18.05.2020

Экономическая теория (практика). Экономическая теория (практика) Потребности людей в различных странах одинаковы


Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворить материальные потребности людей.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Для жизни людей необходимы определенные благоприятные условия .

Понятие благо, широко используемое в русском языке, имеет один корень с такими словами, как: благополучие, благодарность, благосостояние, благосклонность, благородство, благословение. В толковом словаре В. Даля «благо» – все доброе, полезное, служащее нашему счастью.

Благо – необходимое жизненное условие человека. Всякое живое существо нуждается в определенных благоприятных внешних условиях. И человек испытывает нужду в пище, одежде и других необходимых для жизни условиях. Но человеческая нужда всегда выступает в определенной социально-культурной форме. Например, нужда в пище одинаково необходима и европейцу, и американцу, и миллиардеру, и нищему. Но социально-экономическое содержание нужды неодинаково. С изменением социального и экономического положения человека (индивида, семьи, народа) изменяется содержание и структура его нужды.

Такую очеловеченную нужду принято называть потребностью. Потребность является исходной и важнейшей категорией экономики. Отметим, что существует многотолкований понятия «потребность».На наш взгляд наиболее точное толкование дает экономический словарь:

«Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности».

В действительности потребности выражают необходимость определенных благ и условий для нормальной человеческой жизни. Потребности заставляют людей создавать необходимые блага и условия для жизни, служат самым глубоким побудительным мотивом деятельности личности, фирмы и общества в целом. На этой основе формируются конкретные экономические явления, такие как интересы, мотивы, стимулы, и другие явления, принимающие специфические формы в различных экономических условиях.

Следует помнить, что для характеристики благосостояния общества надо использовать такой показатель, который хотя бы в относительной форме приблизительно давал реальное представление о полноте реализации потребностей не только отдельного человека, но и общества в целом.

Пример. Если говорить о том, что в среднем каждая семья в стране имеет отдельное жилье, то в количественном отношении проблема удовлетворения потребности в этом благе для этой семьи вроде бы снята. А отвечает ли это жилье в качественном отношении этой потребности – тут не все ясно.

Причем следует иметь в виду, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. При этом не следует забывать КПД (коэффициент полезного действия) использования блага для удовлетворения потребностей и наоборот. Например, нужное количество калорий человек может набрать за счет потребления разных продуктов. Например, одно яйцо и ведро капусты. Но, как говорят медики, лучше съесть одно яйцо, чем ведро капусты.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Потребности развиваются по закону возвышения потребностей . Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В своем развитии человек прошел все этапы – от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Исходя из исторических, культурных и национальных особенностей и традиций люди удовлетворяют потребности различным образом. Так обстоит дело даже с естественными потребностями в пище и одежде. Например, из Библии известно, что Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, а пищей его были акриды и дикий мед. Современные христиане одеваются и питаются совсем по-иному. Не всегда были одинаковы и способы удовлетворения одной и той же потребности. Так, потребность в пище не всегда удовлетворяется с помощью тарелок, ложек, ножей, салфеток – в Западной Европе даже в XVIII в. каждый член семьи брал с общего стола вареное мясо руками и разрывал его на части.

Единственной кладовой ресурсов для удовлетворения потребностей человека в прошлом служила природа. Впоследствии благодаря достижениям науки и техники люди стали создавать продукты и материалы с заданными свойствами, поставив себе на службу принципиально новые средства труда, источники энергии, транспорта и связи. Научно-технические революции, таким образом, создали принципиально новые потребности и способы их удовлетворения.

У каждого индивида множество потребностей. Поскольку индивидов множество, то и потребностей множество. Существует иерархия потребностей. В современной литературе имеются различные классификации человеческих потребностей. Так, А. Маршалл в конце XIX в. выделил потребности: первичные (низшие) и вторичные (высшие), срочные (неотложные) и несрочные, настоящие, будущие и др.

К первичным , или низшим , потребностям относятся жизненно необходимые потребности людей в пище, жилище, одежде, других материальных благах, которые нельзя устранить, заменить и даже существенно сократить без ущерба и вреда для здоровья и трудоспособности человека. Но удовлетворение первичных потребностей должно быть не чрезмерным, а разумным.

Первичные потребности, присущие всем людям, экономисты называют незаменимыми, неэластичными. В индустрии к первичным относятся также потребности в зданиях, сооружениях, машинах, средствах транспорта, связи, информации, без которых в современных условиях выпуск продукции и оказание услуг невозможны.

Вторичные (высшие) формируются на основе интеллектуальной духовной деятельности людей. К ним относятся потребности людей в образовании, культуре, искусстве, музыке и других духовных благах. Вторичные потребности имеются у всех людей, но они являются продуктом исторических условий, образования, воспитания. Наивысшей ступенью человеческого развития выступает потребность в интеллектуальном творчестве.

У некоторых людей имеются дурные наклонности, например, к употреблению алкоголя, наркотиков и др. Многие ученые считают, что подобные противоестественные и безнравственные занятия не заложены в природе человека и поэтому они не могут быть нормальными человеческими потребностями.

Срочные (неотложные) потребности. К срочным (неотложным) потребностям относятся, например, лекарственные препараты, скорая медицинская помощь, без удовлетворения которых у нуждающегося может наступить смерть.

Настоящие потребности – это потребности сегодняшнего дня.

Будущие потребности – это потребности будущего.

Наибольшее распространение получила теория о потребностях американского ученого Абрахам Маслоу (1908-1970). («пирамида Маслоу»). Согласно этой теории все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем порядке от «низших» до «высших» (рис. 1).


1 – физиологические потребности (еда, питье, жилье и т.д.);

2 – потребности самосохранения (защищенность);

3 – социальные потребности (духовные, любовь, нежность);

4 – потребности в уважении, признании, достижении цели;

5 – потребности в самоутверждении (самоактуализация).

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Названные группы потребностей по Маслоу образуют пирамиду. Эти группы потребностей неравноценны по важности для человека. Первые две группы автор относит к потребностям низшего порядка, каждые последующие – более высокого с нарастающей значимостью для человека. Следует отметить, что до тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, потребности высшего порядка не действуют.

Как возникают потребности, каким образом формируются, каково их содержание – на эти вопросы призваны дать ответ философия, психология и другие общественные науки. В экономической науке принципиальное значение имеет безграничность человеческих потребностей.

Что значит безграничность потребностей? Это означает, что вся совокупность потребностей каждого человека никогда не может быть полностью удовлетворена. Понятно, те или иные желания можно удовлетворить, но лишь на некоторое время. Например, потребность в еде. Даже после обильной еды человек, спустя некоторое время, снова будет испытывать голод. Более того, в процессе развития человечества происходит расширение и усложнение потребностей. Чем дальше развивается человечество, тем сложнее становится психологический мир основной массы людей и тем разнообразнее их потребности. В связи с этим полностью и навсегда удовлетворить все потребности человека невозможно.

Для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей требуются разнообразные товары и услуги. Для производства товаров и услуг требуются материалы, оборудование, сырье, в которых мы также испытываем потребности.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Исходные категории экономической теории.

Первая тема помогает отчетливо представить роль и значение экономики как хозяйственной деятельности и науки, изучающей эту реальную деятельность.

Основные понятия темы:

Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономикс - общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независи­мо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства.

Экономический закон – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.

Организационно-экономические отношения - отношения между людьми в процессе орга­низации производства.

Предмет труда - все то, на что человек воздействует в процессе труда.

Производительные силы общества – средства производства и люди, обладающие определенными навыками и опытом.

Производственных возможностей кривая - кривая, отражающая возможные сочетания объемов производства различных видов продукции при полном использовании ресурсов страны или предприятия.

Производство - процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Рабочая сила - индивидуальная способность к труду.

Ресурсы - все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Социально-экономические отношения - отношения между людьми по поводу производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Средства производства - вся совокупность средств и предметов труда.

Средства труда - вещи или комплексы вещей, при помощи которых человек обрабаты­вает предметы труда.

Стоимость товара - затраты труда на его производство.

Технология - способы воздействия человека на предмет труда.

Товар - вещь, обладающая определенной ценностью, которую можно увидеть и потро­гать. Обладает стоимостью и потребительной стоимостью.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей.

Услуги - нематериальное благо, обладающее определенной ценностью; носят товар­ный характер, производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Факторы производства – производственные ресурсы; включают в себя природные, людские ресурсы, капитал и организацию предпринимательства.

1.1.Фундаментальные проблемы экономики.

Задание 1. Для каждого из приведенных здесь понятий и определений подберите соответствующее ему определение.

1. Фундаментальные вопросы экономики.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

4. Позитивная экономика.

5. Нормативная экономика.

6. Экономическая модель.

7. Номинальные величины.

8. Реальные величины.

Определения

А. Та часть экономической теории, которая изучает фак­ты и зависимости между ними.

Б. Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

В. Раздел экономической теории, имеющий дело с ис­следованием экономики как единого целого. В нем ана­лизируются проблемы экономического роста, безрабо­тицы, инфляции, бедности и т. п.

Г. Упрощенное описание экономики, выражающее функ­циональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зави­симости.

Д. Экономические показатели, выраженные в неизмен­ных ценах.

Е. Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические пока­затели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж. Та часть экономической теории, которая излагает оце­ночные суждения о том, хороши или плохи экономи­ческие решения и экономическая политика.

3. Раздел экономики, изучающий поведение индивидуу­мов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И. Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.

Задание 2.Какие из следующих утверждений верны, а какие - нет?

1. Объектом изучения макроэкономики является регули­рование денежного обращения.

2. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит высказать нормативное сужде­ние о макроэкономическом понятии.

3. Последствия монополизации экономики являются объ­ектом изучения микроэкономики.

4. Фундаментальной экономической проблемой является определение объема продукции, которую необходимо производить.

5. Экономическая наука занимается изучением мето­дов, способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

6. Нормативные утверждения, как правило, спорны.

7. Используя экономические модели, можно прогнозиро­вать будущее развитие экономических процессов.

8. Если цены не изменяются, номинальные величины равны реальным.

9. Если индекс реальной заработной платы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 93,8%, это означает, что заработная плата в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 93,8%.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.

1. Экономическая теория изучает: 1) законы экономичес­кого развития; 2) бухгалтерский учет; 3) экономичес­кую политику государства; 4) поведение потребителя;

а) верны все утверждения;

б) верны 1) и 3);

в) верно только 1);

г) верны 1), 3) и 4).

2. В какой из вариантов включены фундаментальные воп­росы экономики?

а) Кто производит, как производит, что потребляется.

б) Что производится, как производится, кем потреб­ляется

в) Как производится, кем производится, как потреб­ляется.

г) Кто производит, что потребляется, кем потребля­ется.

Задание 4. Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

В следующих случаях речь идет о проблемах микроэко­номики:

а) фирме удалось использовать для производства вме­сто натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сде­лало кредит более доступным, и в экономике наме­тилось оживление;

г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии;

д) рост цен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик.

1.2. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Задание 5. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Экономические блага.

3. Свободные блага.

4. Факторы производства.

5. Природные ресурсы.

6. Капитал.

8. Рациональное поведение.

9. Цена выбора.

10. Кривая производственных возможностей.

Определения.

А. Средства, необходимые для удовлетворения потребно­стей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

В. Поведение человека, которое предполагает максимиза­цию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведен­ные человеком средства производства: станки, оборудо­вание, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т.п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удов­летворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производ­ства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и по­лучаемые людьми бесплатно.

Задание 6. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие - ошибочны.

1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, ког­да люди смогут полностью реализовать достижения на­учно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Проблема выбора существует только для производи­телей.

4. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков, является капиталом.

5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рас­сматривать как фактор производства.

6. Деньги - это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.

7. Дивиденды являются доходом, получаемым собствен­ником труда от тех, кто его использует.

8. Процент является доходом на капитал.

Задание 7. Найдите, какое из перечисленных утверждений явля­ется правильным.

1. Проблема ограниченности возникает потому, что:

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза де­шевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересо­вать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать по­вышение цен.

2. Найдите вариант, в котором перечислены все три фак­тора производства:

а) конвейер, готовая продукция на складе, морская вода;

б) каменный уголь, сталевар, деньги;

в) врач, рентгеновский аппарат, лекарства;

г) бухгалтер, компьютер, земля.

3. К факторам производства относятся:

а) деньги в сейфе кассира банка;

б) конвейерная линия;

в) рабочая сила;

г) время, затраченное на производство товара;

д) месторождение урановых руд.

Задание 8. В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таб­лицей:

Варианты Тостеры (тыс.штук) Компьютеры (тыс.штук)
А
Б
В
Г
Д

1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной - компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) увеличится за счет привлечения иностранных рабо­чих численность занятых в производстве компью­теров;

в) в производстве тостеров станут применять модерни­зированное оборудование;

г) к власти в стране придет диктаторский режим, ко­торый запретит использовать новые технологии при производстве компьютеров и тостеров.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения про­изводства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?


Похожая информация.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска»

Карточки с заданиями

по теме «Эволюция капитализма»

Подготовила учитель истории и обществознания

Полякова Татьяна Ивановна

Карточка №1.

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

    Ограниченность ресурсов.

    Факторы производства.

    Капитал.

    Труд.

    Экономические блага.

    Свободные блага.

    Земля.

    Микроэкономика.

    Макроэкономика.

    Конкуренция.

А. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т.п.

В. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

З. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

Л. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

Н. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Карточка №2.

Подберите к каждому термину определение.

    Экономика.

    Экономическая система.

    Факторы производства.

    Товары.

    Рынок.

    Предприниматель.

    Ограниченность.

    Услуги.

    Альтернативная стоимость.

    Мотив прибыльности.

    Смешанная экономика.

    Экономическая модель.

А. Видимые и осязаемые предметы, предоставляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

В. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы ЧТО, КАК, КТО.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

З. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

Л. Земля, труд капитал.

Карточка №3.

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

    Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

    Процент является доходом на капитал.

    В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

    Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

    Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

    Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

    В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Список использованной литературы.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М. «Вако». 2008.

    Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2011.

    Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2010.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!!! ЭТО УЖЕ ГОТОВАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ БЫЛА СДАНА БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ.
СТОИМОСТЬ - 480 руб
ЕСЛИ РАБОТА ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, ПИШИТЕ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ С УКАЗАНИЕМ НОМЕРА ГОТОВОЙ РАБОТОЙ ИЛИ ССЫЛКИ!!
ТАКЖЕ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОГУ ВЫПОЛНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ВАШИМ ТРЕБОВАНИЯМ! КАЧЕСТВО ГАРАНТИРУЮ!

Экономическая теория (практика)

Тема 1. «Предмет, структура и функции экономической теории»
1. Выберите и обоснуйте наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:
а) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.
б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство. занятость и т.д.).
в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей ее членов.
г) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета экономической теории.

2. Зачем нужна экономическая теория обществу? Разве инженерные науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных вопросов, связанных с решением практических задач (при сооружении домика на дачном участке вы руководствуетесь знанием строительного дела, а не экономики)?

3. По названиям научных трудов определите, какой раздел экономической теории они представляют: микроэкономику или макроэкономику:
а) Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмбелл, «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика».
б) А. Пигу, «Экономическая теория благосостояния».
в) «Цены и ценообразование в рыночной экономике».
г) Класс Эклунд, «Эффективная экономика».

4. Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»:
а) инфляцию;
б) занятость трудоспособного населения;
в) законы денежного обращения;
г) курс доллара в обменных пунктах;
д) принципы налогообложения;
е) уровень цен на московских розничных рынках;
ж) государственный бюджет 2000 года;
з) экономическую программу правительства на определенный период?

5. Что Вы отнесете к микроэкономике, а что к макроэкономике:
а) скрытая безработица на предприятиях России, индекс цен в 1993 г.,
б) объем валового национального продукта (ВНП) за 1992 г.,
в) цена на масло в январе 1993 г., инновационная деятельность фирмы, цена на металл (прокат) в Челябинске в марте 1993 г.?

6. Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или те и другие?
7. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
8. Можно ли полагать, что погоня за прибылью – это проявление чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?

Тест «Верно - неверно»
1. Советская экономика – грандиозный научный эксперимент.
2. Экономика не является наукой и поэтому ее нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.
3. Экономическая теория верна тогда, когда она подтверждается политикой.
4. Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.
5. Безграничные материальные потребности обуславливаются ограниченностью ресурсов.
6. Закон ограниченности ресурсов – это закон редкости полезных ископаемых, которые природа неравномерно распределила по территориям и странам мира.
7. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.
8. Прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг, осуществляется на основе анализа связи между солнечной активностью и расположением небесных светил, с одной стороны, и движением курса ценных бумаг – с другой, рискован из-за логической уязвимости.
9. Экономика, не являясь точной наукой не может использовать научные методы анализа.
10. По сравнению с естественными науками, экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу.
11. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.
12. В одно и тоже время потребности людей в различных странах одинаковы.
13. Проблема выбора существует только для производителей.
14. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков, является капиталом.
15. Деньги – это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.
16. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.
Список литературы

Урок 23. Эволюция капитализма

28.10.2013 18339 0

Цели: ознакомить с экономической сущностью торговли и обмена, дать характеристику современным формам проявления капитализма; развивать умения работать с учебным текстом; формировать у учащихся экономическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему урока.)

Определите содержание учебного материала. (Эволюция - постепенное развитие, значит, в каких формах первоначально зародился капитализм, как они изменялись, каковы его современные формы; что было причиной изменения этих форм.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Обмен и торговля.

2. Исторические типы хозяйства.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма.

4. Формы современного капитализма.

II. Проверка домашнего задания

Выполним по вариантам тестовые задания.

Время выполнения 10 минут.

Тест 1

1. Неценовая конкуренция предусматривает...

а) рост качества продукции;

б) снижение цен;

в) скидки, премии;

г) дешевые распродажи.

2. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решиться на микроэкономическом уровне?

а) каким образом достичь уровня полной занятости;

б) что и сколько производить;

в) как избавиться от инфляции;

г) как стимулировать экономический рост.

3. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов.

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

5. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира...

а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства;

б) растет, если растет процент по вкладам в банках;

в) падает, если растет процент по банковским вкладам;

г) падает, если растет процент по ссудам.

6. Ценовая конкуренция предусматривает...

б) дополнительные гарантии;

в) снижение цен;

г) качество продукции.

7. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует...

а) экономное ведение дела;

б) экономическая самостоятельность;

в) соблюдение трудовой этики;

г) стремление повышать квалификацию.

8. Экономические системы, существующие в обществе, различает признак...

а) объем инвестиций в экономику;

б) способ распределения ограниченных ресурсов;

в) количество денежной массы в обращении;

г) уровень квалификации работников.

9. Установите соответствие между примером экономической деятельности и экономической системой.

10. Альтернативная стоимость товара измеряется...

а) затратами ресурсов на производство данного товара;

б) количеством денег, затраченных на производство данного товара;

в) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого товара.

Тест 2

1. Экономика как наука изучает...

а) исторический аспект развития общества;

б) юридические законы;

в) развитие науки и техники;

г) различные аспекты экономических отношений людей.

2. Необходимым признаком рыночной экономики является...

а) свободное ценообразование;

б) использование ресурсосберегающих технологий;

в) высокое качество продукции;

г) внешнеэкономическая деятельность государства.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а)конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательства.

6. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение...

а) только к планово-директивной экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации.

7. Главная проблема экономики состоит в том, что...

б) ресурсы безграничны;

г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.

8. В государстве Эколандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве...

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.

9. Государство в условиях командно-административной экономики...

а) законодательно закрепляет господство единой формы собственности;

б) предоставляет экономическую самостоятельность производителя;

в) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий.

10. Если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-то продукта...

а) можно только на частных предприятиях, а не на государственных;

б) только в условиях роста цен;

в) невозможно ни при каких условиях;

г) можно, если сократить производство каких-либо других продуктов.

Тест 3

1. Главная проблема экономики состоит в том, что...

а) человеческие желания ограничены;

б) ресурсы безграничны;

в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;

г) только слаборазвитые страны имеют проблему дефицита.

2. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, они имеют в виду...

6 Поурочные разработки по обществознанию

а) создание сбережений;

б) извлечение максимальной прибыли из имеющегося в наличии;

в) изучение экономики;

г) необходимость тратить как можно меньше.

3. Альтернативная стоимость - это стоимость товара или услуги, измеряемая...

а) индексом цен;

б) инфляцией;

в) ценой покупаемого товара;

г) то, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.

4. Ограниченность - это проблема, которая...

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает у богатых людей.

5. Жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для...

а) рыночной экономики;

б) традиционной экономики;

в) централизованной экономики;

г) экономики высокоразвитых стран.

6. Кривая производственных возможностей иллюстрирует...

а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

б) преимущества производства одного товара вместо другого;

в) изменение в цене различных продуктов;

г) альтернативную стоимость производства либо одного, либо другого товара.

7. Плата за пользование капиталом или прибыль от его использования называется...

а) рентой;

б) зарплатой;

в) процентом;

г) прибылью.

8. Люди и предприятия влияют на производство...

а) в рыночной экономике;

б) в традиционной экономике;

в) в централизованной экономике;

г) во всех экономических системах.

9. Около 100 лет назад известный экономист предложил теорию, которая связывает безработицу с пятнами на Солнце. Эта теория -пример...

а) альтернативной стоимости в действии;

б) кривой производственной возможности;

в) факторов производства;

г) экономической модели.

10. Сказочная страна С. производит удочки и леску. Все люди имеют работу, и фабрики работают в полную силу. Если правитель этой страны захочет произвести больше удочек, что вы ему посоветуете?

а) уменьшить производство лески;

б) увеличить производство лески;

в) дать приказ производить больше удочек;

г) ни при каких обстоятельствах не увеличивать производство удочек.

Критерии оценивания:

За каждый неправильный ответ оценка снижается на 1 балл. Ответы:

Тест 1: 1 а, 2 б, 3 БАБАБ, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 б, 9 АББАБ, 10 В. Тест 2: 1 б, 2 г, 3 в, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 а, 10 г.

Тест 3: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 г, 10 г.

В это время несколько учеников выполняют задание на карточках.

Карточка 1

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Факторы производства.

3. Капитал.

4. Труд.

5. Экономические блага.

6. Свободные блага.

7. Земля.

8. Микроэкономика.

9. Макроэкономика.

10. Конкуренция.

A. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т. п.

B. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения природных ископаемы и т. п.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

3. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

JI. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

H. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Правильный ответ: 1 3,2 И, 3 Ж, 4 К, 5 Г, 6 JI, 7 Д, 8 В, 9 Б, 10 А.

Карточка 2

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

I. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. Процент является доходом на капитал.

3. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

4. Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

5. Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

6. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

7. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Правильные утверждения 2,4, 5. Остальные утверждения ошибочные.

Карточка 3

Подберите к каждому термину определение.

1. Экономика.

2. Экономическая система.

3. Факторы производства.

4. Товары.

5. Рынок.

6. Предприниматель.

7. Ограниченность.

8. Услуги.

9. Альтернативная стоимость.

10. Мотив прибыльности.

11. Смешанная экономика.

12. Экономическая модель.

A. Видимые и осязаемые предметы, представляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

B. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы Что, Как, Кто.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

3. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

JI. Земля, труд, капитал.

Ответы: 1 К, 2 Д, 3 Л, 4 А, 5 Б, 6 3, 7 И, 8 Е, 9 М, 10 В, 11 Ж, 12 Г.

Устные ответы:

1. Типы экономической системы.

2. Факторы производства.

III. Изучение нового материала

1. Обмен и торговля

Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 73.

Назовите общее и различное в обмене и торговле.

Итак,

1. Обмен компенсирует дефицит нужных вещей для обеих обменивающихся сторон.

2. Торговля имеет целью получение прибыли.

3. Обменивается равное на равное; торгуют тем, что пользуется спросом.

4. Обмен и торговля - две первые фазы развития капитализма.

2. Исторические типы хозяйства

В первобытном обществе первоначально хозяйство было присваивающим, а после неолитической революции стало производящим. Но в течение длительного времени хозяйство было натуральным, , т. е. все, что производилось в хозяйстве, потреблялось внутри него. Господствовал натуральный обмен, когда излишки одного продукта обменивались на продукт необходимый.

По мере усложнения производства, расширения наименований произведенных продуктов, возникла необходимость в посреднике. Роль посредника-эквивалента играли товары, которые в данной местности пользовались повышенным спросом или были крайне редки. Например, у предков удмуртского народа, проживавших на реке Вятке, таким эквивалентом были беличьи шкурки - «коньи». В современном удмуртском языке деньги называются «коньдон».

Постепенно обмен принимает денежную форму. И роль эквивалента перешла к драгоценным металлам. Одновременно формируется социальная группа, ставшая посредником в обмене, -торговцы. В Киевской Руси их называли «гостями». Центрами торговли стали города. В любой стране они возникали прежде всего на перекрестке торговых путей или у мест переправы через водные преграды.

Прочитайте текст учебника на с. 74-77.

Каково экономическое и политическое значение торговли в истории человечества? (Города стали центрами ремесла и торговли, появляется письменное законодательство, формируется третье сословие, заложена основа для развития промышленности, колониальная торговля - более высокий этап развития института торговли, оптовая торговля.)

Торговый капитализм сформировал достаточную базу для развития промышленного капитализма. Появляется товарное производство: деньги вкладываются в производство товаров для получения прибыли.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 78.

От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма?

Приведите примеры из истории России и зарубежных стран.

(В заключение учитель рассказывает, что такое товар и какие

свойства товар имеет.)

Товар - это вещь или услуга, предназначенные не для собственного потребления, а на продажу. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость.

Стоимость - это количество общественно необходимого времени, затраченное на производство товара или услуги. Потребительная стоимость - это нужность, полезность вещи.

По какому свойству мы сравниваем товар, когда говорим, что один товар дороже второго, и почему по этому свойству? (По стоимости, потому что это количественная характеристика и ее можно сравнить. Потребительная стоимость - это понятие в большей степени субъективное, т. е. для отдельного человека полезность вещи определяется его пристрастиями.)

4. Формы современного капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 80. Выпишите современные формы капитализма.

IV. Закрепление изученного материала

Обсуждение вопросов 4, 6, 7, с. 80-81.

Домашнее задание

Учебник Кравченко: § 10, практикум.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты