29.07.2020

Ресурсы распределяются через плановые задания. Экономика и ее роль в жизни общества


Экономика - это область знаний, изучающая

1) природные процессы и явления

2) поведение человека

3) методы рационального хозяйствования

4) способы защиты окружающей среды

Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1) потребление духовных ценностей

2) распределение материальных благ

3) создание правовых норм

4) обмен культурными достижениями

Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

Экономическая сфера помимо производства, об­мена, распределения материальных благ вклю­чает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика изучает действие объективных законов истории.

Б. Экономика изучает законы развития хозяйства.

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

1. Существование проблемы экономического выбора об­условлено

1) безграничностью потребностей человека и ограни­ченностью производственных возможностей

2) изменчивостью человеческих потребностей

3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов

4) ограниченностью природных ресурсов

2. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор

Проблема ограниченности ресурсов существует толь­ко для бедных стран.

Б. Производители и потребители вынуждены совер­шать экономический выбор в условиях ограниченности ре­сурсов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

А. Существование проблемы ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хо­зяйственной деятельности человека.

Б. Проблема ограниченности ресурсов заключается в том, что потребности людей всегда превосходят имеющиеся для их удовлетворения ресурсы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресур­сов?

А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.

Б. Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетво­рения потребностей общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Экономические системы и собственность

1. В государстве Н. производственные ресурсы рас­пределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы про­изводства

2) устанавливается твердый курс официальной ва­люты

3) ведущие позиции занимает государственная соб­ственность

4) складываются хозяйственные пропорции

4. Верны ли следующие суждения о частной собст­венности?

А. Передача государственной собственности в ча­стные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой ко­мандной экономики.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

1) приватизацией

2) национализацией

3) модернизацией

4) социализацией

В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) произведенная продукция

4) теплицы и оборудование

Обмен, торговля

Рынок и рыночный механизм.

Деньги

К прямым налогам относится

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог с продаж

Косвенным налогом является

1) подоходный налог

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог на прибыль

3. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

4. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвен­ных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядко­вые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые но­мера черт отличия.

1) взимание с конкретного лица

2) зависимость от размеров дохода

3) безвозмездные отчисления

4) обязательные платежи

Задания ГИА линия «ЭКОНОМИКА»

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономические ресурсы — это средства, необходимые для производства товаров и услуг. Они обладают одним общим свойством — ограниченностью.

Ограниченность ресурсов означает их недостаток по отношению к существующим в них потребностям людей.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает недостаточность экономических ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.

Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно — это и есть относительная ограниченность ресурсов.

Экономисты пришли к выводу, что абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению. Этот факт лег в основу второй аксиомы экономики:

Ограниченность ресурсов имеет физический (объективный) и экономический (субъективный) характер. Это можно объяснить на примере основных категорий экономических ресурсов:

Природные ресурсы (фактор «земля»). Такие природные ископаемые, как нефть, уголь, цинк, ограничены физически. Пахотные, плодородные земли ограничены их площадью. Но большинство природных ресурсов ограничено в результате правительственных мер, запрещающие свободную добычу полезных ископаемых, или из-за низкого уровня технических возможностей добывающих предприятий. Это следствие экономической ограниченности ресурсов.

Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества ограничен численностью трудоспособного населения. Ресурсы предприятия ограничены лимитом рабочей силы. Способности людей к труду ограничены их физическими, умственными и психическими возможностями.

Капитальные, или инвестиционные ресурсы. Физический капитал общества ограничен числом работающих предприятий и организаций, а также величиной налоговых поступлений в государственный бюджет.

Проверочная работа по теме «Рыночное общество» 10 класс

Это препятствует осуществлению крупных капиталовложений (инвестиций) в национальное хозяйство.

Предпринимательство (или предприимчивость). Это очень редкий ресурс, под которым понимают способность некоторых людей организовать эффективную работу предприятия. Эти люди отличаются от других наличием новой идеи, полной свободой действий, неограниченной ответственностью и большой степенью риска.

Экономисты в результате анализа проблемы ограниченности ресурсов сделали 2 вывода:

1.Поскольку ресурсы общества ограничены, объем производства товаров и услуг в каждый конкретный момент времени также ограничен, поэтому для увеличения производства одних благ следует сократить производство других благ, требующих тех же самых ресурсов.

2.Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей людей практически невозможно. Поэтому они должны делать выбор в пользу наиболее эффективного варианта производства, обмена и потребления благ.

Проблема выбора в экономике

В каждый конкретный период времени имеющиеся ресурсы ограниченны, и это выдвигает проблему выбора. Выбор приходится делать и отдельному человеку, и фирме, и государству.

Суть проблемы выбора в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Определением проблемы выбора в рыночной экономике являются постановка и решение следующих экономических вопросов: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?». Первый вопрос означает, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени. Общество в целом не может получить все и немедленно: оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Второй вопрос призван определить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги.

Наконец, вопрос «для кого производить?» сводится к тому, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума продукта при минимуме затрат.

Галина Булыгина

В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов?

Приведите не менее трех положений.

ОТВЕТ:

v ограниченность пахотной земли

v исчерпаемость полезных ископаемых

v ограниченность трудовых ресурсов

Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трех примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд.

ОТВЕТ:

1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения работы приходится организовывать вахтовым методом.

2) В регионе А при низкой рождаемости численность населения пенсионного и предпенсионного возраста составила уже около 40% всего населения. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих.

3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для ее выполнения приходится привлекать работников из других регионов.

В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

ОТВЕТ:

1) в поддержку:

ü большая часть земель, пригодных для обработки уже находится в сельскохозяйственном обороте;

ü строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;

2) в опровержение:

ü в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).

Ответ:

1) в ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции;

2) у индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин;

3) супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.

Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

Ответ:

Ø Контроль над производством и распределением со стоны государства;

Ø преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;

Ø централизованное ценообразование;

Ø административные методы управления и т. д.

В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Ответ:

1)Как решаются основные вопросы экономики?

2)Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

3)Какова роль государства в экономической жизни страны?

«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», — писал Л.Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системы пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

В ответе указываются, что речь идет о командной (административной) экономике. Аргументы:

Ø осуществление централизованного планирования.

Среди других черт командной экономики могут быть названы:

Ø государственно регулирование цен на товары и услуги;

Ø преобладание государственной собственности.

Статья 5 Конституции СССР 1977 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Назовите три формы собственности, которые закреплены действующими законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

ОТВЕТ:

1) формы собственности : частная; государственная; муниципальная;

2) причина произошедших изменений – переход к рыночной экономике.

Познакомьтесь с высказыванием ученого – экономиста В.Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что они иногда дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьв.

Тема 2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике

Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

Ответ:

Тип экономической системы, о которой говорит В.Леонтьев, — рыночная экономика.

Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно :

  1. Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объемом и структурой потребностей);
  2. Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;
  3. Ограничение возможностей возникновения монополий;
  4. Создание стимулов к труду.

Экономические проблемы, которые эта система способна не может решать самостоятельно :

  1. Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);
  2. Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;
  3. Регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо – или перепроизводством / потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

ОТВЕТ:

1) Причины цикличности:

ü Периодическое обновление капитала, связанное с достижениями НТП и инновационной деятельностью;

ü Нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;

2) Конкретизация: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъему, росту спрос на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всё сферу экономики.

Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономических цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

ОТВЕТ:

Экономический цикл — попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

Существует четыре стадии или фазы цикла .

1) Экономический подъем . Показатели: рост ВВП, рост производства, рост инфляции, на определенный момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад (рецессия). Показатели: рост безработицы, сокращение производства, сокращение совокупного спроса.

3) Депрессия (дно) . Показатели: безработица и производство достигает максимального низкого значения.

4) Оживление. Показатели: повышение инвестиционной активности, рост доходов населения.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Зачетный раздел №2 для 8х заочных групп "Экономика"

Решите ДВА любых варианта теста:

Вариант 1

Часть 1.

1 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

2 . Государственный бюджет — это планируемые государством на год

3 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

5. Гражданин Ф. подарил своему сыну на 16-ле-тие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:

1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) наследовать.

6 . Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоносители

3) продажа объектов недвижимости

4) постепенное обесценивание денег

8. После проведения правительством экономической ре-формы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный при-мер отражает ситуацию на рынке

1) ценных бумаг

2) информации

3) средств производства

9 . Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) конкурентной

10 . Главной проблемой экономики является:

  1. Взаимодействие спроса и предложения
  2. Низкий уровень экономических знаний
  3. Ограниченность ресурсов
  4. Высокая степень специализации в мировом хозяйстве

Часть 2.

11

1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

2) специализация отраслей хозяйства

3) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводите-лей

4) директивное планирование выпуска товаров

12.

(А)Представления молодёжи, граждан среднего возраста и граждан старшего возраста о будущем российской экономики заметно различаются. (Б)Ожидание положительных изменений у молодёжи традиционно выше, чем у других возрастных категорий. (В)Наверное, это связано с наивностью и недостатком жизненного опыта у молодых людей.

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

13.

14.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 2

Часть 1

1 . Доход в государственный бюджет приносит (ят)

2 . Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

3 . В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

5 . Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

6 . В командной экономике, в отличие от рыночной

1) существует конкуренция производителей

2) труд является товаром

3) ресурсы распределяются централизованно

4) установлен налог на прибыль

7 . Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили органи-зации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа 2) средство обмена 3) средство накопления 4) мировые деньги

8. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивающие са-женцы плодовых деревьев и кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?

1) акционерную 2) частную 3) кооперативную 4) государственную

9 . Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики.

Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.

10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

Часть 2

11. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) свободное ценообразование

1) традиционная

Б) баланс спроса и предложения

2) командная

В) общинное ведение хозяйства

3) рыночная

Г) государственная собственность на факторы производства

Д) натуральный обмен

12 .

А) Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. Б) Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инве-стиционной привлекательности нашей страны. В) Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в те

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 3

Часть 1

1 . К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

2 . И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

3 . В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

4 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

5. Что свойственно командной экономической системе?

1) многообразие форм собственности

2) свобода предпринимательской деятельности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

6 . Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) законы функционирования рынка информационных услуг

2) оказание населению услуг в центре бытового обслужива-ния

3) расчет изменения спроса на моющие средства

4) прогноз развития добывающей отрасли

8 . Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицен-зирование предпринимательской деятельности.

9 . К расходной части государственного бюджета относится

10 . Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Акциз - вид косвенного налога.

Б. Подоходный налог взимается с промышленных предприятий.

Часть 2

11. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери-те соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные цифры.

12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре причины.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 4

Часть 1

1 . К прямым налогам относится

2 . Государство в условиях рыночной экономики

3 . В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?

4 . Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является.основой командной экономики.

5. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо-кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек-тивное распределение факторов производства.

6 . Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

7. Верны ли следующие об экономических сис-темах?

А. В рыночной экономической системе преобладает центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. В командной (плановой) экономике необходимый мини-мум жизненных благ гарантирован государством.

8 . В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы — 357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о

9 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

10. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма

  1. терпит убытки
  2. снижает капитальные вложения
  3. пользуется льготным налогообложением
  4. получает прибыль

Часть 2

11 . В приведенном списке указаны черты сходства рыноч-ной экономической системы с командной, а также черты отли-чия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отли-чия.

  1. Разрешение проблемы ограниченности ресурсов.
  2. Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей.
  3. Реализация принципа специализации отраслей хозяйства и предприятий.
  4. Директивное планирование выпуска товаров.

12 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и реальный сектор экономики. (Б)Отмечается существенное сокращение производства в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным и, возможно, приведет мировую экономику к длительной депрессии.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре при

Экономика 8 класс

Вариант 1

1. Такая организация производства, когда отдельный человек занимается производством отдельного блага, называется

1) производительностью труда

2) разделением труда

3) средством труда

4) трудовым участием

2. К основному инструменту денежной политики относится (-ятся)

1) регулирование ставки банковского процента

2) социальные пособия малообеспеченным

3) введение плановых показателей по выпуску продукции

4) контроль за соблюдением ГОСТов

3. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

4. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработица является закономерным следствием рыночного регулирования экономики.

Б. В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение многих десятилетий уровень безработицы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Непосредственным негативным последствием инфляции может стать

1) ослабление конкуренции между предприятиями

2) уменьшение ассортимента производимых товаров

3) падение реальной стоимости личных сбережений

4) ослабление государственного регулирования экономики

6. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать за труд их работникам, называется

1) прожиточным минимумом

2) потребительской корзиной

3) заработной платой

4) дивидендами

7. Предприниматель Z, изучив ситуацию на рынке, выяснил, что на товар, который он производит, существует высокая цена, спрос превышает предложение; в результате он, чтобы увеличить прибыль, решил

1) увеличить заработную плату наёмным рабочим

2) отправить часть работников в неоплачиваемый отпуск

3) сократить объёмы производства

4) расширить производство

8. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. На протяжении длительного времени в нашей стране существовала административно-командная плановая экономика. В приведённом списке указаны преимущества и негативные стороны данной экономической системы. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера преимуществ, а затем - негативных свойств экономики этого типа.

1) полная занятость населения

2) отсутствие производственной и коммерческой самостоятельности производителя

3) стабильность цен

4) преобладание административных способов в управлении экономикой, недооценка материальных стимулов.

Ответ_______________ 1324

Часть 2.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) основные типы безработных;

2) естественный уровень безработицы;

3) оценка безработицы как экономического явления.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Должны быть указаны следующие виды безработицы:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) циклическая.

28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

В ответе указываются следующие категории людей:

1) те, кто сам оставляет работу;

2) те, кто был уволен администрацией;

3) те, кто впервые выходит на рынок труда. Категории людей могут быть названы иначе.

Могут быть указаны другие категории людей .

29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих ра[боту равно числу свободных мест;

2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим:

- экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов XX века;

- радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы.

Могут быть приведены другие примеры.

30. В 80-е годы XX века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»;

2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например:

- недостаток опыта;

- низкая квалификация;

- активные поиски лучшей работы;

- завышенные ожидания.

Могут быть указаны другие причины.

Часть 1

А1 . Что свойственно и человеку, и животному?

А2 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

А3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

А4 . Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

А5 . Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

3) льготы общественным фондам

2) дотации предприятиям

4) таможенные пошлины

2) право жить в семье

4) избирательные права

А18 . Президент Российской Федерации является главой

2) дисциплинарный проступок

4) уголовное преступление

А20 . Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

4) создает правовую базу для развития конкуренции

В2 . Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________________

В3 . Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

1) демократический

Б) власть единой массовой партии

2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

С5 С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

С6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Ключи Вариант 3

№ задания

№ задания

№ задания

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей;

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты