27.05.2020

Глазьев нашел восемь ошибок в экономической программе кудрина. Глазьев: Выход из нынешнего экономического кризиса - в плановой экономике Экономическая программа глазьева


Политика Центробанка и Минфина закономерно привела к серьезному спаду экономики: налоги растут, социальные выплаты урезаются, а иностранные агенты мешают отечественному импортозамещению. О том, насколько реален альтернативный экономический план и в чем настоящие причины спада, рассказал экономист, политик, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции академик РАН Сергей Глазьев в программе "Реальное время" Юрия Пронько .

Сергей Глазьев: Раз уж пошла речь о мифах, которые вокруг моих предложений строятся: один щелкопер, извиняюсь, написал, что я предлагаю построить Венесуэлу с ракетами. Бред. Человек вообще ничего не читал: ему просто дали поручение, он мою красивую фотографию разместил - неплохую, молодец, - а дальше написал полную глупость. Видно, что он вообще программу не читал, кто-то ему за это заплатил. А в одном из американских журналов хвалили как раз то, что у нас происходит - рай для спекулянтов: назвали это правильной политикой. А то, что мы предлагаем, научное сообщество, - это, значит, ракеты в Венесуэле. Полная глупость.

Юрий Пронько: Сергей Юрьевич, подождите, это хорошая оценка. Если у них героиня Набиуллина, а вы антигерой, и это происходит в американском издании - значит, они вас на самом деле хвалят.

С.Г.: У нас возможности роста определяются имеющимися ресурсами. Производственные мощности загружены чуть больше чем наполовину. Мы можем увеличить объем производства более чем на 40 процентов на базе имеющихся производственных мощностей.

Всего хватает - заводов, кадров, сырья

Ю.П.: То есть нам даже вводить ничего нового не надо?

С.Г.: Да. При этом когда говорят, что это устаревшие мощности, - это неправда. Посмотрите, какие мощности стоят. Современные металлургические заводы по металлообработке - банкроты фактически. Я знаю много таких примеров. Кирпичные заводы стоят современные, с современным оборудованием. Машиностроение работает на 40 процентов мощности. То есть стоят в том числе мощности, которые были введены в действие за последние 5 лет, новые мощности.

Второй вопрос - труд. Нам говорят, что у нас якобы низкая безработица. Замечу, что 5 процентов - это не низкая безработица. Но надо добавить еще скрытую безработицу. И то, что люди неполный день работают, и длительные отпуска - это в совокупности получается уже около 12 процентов. Из-за трагедии на Украине - огромный приток квалифицированных людей, с хорошими специальностями, востребованными.

Я уже не говорю про Таможенный союз, про Евразийский союз, где у нас - огромный резервуар трудовых ресурсов в Средней Азии: может быть, не очень квалифицированных, но тоже востребованных. То есть у нас и на квалифицированном рынке и на неквалифицированном нет ограничений по труду.

Если брать сырье. Недавно был в Татарстане - там добились 100-процентной переработки нефти. Это означает, что у нас выход готовой продукции с нефтью увеличился в полтора раза за счет комплексного освоения. На современных предприятиях вообще нет отходов - то, чего мы давно добивались.

А если мы нефть используем не как экспорт энергоносителя, а как химическое сырье, выход продукции увеличивается многократно. На один куб древесины мы производим в 10 раз меньше товарной продукции, чем в Финляндии. Что, мы не можем то же самое делать? Можем. То есть речь идет о возможности за счет банального углубления переработки сырья по ключевым направлениям нашего сырьевого комплекса увеличивать выпуск продукции в разы.

Враги импортозамещения

С.Г.: И любимая тема - импортозамещение. Например, лекарств. Инсулин: мы могли бы уже жить на собственном российском инсулине. Соответствующая разработка была выполнена 15 лет назад в нашей Академии наук в Институте биоорганической химии.

Ю.П.: И?

С.Г.: Что для этого нужно? Государство покупает инсулин почти весь за счет бюджета. И государство может вложить деньги и построить завод, а через три года - полностью покрыть производство инсулина в нашей стране.

Ю.П.: Почему не строят?

С.Г.: Просто кому-то выгодно импортировать инсулин, причем дорогой инсулин, переплачивать за него. Есть так называемая Big Pharma, которая охотно делится сверхприбылями и не пускает никаких конкурентов. Три иностранных компании. И они не жалеют денег для того, чтобы создавать здесь лобби, которое защищает их интересы.

Ю.П.: Они умеют стимулировать?

С.Г.: Умеют: с нашими чиновниками они умеют договариваться. Нам в Академии наук дали поручение президента - это было, наверное, в 2003 году - наладить производство. Сейчас опять дал поручение Владимир Владимирович - наладить производство. Уже 10 лет стоит площадка в Пущино в академгородке, есть люди, специалисты, есть технология - все есть.

Ю.П.: Но нет завода .

С.Г.: Есть бизнес-план. Поручено выделить деньги, но они не выделяются под разными предлогами. Окупаемость проекта - два года. Вот импортозамещение, десятикратное. Сегодня мы инсулиновый рынок за счет своего инсулина закрываем только на 10 процентов. Десятикратное увеличение выпуска.

Пойдем дальше по отраслям. Скажем, авиационная промышленность. Мы можем выпускать всю линейку самолетов. Да, потребуются деньги для того, чтобы создать парк, создать оборот самолетов, чтобы лизинг заработал. Но почему-то наши государственные банки кредитуют лизинг иностранных самолетов.

А по инициативе, к сожалению, нашей стороны в Таможенном союзе была введена льгота для закупки иностранных самолетов, которые освобождаются от НДС. Не только от импортных пошлин, от НДС. Это миллиарды долларов субсидий - под ввоз иностранных самолетов. Как это так? Почему это происходит? "Трансаэро" разорилось, к сожалению, а лоббировали вполне определенные структуры, которые сидят на импорте самолетов. У нас вся линейка есть: и широкофюзеляжные, и ближнемагистральные, и средние, и маленькие самолеты. На любой выбор. Советский Союз нам оставил передовую авиационную технику. Просто увеличивай масштаб.

Ю.П.: А может, мы уже не способны, Сергей Юрьевич?

С.Г.: Ну почему же? Мы как госчиновники летаем на российских самолетах. Ил-96, Ту-204, я ими пользуюсь. Честно говоря, если бы у меня как у гражданина была возможность покупать на рынке билеты на наши самолеты, я покупал бы только на наши самолеты. Потому что они самые надежные, это объективно. Даже старый парк Ту-154 надежнее "Боинга" по статистике отказа. Наша авиационная школа сильна тем, что в приоритете - надежность.

Ю.П.: А что с Минпромторгом?

С.Г.: Я вижу, что у нас полная дисфункция в системе госрегулирования. Казалось бы, наше правительство должно быть озабочено экономическим ростом. Что такое экономический рост? Это рост спроса, рост инвестиций. Вместо этого, получается, - сокращение того и другого. Инвестиции будут сокращены из-за того, что налоги увеличиваются; спрос будет сокращен -потому что консолидация, то есть сокращение расходов бюджета. Все наоборот.

Центральный банк должен отвечать за стабильность курса валют. А он занимается свободным плаванием рубля. Я уже не говорю про то, что, согласно теории денег, он должен создавать условия для максимума инвестиций, о чем я говорил. И получается, что мы искусственно попадаем в ловушку: одновременно высокая инфляция, снижение производства, снижение инвестиций, рост издержек, обратное увеличение инфляции из-за роста издержек.

Кризис - рукотворный

Ю.П.: Получается, это рукотворный кризис?

С.Г.: Конечно, рукотворный, он связан с грубейшими ошибками в макроэкономической политике. Но вопрос, как из него выбираться. Буквально только что мы обсуждали на Вольном экономическом обществе эту тему.

Даже если государство просто займется своим делом: правительство - подъемом инвестиционной активности, увеличением расходов в соответствии со своими социальными обязательствами, а Банк обеспечит стабильный курс валюты, мы уже получим плюс 4-5 процентов за счет того, что бизнес наконец ощутит себя в стабильных условиях работы. Никаких тут нет секретов.

Ю.П.: То есть это просто выполнение государственных функциональных обязанностей?

С.Г.: Да, совершенно верно. Был хороший доклад Андрея Клепача, где он показал на цифрах, на расчетах, что это можно сделать даже в тех параметрах макроэкономической политики, которые у нас складываются сами собой. А если мы добавим к этому механизм стратегического индикативного планирования, подкрепленный гибкой денежно-кредитной политикой, свяжем планы роста производства с эмиссией денег, то мы можем получить рост и в 8 процентов. А по некоторым направлениям - взрывной просто рост. Но здесь главное - ответственность за распоряжение деньгами.

Наша программа строится на вполне конкретных инструментальных предложениях. Мы к деньгам относимся как к инструменту экономического роста. Современные деньги - это не золото и даже не доллары. Современные деньги - это инструменты обеспечения экономического оборота и роста инвестиций, которые эмитируются под долги, под обязательства.

Американский доллар на 90 процентов эмитирован под казначейские обязательства США. И вся денежная эмиссия, которой мы пользуемся здесь, в России, - это деньги, пропущенные через дефицит американского бюджета, который достигает 8-10 процентов. И когда им нужен экономический рост, они отбрасывают все думы на счет того, что бюджетный дефицит должен быть не больше 2-3 процентов.

Когда американцы выходили из кризиса в 1970-е годы (и сейчас выходят), их дефицит зашкаливал до 10 процентов ВВП. И финансировался дефицит бюджета всегда за счет денежной эмиссии. То же самое делает Европейский центральный банк. Там мы много слышим стенаний по поводу Греции, Кипра, прочих. Но Европейский ЦБ выкупил все греческие облигации.

С момента, когда облигации европейских государств появляются на рынке - выбрасывает их то или иное правительство, - Европейский ЦБ под них печатает деньги. А до этого центральные банки европейских государств печатали деньги под долги предприятий. Когда в Германии всем раздали по 20 марок после войны, затем экономический рост был профинансирован за счет того, что Немецкий центральный банк эмитировал кредитные деньги для коммерческих банков под залог векселей предприятий, которые брали у них кредиты. Деньги - это инструмент.

Ю.П.: А у нас Российский Центробанк своей политикой идет .

С.Г.: Просто чтобы была понятна наша ситуация.

Советник президента раскритиковал экономическую программу, которую готовит экс-глава Минфина. По его мнению, реализация предложенных мер приведет к деградации экономики и падению уровня жизни населения

Советник президента РФ Сергей Глазьев (Фото: Олег Грицаенко для РБК)

Советник президента Владимира Путина Сергей Глазьев раскритиковал экономические меры​ , предложенные Центром стратегических разработок (ЦСР) под руководством бывшего главы Минфина Алексея Кудрина, пишет «Газета.Ru» со ссылкой на имеющееся в распоряжении письмо Глазьева к Кудрину. По мнению Глазьева, реализация предложенных мер приведет к углублению кризиса и падению уровня жизни населения.

В докладе ЦСР об источниках экономического роста содержится не менее восьми ошибок, которые не позволят команде Кудрина справиться с задачей по разработке эффективной программы вывода России из экономического кризиса, пишет Глазьев.

«Дорогой Алексей, если не избавиться от заблуждений, которые весьма распространены в среде наших малообразованных экспертов, наспех учившихся по популярным учебникам и слепо доверяющих рекомендациям МВФ, то разработать программу экономического роста твоя группа не сможет», — цитирует Глазьева интернет-издание.

В частности, к числу таких заблуждений Глазьев отнес нежелание Кудрина использовать для покрытия бюджетного дефицита «печатный станок». «Отказ от использования денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета противоречит общепринятой практике передовых стран и следует из непонимания природы современных денег», — отмечает советник президента.

По его словам, государства — лидеры мировой экономики сейчас эмитируют деньги под свои долговые обязательства, при этом денежная эмиссия опережает рост экономики. При этом в государствах со слабо развитым финансовым рынком такая кредитная эмиссия обретает особое значение для обеспечения экономического роста, именно за счет ее опережающего роста, позволяющего оплачивать инвестиции, и совершаются «все скачки из отсталости в лидеры», пишет Глазьев.

В России же, по словам Глазьева, финансирование инвестиций ведется лишь за счет собственных средств предприятий, а также уменьшившихся иностранных кредитов и инвестиций, что «делает невозможными диверсификацию экономики и ее перевод на траекторию сбалансированного и качественного роста».

«Недооценка значения кредита для финансирования инновационной и инвестиционной активности связана с наивной верой в теорию рыночного равновесия. На самом деле современная экономика никогда не достигает точки равновесия и даже не стремится к ней», — считает Глазьев, отмечая, что игнорирование роли денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста ограничивает его сверхприбыльными отраслями вроде нефтянки и химико-металлургического комплекса при стагнации остальных отраслей.

Ошибкой Кудрина советник президента считает и стремление добиваться снижения инфляции. «В условиях падения производства и инвестиций добиться снижения инфляции можно только путем сокращения доходов, что влечет углубление кризиса, деградацию экономики и падение уровня жизни населения. Именно к таким последствиям приведет реализация твоих предложений», — говорится в письме.

По словам Глазьева, для каждой экономики существует свой оптимальный уровень инфляции, и «чем примитивнее ее структура», тем этот уровень выше. Для России оптимальным Глазьев считает уровень инфляции, существенно превышающий ориентир в 4%, на который ЦБ планирует выйти в 2017 году. Попытки достичь этого «ориентира», по мнению Глазьева, неизбежно будут сопровождаться падением производства и, соответственно, сохранением высокой инфляции.

«То есть в рамках предлагаемой тобой программы этот уровень может оказаться в принципе недостижимым», — указывает Кудрину советник Путина.

Заблуждением Глазьев также называет уверенно сть в обратной зависимости между инфляцией и ростом ВВП.

Автор письма также критикует предложение о сокращении бюджетных расходов и предлагает как минимум вдвое увеличить расходы бюджета на образование и науку. Кроме того, ​Глазьев считает, что команда Кудрина не извлекла уроков из ошибок, сделанных при «освобождении» курса рубля, в результате которого, по его словам, валютный сегмент Московской биржи стал главным центром генерирования прибыли, что способствовало «снижению инвестиционной активности и втягиванию экономики в стагфляционную ловушку».

В начале 2016 года Глазьев, предлагавший ранее курс рубля и удерживать его на «разумном уровне» в течение ближайших нескольких лет, подверг жесткой критике политику ЦБ. «Московская биржа превратилась в главный центр прибыли в стране, через который в прошлом году прошло операций в два раза больше, чем объем ВВП в стране, раз в пять больше, чем объем экспорта или импорта. Это при том, что экономическая активность в стране падает», — заявил тогда Глазьев, пояснив, что на биржу «перекачивают деньги банки, вытаскивая их из реального сектора, в котором рентабельность 5-7%».

Ранее Глазьев заявлял, что экономика «сошла с траектории роста и сорвалась в кризис» из-за «грубейших ошибок» ЦБ, а для запуска «экономического чуда» достаточно было бы провести эмиссию, обеспечив приток средств в реальный сектор экономики. По оценке Глазьева, при таком подходе ВВП России «объективно должен» расти не менее чем на 7% в год, а уровень промышленного производства — не менее чем на 10%.

В конце мая 2016 года Алексей Кудрин , что предложения его противников по проведению «контролируемой эмиссии» и введению ограничений на валютные операции не учитывают реальные процессы в экономике и приведут к снижению экономического роста.

В свою очередь представляющий «Единую Россию» глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложения как Кудрина, так и Глазьева. По словам думца, оба противника тянут Россию в прошлое, только Кудрин во «вчерашний», а Глазьев — в «позавчерашний день».

Конечно, отрадно, что советник президента всей душой болеет за Россию, пытается вывести её на путь процветания. Вот только святая убеждённость Глазьева и его соратников в том, что, например, рост ВВП - это благо для страны, начинаешь сомневаться в правильности избранного экономистом пути.

Однако и переосмысление академиком экономической реальности явно налицо. Ведь ещё пару лет назад Глазьев пытался, в стиле ЦБ, ставкой ростовщического процента обуздывать инфляцию...

Хотя, лучше по Глазьеву, чем по Кудрину: из двух зол...

*

Экономический рост в России — не утопия. Если ввести за рост ВВП персональную ответственность членов правительства, оптимизировать процентные ставки госбанков, вернуться к «двойному бюджету», создать единое воздушное пространство с Китаем…

Эти и другие предложения содержатся в стратегии «12 шагов», предложенной академиком РАН Сергеем Глазьевым.

Россия рискует скатиться на обочину технологического прогресса и стать набором разрозненных анклавов на периферии американской или европейской экономик, предупреждал академик РАН Сергей Глазьев в статье «Семь сценариев для России», подготовленной по просьбе «Газеты.Ru».

Недопустимо просто сидеть и ждать отмены санкций, чем, собственно, и занимается сейчас правящий класс в России. Ни очередной «план действий-2025», который готовит правительство, ни «стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова не годятся на роль эффективного инструмента. А стратегия-2035, которую формулирует для Кремля экс-министр финансов Алексей Кудрин, еще не готова.

По мнению Глазьева, правительство и ЦБ продолжают в макроэкономической политике следовать традиционным рекомендациям МВФ, на этом же строит свою программу Кудрин. Продолжение этого подхода обрекает экономику России на дальнейшую деградацию.

Избежать негативного сценария пока еще возможно. Если Кремль реализуют стратегию экономического роста, основанную на китайском опыте государственного управления. Академик Глазьев предлагает свой механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов. Причем Глазьев выступает с этими предложениями не как официальное лицо, советник президента, а как ученый и эксперт в сфере госуправления.

Госрегулирование и открытость

Первое, что необходимо сделать — перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам госвласти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями, поясняет Глазьев.

Государственное регулирование при этом сохраняется. «Госрегулирование стимулирует деловую активность в направлении роста производства и сдерживает деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды и т. п.)», — отмечает Глазьев. Но при наличии госрегулирования экономике РФ необходима открытость. «Это дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, принуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности отечественной продукции», — добавляет Глазьев.

Под личную ответственность

Индикативное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства.

Это второй и третий пункт стратегии академика Глазьева.

Он считает, что «необходимо введение механизма личной и коллективной («сквозной», «вертикальной» и «горизонтальной») ответственности госслужащих, а также системы их поощрения за реализацию индикативных планов роста инвестиций и производства». Эти нормы также должны распространяться на деятельность государственных корпораций и госбанков.

Госбанки должны выстраивать свою деятельность, исходя из задачи кредитования роста производства и инвестиций. Процентные ставки необходимо регулировать, «исходя из рентабельности производственной сферы».

Догнать по-русски, перегнать по-китайски

Но правительственный план стратегий и индикаторы для его реализации — всего лишь полдела. «Потребуется также план опережающего развития на основе нового технологического уклада. Дальнейшее развитие мировой экономики связано с формированием новых мирохозяйственного и технологического укладов, образцом развития которых является КНР. Для этого все ведущие страны мира прибегают к стимулированию инвестиций за счет целевой кредитной эмиссии», — отмечает Глазьев.

Рост российской экономики невозможен без наращивания «долгосрочных кредитных ресурсов и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции».

По мнению Глазьева, в отличие от экономик стран-эмитентов резервных валют, основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала «на износ» вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

При этом Глазьев ссылается на оценки Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выход на 4-5-процентный ежегодный прирост ВВП, выше среднемирового уровня, может быть достигнут только при повышении нормы накопления до 27% ВВП к 2018 году. Только в этом случае возможна реализация поставленной президентом РФ задачи достижения роста ВВП выше среднемирового уровня. А чтобы догнать по темпам роста китайскую экономику, норму накопления (долю инвестиций в ВВП) необходимо довести до 35%.

Профинансировать эти предложения можно за счет целевой кредитной эмиссии под приоритетные инвестиционные проекты.

«При этом инфляционного эффекта от наращивания кредитной эмиссии в объеме до 5 трлн. руб. не прогнозируется, так как уровень монетизации российской экономики ниже оптимального на 7-10 трлн руб. Главным условием здесь является направление кредитной эмиссии исключительно на цели роста объемов и модернизации производства пользующейся спросом продукции», — аргументирует Глазьев.

И предупреждает, что в условиях характерных для российской экономики структурных диспропорций потребуется избирательная кредитно-инвестиционная политика, дифференцированная по отраслям и направлениям развития в соответствии с объективно сложившимися различиями в их доходности. Имеющаяся практика льготного кредитования АПК и малого бизнеса подтверждает эффективность такого подхода.

Компании могли бы заключать с уполномоченными органами государственной власти инвестиционные контракты, под которые банки и институты развития могли бы выдавать долгосрочные кредиты.

ЦБ при этом мог бы функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и госпрограммы.

Под небом Евразии

Частью плана по опережающем развитию, уверен Глазьев, могли бы стать масштабные проекты по развитию инфраструктуры. В том числе, совместно с КНР.

Инфраструктурные проекты могут финансироваться, в частности, не только за счет госбюджета, но при помощи «выпуска целевых низкопроцентных облигаций, котируемых на бирже и выкупаемых ЦБ».

Для их сопряжения с китайскими источниками финансирования может быть использован механизм валютно-кредитных свопов. В целях привлечения средств международных банков развития и финансовых рынков могут быть выпущены специальные долгосрочные облигации, обращающиеся на финансовом рынке Евразийского экономического союза и КНР.

Реализация двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — ЕАЭС и Шелкового пути — открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества, отмечает Глазьев. Например, можно сочетать формирование единого воздушного пространства и открытие новых воздушных коридоров с переходом на самолеты совместного производства в рамках российско-китайско-индийско-иранской кооперации.

Или открытие внутренних водных путей со строительством и использованием судов собственного производства. Или сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров с развитием единой базы железнодорожного и автодорожного машиностроения. Аналогичный подход может быть применен к формированию общего энергетического пространства, совместной машиностроительной базы.

«Пока российско-китайские инвестиционные проекты развиваются сравнительно вяло. Созданные для этого международные банки развития, в первую очередь — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, остаются в стороне. Для активизации этой работы необходимо использовать формы международных консорциумов с наднациональными органами управления и концессионных соглашений»,— считает Глазьев.

Двойной бюджет

Следующий шаг — трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление нефтяных доходов на финансирование государственных инвестиций.

«Здесь уместно вновь обратиться к китайскому опыту. Для борьбы с бюджетным дефицитом и финансирования крупного инфраструктурного строительства в Китае, еще с 1982 года, стали использовать так называемый «двойной бюджет»: регулярный государственный бюджет и бюджет капитального строительства», — советует Глазьев.

Регулярный государственный бюджет формируется главным образом за счет налогов, а бюджет развития - за счет неналоговых поступлений от предприятий, перечислений из внебюджетных фондов с добавлением положительного сальдо государственного бюджета. Бюджет капитального строительства (или бюджет развития) предназначен для целей экономического строительства, в основном для строительства важнейших объектов общегосударственного значения. Основной целью «двойного бюджета» является выведение всех расходов по капитальному строительству за рамки регулярного госбюджета.

Глазьев напоминает, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве Евгения Примакова. Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

«Впоследствие этот эффективный экономический механизм, принесший свои плоды, был заменен Стабилизационным фондом, ставшим каналом перекачивания российских бюджетных доходов в американские долговые обязательства », — возмущается Глазьев.

Еще один давно назревший инструмент стимулирования экономики — дополнение функций ЦБ задачами обеспечения роста инвестиций, ВВП и занятости. Повышение роли специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиционных проектов с увеличением сроков предоставляемых ресурсов и расширением ломбардного списка.

Для этого необходимо приближение ключевой ставки к уровню средней рентабельности в обрабатывающей промышленности. Введение вектора ставок специальных инструментов рефинансирования, приближающего цену финансовых ресурсов к рентабельности соответствующих отраслей экономики.

Также потребуется пойти на такой шаг, как «организация целевого рефинансирования государственных институтов развития и коммерческих банков под низкопроцентные долгосрочные государственные и муниципальные обязательства, облигации государственных корпораций, включая инфраструктурные облигации, а также бизнес-планы предприятий, разрабатываемые в целях реализации государственных программ, заказов, специальных инвестиционных контрактов, экспортных контрактов, совместных с партнерами по евразийской интеграции инвестиционных проектов».

Против манипулирования курсом рубля

И наконец, несколько точечных, но важных внедрений в текущую практику правительства: «Внедрение системы контроля над целевым использованием кредитов госбанков и бюджетных ассигнований, исключающей их вывоз за рубеж и использование в спекулятивных целях».

Введение избирательного валютного и финансового регулирования на основе косвенных методов (налог Тобина, резервные требования и прочего) в целях предотвращения спекулятивных атак, манипулирования рынками и курсом рубля, сооружения «финансовых пирамид» и прочих махинаций, дестабилизирующих экономику.

Необходимо, считает Глазьев, активизировать расширение использования рубля в качестве «валюты цены и валюты расчетов по российским экспортным поставкам, формирование основы для превращения рубля в международную валюту расчетов и ценообразования в большом евразийском партнерстве».

Для этого необходима стабилизация курса рубля на среднесрочный период по отношению к корзине евразийских валют.

«Нужен переход к идеологии развития с приоритетным наращиванием расходов на НИОКР и образование, стимулированием инновационной активности и поощрением новаторства», — резюмирует академик Глазьев и напоминает о необходимости «персональной ответственности в системе государственной власти за достижение целей развития».

Глазьев одержал первую важную победу.

Эксперт МЭФ Сергей Глазьев и его партнеры по Столыпинскому клубу одержали первую, но концептуально важную победу. Поручить доработать доклад Столыпинского клуба и подготовить на его основе среднесрочную программу «Стратегия роста» попросил президента его помощник Андрей Белоусов. Путин на письме написал «Согласен». Об этом «Ведомостям» рассказал высокопоставленный чиновник и подтвердил член Столыпинского клуба бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Займется этим межведомственная группа в правительстве, собранная для обсуждения доклада. Не позднее IV квартала программу нужно представить президиуму экономического совета при президенте. Работа должна вестись на базе аналитического центра при правительстве - такие предложения были в письме Белоусова.

В докладе Столыпинского клуба предлагалось наращивать инвестиции, накачивая экономику госденьгами: и из бюджета, и путем эмиссии ЦБ в 1,5 трлн руб. Иная концепция предлагается Центром стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет Кудрин: инвестиции должны быть частными, а государство должно создать для этого условия - обеспечить макроэкономическую стабильность, низкую инфляцию, снижать дефицит бюджета, проводить реформы.

Межведомственная группа для разработки концепции «Экономика роста» была создана в апреле по поручению премьера Дмитрия Медведева. В мае она обсуждалась на президиуме экономического совета. После этого работа заглохла, рассказывают несколько федеральных чиновников: Путин на Петербургском международном экономическом форуме заявил о необходимости макроэкономической стабильности, и в правительстве решили, что президент поставил точку в споре двух концепций. Концепция Кудрина победила, говорил один из них. На межведомственной группе и члены правительства, и чиновники Минфина, и представители ЦБ высказались против монетарных стимулов, предлагаемых «столыпинцами», рассказывает участник группы: всем казалось, это уже имитация обсуждения.

Кудрин не считает, что экономическому росту препятствует нехватка денег. На счетах компаний - 14 трлн руб., это сопоставимо с инвестициями за год, говорил Кудрин. Деньги скопились у сырьевых компаний, которые не собираются их инвестировать; они лежат на счетах в банках, которые выдают их под очень высокие проценты, спорит Титов. Потребность в дешевых деньгах огромная - если объявить их раздачу по нерыночным ставкам, очередь выстроится от Кремля до Садового, настаивает он.

Но теперь работа будет продолжена, надеется Титов. Это создание противовеса ЦСР Алексея Кудрина, объясняет высокопоставленный чиновник: «Он думал, что один будет формировать экономическую повестку для президента, а это поручение говорит: будут разные позиции». Это альтернатива той концепции, которая преобладает в правительстве, говорит Титов: «Россия должна выбегать всеми силами из стагнации». В стратегии, по его словам, помимо монетарных стимулов будут предложения по реформам: судебной, правоохранительных органов, налоговой, таможенной.

Ведется поиск различных моделей экономического роста, говорит член Столыпинского клуба, зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей». Пресс-секретарь Кудрина был недоступен для журналистов.

Путину выгодно создание системы противовесов - это предвыборная история, считает президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко: так же в 1999 г. он написал «изучить» на экономической программе «Союза правых сил». С другой стороны, за поддержку со стороны Путина борются разные силы и люди, в том числе Белоусов, чей политический вес серьезно вырос в последнее время, говорит Минченко.

Взгляды Кудрина и Белоусова расходятся. Кудрин считает, что России нужно время для разбега - умеренные темпы роста в ближайшей перспективе и создание условий для будущего ускорения. Белоусов же считает, что уже после 2018 г. экономика может разогнаться до 4% роста, если стимулировать компании инвестировать накопленное на счетах. Белоусов поддерживает некоторые из предложенных «столыпинцами» способов: например, наращивать проектное финансирование по низким ставкам, говорил он ранее «Ведомостям».


Алексей Кудрин и помощник президента Андрей Белоусов по-разному предлагают ускорить рост экономики

Белоусов был недоволен усилением влияния Кудрина и слухами о его возможном возвращении во власть - они бы вряд ли поделили сферы ответственности, рассказывали три чиновника, знакомые с Белоусовым. Многие не заинтересованы в усилении Кудрина, согласен Минченко, а в преддверии выборов борьба за влияние на президента только обостряется.

Активное стимулирование экономики, предлагаемое «столыпинцами», приведет к разгону инфляции и валютной волатильности, говорит старший экономист БКС Владимир Тихомиров, такая программа малоэффективна в условиях открытой экономики. Путин на это не пойдет, считает Тихомиров: позиция Кудрина в конечном итоге одержит верх не потому, что он более влиятелен, а потому что Путин ее разделяет.

Но Глава Центробанка Набиуллина признала тупиковость политики, которую ЦБ проводил все последние годы вместе с Минфином: «проедание» золотовалютных резервов, накачивание излишней ликвидностью банковского сектора, где фактически уже раздулся финансовый пузырь, потому что банки не кредитуют реальное производство.

Более того, ставки по кредитам настолько высоки, что предприятия не могут получить необходимые «длинные» займы. Практически у всех российских предприятий огромный дефицит с оборотными средствами. Кредитная эмиссия - вариант развязки того кризиса, который рукотворно создали чиновники правительства и Центробанка. Этот вариант уже неоднократно применяли ведущие экономики мира, добиваясь положительного результата.

Сергей Глазьев:

«Все современные экономики мира создают деньги для кредитования роста производства. Классический пример - восстановления послевоенной Европы. Некоторые думают, что американцы «планом Маршалла» сделали экономическое чудо. Но этот план - от силы 5% успеха. А главный источник восстановления и роста Европы после войны - это банальная кредитная эмиссия. Центральные банки Германии, Франции и других государств, которые лежали в руинах, кредитовали коммерческие банки под векселя производственных предприятий. Деньги создавались под обязательства предприятий по наращиванию производства. Схема, кстати, близкая к китайской современной, где деньги создаются под обязательства предприятий наращивать производство, модернизировать его, выпускать новую продукцию».

Важен еще один аспект. Сторонников «плана Глазьева» неоднократно критиковали за их желание «запустить печатный станок»: дескать это приведет к резкому всплеску инфляции. Такой дилетантский подход присущ не только обывателям, но и чиновникам правительства, т.н. «либеральным» экономистам. Они не хотят знать таких азов экономики: если деньги отпускать строго на производство, а не растаскивать по карманам - никакой инфляции не будет. Или они не хотят личной ответственности за сугубо целевое освоение казенных средств. Причем второе кажется гораздо вероятней.

Однако Глазьеву, одержавшему победу в его долгом споре с Центробанком, расслабляться пока не стоит. Министр финансов Силуанов уже фактически секвестрировал на 10% все расходы федерального бюджета в этом году, выступая категорически против предложения теперь уже Глазьева и Набиуллиной. Силуанов считает, что надо просто «проедать» накопленное в «тучные годы» - в ожидании их повторения. За этот год он намерен «проесть» более 2 триллионов рублей. Минфин не хочет или боится думать, а его чиновники желают только «регулировать потоки», но не создавать стимулы для экономического роста.

Если победит план Силуанова, то к концу 2016 года российские резервы составят всего триллион рублей. Это копейки! А если еще внешняя конъюнктура по нашему экспорту вновь ухудшится, а внутреннее производство не будет запущено, то российской экономике, а значит, и каждому из нас грозит новый виток полномасштабного кризиса.

Глазьев одержал концептуальную победу, осталось лишь ликвидировать противодействие со стороны Правительства в целом, Минфина, лично Кудрина и всех, кто его поддерживает и разделяет его взгляды!

В СМИ сообщают, что в самое ближайшее время на рассмотрение руководства будет выдвинута новая программа Глазьева по переобустройству экономики в условиях санкций и продолжающегося конфликта с США.


Совет безопасности и он

Советник президента Сергей Глазьев 15 сентября должен представить межведомственной комиссии Совета безопасности РФ доклад о дополнительных мерах по преодолению экономических санкций против РФ. В проекте доклада, с которым ознакомился "Ъ", есть рецепты, которые удовлетворят самого рьяного сторонника экономического суверенитета РФ: от разрешения компаниям не платить по долгу кредиторам из враждебных стран до невозврата НДС при сырьевом экспорте.
Как стало известно "Ъ", 15 сентября межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере в закрытом режиме заслушает доклад советника президента Сергея Глазьева по вопросу "О дополнительных мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности РФ в условиях международных санкций". Комиссия, представленная заместителями министров и глав профильных госструктур, с февраля 2009 года является по указу Владимира Путина подразделением Совбеза, готовящего предложения для этого консультативного органа. С проектом доклада "Конкурентный потенциал России и пути его реализации для обеспечения национальной безопасности" удалось ознакомиться "Ъ".

Повестка дна

Надежды на то, что к осени экономика России начнет подавать признаки жизни или даже выйдет из рецессии, похоже, не оправдались. Скорее всего, стоит ждать и дальнейшего снижения уровня жизни, и новых проблем, причем не только в конце 2015 года, но и в 2016-м На сегодняшний день текст — наиболее целостный программный доклад сторонников "модернизационного рывка" мобилизационного типа из кругов, близких к Отделению общественных наук РАН. Задача документа — представить "в дополнение к принятым правительством" мерам по обеспечению 5-процентного роста ВВП программу действий власти по увеличению долгосрочной конкурентоспособности экономики РФ. Впрочем, реальные проблемы, решить которые предлагает Сергей Глазьев, много шире. Это рост промышленного выпуска на 30-35%, увеличение в рамках перехода к "экономике знаний" доли в ВВП расходов на образование, здравоохранение и соцполитику с 6,5% до около 40% (цифры по первоисточнику), наращивание "нормы накопления (валовые накопления в ВВП.— "Ъ")" до 35-45%. Программу, предупреждает Сергей Глазьев, следует реализовать в течение следующих пяти лет, то есть до 2020 года . Только так можно избежать "стагфляционной ловушки", угроз "экономической безопасности" и "внешнего контроля над инфраструктурой управления", избежать участи мировой "периферии", угнетаемой "неэквивалентным обменом",— и войти в новое "ядро мировой экономической системы" вопреки воле стран нынешнего "ядра".

Работа продолжает развивавшиеся в 80-90 годы XX века работы академика РАН Дмитрия Львова (умер в 2007 году) в рамках неошумпетерианской теории "смены технологических укладов", за пределами научных кругов СССР развития не имевшей. Работа господина Глазьева содержит ряд оригинальных дополнений в социал-демократическом духе. Так, со ссылкой на нобелиатов 2009 года Элинор Острем и Оливера Уильямсона (работы по управлению коллективными правами) предлагается стимулировать создание в РФ "народных предприятий" (до 10% от общего числа в экономике) и организации в остальных секторах "советов работников, научно-инженерных советов, советов управляющих" наряду с собственниками. Это роднит проект с разработками "ускорения научно-технологического прогресса СССР" в 80-х.

Бездонный оптимизм

В Минэкономики верят, что начиная с четвертого квартала 2015 года экономика России будет расти не менее чем на 5% в квартал. Это следует из корректировок макроэкономического прогноза министерства, которые обнародовал министр Алексей Улюкаев. При этом прогноз министерства стал хуже, но остается оптимистичнее консенсуса — это вряд ли хорошая новость для бюджета, который будет строиться на его основе
Больший интерес представляют предложения Сергея Глазьева, ориентированные на связанную с санкциями против РФ текущую политическую конъюнктуру. Пройдя по "цепочке" Совета безопасности РФ, отдельные инициативы (как это ранее случалось с темами информационной и продовольственной безопасности) могут стать предметом поручений президента — несмотря на то что общая логика господина Глазьева с идеологией правительства Дмитрия Медведева и руководства Банка России несовместимы.
Идеи Сергея Глазьева разбиты на шесть блоков. Первый — "Переход к суверенной денежно-кредитной политике" (ДКП). Эти идеи предполагают открытое манипулирование ("системное управление") ДКП по всем параметрам — от ставок до валютной позиции банковской системы.
Так, программа предполагает рефинансирование ЦБ по ставке 2% "целевых" кредитов промышленности на один-пять лет не менее чем на 3 трлн руб. (конечная ставка для компаний — 4%), кредиты под 1% годовых институтам развития — на не менее чем 2 трлн руб., рефинансирование ЦБ через ВЭБ компаний и банков — на 5 трлн руб. и по госпрограмме импортозамещения — на не менее 3 трлн руб.
В целом эмиссионная программа по предложениям составляет 20 трлн руб. на пятилетку. При этом Сергей Глазьев выдвигает довольно необычную идею поддержки частных компаний: их господдержка осуществляется при "встречных обязательствах перед государством по производству продукции (или оказанию услуг) в определенном объеме в определенные сроки по определенным ценам". В противном случае на частные компании возлагается долг перед государством "в размере стоимости непроизведенной продукции" (дальнейшая судьба этого долга докладом не обсуждается).

Как нефть развернула рубль

31 августа цена нефти Brent на срочном рынке впервые с июля поднялась выше уровня $50 за баррель. Активная игра на повышение ведется на фоне спада добычи нефти в США и готовности стран ОПЕК к переговорам с другими производителями с целью "достижения справедливой цены". В выигрыше, как обычно, оказался рубль: курс доллара на биржевых торгах упал
Раздел "Стабилизация курса рубля, прекращение утечки капитала, дедолларизация экономики" содержит набор мер по "остановке спекулятивного вихря" на валютном рынке. Де-факто это предложение жесткого валютного контроля ("запрет на покупку валюты юридическими лицами без оснований совершения платежных операций") с рядом инноваций. Так, предполагается "временный налог (резервирование средств)" на конвертационные операции и трансграничные платежи. Господин Глазьев также предлагает не только "введение обязательной продажи валютной выручки", но и "законодательное запрещение займов нефинансовых организаций" в валюте в принципе. Еще одна идея — "введение контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования", а также требование "аргументированного обоснования" экспорта капитала с позиции "пользы" его для экономики РФ.

Раздел "Стабилизация цен" (очевидно, необходимый после реализации двух предыдущих) требует в первую очередь "временного замораживания цен на товары ежедневного потребительского спроса"; установления предельной "маржи торговой системы" 25% между "ценой производителя" и розничной ценой; права для ФАС при колебании цены "резко возвращать ее на прежний уровень" (видимо, административными распоряжениями). Господин Глазьев также предлагает отказаться от ежегодной индексации тарифов госмонополий с их "среднесрочной фиксацией". Отдельным подразделом идет "рационализация электроэнергетики" с "устранением негативных последствий реформирования РАО ЕЭС" . В этом блоке интересны не столько ожидаемые предложения по откату реформ в отрасли (возврат полномочий Минэнерго, слияние коммерческого и технологического оператора системы, "комплексные схемы" развития ЖКХ и энергетики в регионах), но и "нормирование рентабельности в секторах экономики", снабжающих инфраструктурные госмонополии.
Эти идеи атакуют по большей части строительные группы и менеджмент "Газпрома", "Транснефти", РЖД, "Россетей". Но есть и предложения, которые заинтересуют все крупнейшие компании РФ. Это "восстановление" экспортных пошлин на металлы и химпродукцию и "прекращение возврата НДС по экспорту углеводородов", равно как и другого сырья — для "стимулирования его глубокой переработки".

Почему Евросоюз продлевает санкции против России

Комитет постоянных представителей стран—членов ЕС принял решение о продлении до марта 2016 года действия индивидуальных санкций против граждан России и Украины, ответственных, по мнению ЕС, за подрыв территориальной целостности и суверенитета Украины. Окончательно решение будет утверждено Советом ЕС 14 сентября, но, по информации источника в ЕС, «политическое решение принято»
"Нейтрализация антироссийских санкций" — следующий раздел предложений интересен в первую очередь идеей разрешения компаниям объявлять форс-мажор по "отношению к кредитам, предоставленным странами, которые ввели финансовые санкции против РФ" — на деле это примерно равно легализации отказа от погашения всего частного внешнего долга. Резервы ЦБ, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Сергей Глазьев рекомендует конвертировать в золото и "обязательства стран БРИКС", с которыми следует создать "систему международных банковских расчетов, независимую от давления стран НАТО и замещающую (дополняющую) SWIFT" и "платежную систему по банковским картам", совместимую с китайской UnionPay. Новая идея по деофшоризации — расторжение соглашений по двойному налогообложению с Кипром и Люксембургом, 30-процентный налог "на все операции" с "не сотрудничающими" с РФ офшорными юрисдикциями.

Наконец, ряд "стратегических" и "социально значимых" предприятий Сергей Глазьев рекомендует "не допускать" перехода в руки иностранцев в принципе: при их банкротстве (которое в ряде случаев при применяемой политике выглядит очень вероятным) на их базе советник президента и предлагает организовывать вышеописанные "народные предприятия". Блок инициатив по "Гармонизации интересов субъектов хозяйственной деятельности" раскрывает эту тему чуть полнее со ссылкой на "положительный опыт", накопленный в этой сфере в Липецкой области.

Венчает эту стройную систему запретов и стимулов глава "Развертывание системы стратегического управления". Это создание Государственного комитета по стратегическому планированию при президенте РФ (ГКСП) с "координационным" подчинением ему правительства де-факто и Государственного комитета по научно-техническому развитию РФ (ГКНТР) — также при главе государства, но уже внутри Белого дома. Две последние структуры повторяют дизайн госорганов Ирана, создававшихся после 1994 года для попытки преодоления санкций США и ЕС. В данном случае, очевидно, имеет место чистое совпадение.

PS. По сути, это несколько измененная прошлогодняя программа Глазьева, которая выдвигалась в условиях начала конфликта на Украине и разгорающегося противостояния с США. Тогда выбор был сделан в пользу других рецептов, которые очевидно не смогли остановить спад в экономике и купировать проблемы с санкциями.

ПЛАН ГЛАЗЬЕВА

1. Перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран, входящих в блок НАТО, в нейтральные.

2. Возвращение всех принадлежащих государству ценностей (драгметаллы, произведения искусства и т. д.) в Россию.

3. Продажа облигаций стран НАТО до введения санкций.

4. Прекращение экспорта золота, драгоценных и редкоземельных металлов.

5. Валютно-кредитный своп с Китаем для финансирования критического импорта и перехода на расчеты в национальных валютах.

6. Создание собственной системы обмена межбанковской информацией для платежей и расчетов в Таможенном союзе, СНГ, со странами-партнерами по аналогии SWIFT.

7. Создание платежной системы расчетов по банковским карточкам в "Евразэс", которая замкнула бы в том числе расчеты по системам Visa и MasterCard.

8. Ограничение валютной позиции банков, введение предварительного декларирования крупных неторговых валютных операций. Введение в будущем налога на вывоз капитала и финансовые спекуляции.

9. Переход на расчеты в торговле в Таможенном союзе и с другими странами в национальных валютах. Заключение новых контрактов на экспорт углеводородов в рублях.

10. Валютно-кредитные свопы со странами для финансирования торговли.

11. Быстрое сокращение в резервах долларовых инструментов и долговых обязательств перед странами, поддерживающими санкции.

12. Замещение займов госкорпораций и госбанков в долларах и евро рублевыми на тех же условиях, проведение для этого целевой эмиссии с размещением посредством ВЭБа.

13. Разъяснительная работа с населением о целесообразности перевода евровых и долларовых депозитов в рубли. В случае замораживания активов ЦБ и госбанков в США и ЕС — замораживание обязательств банков в долларах и евро.

14. В ответ на торговое эмбарго — осуществление критически важных операций через белорусские и казахстанские предприятия.

15. Перевод в национальную юрисдикцию зарегистрированных в офшорах прав собственности на стратегические предприятия, на объекты недропользования и недвижимость.

В силу того, что даже в официальных заявлениях оптимизм соседствует с пессимистическими оценками, то вполне естественно, что идут поиски альтернатив, которые если брать внутриэлитные расклады в первую очередь натыкается на предложения фигур вроде Глазьева или Белоусова, которые имеют "доступ к телу", но в целом их точка зрения заметно уступают мощному либерально-монетарному лобби.

То что предлагает Глазьев, это своеобразная модель госкапитализма с элементами плановой экономики и повышением уровня экономической автаркии. Подобные модели предлагались и ранее, особенно в бытность президентства Медведева, когда была популярна болтовня про "инновационные рывки" и "модернизацию". Тогда от них отмахивались по принципу "зачем что-то менять, если и так нормально". Так и было, пока нефть не полетела вниз, а Россия вступила в конфронтацию с США, где прежняя экономическая модель оказалась неадекватна тем задачам, которые Россия должна решить в ходе конфликта (начиная с собственного самовыживания как страны проводящяй субъектную внешнюю политику). Поэтому появление нового издания программы Глазьева не удивляет. Другой вопрос, что перешибить инерционный курс, за которым стоят интересы олигархических групп и руководства части гос.корпораций будет проблематично.Курс Глазьева, это курс на переобустройство экономики для длительной конфронтации. Значительная часть бизнес-элит сейчас наоборот заинтересована в том, чтобы любой ценой прекратить идущий конфликт. Поэтому проект Глазьева безусловно встретит сильное противодействие. Как на уровне обструкции в либеральной прессе, так и в рамках внутриэлитного и аппаратного противодействия. С точки зрения объективной пользы для страны, то что предлагает Глазьев выглядит разумными мерами (пускай и ограниченными) в условиях наличных ресурсов и возможностей. Во всяком случае эти предложения выглядят более разумными, нежели то, что предлагают либералы в проектах вроде "Россия-2020".

UPD: В Кремле уже открестились от этого плана.

Мы знаем, что он экономист, знаем, что он порой исходит из академического своего бэкграунда и высказывает экспертную точку зрения по тем или иным моментам. И далеко не всегда эта точка зрения является выражением официальной позиции президента или администрации президента» (с) Песков


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты