13.03.2020

Гк рф статья 53 строительный контроль. Строительный контроль: виды работ и порядок проведения


1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

Работы по осуществлению строительного контроля производят на основании ст. 53 Градостроительного кодекса, где описаны все правила проведения данного комплекса работ.

Когда нужно проводить строительный контроль?

В законодательных актах установлено, что такие экспертные мероприятия, как строительный контроль объектов строительства, нужно осуществлять тогда, когда имеет место одно из следующих событий относительно объекта капитального строительства:

  • Постройка нового объекта.
  • Ремонт и реконструкция имеющегося здания.
  • Капитальный ремонт здания, сооружения или их составной части.

Данные пункты не касаются объектов мелкого строительства, и строительный контроль для них не регламентирован законодательно.

Кто должен проводить работы по контролю?

Инициатором проведения строительного контроля и мероприятий по анализу процесса строительства, выступает заказчик. Это в его интересах, контролировать, насколько подрядчик соблюдает все нормативы, техническую документацию, смету и правила проведения работ. Заказчик также определяет, какую экспертную группу подключить к данному процессу. В отдельных случаях заказчик может и сам контролировать данные работы, но на это уходит много времени.

К тому же, нужно наличие специальных экспертных знаний во многих областях. Поэтому, намного проще привлечь специалистов извне, которые не только разбираются в данном вопросе, но и имеют соответствующие документы для подтверждения своей компетенции.

Специалист, будучи нанятым заказчиком, имеет такие полномочия, в соответствии с Гражданским кодексом:

  • Наблюдать и контролировать ход выполнения строительных работ заполнения строительной документации, отчитываясь перед заказчиком.
  • Решать любые вопросы с подрядчиками относительно проведения строительных работ, и принимать по ним решения от лица и от имени заказчика.

Специалистом может выступать любое юридическое лицо, либо частный предприниматель, который имеет свидетельство на проведение экспертных работ в строительной области. Свидетельства выдаются саморегулирующими организациями.

Цели осуществления строительного контроля

Если посмотреть в общем виде, то цель строительного контроля заключается в предоставлении заказчику полных сведений о том, как происходить процесс строительства, соблюдаются ли графики, смета и техническая документация. А вот в более широком понимании, строительный контроль ставит перед собой сразу несколько задач:

  • Контроль за качеством выполнения строительных работ, и за их эффективностью.
  • Обеспечение использования при строительстве только согласованных стройматериалов.
  • Отслеживание расходов на строительство, слежение за тем, чтобы смета, которая была составлена изначально, не превышалась подрядчиком самовольно.

Контроль за качеством строительства и его соответствием нормативам и стандартам.

Каждая из этих областей требует того, чтобы её не только тщательно проконтролировали, но также и постоянный мониторинг, который заказчик не может произвести самостоятельно, выполнять. Это также и обезопасит заказчика, так как подрядчик не сможет обмануть эксперта ни по стоимости работ, ни по срокам их выполнения.

Специалист прежде всего защищает интересы заказчика, а также его денежные средства. Это работа, которая нужна именно самим заказчикам, которые заинтересованы в том, чтобы строительство выполнялось должным образом и было выполнено в установленные сроки.

Какие проблемы может решить строительный контроль?

Проведение строительного контроля при строительстве даст возможность решить целый ряд вопросов и проблем, которые могут возникнуть у заказчика. Мало кто из людей, нанимающих подрядчиков, представляет, какие существуют методы и способы в строительном деле для завышения цен, для неуместной экономии и для других способов, которым заказчика могут обмануть.

Если знать все тонкости данной сферы, то можно избежать множества проблем, и добиться исключительного качества проведения строительных работ. В этом вам помогут эксперты в строительной области. Они помогут решить такие насущные проблемы:

  • Если подрядчики допустили неравномерную осадку здания. Если всё оставить как есть, то в будущем могут появиться трещины, деформации и обвалы, которые могут стать причиной травматизма людей, находящихся внутри. Это происходит при нарушении норм и правил строительства, и такое нельзя допускать, устранять проблему нужно в самом начале.
  • Завышенная цена на проведения работ. Подрядчики нередко закладывают в цену свой дополнительный экономический интерес, который выходит за рамки нормы прибыли. Порой, цена может искусственно завышаться почти на 50%. Эксперт может сразу это определить, и может подсказать, где стоит надавить на подрядчика, чтобы тот снизил цену.
  • Когда документация по техническим вопросам ведётся рабочими неправильно. В этой ситуации у них будет возможность скрыть свои огрехи, упрощения технологии и другие нарушения, которые потом могут привести к серьёзным последствиям. Вся документация имеет свой регламент, и эксперт проследит за тем, чтобы он не был нарушен ни на одном из этапов строительства.
  • Нарушения характеристик прочности конструкции здания. Из-за неправильной кладки или других элементов, могут произойти обвалы.
  • Нарушения по экологическим нормам. Причём, здесь имеется в виду два момента. Первый ― это экологичность и безопасность строительных материалов, которые используются при строительстве. Есть много дешёвых материалов, которые являются токсичными и не могут использоваться для капитального строительства. Также, здесь имеется виду момент влияния на окружающую среду, и негативное воздействие на природу со стороны строительного объекта.
  • Затягивание сроков. С целью получить больше денег за рабочие дни, подрядчики могут срывать сроки сдачи проекта, и тем самым они будут занижать его рентабельность. Эксперты строго следят за тем, как выполняются работы, и отвечают за этот момент.

Объекты, по которым нужно провести строительный контроль

Для полного понимания деятельности эксперта, для начала нужно осознать, в какой области он работает, и почему так. На самом деле, существует перечень объектов, выполнение строительного контроля для которых просто обязательно. К ним относятся такие группы зданий:

  • Здания промышленности, которые могут быть использованы и предназначены для любой отрасли производства.
  • Объекты культурного наследия, которые стоят на специальном муниципальном учёте, и при этом подлежат реконструкции либо капитальному ремонту.
  • Торгово-развлекательные центры, независимо от их направленности и места расположения, так как они относятся к зданиям массового посещения.
  • Офисные здания, в которых находится множество офисов различных компаний.
  • Гостиницы и прочие средства размещения (как городские, так и загородные).
  • Здания, относящиеся к жилому фонду (например, многоквартирные дома).

Можно сказать, что контроль при строительстве ― это процедура, что направляет своё внимание в основном на обеспечение качества строительства, и она охватывает все те области и сферы стройки, которые имеют большие бюджеты. Это важно, так как при большом бюджете у подрядчиков больше соблазна завысить цены или растянуть сроки сдачи объекта, что приведёт к снижению экономического эффекта для заказчика.

Однако, перечисленные выше объекты не являются единственными, для которых можно провести строительный контроль. Заказчик может сам решить, что он нужен ему для любого другого вида строительства, даже если по закону надзор не требуется.

А указанные выше здания подлежат контролю обязательно. И более того, процесс контроля и вся документация по нему строго регламентированы законодательно, так что здесь у заказчика просто нет выбора, кроме как нанять эксперта.

По каждой группе зданий можно найти как отдельного эксперта, который специализируется, допустим, исключительно на гостиницах, так и универсального эксперта. Во всех отраслях строительства действуют одни и те же нормы, с небольшими расхождениями, поэтому хороший эксперт разбирается во всех направлениях, которые вам могут понадобиться.

Как проводится контроль?

Порядок проведения строительного контроля строго регламентируется нормами законодательства, так как, прежде всего, это экспертная деятельность, которая должна вписываться в определённые нормативные рамки. Нормативные акты, которые регулируют деятельность эксперта, вы можете найти как у него на сайте, так и в других источниках.

Самый главный документ, который является настольной книгой для эксперта ― это положение о строительном контроле, которое было утверждено правительством РФ. Данный документ регламентирует проведение экспертных работ, а также многие другие тонкости и нюансы, которые возникают в ходе работы.

Заказчику и самому важно ознакомиться с содержанием этого документа. Точно так же, как эксперт контролирует действие подрядчика, заказчик может контролировать действия эксперта. Вы можете убедиться, что ни один документ, необходимый для дальнейшей сдачи объекта, не будет упущен экспертом, и что он будет контролировать каждый участок работы.

Кроме того, ознакомление с правилами работы эксперта снимет у вас целый ряд вопросов, которые обычно возникают от непонимания заказчика того, для чего делается та или иная процедура. Это часто бывает от желания сэкономить. Но поверьте, на экспертной деятельности экономить нельзя, тем более, если объект нужно будет сдавать государственной комиссии.

Кто занимается контролем?

Итак, нужно разобраться, что значит строительный контроль, кто осуществляет его и кто за него отвечает. вы должны понять, что, прежде всего, это именно экспертная деятельность, и чаще всего она требует наличия целой экспертной команды, в которой каждый будет выполнять свою функцию и заниматься своими определёнными вопросами.

Чтобы обеспечить выполнение экспертных надзорных работ в полной мере и по всем правилам, нужно пригласить комиссию из нескольких разнонаправленных специалистов. Состав такой рабочей группы определяется под каждый объект индивидуально, как и её размер. Однако есть некоторые общие рекомендации, которые рекомендуется соблюдать независимо от того, какой объект строится или ремонтируется. По желанию заказчика, этот список может быть дополнен и другими специалистами, которых он сочтёт нужными.

В общем виде, без учёта специфики проекта, состав рабочей экспертной группы по надзору за строительными работами выглядит так:

  • Инженер по общей направленности строительных работ. Это эксперт, который разбирается в стройматериалах, строительных работах, в регламенте проведения работ и в документации. Он осуществляет общий контроль и проверку строительства на всех участках, даже на тех, что охватываются в том числе и другими экспертами. Нередко именно он ― глава экспертной группы.
  • Инженер по электрике. Это специалист, который разбирается в проектировании и прокладывании электрических сетей в зданиях. Он проверяет, насколько качественные используются материалы, насколько схема расположения электросети соответствует плану, и т.д.
  • Инженер по сантехническим вопросам, как правило, контролирует прокладку канализации и установку сантехники. Он отвечает за то, чтобы все работы были выполнены максимально точно и в соответствии с планом строительства или ремонта.
  • Инженер по вентиляционным вопросам контролирует, каким образом устанавливается вентиляция, как организуется её ремонт, и насколько это согласовано с проектной документацией. Также проверяется, какие материалы используются подрядчиком, какого они качества, и т.д.
  • Специалист по экономическим вопросам. Его задача ― проверить смету, которую предоставил подрядчик, убедиться, что она составлена правильно, что в ней нет места для непредвиденных расходов. Также эксперт удостоверяется в том, что стоимость работ не была завышена специально, чтобы получить больше денег с клиента. Во время реализации проекта специалист контролирует расходы и составляет их график, который должен совпадать с плановым.
  • Инженер-проектировщик в основном занимается контролем проектной документации и соответствия между ней и работами, проводимыми по проекту.

Что делают эксперты?

Для того чтобы ответить заказчику по всем пунктам, эксперты обязательно проверяют, были ли допущены какие-либо дефекты или нарушения, которые не согласуются с проектными документами или же с нормативными актами.

Проверки они производят с периодичностью, которая для каждого проекта устанавливается индивидуально, по нормативам. Если заказчик хочет, чтобы проверки осуществлялись чаще, он может назначить их с той периодичностью, с которой захочет, но не реже, чем того требуют правила. Эксперты ведут специальные журналы и создают на их базе отчёты, которые предоставляют заказчику, и в которых отражаются все нарушения, данные об их устранении и другая важная информация.

Кто осуществляет строительный контроль

Гальцев Дмитрий Александрович

Строительным контролем именуется контроль за качеством выполнения работ, поставляемых материалов, инженерных сетей, определяющих безопасность строящегося ОКС.

Строительный контроль - один из способов контроля качества строительства. Как правило, он начинается одновременно с началом строительства и завершается в момент сдачи в эксплуатацию.

Мероприятия по проведению строительного контроля и полученные результаты в обязательном порядке проводятся в соответствии с положениями действующих нормативов и законодательных актов.

1. Нормативная база

Основными действующими законодательными, подзаконными и ведомственными документами, регламентирующими вопросы организации строительного контроля, в которых содержатся требования к лицам, привлекаемым для его осуществления, являются:

1.1. ГрК РФ, введён в действие законом № 190-ФЗ от 29.12.04 (актуальная редакция содержит изменения, внесённые 03.08.18).

В 53 статье Кодекса сказано, что при осуществлении строительства, иных работ (реконструкция, ремонт) на ОКС все проводимые операции должны подвергаться контролю. Его задача - проверка соответствия качества проводимых работ требованиям имеющейся проектной документации, ТР, иных законодательных и нормативных документов.

1.2. ГК РФ. Часть II. Введена 26.01.96 законом № 14-ФЗ (действующая версия датирована 29.07.18).

Согласно ст. 749 настоящего документа заказчик имеет право передать права и обязанности по контролю строительства третьему лицу.

1.3. «Положение», введённое 21.06.10 правительственным постановлением за номером 468.

Пунктом 3 данного «Положения» установлено, что при осуществлении строительства здания (иных работ), проводимых на объектах ОКС (капитального строительства) заниматься строительным контролем имеет право (обязана) одна из следующих организаций:

  • являющаяся подрядчиком;
  • выступающая в качестве заказчика;
  • имеющая статус застройщика.

Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Разрешено возлагать обязанности по контролю за ведущимся строительством на фирму, выполнявшую проектные работы, либо на 3-е лицо, выполняющее роль внешнего аудитора.

Согласно положениям документов работы, осуществляемые при проведении строительного контроля, являются обязательным, так как они гарантируют заказчику безопасность строящихся объектов.

1.4. «Положение» (СДОС-03-2009), принятое 20.07.09 решением НС ЕСОС за № 30-БНС;

1.5. Свод правил, утверждённый приказом № 781 Минрегиона РФ от 27.12.10. Номер документа – 48.13330.2011 (действующая редакция от 26.08.16);

1.6. Приказ Минрегиона РФ № 624, от 30.12.09 (с изменениями на 14.11.11);

1.7. Приказ Минстроя России № 98/пр, от 19.02.16 (утверждено Положение, регулирующее организацию такого вида надзора, как авторский).

2. Кому разрешено проводить строительный контроль

Во всех крупных строительных организациях предусмотрено наличие специального штатного подразделения, сотрудники которого привлекаются для осуществления строительного контроля.

Если его нет, необходимо привлечение 3-его лица, для контроля строительства. При этом оно не должно находиться под контролем генерального подрядчика либо инвестора.

К осуществлению строительного контроля привлекаются разные исполнители (ч.2 ст.53 норматива 1.1, поименованного выше).

Привлечённому лицу поручают выполнение мероприятий по организации конкретного набора действий (проверка соответствия состояния объекта положениям строительной документации).

Заказчик строительства обладает возможностью передать свои права по осуществлению строительного контроля выбранному 3-ему лицу. Основание - ст. 749 нормативного документа 1.2. упомянутого выше.

Осуществление строительного контроля возлагается на:

2.1. Подрядчика

Им выполняются необходимые действия, предусмотренные текущим контролем, проводимым на конкретном объекте строительства:

  • Осуществляется проверка завозимых на строительную площадку стройматериалов и различного оборудования;
  • Выполняется контроль обработки доставленных материалов, имеющие условия хранения;
  • Проводится проверка реализации всех требований технологических процессов.

Данные задачи решаются подрядчиком силами организации (самоконтроль).

Вопросы, касающиеся мероприятий приёма-сдачи, решаются им совместно с представителем заказчика. К подобным мероприятиям принято относить:

  • Освидетельствование работ, относящихся к скрытым;
  • Приёмку определённых этапов строительства (например, видов завершённых работ);
  • Проверку строения, строительство которого завершено.

2.2. Застройщика

Застройщику поручается организация выполнения комплекса мер по контролю строительной деятельности подрядчиком (например, п.7.1. норматива 1.5, поименованного выше). Задачи:

  • Контроль и проверка объёмов выполненных работ, а также соблюдение плановых сроков их завершения;
  • Контроль имеющейся на объекте строительной документации (обращается внимание на полноту её заполнения подрядчиком);
  • Оценка соблюдения требуемых сроков плановых проверок, полноты их проведения.

Застройщик вместе с представителем подрядчика должен осуществлять приёмку отдельных выполненных блоков строительства определённых видов работ.

Они обязаны следить за осуществлением всех скрытых работ, а также осуществлять контроль состояния объекта после завершения строительства в плане его соответствия положениям имеющейся документации.

2.3. Заказчика

В рамках организованного строительного контроля, заказчик осуществляет комплекс мероприятий по организации решения задач, аналогичных стоящим перед застройщиком. С одним отличием, проверки данным лицом проводятся более детально и углубленно. Он может осуществлять их ежедневно либо периодически.

2.4. Проектировщика

Решаемые задачи:

  • Оценка соответствия возводимого объекта имеющимся проектным решениям;
  • Контроль полноты организации выполнения технологических операций;
  • Осуществление комплекса мер по контролю используемых при строительстве материалов с точки зрения их соответствия проекту.

Проектировщик контролирует работы от имени лица, заключившего с ним договор на авторский надзор (заказчика).

2.5. Надзорный орган (аутсорсер)

Это сторонняя организация, специализирующаяся на . Её представители действуют в интересах и от имени своего заказчика.

3. Подробности о независимом аудите

Деятельность сторонних организаций достойна более детального рассмотрения.

Они привлекаются к организации контроля, если заказчик (например, застройщик) не способен на необходимом профессиональном уровне организовать комплекс мероприятий, способствующих всестороннему контролю работ, проводимых на строящемся объекте.

Даже имея свой отдел строительного контроля со штатом, укомплектованным квалифицированным персоналом, рекомендуется использовать строительных аудиторов. Они в подобных случаях выполняют обязанности независимых экспертов.

Для подтверждения данной рекомендации можно привести сложившуюся в строительстве практику - привлекать для проверки качества бетона, применяемого для строительства фундамента (даже если на него имеется паспорт качества, выдаваемый производителем).

Данное решение позволяет выявить имеющиеся факты корпоративного мошенничества, допущенные в рамках идущего строительства. А это экономия средств компании. И, зачастую, немалых.

Если компания прибегает к самостоятельному строительству достаточно редко, сторонние контролёры, это оптимальное решение, позволяющее избежать целого ряда проблем:

  • Использования неоптимальных, либо неграмотно выполненных проектов;
  • Строительства с отклонениями от имеющегося проекта;
  • Низкого качества работ;
  • Срывов согласованных сроков;
  • Применения материалов, которые не предусмотрены проектной документацией, или относящихся к более низкой ценовой категории (по сравнению с проставленной в смете).

То есть аудит, осуществляемый в рамках строительства, позволяет получить объективную комплексную оценку деятельности, осуществляемой подрядчиком.

Это помогает заказчику:

  • избежать, при формировании бюджета, направляемого на строительство, его превышения;
  • получить объективную оценку экономической целесообразности формируемых объёмов финансирования;
  • выявить их нецелевое использование.

При проведении аудита существуют отличия строительного аутсорсинга от любого иного, обусловленные такими специфическими особенностями строительства, как:

  • значительные сроки проведения работ;
  • специфика сезонного строительства;
  • присущее им многообразие.

Не исключаются продолжительные технологические перерывы, требующие консервации стройки.

Главными задачами строительных аудиторов являются:

  • гарантировать заказчику полное соблюдение всех технологических особенностей строительства, прямо (опосредованно) влияющих на итоговую безопасность и надёжность объекта;
  • проводить учёт финансовых средств, исключающие их нецелевое расходование.

Профессиональный аудитор должен обладать соответствующей квалификацией и определённым трудовым стажем, которые позволяют ему детально разбираться сразу в нескольких направлениях деятельности и с достаточной степенью эффективности заниматься контролем таких направлений, как:

  • строительство;
  • организация управления проектами;
  • требования к менеджменту качества;
  • организация управления сотрудниками;
  • управление движением ресурсов (технических и материальных).

Специалист аудиторской компании обязан хорошо разбираться в тонкостях и нюансах строительного документооборота, требованиях действующих нормативов, основах экологического законодательства, требованиях безопасности строительства.

В подобных компаниях часто имеются узкоспециализированные специалисты, а контроль осуществляет группа из 3-5 человек.

Аудиторские проверки на возводимых объектах осуществляются несколькими способами:

  • разовые, проводимые на отдельных стадиях работ, либо по окончанию строительства;
  • регулярные, связанные с проводимым контролем строительства, разбитым на этапы, вплоть до полного завершения возведения объекта.

4. Как выбрать надзорный орган для выполнения аудита

У любого руководителя, принимающего решение о привлечении к контролю строительства третьих лиц, возникают вопросы о том, каким образом выбрать подобную организацию, сотрудники которой смогут выполнить возложенные на них обязанности профессионально, не создавая заказчику лишних затрат и дополнительных проблем.

Ошибка в выборе имеет весьма высокую цену. Она может привести:

  • к существенным потерям средств, выделяемых на строительство;
  • административной ответственности;
  • наступлению уголовной ответственности (если нарушение технологии привело к аварии, в результате которой пострадали люди).

Чтобы избежать этого, следует обращать внимание на следующие факторы:

  • опыт работы организации. Она должна заниматься работами по подобному контролю от трёх лет и более. Не руководствуйтесь при выборе низкими тарифами. Это мнимая экономия, которая может обернуться существенными внеплановыми расходами;
  • квалификация персонала. В штате фирмы обязательно должны иметься узкие специалисты в разных направлениях, от строительства до финансов (с учётом конкретных задач, которые требуется решить в вашем случае).

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Строительный контроль – это организационная форма обеспечения качества. Он включает в себя ряд других видов контроля. В результате получается многоуровневая система проверки. Виды контроля взаимосвязаны между собой. Состав определяется работами, которые выполняют на объекте.

Цель и задачи строительного контроля

Под контролем понимается создание замкнутой цепи обратной связи между заданными характеристиками строительной продукции и процессами их получения. Характеристики продукции установлены в проектных решениях и нормативно-технической документации. Проверка дает информацию о реальных значениях. Основная цель строительного контроля - обеспечить соответствие объекта принятым проектным решениям и нормативам.

Достижение этой цели возможно за счет решения задач контроля. Задачи распределяются по видам деятельности.

На этапе строительства выделяют следующие виды деятельности:

  • управление работами;
  • поставки материалов, оборудования и комплектующих;
  • выполнение строительно-монтажных работ;
  • проведение приемо-сдаточных мероприятий;
  • документирование работ.

В ходе управления работами строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • координировать деятельность всех участников строительства. В строительстве участвует множество организаций. Каждая из них выполняет определенные виды контроля. Они должны дополнять друг друга. Для этого необходима координация деятельности по контролю;
  • оценивать влияние организационных, технических и экономических факторов на результаты работ. В ходе строительства происходит большое количество изменений. Они влияют на исходные проектные решения. Такие изменения вызваны организационными, техническими и экономическими факторами. Строительный контроль должен оценивать влияние изменений на технические характеристики и характеристики безопасности строительного объекта;
  • повышать эффективность работы. Для получения одного и того же результата подходят разные строительные технологии. Каждая технология требует применения своего метода контроля. В таких ситуациях необходимо обеспечить эффективное использование методов и средств контроля.

В отношении поставок материалов, оборудования и комплектующих строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • оценивать качество поставляемых материалов, оборудования, комплектующих. От качества поставок напрямую зависит качество выполняемых работ и конечный результат – законченный строительством объект. Материалы, оборудование и комплектующие должны полностью соответствовать требованиям нормативной и проектной документации;
  • проверять условия транспортировки и перемещения материалов, оборудования и комплектующих. Отдельные виды поставок требуют особых условий перемещения и транспортировки. Свойства материалов могут изменяться, если эти условия нарушены. Строительный контроль необходим для выявления таких случаев до начала применения материалов, оборудования или комплектующих;
  • проверять условия хранения и обработки материалов. Условия хранения и обработки материалов являются одной из составляющих качества и безопасности строительства. Решение этой задачи снижает вероятность порчи материалов и их пересортицы.

В отношении строительно-монтажных работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять соблюдение технологической дисциплины. Каждый вид работ имеет определенный порядок действий и правила выполнения. Для производства работ требуется наличие подготовленного персонала, соответствующего оборудования, соблюдение внешних условий и режимов работы. Эти элементы относятся к технологической дисциплине. Задача строительного контроля - проверка соблюдения требований нормативной и проектной документации в отношении этих элементов;
  • оценивать выполнение технологических процессов. Ход и последовательность работ необходимо отслеживать. Строительные процессы сильно влияют друг на друга. Отступление от установленного порядка действий в одном процессе сказывается на результатах работы по другим процессам.

В отношении приемо-сдаточных меропритяий строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • учитывать несоответствия по качеству работ, поставок, технологической дисциплине. Приемо-сдаточные мероприятия проводятся по: видам работ, элементам строительного объекта, процессам, системам, строительному объекту в целом. Каждый вид приемо-сдаточных мероприятий подводит «итог» за определенный период времени. Строительный контроль необходим для анализа статистических данных по несоответствиям;
  • проверять объем и сроки выполнения работ. Законченный строительством объект должен соответствовать требованиям проекта, техническим регламентам и нормативной документации. Для этого строительные работы необходимо выполнить в полном объеме, в установленные сроки и с заданным качеством. В ходе приемо-сдаточных мероприятий одной из задач контроля является проверка этих составляющих.

В отношении документирования работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять наличие и правильность ведения документации. Все виды строительных работ обеспечены документацией. Одна из задач контроля - проверка наличия и правильности проектной и исполнительной документации, документации по закупкам, сметной документации и пр.;
  • предоставлять достоверную и актуальную отчетную документацию. Контроль сопровождается регистрацией данных и оформлением отчетных документов. Для эффективного контроля они должны быть достоверными и актуальными. Отступление от данной задачи делает мероприятия по контролю бесполезными.

Конкретный перечень задач зависит от организационно-технических условий на объекте строительства. Задачи имеют привязку к объектам контроля.

Контроль не может существовать в отрыве от конкретных объектов. В проектной и действующей нормативно-технической документации для каждого объекта устанавливается: круг контролируемых параметров, периодичность проверки, методы контроля, состав измерительного оборудования.


В обобщенном виде объектами строительного контроля являются:

  • технологические процессы. Проверяется соответствие процессов установленным требованиям к производству работ. Определяющими факторами контроля являются: масштаб строительного производства, виды работ, разнообразие состава и сложность оборудования, технология работ;
  • материалы и оборудование. Проверяется соответствие материалов и оборудования требованиям по качеству, количеству и составу. Исходными данными для проверки служат: проектно-сметная документация, сертификаты и паспорта качества на материалы и оборудование, накладные. В ходе проверки оценивают условия хранения, складирования и обращения с материальными ресурсами;
  • производственный персонал. Проверяется квалификация и подготовка персонала, наличие допусков и аттестация кадров. Строительный контроль необходим для гарантии того, что к выполнению работ привлекаются специалисты, квалификация которых не ниже требований, предъявляемых к данному виду работ;
  • приемы и методы работы. Проверяется последовательность и состав выполняемых действий. Один и тот же результат можно получить разными методами. В каждом случае стоимость результата будет своя. Проверка приемов и методов работы выявляет эффективные способы выполнения работ;
  • условия окружающей среды. Для выполнения процессов хранения и обработки материалов, применения технологий требуются определенные условия окружающей среды. Нарушение этих условий может привести к несоответствиям. В ходе строительного контроля проверяется соблюдение допустимых норм по условиям окружающей среды;
  • документация. Выполняется проверка документации, сопровождающей строительство. Документацию проверяют на предмет: наличия, правильности ведения, регистрации, внесения изменений, актуальности.

Строительный контроль характеризуется одновременной проверкой нескольких объектов. Для каждого из них применяются свои виды контроля. Проводить контроль могут разные участники строительного процесса.

Кто проводит строительный контроль

Строительный контроль могут проводить разные участники процесса. Каждый из них решает свои задачи и выполняет свой набор мероприятий по проверке соответствия строительного объекта требованиям проектной и нормативной документации.


Строительный контроль должны проводить:

  • лицо, осуществляющее строительство (подрядчик). Проводит оперативный (текущий контроль) на строительном объекте. К задачам подрядчика относятся: проверка поступающих материалов и оборудования, контроль условий хранения и обработки материальных ресурсов, проверка правильности выполнения технологических процессов. Эти задачи подрядчик решает самостоятельно (т. е. выполняет самоконтроль). Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями он решает совместно с заказчиком. К таким задачам относятся: освидетельствование скрытых работ, приемка отдельных видов работ и этапов строительства, проверка соответствия законченного строительством объекта;
  • застройщик. Осуществляет периодический контроль подрядчика. К задачам застройщика относятся: проверка сроков и объемов работ, ведение подрядчиком документации по контролю, оценка объемов и сроков проверки подрядчиком технологических процессов. Совместно с подрядчиком застройщик выполняет: приемку отдельных видов работ и этапов строительства, приемку скрытых работ, проверку соответствия проектной и нормативной документации законченного строительством объекта;
  • заказчик (технический заказчик). Застройщик может выступать в роли заказчика и технического заказчика. Строительный контроль со стороны заказчика включает в себя те же задачи, что и задачи застройщика. Только в данном случае проверка выполняется детальнее. Она может быть постоянной (ежедневное присутствие представителя заказчика на объекте строительства) или периодической;
  • проектировщик. Проводит авторский надзор за процессом строительства. Наличие такого контроля зависит от желания заказчика (или застройщика). К задачам проектировщика относятся: оценка соответствия объекта проектным решениям, контроль соблюдения технологии производства работ, контроль применения материалов и конструкций, установленных проектом. Проектировщик выполняет контроль от имени заказчика или застройщика;
  • надзорная организация. Это внешняя организация, которая специализируется на проведении строительного контроля. Она действует только от имени заказчика или застройщика. Её привлекают в случае, если застройщик (заказчик) не может решать возложенные на него задачи строительного контроля на должном профессиональном уровне.

Как правило, контроль осуществляют все из перечисленных выше участников строительства, но только в разных объемах и с разной периодичностью. Организация строительного контроля должна осуществляться таким образом, чтобы максимально использовать возможности взаимодействия всех участников (совместная оценка качества, взаимоконтроль, обмен информацией, согласование действий и пр.).


Вернуться назад на

В Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение N ВАС-10699).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 - 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты