общественный, государственный строй и уже знакомых нам "ойкос" и "номос", что в совокупности означает: наука о законах ведения общественного хозяйства.

Впервые название "политэкономия" была предпринята французом Антуа-ном Монкретьєномі5! в "Трактате политической экономии", который увидел свет в 1615 г. Почему именно так Монкретьєн назвал свое произведение, а не просто "экономия" или "экономика", как это делали древнегреческие мыслители или его современники? Дело в том, что начиная с Ксенофонта и Аристотеля, все, кто употреблял эти слова (экономия, экономика), вкладывали в них первоначальный смысл - это домоводство, управления личным хозяйством, семьей. Но Монкретьєн пишет не о такое хозяйство. Его мысли были направлены на процветание хозяйства как государственной, национальной общности. Подчеркивая именно это, он и поставил перед словом экономия определение политическая.

Однако главная заслуга Монкретьєна не в том, что он дал название новой науке, а в том, что в своем "Трактате", специально посвященном экономическим проблемам, он впервые выделил особый предмет исследования, отличный от предмета других общественных наук. Именно с этого момента в общем понятии "экономика" начинают выделять два аспекта: экономику как систему хозяйственной деятельности и экономику как систему научных знаний о хозяйственной деятельности. А в самой экономической науке начался процесс дифференциации знаний. С одной стороны, формируются теоретические экономические науки, с другой - прикладные. Теперь экономическая наука это система дисциплин об экономике, ведущей из которых является политическая экономия, которая играет роль теоретического фундамента, выполняет по отношению ко всем другим экономическим дисциплинам методологическую функцию. См. схему 3.

Схема Система экономических наук


В процессе развития политэкономии как науки можно выделить несколько этапов.

Политэкономия как наука начала оформляться лишь с зарождением капиталистического

строя, и поэтому объектом ее изучения была не экономика вообще, а экономика капиталистического способа производства. А так как капиталистические отношения начали складываться прежде всего в торговле, то это нашло отражение в теоретических разработках первых экономистов, которые исследовали; эту систему. В частности, исходя из чисто


поверхностной оценки рыночных процессов, они: 1)отождествляя богатство с деньгами, считали, что богатством является лишь то, что может быть реализовано в деньгах, золоте; 2)производство рассматривали лишь как предпосылку для создания богатства; 3)непосредственным источником богатства считали обращение (торговлю), потому что там товары превращаются в деньги и возникает прибыль благодаря продаже товаров дороже, чем они были куплены.

Однако не всякий оборот считался источником богатства, а только торговля между странами (международная), поскольку именно она увеличивает количество денег в стране, тогда как внутренняя торговля лишь перекладывает деньги из одних рук в другие, не принося стране прибыли. Отсюда общий вывод: баланс во внешней торговле должен быть активным, то есть надо меньше покупать за рубежом и больше продавать. Исходя из этого, производительным считался труд, занятый лишь в торговле, прежде всего международной, поскольку она (так выглядело внешне) наиболее способствовала накоплению богатства страны.

Этот первый направление политэкономической мысли, который получил в литературе название меркантилизм (от итальянского "мерканте" -торговец, купец), начал формироваться еще в последней трети 15 века, но широкого развития приобрел со 2-й половины 16 века. Наиболее известными представителями меркантилизма были английские экономисты Уильям Стаффорд (1554-1612 гг.) и Томас Мэн (1571-1641 гг), итальянец Г.Скаруффі (1519-1584 гг.), француз Антуан Монкретьєн и россиянин Иван Посошков (1652-1726 гг.).

Политика меркантилизма (накопление денег), протекционизма^! и государственной регламентации хозяйства в эпоху становления капитализма (15-18 века) была господствующей в странах Европы - от Португалии до Московии. В частности, начиная со второй половины 17 ст., она широко применялась Францией. Теорию меркантилизма успешно разрабатывали итальянские специалисты. В Германии меркантилизм в форме так называемой камералістики^7! был официальной экономической доктриной в начале 19 века. Однако ведущую роль в разработке идей меркантилизма и реализации политики меркантилизма играли английские экономисты. Это объясняется тем, что Англия раньше других государств Европы встала на путь капиталистического развития и ее буржуазия имела больше опыта в утверждении нового общественно-экономического строя.

--;т-------- 3 развитием капитализма, в связи с тем, что
классическая капитал из сферы обращения проникает в сферу вы-

ПОЛ1ТЄКОНОМ1Я

И производства (И фундаментальное там закрепляется),

основные положения меркантилизма начинают терять актуальность: на повестку дня выходят новые требования - свободы торговли и предпринимательства. В политической экономии это нашло отражение в том, что концепция меркантилизма уступает место теоретическим взглядам физиократов во Франции и классической школы в Англии. Начинается второй этап в развитии политэкономии.

Физиократы^ - представители одного из направлений классической политэкономии, который возник во Франции в середине 19 века. как реакция на меркантилизм. Они, в отличие от меркантилистов, источник богатства видели не в сфере обращения (торговли), а в производстве. В этом их заслуга. В то же время физиократы ограничивали производство только земледелием. Промышленность они считали непроизводительной отраслью хозяйства, и поэтому все занятые в этой сфере принадлежали к "бесплодного класса"!9!. Выдающимися представителями Фізіократизму во Франции являлись: Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.), Виктор Мирабо (1715-1789 гг.). Теории физиократов разрабатывались также в Италии, Великобритании, Германии, Швеции, Польше и других странах.

Вершины своего развития на этом этапе политическая экономия достигла в трудах представителей английской классической школы. Это: Уильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Главные научные достижения классиков - это стремление выявить глубинные закономерности в общественной жизни; постановка в центр теоретической системы процесса производства, причем любого производства, а не только земледельческого, как у физиократов; начало трудовой теории стоимости; выявление нетрудового характера доходов предпринимателей^10^. Именно благодаря этим примочкам данная школа получила название классической.

І8" . Термин "физиократы" происходит от двух греческих слов: jusiv - природа и

"кратос" - власть, сила.

Ие! Физиократы впервые рассматривают буржуазное общество как классовое, выделяя в

нем три класса: фермеры - единственно производительный класс; владельцы (в основном

владельцы земли); третий класс - все остальные, то есть все, кто занят в других, кроме

земледелия, отраслях хозяйства.

ПО) Д.Рикардо открыл даже закономерность, которая выражает соотношение между

оплаченным трудом (заработной платой рабочих) и неоплаченной (прибыль

предпринимателя), и доказал, что прибыль растет или уменьшается в той же пропорции,

в которой уменьшается или растет заработная плата.


марксизм в

вом высокой степени зрелости выявились его внутренние противоречия. Это неизбежно породило

политэкономии новые направления в развитии политэкономии, а именно

прагматичную и пролетарской политэкономии (19-20 века).

Представители прагматической политэкономии, во-первых, исходя из концепции ограниченности факторов производства, главную роль сосредоточили на вопросах использования последних для получения прибыли, экономического роста в интересах предпринимателей. Во-вторых, как идеологи буржуазии, считали основной своей задачей прямую защиту, всяческое приукрашивание буржуазного строя, не останавливаясь даже перед умолчанию противоречий капитализма. Но исторический опыт доказал важную роль социальных вопросов в развитии человеческого общества, поэтому прагматики 20 века. вынуждены все чаще прибегать к рассмотрению в экономической теории и социально-экономических вопросов, хотя отводят в основном им второстепенную роль.

Отличие представителей прагматической политэкономии от их предшественников заключается в том, что представители классической политэкономии стремились вскрыть истинные законы становления и развития общественного строя, в котором они жили (капитализма). Поэтому А.Смит и Д.Рикардо выводили стремление к прибыли, накопления капитала из законов производства. Прагматики же с целью апологии капиталистического производства ограничиваются описанием и поверхностной классификацией внешней видимости экономических процессов и не раскрывают их сути, а сами законы производства выводят из экономических интересов буржуазии, стремление к прибыли.

Прагматизм, учитывая Интересы господствующего класса капиталистического суспільствд - буржуазии, начиная с 30-х годов 19 века, стал доминирующим направлением развития политэкономии. Учредителями его выступили английские экономисты Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.), Джеймс Милль (1773-1836 гг.) и француз Жан Батист Сэй (1766-1832 гг.). В 20 веке. среди его представителей мы видим таких известных экономистов, .как Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг), Фридрих Хайек (1899-198 гг.) - Великобритания, Уэсли Клэр Мит-челл (1874-1948 гг), Пол Самуэльсон (род. 1915 г.) - США.

Как противовес прагматической политэкономии в середине 19 века. возникает пролетарская политэкономия. Основы ее заложили идеологи рабочего класса Карл Маркс (1818-1883 гг) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.)- В отличие от прагматической политэкономии, которая увековечивает буржуазный строй, пролетарская (впоследствии она стала

называться марксистской), раскрывая внутренние противоречия капитализма, доказывает, что капитализм так же закономерно, как он пришел на смену феодализму, должен уступить место новому, более прогрессивному общественному порядку - социализма. Развитие марксистская политэкономия получила в трудах ВЛ.Ленина (1870-1924 гг), а практическое воплощение ее идеи нашли в построении первого в мире социалистического государства - Советского Союза (1922 г.), причины распада которого - предмет исследований будущих экономистов и политологов.

Чертой, что разделяет названные два направления в Современный этап

политэкономии, является отношение к собственности на средства производства. Представители прагматической политэкономии отстаивают частную форму собственности как основу общественного строя. Марксисты же считают, что такой основой, которая может обеспечить наивысшую эффективность развития общественного производства, е общественная собственность на средства производства. Исторический же опыт свидетельствует, что противопоставление этих двух форм собственности, порождая достаточно серьезные социальные катаклизмы, тормозит общественный прогресс. Обе формы в своей многогранности могут способствовать социально-экономическому развитию. Проблема заключается лишь в том, как они используются применительно к конкретным условиям и степени развития производительных сил общества. Это, в частности, является проблемой номер один для современной Украины, экономика которой является переходной.

Именно проблемой сочетания положительных черт прагматической школы, которая имеет весомые доработки в выяснении закономерностей мікроеко-ских процессов, и классической и марксистской политэкономии с их несомненными достижениями в области решения социальных вопросов и выявления закономерностей прохождения макроекономіч-них процессов и должна заниматься политическая экономия на современном новом этапе ее развития. Поэтому эти проблемы и будут в центре внимания нашего курса. См. схему 4.


Функции политической экономии

Методы политической экономии

Система экономических законов общества

Система производственных отношений

Предмет политической экономии

Исторические этапы развития политической экономии

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Закономерности его развития

Основной вид человеческой деятельности – это производство материальных благ для удовлетворения своих потребностей.

По мере изготовления продуктов труда возникали знания того, как организовать производство. Эти знания фиксировались в виде заповедей и правил, о чем свидетельствуют египетские папирусы, таблицы царя Хаммурапи (Византия), древнеиндийские Веды, иудейская Тора, труды ученых Древнего Китая и Греции, Библия.

Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV- III в. до н. э.) описывается общественное разделение труда.

В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.) исследуется различие умственного и физического труда, причем первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-345 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно считать исходными положениями экономической науки, т.к. они содержали:

Оценку стоимости продукта трудом;

Идею полезности как основы ценности благ;

Рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

Аристотель ввел термин «ойкономия» (oikonomia): «ойкос» с греч. – дом, хозяйство, «номос» - учение, закон. Т.о., «экономия» - это законы ведения домашнего хозяйства, поскольку в условиях рабовладения «дом» был самостоятельной хозяйственной единицей.

Аристотель в своих трудах исследовал понятия стоимости, цены, количества труда и т.п. Он разделял понятия «экономия» (наука о хозяйствовании ради удовлетворения потребностей) и «хремастика» (искусство получать прибыль).

В Библии есть размышления по поводу справедливой цены, общественной оценки ценности благ, о богатстве.

Эти исторические документы и были зародышами будущей экономической науки об организации и ведении производства.

Но все эти взгляды не представляли целостного учения.

В условиях преодоления феодальной раздробленности и образования централизованных государств в Европе возникают попытки определить правила ведения не отдельного хозяйства, а общенационального, т.е. на уровне государства.

В связи с этим понятие «экономия» приобретает новое значение и превращается в «политическую экономию» («политейя» – с греч. – государственное устройство), т.е. законы ведения государственного (общественного) хозяйства.



Формирование экономических учений в самостоятельную область знаний происходит к ХVII веку.

Впервые понятие «политическая экономия» ввел французский экономист Антуан де Монкретьен в 1615 г. в своем «Трактате о политической экономии», содержащем советы по ведению государственного хозяйства и приумножению богатства.

Развитие политэкономии как целостной науки происходило поэтапно.

1) Первым экономическим учением, систематизировавшим накопленные знания, был меркантилизм (XVI - XVII вв.).

Это период становления капитализма, зарождения мануфактур (промышленности), развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, роста денежного обращения в Европе.

Эта научная школа первой попыталась построить теорию общественной системы исключительно на экономике.

Представителями меркантилизма были Антуан де Монкретьен (1575-1621) и Жан-Батист Кольбер во Франции, Томас Манн (1571-1641) в Англии, А.Ордын-Нащокин в России.

Целью функционирования общественного (национального) хозяйства они считали обогащение государства и населения. А поскольку воплощением богатства они считали деньги, то изучали сферу обращения, а основную задачу видели в обеспечении изобилия золота в стране.

В связи с этим меркантилисты считали, что источником богатства общества служит внешняя торговля, посредством которой можно накопить в стране больше золота.

Тем самым меркантилисты заложили основу государственной экономической политики – политики протекционизма , при которой государство должно покровительствовать национальной промышленности и торговле, обеспечивать выгодные условия экспорта и найма рабочей силы, устанавливать высокие таможенные пошлины на импорт, запрещать вывоз золота из страны, поддерживать активный торговый баланс и т.п.

Историческим примером такой политики в Англии ХV века был закон об «огораживании» земель (крестьян сгоняли со своих земель, тем самым лишая их средств к существованию и заставляя уходить в города наниматься на работу на мануфактуры. Это обеспечивало зарождающееся капиталистическое производство наемной рабочей силой), трудовые законы – об установлении 12-14-ти часового рабочего дня.

Однако меркантилистская теория не давала полного представления о функционировании экономической системы, так как считала основным источником национального богатства торговлю.

2) Более глубокий анализ функционирования экономики был предпринят классической школой , сложившейся в Западной Европе в XVIII – начале ХIХ веков.

Ее основоположниками были английский экономист Уильям Петти (1623-1686) (основные труды – «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика», «Кое-что о деньгах») и французский экономист Пьер Буагильбер.

Классическая школа фактически превращает политическую экономию в подлинную науку (систему знаний).

Ее представители перенесли изучение экономики из сферы обращения в сферу производства, т.к. считали источником общественного богатства производство, а соответственно – человеческий труд.

Направлением классической школы была теория физиократов , основоположниками которой были французские экономисты Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго.

Название теории физиократов – от греческих слов: Phisis - природа, kratos – власть.

Физиократы считали, что источником богатства является труд, но только в сфере сельского хозяйства.

В «Экономических таблицах» Ф.Кенэ (1758) анализирует общественное воспроизводство с позиции пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

Финансист Ж.Тюрго сформулировал закон убывающего плодородия, который сегодня трактуется как закон убывающей производительности (отдачи): увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.

Крупнейшим представителем классической школы является английский экономист Адам Смит (1729-1790).

Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Центральная идея – либерализация экономики, то есть минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе конкуренции и свободного ценообразования.

А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, сформулировал принципы рационального налогообложения.

Более поздний представитель английской классической школы - Давид Рикардо (1772-1823). Его основной труд – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).

Д.Рикардо считал закон стоимости А.Смита фундаментом теории политической экономии. Единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов. Из этого Д.Рикардо делает вывод: прибыль – результат неоплаченного труда рабочего.

Д.Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

Принцип сравнительных издержек Д.Рикардо и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

Основные положения теории классической школы сводятся к следующим выводам:

1. Объектом исследования политической экономии должно быть материальное производство.

2. Источником общественного богатства (богатства народов) является производительный труд.

3. Труд является мерой ценности всех товаров.

4. Общественное производство развивается по своим законам, которые носят объективный характер.

5. Труд наемного рабочего является источником доходов всех слоев общества: земельных собственников, промышленников, банкиров, рабочих.

6. Экономические интересы различных классов и социальных слоев противоположны.

7. Государство должно осуществлять экономическую политику.

8. Капитализм как общественный строй является естественным и вечным порядком.

9. Конкуренция делает экономику саморегулируемой системой.

10. Целесообразным является отсутствие государственного вмешательства в экономику (политика экономического либерализма) и поощрение частного предпринимательства.

3) Представители критического направления в политической экономии - экономического романтизма (С.Сисмонди), утопического социализма (Ш. Фурье, Т. Мор, Р. Оуэн), рикардианства (У. Томпсон и Дж. Грей) (XVI - XIX вв.) раскрывали пороки и болезни общества, рисовали картины счастливого будущего, но не видели реальных экономических путей его достижения.

4) В XVIII-XIX вв. возникает так называемая мелкобуржуазная политическая экономия , объектом исследования которой являются внешние экономические зависимости.

Основной представитель – Жан Батист Сэй (1767-1832). Ж.Б.Сэй был сторонником экономического либерализма, идеализировал свободный рынок, отрицал возможность экономических кризисов.

Он сформулировал так называемый Закон Сэя: «Предложение рождает свой спрос», по которому экономика всегда достигает равновесия.

5) Марксизм (XIX в.) – направление политэкономии, исследовавшее законы развития капитализма и создавшее концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.

Основоположники этого направления – немецкие экономисты и социологи Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс. Продолжил их исследования В.И.Ленин, создавший теорию империализма.

Главный труд К.Маркса – «Капитал» (1867) в 3-х томах. IV том – «К критике политической экономии» - это критический анализ всех домарксовых теорий в политэкономии.

«Капитал» это теоретическое исследование всех фаз общественного воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основой этой теории являются труды классиков политэкономии Адама Смита и Давида Рикардо.

Важнейшие положения марксизма:

1. Учение об общественно-экономических формациях.

2. Теория прибавочной стоимости.

3. Учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.

4. Теория воспроизводства и экономических кризисов.

5. Теория абсолютной ренты.

6. Анализ эволюции форм стоимости и возникновения денег.

Марксистская теория считала основой эксплуатации рабочих при капитализме частную собственность на средства производства, предрекала неизбежность гибели капитализма, уничтожения частной собственности и победы коммунизма вследствие противоположности экономических интересов буржуазии и пролетариата.

Эту идею развил В. И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916).

Марксистская политэкономия носила ярко выраженный классовый характер, отражая интересы пролетариата.

6) Историческая школа Л. Листа и новая историческая школа К. Бюхера, В.Зомбарта акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-экономическая форма не является совершенной, она постоянно совершенствуется, поэтому экономические теории нельзя в одинаковой мере применять к разным странам.

7) Маржинализм (XIX-XX вв.) (от англ. Marginal - предельный) - теория, рассматривающая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы, исходя из предельных величин: предельный доход, предельные издержки, предельный продукт, предельная полезность и пр.

Основоположник маржинального анализа – французский математик, философ и экономист Антуан Курно (1801-1877).

Во второй половине XIX века возникла австрийская школа маржинализма, представителями которой были Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914).

Вкладом австрийской школы была теория предельной полезности, по которой цена блага определяется полезностью последней имеющейся в наличии единицы продукта – это субъективистский подход к определению стоимости продуктов труда.

Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями математической школы: швейцарец Леон Вальрас (1834-1910), английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), американский экономист Джон Бейтс Кларк (1848-1938).

8) В 90-е годы XIX в. на базе развития этой теории появилось неоклассическое направление (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк), представляющее собой компромисс между различными направлениями в экономической теории.

В основе неоклассической теории лежит принцип невмешательства государства в экономику, свобода предпринимательства и рыночных сил.

9) Кейнсианство (XX в.). Представители: английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), Н.Калдор, Э.Эйхнер, Дж.Дэвис.

Дж.Кейнс разработал теорию эффективного спроса, достигаемого за счет государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и денежно-кредитной политики, а также теорию антикризисного регулирования.

Разновидностью является посткейнсианство , стремящееся обновить и дополнить теорию Дж.Кейнса в современных условиях.

10) В XX в. возникает институционально-социологическое направление (институционализм ).

Представители: Торстейн Веблен (1857-1929), Уэсли Митчелл, (1874-1948) – специалист по промышленным циклам, Джон Гэлбрейт (1909), Роберт Коуз. Рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под воздействием и экономических, и внеэкономических факторов, «институтов», под которыми они понимают государство, семью, профсоюзы, морально-этические и психологические нормы. К этому направлению относятся также современные теории неоинституционализма; индустриального, постиндустриального, технотронного и информационного общества.

11) Неоклассический синтез. Представители: Джон Хикс (1904) и Пол Самуэльсон (1915). Предлагают в зависимости от состояния экономики использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо классические рецепты. Достижениями этого направления были: исследование проблем экономического роста; теория общего экономического равновесия; обоснование теории налогообложения.

12) Неолиберальное направление представлено:

А) теория монетаризма Милтона Фридмена (1912), США. Это теория стабилизации экономики посредством контроля государства за денежной массой.

Б) экономический либерализм (неолиберализм), ордолиберализм, дирижизм. Представители: американский экономист Людвиг фон Мизес (1881-1973), английский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992), немецкий экономист Л. Эрхард, французский экономист М. Алле.

Суть экономического либерализма : рынок - наиболее эффективная система хозяйствования, поэтому необходимо обеспечивать свободу субъектам экономической деятельности. Роль государства определена в высказывании Л. Эрхарда: «Конкуренция везде, где возможна, регулирование там, где необходимо».

13) Современные экономические теории и школы конца XX - начала XXI вв. весьма многообразны. Это: современные теории институционализма, современный монетаризм, экономические теории развивающихся стран, экономические теории стран с транзитивной экономикой; экономические теории мирового хозяйства; теории глобального развития общества и др.

Для современных направлений характерна переориентация на сочетание макро- и микроподходов к анализу экономических явлений. Это позволяет увязать теорию с практикой и получить принципиально новые результаты в экономической науке.

Исторические этапы развития экономической мысли представлены на схеме 1.1.

Институт экономики и управления (г. Симферополь)

Кафедра экономической теории

Малахова В. В.

Политическая экономия

Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины

г. Симферополь, 2003.

В пособии помещены учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов и курсовых работ, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.

Малахова В. В. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. – Симферополь, 2003, 204 с.

Рецензенты:

Ефремов А. В., доктор экономических наук, профессор; Кондрашова Г. П., кандидат экономических наук, доцент.

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Узунова В.

Научный редактор, кандидат экономических наук, доцент Маринина И. Д.

Предисловие

Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимании явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.

Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем, представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине " Политическая экономия". Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса. В течение лекции студенты имея опорный конспект, могут, не отвлекаясь на запись лекции, сосредоточиться на понимании материала, или могут делать необходимые дополнительные пометки.

3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения

- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

- Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

Темы рефератов.

Одна часть заданий сравнительно проста и выполняются почти всегда устно, а другая часть - требует серьезного размышления, а иногда объяснений преподавателя или коллективного обсуждения. Задания в большинстве выполняются письменно.

5. Рубрики , содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

В их числе: Rep.!- повторите;

Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, безусловно, жизненно необходимой науке.

Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6. Задачи , предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.

7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.

Приложения , расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины " Политическая экономия":

1. Словарь основных экономических терминов.

3. Тематика рефератов по политической экономии.

5. Тематика курсовых работ.

6. Критерии оценки курсовой работы.

7. Примерные билеты к экзамену.

8. Критерий оценки знаний студентов на экзамене.

9. Список литературы, рекомендуемой для изучения.

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Программная аннотация

Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.

Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.

Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.

Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово - прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.

Опорный конспект

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

Зарождение и развитие политической экономии

Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "Трактате политическая экономия", адресованном

королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова "мерканте" - (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18 - нач. 19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений: 1) источником общественного богатства является все общественное производство; 2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений; 3) заложили основы трудовой теории стоимости; 4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями; 6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

В середине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19

в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в.- н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансовокредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

Предмет и метод политэкономии

ПЭ - общественная наука. Изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Экономические отношения - это отношения:

1) по поводу экономического соединения работников со средствами производства;

2) по поводу организации производственного процесса;

3) по поводу присвоения и использования результатов производства.

ПЭ выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:

1) организационноэкономические отношения;

2) социальноэкономические отношения.

Организационно-экономические отношения - это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.

Социально-экономические отношения - это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.

ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками, изучающими технику и технологию производства.

Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.

Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех, происходящих с ними изменений, в их группировке, математико - статистической обработке.

Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод научной абстракции - отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных, глубинных свойств, раскрывающих его сущность.

Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов - проникновение в глубинную сущность исследуемых явлений.

Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.

Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений.

Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли - от общих научных выводов к частным явлениям с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.

Экономические законы и категории

Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:

1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Функции политэкономии

ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2) методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3) практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4) идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Возникновение и основные этапы развития политической экономии.

2. Предмет и метод политической экономии.

3. Законы, принципы и категории политической экономии.

4. Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.

Термины и понятия

Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция, дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.

Темы рефератов

· Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.

· Экономические теории Древнего Мира.

· Развитие отечественной политэкономии.

· Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

Прежде чем изучать классическую политическую экономию в России, следует обратить внимание на то, что все рассмотренные выше теоретики классической политэкономии были, за исключением Маркса, англичанами и французами. Это было связано с лидирующим положением Англии и Франции в указанный период времени в области экономического, политического и культурного развития. На долю других европейских стран и США оставалась интерпретация теорий, приходящих из Англии и Франции, в соответствии с их местными социально-экономическими условиями. В их числе была и России. Тем не менее отдельные оригинальные идеи.в экономической науке того времени высказывали и российские ученые.

Классическая политэкономия стала проникать в Россию во второй половине XVIII в. Ее официальное признание и преподавание в университетах начались, так же как и в Западной Европе, с XIX в. В то же время по своему экономическому и политическому развитию Россия отставала от Запада. В конце XVIII - начале XIX в. в Англии и в первой половине XIX в. во Франции уже

проходил промышленный переворот, в России доминировало ручное производство. В Англии буржуазная революция с соответствующими социальными реформами произошла в середине XVII в., во Франции - в конце XVIII в., в России и в первой половине XIX в. абсолютная монархия стояла незыблемо, общество было разделено сословными правами и привилегиями, а значительная часть населения состояла из крепостных, практически лишенных всех прав.

Поэтому во второй половине XVIII - первой половине XIX в. экономическая мысль России обладала определенной спецификой. Она развивалась как бы в двух плоскостях. Академическая, университетская экономическая наука, имевшая тесный контакт с Западной Европой, находилась в русле общемировых традиций классической политэкономии, соответствовавшей промышленному капитализму, отсутствовавшему пока в России. Практическая же линия российской экономической мысли использовала скорее дух, чем содержание, классической политэкономии и поднимала в основном проблемы периода первоначального накопления капитала, т.е. проблемы денежного обращения, кредита, финансов, внешней и внутренней торговли, экономической роли государства, а также проблемы хозяйственных прав дворянства, купечества, крестьянства и других социальных слоев российского общества. В данной главе будут рассмотрены основные этапы развития в России теоретической линии классической политэкономии.

Первой теорией классической политэкономии, получившей распространение в России, стала теория физиократов, и ее проводником был посол России во Франции Дмитрий Голицын (1734-1803). Он имел задание от Екатерины II информировать ее о деятельности любезных ей «князей науки», что соответствовало и его личным склонностям, и поэтому с появлением школы «экономистов» (физиократов) Голицын стал посещать их «вторники» в доме маркиза Мирабо. (Впоследствии в 1796 г. он опубликовал о физиократах и их учении книгу «О духе экономистов».) В 1765 г. с благословения Екатерины II в Петербурге по аналогии с парижским клубом «экономистов» было создано Вольное экономическое общество, просуществовавшее до 1917 г. В то же время теоретическая сторона учения физиократов не привлекла большого внимания в России. Вольное экономическое общество в начальный период своей деятельности занималось в основном практическими вопросами сельского хозяйства.

Однако в конце 1980-х гг. в истории экономических учений было сделано важное открытие. Считалось, что «Экономическая таблица» Ф. Кенэ, послужившая первым шагом в теории межот-

раслевого баланса, имела продолжение только через 100 лет в теории общественного воспроизводства К. Маркса. Но, как выяснилось, существенное развитие «Экономическая таблица» имела в обнаруженных недавно работах профессора Харьковского университета Йозефа Ланга (1775(6)-1820). Вчерашний выпускник Фрайбургского университета, приглашенный в 1803 г. в только что открытый Харьковский университет, он проработал здесь всю свою недолгую жизнь и в работах 1807-1815 гг. разрабатывал сначала трехсекторную (но несколько иную, чем у Кенэ), затем че-тырехсекторную модель народного хозяйства. Для обозначения секторов экономики Ланг, так же как и Кенэ, использовал понятие «класс». В его четырехсекторной модели перераспределение валового национального продукта осуществлялось между производителями первичного продукта (сельское хозяйство и добывающая промышленность), производителями вторичного продукта (обрабатывающая промышленность), коммерческим и служилым классами. При этом он использовал линейные уравнения и цифровые примеры из народно-хозяйственного оборота тогдашней России. К сожалению, работы Ланга не были замечены современниками и не оказали влияния на развитие экономической науки.

Гораздо большие масштабы по сравнению с теорией физиократов имело в России распространение теории А. Смита. Были и личные контакты со Смитом. В 1761 г. два студента Московского университета, Иван Третьяков (1735-1776) и Семен Десниц-кий (1740-1789), были направлены на учебу в университет г. Глазго, где профессором нравственной философии был Смит, еще не написавший «Богатство народов», но уже рассматривавший в своих лекциях экономические проблемы. В 1767 г. Десницкий и Третьяков возвратились на родину и стали преподавать на юридическом факультете Московского университета. Помимо юридических работ они писали и по общим социальным проблемам, а у Третьякова была небольшая экономическая работа «Рассуждения о причинах изобилия и медлительного обогащения государств, как у древних, так и нынешних народов» (1772), название которой очень близко названию основной книги Смита, вышедшей четыре года спустя. Экономические взгляды Третьякова и Десницкого были близки ранним взглядам Смита, но в отличие от него они, не являясь сторонниками «экономического либерализма», выступали за протекционизм во внешней торговле и стимулирование отечественного производства со стороны государства, а также уделяли больше внимания вопросам денежного обращения, кредита и финансов. Кроме того, Десницкий в 1781 г. выдвинул концепцию общественного развития, в рамках которой дал схему истории

экономики, состоящую из четырех стадий: охотничьей, скотоводческой, земледельческой и коммерческой. Последняя подразумевала капиталистическую экономику. Эта схема предвосхитила аналогичные схемы исторической школы, появившиеся в Германии с середины XIX в.

В начале XIX в. идеи Смита уже получили в России широкое распространение, тем более что в 1802-1806 гг. «Богатство народов» Смита, было переведено на русский язык за государственный счет. Это было связано с тем, что с начала XIX в. политическая экономия вошла в состав университетской программы, а в России были открыты сверх Московского пять новых университетов. Новую дисциплину читали вначале в основном иностранные профессора. Среди них можно выделить Христиана Шлёцера, профессора Московского университета и автора первого учебника политэкономии, переведенного на русский язык; Людвига Якоба, профессора Харьковского университета, писавшего работы по экономике России, и Михаила Балугьянского, украинца из Австро-Венгрии, первого ректора Петербургского университета и помощника известного российского реформатора М. Сперанского. Поскольку это были в основном немецкие преподаватели, они преподавали классическую политэкономию с привкусом камералистики (дисциплины о государственном управлении, читавшейся в XVIII в. в немецких университетах). Другими словами, они не были полными сторонниками концепции «экономического либерализма».

Первые двадцать лет российская политэкономия преподавалась под непосредственным влиянием теории Смита, но постепенно Смит отодвигался на некую высоту как символ общего направления, а в конкретных вопросах российские экономисты все больше опирались на работы Сэя, Мальтуса, в меньшей степени на Рикардо, а также на работы менее крупных западных экономистов. С 20-х гг. XIX в. главным авторитетом окончательно стал Сэй, который оставался в этом качестве до начала 40-х тт.

В России в это время наиболее крупным экономистом и первым российским академиком по политической экономии был Генрих Шторх (1776-1835). Он родился в Риге, учился в Германии и затем преподавал в Первом кадетском корпусе в Петербурге и служил в Министерстве иностранных дел. Основной труд Штор-ха «Курс политической экономии», принесший ему европейскую известность, вышел в 1815 г. на французском языке. По поводу этой работы у Шторха возник конфликт с Сэем, обвинившим Шторха в плагиате. Тем не менее у других европейских ученых было иное мнение. Так, ближайший друг и последователь Рикар-

до Мак-Куллох писал: «Сие сочинение доставило великую известность своему автору... Кроме ясного и искусного изложения важнейших начал... производства богатства... сочинение Шторха имеет много превосходных разыскании о предметах, которые мало привлекли внимания английских и французских экономистов... Сочинения Шторха по всей справедливости можно поставить во главе всех сочинений о политической экономии, привезенных с континента в Англию». Своим важнейшим вкладом в экономическую науку Шторх считал теорию цивилизации, которая, по его мнению, дополняла теорию богатства Смита. Она вытекала из его теории стоимости, отчасти близкой к теории Сэя. В то же время у Сэя при определении стоимости основной упор делался на факторы производства, а у Шторха - на полезность вещи. Исходя из приоритета полезности, а не материальности, Шторх распространяет понятие богатства и капитала и на нематериальные блага, к которым он относил плоды различных услуг, в том числе обеспечивающих человеку здоровье, знания, художественный вкус, досуг, безопасность и т.п. Отсюда же у него вытекает и расширенная трактовка производительного труда, который он выводит за рамки материального производства. К непроизводительному классу Шторх относил только собственников, получающих за свою собственность процент или ренту, и пенсионеров. Соединение теории (материального) богатства и теории (нематериальной) цивилизации Шторх назвал теорией народного благоденствия. Идеи Шторха, в частности идея нематериального, так называемого человеческого капитала, получили второе рождение в XX в.

В середине 40-х гг. XIX в. в России начали получать распространение сочинения критиков капитализма (Сисмонди и социалистов-утопистов). И так же как и на Западе, в российской политической экономии происходит определенная поляризация позиций. В частности, в 1847 г. в России вышел первый полный учебник политической экономии, написанный на русском языке, - трехтомник Александра Бутовского (1817-1890), служившего в Министерстве финансов. Бутовский, чье сочинение стало в последующее десятилетие основным учебником в университетах России, был близок к школе Сэя. Критиком Бутовского выступил Владимир Милютин (1826-1855), в то время студент, а впоследствии профессор Московского университета. По ряду положений он был близок к Сисмонди с его желанием достигнуть благосостояния всех субъектов капиталистической экономики, но не разделял идеализации мелкотоварного производства.

Представителем социалистического направления в российской классической политэкономии был Николай Чернышевский

(1828-1889). Он был редактором журнала «Современник», в период революционного подъема 1859-1861 гг. стал одним из его идеологов, в 1862 г. был арестован и сослан в Сибирь, откуда вернулся только перед смертью в 1889 г. Все экономические работы Чернышевского были написаны в 1857-1862 гг. Среди них следует выделить две работы: «Очерки из политической экономии (по Миллю)» и «Капитал и труд». В области теории он отчасти опирался на Милля, но в основном был близок к Оуэну и мечтал создать свою «политэкономию трудящихся». Под трудящимися Чернышевский понимал как рабочих, так и крестьян и считал, что у России есть свой особый путь к социализму - через крестьянскую общину и рабочую артель, минуя капитализм.

Современниками Чернышевского были буржуазные представители классической политэкономии - И. Горлов, И. Вернадский, В. Безобразов и др. В 1859-1862 гг. профессор Петербургского университета Иван Горлов (1814-1890) выпустил двухтомный учебник политэкономии, сменивший учебник Бутовского. Профессор Московского университета Иван Вернадский (1821-1884) опубликовал первое в России фундаментальное исследование по истории экономических учений «Очерк истории политической экономии» (1858). Эти ученые выступали за развитие в России промышленного капитализма и фермерского пути развития сельского хозяйства. Их деятельность совпала с периодом реформ в России, главная из которых - отмена крепостного права в 1861 г. - существенно стимулировала развитие капитализма в России. С 60-х гг. XIX в. наконец совпали две линии развития российской политической экономии - сфера капиталистического производства стала предметом изучения как ее теоретической, так и практической линии. Но парадокс заключался в том, что в мировой экономической науке классическая политэкономия уже в основном завершила свое творческое развитие.

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия в России, как и во всем мире, формально сохраняла свое господство, преподавалась в университетах, но творческий потенциал ее уже иссяк. В 1870-80-е гг. она постепенно вытесняется идеями исторической или, как ее еще называли, реальной школы (см. ниже). Среди российских представителей классической политэкономии второй половины XIX в. можно, очевидно, выделить только «киевскую школу» (Н. Бунге, А. Антонович, Д. Пихно и др.), которая занималась в первую очередь исследованием ценообразования в условиях изменения спроса и предложения.

И наконец в 90-е гг. XIX в. в России под влиянием бурного промышленного подъема и становления капитализма получает

массовое распространение марксизм. Среди экономистов-марксистов этого времени следует указать прежде всего П. Струве, М. Ту-ган-Барановского, В. Ульянова (Ленина), С. Булгакова и др. Российские марксисты в этот период вели теоретические споры с другой группой российских социалистов - народниками о перспективах капитализма в России. Народники (В. Воронцов, М. Да-ниельсон) разделяли, по сути, теорию реализации Сисмонди и утверждали, что развитию капитализма в России препятствует. сокращение рынка (спроса), марксисты же, опираясь на теорию общественного воспроизводства Маркса, доказывали, что за счет растущей специализации производителей затруднений для реализации их продукции не возникает. На рубеже XIX и XX вв. марксизм в России раскололся на критический и ортодоксальный (из указанных выше четырех ведущих теоретиков-экономистов на позициях ортодоксального марксизма остался только Ленин), а в начале XX в. критические марксисты перешли на совершенно другие теоретические позиции.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты