03.08.2020

Индустриальное общество: характерные черты и особенности. Становление индустриального общества в XIX в


Становление индустриального общества происходило на протяжении ХХ в. неравномерно в различных регионах и связано с НТР. США вступают в этот этап в 1914 – 1929 гг., Западная Европа в 30– 50-е гг., Япония в 50 – 60-е гг., когда производительный труд стал соединяться с научным знанием и произошло создание технико-экономической и социокультурной базы индустриального общества, индустриальное общество имеет различные социально-экономичес- кие варианты («буржуазное», «социалистическое», сочетание «традиционного» и «современного» и др.).

Общая характеристика индустриального общества давалась еще К. Марксом. Его суть: существует промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, осуществляется выпуск новых товаров, создается сфера услуг. Все это сыграло огромную цивилизационную роль. В результате произошел слом социальных структур традиционного общества, возникли новые социальные отношения, новый образ жизни, ритм труда, дисциплина, расширение грамотности, кругозора. Однако, развитие и функционирование индустриального общества принципиально различны при капитализме и социализме.

Для индустриального общества характерно преобладание накопленного труда над живым трудом. Накопленный труд принимает форму средств производства (или капитала): орудия, машины, технологии, земля, ресурсы, – и закрепляются в виде собственности (частной, государственной, кооперативной или общественной). Отсюда значение института собственности, которая поддерживается всей экономической, политической и правовой системой данного общества. Труд носит большей частью квалифицированный и четко специализированный характер. Сам человек функционирует как носитель такого частичного труда, как работник (или предприниматель), а остальные компоненты его бытия отделены от процесса производства. Развитое товарное производство означает высокую степень разделения труда и специализацию производственных функций. Но такое разделение требует в качестве необходимого дополнения либо рынка, либо согласованной общественной системы регуляции.

Для развитого индустриального общества необходима соответствующая политическая система; в нормальном состоянии – это демократия. Для ее поддержания необходимо адекватное духовное обеспечение в виде системы норм и ценностей.

Право играет важнейшую роль в поддержании существующего порядка. Основными принципами правового порядка являются: 1) субъект правопорядка – изолированный индивид, ищущий частную выгоду через «честную конкуренцию»; 2) свобода и равенство возможностей, обеспечиваемые товарно-меновыми отношениями; 3) признание за каждой личностью права на жизнь, свободу и собственность, что составляет отношение личной независимости, а гарантией этой независимости является частная собственность.

Важнейшими ценностями буржуазного индустриального общества являются: 1) индивидуализм: человек является носителем общезначимых ценностей и несет за них ответственность, существует приоритет прав личности, ее свободы, независимости от государства (хотя это ведет к антигуманности, антисоциальности, антидемократичности); 2) рационализм: разум является главным судьей во всех конфликтах; 3) механицизм: мир представляется механизмом, бог его часовщик, как следствие возникает механическая модель мира; 4) натурализм: весь мир пытаются объяснить природой; 5) достижение и успех, при этом не игнорируется мораль: требование «честной игры» по правилам; 6) частная собственность, как основа всех прав; 7) право, как универсальный регулятор; 8) активность и труд, следствием которых становится подвижность социальных отношений, технологий, духовной жизни; 9) потребительство; 10) универсализм: ценности Запада переносятся на другие культуры; 11) вера в прогресс и уважение к науке и технике.

Развитое индустриальное общество придает особое значение технике, вплоть до технократизма. Причины этого: 1) в обществе накопленный труд преобладает над живым; 2) без техники невозможно достичь уровня производства и потребления, достигнутых в других странах; 3) в условиях национального соперничества более развитые в техническом отношении страны могут диктовать свою волю менее развитым; 4) духовные, историко-культурные факторы.

Возрождение внедрило в сознание идею человека, как активного созидателя, преобразователя мира, а эпоха Просвещения внесла идею активной роли разума в постижении реальности и ее преобразовании.

Социальные связи в буржуазном обществе основаны на социально-классовом расслоении общества. Существуют глубокие противоречия между разделением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства. Эту проблему решает рынок с системой товарно-денежного обращения с необходимыми дополнениями права, государства и бюрократии.

Остальные социальные связи подчинены главному, но вносят специфику (религиозные, групповые, этнические). На буржуазное общество влиял протестантизм, эволюционировавшее католичество, затем во все большей мере действовали светские регуляторы хозяйственной этики.

Был высок престиж предпринимательства, подчеркивался момент национальной направленности деловой деятельности. По мере того, как религия теряла значение интегрирующего начала, единство общества все больше складывалось как национальное на основе гражданско-правовой регуляции.

В индустриальном обществе главным носителем культуры выступал язык; для такого общества значимы национальные культуры, а не мировая. Рост наций, национализма привели к двум мировым войнам. Рост просвещения вел к демократизму. Протестантизм положил начало массовому обществу: необходимость читать Библию привела к всеобщей грамотности и общему языку. Образование давало горизонтальную подвижность и облегчало культурное сближение по вертикали. Основной тенденцией в культуре стало развитие просвещения. В идеологии, искусстве, философии происходил рост реализма вместо мифологического и религиозного мировосприятия, преодолевались иллюзии, рос утилитаризм (символ успеха – деньги).

В буржуазном обществе вызрели социокультурные противоречия, важнейшими из которых стали: 1) социальное и духовное отчуждение; 2) колониализм; 3) антагонизм человека и техники; 4) экологический кризис.

В результате возник кризис классической культуры. Он охватил как секулярно-просветительские направления художественной культуры, так и религиозные формы духовности. Даже в период своего расцвета классическая художественная культура оставалась привилегией достаточно образованных людей, имеющих положение в обществе. Образование давало ключ к освоению и пониманию почти любых видов литературы и искусства, были необходимы личные усилия для усвоения. Для широких масс смыслы, нормы и ориентации поставляла церковь. Народная культура сохранялась в сильно ослабленном состоянии, как остатки мифологически-магического пласта прежней культуры.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. классическая культура сменяется декадентством. Для искусства декаданса характерен пессимизм и отрицание смысла жизни, констатация тщетности человеческих устремлений, любование мотивами разложения и смерти, попытки найти в утонченной эстетике форму ухода от жизни. Культ красоты сочетался в декадентстве с аморализмом и крайним пессимизмом.

Индустриальное общество – термин, впервые введённый Анри де Сен-Симоном. Это был французский философ и социолог. Формирование такого общества происходит в результате индустриализации производства. На предприятиях идёт активное внедрение новых технологических процессов, основанных на научно-технических изобретениях. Ручной труд заменяется машинным, а в перспективе автоматическими линиями. Идёт становление рынка. Возрастает роль управленческого аппарата. В стране формируется новая структура общества.

В процессе индустриализации общества идёт процесс перехода от традиционных форм развития к индустриальным. Такое общество имеет следующие характерные черты:

    Идёт разделение труда. Появляются узконаправленные специальности.

    На производстве ручной труд заменяется машинным, а в перспективе автоматическими линиями, работающими под управлением 1 человека.

    Производимые товары поступают на хорошо развитый рынок.

    Наблюдается развитие транспорта и средств коммуникации.

    Возрастает мобильность общества. Идёт процесс перетекания людей из деревни в город.

    Повышается рост доходов населения и увеличивается покупательная способность людей.

    Формируется новая структура общества.

Особенности индустриального общества

В процессе формирования индустриального общества наблюдаются явления, которые отсутствовали ранее. К ним относятся:

    Возрастает мобильность населения. Это наблюдается в городах, когда люди меняют места работы в целях улучшения своих условий.

    При сформированном индустриальном обществе количество сельских работников не превышает 50 % от общего числа трудящихся.

    Стабильность чередуется с кризисами, потому что для этого периода характерно неравномерность развития.

    Усиленными темпами ведётся эксплуатация природных ресурсов. Их нерациональное использование во внимание не берётся.

    Базовой составляющей индустриального общества является частная собственность на средства производства.

    На рынке присутствует жёсткая конкуренция.

    Производство промышленных изделий примерно равняется объёму выработки сельской продукции.

    Всё общество разделяется на классы.

Предпосылки индустриального общества

В процессе формирования индустриального общества происходит перерастание феодальных отношений в капиталистические. Это сопровождается следующими событиями:

    В городе наблюдается становление 2 новых классов: буржуазии и пролетариата.

    Идёт формирование капиталистического строя.

    В поисках ресурсов и дешёвой рабочей силы начинается колонизация слаборазвитых стран.

    Происходит научно-техническая революция, что значительно повышает уровень жизни общества.

Формирование индустриального общества не означает создание условий равных возможностей, однако при максимальной отдаче у трудящихся появляются хорошие перспективы на будущее.

Промышленная революция в европейских странах. Таблица.

К странам, где впервые произошла промышленная революция, относятся Англия, Франция и Германия. Происходившие в них события представлены в таблице.

Эта страна первой стала на путь прогрессивного развития. Именно здесь в XVI веке был изобретён паровой двигатель. В XVII между Манчестером и Ливерпулем начал курсировать паровоз. А в XIX появился телеграф

Здесь индустриализация началась после революции 1789 — 1794 годов. С появлением машин начали развиваться керамическая промышленность и ткацкое дело. Несколько позже произошло зарождение машиностроения.

Германия

Эта страна чуть позже стала на индустриальный путь развития, поскольку сначала отставала от Англии и Франции. Однако в XIX веке здесь появилась паровая машина и развитие промышленности пошло такими темпами, что страна за небольшой промежуток времени выбилась в лидеры.

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Несмотря на то что традиционное и индустриальное общество имеют множество отличий, у них есть общие черты. К ним относятся:

    В обоих обществах присутствует экономика и политика.

    Над всем процессом развития страны стоит аппарат власти.

    Как бы ни развивались оба общества, всегда присутствует социальное неравенство.

Экономика индустриального общества

При становлении индустриального общества экономика претерпевает значительные изменения. Заключаются они в следующем:

    На предприятиях начинается массовое производство товаров. Облегчается это созданием конвейеров.

    На более высокий уровень поднимается движение финансовых потоков. Это достигается развитием банковского сектора.

    В целях облегчения формирования первоначального капитала появляется такое понятие как кредит.

    Идёт расширение рынка. Проявляется это в его глобализации.

    В результате перепроизводства периодически происходят кризисы.

    Постоянно наблюдаются противоречия между пролетариатом и буржуазией.

Основой повышения экономики является разделение технологических операций для получения изделий. Выполняются они разными людьми. Это даёт существенный рост производительности труда.

Социальная структура

С развитием индустриального общества изменения проходят в социальной структуре. Заключаются они в следующем:

    За счёт миграции крестьян из деревни в город появляется новый класс – пролетариат.

    Владельцы промышленных предприятий формируют буржуазию. В основном это бывшие помещики, пришедшие из деревни.

    Появляется средний класс. В него входят представители мелкой буржуазии и интеллигенции.

    Разделение происходит и среди рабочего класса на квалифицированных работников и неквалифицированных.

Массовая культура

Параллельно с индустриализацией общества повышается и его культура. Население не может заниматься только трудовой деятельностью. В конце рабочего дня необходим отдых, который выражается в выражении собственных потребностей. Проявление массовой культуры состоит в следующем:

  1. Чтение в свободное время литературы.
  2. Просмотр телевизионных программ.
  3. Походы в театры и кинотеатры.
  4. Увлечение спортивными зрелищами.

Индустриализация общества позволяет сделать множество полезных открытий, которые при правильном их использовании должны пойти только на благо развития человечества.

Эпоха традиционного общества рано или поздно приходит в упадок. На смену ему приходит общество нового типа – индустриальное, основой которого является технический прогресс.

Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и результате бурного развития машинного производства. Ведущей отраслью производства в индустриальном обществе становится промышленность.

Толчком к развитию индустриального общества послужила научно — техническая революция, способствовавшая машинизации и автоматизации производства.

Предпосылки становления индустриального общества

Индустриальное общество, как новая социально-экономическая формация, начало свой путь в первой половине XIX века. Его становление обусловлено серьезными изменениями в различных сферах жизни людей – политической, культурной, экономической.

К изменениям в политической сфере стоит отнести распад империй и возникновение национальных государств, демократизацию политического строя. В сфере культуры произошли следующие изменения:

  • рост грамотности населения;
  • развитие науки и СМИ;
  • укрепление роли естествознания и технических наук;
  • ослабление влияния церкви на общество.

Главным изменением в экономической сфере жизнедеятельности общества является капитализация производства, обусловленная развитием предпринимательской деятельности.

К чертам индустриального общества относится

  • перераспределение нагрузки рабочей силы: больше людей начинает трудиться в сфере производства, сокращается число занятых в сфере сельского хозяйства;
  • приток населения в города – урбанизация;
  • повышение уровня грамотности населения;
  • увеличение темпов производства за счет машинизации предприятий и принципа разделения труда;
  • появление частной собственности и конкурентоспособного рынка.

Последствия индустриализации общества

Как и любой другой процесс, становление индустриального общества имеет как негативные, так и позитивные последствия.

К негативным последствиям относится чередование периодов роста и развития с периодами спада и кризиса – особенность рыночных отношений; нанесение вреда экологии – результат роста промышленного производства (загрязнение территорий и иррациональное использование природных ресурсов).

Положительные последствия: улучшение качества жизни людей; машинизации производства, позволяющая снизить физические нагрузки; появление развитой инфраструктуры; постоянное развитие науки и техники, внедрение новых научных достижений в жизнь.

Индустриальное общество не последняя ступень развития человечества. После него наступит время общества постиндустриального, в котором большую роль играет информация. Что последует за ним – остается только догадываться.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»

Письменный опрос

Вариант 1.

II. Генри Форд

III. Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.

Вариант 2.

I. Согласны ли вы с утверждениями:

II. Генри Форд

III. В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.

3. Изучение нового материала.

Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.

Изменения, произошедшие в индустриальном обществе ( название конспекта)

1) «Земля выбрасывала своих детей».

Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасы­вала своих детей».

Рост городов - одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением де­ревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрени­ем передовых методов ведения хозяйства, в результате чего вы­свободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мел­кой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развити­ем железнодорожного транспорта центры промышленности пере­местились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.

Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители мес­течек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельско­го" хозяйства возникла возможность накормить большие города.

В Великобритании, этой «стране городов», девять анг­личан из десяти проживали в городах. Во Франции толь­ко три человека из десяти жили в городах, но повсю­ду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города на­чинали преобладать в экономической жизни.

ü Рост городов, увеличение количества городского и уменьшение сельского населения.

Люди в движении. С 20-х гг. XIX в. началось массо­вое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Ев­ропы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Юж­ную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя - 21 день. На островке Эллис в за­ливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображени­ям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родите­лей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой ра­бочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

ü Резкий рост эммирации из стран Европы в США и другие страны Америки. (В 19 веке Европу покинули 50 млн. чел, из них 35 млн. – в США)

2) Изменения в социальной структуре

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная револю­ция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальныки группами индустриаль­ного общества. Что же касается основных классов традиционно­го общества - дворян-землевладельцев и крестьян, то их чис­ленность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., рево­люция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов тради­ционного общества. Помещичье и крестьянское хозяй­ство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрий­ская империя, Италия, в германских государствах. Од­нако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистичес­кого хозяйства в деревне. Бывшие помещики превра­щались в капиталистических предпринимателей, исполь­зовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процес­се модернизации. Расслоение происходило и внутри самих клас­сов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуа­зия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к ка­кому-то определенному классу. Например, малоземельный крес­тьянин был вынужден одновременно с работой на своем поле тру­диться по найму на крупного землевладельца. Кто же он был - крестьянин или наемный работник?

ü Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

Новая социальная структура общества:

ü Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. ев­ропейской аристократии пришлось во многом изменить свой об­раз жизни, иначе было не выжить.

Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома поз­воляли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, худо­жественные коллекции , светские приемы, охота - все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэто­му аристократические семьи были связаны родственными узами.

В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к по­литической деятельности. После окончания частных привилегиро­ванных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитар­ные учебные заведения.

Но постепенно, с развитием индустриального общества, гос­подствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает ру­ководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колони­альной администрации.

Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хо­тя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

ü Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и поли­тической жизни государств все громче заявляет о себе буржуа­зия. Больших успехов добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе». Вы уже знаете биографии та­ких людей, достаточно вспомнить Бенджамина Франклина.

Классический пример возвышения такого человека в общест­ве приводит английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп ме­тет лавку, бегает на лосылках, станов ится доверенным приказчи­ком и компаньоном; Памп-второй становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына на графской дочке. Памп-третий не бросает банка, но главное дело его жиз­ни - стать отцом Пампа-четвертого, а его потомство уже по праву наследования властвует над нашей нацией снобов».

В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие стремились - стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали барона­ми, получили дворянские титулы в Германии Крупп и Сименс.

ü Появляется средний класс – опора общества

Средний класс. Новым явлением в общественной жиз­ни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего са­мые разные слои общества - мелкую буржуазию, служащих ча­стных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий - инженеры, изобре­татели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдель­ных слоев.

Среди представителей среднего класса во второй половине XIX в. особенно выделяется категория юристов. С формировани­ем правового государства, гражданского общества, развитием эко­номической жизни потребность в юристах увеличилась. Они пи­сали конституции, составляли кодексы законов, оформляли заве­щания, консультировали банкиров, предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по образованию были многие по­литические деятели. Средний класс придает «устойчивость» об­ществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных потря­сений, предпочитая революциям реформы.

ü Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неодно­родным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некото­рые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата - позволяла давать техни ческое образование сыновьям, иногда их дети становились служа­щими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице. В Анг­лии к началу XX в. такие рабочие составляли треть от общего числа. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое мень­ше, но иногда доход семьи увеличивался за счет работающих де­тей. В семьях с низким доходом любой расход, например покуп­ка башмаков, заставлял экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских рабочих могла купить мя­со на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это были по­купки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По традиции в промышленных городах большая часть населе­ния приобретала продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам вечера магазины в богатых кварталах за­крывались, а в бедных жизнь только начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о достоинствах своего товара.

Вот описание субботнего вечера в рабочем районе Лон­дона, сделанное современником: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на плечах сынишку... Возле кабаков устраивают­ся концерты... К 11 часам вечера аристократия рабо­чего класса... запасается уже провизией. Тогда появля­ются исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они за­стенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: ку­ски костей, требуху, обрезки и пр.».

За квартиру тоже платили по субботам, и после пропуска двух платежей следовал приказ освободить помещение.

Женский и детский труд. Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, мож­но было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перь­ев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 - независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5-6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась до­мом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые про­фессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,- писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, за­пряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каж­дый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой за­нимались двенадцатилетние подростки.

Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допус­кались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а по­сле работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали.

«Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках.

ü Возникло движение за эмансипацию (права) женщин

Женское движение за уравнение в правах. Стремле­ние к свободе и независимости выразилось и в женском движе­нии за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движе­нию положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго - после 1793 г. женские клу­бы и газеты закрыли.

В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не по­лучили.

До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с муж­чинами имущественными правами , а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.

4. Закрепление.

Задание: прочитать § 4, Дать развернутый ответ на вопрос: Какие технические изобретения изменили повседневную жизнь людей в 19 веке? В чем заключались эти изменения ( трамваи, газеты, швейные машинки , комфортное житье, мода, питание, телефон, печатная машинка) Домашнее задание. §§ 3-4, закончить письменное задание.

8 класс, 07/08 ТЕМА 1 . Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

УРОК № 4. Наука. Создание научной картины мира

Цели урока:

Образовательная: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 в., рассмотреть достижения научной мысли 19 в.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение заполнять таблицу и выделять главное в тексте.

Воспитательная: воспитывать уважение к могуществу человеческого интел­лекта, веру в величии науки, служащей человеку

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: вступительное слово учителя, самостоятельна работа с учебником, работа по заполнению таблицы

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1) Причины быстрого развития физики и других естест­венных наук.

Рассказ учителя.

XIX - начало XX в.- особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, ка­кой-то невидимый волшебник отдернул занавес, скрывающий тай­ны природы и человека. Но этим волшебником был человеческий разум.

Новые открытия разрушают представление о том, что приро­да подчиняется точным законам механики.

Мы рассмотрим только о некоторых из них. О многом вы узнаете на уроках математики, физики, химии, биологии и др. А здесь речь пойдет о тех открытиях в области физики и естест­венных наук, без которых невозможно было бы развитие индус­триального общества.

Сама жизнь требовала познать законы механики и электриче­ства, свойства используемых в производстве материалов и ве­ществ, найти способы измерения скорости, давления и т. д. В то же время технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы.

Главная особенность естественно-научных открытий второй по­ловины XIX в. заключалась в том, что они коренным образом ме­няли представление о строении материи, пространстве, времени, движении, о развитии живой природы, о месте человека в при­роде, о происхождении жизни на Земле.

2) Научные достижения 19 в.

Организуется заполнение таблицы см. стр. 39-44.

Научная область

Год открытия

Ученый

(годы жизни)

Физика

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

Создали первый беспроволочный телеграф

Дж. Стоней

Ввел в науку термин «Электрон»

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Пьер Кюри и

Мария Склодовская - Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

Луи Пастер

Славословить нелепость трусливой душой

И завязывать дружбу с глупцами?!

Испытал я и сладость и горечь любви,

Рано искренней дружбе поверил.

Обсуждают матроны порывы мои,

И узнал, что друг лицемерил.

Что богатство?! Оно уничтожится в день

По желанью тирана иль рока;

Что мне титул? - могущества лживая тень;

Только славы я жажду глубоко!

Чужд я лжи, не умею еще до сих пор

Правду я покрывать лаком моды,

Так зачем же терпеть ненавистный надзор

И на глупость растрачивать годы?

Байрон «О морском разбойнике»

На золотом песке они сидят,

Кинжалы точат, мечут банк, едят

И смотрят, взяв оружие свое,

На тусклое от крови лезвие.

Кто чинит лодку - руль или весло,

Кто бродит в думах, опустив чело;

Кто поусердней, ловит птиц в силки

Иль сушит сеть и правит поплавки;

Впиваясь взором в сумрак голубой,

Ждут дальних парусов, несущих бой;

Ведут делам давно минувшим счет,

Гадают, где-то их удача ждет...

Свиданья радость будет коротка:

Чудесный миг уж скоро позади.

Скорей, Хуан, к вождю нас проводи!»...

К высокой башне, сумрачной во мгле,

Тропинкой, высеченною в скале,

Где вьется плющ, где дикие цветы

И где ключи, спадая с высоты.

Текут и плещут, как потоки слез,

И пять зовут, с утеса на утес

Они взбираются.

Кто, одинок,

Стоит меж скал и смотрит на восток,

На меч опершись сильною рукой,

Отринувшей утехи и покой?..

Поступками на демона похож,

Герой преданий был лицом хорош."..

Лицо обветрено, на белый лоб

Густых кудрей спадает черный сноп,

Надменные мечтанья гордый рот,

Обуздывая, все же выдает.

Но что-то есть, что он в себе таит;

Изменчивость подвижного лица

Порой влечет, смущает без конца,

И кажется, что прячется под ней

Игра глухих, но яростных страстей.

2) КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.

Основные черты:

ü Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;

ü Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом

ü Человек рассматривается как порождение общества.

ü Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.

Пример: Оноре де Бальзак «Гобсек»

«Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ли­ком , ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с кото­рого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепель­но-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы . Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он за­щищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тон­кие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Мет-су. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до вре­мени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки веч­ные. Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная с зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, - совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, она мгновенно остановится и замрет; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал на­прягать голос. По примеру Фонтенеля он берег жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных ча­сах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, по­том вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем. Если он был до­волен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, - пра­во, невозможно изобразить иными словами его усмешку, игру лицевых мускулов, выражающую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный смех Кожаного Чулка. Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.»

ТЕМА 11. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ В РОССИИ XIX в.

Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком рационализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций – Великой французской и Английской промышленной.

Для индустриального общества характерно:

Бурный подъем производительных сил, рост механизации, автоматизации и концентрации производства, распространение систем машин, тесно связанных в одну технологическую цепочку,- не только на отдельном предприятии, но и в масштабах страны, ряда стран (международные монополии);

Быстрый ост вооружений (бездымный порох, дальнобойная артиллерия, бронированные корабли, самолеты, танки и проч.);

Превращение естественных наук в производительную силу (появление паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электричества и пр.);

Попытки некоторых гуманитарных наук (марксизм) влиять на исторический процесс;

Колониальный раздел мира и появление огромных колониальных империй. Новым было не только то, что европейские страны почти полностью разделили между собой колониальную периферию, но и то, что колонии стали объектом приложения европейских и североамериканских капиталов, так как давали дешевое сырье, дешевую рабочую силу и гарантировали прибыль;

В социальной сфере – формирование класса промышленной буржуазии и пролетариата; противостояние буржуазии и наемных рабочих как основных классов капиталистического общества; тенденция к распаду крестьянства на предпринимателей и наемных рабочих;

В политической сфере – утверждение и распространение буржуазной демократии; образование республик или конституционных монархий;

Рост однородности общества в национальных и мировых масштабах, создающей условия для экономических кризисов, в том числе и мировых;

Кризис идей гуманизма; «возникла «машинизированная» стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становилась индустриализованной антикультурой»;

Повышение значения нерелигиозных идеологий – как оправдывающих существующий ход исторического процесса (либерализм, позитивизм), так и альтернативных ему (марксизм). Главным носителем альтернативной идеологии стала интеллигенция, которая способствовала превращению толпы в сознательные массы людей.

В XIX в. все в Европе приходит в движение, облик континента преображается в считанные десятилетия. Уже к середине столетия стало очевидно, что все главные события, определяющие историю человечества, совершаются в странах Европы и в США, переживающих период устойчивого индустриального роста. В 1830 г. Англия изготавливала 50% металла, 100% машин, являясь «мастерской мира». В 1870-1880-х гг. США и Германия, модернизировар производство, ее обгонят. Именно в это время появится деление на развитые и слаборазвитые страны. К разитым странам, т.е. к странам «первого эшелона» развития капитализма, отнесут государства Западной (за исключением Пиренеев) и частично Центральной Европы, а также Скандинавию. Они отличались относительно ранним и органичным, главным образом под влиянием внутренних факторов, вызреванием капитализма, минимальными остатками традиционного общества, сильными либеральными традициями и парламентской демократией. Об экономической мощи этих стран свидетельствовало, в частности, удвоение ВВП с 1800 по 1870 г., несмотря на значительное увеличение численности населения. С другой стороны, демографический взрыв 1800-1850 гг., когда население Англии выросло втрое, Норвегии, Швеции, Голландии – вдвое, стимулировал подъем экономики. Развитие таких средств сообщения, как водный транспорт и железные дороги (с 1844 г. до конца века сеть железных дорог в Европе вырастет в 99 раз), приведет к росту торговли и миграции населения.



Вся остальная Европа будет отнесена к слаборазвитым странам, или странам «второго эшелона», которые характеризует «догоняющий тип развития». Его отличительные черты: активное насаждение элементов капитализма со стороны государства; быстрое и скачкообразное развитие с пропуском или перестановкой отдельных фаз развития; сохранение значительных остатков феодализма; конфликтность общественных отношений внутри страны.

Экономические и социальные перемены влекли за собой политическую модернизацию. С 1815 по 1848 г. Европа пережила три крупных революционных кризиса, в ходе которых формировались основные тенденции развития общественного движения: умеренно-либеральная, радикально-демократическая и социалистическая. Первая была представлена высшим и средним классами, вторая – средней и мелкой буржуазией, третья – пролетариатом и интеллигенцией (часть ученых называет этот социальный слой интеллектуалами). Буржуазия стремилась найти компромисс и с аристократией и с низшими классами. В итоге в отдельных странах утвердились элементы гражданского общества и представительной демократии. Вместе с тем мыслящая часть общества все чаще спрашивала себя: «Каким путем – революционным или реформаторским – капитализм способен прийти к обновлению и преобразованию и способен ли он к этому вообще?». Попытки ответить на этот вопрос привели к рождению социалистических учений, созданию международных социалистических организаций – Первого (1864) и Второго (1889) Интернационалов, образованию социалистических партий, пользовавшихся наибольшим влиянием в Германии и Франции и ставших своего рода альтернативой правительствам.

Характерной чертой европейского развития XIX в. стало оформление национальной идеологии и национальных движений. Национальная идея нашла свое воплощение в создании самостоятельных государств, таких, как Германия и Италия, в движении за автономию и самоопределение народов, населявших Австро-Венгрию, Османскую империю, Россию. Благодаря национально-освободительной борьбе возникли самостоятельные государства – Румыния, Сербия и Болгария. Вообще, национальные интересы определили весь ход международных отношений со второй половины XIX в. В США в результате Гражданской войны 1861-1865 гг. было отменено рабство и начался период радикальных экономических преобразований южных штатов.

В этот период основные страны периферии (в будущем – «развивающиеся страны») были колониями или полуколониями главным образом европейских государств. Они не могли противостоять европейской экспансии и подвергались хищнической эксплуатации. Колонии составляли 55% суши, 70% их населения жили в британских владениях, 10% - во французских, 2% - в германских. Во многих из них шли процессы деиндустраилизации и деурбанизации, вспыхивали войны за независимость, народные восстания против колонизаторов, совершались военные перевороты. С 1800 по 1870 г. душевой ВВП Бразилии, Мексики, Китая, Индии, Индонезии и Египта снизился на 10-12%. Ряд стран «обделенных» колониями, в период перехода к индустриальному обществу стремились к переделу мира. Получалось так, что сам факт наличия колониальной системы толкал народы к мировым катаклизмам.

Прогресс индустриального общества стал особенно ощутим к концу XIX - началу ХХ в. О том, что мир вступает в новую эпоху, возвестила естественнонаучная революция: открытие электрона и радиоактивности, появление квантовой механики, теории относительности. Она обеспечила, прежде всего, прорыв к устойчивому и быстрому экономическому прогрессу при одновременной структурной перестройке экономики. В 1870-1900 гг. мировое промышленное производство выросло в 4 раза.

Одновременно произошли фундаментальные социальные сдвиги. Центр общественной жизни переместился из деревни в город. Если в 1830 г. 25% населения Англии, 60% - Италии, 70% - Пруссии, 90% - Испании были связаны с сельским хозяйством, то к 1900 г. численность городского населения сравнялось с сельским либо превысило его. Менялся образ жизни – появились автомобили, трамваи, метро, телефон, кинематограф, более благоустроенным стал быт горожан, ускорился темп жизни. Вместе с тем, прогресс порождал новые противоречия и в экономической и в социальной и в политической, и в военной сферах, создавая почву для все новых и новых конфликтов между странами. Эти противоречия несколько ослабляли то состояние эйфории от бесконечных возможностей человеческого разума, в котором пребывала западная цивилизация начала ХХ в.

Именно в XIX в. произойдет четкое разделение Европы на Запад и Восток. Ряд европейских стран «второго эшелона» (например, Австрия, Пруссия) будут тяготеть к Западу и к концу XIX в. инкорпорируются в него. С Россией этого не произойдет, она станет своеобразным символом Востока на Европейском континенте.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты