05.05.2020

Жилищное и коммунальное хозяйство. Сфера проблем и противоречий


Збигнев Бжезинский: «Время жизни России - время жизни ее ЖКХ»

Мы живем в эпоху стремительных перемен и усложнений. Меняется уровень жизни, потребности, система ценностей, основные виды ресурсов и действующие механизмы. Значение комфорта среды обитания для развивающейся части мира растет с каждым годом.

В ближайшее время внимание к жилищно-коммунальному хозяйству, качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг будет возрастать как с точки зрения снятия ограничений социально-экономического развития муниципальных образований, так и с точки зрения реализации возможностей личности и развития человеческого капитала.

Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях - федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Накопившиеся за десятилетия и не решаемые в течение длительного времени проблемы свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, которая обходилась без инвестиций и накапливала физический износ до 70% в среднем по отрасли, до 90 и даже почти 100% по ряду отдельных объектов.

В основе эксплуатируемой техники в основном использованы решения середины прошлого века, о моральном износе говорить просто бессмысленно, а уровень энергоэффективности в 2-3 раза ниже среднемирового и в 6-8 раз ниже уровня развитых стран, находящихся в сходных климатических условиях.

Возможности перехода к использованию технологий и техники нового поколения отчетливо осознается, ряд отечественных потребителей имеет возможность и использует их в современной России в индивидуальном порядке, однако для перехода к массовому использованию необходимо реформирование отрасли, проблемы которой стянуты в «гордиев узел» отечественного производства.

Пренебрежение особенностями развития социо-технических систем грозит появлением неолуддизма, когда системы ЖКХ или их части не используются или выводится из эксплуатации, одна часть экономики «пожирает» другую, а система переходит на траекторию самоуничтожения.

В настоящее время разработан ряд стратегических документов, задающих ориентиры, цели задачи стратегий и программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документы дают основания и возможность вести активную и целенаправленную работу по реформированию ЖКХ

Значительное количество нормативно-правовых, распорядительных и методических документов свидетельствует, с одной стороны, о серьезности намерений власти, с другой - является подтверждением ситуации системного кризиса, в результате которого накопился ряд проблем, допускающем только комплексное решение.

Значительное количество проблем связано с процессами развития системы. Для регионов, в том числе Москвы, значительное количество проблем транслируется с федерального уровня, многие рождены в условиях коррупции и несформировавшегося правового государства. Тесная взаимосвязь проблем, статус города федерального значения, общие цели требуют совместного рассмотрения этих проблем и совместной работы в рамках соглашения федеральных и городских органов власти.

В качестве основных направлений реформирования на федеральном уровне выделены:

Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;

Завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства;

Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

В качестве основных направлений реформирования в Стратегии Москвы-2025 выделены:

  • Улучшение технического состояния жилищного фонда и необходимые объемы его капитального ремонта;
  • Динамика стоимости услуг ЖКХ с учетом роста доходов населения и других факторов;
  • Повышение условий проживания и коммунального обслуживания на территории города

Москва один из немногих регионов, использовавших для формирования стратегии развития, включая вопросы реформирования и развития ЖКХ, профессиональный потенциал институтов Российской Академии Наук. Москва должна стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения. В Москве планируется создание международного финансового центра. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению бесперебойного их предоставления в любое время суток. Поэтому Стратегия развития ЖКХ рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы до 2025 г.

Стратегические цели развития Москвы, концентрация основных фондов ЖКХ, специфика ресурсов, концентрирующих научно-технические кадры страны и финансовые ресурсы и связанные с решением задач федерального уровня, обрекают Москву на роль центра реформирования, роль локомотива инновационного развития технологий и техники для ЖКХ и центра диффузии новейших технологий федерального уровня.

Значительное количество проблем требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровне (вертикали стратегического управления), привлечения институтов гражданского общества к процессам общественного контроля.

Необходимо провести актуализацию Стратегии Москвы-2025 с учетом влияния кризиса и посткризисного периода, активизацией реформы и энергосбережения на федеральном уровне, корректировкой целей и показателей повышения качества жизни и эффективности развития социально-экономического комплекса России и ЖКХ в частности.

Значимость и комплексных характер проблем требуют совместных усилий федеральных и городских органов власти, привлечения бизнеса в рамках частно-государственного партнерства и институтов гражданского общества.

Необходимо провести в опережающем порядке ряд дополнительных исследований развития реформ в ЖКХ в рамках направлений:

Формирование СРО управляющих в сфере ЖКХ

Развитие института независимых директоров в корпоративном управлении предприятий ЖКХ

Конкурсы грантов на разработку стратегий и программ энергосбережения, инновационного развития и других вопросов реформирования ЖКХ

НИР по направлению «Энергоэффективное общество»

Формирование социального минимума потребления услуг в сфере ЖКХ

Разработку социальных нормативов потребления

Введение социальной экспертизы законопроектов в дополнение к антикоррупционной экспертизе

ЖКХ в сетевом государстве и развитие прямой демократии в сфере практик систем жизнеобеспечения.

С.А.Дячук, генеральный директор,
ЗАО «Региональные энергетические системы»,
г. Котельники Московской области

Основные проблемы в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:

· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;

· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;

· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;

· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;

· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);

· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;

· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;

· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;

· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.

Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.

Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ

Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.

Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.

Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».

Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.

Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.

Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления

Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.

Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?

1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;

2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;

3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.

Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие - введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.

Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.

Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.

ЖКХ - это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия - выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.

Есть еще одна важная проблема - имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:

· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;

· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;

· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;

· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;

· определить для нового общества стратегические задачи.

Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.

К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.

Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

Тарифообразование как системная ошибка

Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.

В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.

Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть - повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.

В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.

Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

| скачать бесплатно Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования , Дячук С.А.,

Пока же ситуация такова. По мнению члена Совета Федерации Валентина Межевича, который давно занимается проблемами энергосбережения, уровень потерь энергии в ЖКХ огромен - от 40 до 70%.

Примерно 20% энергии, производимой в России, теряется по пути к потребителю из-за неудовлетворительного состояния сетей и по другим причинам. Энергоемкость нашего ВВП в 3-4 раза превышает показатели других стран, а ссылки на суровый климат безосновательны, поскольку Канада, Финляндия и другие страны находятся в таких же условиях. Поэтому в настоящее время энергосбережение является наиболее эффективным и предпочтительным направлением развития энергосистемы страны. Принятый закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» как раз и направлен на решение этих задач.

Один из важнейших стимулов к экономии - обязательная установка приборов учета энергоресурсов. Кроме того, сохраняя социальную норму энергопотребления, надо вводить ступенчатый тариф, зависящий от времени суток, объема потребления и других факторов, - считает Валентин Межевич.

Спорить с этим трудно. Именно из-за гигантской знергоемкости нашей экономики и жилищно-коммунальной сферы российское правительство на законодательном уровне озаботилось проблемами энергосбережения. Однако есть закон, есть желание его выполнять, но вот есть ли возможности?

По мнению ныне, к сожалению, уже покойного Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при предлагаемой государством новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

Не прячьте ваши денежки

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных энерго- и водоресурсов. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энергосбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Однако есть достаточно конструктивные идеи, предусматривающие другой подход к проблеме. Одна из них заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количество продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

Хорошо забытое старое

Тем, кому довелось жить в Ленинграде в советские времена, наверняка хорошо помнят, как в коммунальных квартирах персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики. Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

Показательно, что в странах, где капитализм уже давно перестал быть «диким», а вполне цивилизован и даже очень развит, никому и в голову не приходит таким вот образом залезать в карманы потребителей. Разумеется, в той же Америке все хлопоты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией счетчиков, - это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя - за работу по установке счетчика (собственность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный. Та же ситуация во Франции, Германии, Финляндии и других развитых западных странах.

Выводы таковы. Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на потребителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энерго­сбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Дмитрий Григорьев

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для ЖКХ в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
- тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- модернизация систем тепло- и водоснабжения;
- использование нетрадиционных источников энергии;
- учет энергоресурсов и воды;
2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:
- дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струй-но-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
замену изношенной запорной арматуры и санитарно-техничес-ких устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладоч-ных испытаний в установленные сроки;
- замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах но энергосбережению» № 1087 от 02.11.1995 г. и «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 08.06.1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн. шт. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн. счетчиков газа.

При разработке конкретной программы приборного обеспечения необходимо решить такие вопросы, как:
- выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, средств оперативного сбора и обработки информации, диспетчеризации и т.п.);
- оценка объемов потребности в технических средствах;
- определение необходимости в изменении схем тепло- и водоснабжения для осуществления приборного учета и особенно поквартирного;
- определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей региона (муниципалитета).

Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами АО «Энерго», источниками тепло- и водоснабжения других министерств и ведомств, а также муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40-80% от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо отметить особо создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления - тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуществляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

1. Наиболее значимыми и быстро окупаемыми мероприятиями по повышению теплозащиты оболочки зданий являются мероприятия по снижению расхода тепла через прозрачные ограждения, особенно для реконструируемых зданий, за счет снижения коэффициента остекления, сверхнормативных трансмиссионных потерь и теплопотерь на инфильтрацию.

2. Утепление наружных стен, покрытий и перекрытий до Уровня требований СНиП П-3-79 (1998), этап II, дает меньший эффект и является рентабельным для нового строительства, а также при реконструкции крупнопанельных домов, где учитывается дополнительный эффект, связанный с эксплуатационными расходами на ремонт фасадов, стыков и т.п Для остальных зданий срок окупаемости превышает 10 лет, а для старой застройки достигает 20 лет.

3. Менее значительный эффект по утеплению оболочки здания остеклением балконов и лоджий достигается использованием обычного стекла (срок окупаемости до 9 лет); при применении специального стекла срок окупаемости возрастает до 20 лет. Однако остекление целесообразно закладывать в проект реконструкции домов, поскольку жильцы, остекляя летние площади самостоятельно, нарушают тем самым внешний вид зданий.

4. Из мероприятий, направленных на теплосбережение в инженерных системах жилых домов, наибольшую экономическую эффективность для нового строительства имеют применение механических систем вентиляции с утилизацией тепла вытяжного воздуха, в том числе и с помощью теплового насоса, на нужды горячего водоснабжения (срок окупаемости 4-6 лет), квартирный учет энергоносителей и автоматическое индивидуальное регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Окупаемость затрат здесь следует ожидать через 1,5-2 года для реконструируемого фонда и через 5-6 лет для нового строительства. Системы отопления при реконструкции могут выполняться как по горизонтальной двухтрубной, так и по общепринятым схемам: однотрубной с нижней или верхней разводкой, а в новых зданиях - с квартирной разводкой.

5. Для газифицированных жилых домов с большой площадью квартир (старый фонд) как альтернатива центральному (от автономных котельных) может применяться местное (квартирное) отопление и горячее водоснабжение от индивидуальных газовых теплогенераторов. При необходимости отопление общих помещений в этом случае следует осуществлять электрическими приборами, в том числе аккумуляционными, работающими по вынужденному графику энергопотребления с оплатой по двухставочному тарифу.

Исходя из сказанного можно отметить, что основные пути снижения энергоресурсов - это, с одной стороны, выбор и монтаж энергоэффективных агрегатов, оборудования и систем источников тепла и воды, сетей их транспортирования потребителям (зданиям); с другой - устранение имеющихся перерасходов и сверхнормативных потерь тепла и воды путем повышения уровня и качества эксплуатации.

Первые из указанных путей энергосбережения являются средне- или долгосрочными мероприятиями со сроком окупаемости не менее 4-7 лет и многозатратными. Эти мероприятия требуют выполнения проектных и строительно-монтажных работ, для чего необходимы значительные денежные затраты за счет банковских кредитов и инвестиций. Сроки окупаемости этих затрат, включая возврат кредитов с процентами, выходят за временные рамки реформы ЖКХ.
Вторые из путей энергосбережения являются краткосрочными с реализацией и получением экономического эффекта в течение 1-2 лет. Они могут быть малозатратными и даже беззатратными, если эффект достигается лишь путем изменения режимов или регламентов технологических процессов. Эти мероприятия по существу включают в основном работы по повышению уровня и качества эксплуатации действующих систем тепловодоснабже-ния объектов ЖКХ.

Л. Р. Ибрашева

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосберегающие технологии.

Рассмотрены проблемы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве России, а также правовые и программные механизмы решения данной проблемы. Дан обзор энергосберегающих технологий, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен опыт внедрения энергосберегающих технологий в г.Казань.

Key words: energy saving, energy effectiveness, housing and communal services, energy saving technology.

The author analyses problems of energy saving in Russian housing and communal services as well as legal and organizational aspects of their solutions. Energy saving technologies and some practice of their usage in the city of Kazan are describe.

Созданная в настоящий момент законодательная база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности достаточно жёстко регламентирует обязательные действия всех участников процесса энергоснабжения,

направленные на повышение энергетической эффективности на стадиях производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.

Общеизвестно, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально.

Жилищно-коммунальное хозяйство

является ключевой отраслью для обеспечения комфорта, необходимых условий проживания и удовлетворения потребностей населения городов. Услуги сферы ЖКХ для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. Поэтому цель ЖКХ заключается в предоставлении качественных услуг населению, поскольку от качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих домах. Следовательно, ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность. Однако состояние основных фондов жилищнокоммунального хозяйства характеризуется значительным уровнем износа и низкой энергоэффективностью. Очевидно, что такое кризисное состояние ЖКХ, как отрасли сферы услуг обусловлено совокупностью причин: слабой

технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание, низким уровнем предоставления услуг населению, чрезмерной бюджетной нагрузкой, искусственным

монополизмом, отсутствием конкуренции и др. Все это определяется неэффективной социально ориентированной экономикой, слабым механизмом

установления тарифов, сбора оплаты за коммунальные услуги и контроля над

использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

Следовательно, такое положение дел в отрасли показывает, что возможности предприятий ЖКХ для значительных преобразований и модернизации пока ограничены. А это значит, что сфера ЖКХ практически невосприимчива к энергосбережению. Как отмечает Коваль С.П., в настоящее время в России более 80% стоимости услуг ЖКХ - это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное - управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов,

энергоемкость предоставления коммунальных услуг в 4 и более раз превосходит аналогичные средние показатели стран со сходным климатом .

Применительно к сфере ЖКХ можно

выделить два основных направления энергосбережения:

1) Совершенствование коммунальной

инфраструктуры, энергетических установок поставщиков и потребителей, что предполагает, в первую очередь, совершенствование их

конструкций, путем внедрения инновационных и качественных энергосберегающих технологий.

2) Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски) .

Естественно, что проблемы ЖКХ, в частности, высоких энергопотерь в данной сфере, не является для России только что возникшей. Основы формирования качественно нового подхода к энергоресурсосбережению в нашей стране были

заложены в Федеральном законе Российской

Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон) и соответствующих программах.

В соответствии с законом энергосбережение предполагает уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении

соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) посредством реализации организационных,

правовых, технических, технологических,

экономических и иных мер .

Управленческим инструментом для реализации на практике принципов энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются соответствующие целевые федеральные, региональные и муниципальные программы. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 г. была представлена к рассмотрению Государственная программа энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года (далее -программа). Представленная Программа нацелена на выполнение указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», установившего цель -снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. За счёт мер Программы предполагается обеспечить снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 13,5%, порядка 26,5% снижения энергоемкости ВВП к 2020 году планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и естественных факторов технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации .

Программа включает в себя ряд подпрограмм, затрагивающих различные секторы экономики, в том числе и ЖКХ:

эффективности в электроэнергетике;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в жилищном секторе.

Региональным и муниципальным органам власти также рекомендовано разработать и

утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с утвержденными Правительством РФ требованиями. При этом значения целевых

показателей программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

должны отражать:

1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В целом в рамках Государственной программы энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года планируется решение следующих задач, касательно сферы ЖКХ:

Создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

Введение управления системами

централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

Совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;

Совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;

Повышение качества теплоснабжения, введение

показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения, как со стороны

потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;

Обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);

Реализация типовых проектов

«Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом»;

Проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;

Реализация типового проекта «Эффективная

генерация», направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию

неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;

Реализация типового проекта «Надежные сети», включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;

Совершенствование государственного

нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.

Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры планируется с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией

федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде планируется достичь также с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального

хозяйства на 2010 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Важным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда. Однако данная сторона вопроса является наиболее проблематичной на сегодняшний день. Собственники жилья не обязаны проводить энергетическое обследование (энергоаудит). Стоимость проведения подобных работ, а также реализация данных по результатам обследования мероприятий полностью перекладывается на плечи собственников. Учитывая недобросовестность и непрозрачность деятельности Управляющих компаний для собственников жилья, а также инертность в вопросах управления самих граждан, можно констатировать, что достижение целевых показателей снижения энергопотерь будет условным. Частично эта проблема разрешается в рамках реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры, текущего и капитального ремонта жилищного фонда с применением энергосберегающих технологий.

В частности на сегодняшний день разработано множество различных технологических решений, позволяющих осуществлять

энергосбережение.

Коваль С. П. приводит следующий перечень мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ.

Экономия топлива при производстве тепловой и электрической энергии предполагает:

Применение рекуперативных и регенеративных горелок (позволяют подогревать подаваемый в камеру горения воздух за счет утилизации тепла отводимых газов);

Автоматизация режимов горения (поддержание оптимального соотношения топливо-воздух);

Применение беспламенного объемного сжигания. Технология ИТАК;

Сжигание твердого топлива в кипящем слое;

Рекуперация тепла отводимых газов системы дымоудаления, подогрев исходной воды или приточного воздуха;

Минимизация величины продувки котла;

Надстройка действующих водогрейных или

паровых котлов газотурбинными установками;

Магнитострикционная очистка внутренних поверхностей котлов от накипи;

Устранение присосов воздуха в газоходах и обмуровках через трещины и неплотности;

Сбор и возврат конденсата в котел;

Применение экономайзеров для предварительного подогрева питательной воды в деаэраторах;

Повторное использование выпара в котлоагрегатах;

Применение пароструйных инжекторов;

Использование энергии выделяющейся при снижении давления магистрального газа для выработки электрической и тепловой энергии;

Когенерация, совместная выработка тепловой и электрической энергии;

Реконструкция котельный в мини-ТЭЦ с надстройкой ГТУ;

Тригенерация, совместная выработка

электрической, тепловой энергии, холода;

Компенсация реактивной мощности на уровне объекта.

Повышение энергоэффективности тепловых сетей предполагает реализацию следующих мероприятий:

Оптимизация сечения трубопроводов при перекладке;

Прокладка трубопроводов «труба в трубе» с пенополиуретаной изоляцией;

Замена изоляции минераловатой на

пенополиуретановую с металлическими

отражателями;

Замена металлических труб на асбоцементные;

Электрохимическая защита металлических трубопроводов;

Применение систем дистанционной диагностики состояния трубопроводов;

Применение обоснованных режимов снижения температуры теплоносителя;

Исключение подсоса грунтовых и сточных вод в подземные теплотрассы;

Установка теплосчетчиков на ЦТП;

Замена малоэффективных кожухотрубных теплообменников на ЦТП на пластинчатые. Устранение течей;

Установка частотно регулируемых приводов для поддержания оптимального давления в сетях (экономия электроэнергии 20-25% и снижение аварийности);

Закрытие малоэффективных и ненагруженных котельных;

Проведение мероприятий по оптимизации тепловых режимов здания ЦТП и вторичному использованию тепла обратной сетевой воды и вытяжной вентиляции;

Проведение мероприятий по внедрению системы энергоэффективного освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные и светодиодные, промывка окон, окраска стен в светлые тона);

Установка регулируемых вентилей на подаче тепла на нагруженные участки теплотрасс;

Использование мобильных измерительных комплексов для диагностики состояния и подачи тепла, а так же для регулирования отпуска тепла;

Установка теплосчетчиков на входах теплоподачи зданий;

Внедрение кустовых автоматизированных комплексов диспетчеризации ЦТП;

Комплексная гидравлическая балансировка теплосетей;

Официальное принятие показателей энергоэффективности в эксплуатирующих тепловые сети организации и ЦТП;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию теплосетей и ЦТП с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности

электрических сетей и системы освещения предполагает реализацию следующих мероприятий:

Исключение недогруза трансформаторов (менее 30%)

Исключение перегруза трансформаторов;

Исключение перегруза длинных участков распределительных сетей;

Установка компенсаторов реактивной мощности у потребителей;

Внедрение распределенной энергетической сетки для компенсации реактивной мощности;

Исключение утечек тока на подземных магистралях;

Своевременная замена изоляторов на ЛЭП;

Повышение качества электрической энергии (применение экранирования, энергосберегающей системы FORCE);

Увеличение загрузки асинхронных двигателей (нагрузка должна быть более 50%);

Применение автоматических переключателей с соединения «треугольник» на соединение «звезда» при малонагруженных режимах;

Замена асинхронных двигателей синхронными;

Применение частотно регулируемых приводов в системах вентиляции энергообъектов сетей;

Автоматическое поддержание заданного уровня освещенности с помощью частотных регуляторов питания люминесцентных светильников;

Замена ртутных люминесцентных светильников на натриевые и металлогалогенные;

Применение светодиодных светильников в для уличного и дежурного освещения;

Применение эффективных электротехнических компонентов светильников;

Использование осветительной арматуры с отражателями;

Применение аппаратуры для зонального

отключения по уровням освещенности;

Применение автоматических выключателей для дежурного освещения;

Регулярная очистка прозрачных элементов

светильников и датчиков автоматического

отключения;

Регулярная очистка стекол в окнах в

производственных помещениях и применение светлых тонов при окраске стен;

Использование световодов для подсветки темных помещений;

Разработка энергобаланса сетей и постоянная оценка режимов электропотребления для снижения нерациональных энергозатрат;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию электросетей и сетевых предприятий с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности систем водоснабжения предполагает:

Сокращение использование воды на собственные нужды в водозаборных станциях;

Внедрение систем водооборота на водозаборах;

Оптимизация режимов промывки фильтров;

Применение технологии водо- воздушной промывки;

Установка на раструбные соединения ремонтных комплектов (придают раструбу высокую степень герметичности);

Использование частотно регулируемых приводов на насосах тепловых пунктов, насосных станциях;

Замена металлических труб на полиэтиленовые (сокращение потерь на поддержание избыточного давления в закодированных трубах);

Применение систем электрохимической защиты стальных трубороводов;

Внедрение современной запорно-регулирующей и предохранительной арматуры;

Применение сильфонных компенсаторов гидравлических ударов;

Санация ветхих участков водопроводных сетей;

Оптимизация работы системы водоснабжения, диспетчеризация и автоматизация управления сетями;

Установка на ответвлениях сети датчиков и регуляторов сетевого давления;

Изменение схемы централизованного ГВС из циркуляционного в циркуляционно-повысительную;

Установка счетчиков расхода воды на входах объектов водопотребления;

Установка технологических водомеров на проблемных ответвлениях;

Премирование работников осуществляющих

эксплуатацию системы водоснабжения у управляющих организаций с учетом показателей энергоэффективности.

Среди нетрадиционных способов энергосбережения в ЖКХ Коваль С.П. выделяет:

Использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС;

Использование солнечных коллекторов для

дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий;

Создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла;

Использование пароструйных инжекторов в

качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара;

Использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов;

Использование тепловых насосов для отопления и

ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из: канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов;

Применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения;

Использование шахтного метана;

Производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления;

Использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов;

Использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики;

Использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.

Актуальным вопрос энергосбережения в ЖКХ остается и для г.Казань. В городе ведется активная работа по модернизации коммунальной инфраструктуры и имеется опыт по внедрению энергосберегающих и энергетически эффективных технологий. В частности модернизация

коммунальной инфраструктуры ведется в рамках реализации программ капитального ремонта и в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года.

В 2010 году на территории технополиса «Химград» был реализован пилотный проект полностью энергоэффективного дома - «Грин Хаус». В рамках подготовки к Универсиаде, которая пройдет в г.Казань в 2013 году, строительство спортивных объектов ведется с применением энергосберегающих технологий, в частности применяются системы рекуперации тепла. Системы рекуперации тепла позволяют использовать тепло, образующееся в холодильных машинах ледового катка, для обогрева воды в бассейне. В приоритетах

Применение безрадиаторной системы отопления -

теплые полы, а также теплые стены - за счет принципиально новой системы утепления наружных ограждающих конструкций. Широкое применение в городе находят энергосберегающие осветительные устройства. Кроме того, Казань является

«пилотной» площадкой для реализации проекта в рамках федеральной программы -«Энергоэффективный квартал». Целью проекта является модернизация микрорайонов, кварталов и распространение новых технологий

энергоресурсосбережения на всей территории страны. В проекте участвуют 3 района -Московский, Ново-Савиновский и Приволжский районах. Здесь на примере социальных объектов и различных жилых домов опробованы самые современные технологии энергоресурсосбережения. В первую очередь в социальных учреждениях и жилых домах внедрены такие энергосберегающие технологии, как установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, общедомовых и квартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения; установка приборов

автоматизированного учета энергопотребления;

внедрение энергосберегающих светильников и технологий, автоматизация включения света в подъездах; утепление чердаков, подвалов, окон и дверей подъездов, перевод отдельных домов на индивидуальный обогрев, и т. д. Так же одной из широко применяемых технологий, является система «тепловой узел», призванных экономить тепло, за счет того, что они самостоятельно оценивают погодную ситуацию - если температура окружающего воздуха опускается низко, то и оборудование к квартирам жителей подает больше теплоносителя, если температура воздуха достаточно высокая - то и тепловой узел распределяет теплоноситель так, что бы не было дополнительного перегрева и в квартирах была установлена комфортная температура.

В целом огромный опыт практического использования и внедрения технологий энергосбережения и энергоэффективности имеют такие страны как Япония, США и Европейский Союз. Этот опыт целесообразно использовать при реализации энергоэффективных проектов в ЖКХ в нашей стране с учетом региональных особенностей.

Особое значение имеет обращение к опыту работы с населением с целью формирования соответствующего энергосберегающего поведения. Энергосбережение на уровне отдельно взятого человека представляется серьезной проблемой, отличительной особенностью которой является то, что органы власти зачастую не способны показать, например, собственникам многоквартирного дома выгоду от внедрения энергосберегающих технологий, поскольку выгода весьма удалена или не всегда напрямую связана с реальными экономическими выгодами на уровне отдельно взятого потребителя. Другими словами, человек, в своих стремлениях улучшить качество своей жизни, не всегда руководствуется лишь соображениями экономии финансовых ресурсов, наоборот, когда речь идет, например, о здоровье предпочитает тратить дополнительные денежные средства для покупки питьевой воды или качественного фильтра по очистке водопроводной воды и т.д.

Анализируя проблему в комплексе, складывается впечатление, что в информационном

пространстве акцент делается на применение энергосберегающих технологий и технологий повышения энергетической эффективности. Скрытыми от внимания общественности остаются организационные и финансовые механизмы реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищнокоммунальном хозяйстве. В связи с этим целесообразно в процессе изучения зарубежного опыта внедрения энергосберегающих проектов в сфере ЖКХ сделать акцент на изучение именно этих аспектов. Кроме того, энергосбережение в ЖКХ России предполагает решение задач с учетом пространственной, отраслевой, демографической, транспортной, социально-экономической и иной специфики регионов России, а также наличия или отсутствия в регионе энергоресурсов.

Литература

1. Коваль, С.П. Энергосбережение в ЖКХ: 96 способов/ С.П. Коваль// (http://portal-energo.ru/articles/details/id/40)

2. Ибрашева, Л.Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности как инструмент Стратегии устойчивого развития города (на материалах г.Казань)/ Л.Р.Ибрашева, А.М.Идиатуллина // Вестник КГТУ. -2011. -№2. -С.198-212.

3. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.11. 2009. № 261-ФЗ // Российская газета - Центральный выпуск. - 2009. - №5050 (226).

4. Государственная программа энергосбережения

повышения энергетической эффективности в

Российской Федерации на период до 2020 года/ (http://www.rg.ru/2011/01/25/energosberejeme-site-dok.html).

5. На всех объектах Универсиады-2013 будут

применяться энергосберегающие технологии / (

http://www.kzn/ispolkom/news/shom/8516.htm)

6. Ильсур Метшин: «Летом в Казани появится первый энергоэффективный квартал» / (http://

7. www.kzn.ru/page9423.htm)

8. Гатиятуллина, Д.А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект/ Д.А.Гатиятуллина// Вестник Казан. технол. унта. -2012. - Т.15, №4. -С.149-159.

© Л. Р. Ибрашева - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты