22.01.2021

Положение цб 499 п об идентификации клиентов. ЦБ: новые правила обмена валюты не создадут дополнительных сложностей


С 27 декабря 2015 года согласно "Положению об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утв. Банком России 15.10.2015 № 499-П, операции по обмену наличной валюты должны будут проводиться не с упрощенной, а с полной идентификацией клиента.

Теперь недостаточно будет предъявить паспорт — клиенту придется пройти полную идентификацию, заполнить подробную анкету, которую ранее необходимо было заполнять физическому лицу при постановке на обслуживание в банк.

При идентификации клиента в анкете нужно будет отражать результаты проверки его причастности к экстремизму и терроризму. Анкеты нынешних клиентов кредитные организации должны дополнить при первом обновлении сведений. Как правило, оно проводится не реже одного раза в год.

Участники рынка, опрошенные Bankir.Ru, выразили удивление в целесообразности такого нововведения и даже предположили, что при подготовке документа Центробанк «забыл» об этом моменте. Однако в пресс-службе регулятора Bankir.Ru сообщили, что никакой ошибки нет.

«Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» взамен утрачивающего силу с 27 декабря текущего года Положения №262-П,— прокомментировали в пресс-службе.— При этом новый нормативный акт не содержит положений, допускающих проведение упрощенной идентификации при осуществлении операций, связанных с обменом валюты».

В ЦБ объяснили, что эти операции отсутствуют в числе перечисленных в 115-ФЗ, когда должна проводиться упрощенная идентификация клиентов.

По словам управляющего партнера группы юридических и аудиторских компаний СБП, ранее, в соответствии с Положением №262-П, упрощенная идентификация действовала в двух случаях: при осуществлении денежных переводов без открытия счета и операций с наличной валютой и с чеками, в том числе дорожными.

При этом было упомянуто следующее ограничение: «упрощенка» возможна, если операция не подлежит обязательному контролю со стороны ФЗ-115 — ее эквивалент составляет менее 600 тыс. рублей.

Новое положение ЦБ таких норм не содержит. «В нем не предусматривается проведение процедуры упрощенной идентификации клиента при проведении операций с наличной иностранной валютой,— указывает старший юрист банковской и финансовой практики международной юридической фирмы Noerr Кирилл Лельчицкий.— Это означает, что банк будет обязан при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже валюты на сумму, превышающую 15 тыс. рублей, провести идентификацию клиента согласно требованиям ФЗ-115».

Идентификация должна проводиться по правилам, установленным Положением №499-П, она включает в себя, например, оценку риска клиента, ведение досье клиента, обновление сведений о клиенте и проведение других предусмотренных документом процедур.

Кирилл Лельчицкий обращает внимание на то, что, в соответствии с ФЗ-115, упрощенная идентификация клиента-физлица может проводиться при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета (в том числе электронных), а также при предоставлении клиенту электронного средства платежа. Помимо этого упрощенная идентификация клиента-физлица при заключении договоров с НПФ, договоров о брокерском обслуживании, о доверительном управлении ценными бумагами, депозитарного договора, при приобретении инвестиционных паев ПИФов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Юристы считают принятие Банком России такой нормы вполне закономерной. «В данном случае законодатель привел в соответствие действующее законодательство,— объясняет Кирилл Лельчицкий.— Ранее ФЗ-115 устанавливал случаи, когда упрощенная идентификация возможна, а Положение №262-П предоставляло дополнительное основание для упрощенной идентификации — а именно валютно-обменные операции. Новое Положение №499-П таких оснований не устанавливает, поэтому для их определения необходимо обращаться непосредственно к тексту ФЗ-115».

По мнению банкиров, вступление в силу новой нормы увеличит время совершения валютообменной операции и значительно усилит операционную нагрузку, связанную с дополнительной идентификацией как на фронт-, так и на бэк-офисы банков.

Банки будут стремиться переводить такие операции в безналичные каналы, что, в свою очередь, может привести к резкому сокращению количества обменных пунктов, где оперируют непосредственно с наличной валютой.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Милена БАХВАЛОВА

В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2.Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.


Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина .

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская , закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

БУХ.1С теперь в мессенджере Telegram! Присоединиться к каналу можно по ссылке: https://t.me/buhru (или набрать@buhru в строке поиска в Telegram).

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова :

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Новые правила идентификации личности при обмене валют не "создадут дополнительных сложностей гражданам". Об этом сообщает в четверг пресс-служба Банка России.

В пресс-службе, в частности, отметили, что изменения, принятые Положением № 499-П, не скажутся на операциях до 15 тысяч рублей. В тех случаях, если обмен производится на большую сумму, клиент должен предоставить паспорт сотруднику банка, а тот уже сам заполнит анкету.

"Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица", — говорится в сообщении ЦБ .

Таким образом, как сообщает Банк России, "законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п.".

Напомним, Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вызвало большой резонанс в СМИ. Настороженность вызвал тот факт, что если раньше клиентам для проведения операции по обмену валюты нужен был только паспорт, то теперь каждый впервые пришедший в банк .

Эксперты полагают, что банкам с собственными сетями пунктов обмена валют станет бессмысленно их содержать, поскольку он будет обязан провести идентификацию клиента при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже валюты на сумму, превышающую 15 тысяч рублей.

Согласно опубликованному в Сети тексту Положения № 499-П, при идентификации клиента фиксируется следующая информация: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), контактная информация (при наличии). Представитель одной из кредитных организаций пояснил также, что "у клиентов с повышенной степенью риска банки вправе также запросить сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о финансовом положении и деловой репутации".

Исх. № А-02/5-361
от 29.07.2016

Директору Департамента
финансового мониторинга
и валютного контроля
Банка России
Полупанову Ю. А.

Уважаемый Юрий Алексеевич!

Ассоциация российских банков выражает Вам свое почтение и просит рассмотреть следующие вопросы, связанные с практическим применением кредитными организациями норм противолегализационного законодательства.

Порядок проведения идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

1. В соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 499-П) кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое лицо, которому она оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Абзацем первым пункта 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. При этом согласно абзацу третьему пункта 3.2 Положения № 499-П отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения кредитной организацией документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 499-П при идентификации клиента – физического лица кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению, в том числе запрашиваются сведения об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания.

Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в определенные сроки и порядке.

Так, статьей 5 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение, в связи с чем на практике возникают ситуации, когда на момент обращения в кредитную организацию гражданин не может документально подтвердить сообщаемые данные о своем месте жительства или месте пребывания.

При этом в соответствии со статьей 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отказ кредитной организации в приеме на обслуживание гражданина, который не может документально подтвердить данные об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания, может быть расценен как нарушение кредитной организацией указанной нормы Закона № 5242-1, что приведет к возникновению правового риска.

Тем не менее в действующем законодательстве Российской Федерации не установлена обязанность кредитных организаций контролировать сроки регистрации граждан по месту пребывания.

С учетом изложенного возникает вопрос, может ли кредитная организация при осуществлении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зафиксировать сведения об адресе их места жительства (регистрации) или места пребывания без документального подтверждения, в том числе со слов (устно)?

2. В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2 приложения 2 к Положению № 499-П к дополнительным сведениям, получаемым в целях идентификации клиента – юридического лица, относятся сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем 1 % акций (долей) юридического лица).

Согласно пункту 5.1 Положения № 499-П такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента.

В этой связи возникает вопрос, какие сведения об акционерах, владеющих более чем 1 % акций клиента – юридического лица, кредитная организация должна фиксировать в анкете (досье) клиента и каким документом должны быть подтверждены такие сведения?

3. В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 Положения № 499-П кредитная организация обязана идентифицировать выгодоприобретателя клиента.

Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к данному Положению. Такие сведения фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

Исходя из содержания пункта 2.1, абзаца первого пункта 3.2 Положения № 449-П, а также подпункта 1.4 пункта 1 приложения 1 к Положению 499-П, в случае если клиент указал в анкете выгодоприобретателя физическое лицо, то для его идентификации в кредитную организацию клиентом должен быть представлен оригинал документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, или надлежащим образом заверенная копия указанного документа. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность выгодоприобретателя клиента представлять надлежащим образом заверенную копию указанного документа клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента.

Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о выгодоприобретателе, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, представляются клиентом в виде анкеты выгодоприобретателя, и достоверность таких сведений подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

Согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации выгодоприобретателя, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России (ранее – на сайте Федеральной миграционной службы) в сети Интернет либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

С учетом изложенного возникают следующие вопросы:

3.1) должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, подтверждающего достоверность сведений о нем, указанных и подтвержденных клиентом в анкете выгодоприобретателя посредством их заверения своей подписью;

3.2) какие копии документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, можно считать «надлежащим образом заверенными копиями» для целей Положения № 499-П;

3.3) должна ли кредитная организация отказать в принятии на обслуживание клиента или в выполнении распоряжения о совершении операции уже принятого на обслуживание клиента, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в случаях, если клиент не может представить надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность физического лица – выгодоприобретателя, и (или) если в результате проведения проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность выгодоприобретателя (паспорта), с использованием официального сайта МВД России будет установлено, что паспорт выгодоприобретателя клиента является недействительным?

4. Согласно абзацу первому пункта 2.1 Положения № 499-П при идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.

В этой связи возникает вопрос, должна ли кредитная организация в обязательном порядке требовать представления клиентом оригиналов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок (в том числе агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления) при выявлении выгодоприобретателя в процессе обслуживания клиента?

5. В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 499-П кредитная организация (за исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ и Положением № 499-П) обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца.

Согласно пункту 2.1 Положения № 499-П при идентификации бенефициарного владельца кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложением 1 к Положению № 499-П.

Зачастую в соответствии с внутрибанковскими правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ сведения о бенефициарном владельце, в том числе реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица – бенефициарного владельца, предоставляются клиентом в виде анкеты бенефициарного владельца, входящей в анкету (досье) клиента. Достоверность указанных в анкете данных подтверждается клиентом посредством их заверения своей подписью и печатью (при наличии) (при предоставлении анкеты на бумажном носителе) либо электронной подписью клиента (при предоставлении анкеты в электронном виде).

Вместе с тем пунктом 3.2 Положения № 499-П предусмотрено, что для целей идентификации в кредитную организацию должны представляться оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии.

Кроме того, согласно пункту 2.2 Положения № 499-П кредитная организация при идентификации бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате его идентификации, для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, использует соответствующие информационные ресурсы, размещаемые на официальном сайте МВД России либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

5.1) учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность бенефициарного владельца клиента представлять надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего личность, клиенту и (или) кредитной организации, обслуживающей клиента, должна ли кредитная организация требовать представления клиентом нотариально заверенной копии такого документа, подтверждающего достоверность сведений о бенефициарном владельце, указанных в анкете бенефициарного владельца;

5.2) какие данные о бенефициарном владельце кредитная организация должна включить в анкету (досье) клиента в случае непредставления клиентом нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца, и (или) в случае, если в результате проведения кредитной организацией проверки реквизитов документа, удостоверяющего личность бенефициарного владельца с использованием официального сайта МВД России, будет установлено, что паспорт является недействительным?

6. В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 499-П кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать физическое или юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Закона о банках.

Согласно статье 5 Закона о банках к другим сделкам, которые вправе осуществлять кредитная организация, относится, в том числе, оказание информационных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3893-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию» (далее – Указание № 3893-У) и Указанием Банка России от 31.08.2005 № 1610-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» (далее – Указание № 1610-У) банк может на разовой основе оказывать услуги:

    по предоставлению субъекту кредитной истории (пользователю кредитной истории, финансовому управляющему), обратившемуся в банк с запросом, информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, из Центрального каталога кредитных историй (далее – ЦККИ);по направлению в ЦККИ заявки обратившегося в Банк субъекта кредитной истории о формировании (изменении) кода субъекта кредитной истории, об аннулировании кода субъекта кредитной истории, о формировании дополнительного кода субъекта кредитной истории.

При этом в соответствии с Указанием № 3893-У идентификация субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего), которую должен осуществить банк в рамках оказания вышеназванных разовых услуг, ограничивается представлением определенных документов. Например, в случае, если субъект или пользователь кредитной истории являются физическим лицом, то в соответствии с пунктами 2 и 3 Указания № 3893-У идентификация личности субъекта кредитной истории осуществляется на основании паспорта гражданина Российской Федерации или при его отсутствии – иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного возникает вопрос, обязан ли банк при идентификации субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего) выполнять требования к идентификации, установленные Положением № 499-П, в том числе идентифицировать его бенефициарного владельца, осуществлять сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению № 499-П, а также фиксировать полученные сведения в анкете клиента, приведенные в приложении 3 к Положению № 499-П?

7. Пунктом 4.2 Положения № 499-П определено, что при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации – эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией – эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.

Такие сведения подлежат фиксированию кредитной организацией в анкете (досье) клиента (пункт 5.1 Положения № 499-П).

В соответствии с пунктами 2–7 приложения 3 к Положению № 499-П в анкету (досье) клиента также включаются иные сведения, в том числе сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности, сведения о степени (уровне) риска клиента, дата начала отношений с клиентом, дата прекращения отношений с клиентом, дата оформления анкеты.

Вместе с тем на практике нередко имеет место ситуация, когда физические лица совершают через банкоматы банка операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями. В таком случае банк на основе реквизитов платежных (банковских) карт, а также кодов и паролей не может установить сведения о клиентах, предусмотренные приложением 1 к Положению № 499-П. Указанные сведения могут быть получены только при идентификации клиентов – физических лиц в банка-эмитентах.

В этой связи возникают следующие вопросы:

7.1) какие сведения должен установить банк в отношении физических лиц, осуществляющих через его банкоматы операции по снятию (взносу) наличных денежных средств с использованием платежных (банковских) карт, эмитированных другими кредитными организациями;

7.2) должна ли составляться анкета клиента с фиксированием сведений, предусмотренных приложением 3 к Положению № 499-П?

Порядок заполнения полей отчета в виде электронного сообщения по коду операции 1008 «Внесение физическим лицом в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме»

8. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие способы оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных вкладов в уставный капитал общества:

    внесение наличных денежных средств участником общества в кассу общества;внесение наличных денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации;безналичное перечисление денежных средств участником общества на расчетный счет общества, открытый в кредитной организации.

Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю операция по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (в объеме, определенном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 11 приложения 3 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 321-П) при представлении сведений об операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал создаваемой организации денежных средств в наличной форме с использованием счета в кредитной организации под лицом, совершающим операцию, следует понимать лицо, вносящее указанные денежные средства, под получателем указанных денежных средств следует понимать кредитную организацию, в которой открыт счет для зачисления первоначальных взносов учредителей. При этом в поле DESCR_1 указывается предполагаемое наименование организации, в уставный (складочный) капитал которой вносятся денежные средства. В случае, когда юридическое лицо, чей уставный капитал формируется, прошло государственную регистрацию, под получателем денежных средств следует понимать указанное юридическое лицо (код операции 1008).

С учетом изложенного возникают следующие вопросы, связанные с формированием Отчета в виде электронного сообщения (далее – ОЭС) по коду операции 1008 в случае оплаты участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных взносов в уставный капитал общества путем внесения наличных денежных средств в кассу общества с последующем внесением полученных обществом наличных денежных средств руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными:

8.1) обязан ли банк устанавливать и идентифицировать физических лиц – участников общества, внесших в кассу общества наличные денежные средства в оплату дополнительных взносов в уставный капитал общества, в случае, если поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества на расчетный счет общества единой суммой без указания в объявлении на взнос наличными физических лиц – участников Общества, оплативших взносы в уставный капитал;

8.2) какую дату следует считать датой совершения операции: дату внесения наличных денежных средств участником в кассу общества либо дату внесения поступивших в кассу общества наличных денежных средств на расчетный счет руководителем (представителем) общества;

8.3) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика»: физическое лицо, внесшее наличные денежные средства в кассу общества, либо физическое лицо, внесшее наличные денежные средства на расчетный счет общества по объявлению на взнос наличными);

8.4) кого следует указывать в полях «Сведения о плательщике», «Сведения о представителе плательщика», если наличные денежные средства в оплату дополнительных долей в уставном капитале были внесены несколькими участниками общества отдельно, а на расчетный счет общества поступившие наличные денежные средства вносятся руководителем (представителем) общества по объявлению на внос наличными единой суммой;

8.5) сколько следует формировать ОЭС: одно сообщение о внесении на расчетный счет руководителем (представителем) общества наличных денежных средств в оплату участниками общества дополнительных взносов в уставный капитал либо отдельные сообщения по каждому участнику общества, оплатившему дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

8.6) в случае допустимости формирования единого ОЭС, следует ли и в каких полях указывать физических лиц – участников общества, оплативших дополнительный взнос в уставный капитал наличными на сумму от 600 000 руб.;

8.7) в случае допустимости формирования единого ОЭС, каким образом следует заполнять поле «Сумма операции»: указывать общую сумму, указанную руководителем (представителем) общества в объявлении на взнос наличными, либо указывать общую сумму от сложения сумм дополнительных взносов участников – физических лиц в уставный капитал общества наличными на сумму от 600 000 руб.)?

Порядок контроля за операциями по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя»

9. В связи с неоднозначным правовым регулированием возникает вопрос, подлежат ли обязательному контролю и направлению в уполномоченный орган сведения об операциях с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» по перечислению клиентом банка денежных средств со своего расчетного счета, открытого в банке, на счет 521, открытый в другой кредитной организации, с назначением платежа «В оплату по договору выдачи депозитных сертификатов на предъявителя дата», если банк не является кредитной организацией, выпустившей депозитный сертификат на предъявителя.

По мнению Ассоциации, подобная операция не подлежит обязательному контролю, так как в момент совершения операции банк не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении клиентом операции, подлежащей обязательному контролю с кодом 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя». У банка отсутствуют достоверные сведения о дате зачисления денежных средств на депозитный счет (средства могли быть зачислены на счет до выяснения); указанная дата является датой совершения операции, которая указывается в ОЭС. Также банк не имеет достоверных сведений о том, что банком – получателем средств выписаны, а клиентом получены депозитные сертификаты на предъявителя.

Считаем, что при включении сведений об операции с кодом 4001 в ОЭС необходимо учитывать следующие особенности:

    датой совершения операции необходимо считать дату зачисления денежных средств во вклад (депозит);в качестве лица, размещающего вклад (депозит), указывается клиент банка, который совершает операцию;в качестве получателя денежных средств указывается банк, принявший средства во вклад (депозит).

В этой связи возникает вопрос, по коду 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя» банк обязан направлять сведения в Росфинмониторинг только в том случае, если банк является эмитентом депозитного сертификата?

Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по вышеуказанным вопросам и выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с Банком России в сфере ПОД/ФТ.

С уважением,
Президент

Г. А. Тосунян

Прикрепленные документы

Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Эти новые правила идентификации банками клиентов вступили в силу с 27 декабря 2015 года. По утверждению Банка России новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты.

Правила Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П предусматривают, что:

  • при покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей - идентификация клиента не требуется.
  • При сумме операции больше 15 тысяч рублей - клиент предоставляет паспорт, а сам банк заполняет анкету.
Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо её эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность.

Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.

Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для сведения :

В соответствии с пунктами 5,1 и 5,2 (Гл.5) Положения 499-П сведения, вносимые в Анкету (досье) клиента, перечислены в приложении 3.
А согласно пункту 5.3. Положения ЦБР от 15.10.15 N 499-П - Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.

2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.

4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.

6. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента.

7. Иные сведения по усмотрению кредитной организации.


Материалы по теме


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты