26.03.2020

Как договориться с налоговой при выездной проверке. Как на практике проходят выездные и камеральные налоговые проверки


Кадр оперативной съемки

Выездная налоговая проверка - это забота не только руководства компании и ее бухгалтерии, но и юристов, которые играют в этом далеко не последнюю роль. Эксперты рассказали, как определить риск проведения проверки, почему собирать доказательства осмотрительности при выборе контрагента надо заранее, и какие методы давления - законные и не очень - использует налоговая при допросах. Их процедура регламентирована не так подробно, как в уголовном процессе, но у допрашиваемых есть права, о которых необходимо помнить. Также вы узнаете, какие нарушения могут стать поводом отменить доначисления.

1. Как работает налоговая инспекция по выездным налоговым проверкам?

В последние годы проверяют все меньше, а доначисляют все больше. По данным ФНС, число выездных налоговых проверок в 2016 году снизилось на 15%, а в результате в бюджет поступило 173 млрд рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году. Добиться таких результатов удалось в том числе благодаря предварительному анализу: в план выездных проверок попадают компании с наибольшей возможной суммой реальных доначислений. А перед тем, как выезжать на проверку (это недешевое удовольствие для бюджета), налогоплательщику могут предложить доплатить «миром»

Всего в бюджеты всех уровней в 2016-м удалось принудительно взыскать почти 770 млрд руб. - это на 14% больше, чем в 2015-м, рапортовал замруководителя ФНС Даниил Егоров . Ведомство все эффективнее защищает права бюджета в судах: в 2017 году в его пользу разрешились дела на 82% всех доначислений, сообщал замруководителя ФНС Сергей Аракелов . При этом если брать количество дел, то окажется, что ФНС победила примерно в половине, уточняет юрист департамента налогового и юридического консультирования в России и СНГ Александр Гринько . Чем больше сумма претензий в деле, тем больше стараются инспекторы, объясняет он. С одной стороны, налоговые органы стали работать лучше, признает Галина Акчурина, партнер , директор департамента налоговых споров . Но, с другой стороны, продолжает она, судебный контроль за чиновниками стал менее тщательным. На недостатки в их доказательствах суды нередко смотрят сквозь пальцы, говорит Акчурина.

2. Как определить риск проведения выездной проверки?

Риск можно оценить самостоятельно на основании критериев, разработанных Федеральной налоговой службой. Например, она считает подозрительным, когда фирма уплачивает в среднем меньше налогов, чем ее конкуренты в этой же сфере, отчитывается об убытках на протяжении нескольких периодов подряд, имеет значительные налоговые вычеты и так далее (ст. 4 ). При этом налоговый орган оценивает возможность или факт получения необоснованной налоговой выгоды, уточняется в приказе.

Однако изложенные в нем подходы базовые, а поводы для проверки сейчас могут быть и другие - например, налоговый орган увидел схему «дробления» бизнеса, делится адвокат налоговой практики Семен Дергачев . Предвестником проверки может служить расширенное требование о предоставлении документов за периоды, которые ранее не проверялись, добавляет Гринько. Надо следить и за контрагентами - не попал ли кто-то из них в поле зрения ИФНС как недобросовестный.

3. Что можно сделать до проверки, чтобы она прошла успешно?

Разумеется, нужно вести документацию в соответствии с законом о бухучете и требованиями других норм. Особое внимание следует уделить бумагам, которые связаны с налоговыми льготами, ведь это одно из оснований налоговой проверки, напоминает управляющий партнер бюро Роман Терехин . Он советует заранее собирать доказательства должной осмотрительности при выборе контрагента, потому что «ни налоговики, ни суд на слово потом не поверят». Терехин рекомендует сохранять страницы сайтов контрагентов и их коммерческие предложения, журналы пропусков в офис, переписку с должностными лицами и копии паспортов руководителей. «В идеале - проводить конкурс по выбору контрагента на основе локальных нормативных актов», - говорит Терехин.

Компания должна проверить сама себя, правильно ли она исчислила обязательные платежи. Практика по налоговым спорам постоянно меняется, а в судах во многом преобладает пробюджетный подход, предупреждает Акчурина. Если до проверки исправить свои ошибки и подать уточненные декларации, это позволит избежать штрафов (от 20% до 40% от неуплаченной суммы) и дополнительных пеней, говорит Акчурина. Она обращает внимание на то, что с 1 октября 2017 года размер пени повышается. При просрочке уплаты налога более чем на 30 дней он составит не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (п. 4 ст. 75 НК).

4. Как правильно вести себя при обмене документами с налоговиками?

Действовать нужно строго по закону. Надо требовать у проверяющих оформлять все просьбы на бумаге, а в ответах подробно указывать перечень приложений, говорит Терехин. Описи станут доказательством, что документы не нужно предоставлять повторно - даже в рамках других мероприятий, отмечает Акчурина. Терехин также рекомендует фиксировать нарушение сроков проверки - чтобы было на что ссылаться, если истечет время на взыскание недоимки.

По словам Дергачева, налоговики могут запросить документы, которые имеют очень отдаленное отношение к расчету налогов, например, копии трудовых книжек или табели учета рабочего времени. Здесь Дергачев советует попробовать узнать, зачем нужны такие бумаги и строить позицию исходя из ответа. Кроме того, инспекция может потребовать, чтобы налогоплательщик сам составил реестры или таблицы сведений по форме, которая удобна для чиновников. Но они не вправе перекладывать на других свою работу, подчеркивает Дергачев.

Бывает, что налоговый орган требует большой объем документов, который нельзя предоставить в течение 10 дней. Тогда нужно в тот же день, когда получено требование (или следующий за ним) направить мотивированное заявление о продлении сроков, рекомендует Акчурина. По ее словам, это даст возможность оспорить наказание по ст. 126 НК за несвоевременное предоставление документов.

5. Как проходят налоговые допросы и какие права есть у допрашиваемых?

Значительное число претензий сейчас основано именно на показаниях свидетелей, говорит Акчурина. По ее утверждению, допросить могут не только руководителя или главного бухгалтера, но и водителей должностных лиц, сотрудников, которые расписываются в приемке документов, техперсонал и так далее. Налоговики сейчас нередко выезжают для допроса домой или на дачу к сотруднику (часто в сопровождении сотрудников правоохранительных органов), говорит юрист ФБК. В этом случае, по ее словам, можно требовать официального вызова повесткой. Допрос в такой "неформальной" обстановке - это своего рода психологическое давление на человека, который может подписать предложенные бумаги не читая, предупреждает Акчурина.

Желательно, чтобы при допросе работника сопровождал юрист (особенно если в мероприятии участвует сотрудник «экономической» полиции (ОЭБиПК). Некоторые налоговые органы разрешают только адвокатов, ведь НК, в отличие от УПК, не регламентирует четко допрос свидетелей, отмечает Дергачев. В любом случае присутствие квалифицированного юриста обычно урезонивает налоговиков, которые в разговоре нередко выходят за рамки дозволенного. Это признают сразу несколько экспертов.

Давать показания следует только по фактическим обстоятельствам. Гринько делится общими советами:

Лучше отвечать примерно, без идеальной точности, раскрывать вопросы без деталей, подчеркивая деловую цель для компании;

В ответ на вопросы о конкретных сделках можно отсылать к текстам договоров и первичных документов;

Не рассказывать больше, чем должно быть известно в силу должности (даже если у налогового инспектора свое понимание должностных обязанностей);

Если допрашиваемый не знает или не уверен - не стоит стесняться об этом сказать.

Акчурина напоминает, что сам налогоплательщик в рамках проверки может занимать активную позицию: ходатайствовать о вызове тех лиц, которые могут высказаться в его защиту. Если чиновники уклоняются от их вызова, компания может сама инициировать допрос в рамках процедуры обеспечения доказательств у нотариуса, подсказывает Акчурина. Туда надо обязательно пригласить представителей налоговой, говорит она.

6. Какие нарушения часто встречаются в ходе допросов?

По словам Дергачева, чиновники нередко пытаются задавать «компрометирующие» вопросы: «Являетесь ли Вы номинальным директором?», «Вы считаете себя добросовестным налогоплательщиком?». Но, по его словам, такие провокации незаконны: они основаны на субъективной оценке «номинальности» и «добросовестности», тогда как показания дают только по фактам. Как добавляет Терехин, проверяющие не имеют права требовать от свидетелей образцы почерка. Угрозы "уголовкой" не стоит воспринимать всерьез - это просто способ давления, считает Акчурина. Ст. 128 Налогового кодекса карает неявку на допрос по официальному вызову штрафом в 1 000 руб., а неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний - 3 000 руб.

В отличие от получения объяснений, допрос предполагает фиксацию заданных вопросов и ответов. Если вопросы записаны нечетко, а изложение показаний ведется свободно - это часто позволяет искажать суть показаний и свободно их толковать, предупреждает Акчурина. Она советует следить за тем, как слова свидетеля отражаются в протоколе, по необходимости приносить на него замечания и даже по своей инициативе дополнять теми обстоятельствами, которые могут быть полезны для защиты.

7. Какие нарушения достаточно серьезны, чтобы признать результат проверки недействительным?

Если налогоплательщику не позволили участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через представителя - это повод отменить доначисления. То же касается и ситуации, когда проверяемому не дали возможности представить объяснения, гласит п. 14 ст. 101 Налогового кодекса. Статья включает в перечень существенных недостатков и другие, которые "привели или могли привести к принятию неправильного решения", например, ненадлежащее извещение. Но откровенно грубые просчеты налоговая сейчас допускает редко, признают сразу несколько юристов.

Список нарушений продолжает Терехин:

  • недопустимо, когда сумма доначисленного налога в решении превышает цифру в акте проверки или нарушение в решении значительно переквалифицировано;
  • доначисление могут признать незаконным, если основным доказательством для него являются бумаги, полученные в нарушение закона (например, заключения экспертов, полученные без ведома налогоплательщика, или документы от правоохранителей, которые не отвечают требованиям закона «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Гринько советует всегда проверять вычисления в акте проверки. «Зачастую в них могут быть ошибки, даже если указано, что расчеты ведутся на основании бухгалтерских или налоговых регистров, которые предоставила компания», - объясняет Гринько. При подаче возражений цифры надо подробно комментировать, советует юрист.

И инспекцией всегда были и будут продолжаться. Разрешая данные конфликты, стороны должны руководствоваться как положениями налогового законодательства, так и нормами Арбитражного процессуального кодекса.

Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ введена обязательная процедура досудебного обжалования практически всех ненормативных актов налоговых органонов, а также действий (бездействия) их которые по мнению налогоплательщика ущемляют либо нарушают его права. Из данного правила существуют следующие исключения:

  • ненормативные акты а также действий (бездействия) ее должностных лиц могут обжаловаться только в суде;
  • ненорамативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), на выбор налогоплательщика могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган либо в судебном порядке.

Но даже при наличии данного порядка не все налоговые споры возможно решить мирно. Много неурегулированных попадают на рассмотрение арбитрам. Инициатором обращения в суд может быть как налогоплательщик, так и инспекция.

Спорщики на любой стадии процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой из которых является заключение мирового соглашения.

Судебный процесс, независимо от причины спора (например, о взыскании недоимки), всегда отнимает много сил и времени, а также приносит существенные денежные затраты. Арбитры, прежде чем принять решение, должны изучить все представленные в материалы дела документы, соотнести их содержание с положениями законодательства, а при необходимости назначить различные экспертизы (например, почерковедческую). И даже вынесенное постановление не показатель, что разногласия урегулированы, поскольку сторона спора, не согласная с решением, имеет право его обжаловать.

В связи с этим сторонам, участвующим в разбирательстве, законодательством предоставлена возможность урегулировать спорный вопрос самостоятельно. Так, спорщики на любой стадии арбитражного процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой распространенной из которых является заключение мирового соглашения. Оно может быть заключено по любому делу (например, банкротство), если иное не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса и иным федеральным законом. При рассмотрении налогового спора к данной процедуре обращались крайне редко, поскольку до сих пор не было ясно, имеет ли налоговая право заключать такие соглашения. Однако на сегодняшний день ФНС разъяснила, что заключение мирового соглашения межу налоговой и налогоплательщиком возможно (письмо ФНС России от 2 октября 2013 г. № СА-4-7/17648).

Торг уместен

Налоговая обязана исполнять предписания закона, а также стоять на страже интересов государства. Соответственно, инспекция никогда не согласится пойти на уступки, противоречащие налоговому законодательству. Однако в некоторых вопросах все же можно прийти к компромиссу.

Во-первых, налоговая возможно согласится предоставить отсрочку (рассрочку) по В данном случае налогоплательщику скорее всего придется уплатить все имеющиеся недоимки, пени и штрафы, поскольку условие об отсрочке само по себе уже будет являться большой уступкой со стороны ФНС.

Во-вторых, договориться об уменьшении суммы пени, а точнее о сокращении периода, за который они будут начислены. Инспекция вряд ли откажется от полного неначисления пени, если у налогоплательщика имеется просрочка по уплате налогов. Однако можно прийти, например, к такому варианту урегулирования спора: налогоплательщик обязуется уплатить всю задолженность по налогам, а инспекция в свою очередь начисляет пени только за период с даты принятия решения по итогам проверки и до момента направления требований в в арбитражный суд.

В-третьих, договориться о снижении штрафа. В налоговом законодательстве прописана возможность уменьшить сумму штрафа не менее чем в два раза по сравнению с размером, который для различных налоговых правонарушений. При этом следует обратить внимание на то, что налоговая, установив смягчающие обстоятельства, практически всегда уменьшает штраф только в два раза, но не более (подробней см. статью «Смягчим вину обстоятельствами» в журнале «Практическая бухгалтерия» № 2, 2013).

К смягчающим относятся следующие основания (ст. 112 НК РФ):

  • личные (семейные) обстоятельства;
  • наличие угрозы или принуждения (в силу материальной, служебной или иной зависимости);
  • тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к налоговой

Данный список не является закрытым, поэтому к основаниям, которые могут помочь уменьшить сумму штрафа, могут быть отнесены и иные обстоятельства.

Так, можно ссылаться на следующие обстоятельства: самостоятельное выявление и исправление ошибок в декларации; уплата налога и в период проведения проверки; совершенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий; тяжелое положение организации и т. п. Также можно попробовать договориться о снижении штрафа более чем в два раза. Налоговое законодательство не содержит положений, которые четко регламентируют, во сколько раз штраф может быть уменьшен.

Таким образом, есть немало вариантов того, о чем можно договориться с инспекцией. Главное, чтобы диалог был конструктивным, и в нем присутствовало взаимопонимание и желание найти компромисс.

Порядок заключения «мировой»

Мировое соглашение является документом, в котором содержатся условия примирения сторон и прекращения спора. Инициатором заключения соглашения может выступить как налогоплательщик, так и налоговая.

Приняв решение о заключении соглашения, стороны обсуждают все условия, которые будут в него включены, а также уступки, на которые они готовы пойти. При этом его положения не должны нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

При заключении «мировой» в налоговом споре порядок утверждения отличается от общеустановленного. Так, проект соглашения сначала направляется в Правовое управление ФНС России на согласование и только после его получения выносится на утверждение судом. В случае отсутствия согласования соглашения не заключаются.

После согласования всех вопросов, стороны составляют соглашение, в котором в обязательном порядке указываются сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Также в него могут быть включены условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требования;
  • о полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов и т. п.

Так, проект соглашения сперва надо направить в Правовое управление ФНС России на согласование. В случае отсутствия согласования мировые соглашения не заключаются.

Если же соглашение согласовали, то на очередном судебном заседании необходимо подать ходатайство об утверждении мирового соглашения и представить суду его текст, подписанный налогоплательщиком (его представителем) и налоговой.

Мировое соглашение составляется и подписывается для каждой стороны его заключающей, а также еще один экземпляр для суда. После утверждения судом мирового соглашения дополнительный экземпляр приобщается к материалам дела.

Суд, после того, как получил подписанный вариант документа, проверяет, не нарушает ли он права других лиц и соответствует ли закону. При отсутствии противоречий соглашение утверждается, и суд фиксирует достигнутые договоренности.

В случае, когда мировое соглашение заключается в процессе исполнения судебного решения, его надо представить на утверждение в арбитражный суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или же в суд, который вынес решение.

Поскольку мировое соглашение является прямым отражением договоренности сторон, то и его исполнение должно происходить добровольно, а также в те сроки и на тех условиях, которые предусмотрены в нем. Если соглашение не исполняется добровольно, то пострадавшая сторона имеет право потребовать принудительного исполнения договоренности. В данном случае в суд подается ходатайство о выдаче исполнительного листа, на основании которого соглашение подлежит принудительному исполнению.

Мировое соглашение не может быть расторгнуто или признано недействительным. Повторное рассмотрение дела между теми же сторонами и по тем же основаниям после заключения «мировой» не допускается.

И.Д. Шилов, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Налоговая запросто доначисляла необоснованную налоговую выгоду и требовала доплатить за того парня. Они, конечно, собирали какие-то доказательства, но глубоко не копали. Хватало какой-нибудь экспертизы почерка или опроса сотрудников. И даже если сделка реально была и вы честно оприходовали товар или отразили в расходах услугу, на вас всё равно могли повесить недоимку.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Допустим, вы занимаетесь бизнесом и платите налоги с условной прибыли. Что-то покупаете и продаете, оказываете услуги или пользуетесь услугами. Чем больше у вас расходов, тем меньше налогов. Поэтому вы стараетесь подтвердить как можно больше расходов, отражаете их в учете и заявляете в декларациях. Это законно, если всё делать по правилам.

Иногда хитрые предприниматели используют серые схемы: отразил у себя в расходах какую-то сумму и уменьшил налог. А контрагент у себя в доходах эту сумму не учел и налоги не заплатил. Фирму потом бросили, ликвидировали или переоформили на подставное лицо. В итоге кто-то сэкономил, а бюджет недополучил налогов.

Когда такие схемы созданы специально и в цепочке все в курсе, это незаконно. У того, кто сэкономил на налогах благодаря однодневкам или нечестным поставщикам, возникает необоснованная налоговая выгода. Тогда приходит налоговая, выявляет всех участников, считает, сколько они недоплатили в бюджет, и доначисляет налоги.

Значит, всё справедливо и налоговая правильно делает. В чём тут проблема?

Проблема в том, что налоговая подходила к таким проверкам формально и часто наказывала даже тех, кто вообще был не в курсе и специально ни в каких схемах не участвовал.

Представьте, что вы купили товар. Вот он реальный лежит в коробках. А вот документы на него, с печатями, как положено. А теперь вы перепродаете этот товар с наценкой и платите налоги с прибыли.

И тут к вам приходит налоговая и говорит: вы брали товар у такого-то поставщика, а он оказался подлецом и не заплатил налоги. А не замешаны ли вы в схеме по уходу от налогов? Эти ваши расходы мы не принимаем или принимаем не все, будьте любезны доплатить налоги.

Дальше нужно было ходить по судам. Но многие никуда не ходили и молча платили, чтобы не привлекать внимание. Кто-то выдыхался на первой инстанции и в итоге тоже платил. Были такие, кто дошел до Верховного суда, доказал, что не виноват, и сэкономил несколько миллионов рублей незаконно доначисленных налогов. Обычно на это уходит несколько лет.

У нас нет прецедентной практики. Как решения суда по другим фирмам помогут лично мне?

В России нет прецедентной практики. Но в этот раз вмешался Верховный суд и объяснил такие дела в очередной обзор и объяснил, как правильно, честно и по закону нужно действовать в таких случаях. Как налоговая должна проверять компании и когда нельзя обвинять налогоплательщика в неосмотрительности и доначислять ему налоги.

Налоговая прислушалась к этим рекомендациям и тоже опубликовала разъяснения . Теперь ФНС как будто говорит всем: мы больше не будем проверять вас формально и не станем придираться по пустякам. И вы не виноваты в том, что кто-то из подрядчиков не заплатил налоги. Но мы будем искать внятные доказательства. Вот такие. И если найдем - не поздоровится. Так что собирайте документы, чтобы к вам никто не придрался.

Это письмо Федеральная налоговая служба отправила в региональные налоговые и будет требовать, чтобы его неукоснительно исполняли, а начальство это контролировало. Раньше не было официальной позиции, что такое должная осмотрительность и как проверять контрагентов, чтобы не пришлось за них отвечать. Теперь есть.

По каким правилам налоговая теперь будет искать необоснованную налоговую выгоду?

Есть презумпция добросовестности налогоплательщика. Никого нельзя без доказательств обвинить, что он недоплатил налоги или участвует в серой схеме. И на ровном месте заставить предпринимателя доказывать, что он не виноват, тоже нельзя. Это налоговая должна доказывать, что были нарушения и злой умысел. И доказательства должны быть явными и существенными, а не формальными.

Нельзя просто провести почерковедческую экспертизу и только из-за несходства подписей на документах доначислить налоги. Опрос сотрудников производителя сам по себе тоже не доказательство.

Вот что будет проверять налоговая, если захочет влепить вам необоснованную выгоду и что-нибудь доначислить.

Взаимозависимость. Налоговая должна установить, что компании связаны или подконтрольны друг другу. Или все участники цепочки сговорились и вместе придумали серую схему.

Осмотрительность. Если доказательств связи нет, тогда будут проверять осмотрительность. Например, вы купили что-то подозрительно дорого. Тогда у вас спросят, почему вы так сделали? Не потому ли, что знали, что это фирма-однодневка, и так уменьшали налогооблагаемую базу и обналичивали деньги?

Первое звено. Вы в ответе только за своего контрагента, а не за всю цепочку поставщиков или исполнителей. Если и нужно кого-то проверять на всякий случай, то только своего партнера - фирму, которая указана в документах.

Личные контакты. Налоговая может спросить, куда вы звонили, с кем договаривались и обсуждали поставку товара, кто оказывал услуги. Могут поинтересоваться, знаете ли, где находится офис и склад вашего партнера. И как вы вообще на него вышли?

Налоговая должна исследовать все обстоятельства, а не придираться к мелочам и притягивать за уши факты, которые ничего не доказывают. Но это не значит, что можно оформить накладную, перевести деньги через банк и ничего не бояться. Как миниум могут затребовать документы и пояснения, и тогда их придется предоставить.

Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды?

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Приготовьте пояснения. Например, почему купили товар по такой цене, а не дешевле. Или почему заказали столько рекламы, хотя у конкурентов меньше. И почему бухгалтерские и юридические услуги у вас такие дорогие. И зачем вы столько платите за доставку, а не берете товар у себя в городе, хотя есть производитель. Сделайте скрины отзывов и табличку со сравнением цен, чтобы уровнем подготовки убить налоговиков наповал.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

"Российский налоговый курьер", 2015, N 4

Самые несговорчивые инспекторы сидят в "камералке".

Отпуск директора даст отсрочку при истребовании документов.

Смена бухгалтера убедит инспектора провести сверку.

Периодических встреч с налоговыми инспекторами не избежать любой компании. Чаще всего общаться с налоговиками приходится не по самым простым и приятным поводам. Такая уж у них работа - что-то хотеть и требовать от налогоплательщиков.

К сожалению, часто беседа с проверяющими связана с пропуском срока уплаты налога или представления документов. Или призвана выявить причину возникновения налоговой задолженности. В результате главбуху или директору нередко приходится уповать на высокие чувства инспектора, который может "войти в положение" и помочь привести в соответствие налоговые обязательства.

Совместно с практикующими налоговыми экспертами (список приведен во врезке ниже) мы выяснили, какие действия сотрудников организации благоприятно скажутся на взаимоотношениях с инспекторами и как это повлияет на налоговую репутацию компании.

1. Проще всего договориться с инспектором

из отдела по работе с налогоплательщиками

По мнению большинства опрошенных экспертов (43%), сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками являются самыми добрыми и жалостливыми. Специфика работы предполагает ежедневное и непосредственное общение с представителями компаний. Бухгалтерам приходится бороться с придирками к направленным письмам, заявлениям и жалобам. А уж какие дискуссии разворачиваются на сверке расчетов!

Второе место и 32% голосов достались отделу урегулирования задолженности. Информация о недоимке и переплате, числящаяся в лицевых счетах инспекции, зачастую необъективна. Периодическая смена программного обеспечения, "подвисший" сервер, миграция компаний по регионам, ручной ввод деклараций вкупе с ошибками самих компаний заставляют "недоимщиков" выставлять требования и взыскивать порой виртуальные долги. Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО "Консультант: ИС", пояснила, что одним из способов урегулирования налоговой задолженности является добровольное погашение недоимки по налогам. Значит, сотрудники отдела урегулирования задолженности привыкли к тому, что с ними пытаются договориться и решить проблемы мирным путем.

Как и следовало ожидать, контрольный блок оказался в конце рейтинга. "Выездники" набрали 16% голосов и заняли третье место. По мнению Надежды Абакумовой, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница", им мешает проявлять человеколюбие вышестоящее руководство. Инспекторы начинают проверку, имея негласный конкретный план - сколько нужно доначислить. В частности, как нам пояснил сотрудник одной из московских инспекций, несколько лет назад в Москве была установлена планка по выездным налоговым проверкам в размере не менее 1 млн руб. доначислений.

Правда, Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры", отметил, что с выездным отделом приходится договариваться чаще всего. Так как именно от сговорчивости таких специалистов зависит доначисление налогов. Более того, "выездники" зачастую сами предлагают те или иные варианты решения проблемы, если понимают, что выявленную ошибку налогоплательщик сможет исправить на этапе обжалования результатов проверки и бюджет все равно не получит спорную сумму. Бывают случаи, когда инспекторы сами предлагают показать в "уточненке" недоплату и добровольно ее уплатить, а спорную сумму начисленного налога не включают в акт проверки. Получалось, что и проверяющие свой план выполнили по выявленным недоплатам в бюджет, и налогоплательщик обошелся "малой кровью".

Сговорчивость сотрудников отдела камеральных проверок эксперты оценили ниже всего, отдав им 9% голосов. У "камералов" меньше поле для маневра - в основном они работают с документами. Поэтому успех ждет те компании, которые, например, постоянно подтверждают экспортную ставку 0% по НДС или заявляют льготы.

Диаграмма 1

2. Инспекторы - женщины пенсионного возраста

идут на контакт с налогоплательщиками

чаще остальных своих коллег

Как показали результаты опроса, старожилы инспекции больше расположены к компромиссам (53%). Они имеют за плечами многолетний опыт работы и отлично понимают, когда можно сделать поблажку налогоплательщику, а когда это делать опасно. Как отметил Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО "Консультационно-аудиторская фирма "ИНВЕСТАУДИТТРАСТ", женщины пенсионного возраста уже не имеют таких амбиций и потребности самоутвердиться, как их более молодые коллеги. Причем их скорее разжалобят житейские обстоятельства (сложные условия для работы или обстоятельства личной жизни главбуха), чем причины, связанные со сложностями бизнес-процессов. К такому инспектору легче найти подход и расположить к себе, расспросив о детях и внуках, домашних питомцах, поговорив о рассаде, похвалив ее бусики, пожаловавшись на начальника, на круглосуточную работу без выходных и т.п.

Денис Скрябин также советует попытать счастья в урегулировании налоговых проблем в беседе с инспектором в возрасте. У них отсутствует особое рвение наказать и привлечь к ответственности, которое присуще молодым сотрудникам, недавно начавшим профессиональную деятельность в налоговых органах, и начальникам отделов. При этом и начальник, и молодой сотрудник зачастую опасаются идти на переговоры с компанией, так как не хотят подозрений в коррупции.

29% экспертов предпочли бы общаться напрямую с начальниками отделов. Руководитель точно знает свои полномочия и понимает, на какие уступки налогоплательщику он может пойти без ущерба для репутации и без потерь для бюджета. Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз", отметил, что к компромиссам чаще приводят не уговоры, а убеждение. Поэтому легче добиться желаемого от более компетентного сотрудника. Обычно это начальники отделов средних лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что молодой начальник еще может не знать всех нюансов работы, а инспектор со старым, иногда еще советским, подходом вряд ли пойдет навстречу.

Заходя в кабинет инспектора, избегайте молодых сотрудников, недолго работающих в инспекции. Виной всему - попытки проявить себя или страх перед руководством. Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, объяснила это тем, что молодые сотрудники, как правило, амбициозные люди, нацеленные на карьеру. Делать поблажки налогоплательщикам не в их интересах. Для таких инспекторов важна любая выявленная ими ошибка. Ведь чем они эффективнее проявят себя при проверке компании, тем больше у них шансов на продвижение по службе. А выявленные поблажки налогоплательщикам могут быть расценены как попытки взяточничества.

Диаграмма 2

3. Разбирая с контролерами допущенные ошибки в учете,

лучше занять позицию профессионала

Если налоговики нашли ошибки, лучше всего занять позицию опытного профессионала, который не понимает, как он мог такое допустить. И попытаться доказать инспектору, что ошибка - совершенно случайно возникшее недоразумение. Практика показывает, что к такому бухгалтеру инспектор отнесется с большим уважением и доверием и при отсутствии других нарушений в учете поверит ему. Такой тактики придерживается 81% опрошенных экспертов.

Действительно, всегда приятно пообщаться с умным человеком - профессионалом своего дела. Двум профессионалам легче договориться и понять друг друга. А на ошибки имеет право каждый. Поэтому Сергей Рюмин посоветовал главбуху при беседе с инспектором не прикидываться неопытным сотрудником, который совершает глупые ошибки. Это может вызвать лишь раздражение. Ошибка же профессионала, который еще в ходе беседы покажет свою грамотность, наоборот, приведет к пониманию.

Но 19% респондентов предлагают разыграть перед инспектором неопытного новичка. Причем далеко не всегда речь идет про отсутствие именно бухгалтерского опыта. Бухгалтеры часто ошибаются при переходе на новое ПО. Например, бухгалтер много лет работал в программе "1С", а на новом месте работы установлена программа SAP. Наталья Шамонова, аудитор ООО "Группа Финансы", отметила, что, по мнению налоговиков, бухгалтер-профессионал не должен допускать ошибок. Если все же ошибка закралась, с ней надо разобраться быстро. А вот ошибки молодых специалистов неизбежны из-за недостатка опыта. Кроме того, аргументом в пользу начинающего главбуха будет незнание нюансов и специфики деятельности компании. В частности, если ранее бухгалтер вела учет торговой компании, а теперь работает в сфере строительства.

Если становится понятно, что проверяющий решительно настроен наказать налогоплательщика и считает себя профессионалом в налоговом праве и бухгалтерском учете, то лучше не провоцировать его. А направить к нему начинающего сотрудника, который проявит интерес к опыту инспектора и поинтересуется, как все недочеты или хотя бы часть ошибок можно исправить без существенных налоговых последствий.

Диаграмма 3

4. Презентабельный вид не всегда красит посетителя

в глазах инспектора

Абсолютное большинство экспертов (68%) сошлось во мнении, что выставлять напоказ дорогие вещи и аксессуары не нужно. Так как потом будет сложнее убедить инспектора, что "налогоплательщику и так тяжело живется, а еще эта налоговая проверка...". Достаточно прийти в аккуратной и комфортной одежде. Гораздо важнее - грамотно построить беседу с инспектором и аргументированно изложить свою позицию.

Наталья Шамонова напомнила, что инспекторы - служащие бюджетного учреждения. И зачастую их заработная плата ниже, чем доход бухгалтера средней компании. Поэтому целесообразно не раздражать инспектора дорогим внешним видом.

Правда, 32% опрошенных считают, что прибедняться при явке в инспекцию также не стоит. Евгения Левенец, старший аудитор компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл", считает, что деловой костюм, портфель и сдержанный макияж всегда выигрывают по сравнению с внешним видом "казанской сироты", настраивают на деловой лад и вызывают уважение. Вместе с тем подобный стиль одежды требует и определенного поведения, в том числе и от инспектора. В результате велика вероятность возникновения взаимного уважения, а не зависти со стороны сотрудника инспекции и "прогибания" компании.

Как пояснила Наталия Мезенцева, выбор внешнего вида зависит от цели визита. Если предстоит встреча с рядовым инспектором, лучше одеться скромно, возможно, даже в стиле casual (джинсы и свитер). Если же предстоит встреча с руководителем инспекции, уместным будет смотреться деловой костюм. Особенно если беседовать с руководителем собирается директор компании. Правда, золотые запонки при нулевых суммах налогов в карточке расчетов с бюджетом будут смотреться весьма подозрительно. И инспектор, вероятнее всего, заинтересуется, на какие доходы (обложенные налогом или нет) гендиректор приобрел дорогие швейцарские часы.

Диаграмма 4

5. Отсрочить дату представления пояснений удастся,

если директор компании находится в отпуске за границей

54% экспертов сошлись во мнении, что отсутствие директора инспекторы посчитают уважительной причиной для переноса срока на дачу пояснений или представление документов. Но такое отсутствие нужно подтвердить документально.

Наталья Шамонова пояснила, что подписать заверенные копии документов может только уполномоченное должностное лицо. Это или руководитель компании, или его доверенное лицо. Если директор отсутствует на рабочем месте (заболел, уехал в командировку или находится в отпуске за границей), а доверенность на право подписи отсутствует, заверить копии документов по запросу инспекции некому. В этом случае компания может направить налоговикам письмо с просьбой продлить срок представления документов и указать дату, к которой бумаги будут готовы (п. 3 ст. 93 НК РФ). Желательно приложить копию приказа о предоставлении отпуска директору. Больше половины респондентов считают, что такую просьбу проверяющие удовлетворят.

Треть опрошенных отметили, что нехватка персонала при подготовке копий бумаг - весомый аргумент для контролеров в случае непредставления документов по запросу инспекции. Также можно сослаться на отсутствие технических возможностей для подготовки копий (сломался ксерокс, документы в архиве, а архив далеко, документы переданы на проверку аудиторам и пр.). Эти доводы также лучше изложить в письменном виде с приложением подтверждающих документов - приказов об увольнении, штатного расписания, акта приема-передачи документов аудиторам.

Сергей Соловьев, налоговый консультант аудиторско-консалтинговой компании, поделился случаем из практики, когда компании удалось не только продлить сроки на подготовку копий истребуемых документов, но и уменьшить объем бумаг. Компания направила в инспекцию расчеты, в которых показала, что с учетом имеющихся ресурсов (копировальной техники, численности сотрудников бухгалтерии, продолжительности рабочего дня) для подготовки копий всех документов, указанных в требовании, ей понадобится около полугода.

Диаграмма 5

6. Социальная направленность деятельности компании

побудит инспектора отложить взыскание налога

до окончания сверки расчетов с бюджетом

Самым весомым аргументом для отсрочки момента взыскания недоимки до окончания сверки, по мнению экспертов, является социальная значимость предприятия. Например, градообразующие предприятия, компании, нанимающие инвалидов, оказывающие бытовые услуги населению, медицинские учреждения, организации детского досуга и пр. Но, по словам Наталии Мезенцевой, это должен быть общеизвестный факт. Кроме того, компании нелишним будет подтвердить документами и расчетами, что уплата задолженности на текущий момент поставит под угрозу выполнение каких-либо социальных программ. Например, гарантийное письмо в адрес детского дома о перечислении денежных средств на ремонт. Также следует пояснить, что в ходе сверки расчетов разногласия с налоговым органом будут урегулированы.

Четверть опрошенных считают, что на инспектора может подействовать тот факт, что ошибка возникла по вине прежнего бухгалтера. Инспектор не заинтересован взыскать задолженность, которая по факту не числится за организацией. Ведь средства придется возвращать из бюджета, да еще и с процентами. Поэтому на практике налоговики охотно идут навстречу компании и сдвигают срок взыскания по требованию до момента окончания сверки.

Кроме того, по мнению Натальи Шамоновой, после сверки может выявиться неучтенная переплата по налогам, пеням и штрафам. Это позволит произвести зачет взыскиваемого налога в счет возникшей переплаты. Тем более что налоговики хорошо знают, что часто недоимка связана с неточностями в учете именно базы проверяющих: сбои в программе, искажение сальдо, "потеря" переплаты при переходе из другой инспекции и передаче лицевых счетов, арифметические и технические ошибки при вводе данных деклараций и т.д.

В беседе с инспектором можно сослаться и на тяжелое финансовое положение организации. Ведь у инспектора нет цели - разорить компанию. Евгения Левенец отметила, что в этом случае документами, подтверждающими отсутствие финансов, могут послужить выписки с расчетного счета и бухгалтерские регистры. А вот взывать к милости инспектора мольбами "иначе директор меня уволит" бессмысленно.

Надежда Абакумова советует не объяснять отсутствие денежных средств неплатежеспособностью контрагента. Инспектор может подумать, что организация сотрудничает с единственным покупателем, и заподозрить, что она является участником схемы ухода от уплаты налогов. Целесообразнее принести выписки из банков, подтверждающие, что на расчетные счета организации давно не поступают денежные средства, поэтому взыскивать налог будет не из чего.

Диаграмма 6

7. Искреннее удивление не убедит инспектора

продлить время на исправление ошибки

Налоговики вправе самостоятельно определять, является ли то или иное обстоятельство исключающим вину налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, подробнее читайте на с. 12). Опрос показал, что лучшим аргументом станет гарантийное письмо о том, что компания обязуется в ближайшее время исправить неточности в учете и погасить недоимку (67%). Во-первых, у инспектора будет на руках документ, подтверждающий, что налогоплательщик признает ошибку. Во-вторых, документ за подписью директора компании позволит инспектору обосновать перед руководством причины, по которым он продлил время на исправление ошибки и позволил налогоплательщику избежать штрафа, считает Денис Скрябин.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Налоговики не всегда признают наличие переплаты по налогам обстоятельством, смягчающим ответственность компании при возникновении недоимки. Но организации в суде удается снизить размер штрафа (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.2013 N А32-37825/2012 , Западно-Сибирского от 10.07.2012 N А45-23284/2011 и от 03.11.2011 N А27-2692/2011 округов).

А вот уменьшить ответственность по той причине, что ранее компания не совершала налоговых правонарушений, не удается даже через суд (Постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.2013 N А56-43173/2012 и от 08.02.2008 N А05-6875/2007 , Восточно-Сибирского от 10.07.2012 N А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.2011 N А55-25957/2010 округов).

Подробнее о том, какие аргументы и смягчающие обстоятельства помогут компании уменьшить ответственность за нарушение налогового законодательства, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Топ-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы" // РНК, 2014, N 21.

22% экспертов полагают, что вполне достаточно простого обещания, что все ошибки будут устранены. Наталия Мезенцева уточнила, что, помимо "честного слова", необходимо продемонстрировать инспектору, какие мероприятия компания уже провела для устранения ошибки и что планирует предпринять, чтобы не допускать их в будущем. Например, составление уточненной декларации, распоряжение о порядке учета операций, об усилении контроля учета, о назначении ответственного сотрудника. Если инспектор "кровожаден", то, возможно, подействует демонстративная "порка" сотрудников - увольнение, лишение премии и пр.

Сергей Рюмин предложил комплексный подход. Узнав о недочетах, директор сначала искренне удивляется. Это продемонстрирует, что ошибки неумышленные и руководство фирмы к ним непричастно. Далее ругает главбуха и дает указание срочно все исправить. Наконец, пишет письмо инспектору, в котором излагает суть проступка, перечисляет мероприятия по устранению недоразумения и указывает срок, в течение которого все будет исправлено.

Диаграмма 7

8. Инспектор охотнее пойдет навстречу гендиректору,

чем юристу или бухгалтеру

Примерно половина опрошенных экспертов (49%) считают, что инспекторы охотнее всего будут общаться с генеральным директором проверяемой компании. Особенно на комиссии по убыточности, при рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений, на допросах, а также для решения вопроса о предоставлении отсрочки по налогам. Как правило, генеральный директор лучше всех в компании может объяснить положение дел в организации и вызывает больше доверия у инспектора. Тем более что просьба со стороны компании, выраженная руководителем, автоматически придает вес рядовому сотруднику инспекции в его собственных глазах.

По мнению Дмитрия Ширяева, руководителю предприятия будет легче добиться снисхождения. Ведь быть в положении просителя для него совсем нехарактерное поведение. Самооценка инспектора точно повысится, если с просьбой к нему обратится лицо выше его по рангу.

Наталия Мезенцева предложила заранее разузнать побольше об инспекторе, который ведет учет компании. Так, если проверяющий - мужчина, он, вероятнее всего, с благосклонностью отнесется к молодой сотруднице бухгалтерии или к генеральному директору, с которым "внезапно" оказались общие увлечения (футбол, рыбалка, гараж и т.д.).

Третье место эксперты отдали бухгалтерам в возрасте. Они могут "надавить" на инспектора уговорами о том, что ошибки в отчетности связаны с переходом на электронный учет, работать с которым немного непривычно, и просьбами из разряда "ну, пожалуйста, а то меня уволят, а мне всего год-два до пенсии продержаться надо".

По мнению экспертов, юристов в инспекциях не жалуют (8%). Евгения Левенец отметила, что юрист или номинальный директор, как правило, не особо разбирается в бухгалтерском учете или налогообложении. Поэтому инспектор охотнее пойдет навстречу сотруднику, который близок ему по возрасту, приятен в общении и достаточно компетентен в налоговых вопросах (например, молодой сотруднице финансовой службы, если инспектор сам молод), нежели импозантный юрист, разбрасывающийся громкими правовыми терминами, но мало понимающий в налоговом учете. Пусть даже юрист будет "вооружен" букетом цветов и конфетами. Правда, вариант презентабельного юриста будет иметь обратный эффект, если инспектором окажется подающий надежды амбициозный молодой специалист, стремящийся построить успешную карьеру в налоговых органах. чем с начальником отдела

Подавляющее большинство опрошенных (94%) считает, что отвлекать начальника отдела инспекции по рядовым вопросам может быть даже вредно. Сергей Соловьев отметил, что незначительные вопросы проще решить с обычным исполнителем. Руководителя незачем загружать техническими проблемами - это может вызвать лишь раздражение с его стороны, что в дальнейшем помешает решению более существенных задач.

Простой исполнитель может, например, сразу внести необходимую корректировку в карточке расчетов с бюджетом, подготовить справку о состоянии расчетов (не в последний день регламентированного срока подготовки документа, а сразу, при получении заявления), дать ознакомиться с проектом акта проверки, напомнить о возможности применить налоговую льготу. Он лучше знает свой участок работы, сколько требуется времени на те или иные действия. В идеале для контакта с налоговыми органами можно выбрать одного сотрудника компании. Общаться приходится часто, поэтому он сможет наладить не только рабочие, но и человеческие отношения с инспекторами.

Обращение к начальнику отдела может занять больше времени, если необходимую операцию начальник самостоятельно не осуществляет, а привлекает сотрудника отдела.

Мария Лисицына заметила, что рядовой сотрудник инспекции, как правило, менее принципиальный, чем его начальник. Поэтому несложный вопрос лучше адресовать ему. Простые исполнители, привыкшие каждый день работать непосредственно с налогоплательщиками, гораздо охотнее пойдут навстречу, чем их руководители.

Если же сотрудник затягивает решение каких-то вопросов и отказывается сотрудничать, в ход можно пустить обещание "пойти к начальнику отдела". Это нередко помогает, потому что многие инспекторы не хотят, чтобы начальник приобщался к решению вопросов, которые находятся в их компетенции. Надежду Абакумову, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница"; Наталию Мезенцеву, начальника отдела налоговой отчетности коммерческого банка; Наталью Шамонову, аудитора ООО "Группа Финансы";


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты