01.04.2020

Индекс глобальной конкурентоспособности строится на основе. Индекс глобальной конкурентоспособности страны


Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD).

Этот индекс, появившийся в 1996 г., рассчитывается по методике европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующегося в Лозанне (Швейцария).

Этот институт ежегодно проводит исследование конкурентоспособности стран и публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). При этом под конкурентоспособностью понимается умение национальной экономики создавать условия для успешного ведения бизнеса.

Исследуются следующие факторы национальной среды:

Каждый из этих факторов делится на пять подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Эти 20 подфакторов обобщают информацию по 333 критериям, хотя каждый из подфакторов не обязательно имеет одинаковое число критериев .

Состояние экономики - 79 критериев. Дастся макроэкономическая оценка национальной экономики, исследуются следующие направления: «Внутренняя экономика», «Международная торговля», «Международные инвестиции», «Занятость» и «Цены».

Эффективность государственного управления - 62 критерия. Исследуются следующие направления: «Государственные финансы», «Бюджетноналоговая политика», «Институциональная структура», «Бизнес-законодательство» и «Социальная структура».

Эффективность бизнеса - 78 критериев. Национальная бизнес-среда оценивается с точки зрения уровня инновативности, прибыльности и ответственности. Исследуются следующие направления: «Производительность и эффективность», «Рынок труда», «Финансы», «Практика управления, «Эффективность бизнеса».

Инфраструктура - 114 критериев. Понятие «инфраструктура» здесь применяется условно, так как речь идет об оценке не только технологических, но и научных и человеческих ресурсов, которые отвечают потребностям бизнеса. Анализируются следующие направления: «Базовая инфраструктура», «Технологическая инфраструктура», «Научная инфраструктуры», «Здоровье и окружающая среда», «Образование».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс является сводным показателем конкурентоспособности страны. Он рассчитывается Всемирным экономическим форумом ежегодно начиная с 2004 г. Для этого рассчитываются макроэкономические показатели, наиболее важные для экономического роста. Информационная база для расчетов на 2/3 формируется из экспертного мнения представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента и на 1/3 из открытых материалов статистических данных, социологических обзоров и научных исследований, публикуемых в печати и осуществляемых на регулярной основе международными организациями 1 . Это индекс также вполне применим к оценке уровня социально-экономического развития регионов.

Инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний входят в перечень контрольных показателей данного индекса.

Следует отметить, что зачастую в иностранных рейтингах инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности. Например, кроме индекса глобальной конкурентоспособности можно назвать индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI), индекс развитости коммуникационной среды (NRI), индекс технологических достижений UNDP (TAI).

Но существуют и специализированные индексы инновационного развития. Например, индекс способности к инновациям , также рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Все индексы направлены на оценку реальных достижений, при этом используется как метод опросов, так и обработка статистических показателей. Часто применяются показатели количества патентов страны, числа ученых и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, но могут использоваться и косвенные показатели, например число студентов .

В России использование специализированных индексов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе.

Оценка эффективности развития регионов. Как видно из анализа способов и методов расчета всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчеты, и способом их обобщения. Подбор и обоснование этих показателей каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. Поэтому разные подходы дают разные результаты. Необходим показатель, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов.

Рассмотрим подход, когда под эффективностью понимается отношение результатов к затратам. Под региональным результатом можно использовать различные показатели, например валовой региональный продукт В, а под затратами - амортизационные отчисления А, материальные затраты в производственных отраслях региона М, фонд заработной платы тех же отраслей региона 3, затраты на услуги непроизводственного характера в регионе З у. Тогда эффективность регионального развития будет определена по формуле

У данного подхода к оценке эффективности региональной деятельности есть недостаток - он не отражает социальную сторону развития.

Другой подход - по оценке уровня макроэкономических показателей. Ранжирование уровня социально-экономического развития может осуществляться как на основе комплексного показателя, так и какого-то одного, например показателя ВРП на душу населения.

Если же учитывать факторы сложно формализуемые, но при этом имеющие большое социальное значение, например факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, то в этом случае придется опираться на экспертные оценки, т.е. субъективную оценку.

Разнообразие индексного подхода применительно к оценке конкурентного уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу - дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Создание необходимых и благоприятных условий для ведения бизнеса и экономического роста, повышения качества жизни населения происходит путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона.

К двум основным подходам можно отнести следующие страновые рейтинги:

  • рейтинг стран по уровню привлекательности ведения в них бизнеса (Всемирный банк) включает в себя шесть самостоятельных индексов;
  • индекс экономической свободы включает в себя девять самостоятельных индексов 1 .

Для оценки регионов было разработано большое количество методик, которые сейчас широко используются. Однако все множество методов и рейтингов можно разделить на небольшое количество типов. Так, сотрудники Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Брызгалин и О. Буклемишев, выделяют два основных типа рейтингов :

  • 1) сравнительные индикаторы, помогающие инвесторам в целом оценить положение дел в разных регионах с точки зрения развития в них бизнеса;
  • 2) управленческий инструмент властей, способствующий выработке мер по совершенствованию инвестиционной среды.

Статистические исследования последних лет показали, что инвестиционный климат в регионах России неблагоприятен и неоднороден, т.е. отличается от региона к региону, при этом государство заинтересовано в том, чтобы понять, за счет чего успешные регионы становятся успешными. В связи с этим Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2012 г. запустило пилотный проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Федерации. Целью данного проекта является оценка действий органов регионального управления по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

В результате был разработан региональный инвестиционный стандарт, который внедрялся в 11 пилотных регионах. С 2013 г. АСИ приступило к масштабированию стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп .

Оценка экономической безопасности или устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам, однако такие противоречия все же могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить защиту лишь от крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается большим количеством разнообразных угроз, многие из которых носят локальный характер.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются 1:

  • оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
  • оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
  • разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

Государства во всем мире пытаются получить признание не только своего народа, но и завладеть первыми строчками разных рейтингов. Каждая страна старается быть лучшей в чем-то одном или во всем сразу. Державы признают самыми культурными, наиболее демократическими, экономически развитыми, мирными или мощными. Везде преуспеть государству не удастся. Тем не менее существуют и такие державы, которые борются за первенство во всем.

Из всего разнообразия почетных наград можно выбрать первое место и в еще одном рейтинге, который зависит от глобального индекса конкурентоспособности. Об этом подробнее поговорим дальше.

Экономика - непростая штука

Большинство стран мира имеет свои стратегические цели. Но есть те, которые старается выполнить любая держава. Важным для государства является обеспечение экономического роста. Сюда же можно отнести борьбу за благосостояние каждого гражданина.

Такая стратегия предполагает не просто старание власти улучшить уровень жизни, но и определяет дополнительные требования к управлению социально-экономическим развитием. Некоторые государства выбрали путь через инновационные технологии. Как показал опыт международных отношений, именно благодаря такой стратегии страны «экономического чуда» смогли улучшить свой финансовый рост. Оказывается, на индекс глобальной конкурентоспособности влияет стимулирование инновационной деятельности.

Но такая экономическая модель неподвластна всем государствам. Есть и те, которые до сих пор не могут наладить эффективную стратегию по развитию инноваций. К таким можно отнести не только Российскую Федерацию, но и остальные

Нужно что-то предпринимать

Предпринимательская деятельность является движущей силой в развитии конкурентоспособности. Конечно, наряду с ней существует много факторов, тем не менее именно благодаря предпринимательству возможно повлиять на инновационные технологии. В свою очередь, этот тип деятельности подвластен многим показателям, которые отражают экономическую политику страны и положение государственных учреждений.

Кто главный?

В 1971 году был создан Всемирный экономический форум (ВЭФ). Эта организация известна тем, что ежегодно собирает глав государств в Давосе. Помимо лидеров, сюда приезжают руководители бизнеса, и журналисты. Уже 45 лет на форуме обсуждают вопросы, связанные не только с экономикой, но и другими острыми мировыми проблемами: охрана окружающей среды и здравоохранение.

Стоит отметить, что это швейцарская организация, основателем которой стал профессор Клаус Шваб. На данный момент он же и бессменный руководитель. Существует здесь и постоянный исполнительный орган - Совет директоров. Членство в ВЭФ имеют около 1000 компаний, организаций всего мира.

Всемирный экономический форум создан не только для дискуссий. Еще одной его задачей остается исследование сфер политики и экономики. В 1979 году был введен ежегодный доклад касательно глобальной конкуренции. Он оценивал более сотни стран мира по двум критериям: индекс потенциального роста и конкурентоспособность.

Экспертно-аналитическое исследование

Ранее эта выпускала лишь отчеты. Но уже с 2004 года создала непосредственно рейтинг государств, который основывался на индексе. Этот показатель оценивает возможности страны к обеспечению высокого уровня благосостояния граждан. Также учитывалась эффективность использования внутренних ресурсов, поддержка уровня жизни, производительность труда и качество услуг.

Задачи ВЭФ

Прежде чем вычислить индекс глобальной конкурентоспособности, специалисты должны проанализировать общедоступные статистические сведения и результаты глобального анкетирования глав компаний.

По определению организации, национальная конкурентоспособность - это возможности державы и её учреждений влиять на стабильный рост экономики. Исследователи нашли связь между уровнем конкурентоспособности и благосостоянием граждан. Чем выше первый показатель, тем положительнее второй.

Цель индекса

Задумка форума состоит в том, что государству необходимо использовать полученные результаты исследования. Эта оценка позволяет понять, что стране надо стремиться к устранению сложностей на пути к улучшению экономического развития и конкурентоспособности. Индекс является инструментом в изучении проблемных секторов экономической политики и разработке стратегии по усовершенствованию политической модели.

Влияние

Представители ВЭФ утверждают, что для определения конкурентоспособности нужно уделить внимание многочисленным и разноплановым факторам. Очевидно, что влияние на экономику может быть отрицательным по ряду причин: сюда входит и неплодотворное регулирование бюджета страны, высокие показатели инфляции.

В свою очередь, есть и те факторы, которые положительно влияют на экономику: обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, прогрессивная судебная система, взвешенные политические решения.

Не только институционные факторы могут сказываться на финансовой системе. Есть также обучение и переквалификация рабочего персонала, возможность круглосуточного образования и технологического развития. Все факторы могут по-разному влиять на ту или иную экономическую систему.

Составляющие элементы

Известно, что в анализе индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ объединяют с индексом конкурентоспособности бизнеса. Решающее слово все же за первым показателем. Кстати, этот индекс был создан ученым Ксавье Сала-и-Мартином, который преподает в Он-то как раз и разработал эту оценку для Всемирного экономического сообщества.

Итак, чтобы определить балл, нужно обратиться к 113 переменным. Часть из этих факторов сформирована благодаря глобальным опросам, часть состоит из статистических данных и результатов исследования. Все 113 переменных распределены на 12 категорий. Они были выбраны благодаря эмпирическим и теоретическим исследованиям.

Но стоит отметить, что ни одна из этих переменных не сможет самостоятельно дать государства. Кроме того, все факторы связаны между собой. Производительность рынка товаров и услуг зависит от квалификации и профессионализма рабочей силы.

Чтобы контролировать макроэкономическое постоянство, необходимо эффективно распоряжаться бюджетом страны, пресекать коррупцию и обеспечивать прозрачность экономической системы. Предприниматели могут организовывать новые технологии только в том случае, если полученная прибыль превысить инвестиционные расходы.

Таким образом, ясно, что индекс глобальной конкурентоспособности страны возглавляют те страны, которые могут проводить всеобъемлющую политику, оглядываясь на целый ряд факторов и взаимосвязь между ними.

В чем различие?

Исследователи ВЭФ первостепенно учитывают прогресс экономики той или иной державы. При этом они прослеживают и её развитие на разных стадиях. Толкование каждой переменной для государства связано с её начальными обстоятельствами или со структурными и организационными параметрами. Эти данные позволяют позиционировать державу среди других сквозь призму развития.

Ученые ежедневно работают над методологией вычисления, чтобы индекс глобальной конкурентоспособности оставался объективным и адекватным механизмом контроля уровня экономики при постоянных изменениях в глобальной среде.

Методология

Итак, как уже говорилось ранее, исследование анализирует 113 показателей. Они объединяются в 12 категорий. Всего лишь 34 переменных рассчитаны по общедоступным статистическим данным. Сюда входит внешний долг, уровень жизни и другие показатели. Остальная часть факторов относится к глобальному опросу, в который входит мнение более 14 тысяч руководителей компаний.

По этому принципу государства распределяют по стадиям развития экономики. В этом случае учитывают только ВВП на душу населения. Хотя есть и исключения, к примеру, для России в этом случае применяют второй критерий - степень зависимости развития страны от основных факторов. Такая привилегия применима в том случае, когда государство имеет зависимость от минеральных ресурсов.

Стадии

Как уже говорилось ранее, прежде нужно определить стадию развития державы. Всего их 5: к факторному развитию относится 37 экономик стран. В их число входит большинство африканских государств, а также Индия, Кыргызская Республика, Вьетнам и т. д.

Вторая группа - это переходная стадия от факторного развития к эффективному. В этой категории находятся 16 государств: Азербайджан, Иран, Молдова, Монголия и др. В третью группу входит вторая стадия развития - эффективная. Здесь насчитывается 30 экономик: Украина, Китай, Сербия, Южная Африка, Болгария, Армения и т. д.

Четвертая группа также считается переходной стадией, но уже от эффективной к инновационной. В этой категории находится 24 экономики: Россия, Бразилия, Казахстан, Турция, Уругвай, Польша, ОАЭ и др. Последняя группа - это третья стадия развития. К инновационной экономике относят 37 стран: среди них большинство европейских, также США, Австралия с Новой Зеландией, Южная Корея, Япония и др.

Исследование 2016 года

В 2016 году уже прошел Всемирный экономический форум. Исследование в этот раз охватило анализ 138 стран. конкурентоспособности 2016-2017 снова расставил по местам государства. Теперь каждое правительство имеет результат, на который может опираться.

Лидером этой гонки остается Швейцария. Она занимает первую строчку уже восемь лет подряд. После неё все так же остались Сингапур и США. Их глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года составляет 5.8 и 5.7 единиц. Эти государства являются лидерами в снабжении всего мира инновационными изделиями и услугами.

С прошлого года не трансформировалась и десятка лидеров. После Швейцарии, Сингапура и США Индекс 5.6 получили Нидерланды и Германия, 5.5 - Швеция, Великобритания, Япония и Гонконг, 5.4 - Финляндия и Норвегия.

Потеря позиций

Исследование этого года показало, что наблюдаются и негативные тенденции. Глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года зависит и от воздействия других организаций на государства. Речь идет о ЕС. Усилия этого института сохраняют брешь между европейскими державами. Рейтинг показывает то, что страны Северной и Западной Европы возглавляют экономический «хит-парад». А вот Южная часть страдает от финансового упадка, что сказывается на показателях Индекса. Испания заняла 32-е место, Италия - 44, Греция за последний год переместилась вниз на пять позиций и занимает 86 строчку.

Ближний Восток и Северная Африка по-прежнему продолжают спускаться. Катар в прошлом году занимал 14-е место, ныне находится на 18. Саудовская Аравия тоже сдала четыре позиции и находится на 29-й строчке. Снова в этом году не получил глобальный индекс конкурентоспособности Ирак. Это указывает на то, что ситуация в стране очень плачевная.

Центральная и Южная Африка тоже пасет задних. Лидерами остаются: Маврикий на 45 строчке, Южная Африка - на 47 и Руанда - на 52. Все остальные государства, которые находятся на этой территории, сильно отстают. Каждому из них необходима внешняя помощь, которая усилила бы экономическое развитие и повысила бы индекс глобальной конкурентоспособности.

Страны СНГ

Российская Федерация, в отличие от многих других держав, сумела подняться на две ступени и заняла 43-е место. Экономика странны в данный момент находится в рецессии, но положительный результат был получен благодаря эффективности внутреннего рынка и сокращению бюрократических препятствий. Также прогресс наблюдается в образовании. Вниз страну тянет высокая инфляция, низкий приток капитала.

Казахстан в глобальном индексе конкурентоспособности получил 53-е место. Сравнительно с минувшим годом это очень плохой результат, так как держава спустилась аж на 11 позиций. По пяти критериям из 12 Казахстан заметно улучшился, остальные 7, наоборот, показывают регресс. Есть факторы, которые положительно повлияли на Глобальный индекс конкурентоспособности 2016. Казахстан достиг прогресса по инновационным технологиям, предпринимательству, среднему и высшему образованию.

Украина показала негативный результат. Она упала с 79 места на 85-е. Главными проблемами страны считают политическую нестабильность, коррупцию, инфляцию, государственную бюрократию и высокие налоги.

Азербайджан улучшил свой прошлогодний результат на три ступени и занял 37 место. Ныне это государство является лидером среди стран СНГ. Положительный результат показал Таджикистан, переместившись с 80 места на 77-е. Армения также улучшилась на три позиции и находится на 79 месте. А вот значительно ухудшили свои показания Молдова (100) и Кыргызстан (111). В первом случае страна спустилась на целых 16 позиций, а во втором - на 9.

Национальная конкурентоспособность является обобщающим показателем положения страны в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Национальная конкурентоспособность понимается как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами.

Рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности составляется на основе индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК, Global Competitiveness Index, GCI), который рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Впервые И ГК был разработан экспертами ВЭФ в 2004 г., и с 2006 г. он рассматривается как основной показатель для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран. Индекс глобальной конкурентоспособности составляется из переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития.

Методология расчета ИГК постоянно совершенствуется; ИГК 2013 2014 гг. был составлен из 113 переменных, которые были объединены в 12 блоков контрольных показателей (факторов), определяющих национальную конкурентоспособность;

  • 1) качество институтов;
  • 2) инфраструктура;
  • 3) макроэкономическая стабильность;
  • 4) здоровье и начальное образование;
  • 5) высшее образование и профессиональная подготовка;
  • 6) эффективность рынка товаров и услуг;
  • 7) эффективность рынка труда;
  • 8) развитость финансового рынка;
  • 9) уровень технологического развития;
  • 10) размер внутреннего рынка;
  • 11) конкурентоспособность компаний;
  • 12) инновационный потенциал.

При этом ни один из блоков контрольных показателей не в состоянии в отдельности обеспечить конкурентоспособность экономики. Как подчеркивает автор-разработчик ИГК профессор Хавьер Сала-и-Мартин, они

эффективны только в сочетании с другими переменными. Так, например, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен из-за неэффективности рынка рабочей силы. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, которые позволяют позиционировать национальные экономики по отношению к другим странам сквозь призму развития. Согласно выводам ВЭФ, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику и учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

При расчетах И ГК страны различаются по стадиям экономического развития : экстенсивный рост , эффективный рост , инновационный рост , которым соответствуют соотношения блоков ключевых показателей или факторов (табл. 1.2). Выделяются три группы блоков контрольных показателей, которые обеспечивают конкурентоспособность стран на различных стадиях развития.

Страна, находящаяся на любой стадии экономического развития, обычно обладает всеми ключевыми факторами, но их роль и значение различны; ее конкурентоспособность определяют ключевые показатели, соответствующие ее стадии развития. Базисные факторы обеспечивают конкурентоспособность страны на стадии экстенсивного роста; факторы эффективности - на стадии эффективного роста; инновационные факторы - на стадии инновационного роста.

Таблица 1.2

Стадии экономического развития стран но ключевым показателям конкурентоспособности

Стадии экономического развития

Ключевые показатели (факторы)

Стадия экстенсивного роста

Базисные факторы :

  • - состояние инфраструктуры;
  • - макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование

Стадия эффективного роста

Факторы эффективности :

Высшее образование и профессиональная подготовка;

эффективность рынков товаров, услуг и труда;

  • - развитость финансового рынка;
  • - размер внутреннего рынка;
  • - уровень технологического развития

Стадия инновационного роста

Инновационные факторы :

  • - конкурентоспособность компаний;
  • - инновационный потенциал

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) рассчитывается как среднеарифметический показатель на основе оценки всех факторов от 1 до 7. По ИГК 2013-2014 в первую десятку с показателями от 5,37 до 5,67 вошли Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США, Швеция, Гонконг,

Нидерланды, Япония и Великобритания. Китай занял 29-е место в рейтинге по И ГК 2013-2014, Бразилия - 56-е, Индия - 60-е место.

Россия поднялась в рейтинге с 67-го до 64-го места. В докладе ВЭФ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Россия поднялась в этом разделе рейтинга с 22-го на 19-е место также благодаря низкому уровню государственного долга и профициту бюджета. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118-е место), недостаточный инновационный потенциал (78-е), неэффективная антимонопольная политика (116-е), неразвитость финансового рынка (121-е), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135-е), дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132-е место).

Ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы, по мнению авторов доклада, способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту се конкурентоспособности.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 144 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макроэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны продолжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частности низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008–2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней половине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и возращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (Columbia University) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее».

World Economic Forum, 2012. The Global Competitiveness Report 2012–2013.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности 2012–2013

Индекс глобальной конкуренто-способности 2011–2012

Изменение позиции

Оценка

Тренд

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Швеция

Нидерланды

Германия

Соединенные Штаты Америки

Великобритания

Гонконг

Япония

Катар

Дания

Тайвань

Канада

Норвегия

Австрия

Бельгия

Саудовская Аравия

Южная Корея

Австралия

Франция

Люксембург

Новая Зеландия

Объединенные Арабские Эмираты

Малайзия

Израиль

Ирландия

Бруней

Китай

Исландия

Пуэрто-Рико

Оман

Чили

Эстония

Бахрейн

Испания

Кувейт

Таиланд

Чехия

Панама

Польша

Италия

Турция

Барбадос

Латвия

Азербайджан

Мальта

Бразилия

Португалия

Индонезия

Казахстан

Южная Африка

Мексика

Маврикий

Литва

Словения

Коста Рика

Кипр

Индия

Венгрия

Перу

Болгария

Руанда

Иордания

Филиппины

Иран

Россия

Шри-Ланка

Колумбия

Марокко

Словакия

Черногория

Украина

Уругвай

Вьетнам

Сейшельские Острова

Грузия

Румыния

Ботсвана

Македония

Хорватия

Армения

Гватемала

Тринидад и Тобаго

Камбоджа

Эквадор

Молдова

Босния и Герцеговина

Албания

Гондурас

Ливан

Намибия

Монголия

Аргентина

Сербия

Греция

Ямайка

Гамбия

Габон

Таджикистан

Сальвадор

Замбия

Гана

Боливия

Доминикана

Кения

Египет

Никарагуа

Гайана

Алжир

Либерия

Камерун

Ливия

Суринам

Нигерия

Парагвай

Сенегал

Бангладеш

Бенин

Танзания

Эфиопия

Кабо-Верде

Уганда

Пакистан

Непал

Венесуэла

Кыргызстан

Мали

Малави

Мадагаскар

Кот-д’Ивуар

Зимбабве

Буркина Фасо

Мавритания

Свазиленд

Тимор-Лешти

Лесото

Мозамбик

Йемен

Гвинея

Гаити

Сьерра-Леоне

Бурунди


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты