14.07.2020

Номер решения налогового органа о приостановлении счета. Проверка приостановления по счетам фнс


"Налоговая проверка", 2008, N 3

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

Блокирование счетов организации

Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

  • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке <1> принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

Если приостановление операций связано с взысканием платежей в бюджет, то прекращение расходных операций по счетам действует в пределах суммы, указанной в решении. В Письме Минфина России от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304 уточнено, что организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счетах в банке, в части превышения суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по ее счетам, по своему усмотрению. На практике налоговые органы обычно приостанавливают операции по всем счетам налогоплательщика, не учитывая это ограничение.

Непредставление налоговой декларации. Так как в ст. 76 НК РФ говорится о блокировании счетов в случае непредставления только налоговой декларации, финансисты в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324 разъяснили, что эта мера не применяется в случае непредставления организацией расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. ФАС МО в Постановлении от 12.03.2008 N КА-А40/1246-08 указал: из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случае непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

Для случая, когда сумма налога по налоговой декларации равна нулю, Налоговый кодекс не предусматривает возможности непредставления "нулевой" декларации. На необходимость представления такой декларации указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71: в силу ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Данной позицией руководствовался Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14.

Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

Налогоплательщик может в суде оспорить действия налоговиков. Например , в Постановлениях ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006 сказано, что основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке является непредставление либо несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Кодекс не предусматривает возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика за несоблюдение формы налоговой декларации. В то же время во избежание споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщикам перед заполнением налоговой декларации проверять, является ли ее форма действующей.

Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

  • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
  • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

  1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
  2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
  • в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, - это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. На основании этого в Письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172 разъяснено, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика исполняет поручение налогоплательщика по списанию денежных средств по оплате государственной пошлины с его счета и зачислению их в бюджетную систему в порядке календарной очередности поступления документов, относящихся к одной группе. Государственная пошлина, согласно п. 10 ст. 13 и п. 1 ст. 333.16 НК РФ, отнесена к федеральным сборам, поэтому ее уплата и уплата задолженности в бюджет по налогам, сборам, пеням, штрафам по инкассовому поручению осуществляется в порядке четвертой очереди с учетом календарной очередности поступления документов.

Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

  • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
  • возможность зачисления на счет денежных средств;
  • возможность расходования денежных средств со счета.

Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

В Письме Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497 разъяснено, что, например, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение, поэтому банк вправе открывать организации данные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам. В Письме Минфина России от 27.04.2007 N 03-02-07/1-208 сказано, что счета со средствами, принадлежащими третьим лицам, например целевое финансирование, не обладают признаками счета, определенными в ст. 11 НК РФ.

Из Письма Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225 следует, что если по решению налогового органа приостановлены операции по счету налогоплательщика в банке при наличии остатка денежных средств на нем, то банк не вправе закрыть этот счет, поскольку расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету. Аналогичная позиция высказана в Письме УМНС по г. Москве от 11.03.2004 N 11-14/16108, в котором уточнено, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Разблокирование счетов

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления - его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

  • решение суда;
  • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе <2> (далее - Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

  • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
  • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.
<2> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Изменение местонахождения организации. Возможна ситуация, когда организация в период действия решения о приостановлении операций по счетам изменила место своего нахождения и встала на налоговый учет по новому месту нахождения. В Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 сказано, что решение об отмене приостановления таких операций принимает налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. На практике такая ситуация вызывает массу проблем у организации.

Судебный порядок отмены решения о приостановлении операций. Налоговым кодексом не урегулирован порядок судебной отмены такого решения. Финансисты в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 указали, что согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Следовательно, с момента вступления в силу решения суда отменяется решение о приостановлении операций.

Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

Копия решения о разблокировании счетов. В Письмах Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 и от 30.03.2007 N 03-02-07/1-150 сказано, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, полученная банком от клиента на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке.

Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

В Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16 сказано, что поскольку НК РФ и Порядок направления в банк решения на бумажном носителе предусмотрена передача налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банк посредством вручения его представителю банка, такое решение при наличии соответствующей доверенности может быть вручено организации (ее представителю), операции по счетам в банке которой были приостановлены.

Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Акты и комментарии

30.01.2018

Среди вопросов, с которыми клиенты обращаются в юридические консультации, особое место занимают жалобы на приостановление налоговыми инспекциями операций по банковским счетам. С приходом и углублением кризиса количество подобных случаев только увеличилось. Наша новая статья расскажет читателям о том, как и почему фискальные органы могут «заблокировать» счёт и каким образом плательщику налогов избежать подобной ситуации.

Порядок прекращения транзакций и движения средств по счетам регламентируется ст.76 НК РФ. Решение о приостановке (или в просторечии «блокировке») счета принимается территориальной инспекцией, а точнее её руководителями.

Многие граждане считают, что приостановление приводит к полной «заморозке» счёта и прекращению всех и всяческих операций по нему, но это далеко не так. Во-первых, транзакции не проходят только в границах обязательного платежа, указанного в Решении. Далее, не приостанавливаются расчёты по исполнительным листам и судебным приказам в счет компенсации вреда жизни, здоровью, алиментарным обязательствам, по выплатам, увольняющимся работниками, владельцам интеллектуальной собственности и зарплате. Ну и наконец, не могут быть «заблокированы» перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Закон знает только три причины для приостановления операций по счетам. Рассмотрим их более подробно.

Прекращение операций, как способ для обеспечения уплаты налогов

Обычно ИФНС «блокирует» счета для того, чтобы обеспечить взыскание доначисленного налога. Причем, чаще всего, речь идет о задолженности в несколько миллионов и выше. Доначислив платежи, инспекция тут же приостанавливает операции по счету компании, направив для этого Решение в банк. Снять ограничения можно двумя способами: заплатить налоги или отменить решение в вышестоящем органе или суде.

При этом многие субъекты хозяйственной деятельности почему-то уверены, что если они добьются в арбитраже снижения штрафов и налогов, то ИФНС обязана отменить решение о приостановлении операций. Это не далеко так. Закон не увязывает отмену приостановления с вынесенным судебным актом, снизившим размер задолженности по налогам.

Например, компания добилась уменьшения доначисленных налогов в судебном порядке. Однако фискальные органы тут же обжаловали решение суда в апелляции и одновременно (!) заблокировали расчетные счета налогоплательщика. Апелляционная инстанция оставила судебный акт в силе и только кассация отменила его, признав правоту налоговой инспекции. Все это время счет был заблокирован. (АС Удмуртской Республики дело №А71-17342/2016). И лишь получив постановление кассационной инстанции ИФНС сняла все ограничения.

Таким образом, приостановление операций не зависит от того факта, снизил арбитраж размер взыскания или оставил в силе решение ИФНС. В этом случае обращение в суд имеет смысл только тогда, когда он в принципе признает действия ИФНС незаконными и разблокирует счета.

Непредставление деклараций, как основание для приостановки операций

Это очень распространенное нарушение. Кодекс однозначно позволяет фискальным органам «блокировать» счета, когда субъект хозяйственной деятельности не подает декларацию в установленные законом сроки. Суды же, как правило, поддерживают «налоговиков» в этом вопросе (АС Кемеровской области Дело №А27-23305/2016).

В тоже время, зачастую, налоговые органы приостанавливают операции по счетам в результате откровенно слабого взаимодействия между территориальными ИФНС. Слишком часто в государственной налоговой системе меняются и обновляются различные базы и происходят сбои в программе. В результате это приводит к тому, что налогоплательщики - физлица получают по два (а то и три ИНН), а ИП с удивлением узнают о «налоговых нарушениях», которые они никогда не совершали. Как правило, это связано с предпринимателями, сменившими место жительства.

Человек подает декларацию по адресу своего проживания, а налоговый орган по месту его бывшей регистрации, не дождавшись отчетности приостанавливает операции по счету (АС Московской области Дело №А41-34968/15). Здесь имеется абсолютная вина инспекции и арбитраж всегда признаёт подобные решения незаконными.

Нарушение порядка электронного документооборота

Это нарушение также довольно часто встречается в последнее время. Государство активно переводит взаимодействие между налогоплательщиками и госорганами в сферу цифровых технологий. Так, с 2015 года все субъекты хозяйственной деятельности, сдающие отчетность в электронной форме, обязаны подтверждать получение уведомлений и требований из ИФНС, направлением ей квитанций. Эта квитанция также направляется в электронной форме через оператора электронного документооборота. Закон устанавливает и срок для ее отправки: 6 дней с момента получения уведомления/требования из фискального органа. Вроде ничего сложного. Однако направляют их живые люди, а не роботы. А людям свойственно ошибаться и забывать. Поэтому, зафиксировав неполучение квитанции, инспекция имеет право заблокировать операции по счету. Чаще всего до этого не доходит. Специалист ИФНС просто дозванивается до налогоплательщика и тот, спохватившись, отправляет подтверждение. Если же этого не происходит, то налоговая служба приостанавливает операции. И когда подобное дело доходит до суда, то арбитраж всегда встаёт на сторону фискального органа (АС Свердловской области. Дело №А60-10890/2017).

Состав правонарушения в этом случае имеет формальный характер и не требует дополнительных доказательств.

Обеспечительные меры по результатам выездной проверки

Собственно говоря, это даже не повод для «блокировки» счета, а скорее результат своеобразного анализа ИФНС по итогам выезда в офис компании. «Налоговики» приезжают по месту нахождения фирмы, проверяют документы и приходят к однозначному для них выводу, что юрлицо «создает условия для банкротства», а также делает невозможным взыскание пени, штрафов и обязательных платежей.

Поэтому они в первую очередь запрещают отчуждение, а также передачу в залог имущества собственника, ну и дополнительно «блокируют» счета компании. В этом случае приостановление операций идёт, как говорится, «в нагрузку» к основному запрету, когда стоимости имущества явно не хватает для погашения недоимки.

Однако на практике фискальным органам очень сложно сформулировать и предъявить суду или налогоплательщику конкретные основания для применения вышеуказанных мер. Если организация имеет большие обороты, активы, а также реальную собственность, то действия ИФНС зачастую выглядят неправомерными. Поэтому количество подобных дел в последние два-три года резко уменьшилось, а суды, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (АС Кемеровской области Дело №А27-23458/2015).

Приостановление транзакций по счету и нарушения со стороны кредитных организаций

Банки являются непосредственными участниками процесса «блокировки» счетов. Ведь все расчетные счета находятся в кредитных организациях, которые осуществляют их обслуживание. Фискальные органы направляют решения о приостановлении операций в банки, а последние, в свою очередь, обязаны его исполнить. Более того, закон (ст.132 НК РФ) грозит финансистам санкциями, если они откроют новый счет налогоплательщику, когда по его уже действующим счетам приостановлены все операции. Кредитная организация может проверить факт «блокировки» по системе «БАНКИНФОРМ», где содержатся все нужные сведения. За нарушение данных требований налоговая инспекция не задумываясь штрафует банки, а суды, как правило, оставляют в силе решение ИФНС (АС Ульяновской области Дело №А72-1801/2017).

Впрочем, в последние годы количество подобных нарушений резко возросло. По-видимому, в борьбе за клиента, сотрудники кредитных организаций «закрывают глаза» на подобные «мелочи», да и санкция статьи, скажем честно, слишком мала для богатого финансового учреждения.

Как «разблокировать» счета?

Здесь, на самом деле, не так много вариантов. Первый из них - заплатить все налоги, пени и штрафы, направить в ИФНС декларации или электронную квитанцию. Иными словами, убрать причину, послужившую основанием для приостановления операций по счетам.

Второй вариант связан с обжалованием решения фискальных органов в суде. Если субъект хозяйственной деятельности уверен в своей правоте, то вполне возможно он сможет доказать ее в вышестоящем налоговом органе или в арбитраже и отменить решение территориальной ИФНС.

Краткие выводы

Итак, приостановление операций по счету - это обычная мера для обеспечения надлежащего поведения со стороны налогоплательщика. Ее главная функция - побудить юрлицо или предпринимателя выполнить определенные действия: заплатить налоги, сдать декларации или направить электронную квитанцию. И нельзя сказать, что территориальные органы применяют ее сплошь и рядом. Как правило, ИФНС приостанавливает движение по счетам, когда размер задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей исчисляется миллионами рублей, либо организация долгое время не направляет деклараций или не отвечает на запросы.

Тем не менее, даже кратковременная «блокировка» счета может привести к фатальным последствиям для компании. Поэтому при возникновении подобных ситуаций мы советуем незамедлительно обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут разрешить эту проблему.

Блокировка счета – так «в миру» принято называть приостановление операций по счету налогоплательщика. Это широко практикуемый налоговиками способ обеспечения выполнения обязательств, который применяется к компаниям и ИП.

Блокировка банковского счета – это весьма неприятное событие, поскольку вся деятельность организации, которой «заморозили» счета, становится практически парализованной: невозможно осуществлять никакие расходные операции, то есть рассчитываться с партнерами, а все это может стать причиной немалых убытков.

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией означает, что юридическое лицо или предприниматель не смогут проводить по нему расходные операции: со счета нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. Более того, если налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счетам, то банк не вправе открыть этой компании не только новые счета, но и вклады либо депозиты. Причем не только тот банк, где обслуживается клиент, но и любой другой.

«Заблокировали счет ООО – что делать?» – как показывает наша практика, с таким вопросом в своей работе сталкивалась практически каждая компания. Причины блокировки счета и методику отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика рассмотрим в этой статье.

Причины блокировки счета

Основания для блокировки счета налоговой инспекцией перечислены в статье 76 Налогового кодекса РФ.

Блокировка за неуплату налогов

Если компания не исполнила требование инспекции об уплате налогов, пеней, штрафов в течение 8 рабочих дней после его получения, выносится решение о приостановлении операций. Причем не раньше, чем вынесено решение о взыскании. При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам .

Средства на счетах, которые превышают сумму задолженности, компания вправе использовать по своему усмотрению.

Блокировка за несдачу налоговых деклараций

Решение о приостановлении операций из-за несвоевременной подачи налоговой декларации может быть принято не раньше, чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет.

При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет, т.е. ИФНС вправе заблокировать все деньги на счетах , и компания не сможет осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем.

Блокировка за несоблюдение правил электронного документооборота

Если организации и ИП, которые должны сдавать отчетность в электронном виде (например, организации, являющиеся плательщиками НДС, обязаны сдавать декларацию по данному налогу в электронном виде), в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечили электронный документооборот с ИФНС, то налоговая имеет право заблокировать расчетный счет.

Блокировка за не подтверждение приема документов от налоговой в электронном виде

Организации и ИП должны подтверждать прием трех видов электронных документов, направленных ИФНС: требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов происходит путем отправки в ИФНС электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию необходимо в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Если в отведенный срок юрлицо или предприниматель не подтвердит прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет.

Блокировка за несдачу 6-НДФЛ

Если налоговый агент не представил в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного им НДФЛ по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока его сдачи, то ИФНС также вправе заблокировать расчетный счет.

Помимо оснований, перечисленных в статье 76 НК РФ, блокировка счета также возможна, если ИФНС располагает сведениями о том, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка по результатам выездной проверки (как обеспечительная мера к противодействию сокрытия имущества)

Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия. После этого инспекция может заблокировать деньги на счетах в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества.

Блокировка за несдачу расчета по страховым взносам

С 30 августа 2018 года вступил в силу закон о блокировке счетов от 29.07.2018 № 232-ФЗ , благодаря которому у налоговиков появилось новое основание для приостановления операций по расчетному счету. Теперь счета будут блокировать за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам, если налоговая его не получит в течение 10 дней после окончания срока подачи расчета.

Ограничения для блокировки

Несмотря на то, что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Дело в том, что блокировка счета не распространяется на :

  1. Платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Это значит, что даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов и взносов в фонды, а банк обязан эти поручения исполнить.
  2. Платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Согласно ГК РФ, платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:
  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.

Таким образом, взыскание налогов по требованию ИФНС относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно, даже если действует приостановление по счету.

Как блокируют счет

Блокировка счета в банке действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций по счетам и до момента его отмены. Такое решение принимает руководитель или заместитель руководителя ИФНС, а форма решения о приостановлении операций на счетах утверждена приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме, а его копия вручается представителю компании под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им копии решения, в срок не позднее дня, следующего за днем его принятия.

Блокировка расчетного счета банком означает прекращение расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.

ИФНС может вынести несколько таких решений, и тогда банк заблокирует счет на общую сумму, указанную в них.

Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении (пересчет – по курсу Центробанка РФ на дату начала действия приостановления операций по валютному счету).

Банк, получив из налоговой инспекции решение о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если ИФНС блокирует счет неправомерно. Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования ИФНС о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий), подтверждающих факт взыскания задолженности.

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, формы 6-НДФЛ, а также Расчета по страховым взносам, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым решением в срок не позднее одного дня после представления декларации (расчета).

При блокировке за нарушение правил электронного документооборота с инспекцией решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию.

Если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки, решение об отмене блокировки принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на блокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении о блокировке, компания вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление можно составить в свободной форме, главное – указать в нем номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности и номера счетов, которые следует разблокировать. К заявлению надо приложить справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

Решение о разблокировке расчетного счета, так же, как и о его блокировке, отправляется налоговой инспекцией в банк в электронной форме в срок не позднее, чем на следующий день после принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета налоговой инспекцией: как об этом узнать?

Проверить блокировку расчетного счета своей компании или контрагента можно при помощи специального сервиса «Запрос о действующих решениях о приостановлении» на сайте ФНС России nalog.ru. Для проверки достаточно ввести только ИНН и БИК банка. Подать такой запрос может любой желающий. В ответном электронном письме будет содержаться дата блокировки; период и сумма задолженности; ссылка на требование о взыскании или блокировке счета.

Незаконное приостановление операций по счетам в банке

Несмотря на то, что в НК РФ четко названы случаи, когда блокируется счет, зачастую налоговики выносят решение о приостановлении операций по иным основаниям. Рассмотрим самые распространенные случаи незаконной блокировки (они остаются актуальными и в 2019 году):

  • Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности. Расчетный счет может быть заблокирован только в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации. Если организация опоздала с бухгалтерской отчетностью, оснований для приостановления операций не возникает. Об этом сказано в письме Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590.
  • Несвоевременная сдача налоговой отчетности по итогам отчетного периода (расчета авансового платежа). Такой благоприятный вывод впервые сделала ФНС России в письме от 11.12.14 № ЕД-4-15/25663, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
  • Ошибка в налоговой отчетности либо указание неверных реквизитов при перечислении платежей в бюджет – если такая неточность не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неверный КПП) и не повлекла неперечисление суммы налога в бюджет (например, неверные ОКТМО или КБК).
  • Неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора ТКС (т.к. датой представления отчетности является дата ее отправки). См., например, постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10).
  • Связь с «однодневками». Блокировка на основании подозрения инспекции о том, что компания работает с «однодневкой». Решение ИФНС о блокировке счета на основании своего подозрения, что налогоплательщик работает с компаниями-однодневками, – не предусмотрена НК РФ, и суды в таких спорах встают на сторону компаний (см., например, постановление ФАС МО от 09.11.2009 № А40-88727/08-87-440).

Если инспекция вынесла решение о приостановке операций по счетам неправомерно, его можно оспорить в вышестоящем налоговом органе или суде и наказать инспекцию за весь период незаконной блокировки. Что для этого делать – читайте ниже.

Как наказать ИФНС за незаконную блокировку

Незаконную блокировку счета можно обжаловать. Проще всего попробовать решить вопрос на уровне своей инспекции, обратившись с жалобой к руководителю ИФНС или его заместителям. Если это не поможет, то можно подать жалобу в УФНС своего региона, а затем и в суд.

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.

Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом.

Сумма процентов, причитающихся организации, рассчитывается по формуле:

Проценты = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней незаконной блокировки × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) / Количество календарных дней в году

Арбитражная практика по блокировке счетов

ФНС в последнее время очень строго следит за тем, чтобы инспекции поумерили свой пыл в вопросах блокировки (т.к. в случае незаконной блокировки страдает бюджет). Между тем до сих пор встречаются достаточно интересные споры, связанные с блокировкой.

Подписание декларации неуполномоченным лицом . Инспекция опрашивала руководителя компания - однодневки, который говорил, что не подписывал декларации фирмы. Отсюда ИФНС сделала вывод: декларации подписаны неуполномоченным лицом, то есть не подписаны, то есть не сданы. И на основании п. 3 ст. 76 НК РФ заблокировала счет. Суд решения инспекции отменил, поскольку руководитель внесен в ЕГРЮЛ, опрошенный не указал конкретную декларацию, компания признает отчетность и т. п. (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.03.14 № Ф09-1036/14).

Блокировка за несдачу несуществующей декларации . ИФНС может потребовать стандартные декларации (НДС, прибыль) от налогоплательщика, работающего только на ЕНВД, или декларацию по налогу на имущество от того, у кого нет облагаемых активов. Если декларация не сдана, то инспекция блокирует счет, но проигрывает суд. Хотите узнать подробности дела – изучите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.13 № А17-2944/2012.

Блокировка при наличии имущества . Если налогоплательщик предоставляет гарантии уплаты налогов или имеет имущество, нужное для погашения, инспекция блокировать счет не вправе. Типовой пример: инспекция блокирует счет, хотя налоговый долг меньше общей стоимости имущества, которое может быть направлено на уплату налогов – суд на стороне компании (см. постановление ФАС Московского округа от 04.05.12 № А40-102291/11-20-428).

Бюрократические ошибки ИФНС . Случается, что инспекторы блокируют счет, хотя не отправили требования об уплате налогов, то есть пропустили один из этапов взыскания. Суд признает такую блокировку незаконной. Пример – постановление АС Уральского округа от 28.01.15 № Ф09-9313/14.

Заказать услугу

Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ
по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

Не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

Требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

Уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

Государственной пошлины;

Налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;

Налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;

Страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

Страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

Для оплаты банковской комиссии;

По платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;

По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;

По оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

Допускается приостановление операций и переводов:

По счетам ликвидируемой организации;

По счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;

По банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

Ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;

Ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;

О приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой - третьей очередям и поименованных в абзацах втором - четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

Приостановление операций по счету - прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

- в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

- в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации .

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей , являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

- платежей , очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

- операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика . Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ (СОБАКА, БЛЕАТЬ, КРЕАТИВЩЕКИ, ЙОПТ )


При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

- для решения, направленного в банк заказным письмом , - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка , - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета . Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки , понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Банк не вправе, получив решение, открывать соответствующему клиенту другой счет . Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету.

Под "счетами" понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты