12.06.2020

Размещение гко. Возможные операции с гко Первичное размещение гко осуществляется на каком аукционе


2.2. Государственные ценные бумаги

Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. Для привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Обращение ценных бумаг может быть ограниченным, тогда ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и обращаются государственные ценные бумаги, удостоверяющие о займе, в которых должником выступают государство, органы государственной власти и управления.

К государственным ценным бумагам относятся:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета;

Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые Правительством РФ с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат;

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), выпускаемые Правительством РФ для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физических и юридических лиц (первая выплата состоялась в мае 1995 г.);

Золотые сертификаты, выпускаемые Министерством финансов с 1993 г.

Кроме того, ценные бумаги подразделяются следующим образом:

1) по способности обращаться на фондовом рынке:

Рыночные ценные бумаги - могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО);

Нерыночные ценные бумаги - не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но, в отличие от рыночных ценных бумаг, не могут быть проданы владельцем третьему лицу;

2) по сроку обращения на фондовом рынке:

Краткосрочные - срок обращения до 1 года (ГКО, ОГЗС, золотые сертификаты);

Среднесрочные - срок обращения до 5 лет (ОФЗ, ОВВЗ - 1 и 3 года);

Долгосрочные - срок обращения свыше 5 лет (ОВВЗ - 15 лет);

3) по эмитентам:

Выпускаемые Правительством РФ;

Выпускаемые Министерством финансов РФ, агентом которого может выступать Центральный банк РФ;

4) по способу выплаты доходов:

Установление фиксированного процентного платежа (применяется в условиях стабильной экономики при отсутствии высокой инфляции);

Применение ступенчатой процентной ставки;

Использование плавающей ставки процентного дохода;

Индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

Реализация долговых обязательств со скидкой против их нарицательной цены;

Проведение выигрышных займов.

Размещение государственных ценных бумаг является одним из источников покрытия бюджетного дефицита. Государственные расходы практически всегда превышают доходы, поэтому, кроме традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние и внутренние займы. Государство в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

Государственные займы использовались в следующих целях:

Финансирование текущего бюджетного дефицита;

Погашение ранее размещенных займов;

Обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

Сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;

Финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

Поддержка социально значимых учреждений и организаций.

В СССР до 1990 г. использовались государственные облигации внутреннего выигрышного займа, которые размещались по подписке среди населения либо свободно распространялись за наличный расчет, со сроком до 20 лет.

С 1990 г. началось распространение государственных облигаций целевого беспроцентного займа сроком на 3 года. Их погашение осуществлялось дефицитными в то время товарами.

Для покрытия бюджетного дефицита в 1990 г. среди населения были распространены государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем дохода 5%. Была сделана попытка распространения казначейских обязательств среди юридических лиц (предприятий, организаций), которая не принесла желаемого результата, ибо государство до сих пор" не выполнило обязательств перед кредиторами. Целевой, так называемый товарный, заем принес бюджету значительную прибыль.

В 1990-е гг. были выпущены облигации государственного республиканского займа, которые в условиях высокой инфляции не нашли широкого распространения. В этот период были также выпущены:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

Облигации федерального займа с переменными купонами (ОФЗ-ПК);

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

Казначейские обязательства (КО);

Облигации внутреннего валютного займа;

Золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Первый аукцион по первичному размещению государственных краткосрочных облигаций (ГКО) состоялся в 1993 г. Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ, Постановление Верховного Совета РФ и Приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Основными участниками рынка ГКО являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Дилер и инвестор заключают договор на покупку или продажу облигаций, в котором указываются основные права и обязанности сторон по распоряжению ценными бумагами.

ГКО выпускаются в безналичном виде, их учет осуществляется по специальным лицевым счетам - счетам депо.

Каждому дилеру в депозитарии открывают два счета депо:

Счет А (на нем учитываются облигации, принадлежащие самому дилеру);

Счет В (суммарно учитываются все облигации, принадлежащие инвесторам, обслуживаемым данным дилером).

Кроме основных счетов А и В, в депозитарии дилеру открывают субсчета 1 операций на вторичном рынке. Каждый дилер один раз в неделю представит в Центральный банк России отчет по своему субдепозитарию.

Торговая сессия ГКО проводится на Московской межбанковской валютной бирже.

ГКО реализуются со скидкой с номинала. Цену устанавливают в процентах к номинальной стоимости. Доход инвестора складывается за счет разницы жду ценой номинала и ценой покупки. Первичное размещение ГКО осуществляется на аукционе. Дилеры подают собранные от всех желающих заявки приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество покупаемых ГКО. Эмитент, ориентируясь на суммарный спрос и объем выпуска, определяет цену отсечения. Заявки, поступающие по данной цене и выше, удовлетворяются, а заявки с более низкими ценами - нет.

На рынке ГКО ЦБ России выполняет функции агента Министерства финансов по обслуживанию выпуска облигаций, дилера и контролирующего органа.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - первые среднесрочные государственные ценные бумаги, появившиеся в Российской Федерации. Введены в обращение в июне 1995 г., выпускались сроком на 1 год 2 недели, поскольку, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной, необходим срок более года. Таким образом Министерство финансов пыталось удлинить сроки государственных заимствований. С августа 1997 г. Центральный банк приступил к продаже ОФЗ со сроком обращения более 4 лет. Введение ОФЗ стало возможным главным образом из-за падения уровня инфляции.

Владельцами ценных бумаг могут быть юридические и физические лица. Эмитентом является Министерство финансов РФ, которое утверждает периодичность выпусков; объем и срок каждого выпуска; тип облигаций (именные и на предъявителя); порядок и формы выплаты доходов и погашения; порядок признания выпуска состоявшимся; ограничения на потенциальных владельцев; номинальную стоимость облигаций; размер, периодичность и поря-I к выплаты процентов; количество выпусков облигаций.

На выпуск оформляют глобальный сертификат, фиксирующий все его условия. Первый экземпляр сертификата хранится в депозитарии, а второй - в Министерстве финансов. Все облигации учитывают при помощи записей по счетам депо в депозитариях и субдепозитариях.

Облигации федерального займа являются купонными, и доход по ним выплачивают один раз в квартал. Величину купонного дохода рассчитывают отдельно для каждого периода выплат и объявляют по первому купону, но не позднее чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по каждому купону исчисляют с даты выпуска облигаций до даты его выплаты и так вплоть до даты погашения облигации.

При заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки исчисляют сумму накопленного дохода - это отличительная черта среднесрочных облигаций. Сумму накопленного дохода рассчитывают как часть купонного дохода, пропорциональную времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделок с ОФЗ покупатель, помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки, должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

ОФЗ могут быть размещены как на первичном, так и на вторичном рынке в течение всего срока обращения облигаций для обеспечения более высокого предложения на них. Поскольку между ГКО и ОФЗ немало общего (механизм эмиссии, обращения и расчетов), рынки этих двух бумаг часто объединяют.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускают в документарной форме. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в 1995 г. для привлечения большого количества населения и имела исключительно низкую номинальную стоимость - 100 и 500 тыс. р.

ОГСЗ выпускаются в бумажной форме, срок их обращения - один год, эмитентом является Министерство финансов РФ. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачивают их номинальную стоимость и процентный доход по последнему купону. Погашение осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход, определяемый Министерством финансов на каждый купонный период, равняется последней официально объявленной купонной ставке по ОФЗ.

ОГСЗ размещают на закрытых конкурсах. Минимальная заявка на покупку облигаций составляет 10 млрд р. Конкурс выигрывают банк или финансовые организации, предложившие более высокую цену. При этом принять участие в конкурсах могут все коммерческие банки и финансовые организации, имеющие лицензию на право распространения облигаций.

При первом выпуске облигаций, включавшем 10 серий, Министерство финансов соблюдало все объявленные правила обращения ценных бумаг, что обусловило увеличение доверия населения к вложениям в ценные бумаги и повышение спроса на них. Так, объем заявок в последнем, десятом, аукционе в четыре раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена поднялась выше номинала, и для удовлетворения спроса Министерство финансов вынуждено было провести дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн р.

ОГСЗ успешно выполнили свои функции. Они стали неинфляционным методом покрытия бюджетного дефицита, мобилизуя излишки денежных средств населения и обеспечивая массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения средств.

Перед рассмотрением показателей доходности государственных ценных бумаг необходимо дать определения некоторых понятий.

Рыночная стоимость облигации - это средневзвешенная цена на первичном рынке или цена последней сделки на вторичных торгах за определенный лень.

Курс облигаций - покупная цена одной облигации в расчете на 100 денежных единиц номинала:

где Р k – курс облигации;

P рыночная цена;

N – номинальная цена облигации.

В мировой практике существуют показатели текущей и полной доходности ценных бумаг.

Показатель текущей доходности показывает текущие поступления за год относительно сделанных инвестиций:

где V c – текущая доходность облигаций;

Р – цена облигации;

J – сумма процентов.

Недостаток этого показателя состоит в том, что он не учитывает прибыль или убытки, полученные от разницы между текущей рыночной ценой облигации и ее стоимостью при погашении.

Показатель полной доходности применяют для измерения общей ценности облигаций для инвестора. В зависимости от способов начисления процентов используют два варианта исчисления этого показателя:

простая доходность к погашению:

(2.3)

где V ms – простая доходность к погашению;

T срок до погашения облигации.

Недостаток этого показателя заключается в том, что он не учитывает начисление сложных процентов;

эффективная доходность к погашению (учитывает сложные проценты). Для облигаций с периодической выплатой процентов (раз в год) и погашением ее номинала в конце срока эффективную доходность исчисляют по формулам

(2.4)

где Р – рыночная цена;

N – номинальная цена;

J объявленная годовая норма доходности по облигации;

N – срок от момента приобретения до момента выпуска облигации;

I – ставка помещения;

а n; i – коэффициент приведения годовой постоянной ренты;

Р k – курс акции.

Казначейские обязательства (КО) - вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди населения, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами.

Цель их выпуска состоит в безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т. п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускают в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Держатель счета депо может:

Погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета депо кредиторов;

Продавать КО юридическим или физическим лицам-резидентам;

Закладывать КО с целью получения кредитов;

Обменивать КО на налоговые освобождения;

Погашать КО с получением процентов.

Министерство финансов выпускает КО сериями. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, состоящий из семи разрядов. Первый разряд номера - буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают дату выпуска (день и месяц) и последние - порядковый номер выпущенной серии. Каждую серию оформляют глобальным сертификатом, составленным в двух экземплярах: один хранится в уполномоченном депозитарии, а второй - в Министерстве финансов России.

В сертификате фиксируются все параметры выпуска: объем; номинальная стоимость КО; дата выпуска; дата начала погашения; процентная ставка; ограничения на владельцев КО; максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности; срок обмена КО на налоговые освобождения; другие дополнительные данные.

Погашение КО осуществляет Министерство финансов путем перевода на счета последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов. Срок погашения КО - один год.

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) впервые выпущены в 1993 г. Их выпуск не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансовым дефицитом бюджета. Они являлись гарантией возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР с целью обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

Эмитентом облигаций выступило Министерство финансов РФ, валюта зай-ма - доллары США. Основным платежным агентом по выплате основного долею облигациям и процентов по купонам являлся ЦБ РФ. Доход по этим облигациям составлял 3% годовых. Номинал облигаций - 1,10 и 100 тыс. дол. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагался комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставлялся вместе с облигацией, подлежащей погашению. ОВВЗ - первые валютные облигации на российском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активам спросом из-за низкого доверия к любому виду государственных ценных бумаг.

Иностранные инвесторы были настроены более оптимистично, поскольку ОВВЗ имеют ряд положительных качеств:

Имеют бумажную форму выпуска;

Обладают высокой доходностью (значительно выше уровня доходности
н зарубежных фондовых рынках).

Однако существовали и отрицательные моменты:

Отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость;

Неустойчивое положение российской экономики.

Если изначально основными участниками торгов по ОВВЗ были отечественные компании, то к 1996 г. больше половины участников составляли иностранные финансовые учреждения, привлеченные высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина РФ. Поскольку рынок ОВВЗ является международным, на него влияют любые изменения экономической и политической конъюнктуры.

Золотые сертификаты выпускает Министерство финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Первичное размещение золотых сертификатов Минфин осуществлял через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать заявку в Министерство финансов и перечислить необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали золотые сертификаты юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за высокой номинальной стоимости. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, поэтому банкам разрешалось продавать их частями не менее одной сотой номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% от суммы эмиссии. Основными покупателями являлись крупные финансовые учреждения: банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного дохода, а также погашение золотого сертификата производились Министерством финансов в рублях по курсу ЦБ или золотом.

По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию ЦБ на совершение операций с драгоценными металлами.

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.

Предыдущая

5.2.1. Общая характеристика

Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочностью обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 000 руб., впоследствии их номинал был повышен до 1 млн. неденоминированных рублей. Инвестор получает доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Погашение этих ценных бумаг осуществляется по номиналу в безналичной форме путем перевода денежных средств на счета их владельцев. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Однако по чисто техническим причинам участие физических лиц на рынке ГКО затруднено. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации - дилеров. Дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании, в большинстве случаев не заинтересованы в работе со средствами частных лиц. Многие из них устанавливают ограничения на минимальный объем средств, при котором инвестору в банке-дилере открывается счет для проведения операций с ГКО. Обычно эта сумма по состоянию на начало 1997 г. составляла 300-500 млн. руб. ГКО выпускаются со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. На начальном этапе преобладали облигации с короткими сроками обращения - 3 и 6 месяцев. Впоследствии эмитент, которым является Министерство финансов РФ, несколько изменил структуру выпускаемых ГКО в направлении повышения доли облигаций с более длительными сроками обращения - 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 г. полностью был прекращен выпуск 3-месячных облигаций. На рынке остались в обращении 6- и 12-месячные ГКО. В связи с тем что ГКО выпускаются на краткосрочный период чередующимися сериями, у эмитента имеется реальная возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых. Рассмотрим механизм выпуска и погашения ГКО на примере 3-месячных облигаций.

Если серия 1 выпускается в январе со сроком обращения 3 месяца и объем выпуска составляет 5 млрд. руб., то в марте Минфин должен погасить эту серию, т.е. выплатить инвесторам сумму, равную объему размещения. Для того чтобы не изымать средства из обращения, в марте Минфин должен выпустить очередную серию ГКО и разместить ее по ценам, обеспечивающим получение суммы не ниже 5 млрд. руб. В связи с тем что облигации являются бескупонными, инвестор приобретает их по ценам ниже номинала. Поэтому при размещении данной серии объем выпуска по номиналу должен быть больше на величину дисконта, установленного при аукционной продаже этих облигаций.

Для того чтобы не изымать средства из государственного бюджета, Минфин РФ проводит регулярные эмиссии ГКО, за счет которых гасятся предыдущие выпуски. Благодаря такой политике краткосрочные заимствования превращаются в долгосрочные, так как у государства всегда имеется определенная сумма заимствования. В 1995 г. чистые бюджетные поступления от реализации ГКО за минусом расходов по погашению предыдущих выпусков составили 28 трлн. неденоминированных рублей, что позволило профинансировать более 50% дефицита федерального бюджета. В 1996 г. выручка от размещения ГКО достигла более 50 трлн. руб. На рисунке 5.2 представлена динамика объема государственных заимствований на рынке ГКО (долг) и чистая выручка от размещения ГКО за минусом затрат по погашению предыдущих серий.

В отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные средства, Минфин РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Полученной в результате размещения суммы не хватит, чтобы погасить предыдущий выпуск. В этом случае недостающая для погашения сумма берется из государственного бюджета.

5.2.2. Участники рынка ГКО

Основными субъектами рынка ГКО являются: Минфин РФ - эмитент ГКО, который определяет объем выпуска и формирует цену отсечения при первичном размещении облигаций на аукционе, а также средневзвешенную цену аукциона.

Центральный банк РФ - уполномоченный агент Минфина РФ по размещению ГКО. Центральный банк по поручению Минфина организует и проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие на вторичных аукционах, выставляя на продажу недоразмещенные выпуски, а также проводит операции на открытом рынке.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, заключивший договор с Центральным банком РФ по обслуживанию операций с ГКО. Дилер на рынке ГКО может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции брокера, т. е. заключать сделки от своего имени, но за счет и по поручению клиентов.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером и приобретающее облигации на основании заключенного с дилером договора. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии, В связи с тем что ГКО выпускаются в безналичной форме, учет облигаций ведется на счетах-депо в системе депозитариев. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головным депозитарием является организация, заключившая договор с Центральным банком РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их по счетам-депо на основании сделок купли-продажи, совершаемых дилерами. В качестве организаций, которые имеют возможность получить статус головного депозитария, могут быть инвестиционные институты, банки, биржи, клиринговая палата. В головном депозитарии счета депо открываются только на дилеров. Каждый дилер имеет два счета: счет «А» и счет «В». На счете «А» учитываются ГКО, принадлежащие дилеру, т. е. приобретенные им за свой счет и для себя. На счете «В» суммарно учитываются облигации, принадлежащие инвесторам, обслуживаемым дан-

ным дилером. Головной депозитарий не может быть дилером или инвестором.

Функции субдепозитария выполняет дилер, который ведет счета-депо по облигациям, принадлежащим ему, и облигациям, принадлежащим инвесторам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание. Каждый инвестор в субдепозитарии имеет только один счет. Инвестор может иметь несколько счетов, открывая их в различных субдепозитариях на основании договоров на обслуживание, заключаемых с различными дилерами. Инвестор имеет право переводить ГКО со своего счета из одного субдепозитария на свой счет в другой субдепозитарий. Это позволяет инвестору подобрать дилера, который наилучшим образом выполняет его поручения и обеспечивает наиболее качественное обслуживание.

В головном депозитарии, кроме счетов «А» и «В», Центральный банк имеет счет «Z», предназначенный для учета процедур размещения и погашения ГКО. При выпуске очередной серии ГКО Центральный банк зачисляет на свой счет весь выпуск облигаций. При погашении очередного выпуска Центральный банк дает поручение головному депозитарию на списание со счета «Z» погашаемых облигаций на весь объем их выпуска.

5.2.3. Первичное размещение ГКО

Размещение ГКО осуществляется на аукционах, проводимых Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ. Для организации первичного размещения и проведения вторичных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организует проведение торгов, осуществляет регистрацию сделок, обеспечивает составление расчетных документов по совершенным сделкам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Не позднее чем за 7 дней до проведения аукциона Центральный банк объявляет дату аукциона, объем выпуска по номиналу, размер лимита по неконкурентным заявкам, ограничения на потенциальных владельцев и другие параметры выпуска. На основе этой информации инвесторы подают заявки дилерам на приобретение ГКО. Дилеры обобщают поданные заявки и в день аукциона с 10 до 13 часов в месте проведения аукциона сдают две заявки на покупку облигаций. Одна из заявок подается дилером на приобретение ГКО от своего имени и за свой счет (заявка дилера) и содержит собственные предложения дилера на покупку. Другая заявка объединяет все предложения инвесторов на приобретение ГКО (заявка инвесторов). Она подается дилером на покупку облигаций за счет средств инвесторов.

Взаимодействие между субъектами рынка ГКО представлено на рисунке 5.3. Инвестор, владеющий свободными денежными средствами и желающий принять участие в аукционе по продаже ГКО, имеет возможность подать несколько заявок различным дилерам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание на рынке ГКО. Каждая из поданных заявок может содержать одно неконкретное предложение и неограниченное число конкурентных предложений.

В каждом конкурентном предложении потенциальный покупатель указывает цену, по которой он готов приобрести соответствующее число ГКО. Цена за одну облигацию указывается в процентах до сотых долей от номинальной стоимости ГКО. Подавая конкурентное предложение, инвестор определяет для себя предельную цену, по которой он готов приобрести ГКО и получить соответствующий доход при погашении облигации. Цена конкурентного предложения формируется под влиянием инфляционных ожиданий инвестора, уровня доходности операций на других сегментах финансового рынка, соотношения валютных курсов и других факторов. Однако ожидания инвестора могут не совпадать с позицией Минфина РФ. Если цена конкурентного предложения окажется ниже цены отсечения, устанавливаемой Минфином РФ по результатам обобщения поданных на аукционе заявок, то заявка с данным предложением не удовлетворяется.

Неконкурентное предложение не содержит четкого указания покупателя, по какой цене он готов купить облигации. В таком предложении указывается общее количество ГКО, которое готов приобрести покупатель на условиях средневзвешенной цены аукциона. Таким образом, покупатель, подавая заявку с неконкурентным предложением, соглашается с той ценой, которая сложится на аукционе по результатам торгов. Центральный банк РФ может установить предельное число облигаций, указываемых в неконкурентном предложении каждым покупателем.

Обычно этот лимит составляет 30% от общего объема заявок, поданных дилером. Покупатели об этом оповещаются заранее при публикации извещения об очередном аукционе по продаже ГКО.

Ввод заявок в Торговую систему осуществляется в следующем порядке. Перед началом аукциона дилеры переводят денежные средства со своих текущих счетов на «торговые» субсчета для оплаты приобретаемых на аукционе ГКО. На период проведения аукциона и расчетов по нему данный субсчет блокируется. Таким образом обеспечивается полная гарантия оплаты облигаций, приобретенных на аукционе согласно поданным заявкам.

Сумма средств, необходимая для удовлетворения конкурентных предложений, определяется по ценам этих предложений, а неконкурентных - по сумме, указанной в заявке. Рассчитанные таким образом суммы увеличиваются на комиссионные вознаграждения ММВБ. Для инвестора дополнительно учитывается комиссионное вознаграждение, уплачиваемое дилеру.

В 13 часов по московскому времени прием заявок от дилеров прекращается, и вся информация по данным заявкам передается в Министерство финансов РФ, которое определяет минимальную цену продажи ГКО (цену отсечения) и средневзвешенную цену аукциона. Среди конкурентных заявок удовлетворяются только те предложения, по которым указанная цена превышает цену отсечения. Предложения с ценой ниже цены отсечения не удовлетворяются.

Особенностью рынка ГКО является то, что заявки удовлетворяются по американской системе, т. е. покупатели приобретают облигации по ценам, указанным в заявках. Таким образом, покупатели получают облигации по разным ценам в отличие от «голландского аукциона», когда все заявки удовлетворяются по единой средневзвешенной цене, сложившейся в результате конкурентных торгов.

Американский метод проведения аукциона дает некоторые преимущества эмитенту. Во-первых, инвесторы несут ответственность более высокого уровня, так как при подаче заявки с конкурентным предложением уже определена цена облигаций. Во-вторых, уровень доходности, установленный по результатам такого аукциона, сравнительно ниже, чем при голландской системе, что ведет к снижению издержек по оплате государственного займа.

Центральный банк РФ играет активную роль на рынке ГКО. Ему предоставлено право при размещении выпуска приобретать ГКО на основании отдельного соглашения с Минфином РФ, а также осуществлять дополнительную продажу ГКО, не реализованных в процессе проведения аукциона.

Условиями выпуска ГКО установлено, что выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% предлагавшихся к выпуску облигаций.

5.2.4. Обращение ГКО на вторичном рынке

Рынок ГКО представляет собой четко организованную систему биржевой торговли. Внебиржевого рынка ГКО не существует, в результате этого инвесторы не могут напрямую продать облигации друг другу. Обращение облигаций на вторичном рынке происходит путем совершения сделок купли-продажи ГКО только через Торговую систему, которая создана в рамках ММВБ. Вторичные торги проводятся ежедневно, за исключением дней, когда проходит аукцион по первичному размещению ГКО.

Перед началом торгов Торговая система запрашивает у дилеров их намерения по купле-продаже облигаций. Для того чтобы эти намерения были подкреплены реальными активами, дилеры обязаны зарезервировать ГКО для продажи и денежные средства для покупки облигаций.

Дилеры-продавцы до начала торгов должны в депозитарии перевести с основных счетов «А» и «В» на торговые субсчета облигации, предназначенные для продажи. Таким образом формируется позиция дилера по ГКО в Торговой системе (позиция «депо»).

Каждый дилер имеет в Расчетной системе корреспондентский или текущий счет. Корреспондентские счета открываются дилерам-банкам, а текущие - дилерам, не являющимся банками. Дилеры-покупатели перед началом торгов обязаны перевести со своих корреспондентских (текущих) счетов денежные средства на «торговые» субсчета в Расчетной системе для проведения запланированных операций по покупке ГКО. В результате резервирования в Торговой системе открывается денежная позиция дилера.

Таким образом, перед началом торгов известны значения суммы денежных средств, зарезервированных для покупки облигаций, и количество облигаций каждой серии, которые предполагается продать в течение торговой сессии.

При проведении торгов дилеры-продавцы подают разовые заявки на продажу ГКО, а дилеры-покупатели - на приобретение облигаций. Все заявки являются конкурентными, т.е. с указанием цены. В момент подачи заявок на продажу Торговая система сверяет число облигаций, указанных в заявке на продажу, с их количеством, зарезервированным на торговом субсчете в депозитарии. При подаче заявок на покупку ГКО Торговая система проверяет наличие денежных средств на торговом субсчете дилера-покупателя в Расчетной системе. Ввод заявки на покупку осуществляется в том случае, если у дилера-покупателя зарезервировано достаточно средств на покупку указанных в заявке ГКО. Соответственно Торговая система принимает заявки на продажу только тогда, когда у дилера-продавца на торговом субсчете в депозитарии количество зарезервированных ГКО не меньше числа облигаций, указанных в заявке.

Таким образом, в Торговой системе аккумулируются все заявки на продажу и покупку облигаций. Сделки по купле-продаже заключаются путем удовлетворения заявок в соответствии с ценами продавца и покупателя. При поступлении заявок на приобретение ГКО Торговая система удовлетворяет их при наличии заявок на продажу облигаций с ценой, меньшей или равной, чем у поступившей заявки. Сделки фиксируются по цене заявок на продажу и осуществляются до тех пор, пока имеются заявки на продажу с ценами, удовлетворяющими требованиям покупателей, или пока не будет полностью удовлетворена заявка на покупку.

Если заявка на покупку не может быть удовлетворена вследствие того, что отсутствуют заявки на продажу с ценами, равными или меньшими, чем цена на покупку, то данная заявка ставится в очередь заявок на покупку. Заявки в очереди на покупку располагаются по мере уменьшения цены заявки. Если заявки имеют одинаковую цену, то в очередь они ставятся в зависимости от времени поступления заявок.

Аналогичным образом формируется очередь заявок на продажу, где заявки ранжируются по мере возрастания цены.

Общие правила удовлетворения заявок в Торговой системе можно сформулировать следующим образом:

Заявка, имеющая более выгодную цену, удовлетворяется раньше, чем заявка с менее выгодной ценой, независимо от времени подачи заявок;

Заявки, имеющие одинаковую цену, удовлетворяются в порядке их поступления, т.е. заявка, поданная по времени раньше, подлежит первоочередному удовлетворению;

Размер заявки не влияет на ее приоритет;

Сделка заключается всегда по цене заявки, стоящей в очереди первой;

Если заявка при заключении сделки может быть удовлетворена только частично, то неисполненная ее часть рассматривается в качестве отдельной заявки;

Заключение сделки не требует дополнительного согласия дилеров, подавших заявки.

При полном или частичном удовлетворении заявки, поданной на покупку, Торговая система увеличивает у покупателя значение позиции «депо», указанной в данной заявке, на число купленных в соответствии с заключенной сделкой облигаций.

При удовлетворении (полном или частичном) заявки, поданной на продажу ГКО, Торговая система увеличивает у продавца значение денежной позиции, указанной в заявке, на сумму денежных средств, полученных в соответствии с заключенной сделкой, за вычетом комиссионных вознаграждений.

По результатам торгов Торговая система составляет реестр сделок купли-продажи облигаций и производит расчеты по денежной позиции каждого дилера и по каждой позиции «депо». Результаты расчетов по денежным позициям дилеров передаются в Расчетную систему, которая списывает денежные средства с торговых субсчетов покупателей и зачисляет их на торговые счета продавцов. Одновременно Торговая система передает депозитарию расчеты по позициям «депо» каждого дилера, на основании чего депозитарий списывает облигации с торговых субсчетов дилеров-продавцов и зачисляет на счета дилеров-покупателей.

Размещение ГКО осуществляется Центральным банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона.

Первоначально, согласно Основным условиям выпуска ГКО аукционы по размещению ГКО проводились ежемесячно в третий Вторник каждого месяца. В последующем в график проведения аукционов вносились изменения. Начиная с декабря 1993 г. - 22 декабря состоялся первый аукцион по размещению первого выпуска 6 месячных облигаций - аукционы по размещению 3-х месячных облигаций стали проводиться в третий Вторник, а аукционы по размещению 6 месячных облигаций - на следующий день после проведения аукциона по размещению 3-х месячных облигаций. С июля 1994 г. началось реформирование графика проведения аукционов по ГКО: аукционы по 6 месячным ГКО стали проводиться независимом от аукционов по 3-х месячным ГКО - во вторую неделю каждого месяца. С августа 1994 г. в целях оптимизации потоков денежных средств, направляемых на аукционы, и более равномерного поступления выручки от аукционов аукционы по размещению 3-х месячных ГКО стали проводиться 2 раза в месяц - в первую и третью неделю месяца.

В октябре этого же года Министерство финансов РФ и Центральный банк России внедрили практику проведения аукционов по дополнительным траншам выпусков облигаций, уже находящихся в обращении. Практика доразмещения облигаций на вторичных торгах не только расширила возможности участия Банка России в операциях на вторичном рынке (ранее степень его участия определялась, как правило, объёмом приобретенных на нем облигаций) и усилила его регулирующие функции: он получил дополнительную возможность воздействовать на рынок путем варьирования объёма размещаемых облигаций в соответствии со складывающейся конъюнктурой и стабилизировать ценовые параметры, как аукционов, так и вторичного рынка, существенно ограничив ценовой диктат дилеров, ориентированных в своих действиях на проведение спекулятивных операций по схеме “аукцион - ближайшие вторичные торги”. Но главное - введение практики доразмещения облигаций на вторичных торгах позволило на новом качественном уровне, на постоянной основе, привлекать средства в бюджет. В 1997 г. на вторичных торгах было доразмещено облигаций на сумму 18,9 трлн. рубл., или 22,1трлн. рубл. по номиналу.

С введением реализации на вторичных тогах недоразмещенных на аукционах выпусков ГКО утратили былую значимость аукционы. Они перестали играть “роль некого конфронтационного поля, где сталкиваются интересы эмитента и инвесторов”, и часть этих отношений перетекла в рутинное русло регулярных вторичных торгов. Особенно это важно для эмитента. В связи с еженедельным графиком аукционов стала возможной оптимизация денежных потоков и отпала необходимость массированных аукционов, серьезно влиявших на конъюнктуру в других сегментах финансового рынка. Кроме того, в условиях плохо прогнозируемого или недостаточно высокого спроса снимается проблема

эмиссии выпуска, небольшого по объёмам и в следствии этого обладающего ограниченной ликвидностью, а просто увеличивается объём облигаций, находящихся в обращении. Опыт проведения аукционов по дополнительным траншам облигаций, уже находящихся в обращении, широко распространенный во всем мире, достаточно успешно используется и в России на рынке ГКО.

Не позднее, чем за 7 дней перед аукционом Банк России делает официальное объявление о размещении очередного выпуска и объявляет дату проведения аукциона. В объявлении указываются:

номер выпуска;

объем выпуска и его форма;

номинальная стоимость одной облигации;

дата погашения;

круг потенциальных покупателей;

максимальный размер неконкурентной заявки (для каждого дилера);

налогообложение доходов.

После аукциона Банк России делает официальный отчет по итогам аукциона содержащий

следующую информацию:

реквизиты выпуска;

дата и место проведения аукциона;

количество организаций, принявших участие в аукционе;

количество поданных заявок и общий денежный объем заявок;

диапазон цен в поданных заявках;

величина минимальной цены продажи облигаций;

количество удовлетворенных заявок и их процент к общему числу;

количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации;

доходность максимальная и средневзвешанная.

В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в торговую систему заявки. *

Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны:

код дилера и общий код инвесторов;

направление сделки;

количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций;

позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка.

Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см. раздел 3.3.4.3.).

Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании объема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций.

Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке рассчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешенную цену и комиссионное вознаграждение.

Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению инвестора - так называемая заявка инвестора.

Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени объявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешенную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее - средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок.

Средневзвешенная цена рассчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций.

Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене.

По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и рассчитывает окончательные позиции всех дилеров.

На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными лицами торговой системы, и передает их в соответствующие расчетные центры ОРЦБ или в депозитарий.

После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок хранятся в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России.

Первичное размещение ГКО на аукционе.

Процедура первичного размещения ГКО на аукционе показана на Рисунке 7.6 . Группы действий по указанной процедуре происходят строго в определœенное время. Заявки на покупку ГКО подаются на ММВБ Дилерами через Трейдеров в день проведения Аукциона с 10.00. до 13.00. Заявки бывают двух видов:

  • заявка на покупку от имени и за счет Дилера (заявка Дилера);
  • заявка на покупку от имени Дилера и за счет Инвесторов (заявка Инвестора).

Последняя заявка объединяет всœе поручения на покупку, поданные через Дилера его клиентами - Инвесторами.

Заявка может содержать любое количество конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение. В конкурентном предложении указывается сколько ГКО предполагается купить, и цена покупки. В неконкурентном предложении проставляется общая сумма, которую предполагается потратить на покупку ГКО по средневзвешенной цене аукциона. Цена на одну облигацию устанавливается в процентах от номинальной цены ГКО с точностью до сотых долей процента.

Рисунок 7.6. Процедура первичного размещения ГКО (Аукцион).

Правильность оформления заявки проверяется уполномоченным представитель Банка России и один экземпляр принятой заявки передается Трейдеру для ввода в Торгово-депозитарную систему. Ввод принятых заявок осуществляется Трейдером в последовательности, показанной в процедуре. Предложения из принятых заявок превышающие объем средств, зарезервированных Дилером для покупки ГКО, не вводятся в Торгово-депозитарную систему.

Представитель Банка России по окончании ввода заявок получает от Трейдера реестр введенных заявок и проверяет его. При наличии ошибок всœе заявки Трейдера снимаются и после исправления ошибок вводятся заново.

В 13.00 прием заявок и ввод их в систему прекращается и по итогам сбора заявок формируется их сводная ведомость. Вместе с извещением об окончании сбора заявок на аукционе она передается в Министерство финансов РФ.

Минфин РФ определяет минимальную цену продажи ГКО в пределах устанавливаемого объема выпуска и к 16.00 передает Банку России поручение на удовлетворение заявок. Банк России должен до 17.00 ввести в Торгово-депозитарную систему свою заявку на продажу всœего выпуска по минимальной цене.

Выручка от реализации размещаемого выпуска ГКО должна обеспечивать погашение ГКО предшествующего выпуска. При недостаточности выручки Банк России автоматически предоставляет Министерству финансов РФ кредит на покрытие кассовых разрывов. В его обеспечение одновременно с заявкой на продажу ГКО он вводит заявку с неконкурентным предложением на покупку недостающего объема ГКО.

Торгово-депозитарная система по поданным заявкам фиксирует сделки путем их непрерывного сопоставления. В случае, если цены конкурентных предложений больше или равны минимальной цене продажи, то эти предложения удовлетворяются по ценам, которые в них указаны. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных предложений.

По окончании торгов до 18.00 каждый Дилер получает у сотрудника Торгово-депозитарной системы выписки из реестра сделок. При наличии на выписке из реестра сделок на аукционе подписи уполномоченного сотрудника Дилера, ММВБ и Банка России, договор купли-продажи ГКО между Дилером и Министерством финансов РФ, действующим через Банк России, считается заключенным.

Процедура первичного размещения ГКО на аукционе показана на Рисунке 7.6 . Группы действий по указанной процедуре происходят строго в определенное время. Заявки на покупку ГКО подаются на ММВБ Дилерами через Трейдеров в день проведения Аукциона с 10.00. до 13.00. Заявки могут быть двух видов:

  • заявка на покупку от имени и за счет Дилера (заявка Дилера);
  • заявка на покупку от имени Дилера и за счет Инвесторов (заявка Инвестора).

Последняя заявка объединяет все поручения на покупку, поданные через Дилера его клиентами - Инвесторами.

Заявка может содержать любое количество конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение. В конкурентном предложении указывается сколько ГКО предполагается купить, и цена покупки. В неконкурентном предложении проставляется общая сумма, которую предполагается потратить на покупку ГКО по средневзвешенной цене аукциона. Цена на одну облигацию устанавливается в процентах от номинальной цены ГКО с точностью до сотых долей процента.

Рисунок 7.6 . Процедура первичного размещения ГКО (Аукцион).

Правильность оформления заявки проверяется уполномоченным представитель Банка России и один экземпляр принятой заявки передается Трейдеру для ввода в Торгово-депозитарную систему. Ввод принятых заявок осуществляется Трейдером в последовательности, показанной в процедуре. Предложения из принятых заявок превышающие объем средств, зарезервированных Дилером для покупки ГКО, не вводятся в Торгово-депозитарную систему.

Представитель Банка России по окончании ввода заявок получает от Трейдера реестр введенных заявок и проверяет его. При наличии ошибок все заявки Трейдера снимаются и после исправления ошибок вводятся заново.

В 13.00 прием заявок и ввод их в систему прекращается и по итогам сбора заявок формируется их сводная ведомость. Вместе с извещением об окончании сбора заявок на аукционе она передается в Министерство финансов РФ.

Минфин РФ определяет минимальную цену продажи ГКО в пределах устанавливаемого объема выпуска и к 16.00 передает Банку России поручение на удовлетворение заявок. Банк России должен до 17.00 ввести в Торгово-депозитарную систему свою заявку на продажу всего выпуска по минимальной цене.

Выручка от реализации размещаемого выпуска ГКО должна обеспечивать погашение ГКО предшествующего выпуска. При недостаточности выручки Банк России автоматически предоставляет Министерству финансов РФ кредит на покрытие кассовых разрывов. В его обеспечение одновременно с заявкой на продажу ГКО он вводит заявку с неконкурентным предложением на покупку недостающего объема ГКО.

Торгово-депозитарная система по поданным заявкам фиксирует сделки путем их непрерывного сопоставления. В случае, если цены конкурентных предложений больше или равны минимальной цене продажи, то эти предложения удовлетворяются по ценам, которые в них указаны. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных предложений.

По окончании торгов до 18.00 каждый Дилер получает у сотрудника Торгово-депозитарной системы выписки из реестра сделок. При наличии на выписке из реестра сделок на аукционе подписи уполномоченного сотрудника Дилера, ММВБ и Банка России, договор купли-продажи ГКО между Дилером и Министерством финансов РФ, действующим через Банк России, считается заключенным.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты