04.08.2021

Кто является эмиссионным банком страны. Эмиссионный банк


Понятие эмиссионного банка

Определение 1

Эмиссионный банк иначе называется банком-эмитентом, так как он выпускает, т. е. эмитирует в обращение определенные денежные знаки, ценные бумаги, платежные и расчетные документы.

Эмиссию денег в нашей стране осуществляет Центральный Банк, ценные бумаги выпускают коммерческие банки.

Выпускаемые банком банковские карты в течение всего срока действия являются собственностью банков-эмитентов, держатель карты является лишь ее пользователем.

Замечание 1

Банк-эмитент также признается таким банком, который действует по поручению плательщика об открытии аккредитива. Банк обязуется производить платежи получателю средств, оплачивать, акцептовать или учитывать переводные векселя, выдавать полномочия другому банку производить платежи или оплачивать, учитывать, акцептовать переводный вексель.

Правом эмиссии, как правило, наделяются Центральные банки. В нашей стране Центральный Банк Российской Федерации занимается выпуском денежных знаков в обращение.

Эмиссионным правом государство наделяет единственный банк, так как предоставлять право эмиссии всем банкам является не целесообразным.

В распоряжении эмиссионного банка находятся крупные средства, которыми не может располагать никакое предприятие или другой банк. Пассивы банка представляет собой средства бюджета и наличность в обращении, что дает ему возможность поддерживать все остальные банки и контролировать их деятельность.

Эмиссионный банк представляет собой центр по организации банковского дела в государстве. Вокруг эмиссионного банка сформированы все прочие банки и кредитные организации.

Функции и роль эмиссионного банка

Для Центрального Банка характерными являются несколько функций:

  • выпуск денег и контроль денежного обращения,
  • осуществление роли расчетного и резервного центра для других банков,
  • управление долгом государства и исполнение его бюджета,
  • исполнение роли «банка банков» или «кредитора последней инстанции».

Также Центральный Банк в нашей стране устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы работы других банков, включая официальную ставку Центробанка по кредитам.

Центральный банк определяет цели денежной, валютной, кредитной политики, а также отвечает за их реализацию.

Центральным банком проводятся научные исследования, определяются правовые основы и принципы акционирования кредитных и финансовых учреждений, ведение долгосрочных и краткосрочных кредитных операций, видов платежных средств, которые обращаются в государстве.

С помощью эмиссионного банка формируется эффективный механизм денежного и кредитного функционирования всей экономики.

Происхождение и история эмиссионного банка

Замечание 2

Основная операция любого эмиссионного банка представлена выпуском банкнот. Постепенно сосредоточение этой операции стало находиться в руках единственного эмиссионного банка государства.

В странах, в которых капитализм возникает раньше, тенденции концентрации эмиссии банкнот проявились быстрей.

К примеру, Английский банк становится главным эмиссионным банком в первой половине 19 века. Во Франции в 1848 году единым эмиссионным банком становится Французский банк.

Первые шаги унифицировать банкноты в обращение в Соединенных Штатах Америки были сделаны в 1860 гг.

Германия учредила в 1875 году главный эмиссионный банк, что являлось следствием позднего создания централизованного государства.

Япония перешла к единому эмиссионному банку в 1882 году, а Россия в 1897 году.

Концентрацию эмиссии банкнот можно объяснить, в первую очередь, тем, что развитые товарные отношения при капитализме и создание единого национального рынка потребовало формирование устойчивого денежного обращения.

Помимо этого, в ходе развития капитализма, при переходе к машинной стадии, коммерческие учреждения получают вклады промышленных предприятий в качестве источника средств. В этом процессе они могут совершать другие операции, кроме выпуска банкнот.

В дальнейшем происходит специализация банковского дела, то есть эмиссионный банк постепенно сосредоточил свою деятельность на выпуске банкнот и кредитовании государства и иных банков.

Коммерческие банки сконцентрировались на предоставлении кредитов и ведении расчетов между торговыми и промышленными компаниями.

Если рассматривать эпоху домонополистического капитализма, эмиссионный банк можно было представить в виде смеси частного и государственного банка. Чаще всего акции данного банка находились у частных лиц, но руководители данных банков назначались государством.

Государство осуществляло контроль деятельности эмиссионного банка. При появлении частных капиталистических предприятий, в большей степени свое развитие получили Французский и Английский банк, в которых руководство избиралось с помощью акционеров.

При наступлении эпохи империализма финансовая олигархия напрямую или косвенным образом завладела контролем эмиссионными банками. При наступлении общего кризиса капитализма, что было обусловлено второй мировой войной, всё большее количество эмиссионных банков становилось государственными, их контроль происходил через финансовую олигархию.

После войны происходит национализация эмиссионных банков в Англии и Франции. Это вызвало обострение общего кризиса, включая борьбу масс против финансовой олигархии.

При этом руководство национализированными эмиссионными банками по-прежнему остается в руках магнатов финансового капитала, так как государственный строй не поменялся.

Кроме этого, бывшие банковские акционеры получили большие компенсации за свои акции. По этой причине в империалистических государствах суть эмиссионных банков состояла в том, что они представляли собой орудие в руках финансовой олигархии, являющейся основной формой проявления государственного и монополистического капитализма.

Замечание 3

После распада колониальной системы многие развивающиеся государства освобождаются от зависимости и создают эмиссионный банк в качестве важной части государственного регулирования народного хозяйства.

Эмиссионный банк представляет собой важную основу достижения экономической независимости государства.

Эмиссионный банк выполняет в основном следующие функции: эмиссионного центра страны, «банка банков», денежно-кредитного «регулирования» экономики, банкира правительства и международную функцию.

Функция эмиссионного центра страны заключается в выпуске банкнот и хранении золотого и инвалютного резервов. Если золотой резерв передается казначейству, то вместо него эмиссионному банку выдаются сертификаты, по которым он может получать золото.

Функция «банка банков» выражается прежде всего в кредитовании эмиссионным банком коммерческих банков, которые в свою очередь предоставляют ссуды промышленным и торговым предприятиям. К получению кредитов в эмиссионном банке коммерческие банки прибегают особенно часто во время периодических кризисов, когда спрос на ссудный капитал резко возрастает и вкладчики требуют свои вклады из коммерческих банков. Эта функция проявляется и в том, что коммерческие банки держат (в некоторых странах в обязательном порядке) часть своих вкладов на текущем счете в эмиссионном банке. Выполняя указанную функцию, эмиссионный банк осуществляет безналичные расчеты между банками, перечисляя денежные средства с текущего счета одного банка на счет другого банка.

Функция эмиссионного банка по денежно-кредитному «регулированию» экономики, типичная для эпохи империализма и общего кризиса капитализма, осуществляется через кредитную политику, направленную на расширение или сокращение кредитования промышленности и торговли с целью воздействовать на капиталистический цикл.

В некоторых странах, где эмиссионные банки выполняют также и функции коммерческих банков, они непосредственно кредитуют и осуществляют расчеты для промышленных акционерных обществ. Так, Французский банк, кроме своих основных функций, принимает вклады от промышленных акционерных обществ, кредитует их и осуществляет по поручению этих обществ расчетные операции. Поэтому он имеет 260 отделений (Английский банк только 8). Однако в последнее время и во Франции усиливается тенденция к превращению эмиссионного банка в «банк банков».

В Англии и США эмиссионные банки непосредственно воздействуют на развитие промышленности при помощи так называемых операций на открытом рынке. Сущность этой первой формы регулирования состоит в том, что эмиссионный банк продает и покупает по своей инициативе обязательства казначейства на открытом рынке. Тем самым эмиссионные банки оказывают прямую поддержку крупнейшим банкам, нуждающимся в денежных стред- ствах для расширения кредита промышленности, а также непосредственно промышленным монополиям, покупая у них казначейские обязательства.

Если эмиссионный банк хочет ограничить вложения в производство в период подъема, надеясь этим ослабить надвигающийся кризис, он продает краткосрочные обязательства казначейства, уменьшая таким образом соответственно средства, необходимые для вложений в производство.

Второй формой влияния эмиссионного банка на производство является дисконтная политика, т. е. политика понижения или повышения учетных ставок в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов. Эта форма воздействия таит в себе противоречие; понижение процента при прочих благоприятных условиях может содействовать росту производства, но в то же время способствовать бегству краткосрочного капитала в страньг с более высокой нормой процента, кризису платежного баланса, отливу золота и ухудшению курса валюты.

Третьей формой кредитного воздействия на экономику является изменение процента вкладов, передаваемых в обязательном порядке коммерческими банками эмиссионным банкам. При уменьшении этого процента возможности кредитования промышленности банками повышаются, при увеличении процента сокращаются. Такая форма применяется в США. В Англии в 1960- 1962 гг. коммерческие банки обязаны были держать в Английском банке в принудительном порядке специальные вклады, достигшие в конце 1961 г. максимума в 234 млн. ф. ст. Это было сделано для ограничения кредитования промышленности. С мая 1965 г. эта форма снова начала применяться, и к концу 1966 г. остаток таких вкладов составил около 200 млн. ф. ст.

Наконец, четвертая форма регулирования состоит в том, чтобы содействовать или препятствовать кредитованию продаж в рассрочку, как среднесрочному (главным образом на покупку автомобилей, мебели и т. п.), так и долгосрочному (на покупку жилых домов). Развитию кредита, а тем самым расширению производства товаров длительного потребления эмиссионный банк содействует путем уменьшения размера аванса, понижения процента и удлинения сроков кредита. Эти формы широко применяются в США, Англии и других странах.

Апологеты империализма восхваляют кредитную политику эмиссионных банков, афишируют ее как проявление «организованного капитализма».

На деле кредитная политика отнюдь не ведет к ликвидации кризисов, так как действие этой политики ограничено основным противоречием капитализма - анархией производства и ухудшением положения трудящихся масс. Если происходит кризис и депрессия, то никакое кредитное воздействие в направлении рас-ширения кредита не приведет к увеличению спроса на капитал, вкладываемый в производство. Если развертывается подъем, то никакие ограничения кредита не предотвратят надвигающегося кризиса, хотя и могут его несколько оттянуть.

Кризис 1929-1933 гг. и послевоенные спады промышленности показали несостоятельность теории организованного капитализма.

«Попытки государственного регулирования капиталистического хозяйства, - говорится в Программе КПСС, - не способны устранить конкуренцию и анархию производства… ибо основой производства остаются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда… Диалектика государственно-монопо-листического капитализма такова, что вместо укрепления капиталистической системы, на что рассчитывает буржуазия, он еще больше обостряет противоречия капитализма, расшатывает его до основания. Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма».

Эмиссионный банк, выполняя функцию банкира правительства, принимает в уплату налоги, выплачивает деньги по расходным статьям государственного бюджета, главным образом на военно-полицейские цели, т. е. осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета и управляет государственным долгом (берет на себя размещение облигаций государственных займов, принимает средства, вырученные от выпуска облигаций, выплачивает проценты по займам, погашает займы, проводит конверсию займов, т. е. превращение высокопроцентных займов в низкопроцентные). В результате всех этих операций в эмиссионном банке постоянно имеется остаток вкладов правительства.

Таким образом, эмиссионный банк активно содействует дополнительной финансовой эксплуатации монополистическим капиталом широких трудящихся масс.

В США функцию банкира правительства выполняют в большей степени крупнейшие коммерческие банки; в 1966 г. в них хранилось свыше 90% правительственных вкладов и лишь менее 10% -в федеральных резервных банках.

Эмиссионный банк как банкир правительства предоставляет ссуды правительству. Финансовая олигархия широко использует эмиссионные банки для подготовки и ведения империалистических войн и получения благодаря казенным заказам монопольной прибыли.

Международная функция эмиссионных банков заключается в том, что они являются органами, представляющими правительство в межгосударственных кредитно-денежных отношениях.

Эмиссионные банки империалистических стран возглавляют валютные зоны (например, стерлинговую, долларовую, зону франка), распоряжаются золотыми и валютными запасами этих зон, проводят девизную политику. Кроме того, эмиссионные банки сами или через контролируемые ими клиринговые институты ор-ганизуют и осуществляют валютные клиринги. Наконец, они выделяют представителей данного государства в межправительственные кредитные организации: Международный банк для реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Ими как правило являются центральные банки, наделенные правом ЭМИССИИ денежных знаков в обращение. В различных странах они называются народными, национальными, резервными. В СССР функций Центрального банка страны выполнял Государственный банк СССР. Главная задача банков, выполняющих функции центральных торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова.

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы -- это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.

Наделение Центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Центральному банку необходимы обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

Важнейшим источником его ресурсов является эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса. Немаловажную роль в формировании пассивных операций Центрального банка играют остатки средств на резервно-корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций, а также капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы.

Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности и кассовая наличность, ссудные и переучетные операции.

Исторически эмиссионные банки возникали как частные или государственные банки, выпускавшие банкноты и имевшие свою клиентуру. Впоследствии эмиссионное право стало исключительной монополией государства, эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в центральные банки и становясь "банками банков".

Основными правовыми формами организации деятельности Центрального банка в современных условиях являются:

  • - унитарный Центральный банк со 100 %-м участием государства в формировании его капитала;
  • - акционерное общество, часть акций которого принадлежит государству (или без участия государства);
  • - объединение ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);
  • - управление и планирование направлений и масштабов использования кредитных ресурсов и денежного обращения (долгое время имевшее форму кредитного и кассового планирования);
  • - концентрация кредитных ресурсов и передача их за плату другим банкам;
  • - организация и осуществление (совместно с соответствующими организациями) инкассации денежной выручки;
  • - разработка методических рекомендаций и правил осуществления кредитных, расчетных и кассовых операций в народном хозяйстве, ведения учета и организации отчетности банков;
  • - лицензирование банковской деятельности, выбор форм и методов денежно-кредитного регулирования, фиксация и пересмотр
  • - действующих нормативных требований, коэффициентов и прямых количественных ограничений деятельности банков;
  • - организация, осуществление кассового исполнения госбюджета; » разработка правил и порядка осуществления операций с валютой и прочими валютными ценностями, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют к национальной денежной единице;
  • - представительство интересов страны в отношениях с центральными банками других государств и международными валютно-финансовыми организациями и банками;
  • - организация расчетов;
  • - осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы банковской деятельности и автоматизации банковских операций;
  • - контроль и надзор за банковской деятельностью;
  • - составление сводного баланса банковской системы;
  • - подготовка и переподготовка кадров для банковской системы, консультационное и методическое обслуживание банков;
  • - проведение научных исследований и аналитических работ.

Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции.


Финансовая система любой страны включает в себя денежную систему, главным элементом которой является эмиссия денег. Без этого элемента невозможно существование экономики государства, а также осуществление его внутренних и внешних платежных операций, ведь деньги являются главным и универсальным средством платежа.

В зависимости от вида выпускаемых денег, эмитента, а также некоторых других признаков эмиссия может подразделяться на различные виды. Далее будет подробно рассмотрено, как происходит этот процесс и к чему он приводит.

Эмиссия денег и ее виды

Совокупность всех денежных средств, которые находятся в обороте страны, называется денежной массой. Эта величина непостоянная и под воздействием множества факторов может изменяться — как в большую, так и в меньшую сторону. К увеличению денежной массы приводит эмиссия — выпуск дополнительных денег в обращение.

В зависимости от вида выпускаемых денежных средств эмиссия бывает:

  1. Наличная — выпуск дополнительных бумажных денег и монет в обращение. благодаря чему происходит увеличение общей денежной массы. Поступающие деньги либо чеканятся (если они представляют собой монеты), либо печатаются (если они имеют бумажную форму).
  2. Безналичная — приоритетный вид эмиссии, который в среднем составляет около 80% от общего выпуска денег. Связано это с тем, что в большинстве развитых стран именно безналичные деньги являются преобладающим платежным средством. Эмиссия безналичных денег происходит путем выдачи кредитов или при помощи отображения денег на банковских счетах.

Еще одна классификация делит эмиссию на два вида:

1. Первичная — денежные средства выпускаются в оборот Центральным банком государства. При этом форма денег может быть как наличной, так и безналичной. К первичной эмиссии относятся такие операции ЦБ, как:

  • печатание банкнот (чеканка монет);
  • выдача кредитов коммерческим банкам;
  • приобретение иностранной валюты;
  • кредитование государства.

2. Вторичная — эмиссия осуществляется коммерческими банками, которые кредитуют всех остальных участников рынка. В пределах имеющихся у банка средств он может выдавать кредиты другим субъектам, используя для этого средства, полученные, например, от Центрального банка.

В зависимости от эмитента (то есть субъекта, который осуществляет выпуск денег), эмиссия делится на два типа:

  1. Бюджетная эмиссия денег — осуществляется государством, у которого чаще всего имеется монопольное право на выпуск наличных денежных средств.
  2. Кредитная эмиссия денег — осуществляется банками и состоит только из безналичной или вторичной эмиссии.

Основным фактором, который определяет необходимость эмиссии денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме), а также влияет на ее размеры, является потребность в оборотных средствах у организаций и предприятий. Целью эмиссии является удовлетворение именно этой потребности и своевременное обеспечение хозяйственных субъектов необходимыми денежными средствами. К другим эмиссионным факторам можно отнести:

  • рост производства, увеличение товарной массы и субъектов рыночной сферы;
  • снижение скорости денежного обращения;
  • рост цен, не зависящий от качества продаваемого продукта (товаров или услуг).

Точный порядок выпуска денежных средств в обращение зависит от конкретной страны и в разных государствах может заметно отличаться. Образцом можно считать системы наиболее развитых стран с рыночной экономикой: США, стран ЕС, Японии и т. д.

Помимо эмиссии денег, существует также , о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Главный документ государства — Конституция РФ — содержит в себе несколько положений относительно эмиссии в стране:

  • монопольное право на выпуск денег принадлежит Центральному банку РФ;
  • главное и единственно допустимое платежное средство на территории государства — российский рубль;
  • выпуск в обращение денег другой валюты или другим эмитентом запрещен;
  • на ЦБ РФ возложены обязанности не только по выпуску денежных знаков, но также и по их изъятию;
  • в форме эмиссии Центральный банк не ограничен — это могут быть как наличные, так и безналичные деньги.

В соответствии с законодательством, решение о выпуске денег в оборот, а также об их изъятии принимает Совет директоров Центрального банка. При выпуске рубля (единственного законного платежного средства) не устанавливается его соотношение с золотом или какими-то другими драгметаллами.

Для производства собственных наличных денег (в виде чеканки монет) в России существуют специальные монетные дворы:

  1. Московский монетный двор.
  2. Санкт-петербургский монетный двор.

Помимо чеканки государственных монет, они занимаются изготовлением орденов, медалей и других изделий из драгоценных металлов. Также в небольших количествах на этих дворах происходит чеканка монет для иностранных государств.

Печать денег (бумажных) в России происходит в специальных типографиях, которые могут обеспечить повышенный уровень защиты. Процесс изготовления денег (как печати банкнот, так и чеканки монет) является жестко регламентированным и находится под контролем Центробанка.

Что касается безналичных денег, то они выпускаются в виде кредитов, предоставляемых ЦБ РФ множеству коммерческих банков. В форме вторичной эмиссии эти банки также могут предоставлять кредиты другим субъектам хозяйственных отношений, увеличивая тем самым величину безналичного оборота страны.

Эмиссионная система Украины во многом схожа с российской. Первичным эмитентом денежных средств является Национальный банк Украины, который обладает монопольными правами на выпуск государственной денежной единицы — гривны. Кроме этого, НБУ также имеет исключительное право на изъятие денег из оборота.

Первичная эмиссия денежных средств осуществляется Нацбанком в безналичной форме — печать денег осуществляется только для покрытия этих ранее выпущенных безналичных средств. Для печати банкнот используется Банкнотно-монетный двор НБУ. Безналичная эмиссия может также осуществляться коммерческими банками (в виде кредитования других субъектов).

Можно выделить несколько факторов, которые на данном этапе развития экономики Украины негативно влияют на ее эмиссионную систему:

Все эти факторы приводят к необходимости осуществлять дополнительную эмиссию денежных средств, увеличивая, таким образом, общую денежную массу страны. Это приводит к обесцениванию национальной денежной единицы и появлению негативных тенденций в развитии экономики Украины.

В качестве итога можно отметить, что:

  1. Основной способ увеличения денежной массы в обороте государства — эмиссия денежных средств.
  2. Деньги в обращение могут выпускаться как в наличной, так и в безналичной форме.
  3. Приоритетной формой денежных расчетов во всех развитых странах является безналичная.
  4. Монопольное право на эмиссию наличных денег в России (банкнот, монет) принадлежит Центральному банку.
  5. Эмиссия денег на Украине не имеет существенных различий с аналогичным процессом в России — разница состоит только в установленной государством законной денежной единице.

И доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета . Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования печатного станка, это приводит к росту массы денег в обращении, а, следовательно, повышению уровня цен.  

Эта особенность денег имела место при золотом обращении , которое требовало накопления центральными (эмиссионными) банками золотого запаса , использовавшегося для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. В настоящее время такое назначение золотого запаса отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако он продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков , казне государства, правительственных валютных органах. Величина золотого запаса свидетель-  

Постепенно право выпуска банкноты было закреплено за одним крупным банком страны, который стал центральным (эмиссионным) банком и во многих странах принадлежал государству. Поэтому банкнота центрального банка превратилась в денежную единицу страны , свободно обращающуюся на всей территории и имеющую принудительный курс , установленный властью.  

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны-участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны-члены МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.  

В соответствии с организацией банковского дела банковская статистика включает наблюдение за деятельностью эмиссионного банка (ЦБ РФ), коммерческих банков и сводные данные по банковской системе в целом.  

В развитой экономике потребность в наличных деньгах связана в основном с необходимостью выплаты заработной платы , а также пенсий, пособий, стипендий и других трансфертов населению и оплатой ими текущих расходов . При этом наличные деньги совершают постоянный кругооборот. Они поступают в обращение из касс эмиссионного банка. С наступлением сроков выплаты заработной платы рабочим и служащим, пенсий и стипендий денежные средства предприятий , учреждений, организаций, хранящиеся на счетах в банках, превращаются в наличные деньги . Дальнейшее движение наличных денег происходит при покупке населением товаров и услуг. Деньги, поступившие в кассы торговых предприятий и организаций, оказывающих услуги населению , вновь возвращаются в кассы банков. Таким образом, величина наличноденежного оборота определяется в основном величиной доходов и расходов населения.  

Отмечая, что каждому государству в отдельности периодически приходится переживать трудности финансового и экономического характера, Столыпин предлагал для разрешения этих проблем создать Международный банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств Такой Международный банк, капитал которого бы состоял из собранных вкладов всех государств, мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности, связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть создан экономический совет, который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте, в состоянии был бы оказывать своим советом большую помощь отдельным государствам и предотвратить те экономические кризисы , которые неизбежны периодически то в одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве 1. Данный проект П.А. Сто-  

Различают банковский и валютный К. Банковский К. характеризуется тем, что банки производят между собой расчеты только на величину разницы между суммами платежей и поступления денег. Банковский К. представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через расчетные палаты . Валютный К. устанавливает порядок безналичных международных расчетов при внешнеторговых и других экономических связях между двумя или несколькими странами. Как правило, валютный К. осуществляется между государствами с целью погашения задолженности друг другу , вытекающей из внешнеторговых операций путем зачета взаимных требований (без уплаты золотом или перевода иностранной валюты). Расчеты между двумя странами производятся со специальных счетов, открываемых эмиссионными банками или другими специальными для этой цели учреждениями. КЛИРИНГОВАЯ ВАЛЮТА - это расчетные валютные единицы. В них ведутся счета в банках и производятся различные операции между странами, заключившими платежные соглашения клирингового типа (в рамках которых предусмотрено строгое балансирование - управление - взаимного товарооборота по стоимости). К. в. функционируют исключительно в безналичной форме - в виде бухгалтер-  

Наиболее крупной статьей пассивов FED являются банкноты FED, составляющие основную часть национального запаса наличных денег, и резервные депозиты на счетах в федеральных резервных банков. Статья прочих пассивов включает вклады Государственного казначейства США и официальные чековые счета центральных эмиссионных банков других стран. Активы FED превышают ее пассивы, и поэтому чистая стоимость капитала является величиной положительной.  

Официальные государственные ЛИКВИДНЫЕ СРЕДСТВА включают резервы центральных эмиссионных банков, казначейств и стабилизационных фондов , необходимые для своевременного погашения обязательств страны по ее зарубежным товарным и кредитным операциям . К ним относятся  

Мы можем схематически разделить всю последовательность событий и политических изменений по ходу эволюции эмиссионных банков вплоть до 1875 г. на четыре фазы. Первая из них явилась предварительным этапом , на протяжении которого банки лишь начали зарождаться, при этом, теоретически обладая свободой при образовании, хотя бы только потому, что до поры до времени они просто не бросались в глаза законодательной власти. На следующем этапе уже доминировала монополия, либо абсолютная, либо до некоторой степени ограниченная. Для третьей фазы стал характерным плюрализм и усиливающаяся, хотя и ни в коей мере не ставшая полной, свобода. Наконец, в четвертой фазе наблюдается возврат к ограничениям и монопольной власти либо в ее абсолютной форме, либо в рамках смешанной системы , с централизацией контроля.  

В период между 1826 и 1836 г. было образовано около сотни акционерных эмиссионных банков, причем около семидесяти из них были учреждены в последние три года этого периода. Именно этот факт использовался противниками свободной банковской системы для  

Глядя на Закон 1844 г. с сегодняшних позиций и, таким образом, зная о последующем развитии событий в банковской сфере , в частности, о процессах слияния в последней четверти XIX в., невозможно не заметить ненормальность того положения, в которое Закон поставил провинциальные эмиссионные банки. Поскольку им было запрещено приобретение, путем ли прямой покупки или в результате слияния, права эмиссии других эмиссионных банков, это приводило к консервации мелких банков даже в тех ситуациях, когда их объединение было экономически целесообразным. Так происходило потому, что прибыль в случае сохранения за собой эмиссионных прав могла перевешивать выгоды объединения в более крупный концерн. Во-вторых, те акционерные банки , что проводили эмиссионную деятельность, оставались вне лондонского рынка и, чтобы производить выплаты по своим  

Первые действия были предприняты королевской и дворянской знатью, которые, руководствуясь собственными фискальными нуждами, попытались начать банковские операции тогда, когда их время еще не пришло, - когда еще не созрели торговые условия для подобной деятельности. Соответственно, их успехи, по крайней мере, на поприще вексельной эмиссии, оказались весьма скромными. Первым в целом успешно функционировавшим эмиссионным банком стал Берлинский Королевский Банк - государственный банк , основанный Фридрихом Великим. [В 1765 г. Фридрих был не в состоянии изыскать частный капитал если бы это ему удалось, он основал бы частный акционерный банк .] Сомнительно, ЧТО даже ЭТОТ банк  

Однако этот этап относительной свободы подошел к концу в 1833 г., когда в политике произошел поворот на 180 градусов. Вышедший тогда закон поставил эмиссию всех банкнот на предъявителя в зависимость от разрешения правительства. Надо заметить, что этот закон, фактически оказавшийся запретом, был вызван не столько интересами привилегированного Королевского Банка, сколько стремлением расчистить дорогу для обращения государственных бумажных денег, которые, впервые появившись во время Наполеоновских Войн, теперь должны были расширить сферу своего влияния. Даже сам Королевский Банк был включен в запретительный список, и, таким образом, все три эмиссионных банка Пруссии были вынуждены прекратить выпуск своих банкнот. Этот рост ограничений на банковское дело фактически совпал с моментом, когда в результате изменений в промышленной технологии уже начал назревать неимоверной силы взрыв спроса на кредиты.  

Усугубленная возросшим спросом на капитал, проблема денежного обращения встала к тому времени со всей остротой. В обращении находилось лишь очень небольшое количество золота и, в отсутствие банкнот платежи должны были производиться серебром, которое было чрезвычайно тяжело носить с собой. Банкноты, таким образом, рассматривались в качестве чрезвычайно эффективного средства облегчить жизнь, и в условиях своей относительной нехватки они зачастую имели хождение по курсу выше номинала . В Пруссии началась кампания против подавления частной инициативы, и правительство было наводнено проектами по созданию частных эмиссионных банков, которые существовали бы параллельно с Королевским Банком. Правительство, однако, решительно возражало против этих предложений. Требования о разрешении частной инициативы были выражены в двух различных формах. Одна группа хотела всего лишь учреждения частного акционерного банка на месте уже существовавшего другие же жаждали гораздо большего и требовали никак не меньше, чем создания систем независимых, беспрепятственно учреждаемых, конкурирующих между собой банков.  

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен национальных валют этих стран на французский франк и евро, а также контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны франка. Страны -члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые - один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во французский франк , а теперь и в евро, по привязанному курсу через операционные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базируется на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк КФА (от французского La ommunaute Finan iers Afri aine, FA Африканское финансовое сообщество). Исключением являются Коморские острова, которые в 1981 г. ввели собственную валюту - коморский франк.  

Однако наиболее жестокий удар по конкуренции был нанесен год спустя, когда правительство, во исполнение знаменитого Закона 24-ого Жерминаля XI года (loi du 24 Germinal an XI), даровало Банку Франции исключительную привилегию на эмиссионную деятельность в Париже, распорядилось об изъятии к определенной дате банкнот банков, ранее обладавших правом на эмиссию, а также наложило запрет на создание эмиссионных банков в провинции за исключением случаев, согласованных правительством, которое закрепило за собой права не только на разрешение всякой эмиссионной деятельности, но и установление ее максимальных пределов. Предлогом для принятия такого решения стал незначительный финансовый кризис 1802 г., хотя тогда никто не предъявил свободно конкурирующим банкам никаких обвинений по этому поводу.  

Почти сразу вслед за отказом Банка Франции от попыток учреждения кредитных институтов вне Парижа наступил короткий период либерализации, в течение которого Правительство Реставрации санкционировало три проекта по созданию частных областных (departmental) эмиссионных банков. Ими стали созданные в 1817-1818 гг. банки Руана, Нанта и Бордо. Однако все они должны были действовать в рамках жестких ограничений , которые, по сути, сводили на нет попытки сколько-нибудь значительного расширения их деятельности. Они имели право выпуска банкнот только в тех городах, где располагались их штаб-квартиры , плюс еще в одном-двух городах, оговоренных в уставе. Они могли учитывать только те счета, что были выписаны к предъявлению в их местности, и к тому же сумма их пассивов не могла превышать объем металлических резервов более чем в три раза. Сведение деятельности банков к столь узким территориальным рамкам и наложение запрета на открытие филиалов и найм агентов почти лишило смысла заложенное в их названия слово "областной". Сфера их операций была несравнимо уже понятия "департамент", и на деле они оказались всего лишь мелкими банками местного масштаба.  

Мы проследили, как из политического кризиса 1848 г. Франция вышла с полностью централизованной, монопольной банковской системой и одним эмиссионным банком. Развитие промышленной революции во Франции после 1850 года весьма отчетливо обнаружило острую нехватку кредитных учреждений , причем не только в провинции, но и в самом Париже. Там, где не существовало институтов, предназначенных для обеспечения бумажного обращения, соответственно отсутствовал и депозитный банковский бизнес. Особенно силен был контраст с Англией, где провинциальные банкиры с их знанием местной жизни и связями, даже не оказывая никаких дополнительных услуг , по крайней мере, приучили осторожного провинциала к банковскому укладу жизни . Курсель-Сеней особенно подчеркивал практически полное отсутствие в сельских районах Франции какой бы то ни было возможности брать взаймы либо давать в долг, кроме как через местного нотариуса. Более того, он также отмечал ["La Banque Libre", 1867], что большую часть года в распоряжении фермеров были бездействующие остатки наличности, поскольку они получали выручку за проданный ими урожай и запасы продукции один раз в определенное время года, а затраты несли на гораздо более систематической основе и в течении относительно долгого временного промежутка. Эти остатки могли бы быть депонированы в местные банки, если бы такие существовали, и использованы для выдачи краткосрочных займов. В реальности же остатки просто копились, и накопленные таким образом сбережения лежали без дела.   ]


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты