18.08.2020

Финансы онлайн. Финансовый справочник


В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 № 1499-1 (в ред. от 29.05.2002 № 57-ФЗ) созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхо­вания. Правовой базой функционирования указанных фондов яв­ляются Устав федерального Фонда обязательного медицинско­го страхования, утвержденного Постановлением Правительст­ва РФ от 29.07.98 № 857 и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением ВС РФ от 24.02.93 № 4543-1 (в ред. от 24.03.2001 № 33-ФЗ).
Деятельность названных фондов направлена на реализацию го­сударственной политики в области обязательного медицинско­го страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Прави­тельством РФ, а территориальные фонды образуются соответст­венно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования федерального и террито­риальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджет­ные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государ­ственной Думой.
Медицинское страхование осуществляетсяв форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соот­ветствии с которым последняя обязуется организовывать и фи­нансировать предоставление застрахованному контингенту ме­дицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхо­вания и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Зако­на Российской Федерации "О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации").
Договор медицинского страхования считается заключенным с мо­мента уплаты первого страхового взноса, если условиями дого­вора не установлено иное (там же).
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспе­чивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Страховыми медицинскими организациями выступают юриди­ческие лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицен­зии) на право заниматься такой деятельностью.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхова­ния выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские инсти­туты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право :

свободна выбирать медицинские учреждения для оказания ме­дицинской помощи и услуг по договорам медицинского стра­хования;
устанавливать размер страховых взносов по добровольному ме­дицинскому страхованию;
принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; у
предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учрежде­нию или медицинскому работнику на материальное возмеще­ние физического и морального ущерба, причиненного застра­хованному по их вине.
Страховаямедицинская организация обязана :
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказа­ние медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) (учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страхо­вании граждан РФ».)

Источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населе­ния, предусмотренного медицинским страхованием.

Основные задачи:

· обеспечение реализации Закона РФ «О медицинс­ком страховании граждан в Российской Федерации»;

· обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обя­зательного медицинского страхования;

· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинско­го страхования;

Основные функции:

· выравнивание условий деятельности территориаль­ных фондов обязательного медицинского страхова­ния по обеспечению финансирования программ обя­зательного медицинского страхования;

· финансирование целевых программ в рамках обя­зательного медицинского страхования;

· разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О меди­цинском страховании граждан в РФ»;

· финансово-кредитная деятельность для выполне­ния задач, предусмотренных Уставом Федераль­ного фонда ОМС;

· контроль над рациональным использованием фи­нансовых средств системы обязательного медицин­ского страхования.

Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог . Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы на­логообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Основную часть расходов ФОМС составляют расхо­ды на выравнивание финансовых условий территориаль­ных фондов обязательного медицинского страхования, ко­торым принадлежит основная роль в финансовом обеспе­чении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулиро­вание средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государствен­ной власти субъектов РФ для финансирования территори­альных программ обязательного медицинского страхования.

13 вопрос: Финансовое планирование

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Методы финансового планирования

  • Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
  • Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;
  • Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

Обычно при обобщённом финансовом прогнозировании в рыночной экономике учитываются.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Страховые медицинские организации наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право :

Свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

Устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

Принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

Предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана :

Заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

Заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.

Предыдущая

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования". Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
  1. финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
  2. обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан РФ"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  3. обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
  4. аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;
  5. финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
  1. части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
  2. ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  3. добровольных взносов юридических и физических лиц;
  4. доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  5. поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Направляются на:
  • Выплату з.платы; начисления на з.плату и прочие выплаты работникам мед.организаций, работающим в системе ОМС
  • На приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, личного инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
  • На оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в мед.организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в мед.организации).
  • На оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества
  • На арендную плату за пользованном имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников мед.страхования, установленного законодательством РФ
  • Прочие расходы
  • Приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу

Еще по теме 43. Характеристика фонда медицинского страхования:

  1. 2.2. Характеристика государственных,муниципальных финансов и страхования

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основными задачами Федерального фонда являются:

  • · финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
  • · обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • · аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:

  • 1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • 2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • 3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
  • 4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • 5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • 6) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • 7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • 8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • 10) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • 11) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • 12) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 13) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  • 14) участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 15) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  • · аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • · осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  • · проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • · выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • · совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  • · согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

  • 1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
  • 2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • 3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • 5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;
  • 6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в настоящем уставе.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

19 ноября 2010 Государственной Думой Российской Федерации был принят базовый закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Этот закон направлен на усиление гарантий застрахованных граждан на получение бесплатной медпомощи в пределах базовой и территориальных программ ОМС.

Застрахованные лица (работающие и неработающие граждане, иностранцы и лица без гражданства, беженцы) наделяются правами на бесплатное получение помощи в медорганизациях при наступлении страхового случая (на всей территории РФ - в объеме базовой программы ОМС, на территории региона, в котором выдан полис ОМС, в объеме территориальной программы ОМС).

Граждане также имеют право на ежегодный выбор и замену страховой организации, врача, на полис единого образца, не требующий замены при смене страховщика и действующий на всей территории всей РФ.

Предусматривается переход на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату помощи по полному тарифу, при этом тариф должен включать все статьи расходов, кроме расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Вводятся заявительный порядок участия в системе ОМС и равные условия для медорганизаций любой организационно-правовой формы, а также частнопрактикующих врачей.

В 2011-2012 годах в рамках программы модернизации здравоохранения осуществляются региональные программы и программы модернизации федеральных госучреждений здравоохранения. Финансирование региональных программ осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от страховых взносов на ОМС в размере 2%, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов.

Предусматривается установление соцплатежа за оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам - за счет средств Федерального фонда в размере одной тысячи рублей в год. С 1 мая 2011 года до введения на территории субъектов РФ универсальной электронной карты гражданина полис медстрахования будет выдаваться застрахованному в порядке, устанавливаемом правилами ОМС. Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу ОМС с 2013 года, а высокотехнологичная медпомощь - с 2015 года.

Второй законопроект вносит изменения в законодательство в связи с изменением организации управления системой ОМС и уточнением полномочий по финансовому обеспечению медпомощи в государственных и муниципальных клиниках за счет средств медстрахования.

Межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС предоставляются в форме субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС. В 2011 и 2012 годах финансовое обеспечение за счет бюджетных ассигнований в федеральных бюджетных учреждениях осуществляется в виде субсидий, при этом госучреждения регионов и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ ОМС не могут быть созданы в виде казенных учреждений. Минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медстрахование, должен составлять 60 миллионов рублей.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты