04.02.2023

Кто главный в центральном банке. Центральный банк не имеет права


Центральный банк Российской Федерации (сокращенно ЦБ, или Банк России, или Центробанк) – это главный банк страны, который отвечает за безопасность и устойчивость рубля по отношению к другим валютам мира, развитие и укрепление банковской системы, надзор за деятельностью других банков, выдачу и отзыв лицензий.

Центральный банк – единственный банк в стране, который занимается эмиссией денег, то есть производством и выпуском наличных денежных средств (чеканка монет и печать банкнот), а также заменой старых купюр на новые.

ЦБ РФ – это не привычный нам всем банк, такой же как, например, Сбербанк или Альфа-Банк. Он, единственный в своем роде, и стоит над всеми банками. Схематично это выглядит так:

В Центробанк нельзя прийти за потребительским кредитом человеку с улицы, он не работает с физическими лицами, но работает с коммерческими банками, а именно осуществляет контроль и надзор, чтобы банкиры вели свою деятельность честно. В деятельность самих банков ЦБ не лезет, а вот лишить лицензии может или, наоборот, может помочь банку, если у него возникли временные трудности, например, дать кредит или взять банк на .

История возникновения Центрального банка РФ

Чтобы понять, что это за организация – ЦБ, стоит обратиться к истории. В СССР главным финансовым учреждением был Государственный банк. После распада Союза функции Госбанка перешли к ЦБ РФ, разве что главный банк страны перестал быть государственным учреждением. А превратился в независимое юридическое лицо. Государственный банк в СССР, можно сказать, подчинялся Совету министров. Ведь именно он назначал и снимал руководителей. А главное – Совмин подсчитывал, сколько денег нужно государству. То есть государство через свой банк само решало, сколько нужно денег, а банк уже их печатал в необходимом количестве.

Сегодняшнее главное банковское учреждение страны не подчиняется, а скорее взаимодействует с тем же государством. Ибо о своей деятельности ЦБ отчитывается Госдуме. В государственной собственности – уставный капитал, все остальные активы ЦБ. О своей деятельности ЦБ ежегодно отправляет в Госдуму отчеты – об убытках, доходах. Кроме того, эти отчеты должны быть опубликованы в СМИ. А еще Центробанк часть полученной им прибыли по закону обязан отдавать в бюджет. Так что о полной независимости ЦБ от государства, особенно что касается его деятельности в целях зарабатывания прибыли, все-таки приходится говорить условно.

Где зарегистрирован Банк России и кому принадлежит

ЦБ является юридическим лицом, зарегистрированным в Москве, там же находятся центральные органы, отвечающие за управление и надлежащее функционирование главного банка страны.

Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. рублей. Уставный капитал, как и прочее имущество банка является федеральной собственностью. Юридический статус подразумевает, что банк сам обеспечивает свою работу. 75% доходов он перечисляет в федеральный бюджет.

Получается, как любое физическое лицо может организовать ООО или ОАО и заниматься коммерческой деятельностью, так и правительство создало юридическое лицо, которое занимается определенной деятельностью, нельзя сказать, что коммерческой, так как это не совсем правильно. Все таки основная задача Центробанка – это защита и обеспечение устойчивости рубля, а также контроль за банковской деятельностью в стране, ее надлежащее функционирование. Получаемый доход – это побочный эффект от этой деятельности, который перечисляется основному владельцу, то есть государству.

Но при этом по бумагам – это не государственный орган. Это значит, что Центральный банк не отвечает за деятельность государства. Если государство , а на балансе ЦБ будут находится существенные золотовалютные запасы или запасы валюты, то это не значит, что ЦБ должен погашать этими средствами долг государства. Также и государство не отвечает по обязательствам Центрального банка.

Функции Центробанка России

А вот деньгами в стране главное банковское учреждение государства по-прежнему командует с тем лишь различием, что напечатать столько денег, сколько нужно стране, ЦБ не может. Сей факт объясняется тем, что ЦБ подчиняется правилам Международного валютного фонда, членом которого Россия стала в 1992 году.

Сделано это было с целью доступа к валютным кредитам и вызвано было экономическим, финансовым, системным кризисом в стране. В то время финансовая помощь России нужна была как никогда. Валютные кредиты для стабилизации экономики, интервенции для уменьшения курса доллара Россия стала получать, но в то же время Центральный банк потерял право самостоятельно кредитовать экономику страны, но может участвовать в кредитовании других стран. Таковы правила МВФ, члены которого обязаны их соблюдать.

Первый кредит был открыт в августе 1992 года на сумму около миллиарда долларов, целью которого было удержание дефицита государственного бюджета и темпа инфляции. Неподчинение правилам МВФ означает исключение России из его членов, а значит, и автоматический отказ в доступе к кредитным средствам МВФ. А гарантии, что они больше не понадобятся, дать никто не может.

Так что ЦБ играет по правилам МВФ и может напечатать лишь столько рублей, сколько долларов смогли выручить, продав за них нефть, газ и прочее, что котируется на внешнем рынке. Увы, крепко привязаны мы сейчас к доллару.

Так что одна из задач Центробанка – эмиссия (проще – выпуск) наличности, а в связи с этим организация обращения наличной денежной массы в стране.

Исполняет ЦБ и другие функции. Все они названы в соответствующих документах, регламентирующих деятельность главного банка государства. Посмотреть эти документы можно по ссылкам ниже:

В соответствии с законодательными актами эти цели заключаются в следующем:

  • в защите национальной валюты России от курсовых колебаний, с чем Центральный банк, к сожалению, не всегда успешно справляется. Хотя этому есть и определенные объяснения. В первую очередь – падение цен на нефть – главный продукт, за который Россия выручает на мировом рынке доллары.

Связано это и с тем, что не уменьшают размеры добываемой нефти страны арабского мира, и с тем, что активно пошла добыча сланцевой нефти в США. Немалую роль в росте курса доллара сыграли антироссийские санкции. Крупному бизнесу, чья продукция впоследствии успешно реализовывалась в том числе и за доллары, европейские банки из-за санкций отказывают в долговременных кредитах.

Еще одна причина вытекает из предыдущей. Спрос на валюту подтолкнул рост ее цены. Провоцируют рост доллара и другие причины – спекулятивные операции (купить дешевле – продать дороже), сам по себе рост мирового курса доллара;

  • разработке, а потом и реализации кредитной политики РФ, главные постулаты которой – снижение уровня инфляции, доступность банковских кредитов предприятиям реального сектора экономики, стабилизация банковских структур, увеличение их конкурентоспособности на международном уровне, их возможность долговременно кредитовать предприятия российской экономики. Ведь, как известно, большие проекты реализуются в основном лишь на кредитных деньгах;
  • установке правил, согласно которым осуществляются банковские операции;
  • разработке мер, а затем их реализации по развитию всей банковской системы, ее модернизации;
  • обеспечении мер по функционированию платежных механизмов.

И вышеперечисленное – только некоторые из тех задач, что решает главное банковское учреждение страны. Есть и множество других. Например:

Есть и еще, на которых остановимся подробнее, ибо именно эти задачи, выполняемые ЦБ, волнуют рядового жителя страны больше всего, так как бывает, что решение Центробанка касается человека лично.

Выдает и отзывает лицензии

Например, то, что ЦБ:

  • выдает лицензии банковским, другим кредитным организациям;
  • запрещает вести деятельность банкам, что выражается в отзыве лицензий.

С момента назначения главой Центробанка Эльвиры Набиуллиной лицензий на право вести банковскую деятельность лишилось более 100 банковских учреждений. Вызвано это как раз задачей стабилизации банковских структур.

Многие из тех банков, у которых ЦБ отозвал лицензию, проводили сомнительные операции, реализовывали рискованные принципы кредитной политики, например безмерно выдавая кредиты. Страдают же от такой чрезмерной любви к выдаче кредитов вкладчики банков, в том числе и физические лица. И однозначно – организации, у которых был счет в банке и которые через него проводили все свои финансовые операции.

Пример сомнительных операций банковских структур

Основания, по которым у банка могут отозвать лицензию, оговорены законодательно. Это могут быть ситуации, когда:

  • кредитный капитал на 2% меньше положенного;
  • собственные средства банка ниже уставного капитала;
  • банк не может самостоятельно в течение 2 недель рассчитаться со всеми кредиторами, тем же ЦБ, у которого коммерческий банк берет деньги взаймы;
  • банк самовольно сокращает уставный капитал, который становится ниже размера находящихся в распоряжении средств.

Есть и менее серьезные нарушения, допустив которые банк может лишиться лицензии.

Определяет ставку рефинансирования

Есть и еще один вопрос, который решает Центральный банк и который в немалой степени волнует тех обывателей, кто пользуется кредитными продуктами от коммерческих банковских структур, – это .

Также есть и другой термин – ключевая ставка. Выражается в процентах. Именно под эти проценты коммерческие банки берут у ЦБ деньги взаймы. И уже по своей процентной ставке, соответственно, более высокой, чем та, по которой получили, кредитуют организации, предпринимателей, рядовых жителей.

Получается – выше ставка рефинансирования – больше проценты, которые придется платить в коммерческих банках кредитующимся. И в Сбербанке тоже – даже не смотря на то, что многие далекие от финансовой сферы люди по-прежнему считают его государственным. Это не так. Да даже если бы и было так, не забываем, что ЦБ – это не государственная структура, от государства учреждение никак не зависит и этому самому государству ЦБ также дает, так сказать, взаймы, хотя и является акционером Сбербанка. Более 50 процентов акций Сбербанка принадлежат именно Центральному банку.

От чего зависит ставка рефинансирования? Главным образом от уровня инфляции в стране, то есть наличия денежной массы у населения, соответственно его покупательской способности. Увеличивая или снижая ставку рефинансирования, ЦБ регулирует уровень инфляции, пытаясь держать ее в узде.

При низкой ставке увеличивается покупательская способность, в результате – цены начинают расти. Покупают много – значит, производители выпускают больше продукции и поднимают цены. Для выпуска большего количества продукции у них есть возможности – ведь получить в комбанке деньги удается под меньший, более выгодный процент.

Больше средств и у населения на руках, в том числе благодаря доступным кредитным деньгам. Снижение ставки рефинансирования до какого-то момента стимулирует экономику. Почему до определенного момента? Да потому, что снижение ключевой ставки начинает способствовать росту инфляции – процессу, когда деньги обесцениваются.

И Центробанк повышает ставку. Становятся дороже кредиты, брать их физическим, юридическим лицам уже невыгодно. Со временем уменьшается количество наличности на руках у рядового населения, снижается постепенно покупательский спрос, производители выпускают меньше продукции, замедляется рост цен. А значит и рост инфляции.

Определяет курс валюты

Есть и еще одна функция, которую исполняет ЦБ и результат исполнения которой в немалой степени волнует тех россиян, кому приходится менять рубли на валюту, – это определение курса валюты.

Курс доллара Центробанк не с потолка берет. Этот курс определяется с учетом данных торгов валюты на межбанковском валютном рынке. Сегодня произошли торги, завтра этот курс в России. Так что курс доллара и других валют у нас сегодня плавающий. А возвращение к строго установленному, явно заниженному курсу, за что иногда ратуют некоторые обыватели, приведет к той ситуации, что была в СССР.

Тогда официально установленная цена доллара, особенно в последние годы существования Союза, не превышала одного рубля. Только вот купить по такой цене доллары было нельзя. Их не было в свободной продаже. У спекулянтов доллар продавался и до 4 рублей за один зеленый. И операции с валютой были уголовно наказуемыми.

Повышение курса доллара, как правило, сказывается на росте цен на внутреннем рынке, в том числе и на товары народного потребления. Ведь оборудование, на котором эти товары производятся, ингредиенты – все в большинстве случаев импортного производства и закупается на валюту.

Структура управления Центробанка

Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.

Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.

Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.

Высшая исполнительная структура Центробанка – совет директоров. Он определяет вектор деятельности ЦБ, ставит цели, ориентиры работы. В совете директоров, кроме председателя, еще 14 членов. Работают они на постоянной основе. Совет директоров также формируется под бдительным оком Госдумы и президента. Совет директоров собирается раз в месяц. И именно он решает вопросы:

  • касательно эмиссии рубля;
  • устанавливает нормативы для коммерческих банков;
  • лимиты рыночных операций;
  • процентные ставки;
  • лимиты текущих кредитов;
  • формирует перечень ценных бумаг, куда входят и векселя, используемые для обеспечения займов ЦБ.

Совет директоров исполняет надзорные, контрольные функции, то есть он осуществляет надзор и руководство за нижестоящими структурами.

Совет директоров Центрального Банка РФ

  • центральный аппарат ЦБ;
  • территориальные подразделения;
  • РКЦ – расшифровывает как расчетно-кассовые центры;
  • военные подразделения Центробанка.

Главная задача всех перечисленных структур Центрального банка ‒ реализация определенных мер для осуществления федеральном уровне финансовой политики, принятой банком.

Кто является председателем

С 2013 года председатель Банка России с 2013 года – Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Она первая женщина, которая заняла такой важный пост в Центральном банке из всех стран Большой восьмерки. По закону назначает главу банка Госдума по представлению президента.

Срок назначения – 5 лет. Человек не может назначаться на должность председателя Центробанка более трех раз подряд.

В некоторых случаях допускается снятие председателя ЦБ с должности. Это может быть в ситуациях, когда:

  • срок, на который был назначен председатель, истек;
  • состояние здоровья не позволяет в полной мере исполнять служебные обязанности. Подтверждение состояния здоровья должно быть документальным – справками с заключением комиссии врачей;
  • по собственному желанию председатель подает заявление об отставке;
  • за доказанное совершение уголовного преступления судом вынесено обвинительное заключение в отношении председателя;
  • глава ЦБ нарушает законодательство, регулирующее деятельность банка;
  • когда выявлено, что председатель или даже члены его семьи хранят денежные средства в банках других стран, когда явно не соответствует официально задекларированному доходу их расход, то есть имеет место коррупция.

А вот как менялись руководители Центробанка, с момента его основания:

  1. Матюхин Г.Г. - с 1990–1992 гг.
  2. Геращенко В.В. - с 1992–1994 гг.; 1998–2002 гг.
  3. Парамонова Т.В. - с 1994–1995 гг.
  4. Хандруев А.А. - с 8 по 22 ноября 1995 г.
  5. Дубинин С.К. - с 1995–1998 гг.
  6. Геращенко В.В. - с 1998–2002 гг.
  7. Игнатьев С.М. - с 2002–2013 гг.
  8. Набиуллина Э.С. - с 2013 и по настоящий момент.

Заключение

Итак, теперь вы знаете что из себя представляет Центральный банк Российской Федерации, зачем нужен и какие функции выполняет. Надеемся эта статья расширила ваш финансовый кругозор.

Видео на десерт: Полет на велосипеде в горах с парапланом за спиной

  • устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений , который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность , право на информацию, право на защиту и т.п.);
  • создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка , финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
  • Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ . Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

    Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

    Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

    Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой - юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

    Полномочия Центрального банка, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст. 45-47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя , а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства , производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3).

    Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:

    • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам ;
    • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

    В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие:

    • активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ ;
    • всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
    • сокращение бюджетного дефицита ;
    • поддержание стабильного денежного обращения;
    • обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
    • обеспечение государственного фонда валютных резервов;
    • расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
    • расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
    • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

    Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции:

    • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику , направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    • устанавливает правила проведения банковских операций , бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
    • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
    • участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

    Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

    Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуществляет по следующим направлениям:

    • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
    • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
    • кредитование кредитных организаций;
    • управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности - операции типа репо;
    • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
    • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
    • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
    • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

    Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

    В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, являющиеся его филиалами.

    В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

    Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

    Одним из инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются кредитные аукционы, которые проводятся ЦБ РФ на основе решений Аукционного комитета ЦБ РФ при участии главных территориальных управлений (национальных банков) ЦБ РФ в форме аукционов заявок коммерческих банков. Валютой аукционов является рубль Российской Федерации. ЦБ РФ объявляет о дате проведения аукциона не позднее, чем за 7 календарных дней.

    В аукционе участвуют: с одной стороны - Банк России (продавец), с другой - коммерческие банки и кредитные учреждения Российской Федерации (покупатели). Не могут быть участниками аукционов филиалы коммерческих банков.

    К участию в аукционе допускаются коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности на территории Российской Федерации, внесенные в регистрационную книгу Банка России и проработавшие не менее года к моменту подачи заявки на участие в аукционе.

    Расчетно-кассовый центр Банка России

    Головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ), межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) являются структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России. Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Типовым положением «О расчетно-кассовом центре Банка России», принятым 7 октября 1996 г. № 336, и иными нормативными актами Банка России.

    Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

    РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, указанного Положения и иных нормативных актов Банка России.

    Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

    РКЦ выполняет следующие функции:

    • осуществляет расчеты между кредитными организациями (филиалами);
    • осуществляет кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов);
    • хранит наличные деньги и другие ценности , совершает операции с ними и обеспечивает их сохранность;
    • обеспечивает учет и контроль осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);
    • обеспечивает учет и контроль осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);
    • осуществляет расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, ведение счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ , государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих , служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    • осуществляет обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
    • обеспечивает защиту ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
    • разрабатывает и представляет в территориальное учреждение Банка России прогноз по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;
    • устанавливает предельные остановки денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;
    • осуществляет контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;
    • составляет на основании данных кредитных организаций календарь выдач денег на оплату труда и представляет его в территориальное учреждение Банка России;
    • проверяет работу кредитных организаций по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;
    • регулирует обязательные резервы, депонируемые в Банке России, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверяет достоверность расчетов обязательных резервов;
    • участвует в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:
    • в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;
    • по его распоряжению участвует в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов), применяет к обслуживаемым кредитным организациям санкции в виде штрафа в соответствии со ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

    Кроме того, дополнительно РКЦ осуществляет транзитные и контрольные операции по расчетам с кредитными организациями, расположенными на территории государств, входящих в состав СНГ, стран Балтии и Грузии; транзитные и контрольные организации по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам, обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки; осуществляет денежные расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и другие операции с ценными бумагами.

    РКЦ также обеспечивает учет операций по выпуску и реализации облигаций, выплате купонов по облигациям Государственных Республиканских внутренних займов , а также иных определенных ЦБР операций с ценными бумагами.

    В соответствии с возложенными на него функциональными задачами РКЦ осуществляет следующие основные операции:

    • открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам ;
    • списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;
    • контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;
    • контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;
    • учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ (ЦОУ);
    • выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ (ЦОУ);
    • защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств;
    • прием и выдача ценностей из резервных фондов;
    • учет эмиссионных операций;
    • прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;
    • обработка денежной наличности;
    • открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров , заключенных территориальным учреждением Банка России;
    • начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

    Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000


    Центральный банк - это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
    Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
    Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
    1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
    2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.);
    3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
    Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
    Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
    Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
    Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой - юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
    Полномочия Центрального банка, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст. 45-47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.
    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России об-служивает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3).
    Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:
    защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
    В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие:
    активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;
    всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
    сокращение бюджетного дефицита;
    поддержание стабильного денежного обращения;
    обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
    обеспечение государственного фонда валютных резервов;
    расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
    расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
    максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.
    Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции:
    во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и ор-ганизует их обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
    организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
    участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.
    Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо-дательства и установленных им нормативных актов.
    Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуществляет по следующим направлениям:
    регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
    открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
    кредитование кредитных организаций;
    управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности - операции типа репо;
    регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
    установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
    регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
    надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.
    Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
    В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, яв-ляющиеся его филиалами.
    В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.
    Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
    Одним из инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются кредитные аукционы, которые проводятся ЦБ РФ на основе решений Аукционного комитета ЦБ РФ при участии главных территориальных управлений (на-циональных банков) ЦБ РФ в форме аукционов заявок коммерческих банков. Валютой аукционов является рубль Российской Федерации. ЦБ РФ объявляет о дате проведения аукциона не позднее, чем за 7 календарных дней.
    В аукционе участвуют: с одной стороны - Банк России (продавец), с другой - коммерческие банки и кредитные учре-ждения Российской Федерации (покупатели). Не могут быть участниками аукционов филиалы коммерческих банков.
    К участию в аукционе допускаются коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности на территории Российской Федерации, внесенные в регистрационную книгу Банка России и проработавшие не менее года к моменту подачи заявки (см. Приложение 1) на участие в аукционе.
    Приложение 1

    Обязательными условиями допуска коммерческих банков к аукциону являются следующие:
    наличие корреспондентского счета банка в соответствующем подразделении ЦБ РФ;
    отсутствие на корреспондентском счету дебетового сальдо;
    отсутствие просроченной задолженности по кредитам Банка России.
    Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны выполнять установленные экономические нормативы в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. № 1, своевременно и в полном объеме перечислять средства в фонд обязательных резервов, иметь аудиторское заключение по годовому отчету, не допускать нарушений в представлении бухгалтерской и статистической отчетности Банку России.
    По итогам аукциона заключается кредитный договор между главным территориальным управлением (национальным банком) и коммерческим банком.
    Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
    Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю-щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
    Центральный банк РФ не имеет права:
    осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;
    осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
    заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    пролонгировать предоставленные кредиты; исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
    Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
    В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

    Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями и регулирования всей кредитно-банковской системы.

    Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

    Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

    Цели деятельности Банка России:
    • развитие и укрепление банковской системы России;
    Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
    • Банк России является .
    • Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
    • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
    • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
    • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
    • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
    • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

    Функции центрального банка

    Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

    Основные функции центрального банка:

    1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

    2. Осуществление национальной (рис.71).

    Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

    Центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

    5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

    4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

    5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

    6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

    Основные методы :

    • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
    • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
    • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
    • рефинансирование национальной кредитной системы.
    Основными функциями Центрального банка являются:
    • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
    • хранение государственных золото-валютных резервов;
    • ведение счетов правительства;
    • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
    • кредитование коммерческих банков;
    • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
    • кредитно-денежное регулирование экономики.

    Центральный банк РФ, структура, правовое положение

    Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

    Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства , если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

    Целями деятельности Банка России являются:
    • защита и обеспечение устойчивости рубля;
    • развитие и укрепление Российской Федерации;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

    Банк России выполняет следующие функции:
    • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную ;
    • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    • является кредитором последней инстанции для , организует систему их рефинансирования;
    • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
    • устанавливает правила проведения ;
    • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
    • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
    • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
    • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
    • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
    • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
    • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    • принимает участие в разработке прогноза РФ и организует составление платежного баланса РФ;
    • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
    • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

    Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

    Нормативные акты Банка России

    Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты , обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликовани я в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

    Нормативные акты Центрального банка должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Центрального банка, устанавливающие:

    • иностранных валют по отношению к рублю;
    • изменение ;
    • размер резервных требований;
    • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • прямые количественные ограничения;
    • правила и отчетности для Банка России;
    • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    Нормативные акты Центрального банка в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

    Нормативные акты ЦБ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

    Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций , если иное не установлено федеральными законами.

    ЦБ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций , если они не обеспечивают деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций , которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

    Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

    Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

    Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком России своих функций, установленных ст. 4 настоящего федерального закона.

    Национальный банковский совет — коллегиальный орган Центрального банка.

    Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

    Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

    Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

    Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

    В компетенцию Национального банковского совета входит:
    • рассмотрение годового отчета ЦБ;
    • рассмотрение вопросов совершенствования РФ;
    • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
    • назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
    • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
      • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
      • банковского регулирования и банковского надзора;
      • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
      • организации системы расчетов в РФ;
      • исполнения сметы расходов Банка России;
      • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
    • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;

    Председатель Банка России

    Председатель Центрального банка назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

    Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

    Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

    В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров .

    Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

    Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

    • разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
    • утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
    • утверждает смету расходов Центрального банка;
    • утверждает структуру Банка России;
    • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
    • устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
    Совет директоров Центрального банка также принимает решения:
    • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
    • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • о величине резервных требований;
    • об изменении процентных ставок Центрального банка;
    • об определении лимитов операций на открытом рынке;
    • об участии в международных организациях;
    • об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
    • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
    • о применении прямых количественных ограничений;
    • о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
    • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

    Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

    Председатель Центрального банка России:
    • действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
    • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
    • подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
    • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
    • обеспечивает реализацию функций Банка России.

    Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

    Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, организует и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами .

    Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с . Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

    Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

    Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    Функции Банка России

    Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

    — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

    — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    — утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    — является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    — устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    — осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

    — устанавливает правила проведения банковских операций;

    — осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    — осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    — принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    — принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

    — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    — осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

    — осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

    — осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

    — осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

    — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    — организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    — утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

    — утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

    — устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    — принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

    — принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

    — организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

    — для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

    — проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    — осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    — является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

    — осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

    — осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

    — организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

    — осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.


    © 2024
    ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты