20.04.2021

Конверсия военной промышленности. Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства


Председатель КНР Си Цзиньпин даст ответ на вызов Пентагона. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин прибавил к своим многочисленным должностям еще одну - главы комиссии по интегрированному гражданскому и военному развитию. Название мудреное. Но суть состоит в том, что китайское руководство намерено покончить с монопольным положением военно-промышленного комплекса. Государственные оборонные и передовые гражданские предприятия должны быть объединены в одну связку. Наблюдатели в Гонконге утверждают, что Китай хочет создать фирмы наподобие Boeing и Lokheed Martin в США.

Пекин решил перетряхнуть устаревшую бюрократическую систему управления производством вооружений. Но комментаторы в Гонконге предупреждают, что реформа натолкнется на противодействие групп, монополизировавших оборонную промышленность, и сложности с передачей прав на интеллектуальную собственность.

За создание новой комиссии давно ратовал Сюй Цзэнпин, член Народного политического консультативного совета, бизнесмен, а в прошлом звезда баскетбола. «Я думаю, нужно сначала позволить государственным предприятиям и частным компаниям дополнять преимущества друг друга. А сам процесс демонополизации государственной оборонной промышленности займет долгое время», – сказал Сюй газете South China Morning Post. Тем не менее конечная цель – сформировать более компактную и эффективную систему военного производства, ориентируясь на опыт таких гигантов США, как Boeing и Lokheed Martin.

Однако Ричард Бизингер, военный эксперт в школе международных исследований в Сингапуре, сомневается в том, что Китай будет в состоянии развить военно-промышленный комплекс, подобный американскому. Китайские государственные оборонные компании хотят внедрить рыночные начала в свою деятельность, но они сильно зависят от поддержки правительства. Бизингер привел в пример Коммерческую авиационную корпорацию Китая, которая принадлежит государству. Она неудовлетворительно выполнила свою работу с коммерческими самолетами ARJ21 и C919. Эта компания, по словам эксперта, останется маленькой и будет строить несколько гражданских самолетов, которые, в свою очередь, будут продаваться в основном китайским авиалиниям.

Препон на пути интеграции военной и гражданской промышленности много. Но нужно иметь в виду, что китайское руководство придает этой проблеме первостепенное значение. Недаром комиссию возглавил не кто иной, как Си Цзиньпин, сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.

«Интеграции военного и гражданского производства и раньше придавалось большое значение. Когда начали проводиться экономические реформы, шла передача технологий из оборонного ведомства в гражданскую сферу. Тогда ряд компаний в области автостроения, электроники выросли из предприятий ВПК. В то время как конверсия в России провалилась, в Китае она сработала. Например, заводы, выпускающие по 2 млн автомобилей в год, были раньше предприятиями ВПК», – сказал эксперт.

А сейчас пошла обратная тенденция – передача технологий из гражданского сектора в военный. Причем проблема интеграции двух секторов в Китае поднята на самый высокий уровень. Ведь Си Цзиньпин – и председатель Центрального военного совета, и главнокомандующий вооруженными силами.

Тут сказывается традиция: в Китае создано немало других межведомственных структур, отвечающих за координацию политики в важных вопросах. По словам Кашина, иногда такие руководящие группы имеют небольшой аппарат, а иногда разрастаются и превращаются в настоящие госорганы.

В данном случае создан постоянный орган. Видимо, это связано с тем, что сделал Пентагон. Он еще в 2014 году начал реализовывать новую оборонную стратегию, которая называется третьей офсетной стратегией. Пентагон открыл специальное представительство в Кремниевой долине. Сотрудники военного ведомства ориентированы на интеграцию военных и гражданских разработок. Упор делается на искусственный интеллект, робототехнику, 3D-печать. Цель – добиться подавляющего превосходства над Китаем. И вот Китай реагирует на этот вызов в духе своих традиций, считает эксперт.

Состязание между китайскими и американскими оборонщиками идет как бы в тени. Но, по сообщению интернет-газеты AsiaTimes, администрация Дональда Трампа обдумывает план, как наказать китайскую военную машину за экспансию в Южно-Китайском море и других регионах. Одним из элементов этого «наказания» станет свертывание контактов между сотрудниками военных ведомств двух держав. При Бараке Обаме обмен поездками и взаимные визиты военных кораблей приняли регулярный характер.

Почему и как военно-промышленный комплекс Китая смог стать базой для экономического взлета страны


Во времена перестройки в России было очень популярно слово «конверсия». В умах еще не разочаровавшихся граждан еще не распавшегося Советского Союза это понятие подразумевало, что избыточные военные производства быстро перейдут на выпуск мирной продукции, завалят рынок прежде дефицитными товарами и обеспечат долгожданное потребительское изобилие.

Конверсия СССР провалилась вместе с перестройкой. Огромные промышленные мощности высокоразвитого советского ВПК так и не стали флагманами капиталистических производств. Вместо моря конверсионных товаров видимое потребительское изобилие обеспечил импорт, прежде всего товаров, изготовленных в Китае. Но до сих пор мало кто знает, что массовый китайский ширпотреб - это в значительной мере тоже продукт конверсии, только китайской. Конверсию в КНР начали чуть раньше, чем в горбачевском СССР, продолжали дольше и завершили куда успешнее.

Сельскохозяйственные дивизии ядерной войны

К моменту смерти Мао Цзэдуна в 1976 году Китай представлял собой огромную и бедную милитаризированную страну с самой большой армией в мире. Четыре миллиона китайских «штыков» имели на вооружении почти 15 тысяч танков и бронемашин, свыше 45 тысяч артиллерийских орудий и ракетных установок, свыше пяти тысяч боевых самолетов.

Помимо вооруженных сил имелось еще пять миллионов так называемого кадрового ополчения - две тысячи территориальных полков, вооруженных стрелковым , легкой артиллерией и минометами.


Военный парад на площади Тяньаньмэнь в Пекине, Китай, 1976 год. Фото: AP

Все это море оружия было исключительно местного, китайского производства. В 1980 году в Китае работало почти две тысячи предприятий военной промышленности, на которых миллионы работников производили все виды обычного вооружения, а также ракетно-ядерное. Китай на тот момент обладал самым развитым военно-промышленным комплексом среди всех стран «третьего мира», уступая по уровню военного производства и военных технологий только СССР и странам НАТО.

Китай был ядерной державой с достаточно развитой ракетно-космической программой. В 1964 году взорвалась первая китайская атомная бомба, в 1967 году прошел первый успешный старт китайской баллистической ракеты. В апреле 1970 года в КНР запустили первый спутник - республика стала пятой в мире космической державой. В 1981 году Китай пятым в мире - после США, СССР, Великобритании и Франции - спустил на воду свою первую атомную подводную лодку.

При этом Китай до начала 1980-х годов оставался единственной страной на планете, которая активно и деятельно готовилась к мировой ядерной войне. Председатель Мао был убежден, что такая война с массовым применением атомного оружия неизбежна и случится очень скоро. И если в СССР и США даже в разгар «холодной войны» непосредственно к ядерному апокалипсису готовились только вооруженные силы и предприятия ВПК, то в маоистском Китае такой подготовкой были заняты почти все без исключения. Повсюду рыли бомбоубежища и подземные тоннели, почти четверть предприятий заранее эвакуировали на так называемую «третью линию обороны» в отдаленные, горные районы страны. Две трети государственного бюджета Китая в те годы тратилось на подготовку к войне.

По оценкам западных экспертов, в 1970-е годы до 65% средств, предназначенных в КНР для развития науки, шло на исследования, связанные с военными разработками. Интересно, что запустить первого китайца в космос планировалось еще в 1972 году. Но денег на одновременную подготовку к пилотируемой космонавтике и немедленной ядерной войне у Китая не хватило - экономика и финансы КНР тогда еще были слабы.

При такой милитаризации армия и ВПК Китая были неизбежно вовлечены во все сферы жизни и экономики страны. Это была своеобразная конверсия наоборот, когда армейские части и военные предприятия помимо прямых задач занимались и самообеспечением продовольствием и гражданской продукцией. В рядах Народно-освободительной армии Китая (НОАК) насчитывалось несколько так называемых производственно-строительных корпусов и сельскохозяйственных дивизий. Бойцы сельхоздивизий помимо военной подготовки занимались строительством каналов, посадками риса и выращиванием свиней в промышленных масштабах.

Солдаты «особых экспортных районов»

Ситуация начала радикально меняться в начале 1980-х годов, когда укрепившийся у власти Дэн Сяопин начал свои преобразования. И хотя его экономические реформы широко известны, но мало кто знает, что первым шагом к ним стал отказ от подготовки к немедленной атомной войне. Многоопытный Дэн здраво рассудил, что ни США, ни СССР в реальности не хотят «горячего» мирового конфликта, тем более ядерного, а наличие собственной ядерной бомбы дает Китаю достаточные гарантии безопасности, позволяющие отказаться от тотальной милитаризации.

По мнению Сяопина впервые в новейшей Китай получил возможность сосредоточить усилия на внутреннем развитии, модернизируя экономику и лишь по мере ее развития, постепенно укрепляя национальную оборону. Выступая перед руководителями КПК, он дал свою формулу конверсии: «Сочетание военного и гражданского, мирного и немирного, развитие военного производства с опорой на выпуск гражданской продукции».

Почти все знают про свободные экономические зоны, с которых началось триумфальное шествие китайского капитализма. Но почти никто не в курсе, что первые 160 объектов первой свободной экономической зоны Китая - Шэньчжэнь - строили люди в погонах, 20 тысяч солдат и офицеров Народно-освободительной армии Китая. В штабных документах НОАК такие зоны именовались по-военному - «особый экспортный район».


Международный торговый центр в свободной экономической зоне Шэньчжэнь, Китай, 1994 год. Фото: Николай Малышев / ТАСС

В 1978 году гражданская продукция китайского ВПК составляла не более 10% от производства, за следующие пять лет эта доля выросла вдвое. Показательно, что Сяопин, в отличие от Горбачева, не ставил задач провести конверсию быстро - за все 80-е годы намечалось довести долю гражданской продукции китайского ВПК до 30%, а к концу XX века - до 50%.

В 1982 году для реформирования и управления ВПК была создана особая Комиссия по науке, технологии и промышленности в интересах обороны. Именно на нее возложили задачи по конверсии военного производства.

Почти сразу структура ВПК КНР подверглась радикальным изменениям. Ранее вся военная промышленность Китая по лекалам сталинского СССР была разделена на семь строго секретных «номерных министерств». Теперь же «номерные» министерства официально перестали скрываться и получали гражданские наименования. Второе Министерство машиностроения стало Министерством ядерной промышленности, Третье - Министерством авиационной промышленности, Четвертое - Министерством электронной промышленности, Пятое - Министерством вооружения и боеприпасов, Шестое - Китайской государственной корпорацией судостроения, Седьмое - Министерством космической промышленности (в его ведении находились как баллистические ракеты, так и «мирные» космические системы).

Все эти рассекреченные министерства учредили свои торгово-промышленные корпорации, через которые отныне должны были развивать свои гражданские производства и торговлю гражданской продукцией. Так «Седьмое министерство», ставшее Министерством космической промышленности, учредило корпорацию «Великая стена». Ныне это широко известная в мире China Great Wall Industry corporation, одна из крупнейших компаний в области производства и эксплуатации коммерческих спутников Земли.

В 1986 году в Китае была создана специальная Государственная комиссия машиностроительной промышленности, которая объединила управление гражданским Министерством машиностроения, производившим все индустриальное оборудование в стране, и Министерством вооружения и боеприпасов, производившим все артиллерийские орудия и снаряды. Это было сделано для повышения эффективности управления национальным машиностроением. Отныне вся военная промышленность, обеспечивавшая многочисленную китайскую артиллерию, была подчинена гражданским задачам и гражданскому производству.

Дальнейшие изменения в структуре ВПК КНР произошли в 1987 году, когда многие созданные для ядерной войны предприятия «третьей линии обороны» в континентальном Китае закрыли или переместили ближе к транспортным узлам и крупным городам, либо безвозмездно передали местным властям для организации гражданского производства. Всего в том году местным властям передали свыше 180 крупных предприятий, ранее входивших в систему военных министерств. В том же 1987 году несколько десятков тысяч работников министерства атомной промышленности Китая, ранее занятых в добыче урана, были переориентированы на добычу золота.

Однако первые годы китайская конверсия развивалась медленно и без громких достижений. В 1986 году предприятия ВПК КНР экспортировали за рубеж чуть более 100 наименований гражданской продукции, заработав в том году всего $36 миллионов - весьма скромную сумму даже для еще не развитой экономики Китая.

В китайском конверсионном экспорте тогда преобладали самые простые товары. В 1986 году заводы, подчиненные Главному управлению тыла НОАК, экспортировали в США, Францию, Нидерланды, Австрию и еще 20 стран мира кожаные пиджаки и зимние крутки-пуховики. Вырученные за такой экспорт средства приказом Генштаба НОАК направлялись на подготовку конверсии фабрик, ранее занимавшихся исключительно изготовлением военной формы для китайской армии. Чтобы облегчить этим фабрикам переход к гражданскому производству, на них решением правительства КНР так же возложили задачу по обеспечению форменной одеждой всех железнодорожников, стюардесс, работников таможни и прокуратуры Китая - всех невоенных, кто по роду службы и деятельности тоже носит униформу.

«Бонусы» с Запада и Востока

Первое десятилетие экономических реформ Китая прошло при очень благоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановке. С конца 1970-х годов и до событий на площади Тяньаньмэнь шел своеобразный «медовый месяц» коммунистического Китая и стран Запада. США и союзники стремились использовать КНР, открыто конфликтовавшую с СССР, в качестве противовеса советской военной мощи.

Поэтому начавший конверсию китайский ВПК в то время имел возможность достаточно тесно сотрудничать с военно-промышленными корпорациями стран НАТО и Японии. Еще в середине 70-х годов Китай начались закупки в США компьютерной техники, оборудования связи и радарных установок. Были подписаны выгодные договора с фирмами Lockheed (США) и английской Rolls-Royce (в частности закуплены лицензии на производство авиамоторов). В 1977 году КНР закупила у знаменитой германской компании «Мессершмитт» образцы вертолетов и другой техники. В том же году во Франции Китай приобрел образцы современной ракетной техники, а также начал сотрудничать с ФРГ в области ядерных и ракетных исследований.

В апреле 1978 года КНР получила режим наибольшего экономического благоприятствования в ЕЭС (Европейском экономическом сообществе, предшественнике Евросоюза). До этого подобный режим имела только Япония. Именно он позволил Сяопину начать успешное развитие «специальных экономических зон» (или «особых экспортных районов» в штабных документах НОАК). Благодаря этому режиму наибольшего благоприятствования китайские фабрики армейской униформы смогли экспортировать свои незамысловатые кожаные пиджаки и куртки-пуховики в США и страны Западной Европы.

Без этого «режима наибольшего экономического благоприятствования» в торговле с богатейшими странами мира ни особые экономические зоны Китая, ни конверсия ВПК КНР не имели бы такого успеха. Благодаря хитрой политике Сяопина, удачно использовавшего «холодную войну» и стремление Запада усилить Китай против СССР, китайский капитализм и конверсия на первом этапе развивались в «тепличных условиях»: при широко открытом доступе к деньгам, инвестициям и технологиям самых развитых стран мира.

Флирт Китая с Западом закончился в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, после которых «режим наибольшего благоприятствования» был отменен. Но кровавый разгон китайских демонстрантов стал лишь предлогом - тесный контакт Китая со странами НАТО прервал конец «холодной войны». С началом фактической капитуляции Горбачева Китай уже не был интересен США как противовес Советскому Союзу. Наоборот, начавшая бурно развиваться самая большая страна Азии становилась потенциальным конкурентом Штатов в Тихоокеанском регионе.


Рабочие на текстильной фабрике, Цзиньцзя, Китай, 2009 год. Фото: EPA / ТАСС

Китай, в свою очередь, с успехом использовал истекшее десятилетие - маховик экономического роста был запущен, экономические связи и поток инвестиций уже набрали «критическую массу». Охлаждение политических отношений с Западом к началу 1990-х годов лишило Китай доступа к новым технологиям стран НАТО, но уже не могло остановить рост китайской экспортной промышленности - мировая экономика уже не могла обойтись без сотен миллионов дешевых китайских рабочих.

Одновременно на фоне похолодания с Западом Китаю улыбнулась удача с другой стороны: распался СССР, чьей мощи долгие годы опасались в Пекине. Распад некогда грозного «северного соседа» не только позволил КНР спокойно сократить численность сухопутной армии и военные расходы, но и дал дополнительные, очень важные бонусы в экономике.

Республики бывшего Советского Союза, во-первых, стали выгодным, почти бездонным рынком для все еще не слишком качественных товаров молодого китайского капитализма. Во-вторых, новые постсоветские государства (прежде всего Россия, Украина и Казахстан) стали для Китая недорогим и удобным источником как промышленных, так и, прежде всего, военных технологий. Военные технологии бывшего СССР к началу 1990-х годов были на вполне мировом уровне, а технологии гражданской промышленности хотя и уступали ведущим странам Запада, но все равно превосходили таковые в КНР тех лет.

Первый этап экономических реформ и военной конверсии Китая прошел в очень благоприятной внешней обстановке, когда государство, официально именующее себя Срединным, успешно использовало в своих целях и Восток, и Запад.

Брокеры в погонах

В силу благоприятной обстановки китайская конверсия шла одновременно с сокращением многочисленной армии. За десятилетие, с 1984 по 1994 годы, численный состав НОАК сократился примерно с 4 миллионов человек до 2,8 миллионов, в том числе на 600 тысяч кадровых офицеров. Были сняты с вооружения устаревшие образцы: 10 тысяч стволов артиллерии, свыше тысячи танков, 2,5 тысячи самолетов, 610 кораблей. Сокращения почти не затронули особые рода и виды войск: свой потенциал сохранили воздушно-десантные части, силы специального назначения («цюаньтоу»), силы быстрого реагирования («куайсу») и ракетные войска.

Широкомасштабная хозяйственная деятельность НОАК была разрешена и развивалась с начала 1980-х годов в качестве подспорья национальной экономики. Помимо конверсии оборонных предприятий, постепенно переходивших на выпуск гражданской продукции, специфическая конверсия шла непосредственно в войсковых частях Народно-освободительной армии Китая.

В военных округах, корпусах и дивизиях НОАК как грибы возникали собственные «хозяйствующие структуры», нацеленные не только на самообеспечение, но и на капиталистическую прибыль. Эти армейские «хозструктуры» включали сельскохозяйственное производство, производство электроники и бытовой техники, транспортное обслуживание, ремонтные услуги, сферу досуга (развитие аудио- видеотехники и даже организацию армией коммерческих дискотек), банковское дело. Важное место заняли также импорт вооружений и технологий двойного назначения, торговля излишним и новым оружием со странами третьего мира - поток дешевого китайского оружия пошел в Пакистан, Иран, КНДР, арабские государства.

По оценкам китайских и зарубежных аналитиков, годовой объем «военного бизнеса» КНР в его пиковый по масштабам и результатам период (вторая половина 90-х годов) достигал $10 млрд ежегодно, а чистая ежегодная прибыль превышала $3 млрд. Не менее половины этой коммерческой прибыли расходовалось на нужды военного строительства, на закупки современных вооружений и технологий. По тем же оценкам, коммерческая деятельность НОАК в 90-х годах ежегодно обеспечивала до 2% объема ВВП Китая. Речь здесь идет не о конверсионной военной промышленности, а именно о коммерческой деятельности самой армии КНР.

К середине 90-х годов армия Китая управляла почти 20 тысячами коммерческих предприятий. По оценкам западных экспертов, до половины личного состава сухопутных войск, то есть более миллиона человек, в действительности не являлись солдатами и офицерами, а были заняты в коммерческой деятельности, обеспечивали перевозки или работали за станками в войсковых частях, которые в сущности являлись обычными фабриками гражданской продукции. В те годы такие армейские фабрики выпускали 50% всех фотоаппаратов, 65% велосипедов и 75% микроавтобусов, производившихся в Китае.

Конверсия собственно военной промышленности к середине 1990-х годов так же достигла внушительных объемов, например, почти 70 % продукции Министерства вооружения и 80 % продукции флотских предприятий судостроения были уже гражданского назначения. В этот период правительство КНР распорядилось о рассекречивании 2237 передовых научно-технических разработок оборонного комплекса для использования их в гражданском секторе. К 1996 году предприятия китайского ВПК активно производили более 15 тысяч видов гражданской продукции, в основном шедшей на экспорт.

Как писали в те годы официальные газеты Китая, при выборе направлений производства гражданских товаров предприятия ВПК действуют по принципам «искать рис, чтобы прокормиться» и «голодный в пище неразборчив». Процесс конверсии не обходился без стихийности и непродуманности, что приводило к массовому выпуску продукции невысокого качества. Закономерно, что китайские товары в то время были символом дешевого, массового и низкокачественного производства.

По оценке Института экономики промышленности Академии общественных наук Китая, к 1996 году стране удалось трансформировать ВПК из производителя только военной техники в производителя как военной, так и гражданской продукции. Несмотря на все перипетии реформ и довольно «дикого» рынка к концу 1990-х годов, китайский ВПК состоял более чем из двух тысяч предприятий, на которых были заняты около трех миллионов человек, и 200 НИИ, где работали 300 тысяч научных сотрудников.

К концу ХХ века Китай в ходе рыночных реформ накопил достаточный промышленный и финансовый потенциал. Активная хозяйственная деятельность армии КНР уже явно мешала росту ее боеспособности, а накопленные страной средства уже позволяли отказаться от коммерческой деятельности вооруженных сил.

Поэтому в июле 1998 года ЦК КПК принял решение о прекращении всех форм коммерческой деятельности НОАК. За два десятилетия реформ китайская армия создала огромную предпринимательскую империю, деятельность которой простиралась от транспортных перевозок коммерческих грузов военными судами и авиацией до шоу-бизнеса и торговли ценными бумагами. Ни для кого не была секретом и вовлеченность военных в контрабандные операции, включая неподконтрольный госструктурам ввоз нефти, торговлю беспошлинными автомобилями и сигаретами. Число армейских торговых и производственных предприятий в КНР достигало нескольких десятков тысяч.

Поводом к запрету армейской коммерции послужил скандал, связанный с созданной НОАК крупнейшей на юге страны брокерской компанией J&A. Ее руководство было арестовано по подозрениям в финансовых махинациях и этапировано в Пекин. Вслед за этим и было принято решение о прекращении вольного военного предпринимательства.

«Великая Китайская стена» военных корпораций

Поэтому с 1998 года в КНР началась масштабная реорганизация и НОАК и всего Военно-промышленного комплекса. Для начала были рассекречены и пересмотрены свыше 100 законодательных актов о военной промышленности и создана новая система военного законодательства. Был принят новый закон КНР «О государственной обороне», был реорганизован Комитет оборонной науки, техники и промышленности, была учреждена новая структура китайского ВПК.

Возникли 11 ориентированных на рынок крупных объединений китайской военной промышленности:

Корпорация ядерной промышленности;

Корпорация по строительству объектов ядерной промышленности;

Первая корпорация авиационной промышленности;

Вторая корпорация авиационной промышленности;

Северная промышленная корпорация;

Южная промышленная корпорация;

Корпорация судостроительной промышленности;

Корпорация тяжелого судостроения;

Корпорация аэрокосмической науки и техники;

Корпорация аэрокосмической науки и промышленности;

Корпорация электронной науки и техники.

За первые пять лет своего существования эти корпорации внесли большой вклад в модернизацию обороны и развитие народного хозяйства Китая. Если в 1998 году оборонная промышленность была одной из наиболее убыточных отраслей, то в 2002 году китайские военно-промышленные корпорации впервые стали рентабельными. С 2004 года акции 39 предприятий ВПК уже котировались на китайских фондовых биржах.

Военно-промышленный комплекс Китая начал уверенно завоевывать гражданские рынки. Так, в 2002 году на военно-промышленный комплекс, в частности, приходилось 23% общего объема выпускаемых в КНР автомобилей - 753 тысячи машин. Предприятия оборонной отрасли Китая также массово производили гражданские спутники, самолеты, суда и реакторы для АЭС. Доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая в начале XXI века достигла 80%.

Что представляет собой типичная военно-промышленная корпорация КНР, можно увидеть на примере Северной промышленной корпорации (China North Industries Corporation, NORINCO). Она является крупнейшим в стране объединением по производству вооружений и военной техники и находится под непосредственным контролем Госсовета КНР, насчитывает более 450 тысяч сотрудников, включает более 120 научно-исследовательских институтов, производственных предприятий и торговых компаний. Корпорация разрабатывает и производит широкий спектр высокотехнологичных вооружений и военной техники (например, ракетные и противоракетные системы), и наряду с этим выпускает разнообразную продукцию гражданского назначения.


Генерал-майор филиппинской армии Клементе Мариано (справа) и представитель Китайской Северной промышленной корпорации (Norinco) у стенда с минометами, произведенными в Китае, на Международной Выставке Авиации, Флота и Обороны, в Маниле, Филиппины, 12 февраля 1997. Фото: Fernando Sepe Jr. / AP

Если в военной сфере Северная корпорация производит оружие от простейшего пистолета Type 54 (клон довоенного советского ТТ) до систем залпового огня и противоракетных систем, то в гражданской сфере она производит товары от тяжелых грузовиков до оптической электроники.

Например, под контролем Северной корпорации производится несколько известнейших в Азии торговых марок грузовых автомобилей и работает один из самых значимых и крупных заводов «Beifang Benchi Heavy-Duty Truck». В конце 80-х годов это был ключевой проект для КНР, главной целью которого было решение проблемы нехватки тяжелой грузовой техники в стране. Благодаря существовавшему в те годы «режиму наибольшего благоприятствования» в торговле с ЕЭС, автомобили «Бейфан Беньчи» (в переводе на русский – «Северный Бенц») эти автомобили производятся по технологии Mercedes Benz. И ныне продукция компании активно экспортируется в арабские страны, Пакистан, Иран, Нигерию, Боливию, Туркменистан, Казахстан.

Одновременно та же «Северная корпорация» не без оснований подозревается США в военном сотрудничестве с Ираном в области создания ракетного оружия. В процессе расследования этих отношений китайской корпорации с аятоллами Тегерана власти США обнаружили на своей территории восемь дочерних компаний Norinco, занимавшихся деятельностью в области высоких технологий.

Все без исключения военно-промышленные корпорации КНР работают в гражданской сфере. Так ядерная промышленность КНР, выпускавшая ранее в основном военную продукцию, следует политике «использования атома во всех сферах хозяйствования». Среди основных направлений деятельности отрасли - строительство атомных электростанций, широкое развитие техники изотопов. К настоящему времени в отрасли завершено формирование научно-исследовательского и производственного комплекса, позволяющего проектировать и строить ядерные энергоблоки мощностью 300 тысяч киловатт и 600 тысяч киловатт, а в сотрудничестве с зарубежными странами (Канада, Россия, Франция, Япония) – ядерные энергоблоки мощностью 1 млн киловатт.

В космической отрасли Китая сформирована разветвленная система научных исследований, разработки, испытаний и производства космической техники, позволяющая осуществлять запуски спутников различных типов, а также пилотируемых космических аппаратов. Для их обеспечения развернута система телеметрии и управления, включающая наземные станции на территории страны и морские суда, действующие во всем Мировом океане. Китайская космическая отрасль, не забывая свое военное назначение, выпускает высокотехнологичную продукцию для гражданского сектора, в частности станки с программным управлением и робототехнику.


Китайский беспилотный летательный аппарат, предназначеный для военного и гражданского применения, в Китае в Aviation Expo, 2013 год. Adrian Bradshaw / EPA / ТАСС

Заимствование и производственное освоение зарубежного опыта в авиастроении позволили КНР занять прочное место на внешнем рынке в качестве поставщика запчастей и узлов самолетов в большинство развитых стран. К примеру, Первая корпорация авиационной промышленности (число работников свыше 400 тысяч) еще в 2004 году заключила соглашение с компанией Airbus об участии в производстве запчастей для крупнейшего в мире серийного авиалайнера «Аэробус А380». В России же представительство этой корпорации с 2010 года активно занимается продвижением на нашем рынке своих тяжелых карьерных экскаваторов.

Таким образом, оборонная промышленность Китая стала базой для гражданской авиации, автомобилестроения и других гражданских отраслей промышленности КНР. При этом конверсионный ВПК Китая не только способствовал бурному развитию китайской экономики, но и сам существенно повысил свой технический уровень. Если 30 лет назад Китай имел самый развитый ВПК среди стран «третьего мира», сильно отставая в передовых разработках от НАТО и СССР, то в начале XXI столетия благодаря продуманной конверсии и умелому использованию благоприятных внешних обстоятельств оборонная промышленность Китая уверенно догоняет лидеров, входя в пятерку лучших военно-промышленных комплексов нашей планеты.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Полковник Д.В. ГОРДИЕНКО,

доктор военных наук,

старший научный сотрудник

Полковник в отставке В.В. БАСКАКОВ,

доктор технических наук, профессор,

действительный член АВН

КОНВЕРСИЯ ВОЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ СТРАНЫ

Проблема конверсии военного производства включает в себя целый ряд сложных вопросов, основными из которых являются: достаточность производства вооружения и военной техники; оптимальность размещения производительных сил и организации производства; обеспечение занятости и социальной защищенности населения, а также экономическое обеспечение обороны.

Современное военное производство представляет собой, по сути, непрерывный процесс - последовательную смену поколений вооружений и их модификации внутри поколений. Образно говоря, невозможно «выключить» военное производство на какой-то период, а затем снова «включить» его, когда возникнет необходимость.

Мировой опыт показывает, что оптимальным темпом сокращения и конверсии военного производства является снижение объемов государственных военных заказов на 5-7 % в год. Это считается предельной величиной, при которой могут быть успешно преодолены возникающие в военном производстве и в общей экономике страны временные трудности.

Масштабная волна конверсии военного производства в значительной степени связана с окончанием «холодной» войны (таблица 1).

Серьезные недостатки и неудачи в конверсии военного производства в конце прошлого и начале нынешнего столетия в отдельных странах в значительной степени были вызваны тем, что они происходили без тесной увязки с проблемами их национальной и военно-экономической безопасности, экономического обеспечения обороны. Отсутствие четко сформулированной военной доктрины, предварительного решения принципиального вопроса о том, каким должен быть военный сектор национального хозяйства в среднесрочной и дальнесрочной перспективе не позволяли этим государствам выработать стройную концепцию конверсии их военного производства.

Опыт передовых в деле конверсии военного производства стран позволяет утверждать, что преобразование «конверсируемых» предприятий должно непосредственно учитывать две стороны.

С одной стороны, оно должно быть связано с представлениями об облике вооруженных сил (их структуре, размерах и т.д.), требованиями к количественным и качественным характеристикам вооружения и военной техники, с долгосрочной программой их производства (то есть с положениями, указанными в военной доктрине государства).

А с другой - с возможностями предприятий военно-промышленного комплекса по обеспечению своевременного изготовления военной продукции.

Таким образом, системообразующее значение для правильного планирования и организации работы в области конверсии военного производства имеют военная доктрина и требование по сохранению и развитию мобилизационных возможностей экономики страны.

В этой связи, сама конверсия военного производства должна представлять собой общегосударственный акт, учитывающий состояние и тенденции развития политики, экономики и военного дела. Ее нельзя рассматривать изолированно от проблем экономического обеспечения обороны и строительства вооруженных сил.

Концепция конверсии военного производства должна определять:

глубину конверсии в целом по военно-экономическому комплексу, а также на отдельных направлениях создания и производства вооружения и военной техники;

темпы предстоящей конверсии;

основные приоритеты и направления конверсии, имеющие гарантии государственной поддержки;

методы регулирования конверсии на государственном, региональном и местном уровнях;

концептуальные вопросы формирования конверсионных программ, их финансового, материально-технического и кадрового обеспечения, создания Системы государственной поддержки конверсии, развития рыночной инфраструктуры в военно-экономическом комплексе;

порядок взаимодействия различных органов государственного управления между собой, с регионами, отдельными отраслями и предприятиями при реализации конверсионных программ;

порядок решения конверсионных проблем с другими государствами, международными и иностранными организациями.

В этой связи, наиболее показательным является опыт организации и проведения конверсии военного производства в США. В интересах экономического обеспечения обороны там в 1996 году был принят федеральный закон, содержащий положения упрощающие взаимодействие государственных исследовательских центров (преимущественно ведущих работы оборонной направленности для производства современной продукции военного назначения) с частным бизнесом. Закон был направлен на конверсию военного производства в Соединенных Штатах, ассимиляцию американских военных технологий и продукции военного назначения, более полное использование потенциала военно-экономического комплекса и ускорение промышленного освоения новых изобретений и открытий.

В частности, законом предусматривалось:

возможность заключения соглашений между федеральными исследовательскими центрами и частными компаниями о взаимном использовании оборудования, персонала, предоставлении услуг в интересах проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в военных и гражданских сферах;

предоставление частным компаниям прав собственности на изобретения и открытия федеральных служащих в ходе их работы над совместными проектами;

участие служащих государственных научно-исследовательских центров в коммерческой деятельности по внедрению в промышленность их изобретений.

Совершенствование механизма обмена технологиями между государственными и частными организациями, военными и «гражданскими» отраслями производства явилось частью широкого комплекса мероприятий по постепенному переходу от общепринятой концепции военно-промышленной базы к концепции интегрированной промышленной базы, используемой как для «гражданских» нужд, так и для нужд обороны. Суть такого перехода состоит в максимальном использовании имеющегося в стране научно-производственного потенциала общегражданского и двойного назначения для обеспечения потребностей вооруженных сил, в переориентации военных предприятий на выпуск других видов продукции и во всесторонней поддержке тех производств и отраслей, которые являются уникальными и не имеют аналогов в «гражданском» секторе.

Усиливающаяся тенденция к интеграции процессов технологического развития в военной и гражданской сферах в интересах экономического обеспечения обороны, проявила себя и в России, в частности, в принятой Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 гг.»

Исторически сложилось так, что в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России оказалась сосредоточена большая часть интеллектуального и технологического потенциала государства. В настоящее время ОПК располагает значительными возможностями как для производства необходимого

Вооруженным Силам Российской Федерации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), так и для ускорения технического перевооружения и модернизации «гражданских» отраслей экономики.

Таким образом, сложившаяся в начале XXI века ситуация в большинстве развитых стран мира обусловила необходимость комплексного решения проблем структурной перестройки и технологического обновления промышленности, конверсии военного производства, интенсификации инновационной активности товаропроизводителей в интересах экономического обеспечения обороны.

Направлениями решения этих проблем выступают:

во-первых, коммерциализация технологий двойного назначения, то есть передача (трансферт) на коммерческих условиях (с выплатой владельцу вознаграждения в той или иной форме) ранее созданной или создание на паритетных основах новой интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности, знаний, технологий);

во-вторых, государственная поддержка и регулирование процессов конверсии военного производства, и в частности, процессов трансферта технологий двойного назначения;

в-третьих, разработка соответствующей нормативно-правовой базы и внедрение механизмов распределения прав в практику контрактного финансирования производства на базе технологий двойного назначения;

в-четвертых, создание инфраструктуры финансового, информационного и консультационного обеспечения трансферта технологий двойного назначения;

в-пятых, совершенствование государственных контрольных механизмов в направлении усиления их возможностей по селективному и оперативному выявлению, предупреждению и пресечению несанкционированных передач (продаж) технологий двойного назначения, исходя из требований (а) сохранения государственной и коммерческой тайны, (б) нераспространения технологий военного и двойного назначения, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения или являются особо важными для организации эквивалентного межгосударственного обмена технологиями, (в) обеспечения гарантированной защиты прав владельцев интеллектуальной собственности;

в-шестых, профессиональная подготовка и переподготовка руководящих кадров высшего и среднего звена заказывающих органов, предприятий военно-экономического комплекса, формирование новой категории специалистов - менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.

Опыт передовых индустриально развитых стран свидетельствует о правильности выбора вышеназванных путей конверсии военного производства, направленных на экономическое обеспечение их обороны. В качестве иллюстрации межгосударственного сотрудничества в деле разработки и использования технологии двойного назначения можно привести два примера, относящихся к успешно развивающимся совместным российско-американским проектам оборонных предприятий.

Первый пример связан с созданием в феврале 1997 года в США совместного предприятия, учредителями которого стали российское оборонное научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» и американская корпорация «Пратт энд Уитни». Целью проекта явилось создание и производство наиболее эффективного на сегодняшний день жидкостного ракетного двигателя РД-180 на базе серийно выпускаемого в России ракетного двигателя РД-170 межконтинентальных баллистических ракет для использования на американских ракетах-носителях нового поколения.

Программа сотрудничества НПО «Энергомаш» и фирмы «Пратт энд Уитни» рассчитана на 20 лет и предполагает, что за эти годы российская сторона получит от своих американских партнеров в виде выплат около 1 млрд долларов за поставляемые двигатели и их компоненты, а также передаваемые технологии. При этом предусмотрено, что сначала двигатели будут производиться в России, а через 8 лет начнется их сборка в США. В последующем в США могут по лицензии изготавливаться и все компоненты этих двигателей.

В данном случае выигрыш американской стороны заключался в экономии времени и средств, поскольку двигатель РД-170, по оценкам американских специалистов, уже на 70 % отвечал тем требованиям, которые предъявлялись к новому двигателю американским заказчиком. Выигрыш российской стороны заключался в загрузке производственных мощностей НПО «Энергомаш», финансировании дальнейших высокотехнологичных разработок и сохранении тем самым возможности, при необходимости, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации современными ракетными двигателями.

Другой успешный пример конверсии военного производства путем коммерциализации научно-технического потенциала, накопленного в оборонном комплексе, состоит в реализации Московским радиотехническим институтом (МРТИ) и американской компанией «Биостерильные технологии» совместного конверсионного проекта.

МРТИ, опираясь на свой опыт создания линейных ускорителей заряженных частиц в целях решения задач противоракетной обороны, разработал конструкцию малогабаритного ускорителя электронов с мощностью пучка 5 МэВ. По замыслу его создателей он должен был стать основой целой гаммы установок, предназначенных для стерилизации медицинского инструмента, спецодежды медперсонала и т.п. непосредственно в условиях клиники.

Американская компания, ознакомившись в 1993 году с этими разработками и оценив их коммерческую привлекательность, взяла на себя финансирование завершения опытно-конструкторской работы (ОКР) по стерилизационной установке на базе малогабаритного ускорителя электронов.

Также, согласно результатам маркетинговых исследований, было выявлено, что емкость потенциального рынка этих установок только для США и Канады составляет около 2000-3000 единиц, что позволяет рассчитывать на суммарный объем продаж около 6-9 млрд долларов. При этом оказалось, что и потребности других стран мира в подобного рода медицинском оборудовании вполне сопоставимы и соизмеримы по объемам.

В обмен на предоставление эксклюзивных прав на продажу этих установок по всему миру, за исключением стран СНГ, американский партнер вложил в реализацию совместного проекта около 1 млн долларов.

В этом случае выигрыш американского партнера заключался в получении эксклюзивных прав на продажу оборудования практически по всему миру. Выигрыш же российской стороны заключался в завершении ОКР, перспективной загрузке производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса, обеспечении финансирования дальнейших научных разработок и сохранении тем самым возможности обеспечения военной экономики России перспективными технологиями, а Вооруженных Сил Российской Федерации, при необходимости, современной военной техникой.

Резюмируя сказанное, важно подчеркнуть, что современное понимание проблем конверсии военного производства и их решение на базе ассимиляции высокотехнологичной продукции военного назначения и разработки технологий двойного назначения может в значительной степени способствовать экономическому обеспечению обороны.

Очевидно, что сегодня для многих стран, в том числе и для Российской Федерации, исключительное значение приобретает оптимальное решение проблемы определения размеров и структуры оборонного сектора национального хозяйства, его места в экономике.

При этом важнейшей задачей становится трансформация чрезмерно «разросшегося» оборонного комплекса времен «холодной» войны в компактный, но эффективно функционирующий современный специализированный сектор национального хозяйства, способный надежно осуществить экономическое обеспечение обороны, обеспечить военно-экономическую безопасность.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Более чем сорокапятилетняя гонка вооружений между СССР и США сделали решение проблемы демилитаризации производства более трудным, но отнюдь не бесперспективным делом. В этой связи становится актуальной задача определения сущности и содержания конверсии военного производства, выбора правильного пути и разработки подходов к осуществлению "мирного" перепрофилирования военного производства в интересах национального хозяйства каждого государства.

Конверсия (от латинского слова convercio - изменение, превращение) военного производства - это процесс преобразования, изменения структуры военного производства организационного, технико-технологического, профессионального и экономического характера. Сущность конверсии военного производства заключается в переориентации военной промышленности, научно-исследовательских лабораторий, учебных заведений, военных баз и других объектов с военного на "гражданское" использование, осуществляемой в соответствии с политическим решением при одновременном сокращении военных расходов и заказов.

Справочно. Реконверсия - это процесс обратного перехода, возвращения производства, временно переключенного на военное использование, к прежнему - "гражданскому" использованию. Процесс реконверсии осуществлялся, например, в американской промышленности после второй мировой войны, когда бывшие "гражданские" предприятия, перепрофилированные (подвергшиеся конверсии) во время войны на выпуск военной продукции, вновь переводились (осуществлялась их реконверсия) на производство "гражданской" продукции, как правило, той же, что они выпускали до конверсии. Реконверсия военного производства, таким образом, может быть представлена как частный случай конверсии.

Конверсия военного производства должна рассматриваться в первую очередь как социально -экономический процесс , влияющий на функционирование всего хозяйственного комплекса страны. Несмотря на неоспоримый факт, что высокий уровень военных расходов, а, следовательно, и военного производства наносит огромный ущерб экономике, отвлекая все виды ресурсов (материальных, людских, сырьевых, финансовых, энергетических и пр.), резкое сокращение этих расходов, обвальная демилитаризация национального хозяйства и конверсия военного производства может привести к серьезным негативным социально-экономическим последствиям . Пострадают не только рабочие, лишившиеся своих рабочих мест в военной промышленности; снижение уровня их доходов может привести к сокращению потребительских расходов, что, в свою очередь, может вызвать кумулятивное сокращение занятости в отраслях, производящих потребительские товары.

Точно так же, сокращение закупок производственного оборудования военно-промышленными предприятиями, лишившимися военных заказов, может вызвать снижение объемов производства и увольнение значительной части рабочих на предприятиях, выпускающих средства производства.

В этой связи конверсия военного производства имеет свои экономические, социальные, технические и военные аспекты.

Рассмотрение экономического аспекта конверсии в значительной мере обусловливается изменением структуры и объема как военного, так и "гражданского" производства , влекущим за собой "сдвиги" в спросе и предложении различных видов продукции и ресурсов в различных отраслях национального хозяйства.

Социальный аспект конверсии военного производства обычно рассматривается в связи с изменением спроса на квалифицированные трудовые ресурсы и рабочую силу в отраслях военного производства.

Технический аспект конверсии обусловливает рассмотрение возможного изменения технологий предприятий и отраслей военного производства , связанного с их перепрофилированием на выпуск продукции "гражданского" назначения.

И, наконец, рассмотрение военного аспекта обычно связывается с неизбежным изменением экономического обеспечения обороны страны , обусловленным сокращением военного производства.

Рассмотрение конверсии военного производства с этих позиций предполагает описание ее основных форм. Основными формами конверсии военного производства являются:

  • реструктуризация военно-экономического комплекса , заключающаяся в снижении объемов производства продукции военного назначения; при этом главными способами реструктуризации выступает полное или частичное сокращение военного производства , а также резервирование производственных мощностей предприятий, выпускающих военную продукцию;
  • диверсификация военного производства , заключающаяся в перепрофилировании производственных мощностей предприятий и отраслей военно-экономического комплекса на выпуск продукции "гражданского" назначения; основными способами диверсификации выступает полный или частичный переход предприятий, ранее выпускающих продукцию военного назначения, на выпуск "гражданской" продукции , а также кооперация в использовании производственных мощностей предприятий, выпускающих военную продукцию, с предприятиями "гражданских" отраслей национального хозяйства;
  • ассимиляция военного производства , заключающаяся в освоении предприятиями и отраслями военно-экономического комплекса выпуска продукции, которая имеет свое "гражданское" применение; наиболее значимыми способами ассимиляции выступает полная или частичная ассимиляция продукции военного назначения в "гражданских" профессиях, а также ассимиляция производственных мощностей предприятий, выпускающих военную продукцию, в технологиях выпуска "гражданской" продукции (освоение двойных технологий).

Конверсия военного производства захватывает буквально все аспекты экономической жизни государства. Она охватывает, прежде всего, основную производственную деятельность предприятий военного сектора национального хозяйства, переподготовку кадров, перепрофилирование производственных мощностей, перестройку хозяйственного механизма и др.

В этой связи, при определении содержания конверсии военного производства целесообразно рассматривать:

  • конверсию основной производственной деятельности предприятий военного сектора экономики,
  • конверсию подготовки кадров,
  • конверсию производственных мощностей, а так же
  • конверсию хозяйственного механизма.

Конверсия основной производственной деятельности предприятий военного сектора экономики заключается в изменении структуры выпускаемой этими предприятиями продукции и включает определение объемов и сроков освоения новой "гражданской" продукции.

После окончания второй мировой войны большинство военно-промышленных фирм США под влиянием колебаний спроса на вооружение, особенно по окончании американской интервенции в Корее и Вьетнаме, существенно увеличили вес выпускаемой ими "гражданской" продукции, постоянно расширяя ее ассортимент. Этот процесс так называемой диверсификации производства стал играть положительную роль при проведении конверсии военного производства, поскольку он уменьшил зависимость компаний от военных заказов, повысил их готовность к полному переходу на выпуск товаров "гражданского" назначения. (См. прил.)

Конверсия подготовки кадров заключается в обновлении кадрового потенциала, сосредоточенного в военном производстве и включает определение численности работников, высвобождаемых от выполнения военных заказов, их подготовку для использования в производстве продукции "гражданского назначения".Конверсия подготовки кадров может включать в себя, с одной стороны , профессиональную переподготовку персонала перепрофилируемых предприятий, а, с другой - переориентацию всей системы профессиональной подготовки для обеспечения кадрами производства "гражданской" продукции.

Профессиональная переподготовка в ходе конверсии военного производства предполагает обучение кадров в соответствии с изменением структуры ассортимента выпускаемой продукции и представляет собой серьезную проблему для персонала конверсируемых предприятий. Особенно это касается управленческого и инженерно-технического персонала, поскольку для этих категорий специалистов профессиональная переподготовка сопровождается сменой самого стиля работы, связанного с необходимостью находить решения, максимально учитывая запросы массовых потребителей.

Переориентация системы профессиональной подготовки предполагает организацию подготовки кадров для "гражданских" отраслей в необходимом количестве и качестве (квалификации) в соответствии с устанавливаемой в ходе конверсии новой пропорцией между военным производством и производством продукции "гражданского" назначения.

Конверсия производственных мощностей заключается в перепрофилировании технологического оборудования, ранее используемого в военном производстве, и включает определение масштабов и времени вывода (исключения) производственных мощностей из воспроизводственного цикла военного сектора национального хозяйства.

Конверсия производственных мощностей чаще всего связывается с использованием продукции военного назначения в "гражданских" отраслях экономики . В этом случае продукция конверсируемых предприятий по своему назначению не остается военной, а получает свое "гражданское" назначение. Соответственно перепрофилируется и технологическое оборудование этих предприятий.

Богатый опыт в перепрофилировании технологического оборудования, ранее используемого в военном производстве, накоплен на предприятиях ракето- и спутникостроения, в танко-, автомобиле-, судостроительных и химических компаниях.

Конверсия хозяйственного механизма заключается в перестройке (обновлении) производственных отношений в соответствии с условиями производства и сбыта "гражданской" продукции и включает определение механизмов управления производством, финансами и персоналом на конверсируемых предприятиях (в конверсируемых отраслях).

Конверсия хозяйственного механизма на предприятиях (в отраслях) военного производства обычно обусловливается необходимостью адаптации конверсируемых предприятий к более "жестким" рыночным условиям, конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции, трудовых, сырьевых и финансовых ресурсов.

Определенные возможности для конверсии хозяйственного механизма предоставляют: перестройка менеджмента; полная или частичная приватизация предприятий; их объединение и кооперация; а также другие инструменты повышения эффективности производства в новых условиях перехода на выпуск продукции "гражданского" назначения.

Для уяснения содержания конверсии военного производства также целесообразно рассмотреть опыт конверсии военного производства в различных странах.

Первая значительная волна конверсии военного производства безусловно связана с окончанием Второй мировой войны .

По заключению многих исследователей, реконверсия военного производства США прошла без особых трудностей. С 1945 по 1948 год военные расходы здесь снизились с 84 млрд. до 12 млрд. долларов. В результате объем промышленного производства в 1946 г. уменьшился на 9 %, однако уже через два года превысил уровень 1945 года .

Так же успешно была проведена реконверсия военного производства и в Великобритании . Относительная "легкость", с которой национальное хозяйство Великобритании было переведено на "мирные рельсы", объясняется главным образом наличием значительных сбережений у населения (отложенный спрос), накопившихся за военные годы, а также имеющегося резерва материальных ресурсов в промышленности. Масштабная реконверсия обошлась без серьезного вмешательства правительства .

На завершающем этапе Второй мировой войны Советский Союз также приступил к реконверсии военного производства. Реконверсия оборонной промышленности осуществлялась в плановом порядке и включала ряд важнейших мероприятий: сокращение военных расходов; увеличение капиталовложений в народное хозяйство; а также перераспределение рабочей силы, сырья и материалов.

Была проведена реорганизация государственных органов, ведавшим военным производством. Уже в 1946 г. перестройка народного хозяйства страны была в целом закончена: танковые заводы стали выпускать тракторы, паровозы, вагоны; артиллерийские - переведены на производство экскаваторов, прессов, буровых установок, прокатных станов; соответствующие изменения произошли и в легкой промышленности. Для подготовки и переподготовки кадров по всей стране были организованы курсы по повышению квалификации или обучению новым специальностям.

В результате общий объем промышленного производства в СССР уже к 1948 г. превысил довоенный уровень, а общий объем валового общественного продукта в 1950 г. по сравнению с 1945 годом возрос почти вдвое .

Ход конверсии военного производства в Финляндии был обусловлен в основном заключенным в сентябре 1944 г. договором, согласно которому Финляндия должна была осуществить выплату СССР репарации в размере 300 млн. долларов в период с 1945 по 1950 гг., причем не в денежной, а товарной форме по ценам 1938 года .

Главная трудность при выполнении этого договора заключалась в том, что Финляндия не имела передышки после окончания военных действий для восстановления пострадавшей от войны экономики. Для получения необходимого объема продукции пришлось срочно наращивать производственные мощности, причем не только в "гражданских" отраслях, но и за счет максимально широкого "участия" военного сектора экономики. Таким образом, в Финляндии была проведена вынужденная, почти полная, конверсия оборонной индустрии: вместо вооружения финскому военно-промышленному комплексу пришлось организовать выпуск материалов и машин, никогда прежде им не выпускавшихся.

В итоге 72 % всех репарационных поставок Финляндии в СССР составила продукция машиностроительной промышленности. После окончания платежей совокупный продукт сократился незначительно и ненадолго. Этому способствовало увеличение внутреннего спроса на продукцию машиностроения, а также продолжение ее экспорта в Советский Союз. Конверсия военной индустрии стала фундаментом для становления новой финской экономики.

Вторая масштабная волна конверсии военного производства в значительной степени связана с окончанием "холодной" войны .

Американский опыт показывает, что в 90-х годах некоторые компании успешно провели конверсию, но еще больше было случаев провала конверсионных проектов.

Например, корпорация "Боинг" имела успех в "гражданской" авиакосмической промышленности, используя оборонные технологии из своих ранних программ производства военных реактивных самолетов, но не смогла создать надежные троллейбусы. Корпорация "Макдоннел-Дуглас" не смогла организовать прибыльное подразделение по оказанию "компьютерных услуг", но удачно создала компанию "Витек" по испытанию лекарственных препаратов.

В целом практика конверсии военного производства в США показала, что экономически не эффективен непосредственный перевод современных специализированных военных предприятий на выпуск "гражданской" продукции. В связи с этим в Соединенных Штатах не были использованы долго и широко дискутировавшиеся (в том числе и в американском конгрессе) планы прямой конверсии военного производства. Реформирование военной экономики, ее приспособление к новым условиям стало осуществляться путем постепенного ухода из военного бизнеса многочисленных предприятий, концентрации "гражданского" производства посредством их слияния, а также поглощений корпорациями, диверсификации производства конверсируемых предприятий и т.д.

В странах Западной Европы конверсия военного производства часто сопровождалась решением проблем занятости и поэтому, в значительной степени, происходила при активном участии профсоюзов и политических партий. Это заставляло правительства большинства западноевропейских государств участвовать в разработке конверсионных программ, создавать специализированные органы управления и финансирования конверсионных мероприятий, развернуть научные исследования проблем конверсии военного производства.

В этой связи особенно показательным является опыт Швеции . В 1979 году там был создан Совет по исследованиям проблем конверсии военного производства, в который вошли представители предпринимателей и профсоюзов. Задачей этого Совета явилась разработка вопросов конверсии и расширения "гражданского" производства в военном секторе.

Результатом деятельности Совета стала разработка национального плана конверсии до 2015 года в соответствии с рекомендациями ООН (1981 г.). Главной особенностью этого плана явилась разработка комплекса подготовительных мер, которые были направлены на предотвращение возможного роста безработицы в стране при осуществлении конверсии военного производства .

В отличие от США и других западных стран, конверсия военного производства в СССР, а затем и в России происходила без научно обоснованных оценок текущих и перспективных потребностей обороны страны, без учета закономерностей военно-экономического развития.

После принятия руководством СССР политического решения в 1988 году государственный оборонный заказ на производство вооружения и военной техники был сокращен более чем на 20 %. С 1991 г. по 1995 год общий объем финансирования по статье "Государственный оборонный заказ" уменьшился в пять раз .

Следствием этого стали рекордно высокие темпы конверсии военного производства. С самого начала она была ориентирована на скорейшее высвобождение значительных ресурсов, на получение от нее максимальной экономической выгоды в кратчайшие сроки.

Однако, в результате отсутствия единой научно разработанной концепции конверсии , продуманной политики ее реализации, резкого ослабления государственного управления оборонным комплексом, многократного сокращения военных госзаказов, хронического дефицита финансовых ресурсов , неопределенности текущих и перспективных задач "конверсионные ожидания" не оправдались .

Конверсия военного производства осуществлялась преимущественно административно-командными методами и свелась на практике к примитивной замене некоторой части наукоемкой военной продукции на "гражданскую", к неэффективному использованию и даже разрушению оборонного комплекса страны.

Характерной чертой конверсии военного производства в Китае стал поиск рациональных путей функционирования оборонного сектора в системе централизованно-государственного планирования развития экономики на этапе становления рыночных отношений. В практическом плане государственная политика конверсии военного производства была достаточно последовательной, взвешенной в принятии политических решений и носила яркий прагматический характер.

За 10 лет (с 1979 г. по 1988 год) конверсионного процесса было реализовано 300 общегосударственных проектов, на проведение которых затрачено более 500 млн. долларов. В последующем, в рамках второй десятилетней программы развития народного хозяйства КНР на период до 2000 года, только за период с 1991 г. по 1995 год было осуществлено 350 конверсионных проектов с общим объемом инвестиций около 1 млрд. долларов.

В качестве основного направления конверсии была выбрана диверсификация производства с максимальным использованием уже освоенных технологий. Осуществлялся поиск наиболее рациональных форм управления и организации оборонного сектора экономики. Вместе с тем, не подвергалась конверсии оборонная наука.

Таким образом, опыт проведения конверсии военного производства позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых , успех в проведении конверсии, как правило, обусловливается ее тщательной подготовкой. Сам конверсионный процесс может представлять собой достаточно длительный процесс , который требует привлечения значительных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов. При этом, особое значение приобретает проверка выполнения конверсионных мероприятий и разработка механизма конверсионных преобразований.

Во-вторых , экономические и социальные последствия, результаты конверсии могут быть оценены только в среднесрочной и долгосрочной перспективе .

В-третьих , в проведении конверсии военного производства ведущую роль может играть государство , а также деятельность политических, профессиональных и общественных организаций .

В-четвертых , конверсия военного производства предполагает сочетание плановых и рыночных начал ; государственное регулирование макроэкономических показателей в ходе конверсии, правительственная поддержка конверсируемых отраслей и предприятий в значительной степени обусловливают эффект от реализации конверсионных программ.

В-пятых , основополагающими целями конверсии военного производства могут являться: обеспечение социальных гарантий персонала конверсируемых предприятий и минимизация потери рабочих мест; предотвращение резкого экономического спада; поддержка и стимулирование внедрения инновационных технологий; диверсификация военного и "гражданского" производства.

Понятие "военное производство" может иметь двойственное толкование: как процесс создания продукции военного назначения и как совокупность производственных мощностей, создающих военную продукцию. В данной лекции рассматривается первое значение термина "военное производство", то есть создание продукции и предоставление услуг, предназначенных для удовлетворения военного спроса. В этом процессе участвуют предприятия, относящиеся по официальной классификации к военным отраслям промышленности, и не относящиеся к последним, но предоставляющие военным предприятиям комплектующие детали, либо другую продукцию или услуги.

В законе Российской Федерации 1992 г. "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" конверсия военного производства трактуется как частичная или полная переориентация высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды. См.: Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" // Экономика и жизнь. 1992. № 18. В Федеральном законе Российской Федерации 1998 г. конверсия оборонной промышленности определена как регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности. См.: Федеральный закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 1998. 16 апреля.

США: военное производство и экономика. - М.: "Наука", 1983.

Правительственные меры, способствующие проведению реконверсии военного производства в Соединенном Королевстве в послевоенный период, ограничились снижением подоходного налога и налога на прибыль, выплатами компенсаций за ущерб, причиненный войной, введением политики регулирования покупательной способности фунта стерлинга. Более подробно см., например, Социально-экономические аспекты конверсии военного производства: опыт стран Запада. Сборник обзоров / Проблемы оборонной политики и конверсии в исследованиях британских специалистов (обзор). - М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

В последствии репарационный период был продлен с шести до восьми лет, а сумма выплат сокращена до 226,5 млн. долларов. См., например, Социально-экономические аспекты конверсии военного производства: опыт стран Запада. Сборник обзоров / Разоружение и конверсия в странах Северной Европы: практика и теория (обзор). - М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

Более подробно см., например, Социально-экономические аспекты конверсии военного производства: опыт стран Запада. Сборник обзоров / Разоружение и конверсия в странах Северной Европы: практика и теория (обзор). - М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

В конце 80-х - 90-е годы в России было разработано и принято, по меньшей мере, четыре концепции (программы) конверсии военного производства. В частности, в 1990 году Правительством СССР была утверждена Государственная программа конверсии; в 1993 году Правительством Российской Федерации была одобрена Государственная программа конверсии оборонной промышленности до 1995 г., которая вошла в состав Федеральной программы структурной перестройки экономики России; в 1995 году Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 гг.; и, наконец, в 1998 году Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности на 1998-2000 годы".

На конверсионную программу оборонного комплекса в 1992 г. реально было выделено 42 % средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом, в 1993 г. - 22 %, в 1994 г. - 10 %, а в 1995 г. - 18 %.

Результатом стал срыв выполнения принятых в 1993 году всех 14 федеральных конверсионных программ, в том числе Программы развития гражданской авиации, Программы возрождения Российского флота, Программы производства оборудования для топливно-энергетического комплекса, Программы развития электронной техники и т.д.

2.4 Конверсия военного производства

Конверсия военного производства - процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции. В современных условиях конверсия военного производства - важнейшая составная часть процесса разоружения. Она позволяет избежать экономических и социальных издержек, связанных с закрытием военных предприятий, использовать творческий потенциал

высококвалифицированных кадров и передовую технологическую базу этих предприятий для ускорения НТП. Сокращение военных расходов и конверсия военного производства становятся важным фактором экономического развития.

Тем не менее, необходимость и целесообразность конверсии не воспринимается однозначно, на пути её осуществления появляются экономические и социальные барьеры. Так, около 2 столетий продолжается спор о роли военного производства в развитии экономики. На протяжении длительного периода времени, прежде всего, в странах развитой зоны, создавалось и поддерживалось мнение о том, что средства, вложенные в военно-промышленный комплекс, стимулируют экономику, являясь стабилизатором рыночного спроса, обеспечивая загруженность производственных мощностей, создавая рабочие места, стимулируя НТП. Но в последние годы всё шире подтверждается, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие.

Согласно мнению американских учёных, такие расходы носят инфляционный характер, так как зарплата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, а, кроме того, военное производство отвлекает сырьё и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями экономики.

Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном производстве, чем если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся данные: 1 млрд. долларов расходов Пентагона даёт примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования – 100 тыс. новых рабочих мест.

Сложно отрицать, что разработка военной техники привела к появлению ряда технологических новшеств в авиации и других сферах жизни общества. Тем не менее, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике. Если при этом учесть, что такими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех учёных и инженеров, то становится очевидным, что военные программы тормозят НТП. Таким образом, становится очевидным, что переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам всех стран.

Специалисты считают, что использование лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организацию совместных международных действий положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете.

Тем не менее, осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку конверсия связана со структурной перестройкой экономики. Предлагаемый перевод предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают эксперты, правительственной помощи по типу помощи компаниям, где происходит крупная модернизация производства. Другой не менее важной является проблема повышения экономической эффективности военной промышленности. Привилегии в снабжении её сырьём и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Поэтому снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде промышленно развитых стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике.

Подготовке условий для проведения конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается не только приобретением новых компаний, имеющих опыт работы в гражданских отраслях, но и направлением расходов на НИОКР в невоенные области.

Следует иметь в виду, что в России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств, технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и инвестиций из других стран.

Несомненный интерес представляет экономический аспект разоружения. В ходе его вскрылась проблема, которую пока не готовы решать ни США, ни Россия. Речь идёт о дорогостоящих материалах, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии. Но в настоящее время нет технологии превращения высокообогащённого урана в топливо для АЭС, поэтому потребуются хранилища этого материала. Кроме того, программа ликвидации отравляющих веществ, уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники предполагает крупные расходы. Всё это вызывает неоднозначные оценки конверсии во всех государствах, имеющих военное производство. Например, в США, среди негативных аспектов конверсии на первое место выдвигают необходимость перевода около 600 тыс. квалифицированных специалистов в производство с более низким уровнем технологии. Специалисты полагают, что многие предприятия оборонной промышленности не пригодны для массового изготовления простых и дешёвых изделий, поэтому технологические характеристики гражданских изделий должны соответствовать характеристикам конверсируемого производства.

Заключение

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития. Действительно, все более важное значение приобретают проблемы природной среды и ее воспроизводства, религиозные, моральные, философские ценности, проблемы безопасности и мира и др.

В сегодняшнем мире неуклонно расширяется потребление природных ресурсов. Растут также отходы производства и потребления. Увеличиваются затраты на борьбу с загрязнением окружающей среды. В итоге общество должно постоянно увеличивать ту долю национального дохода, которая компенсирует затраты на извлечение природных ресурсов и охрану среды обитания человека. Это вызывает ограничение темпов экономического роста и ухудшает качество жизни населения.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты