29.11.2021

Разъяснения минфина по имущественному налогу. Разъяснения минфина по налогу на имущество физлиц


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2016г. №03-05-05-01/58129.

Даны разъяснения по вопросу применения Классификации основных средств в целях исчисления налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640 в постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" вносятся изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Таким образом, внесение изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств), не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств, установленного в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

При определении объектов, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций, подпункт 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07 сентября 2016г. №А40-141360/2015.

Подтверждена возможность доначисления налога на имущество по причине неверного оформления переоценки.

Основанием для принятия решения о доначислении налога на имущество послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, в нарушение положений статьи 375 НК РФ в 2012 году неправомерно произвел переоценку стоимости объекта основных средств,

Приказ заявителя от 31.12.2012 о проведении переоценки основных средств по состоянию на 31.12.2012 - не соответствовал учетной политике организации, в которой четко закреплено, что переоценка основных средств не производится.

Таким образом, налогоплательщиком переоценка основных средств проведена в нарушение бухгалтерского законодательства, которое повлекло искажение финансовой отчетности, а также налогового законодательства при исчислении налога в бюджет Российской Федерации….

В отчете об оценке показатель восстановительной стоимости оцененных объектов ниже показателя рыночной стоимости, что противоречит закону.

В спорном отчете не содержится информации о том, каким образом оценщики рассчитали восстановительную стоимость объектов, и причины расхождения восстановительной стоимости от показателей рыночной стоимости.

Рассмотрен вопрос включения в налоговую базу по налогу на имущества объекта незавершенного строительства.

Если объект незавершенного строительства в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не учитывается в качестве объекта основных средств, в силу пункта 1 статьи 374 Кодекса данный объект не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2016 г. №А43-31418/2014.

Подтверждена необходимость включения в налоговую базу по налогу на имущество объекта, готового к эксплуатации, и невозможность «затягивания» момента ввода объекта в эксплуатацию по желанию налогоплательщика.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество после того, как он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации (независимо от ввода его в эксплуатацию).

Как следует из материалов дела, в спорный период Общество учитывало очистные сооружения промышленно-бытовых стоков на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" как объект незавершенного строительства….

Вместе с тем суды установили, что в декабре 2010 года Общество ввело в эксплуатацию завод по розливу минеральных вод и других безалкогольных напитков, функционирование которого недопустимо без использования очистных сооружений промышленно-бытовых стоков….

Суды установили, что в спорный период очистные сооружения были пригодны для использования, соответствовали всем критериям объекта

Письмо Минфина РФ от 14.03.2013г. N 03-05-05-01/7760 Об учете капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества, принятых на учет в состав основных средств с 1 января 2013 г.:

В составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, то есть затраты, увеличивающие первоначальную стоимость арендованного объекта основных средств. При этом стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), принятые арендатором на учет с 1 января 2013 г. в состав основных средств, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия.

Письмо Минфина РФ от 15.03.2013г. N 03-03-06/1/7940 О начислении амортизации в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации:

До 01.01.2013 основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию.

С 01.01.2013 амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Это в том числе касается вышеуказанных объектов.

Новые нормы не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2013. Они амортизируются по прежним правилам.

Письмо ФНС от 28.02.2013г. № БС-4-11/3314 “О налоге на имущество организаций”:

В отношении недвижимости, находящейся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, декларации подаются по местонахождению соответствующих объектов. Сведения о такой недвижимости отражаются в разделе 2 налоговой декларации. При этом заполнять данный раздел отдельно в отношении каждого объекта недвижимости не требуется.

Таким образом, если юридическое лицо встало на учет по местонахождению нескольких объектов недвижимости, расположенных в пределах 1-го муниципального образования, оно должно представить декларацию с заполнением 1-го раздела 2 в отношении всех указанных объектов недвижимости.

Кроме того, в письме разъяснено следующее:

В декларациях отражаются суммы налога, коды ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным налоговому органу, в который подается декларация. Если законодательством субъекта Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления суммы налога по нормативам в бюджеты муниципальных образований, в таком случае одна налоговая декларация может заполняться в отношении суммы налога, перечисляемой в региональный бюджет, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Федерации. При этом в декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления документа.

Закрытие карточек "РСБ" выполняется после процедуры снятия плательщика с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом. В случае недоимки/переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки "РСБ" с ОКАТО по старому месту учета (есть исключения).

Уточненные декларации по налогу на имущество организаций за периоды, предшествующие тому, в котором плательщик перешел на представление одной декларации в отношении суммы налога, зачисляемой в региональный бюджет, представляются по новому месту учета. При этом в декларациях указывается ОКАТО по старому месту учета.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28.08.12г. № 03-05-05-01/52:

Разъяснено, что если один из участников договора простого товарищества применяет УСН, то он освобождается от уплаты налога на имущество организаций, в том числе в отношении своей доли в общем имуществе товарищества.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2012г. N 16291/11 "О признании недействительным письма Минфина России":

ВАС РФ не признал незаконным одно из разъяснений Минфина России, согласно которых капвложения, которые арендатор производит в виде неотделимых улучшений в арендованную недвижимость и учитывает в составе основных средств, облагаются налогом на имущество до их выбытия в рамках договора аренды.

Как указал ВАС РФ, подобные выводы не противоречат законодательству. НК РФ связывает момент возникновения объекта обложения таким налогом с фактом нахождения имущества в составе основных средств в соответствии с правилами ведения бухучета. ПБУ "Учет основных средств" предусматривает, что в составе основных средств учитываются, в числе прочего, капвложения в арендованные объекты основных средств. При этом в силу Положения по ведению бухучета и бухотчетности подобные капвложения зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором. Такие капвложения учитываются арендатором до их выбытия. При этом перечень случаев подобного выбытия не закрыт..

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2

Не за горами составление годовой отчетности, а вместе с этим и уплата налога на имущество. Поэтому, думаем, пришла пора, как говорится, сверить часы. За прошлый год по интересующей нас теме Минфин выпустил множество разъясняющих писем, и сегодня вы, уважаемые читатели, можете ознакомиться с их мониторингом. По отдельным ключевым моментам мы дадим свои комментарии. Вместе с тем ряд писем (в основном по налоговым льготам) не будут освещены в настоящей статье, к ним мы вернемся в ближайших номерах журнала.

Доходные вложения в материальные ценности

Одними из знаковых моментов ушедшего года стали споры по поводу включения в расчет налоговой базы по налогу на имущество стоимости доходных вложений в материальные ценности <1>. Надо сказать, что и ранее (до внесения изменений в ПБУ 6/01 <2> Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н (далее - Приказ Минфина N 147н)) налоговики в судебном порядке настаивали на этом, причем иногда успешно (Постановление ФАС СКО от 07.02.2006 N Ф08-5788/2005-2291А), несмотря на противоположную позицию Минфина. Однако большинство арбитров поддерживали финансистов и налогоплательщиков и не заставляли последних до 2006 г. уплачивать налог со стоимости имущества, учитываемого на счете 03 (Постановления ФАС ПО от 19.01.2006 N А49-5052/2005-233А/17, ФАС ВСО от 15.03.2006 N А33-15242/05-Ф02-1006/06-С1).

<1> Письма Минфина России от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11, от 08.02.2006 N 03-06-01-02/05, от 14.04.2006 N 03-06-01-04/86, от 02.06.2006 N 03-06-01-04/113, от 19.09.2006 N 03-06-01-04/175.
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Главный козырь тех, кто не желал платить налог в 2006 г., состоял в том, что согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, аналогичная норма содержится в ст. 57 Конституции РФ. При этом акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ). По налогу на имущество налоговый период составляет календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Стоит ли говорить о том, что неопубликованные нормативные акты не применяются, а Приказ Минфина N 147н напечатан лишь 27.01.2006. Вот и получается, что в целях обложения налогом на имущество стоимость доходных вложений в материальные ценности не должна включаться в налоговую базу ранее 2007 г.

К сожалению, попытки обжаловать законность введения задним числом дополнительной налоговой обязанности по уплате налога в 2006 г. не увенчались успехом. Верховный Суд в Определении от 19.09.2006 N КАС06-341 встал на сторону Минфина, отметив следующее: поскольку основные средства отражаются в бухгалтерской отчетности за отчетный период - 2006 г. - на счете "Доходные вложения в материальные ценности" (включая принятые к бухгалтерскому учету до 2006 г.), то эти средства подлежат налогообложению налогом на имущество в 2006 г.

В связи с судебными актами ВС РФ, а также многочисленными письмами Минфина сложилась противоречивая ситуация с жилищным фондом, учитываемым в составе доходных вложений в материальные ценности. На эти объекты, приобретенные до 01.01.2006, новый порядок начисления амортизации, установленный Приказом Минфина N 147н, не распространяется (Письма Минфина России от 07.06.2006 N 03-06-01-04/129, от 06.07.2006 N 03-06-01-04/141, от 20.09.2006 N 03-06-01-02/41). А как же иначе, ведь долг любого бизнесмена - безвозмездно авансировать государство. Те, кто считает иначе, пусть попробуют доказать это в Верховном Суде.

Налогоплательщикам, вставшим "на тропу войны", будет интересна позиция судей, полагающих, что квартиру, не используемую в производственных или управленческих целях, вообще не стоит рассматривать как основное средство, а следовательно, и облагать налогом на имущество (Постановление ФАС ВВО от 25.07.2006 N А79-11727/2005).

Однако не все так плохо по представленным выше вопросам. Среди положительных моментов следует отметить, что Минфин "смилостивился" и разрешил не применять порядок, введенный в конце января 2007 г., к расчету налога на имущество за 2005 г. (Письмо от 14.02.2006 N 03-06-01-04/36).

Налог на имущество по объектам недвижимости

Прошедший год стал очередным годом, в котором так и не были решены накопившиеся проблемы по отражению в учете объектов недвижимости, а именно: с какого момента следует признавать капитальные вложения по законченным строительством и приобретенным объектам ОС, как учитывать сложные объекты? Кроме этих рассмотрим и другие вопросы, связанные с бухгалтерским учетом объектов недвижимости.

Законченные строительством объекты

Начнем по порядку и отразим суть проблемы, которая заключается в коллизии нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив признается основным средством при одновременном выполнении условий:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев) в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В то же время к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения (п. 41 Положения N 34н <3>).

<3> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

При сравнении этих двух правил становится очевидным, что один и тот же объект может признаваться ОС и незавершенным капвложением и в зависимости от этого учитываться на счете 01 или 08, следовательно, признаваться либо не признавать объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Обратимся к п. 52 Методических указаний <4>: допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. Без сомнений, слово "допускается" указывает на акт воли в отношении принятия к учету ОС до фактической регистрации права собственности, другими словами, данный момент следует отразить в учетной политике.

<4> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Но наши чиновники очень часто читают нормативные документы под "особым углом", особенно когда речь идет об уплате налогов. Так, в Письме от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 Минфин отметил, что п. 52 в совокупности с п. 38 Методических указаний устанавливает право руководителя организации принимать решение о принятии указанных выше объектов недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве ОС. В то же время включение в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не должно зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта. Аналогичное мнение выражено и в Письме Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154.

Не знаю, как вы, дорогой читатель, но мы не видим универсальной "формулы" для подобных ситуаций. В связи с этим представляем на ваш суд две позиции, изложенные в бухгалтерской литературе. Одна из них состоит в том, что главным документом следует считать Положение N 34н, поскольку в силу его п. 3 ПБУ и методические указания разрабатываются на основании Закона "О бухгалтерском учете" <5> и Положения N 34н. Следующим в иерархии документов идет ПБУ 6/01, и лишь затем следуют Методические указания, - подтверждением служит то, что в п. 1 "Методички" есть отсылка к ПБУ 6/01, в соответствии с которым она и разработана.

<5> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Другой подход основывается на способе преодоления юридических коллизий, согласно которому должен применяться последний из принятых нормативных документов одного уровня <6>. Поскольку все три нормативных документа утверждены Приказами Минфина, следует применять последний из них, в нашем случае - это Методические указания.

<6> Принцип "lex posterior derogat priori" (закон последующий отменяет закон предыдущий), в частности, нашел отражение в Постановлении КС РФ от 29.06.2004 N 13-П.

В дополнение к изложенному добавим, что если говорить о юридическом преодолении разногласий между нормативными правовыми актами одного уровня, то следует напомнить Определение КС РФ от 08.11.2005 N 439-О: разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии. Думаем, озвученный принцип распространяется и на налоговые правоотношения. При этом очевидно, что его применение также приведет к Методическим указаниям.

Что же получается, все зависит от воли руководителя предприятия, то есть от того, подпишет он акт ввода в эксплуатацию или нет? Конечно же, это не так. Иначе многие "умники" не переводили бы свои законченные объекты в состав основных средств и не экономили бы на налоге на имущество. Думаем, что волеизъявление лица, принявшего решение о введении ОС в эксплуатацию, не безгранично и должно подчиняться общим принципам, закрепленным в п. 7 ПБУ 1/98 <7>, главным из которых является принцип приоритета содержания над формой. Вместе с тем директор может воспользоваться правом, предоставленным ему п. 52 Методических указаний, и до государственной регистрации объекта недвижимости (получения свидетельства) не переводить эксплуатируемый законченный строительством объект недвижимости в состав ОС.

<7> Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Возможно, осознав слабость своей позиции, в Письме от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 Минфин напомнил, что за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество предусмотрены меры налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ и административной - по ст. 19.21 КоАП РФ. Правда, финансисты скромно умолчали, что возбуждать дела по последней могут лишь должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органов внутренних дел (милиции), а рассматриваются такие дела в суде (ст. ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ). Более того, ст. 19.21 КоАП РФ вообще не может быть применена к собственнику недвижимости, поскольку Законом N 122-ФЗ <8> не установлены сроки для подачи заявления о государственной регистрации прав на недвижимость <9>.

<8> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
<9> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 г.

Однако из всего вышесказанного не следует, что затягивание по вине организации процесса регистрации станет препятствием для правомерного доначисления налога на имущество и штрафа по ст. 122 НК РФ.

Обратимся к судебной практике, которая подтверждает нашу точку зрения. В Постановлении ФАС ЗСО от 05.07.2006 N Ф04-3365/2006(23141-А27-40) указано, что факт отсутствия государственной регистрации права собственности в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на оформление недвижимого имущества в собственность, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета данного имущества в порядке, предусмотренном налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете.

По другому делу, рассмотренному кассационным судом Поволжского округа, организация не проводила регистрацию объекта недвижимости аж с 1986 г. и по результатам 2004 г. столкнулась с претензиями налоговиков по поводу недоимки налога на имущество. Естественно, в этом случае суд встал на сторону контролеров (Постановление от 31.05.2006 N А12-30698/05-С51).

Вместе с тем существуют судебные акты, поддерживающие налогоплательщиков. Например , в Постановлении ФАС СЗО от 21.02.2006 N А21-6045/2005 отмечено, что объекты недвижимости, принятые после капитального строительства, введенные в эксплуатацию, документы по которым не переданы на государственную регистрацию, учтенные организацией на счете 08, не могут рассматриваться как объект налогообложения по налогу на имущество.

Приобретенные объекты недвижимости

Порядок принятия к учету объектов недвижимости, приобретенных по договору купли-продажи, был рассмотрен в Письме Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151. В нем финансисты в основном повторили свою точку зрения, изложенную в предыдущем разделе, но в дополнение сделали ссылку на п. 12 ПБУ 9/99 <10> и пришли к выводу, что продавец не может списать объект с баланса и признать выручку от его реализации в бухгалтерском учете до перехода прав на объект недвижимого имущества (с чем мы абсолютно согласны). Далее Минфин пояснил: в то же время организация переводит в состав основных средств приобретенный по договору купли-продажи объект недвижимого имущества, первоначальная стоимость которого сформирована, согласно условиям, предусмотренным п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, что является основанием для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ.

<10> Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Получается, что один и тот же объект недвижимости следует учитывать одновременно на двух балансах! И это уже не просто рассуждения о таком субъективном понятии, как "экономическая сущность объекта". По сути, Минфин заставляет нарушать п. 2 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете", предписывающий: имущество, являющееся собственностью организации, учитывать обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Другими словами, следуя Закону, организация обязана принадлежащее на праве собственности имущество учитывать на балансе, а не являющееся таковым - за балансом.

В связи с этим представим Постановление ФАС СЗО от 13.10.2006 N А21-7863/2005, в котором содержится заключение о том, что на балансе организации может учитываться в составе основных средств только имущество, находящееся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Следовательно, имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащее ей на праве собственности, учитывается за балансом (на забалансовых счетах) по правилам простой бухгалтерии, то есть без использования двойной записи по счетам, и не может рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество.

Принятие к учету сложных объектов

В Письме от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136 финансисты представили свое видение сложного объекта ОС, под которым следует понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В него включается имущество как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Примерами подобных объектов чиновники называют лифты, встроенные системы вентиляции помещений, локальные сети и другие системы коммуникации здания. В Письме также приведены объекты, которые не включаются в объект недвижимости, а учитываются как самостоятельные объекты ОС. Это объекты, которые могут использоваться вне объекта недвижимости, их демонтаж не нанесет несоразмерного ущерба их назначению, а сами они не являются неотъемлемой частью объекта недвижимости. Среди них названы столы, автомобили, компьютеры и средства видеонаблюдения.

И все вроде бы правильно, если бы не одна оговорка. Преследуя фискальные интересы, Минфин умолчал о такой характеристике ОС, как срок эксплуатации. Однако данный элемент, согласно п. 6 ПБУ 6/01, очень важен, так как в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Единственная проблема - в нормативных актах не расшифровывается понятие "существенное отличие". Думаем, достаточным основанием для признания различий в сроках полезного использования существенными можно считать их принадлежность к разным амортизационным группам, установленным Постановлением Правительства РФ N 1 <11>.

<11> Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Для наглядности приведем пример: в приобретенном новом здании, относящемся к 10-й группе (срок полезного использования (СПИ) - свыше 30 лет), для его использования покупатель монтирует оптоволоконную сеть и технологические трубопроводы, относящиеся к пятой группе (СПИ - от 5 до 7 лет). По мнению Минфина, и здание, и другие перечисленные объекты должны амортизироваться более 30 лет. Возникает вопрос: где здесь экономическая сущность объекта, на которую так любят ссылаться финансисты, когда речь идет об эксплуатации объектов недвижимости до их государственной регистрации? По нашему мнению, в представленном примере нужно принимать к учету не один, а три самостоятельных объекта, поскольку, амортизируя оптоволоконную сеть и технологические трубопроводы в течение СПИ здания, мы исказим и первую и вторую формы отчетности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Приведем одно из судебных разбирательств. Из материалов дела следует: организация ввела в эксплуатацию два функционально связанных объекта, в связи с этим налоговики указали, что они должны учитываться как один объект. Однако суд посчитал, что объекты имеют разный срок полезного использования, поэтому правомерно учитываются как самостоятельные (Постановление ФАС ПО от 23.07.2004 N А65-21021/2003-СА2-11).

Приобретение непригодного к эксплуатации объекта

Понятно, что купить полностью подходящий объект удается далеко не всегда. В этом случае покупатель вынужден проводить ремонт, реконструкцию либо частичную ликвидацию. Подобные ситуации были рассмотрены Минфином в Письмах от 29.05.2006 N 03-06-01-04/107 и от 26.04.2006 N 03-06-01-04/93, в которых он пришел к выводу, что объекты могут быть приняты к учету только тогда, когда они соответствуют условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, - до завершения ремонта, реконструкции или частичной ликвидации учитываются на счете 08 и не облагаются налогом на имущество.

Формирование стоимости объектов основных средств

На практике нередко возникают вопросы по поводу того, какие затраты подлежат включению в стоимость ОС, а какие списываются в расходы в отчетном периоде, а также по какой стоимости учитывать ОС, внесенные в уставный капитал, и другие.

В Письме Минфина России N 03-06-01-04/107, кроме принятия к учету ОС, нуждающегося в ремонте, рассмотрен вопрос о включении процентов в состав капитальных затрат. В нем со ссылкой на п. п. 28 и 31 ПБУ 15/01 <12> сделан, на наш взгляд, правомерный и выгодный для налогоплательщиков вывод: если объект основных средств не принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но он фактически используется для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), то включение затрат по предоставленным займам и кредитам в первоначальную стоимость данного объекта должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации.

<12> Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н.

Что касается процентов, то в ушедшем году было одно полезное разъяснение: по кредиту (займу), взятому для рефинансирования (погашения) ранее взятого кредита (займа) для приобретения или строительства объектов недвижимости, затраты по этому полученному кредиту (займу) в первоначальную стоимость инвестиционного актива для целей обложения налогом на имущество организаций не включаются (Письмо Минфина России от 18.08.2006 N 03-03-04/1/633).

Еще один вопрос - надо ли включать в первоначальную стоимость государственную пошлину, а если это автомобиль, то еще и плату за первый техосмотр? Минфин в Письме от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138 говорит, что и то и другое включаются в первоначальную стоимость объекта, учитываемую, в частности, для целей исчисления налога на имущество организаций. Государственная пошлина действительно должна включаться в первоначальную стоимость ОС, в том числе и автомобиля (Постановление ФАС ЗСО от 03.05.2005 N Ф04-2522/2005(10706-А27-40)).

Однако "гусь свинье не товарищ". Дело в том, что расходы на техосмотр, по нашему мнению, не нужно включать в стоимость автомобиля. Объясняется это тем, что для технического осмотра, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 196-ФЗ <13>, предъявляются транспортные средства, находящиеся в эксплуатации. Более того, новый владелец обязан представить транспортное средство к техосмотру в течение 30 суток после его регистрации в Госавтоинспекции, однако и данный срок может быть продлен, например, в случае командировки (п. 5 Постановление Правительства РФ N 880 <14>).

<13> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
<14> Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Представляет интерес Письмо Минфина России от 02.10.2006 N 03-06-01-04/184, в котором рассмотрена ситуация по внесению в уставный капитал квартиры. Причем ее согласованная учредителями цена соответствует данным бухгалтерского и налогового учета, но значительно отличается от стоимости, определенной по результатам независимой оценки. Финансисты разъяснили, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона об ООО <15>, если стоимость доли, оплаченной неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда (200 x 800 руб. <16>), такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Поскольку номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале ООО превышает указанный размер в бухгалтерском учете, для исчисления налога на имущество организаций ООО должно применять приведенную в отчете независимого оценщика стоимость нежилого помещения.

<15> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
<16> С 1 мая 2006 г. МРОТ составляет 1100 руб.

Если имеются обособленные подразделения...

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, определены ст. 384 НК РФ. Согласно данной статье организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них (Письмо Минфина России от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177). При этом организации, имеющие обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, у которых нет недвижимого имущества по месту нахождения этого подразделения, уплачивают налог, а также представляют налоговые декларации по месту нахождения организации (Письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07).

В Письме от 10.03.2006 N 03-03-04/1/199 Минфин разъяснил порядок распределения сумм налога на имущество между бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований. Финансисты напомнили, что уплата налога производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Для расчета удельного веса среднесписочной численности работников необходимо взять либо среднесписочную численность работников, либо сумму расходов на оплату труда. При этом порядок расчета среднесписочной численности определен Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50, и этот показатель можно брать за налоговый или отчетный период. Главное, чтобы он не изменялся в течение налогового периода. Аналогичное по содержанию Письмо вышло из-под пера Минфина 07.03.2006 под номером 03-03-04/1/187.

Однако распределять налог нужно не всегда. Минфин в Письме от 01.12.2006 N 03-06-01-04/208 разрешает этого не делать, если налог полностью начисляется в бюджет субъекта Федерации, а обособленные подразделения или недвижимое имущество находятся на территории этого региона. Понятно, что в таком случае подается одна налоговая декларация. Правда, об изменениях налогового администрирования по налогу на имущество организаций необходимо уведомить соответствующие налоговые органы (см. также Письма Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/155, от 09.03.2006 N 03-06-01-04/63).

Письмо Минфина России от 24.10.2006 N 03-06-01-04/194 может пригодиться тем, у кого имущество обособленного подразделения используется одновременно и для деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, и для деятельности, находящейся на общей системе налогообложения. Стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации. При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель "выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2). Причем если обособленное подразделение имеет отдельный баланс, то стоимость имущества, облагаемая налогом, может определяться исходя из выручки обособленного подразделения, а не всей организации.

Скажем несколько слов об имеющих место спорах. Нередко расчеты налога на имущество чиновники считают налоговыми декларациями и за их несвоевременное представление привлекают организации к ответственности по ст. 119 НК РФ. Однако оснований для этого нет - к такому выводу пришел ФАС ДВО в Постановлении от 31.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1217.

Прочие разъяснения

В Письме Минфина России от 11.04.2006 N 03-06-01-04/83 рассмотрена ситуация, когда организация обнаружила ошибки, связанные с начислением амортизации за прошлые периоды. По мнению чиновников, организация должна пересчитать остаточную стоимость имущества и представить в текущем налоговом периоде уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за прошлые налоговые (отчетные) периоды: невыполнение корректировки среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период и, следовательно, суммы налога в налоговой отчетности по налогу на имущество организаций может привести к занижению (в том числе умышленному) налоговых обязательств не только по налогу на имущество организаций, но и по налогу на прибыль организаций.

Для тех, кто придерживается другой точки зрения, мы специально выделили слова "может привести", которые свидетельствуют о некоторой неуверенности финансистов в своей позиции. Действительно, основания для этого есть: изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 39 Положения N 34н).

Известно, что объект обложения налогом на имущество определяется в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, также определяется по правилам бухгалтерского учета. Поскольку исправление ошибок, осуществленное после утверждения отчетности, не влияет на остаточную стоимость ОС, зафиксированную в предыдущем периоде, говорить об ошибках в налоговых декларациях едва ли возможно. Следовательно, ссылки на ст. 81 НК РФ несостоятельны.

Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101: основные средства, переданные по договору ссуды, переведенные на консервацию и находящиеся на реконструкции или модернизации продолжительностью более 12 месяцев, должны рассматриваться как объекты налогообложения. Нам остается только признать, что действительно согласно п. 20 Методических указаний основные средства подразделяются на объекты, находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; на стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации.

М.В.Моисеев

Редактор журнала

"Промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

О порядке исчисления с 1 января 2008 года
налога на имущество физических лиц в отношении имущества,
находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности

В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 19 Кодекса налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.

На основании ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-0). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона.

На основании изложенного, полагаем, что сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

В случае если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости.

На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться исходя из установленного гл. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 г. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся.

  • 29.08.19

    Задолженность по сборам за землю, недвижимость и автомобили выросла почти до 195 млрд рублей. 915
  • 21.08.19

    Письмо ФНС России от 12.08.2019 N СД-4-21/15951@ 495
  • 13.08.19

    Правильная квалификация объектов основных средств в качестве движимого и недвижимого имущества важна в целях их налогообложения. Налогоплательщикам нельзя оставить без внимания выводы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда, сформулированные в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, А05-879/2018. 2 425
  • 12.08.19

    Результаты определения кадастровой стоимости утверждаются актом субъекта РФ. Данные по кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Налогоплательщики озаботились вопросом, с какой даты результаты определения кадастровой стоимости подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц: даты составления акта, даты фактического внесения данных в ЕГРН или даты начала применения кадастровой стоимости (дата вступления акта в силу). Ответ на приведенный вопрос дал Верховный суд, отказав налогоплательщику в признании письма Минфина, в котором приведена принципиальная позиция ведомства по обозначенной проблеме, недействующим. 2 310
  • 26.07.19

    Внесенный законопроект по задумке авторов должен коснуться "деловой" недвижимости, принадлежащей фирмам или ИП на УСН, ЕНВД или ПСН. 710
  • 26.07.19

    Письмо Федеральной налоговой службы от 02.07.2019 г. № СД-4-3/12868@ "О представлении налоговых деклараций и уплате налогов" 948
  • 25.07.19

    Поданное в 2020 году уведомление будет касаться декларации за 2019 год. 300
  • 24.07.19

    Письмо ФНС России от 12.07.2019 N БС-4-21/13701@
    "О форме уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и об отмене действия отдельных положений письма ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@"
    510
  • 15.07.19

    Это касается фирм-владельцев нескольких объектов, разбросанных по региону, но только - облагаемых по среднегодовой стоимости. 514
  • 11.07.19

    Минфин разъяснил: на дату вступления в силу решения инспекции. 509
  • 10.07.19

    Письмо Минфина России от 18.06.2019 N 03-03-06/1/44236 307
  • 08.07.19

    Самодеятельность тут бессмысленна. Это надо требовать от суда или комиссии, снижая "кадастр" до "рынка", советуют суды. 846
  • 05.07.19

    Письмо Федеральной налоговой службы от 25.06.2019 г. № БС-4-21/12286@ 793
  • 04.07.19

    В одной из наших публикаций «Ограниченная» ответственность ИП: гражданская, административная и уголовная мы сравнивали плюсы и минусы ведения операционной деятельности от имени индивидуального предпринимателя. А что бывает, когда активы принадлежат нескольким собственникам бизнеса, зарегистрированным в этом статусе? 1 059
  • 03.07.19

    Финансовые организации не платят налог на имущество, полученное по договорам залога и подлежащее продаже. Регионы жалуются на выпадающие доходы бюджета и предлагают обязать банки платить налог. Правительство инициативу поддержало. 243
  • 27.06.19

    Письмо ФНС России от 21.06.2019 N БС-4-21/12067@ "О внесении изменений в Методические рекомендации, направленные письмом ФНС России от 10.01.2018 N БС-4-21/147@" 559
  • 21.06.19

    Письмо Минфина № БС-4-21/9652 от 22.05.2019 1 106
  • 20.06.19

    Письмо ФНС России от 10.06.2019 N БС-4-21/11153@ "Об установлении отчетных периодов и сроков уплаты налога на имущество организаций и земельного налога налогоплательщиками-организациями"(вместе с Письмом Минфина России от 06.06.2019 N 03-05-04-02/41504) 570
  • 18.06.19

    Это можно, если изменились характеристики "кадастрового" объекта, и пока нельзя, если исправлена ошибка или установлен "рынок". 397
  • 18.06.19

    Письмо ФНС России от 29.05.2019 N БС-4-21/10389@ "О применении при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество организаций кадастровой стоимости объекта налогообложения, измененной по основаниям, указанным в пункте 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" 450
  • 04.06.19

    ФНС дала инструкции насчет указания кодов ОКТМО в декларациях и расчетах по налогу на имущество организаций. Указанная налоговая отчетность заполняется в отношении налога, который надо платить в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования. При этом указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям, подведомственным налоговому органу, в который сдается отчетность. Ранее ФНС сообщала о... 341
  • 04.06.19

    Письмо ФНС России от 24.05.2019 N БС-4-21/9840@ "Об указании кодов по ОКТМО в формах налоговой отчетности по налогу на имущество организаций" 822
  • 03.06.19

    Письмо ФНС России от 16.05.2019 N БС-4-21/9108 731
  • 30.05.19

    15 апреля 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Об изменениях, которые внесены в порядок исчисления и уплаты, а также представления отчетности по имущественным налогам для налогоплательщиков-организаций, и поговорим. 2 273
  • 20.05.19

    Минфин напомнил, что в соответствии с ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты до их выбытия. Неотделимые улучшения помещения торгового центра, учитываемые у арендатора в качестве ОС, облагаются налогом на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 374 НК (как находящаяся на балансе недвижимость) до их выбытия из состава ОС арендатора. Налог надо считать исходя из среднегодовой стоимости, в... 509
  • 20.05.19

    Письмо Минфина от 11.04.2019 г. N 03-05-05-01/25734 816
  • 14.05.19

    Обзор подготовлен налоговым консультантом, кандидатом юридических наук Юзваком М.В. 1 874
  • 29.04.19

    В правила расчета и уплаты налога на имущество с 2019 г. был внесен ряд изменений. Рассмотрим эти изменения и заполним аванс по налогу на имущество в «1С». 2 367
  • 26.04.19

    Письмо ФНС России от 19.04.2019 N БС-4-21/7479@ "О внесении изменений в письма ФНС России в связи со вступлением в силу Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ" 1 143
  • 25.04.19

    ФНС рассказала о будущем порядке представления единой по региону декларации и напомнила об отмене расчета. 1 399
  • 22.04.19

    Письмо ФНС России от 15.04.2019 N БС-4-21/7045@ "Об Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2019 N 308-КГ18-11168 по делу N А53-1315/2017" 723
  • 17.04.19

    Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" 2 068
  • 08.04.19

    Налогоплательщик ошибочно заплатил НДФЛ как налог на имущество. Суды одобрили отказ в зачете этой суммы за пределами трёхлетнего срока, несмотря на акты сверки и нормы ГК о прерывании срока признанием долга. 696
  • 03.04.19

    Письмо ФНС России от 26.02.2019 N БС-4-21/3364 1 339
  • 01.04.19

    После судебной экспертизы налогоплательщик поверил в свою ошибку и доплатил налог на имущество за годы, не охваченные проверкой. Это привело к переплате по налогу на прибыль, которую налоговики не признали из-за сроков. Суды постановили переплату вернуть. 1 210
  • 29.03.19

    Письмо ФНС России от 25.03.2019 N БС-4-21/5348@ "Об исчислении налога на имущество физических лиц в случае преобразования муниципальных образований" 831
  • 27.03.19

    Письмо ФНС России от 15.03.2019 N БС-4-21/4632 857
  • 27.03.19

    Письмо ФНС России от 19.03.2019 N БС-4-21/4838@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций" 606
  • 26.03.19

    Появился текст законопроекта в том виде, в котором он впоследствии станет законом. Среди дополнений – вычеты НДС при экспорте услуг, уточнение периода освобождения угнанных ТС от транспортного налога и многое другое. 2 780
  • 21.03.19

    Письмо Минфина от 19.02.2019 г. N 03-05-05-01/10400 1 720
  • 18.03.19

    Письмо Федеральной налоговой службы от 05.03.2019 г. N БС-4-21/3950@ "О порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций (коды налоговых льгот 2010337 и 2010338)" 680
  • 15.03.19

    Письмо ФНС России от 01.03.2019 N БС-4-21/3728@ "О направлении письма Минфина России о порядке применения положений пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации" 494
  • 11.03.19

    Письмо ФНС России от 26.02.2019 N БС-4-21/3377@ "Об основаниях прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в случае сноса объекта налогообложения" 484
  • 01.03.19

    Раздел 2.1 декларации по налогу на имущество заполняется организациями в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, напомнила ФНС. Сумма налога в отношении них исчисляется в разделе 2 декларации. Строка 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) – ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. При этом значениями текстовых, числовых, кодовых показателей поля декларации... 1 392
  • 01.03.19

    Письмо Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 г. N БС-4-21/2388@ "О порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций" 1 001
  • 28.02.19

    Письмо ФНС России от 19.02.2019 N БС-4-21/2825@ "Об исполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 10-П по делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации" 1 304
  • 27.02.19

    Если здание включено в региональный кадастровый перечень, то налог на имущество организаций должен исчисляться по кадастровой стоимости. Однако случается, что таковая для некоторых объектов не определена. Для ситуации, когда такое произошло с объектом из перечня, НК особых правил не устанавливает. Минфин указал, что если региональный закон о "кадастровом" налоге принят, то по объектам, которых он касается, невозможен переход к исчислению... 734
  • 12.02.19

    Комментарий к Письму Минфина России от 27.12.2018 № 03-03-06/1/95703. 1 483
  • 30.01.19

    Арендатора объекта не смущало ни отсутствие системы отопления, ни то, что в соседнем крыле идёт достройка. Поскольку объект, не поставленный на баланс, приносил прибыль, налог на имущество был доначислен. 438
  • 30.01.19

    Минфин разъяснил: значение имеет тип исходного объекта. Если "улучшена" недвижимость, то капвложения облагаются налогом, если - движимое имущество, то нет. 1 826
  • 28.01.19

    В процессе осуществления практической деятельности по консультированию в рамках вопросов налогообложения нередкими стали вопросы соотношения понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», различие между которыми приобрели правоприменительное значение, состоящее в том, что налоговая льгота подлежит применению исключительно по заявлению налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ, тогда как дифференцированная налоговая ставка, пусть зачастую и улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков, однако, по своей природе льготой не является и обязательна к применению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не имеют право осуществлять проверку правомерности применения дифференцированной ставки в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ. 2 332
  • 18.01.19

    Какие объекты относятся к недвижимому и движимому имуществу в целях исчисления налога на имущества? Для исчисления налога на имущество куда нужно относить такие объекты, как парковочные места, малые архитектурные формы, газопровод, тепловые сети, газонные покрытия, тротуар, экогазон: к движимому или недвижимому имуществу? 3 799
  • 15.01.19

    Приказ ФНС России от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ фактически утвердил новые формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. Об этих новшествах, порядке их вступления в силу, а также о представлении единой декларации и поговорим. 9 138
  • 10.01.19

    ФНС сообщила об изменениях по части налога на имущество организаций с 1 января 2019 года. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество. Налог необходимо будет уплачивать только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве ОС. Субъекты РФ смогут поднять до 2,2% ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и их частей. "Кадастровый" налог, который уже действовал в 70 регионах, охватит еще... 1 543
  • 21.12.18

    Минфин согласен с ВС: льгота положена, только если класс энергоэффективности по объекту устанавливается в обязательном порядке. 582
  • 20.12.18

    Близится новый год – а с ним и пора изменений в законодательстве. Рассмотрим вступающие в силу в 2019 г., а также последние новшества уходящего года. 8 527
  • 14.12.18

    Депутаты предлагают устранить возникшую вакханалию в вопросе представления единой декларации по нескольким объектам, разбросанным по одному субъекту РФ. 1 156
  • 13.12.18

    В течение 2018 года в порядок исчисления и уплаты налога на имущество вносились изменения, в частности, касающиеся применения льгот по нему. В связи с этим, как и ожидалось, чиновники внесли поправки в Приказ ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@, которым утверждены ныне действующие формы авансового расчета по налогу на имущество (далее – расчет), сдачи декларации по налогу на имущество (далее – декларация), порядок заполнения расчета и порядок заполнения декларации. Принят соответствующий Приказ ФНС России от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@. Отчитаться с учетом данных поправок впервые надо будет при представлении расчета за I квартал 2019 года. То есть декларацию за 2018 год надо представлять по действующей форме. 3 602
  • 12.12.18

    Немало судебных баталий возникает по учету операций, касающихся разукрупнения (дробления) объектов основных средств. Арбитражные споры, в конечном итоге, сводились к неправомерному признанию расходов в виде амортизации по «раздробленным» объектам. Теперь высшие судьи высказались в отношении применения льготы по налогу на имуществопо таким объектам (Определение ВС РФ от 24.09.2018 №307-КГ18-14515). 1 122
  • 10.12.18

    Недавно появилась новая форма декларации по налогу на имущество организаций, а также расчета по авансам, а теперь уже готовы и контрольные соотношения к ним (письмо ФНС от 05.12.2018 N БС-4-21/23605@). Напомним, в новой форме исключена возможность исчисления налога с движимого имущества, вносились и другие изменения. ... 821
  • 05.12.18

    ФНС указала, что формирование регионального "кадастрового" перечня, а также порядок его применения, внесение изменений вследствие технических ошибок и в иных случаях находится в компетенции региональных властей. Подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости объекты, включенные в перечень на начало соответствующего года. В отношении объектов, не включенных в перечень, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется... 594
  • 05.12.18

    ФНС обобщила свои разъяснения по поводу единой по региону налоговой отчетности по налогу на имущество организаций (письмо от 27 ноября 2018 г. N БС-4-21/22937@). В связи с изменениями в НК (с нового года отменена возможность отчитываться по месту своего нахождения и по "обособкам"), а также – с поправками в приказ об указанной отчетности (отменяется согласование с УФНС представления единой по региону декларации и единого расчета) ФНС уже... 741
  • 04.12.18

    На основании приказа директора и разрешения на ввод в 2014 году введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) стоимостью почти 57 млн рублей и сроком полезного использования 11 лет. Фирма включила здание ФОК в шестую амортизационную группу, как сооружение культуры и отдыха. Затем компания подключила водоснабжение, выполнила дизайнерское оформление ФОК, прокладку и монтаж системы проводов, кабелей, вентиляции и учла их... 512
  • 15.11.18

    Комментарий к Определению ВС РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064. 1 657
  • 12.11.18

    Законодатели довольно сильно запутали налогоплательщиков с тем, как нужно уплачивать налог на имущество с движимого имущества. То оно не облагается налогом, то облагается, но с учетом особенностей в соответствующем регионе… Со сменой порядка расчета налога меняется и порядок заполнения документов – налогоплательщикам надо заполнять расчеты по авансовым платежам и декларации по этому налогу. С учетом изменений порядка уплаты налога по движимому имуществу можно выделить три периода. Авансовые расчеты и декларации по нему в каждом из них заполняются по своему, но должны быть взаимосвязаны. 2 141
  • 19.10.18

    Субъекты предпринимательства (как юридические, так и физические лица) платят налог на имущество. Хотя правила его уплаты для них значительно различаются, общее состоит в том, что этот налог не уплачивается при спецрежимах. Однако в НК РФ нет разъяснений, как данную льготу может реализовать индивидуальный предприниматель. 13 107
  • 16.10.18

    С того момента, когда стало известно, что сельскохозяйственным товаропроизводителям, несмотря на применение спецрежима в виде уплаты ЕСХН, который вроде бы гарантировал льготное налогообложение, придется платить налог на имущество, мы внимательно следим за обозначенной темой и информируем наших читателей о том, как правильно уплачивать этот налог. С одной стороны, данная льгота отчасти сохранена, но конкретизирована, а сфера ее применения сужена. С другой стороны, положения об этой льготе, по нашему мнению, прописаны недостаточно четко и оставляют место для их двусмысленного толкования. Сказанное подтверждается «метаниями» чиновников в их разъяснениях по поводу применения указанной льготы. 2 390
  • 05.09.18

    Налогоплательщики уже привыкли, что налоговое законодательство претерпевает масштабные изменения в канун Нового года, причем каждого. В 2018 году пакет законов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, принят в середине лета. О том, каким будет тариф страховых взносов, что такое единый налоговый платеж, как изменится порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц и земельного налога, а также для кого обнулится госпошлина, читайте в нашем материале. 4 439
  • 03.09.18

    В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года. 1 10 440
  • 16.08.18

    Фрагмент Комментария к практике Верховного Суда РФ по налоговым спорам за 2017. 3 041
  • 01.08.18

    Налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц в отношении офисной и торговой недвижимости в настоящий момент исчисляется по кадастровой стоимости. Ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости и балансовой стоимости соответственно. Сейчас кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене. Но встречаются случаи, когда она превышает рыночную: из-за неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете, в связи с падением рыночной стоимости объекта. 18 389
  • 30.05.18

    Организация в настоящее время приобретает прицеп к имеющемуся у нее легковому автомобилю за 180 тыс. руб. Организация зарегистрирована в Московской области, там же будет поставлен на учет в органах ГИБДД прицеп. Нужно ли организации платить за прицеп транспортный налог и налог на имущество и подавать соответствующие налоговые декларации? 6 048
  • 24.04.18

    Налогоплательщики Республики Крым и Севастополя с 01.01.2018, как и налогоплательщики многих других регионов, стали включать в облагаемую базу по налогу на имущество движимое имущество. Напомним причину, по которой это произошло: согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с названной даты льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона данного субъекта. По норме п. 25 освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Налогоплательщики Республики Крым и Севастополя теперь не могут пользоваться обозначенной льготой, поскольку власти этих регионов не приняли соответствующие законы. Тем не менее, важно разбираться в том, какое имущество является движимым. По сведениям из Минфина эта льгота снова может стать обязательной для применения независимо от решения региональных властей. 6 734
  • 17.04.18

    В соответствии с Указаниями № 65н(в редакции Приказа Минфина РФ № 255н) статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ детализирована подстатьями 291 – 296 КОСГУ. Может ли данная статья в каких-либо случаях не детализироваться? 27 535
  • 12.03.18

    По результатам сверки казенного учреждения с ИФНС обнаружена переплата налога на имущество за прошлый год. Годовая отчетность уже сдана. Какие документы следует оформить для возврата налога? Как отразить в бюджетном учете операции по возмещению налоговой инспекцией переплаты налога напрямую в доход бюджета? 9 924
  • 16.02.18

    Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог? 21 540
  • 16.02.18

    В данной статье будут рассмотрены основные моменты и нюансы, касающиеся налога на имущество организаций в «1С: Бухгалтерия 8», ред. 3.0. 1 29 638
  • 12.12.17

    В первую очередь проблемы исчисления налога на имущество затрагивают организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, которые имеют в собственности какое-либо недвижимое имущество. При этом до 2015 года вопросы уплаты налога на имущество «упрощенцев» вообще не интересовали, но сегодня налог при УСНО не заменяет уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. Это касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности). Мы изучили вопросы исчисления и уплаты налога на имущество «упрощенцами» в 2017 году, ответы – в предложенном материале. 9 195
  • 06.12.17

    Одним из преимуществ для всех налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе уплачивающих ЕСХН, является то, что они не являются плательщиками НДС. Но, в то же время, в определенных ситуациях это становится для них недостатком. Главным образом – при заключении сделок с другими налогоплательщиками, не освобожденными от уплаты НДС. Ведь для таких налогоплательщиков выгоднее часть суммы, которую они уплачивают поставщику, принять в качестве вычета по НДС, а не принимать ее на расходы. В результате они часто отказываются иметь дело со «спецрежимником». 8 059
  • 04.12.17

    Применение нового классификатора основных фондов (ОКОФ), введенного в действие с 1 января 2017 года, вызывает много вопросов у бухгалтеров. Какие разъяснения по этим вопросам дает Минфин? 6 909
  • 16.11.17

    Предусмотрена ли законодательством возможность уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц посредством удержания работодателем денежных средств из зарплаты налогоплательщика? 2 663

Специалисты Минфина России рассказали, какие категории граждан имеют право в соответствии с налоговым законодательством на льготы при уплате имущественных налогов. Чиновники подчеркнули, что в некоторых случаях такие преференции не зависят от возраста налогоплательщика.

Что случилось?

Минфин России разъяснил, кто именно, согласно нормам Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц. Чиновники отметили, что не только пенсионеры по возрасту имеют право на такие льготы. Как пояснили в Минфине журналистам , преференцией могут воспользоваться все граждане, получающие пенсию в связи с потерей кормильца.

Право не платить налог на имущество

Специалисты Минфина России напомнили, что сегодня все россияне, достигшие пенсионного возраста, не платят налог на имущество. Поскольку они входят в перечень льготников, приведенный в пп. 1-13 п. 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ . Кроме пенсионеров, в него также входят:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, а также ветераны боевых действий;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также на военных объектах;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии на основании законодательства РФ или другого государства, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Как разъяснили чиновники, по нормам этой статьи, под пенсионерами нужно понимать не только лиц, достигших пенсионного возрасти и имеющих в связи с этим право на получение страховой пенсии. Но и тех, кто получает такую страховую пенсию по случаю потери кормильца. На нее, в частности, имеют право:

  • несовершеннолетние дети умершего кормильца (до18 лет);
  • члены семьи кормильца, при условии, что они не работают и осуществляют уход за детьми, не достигшими 14 лет.

Чиновники подчеркивают, что таких граждан также можно называть пенсионерами, но они представляют самостоятельную категорию лиц, имеющую право на получение налоговых льгот. При этом не обязательно, что они получают свою пенсию лично. Например, как пояснили в Минфине, если получателем страховой пенсии является несовершеннолетний ребенок, то его пенсию доставляют не лично ему, а одному из его родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей). При этом он также признается пенсионером.

Таким образом, из разъяснений Минфина следует, что от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются все граждане, являющиеся получателями страховой пенсии, вне зависимости от их возраста и того, кому фактически осуществляется доставка их пенсии.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты