01.06.2020

Внешний долг в беларуси. Главные кредиторы Беларуси


На 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходится возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году, разбиралось издание Naviny.by.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год, — почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.

По информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна будет вернуть наибольшие суммы, — это Россия (741,3 млн долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а также Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. При этом, учитывая, что основным донором Евразийского фонда выступает Россия, можно сказать, что именно она является главным внешним кредитором Беларуси.

Что касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству деньги на внутреннем рынке, то, по неофициальной информации, ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые регулярно покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Если говорить о средствах, которые государство в будущем году планирует направить на погашение и обслуживание госдолга, то на эти цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие суммы: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), средства от размещения валютных гособлигаций на внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

Кроме этого, на выплаты по долгам планируется в 2017 году направить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), который планируется получить в основном за счет поступления в бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты.

Также весьма вероятно, что часть обязательств по внутренним долгам постарается рефинансировать — белорусским банкам, как это уже бывало ранее, предложат купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Долговая нагрузка на экономику растет

Способность государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее время не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,8%, и в 2017-м рецессия может сохраниться (эксперты центра предполагают, что экономика сократится в будущем году на 0,9%).

В то же время величина государственного долга увеличивается — за январь-октябрь 2016-го внешний госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (или на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая нагрузка на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается рецессия, с другой — состоявшаяся девальвация привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а величина госдолга на этом фоне увеличилась», — констатировала в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Рост госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее всего, к тому, что в Беларуси по итогам 2016 года не будет выполнен один из параметров экономической безопасности — пороговое значение, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года эта величина может достичь 29% (при условии, что внешний госдолг сохранится на уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, согласно параметрам экономической безопасности, приведенным на сайте Минфина, внешний госдолг по отношению к ВВП не должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей для снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны не было.

«Рост долговой нагрузки на экономику — тревожная тенденция. Однако вряд ли в этом году ситуация могла развиваться иначе. Мы видим, что экономика не генерирует рост, и обеспечить на этом фоне снижение долговой нагрузки практически невозможно», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Год назад представители белорусского правительства заявляли, что не менее половины валютного долга будет выплачиваться за счет собственных источников, а вторая половина будет рефинансироваться.

Однако официальный экономический прогноз на 2016 год, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и поэтому планы рассчитаться по долгам, минимизировав привлечение новых заимствований, реализовать не удалось.

«Изначально официально прогнозировался экономический рост на 0,3%, а по факту снижение ВВП составляет почти 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году из-за снижения цен также оказались ниже, чем планировало . Поэтому возможности рассчитываться по долгам за счет собственных источников оказались меньше, чем ожидались», — комментирует ситуацию Ирина Точицкая.

По мнению наблюдателей, в 2017 году больших проблем с погашением долгов не возникнет, поскольку основным кредитором Беларуси выступает Россия, которая в будущем году будет готовиться к президентским выборам и по политическим причинам согласится рефинансировать задолженность Беларуси.

«Россия входит в предвыборную кампанию, и вряд ли на этом фоне Москва начнет оказывать большое давление на Минск», — предполагает Валерий Полховский.

При этом он считает, что корреляция между ростом долговой нагрузки на белорусскую экономику и готовностью властей проводить реформы присутствует, и в среднесрочной перспективе кредитором Беларуси может стать не только Россия, но и Международный валютный фонд.

«Рост долговой нагрузки на экономику приводит к ослаблению позиции Беларуси в переговорах с МВФ. Соответственно, можно предположить, что рано или поздно программа с МВФ на условиях валютного фонда может быть подписана, хотя сегодня это маловероятно», — считает Валерий Полховский.

Сотрудничество Беларуси с МВФ и шаги по реформированию экономики могут оказаться просто вынужденными, поскольку сегодня, как отмечают эксперты, привлечение новых заимствований не способствует экономическому росту страны.

«Серьезная проблема состоит в целях привлекаемых заимствований. Если займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста — это одна ситуация, которую можно приветствовать. У нас же новые долги привлекаются для погашения старых, и это совершенно другая история», —резюмировала Ирина Точицкая.

Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился на 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходить возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году?

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год — почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.

Формальный госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился нате 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая навалка на экономику, констатируют эксперты, неослабно растет, и поэтому суммы, которые стране из года в год приходится возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и как много должна Беларусь в 2017 году, разбиралось первопубликация Naviny.by.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 годы расходы по госдолгу каждогодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением неважный (=маловажный) станет.

В будущем году прислуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а сверху его погашение необходимо достаточно направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, без подробностей обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой банко, заложенный в бюджете на 2017 бадняк, — почти 2 рубля 20 копеек вслед доллар) получается, что по мнению внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна полноте вернуть около 3,5 млрд долларов.

Быть этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены только что не равные: на обслуживание и затушение внутреннего госдолга нужно будет отрегулировать около 1,65 млрд долларов, в платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.

До информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна хватит вернуть наибольшие суммы, — сие Россия (741,3 млн долларов), Евразийский кредиты стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а тоже Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перевести около 1,5 млрд долларов, ведь есть почти 80% средств с совокупных расходов по внешнему госдолгу. Рядом этом, учитывая, что основным донором Евразийского фонда выступает Российская Федерация, можно сказать, что именно симпатия является главным внешним кредитором Беларуси.

Как касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству копейка на внутреннем рынке, в таком случае, по неофициальной информации, ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые систематически покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Делать что говорить о средствах, которые Спарта в будущем году планирует наострить на погашение и прислуживание госдолга, то на сии цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие средства: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), деньги от размещения валютных гособлигаций получи и распишись внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

И так (уже) этого, на выплаты согласно долгам планируется в 2017 году отправить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), некоторый планируется получить в основном после счет поступления в смета вывозных пошлин на нефтепродукты.

Опять же весьма вероятно, что часть обязательств в соответствии с внутренним долгам правительство постарается рефинансировать — белорусским банкам, словно это уже бывало ранее, предложат дать взятку новые выпуски валютных гособлигаций, суммы от которых пойдут получи и распишись погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Долговая груз на экономику растет

Дарование государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее перепавшее не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится получи 2,8%, и в 2017-м перерыв может сохраниться (эксперты центра предполагают, аюшки? экономика сократится в будущем году бери 0,9%).

В то а время величина государственного долга увеличивается — вслед январь-октябрь 2016-го показный госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (али на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая производительность на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается перерыв, с другой — состоявшаяся обесценение привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а формат госдолга на этом фоне увеличилась», — констатировала в комментарии ради БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ируся Точицкая .

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (объединение среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Во (избежание сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Подъём госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее целом), к тому, что в Беларуси по части итогам 2016 года без- будет выполнен один с параметров экономической безопасности — пороговое огромность, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

Сверху 1 января 2016 годы, по данным Минфина, аспект внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. Получай 1 января 2017 возраст эта величина может достичь 29% (присутствие условии, что внешний госдолг сохранится бери уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, соответственно параметрам экономической безопасности, приведенным получай сайте Минфина, внешний госдолг вдоль отношению к ВВП маловыгодный должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей чтобы снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны маловыгодный было.

«Рост долговой нагрузки получи экономику — тревожная наклонность. Однако вряд ли в этом году состояние могла развиваться иначе. Мы видим, яко экономика не генерирует разбухание, и обеспечить на этом фоне планирование долговой нагрузки практически невозможно», — считает старший чартист форекс-брокера Forex Club Леруся Полховский .

Год назад представители белорусского правительства заявляли, яко не менее половины валютного долга пора и совесть знать выплачиваться за счет собственных источников, а вторая благоверная будет рефинансироваться.

Однако официальный экономичный прогноз на 2016 годик, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и следственно планы рассчитаться по долгам, минимизировав мобилизация новых заимствований, реализовать не посчастливилось.

«Изначально официально прогнозировался экономичный рост на 0,3%, а в соответствии с факту снижение ВВП составляет близко 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году изо-за снижения цен также оказались подальше, чем планировало правительство. Поэтому внутренние резервы рассчитываться по долгам по (по грибы) счет собственных источников оказались слабее, чем ожидались», —

Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году

Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился на 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходить возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году, разбиралось издание Naviny.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год - почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему - 1,86 млрд долларов.

По информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна будет вернуть наибольшие суммы, - это Россия (741,3 млн долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а также Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. При этом, учитывая, что основным донором евразийского фонда выступает Россия, можно сказать, что именно она является главным внешним кредитором Беларуси.

Что касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству деньги на внутреннем рынке, то, по неофициальной информации ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые регулярно покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Если говорить о средствах, которые государство в будущем году планирует направить на погашение и обслуживание госдолга, то на эти цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие суммы: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), средства от размещения валютных гособлигаций на внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

Кроме этого, на выплаты по долгам планируется в 2017 году направить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), который планируется получить в основном за счет поступления в бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты.

Также весьма вероятно, что часть обязательств по внутренним долгам правительство постарается рефинансировать - белорусским банкам, как это уже бывало ранее, предложат купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Способность государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее время не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,8%, и в 2017-м рецессия может сохраниться (эксперты центра предполагают, что экономика сократится в будущем году на 0,9%).
В то же время величина государственного долга увеличивается - за январь-октябрь 2016-го внешний госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (или на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая нагрузка на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается рецессия, с другой - состоявшаяся девальвация привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а величина госдолга на этом фоне увеличилась», - констатировала в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Рост госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее всего, к тому, что в Беларуси по итогам 2016 года не будет выполнен один из параметров экономической безопасности - пороговое значение, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года эта величина может достичь 29% (при условии, что внешний госдолг сохранится на уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, согласно параметрам экономической безопасности, приведенным на сайте Минфина, внешний госдолг по отношению к ВВП не должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей для снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны не было.

«Рост долговой нагрузки на экономику - тревожная тенденция. Однако вряд ли в этом году ситуация могла развиваться иначе. Мы видим, что экономика не генерирует рост, и обеспечить на этом фоне снижение долговой нагрузки практически невозможно», - считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Год назад представители белорусского правительства заявляли, что не менее половины валютного долга будет выплачиваться за счет собственных источников, а вторая половина будет рефинансироваться.
Однако официальный экономический прогноз на 2016 год, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и поэтому планы рассчитаться по долгам, минимизировав привлечение новых заимствований, реализовать не удалось.

«Изначально официально прогнозировался экономический рост на 0,3%, а по факту снижение ВВП составляет почти 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году из-за снижения цен также оказались ниже, чем планировало правительство. Поэтому возможности рассчитываться по долгам за счет собственных источников оказались меньше, чем ожидались», - комментирует ситуацию Ирина Точицкая.

По мнению наблюдателей, в 2017 году больших проблем с погашением долгов не возникнет, поскольку основным кредитором Беларуси выступает Россия, которая в будущем году будет готовиться к президентским выборам и по политическим причинам согласится рефинансировать задолженность Беларуси.

«Россия входит в предвыборную кампанию, и вряд ли на этом фоне Москва начнет оказывать большое давление на Минск», - предполагает Валерий Полховский.

При этом он считает, что корреляция между ростом долговой нагрузки на белорусскую экономику и готовностью властей проводить реформы присутствует, и в среднесрочной перспективе кредитором Беларуси может стать не только Россия, но и Международный валютный фонд.
«Рост долговой нагрузки на экономику приводит к ослаблению позиции Беларуси в переговорах с МВФ. Соответственно, можно предположить, что рано или поздно программа с МВФ на условиях валютного фонда может быть подписана, хотя сегодня это маловероятно», - считает Валерий Полховский.

Сотрудничество Беларуси с МВФ и шаги по реформированию экономики могут оказаться просто вынужденными, поскольку сегодня, как отмечают эксперты, привлечение новых заимствований не способствует экономическому росту страны.

«Серьезная проблема состоит в целях привлекаемых заимствований. Если займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста - это одна ситуация, которую можно приветствовать. У нас же новые долги привлекаются для погашения старых, и это совершенно другая история», - резюмировала Ирина Точицкая.

Побывав в этой бывшей республике СССР, а ныне самостоятельном государстве, или услышав о том, как там живут люди, многие граждане Российской Федерации в течение последних лет ностальгически вздыхали: вот нам бы так! Совсем как в бывшем Союзе: и зарплаты большие, и цены низкие, и все вокруг государственное! Да еще и дороги! Почему у нас так сделать нельзя? Ответ прост: потому что у России нет рядом страны, у которой можно одалживать столько денег.

Беларусь после распада СССР

С того самого момента, который стал концом Советского Союза и дал начало образованию независимых государств на его бывшей территории, Беларусь не стремилась к внешнему заимствованию. Собственно, такая задача не ставилась из соображений реализма: никто бы и не дал. Россия в 90-е годы переживала системный кризис, связанный с болезненным разрывом хозяйственных связей и почти полной неразберихой, поэтому не только давать деньги не могла, но и сама искала, где бы одолжиться. Что касается международных финансовых учреждений, то они опасались кредитовать государство, не определившееся с вектором развития. Белорусское руководство не спешило переводить принципы хозяйствования на рыночные рельсы, поэтому даже переходный статус экономике присвоить было невозможно. Однако долго такое положение сохраняться не могло.

Рост задолженности

Начиная с 1996 года, сумма внешней задолженности увеличилась по сравнению с исходной цифрой в 28 раз, и этот показатель продолжает расти. В начале апреля госдолг Белоруссии достиг огромной суммы $ 13 млрд., и только за четыре первых месяца года вырос более чем на полмиллиарда (на $ 528 млн.). При этом совокупная задолженность (включая коммерческие кредиты предприятий, их примерно 40 % от общей суммы) теперь уже составляла сорок миллиардов. Следует учитывать, что порядки, царящие в стране, практически размывают разницу между займами государства и фирм, так как частный сектор представлен крайне узкой долей (20 %) всех субъектов хозяйствования. Почти любой кредит, полученный за границей, может и сейчас быть использован не по целевому назначению, а так, как сочтет нужным Министерство экономики.

Экономическая модель

Когда нынешнюю Беларусь сравнивают с бывшим Советским Союзом, то не всегда есть понимание того, как это близко к правде. В каком-то смысле можно считать заслугой сегодняшнего руководства страны то, что в отличие от большинства новых независимых государств, здесь не было беспощадно санировано (уничтожено) отечественное производство, в том числе и промышленное. Однако при этом для повышения их эффективности за долгие годы так практически ничего и не сделано. Ярким примером может служить положение с телевизорами «Горизонт», производившимися в Минске. Непосредственно белорусского в аппаратуре оставалось немного: крупноузловая «отверточная» сборка, упаковочная коробка, шильдик на корпусе и инструкция, напечатанная на национальном языке. Все остальное: жидкокристаллический экран, плата и даже сетевой шнур - сделаны в КНР, Южной Корее или на Тайване. Отсюда высокий уровень валютной составляющей (до 80 %) и низкая конкурентоспособность на российском рынке после девальвации рубля. Но на других производствах не делалось и таких попыток работать как-то по-новому, а советские методы на практике доказали свою неэффективность.

Текущие кредитные операции с Россией

За 2015 год Беларусь получила от России $1,572 млрд. Для сравнения, транш на сумму в 1,7 млрд. Украина вот уже почти год безуспешно пытается получить от МВФ, который ставит различные жесткие условия. Доступность этих средств обуславливает преимущественное направление кредитования (более 65 %) именно в РФ. Кроме этого одним из крупнейших доноров белорусской экономики остается Евразийский фонд реконструкции и развития, российская доля капитала которого весьма высока. Так вот, еще два миллиарда, обещанные 25 марта (соглашение уже подписано), имеют все то же происхождение. Кстати, речь первоначально шла о большей сумме (2,5 или даже 3 млрд.), но так как финансовые возможности РФ сейчас ухудшились, то «сторговались» на двух, то есть минимальной сумме, необходимой для поддержания национальной экономики на плаву. В какой-то степени Россия чувствует свою ответственность за сложившуюся ситуацию, ведь девальвация рубля нанесла убытки казне Беларуси, оцениваемые в $700 млн. Жесткие условия по использованию заемных средств практически не предъявляются. Правда, часть средств, выделенных ЕФСР ($110 млн.), предназначена на оплату российских долгов, то есть представляет собой перекредитование.

«Иностранные» займы

Беларусь привлекает средства и из дальнего зарубежья. В 2015 году Китай выделил более $528, однако эти средства предоставлены на условиях «связанности», что означает их жесткую целевую направленность и начало выплат после реализации инвестируемых проектов. Иными словами, эти деньги нельзя «проесть», ими невозможно рассчитаться по другим займам, сроки по которым уже подходят, или истратить их каким бы то ни было иным способом. Всемирный банк также кредитовал белорусскую экономику на сумму $72,9 и тоже целевым образом, на создание инфраструктуры. При этом долги перед «дальними» заемщиками из КНР и Европы Минск оплачивает регулярно, в отличие от российских, но Москва пока неизменно идет на встречу в вопросах отсрочки и реструктуризации, тем самым улучшая кредитную историю своего ближайшего партнера.

Активы

Естественно, даже проявляя немыслимую щедрость, каждый кредитор задумывается о способах осуществления возвратности задолженности. В настоящее время практически единственный источник средств, на которые может рассчитывать официальный Минск, это прибыль от сотрудничества с Россией, но и здесь в последнее время начали возникать трудности. Белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, привыкшие получать сырье по низким оговоренным рублевым ценам в обмен на часть готовой продукции, в условиях кризиса начали экспортировать ее преимущественно в ЕС за валюту. Так, конечно, выгоднее, однако ответные меры не заставили себя ждать.

У Беларуси есть и значительные преференции по причине членства в Союзном государстве, можно продавать товары во всем ассортименте без пошлин, однако конкурентоспособность их страдает по внутреннеполитическим и экономическим причинам. Страна движется к дефолту, нечто похожее наблюдалось в 2011 году, и результатам стала продажа «Белтрансгаза».

Принимаемые меры

Несколько поправить дела в экономике Беларуси можно было бы, понизив курс национальной валюты, однако Министерство финансов упорно борется с девальвацией жесткими административными методами. Это приводит к крайне скверным последствиям, в том числе и к упрочнению позиций «черного рынка». Сегодня можно утверждать, что в плане экономических реформ в стране не делается почти ничего. Это сказывается на общей социальной ситуации. Если массовые увольнения запрещены по закону, то работодатели находят лазейку в виде введения неполной рабочей недели или отправки сотрудников в вынужденные отпуска. Только в течение последних двух лет среди ведущих экономистов страны началось обсуждение вопроса о том, как сделать прибыльным сельское хозяйство и превратить его в бизнес.

Интересы России

По всей видимости, Россия и впредь будет поддерживать белорусскую экономику, правда, в объемах меньших, чем прежде (до двух миллиардов долларов в год), а также оказывать иную помощь в виде субсидирования цен на углеводородное сырье, льгот на товары белорусских производителей и инвестирования в республику. Других источников пополнения казны просто нет, и это понимают не только в Москве, но и в Минске, несмотря на некоторые дерзкие реплики, раздающиеся время от времени. Еще одна Украина под боком России не нужна. Да и белорусам как-то тоже…


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты